Сад эрмитаж деревья в память об основателях. Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм

Сад «Эрмитаж» (фото смотрите ниже) является памятником садово-паркового искусства. Располагается он в самом центре Москвы. Жители столицы высоко ценят этот островок зеленой природы, находящийся среди шумных дворов и загазованных улиц. Здесь гуляют молодые мамы с колясками, встречаются влюбленные и совершают променад семейные пары.

Вы выбрали местом вашего отдыха парк «Эрмитаж»? Как добраться до него? Стоит иметь в виду, что он располагается неподалеку от улицы Каретный ряд и станций метро «Чеховская» и «Пушкинская».

История появления

Парк «Эрмитаж» был первым увеселительным садом в Москве. Открылся он в 1830 г. В те давние времена располагался сад не на нынешнем месте, а на Божедомке. Парк «Эрмитаж» предлагал к услугам своих посетителей кофейни и беседки, павильоны и театр. Пика своей популярности он достиг в те годы, когда им владел известный антрепренер М.В. Лентовский.

В прошлом он был актером Малого театра. В саду устраивались катания по пруду на лодках, водяные фейерверки, шествия военных оркестров и прочие увеселительные мероприятия. В парк «Эрмитаж» приезжали отдохнуть не только все жители Москвы, но и посещавшие столицу иностранцы.

После того как Лентовский разорился, это место постепенно пришло в запустение. Несколько позже территорию сада застроили домами.

Парк «Эрмитаж» получил свое второе рождение в 1894 г., когда московским купцом Я.В. Щукиным была выкуплена усадьба, располагающаяся в Каретном ряду. Буквально за год запущенная территория превратилась в цветущий сад. На пустыре были разбиты клумбы, проложены дорожки и высажены кустарники и деревья. В саду появилось также здание театра.

Культурные мероприятия

В парке «Эрмитаж» 26.05.1896 г. произошло знаменательное событие. В этот день здесь состоялся общедоступный сеанс кино Спустя два года в парке был открыт театр, руководителями которого явились В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский. 26.10.1898 г. состоялась премьера поставленного ими спектакля под названием «Царь Федор Иоаннович». На этой же сцене Московским художественным общедоступным театром были сыграны такие пьесы, как «Дядя Ваня» и «Чайка» А.П. Чехова.

В театре парка «Эрмитаж» выступали многие знаменитости. Среди них Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов, Анна Павлова и Эрнесто Росси и другие.

«Эрмитаж» - сад, в котором Щукиным был построено летнее сооружение, Зеркальный театр. В дальнейшем планировалось возведение нового здания. Им должен был стать зимний театр, рассчитанный на тысячу зрителей. Однако осуществлению планов помешала Первая мировая война.

После революции 1917 г. парк «Эрмитаж» был национализирован. Несколько позже, в период НЭПа, его сдали в частную аренду.

В 1924 г. здание, находящееся в парке «Эрмитаж», было отдано театру Московского Городского Совета Профсоюзов. Позже он был переименован в театр Моссовета.

Военный период

В годы советской власти парк «Эрмитаж» также был одним из самых популярных мест, где могли отдохнуть жители столицы. Осенью 1941 г. его закрыли. Работа парка возобновилась уже в апреле следующего года. В 1943 г. здесь осуществляли постановку спектаклей. Для этого из эвакуации в Москву вернулись артисты. Помещение театра не отапливалось. Однако ни зрителей, ни артистов это никак не останавливало.

Послевоенный период

Летом 1945 г. была произведена реконструкция сада «Эрмитаж». В 1948 г. на территории парка построили концертный летний зал. На его сцене проходили выступления К.И. Шульженко, А.И. Райкина, Л.И. Руслановой. Здесь можно было послушать оркестр Л.О. Утесова.

В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия москвичи, чтобы поиграть в шахматы, почитать, просто погулять и послушать выступления любимых артистов, приходили в сад «Эрмитаж». Кинотеатр летнего типа был открыт в парке в 1953 г. Он сразу стал популярным местом у москвичей и гостей столицы. Большое количество людей приходило посмотреть картины, выставленные прямо на открытом воздухе.

О той популярности, которой пользовался парк-сад «Эрмитаж», говорят данные статистики. Так, в 1957 г. этот зеленый уголок в столице посетило 1,5 миллиона человек. На сцене парка выступал Р. Карцев и В.С. Высоцкий, зарубежные театральные и музыкальные коллективы. Зеркальный театр сада «Эрмитаж» был выбран местом, где состоялись съемки первой игры «Что? Где? Когда?». В 1980 г. кинотеатр передали театру Миниатюр, руководителем которого стал А.И. Райкин.

Современная жизнь сада

В 1980-х - 1990-х годах парк «Эрмитаж» пережил время запустения. К счастью, оно уже прошло. В 1991 г. для гостей парка открылся театр «Новая опера». Работают здесь театры «Эрмитаж» и «Сфера». К был реконструирован. Реставрационные работы коснулись многих исторических построек.

Сад «Эрмитаж» в настоящее время является замечательным местом для отдыха. Днем здесь любят гулять молодые мамы со своими малышами. С соседних дворов прибегают иногда и школьники. В теплые летние дни непосредственно на садовых дорожках или на открытой сцене выступают непрофессиональные танцоры, изучающие искусство классического танца.

С наступлением вечера парк «Эрмитаж» становится местом проведения различных мероприятий. В летний период это презентации и выставки, концерты звезд из зарубежья, а также джазовый Международный фестиваль. Зимой в парке работает большой каток.

Есть на территории сада ночной клуб и Клуб чайной культуры, а также несколько ресторанов.

Театр «Новая опера»

В 21 веке парк «Эрмитаж» пережил большое потрясение. На его территории произошел пожар. В результате огнем была уничтожена часть исторической постройки, которую сдавали в аренду клубу «Дягилев». В остальном в саду продолжается благополучная жизнь, он как и прежде остается одним из самых любимых мест москвичей. Здесь с удовольствием можно провести весь свободный день. Сначала просто погулять, полюбоваться выставкой цветов или потанцевать с непрофессиональными танцорами на летней открытой площадке, а немного позже пообедать, посетив ресторан, и пойти смотреть спектакль.

На сегодняшний день в саду «Эрмитаж» являются действующими три театра. Один из них - «Новая опера» - открыт в перестроенном помещении. Ранее здесь располагался Зеркальный театр. В 1997 г. для «Новой оперы» было построено новое здание.

Театр обрел популярность сразу после открытия. Тысячи зрителей стремились попасть в него, чтобы послушать классические произведения в новаторских постановках. Наиболее известные из них - «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Травиата» и другие. Постановки, осуществленные первым художественным руководителем театра Евгением Колобовым, до сих пор идут с аншлагами.

Знают и любят театр далеко за пределами российской столицы. В последние годы ему присуждено несколько весьма престижных премий. В их перечне диплом «Звезда недели», учрежденный немецкой газетой «Abendzeitung», Российская оперная премия «Casta Diva» и другие. Помимо того, театр стал членом Европейского оперного сообщества «Opera Europa».

«Эрмитаж»

Это еще один театр сада. Основанный он существует уже не одно десятилетие. «Эрмитаж» ценен для театралов тем, что на его сцене осуществляется постановка пьес, созданных писателями 1920-х годов.

Среди них Николай Олейников и Юрий Олеша, Исаак Бабель и Александр Введенский.
В последнее время на сцене этого театра показывают спектакли авторов Латинской Америки.

«Сфера»

Этот небольшой, но в то же время необычный и очень интересный театр в парке «Эрмитаж» предназначен для массового зрителя. Создан он был в 1981 г. Для публики является привлекательной его открытость, ведь зрители в небольшом помещении, посредине которого располагается сцена, нередко становятся участниками проходящих спектаклей.

Чайный клуб

Московский парк «Эрмитаж» предлагает своим посетителям необычное времяпровождение. В саду находится уникальный клуб, в котором представлена целая коллекция китайского чая элитных сортов, а также изысканная утварь для церемоний чаепития.

Ознакомиться в этом клубе можно и со специализированной литературой. Посетители заведения снимают обувь и верхнюю одежду, располагаясь прямо на мягких коврах в небольших уютных помещениях. Только после этого начинается церемония чаепития, которая проходит под руководством специалистов, дающих новые знания о привычном напитке.

Прогулки по саду

Зеленый уголок в самом центре г. Москва - парк «Эрмитаж» - встречает своих посетителей уютной и ухоженной территорией. Летом здесь работают фонтаны. По всей территории парка растут тополя и дубы, клены и липы. Между деревьями выложены дорожки с установленными вдоль них скамейками. Радуют глаз высаженные кусты роз, сирени и жимолости.

В 2000 г. на аллеях парка появилось две скульптуры. Одна из них была подарена мэрией Парижа. Это бюст Виктора Гюго. Его автор - Л. Маркест. Вторая скульптура - подарок правительства Италии. Это фигура Данте Алигьери. Автор - Р. Пирас. В 2004 г. в саду после реставрации вновь зажгли первый электрический который был изготовлен в 1880 г. на Екатерининском заводе.

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Схема сада «Эрмитаж» (нажмите для приближения)

Имя выдающегося театрального предпринимателя и мецената Якова Васильевича Щукина хорошо известно не только ценителям высокого искусства, но и широкой публике. Правда, многие слышали о нем как о создателе театра «Эрмитаж» – старейшего в одноименном саду. Однако он стоял у истоков и самого парка, о чем, может, не все знают. Благодаря его усилиям некогда заброшенная местность, где прежде была усадьба купца Олонцова, за короткое время превратилась в любимое место отдыха сначала московской богемы, а потом и простых горожан. Фактически сад «Эрмитаж» был открыт в 1894 году, когда сюда пригласили первых посетителей. Но эта дата не является официальной.

На территории находилось старое фабричное здание, тоже заброшенное. Его запросто можно было снести, поскольку в окружающий ландшафт оно никак не вписывалось. Но предприимчивый и дальновидный Щукин решил иначе – обратился к городским властям с просьбой переоборудовать помещения под театр. Ему дали на это добро, и в том же 1894 году бывшая фабрика приросла одноэтажной галереей и крыльцом, которые построил архитектор В.П. Загорский. Затем начатое продолжил его коллега Балевич, осуществивший перепланировку всего парка. С его легкой руки появились летние эстрады, а также навесы для буфета.

И вот настало 18 июня 1895 года – долгожданный момент официального открытия сада, который получил название «Новый Эрмитаж» (первое слово добавили, чтобы не путать с увеселительным садом «Эрмитаж», который находился на Божедомке). В народе же его для удобства прозвали Щукинским. Еще через год, 26 мая 1896-го, здесь состоялся первый в городе киносеанс – на синематографе знаменитых братьев Люмьер. Событие стало важной вехой в культурной истории Москвы и всей России, тем более что присутствовать на нем могли все желающие.

Премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», состоявшаяся 26 октября 1896 года, тоже вписана в славную летопись театра «Эрмитаж» и одноименного сада. Ведь этой постановкой, под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, торжественно открылся Московский художественный общедоступный театр. Первый успех вдохновил на новые премьеры: были показаны спектакли по чеховским произведениям «Дядя Ваня» и «Чайка».



Одновременно с успехами на театральном поприще развивался и сам сад «Эрмитаж», расцветая буквально на глазах. Я. В. Щукин преобразил прежний пустырь буквально до неузнаваемости. Тут появилось множество деревьев, разбили дорожки и клумбы. Вскоре на территорию подвели водопровод, а затем провели электрическое освещение. По тем временам это был настоящий рывок по пути технического прогресса. В 1907 году по заказу Якова Васильевича в парке появилось несколько каменных построек работы архитектора Б. М. Нилуса. А в 1909 году тут построили летний театр, его позже назвали «Зеркальным» (архитектор А. Н. Новиков). Щукин руководил садом «Эрмитаж» до революции 1917 года. В 1926 году именитый театрал и меценат скончался в возрасте 70 лет.


В 30-е годы прошлого века новым директором сада «Эрмитаж» был назначен известный советский архитектор Дмитрий Дмитриевич Булгаков, работавший в стиле постконструктивизма и специализировавшийся на постройке домов так называемой повышенной комфортности, где получала квартиры тогдашняя элита. Считается, что установка новых фонарей и тумб, появление других малых форм в саду – его заслуга, однако некоторые исследователи спорят по этому поводу. Еще одним известным руководителем сада был заслуженный работник культуры РСФСР Иосиф Эммануилович Брагилевский, проработав на этой должности до 1984 года.

В 40-х годах реконструкции подвергся старый зимний театр. Ею занимались архитекторы Михаил Васильевич Посохин и Ашот Ашотович Мдоянц. По их проекту приказал долго жить входной вестибюль – его просто сровняли с землей. Вместо него построили замечательную колоннаду, оснастив ее открытым двориком. Само здание, которое является старейшим на территории сада «Эрмитаж», осталось, разумеется, нетронутым. Начиная с 1959 года, в его стенах ставила спектакли труппа Московского театра миниатюр, который в 1987 году преобразован в театр «Эрмитаж». Немногим ранее, в 1981-м, здесь открылся еще один театр – «Сфера».

Сад «Эрмитаж»: день сегодняшний

В Москве насчитывается больше ста садов, скверов и парковых зон. В одном только Центральном административном округе, к которому относится «Эрмитаж», их 27. Площадь основанного меценатом Щукиным сада составляет 4,90 га, что в сравнении с другими немного. Однако он выделяется среди остальных рядом особенностей, что делает его популярным среди москвичей и гостей города. Компактность тут гармонично сочетается с множеством примечательных мест и интересных аттракционов, для которых, казалось бы, нужно больше пространства. Различные культурные события – праздники и концерты, фестивали и конкурсы – здесь проводятся регулярно. Один из самых известных – Международный джазовый фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж».



В студии искусств, балетной и хореографической школах, работающих на территории парка, талантливые дети приобщаются к миру прекрасного. Посетители играют на свежем воздухе в настольный теннис, участвуют в занятиях по йоге. Есть чему посвятить время и зимой: в саду «Эрмитаж» под открытым небом оборудуют каток, считающийся в Москве самым романтичным. Вообще, романтичных мест, притягивающих молодежь, в саду немало. Одним из них является металлический памятник Всем Влюбленным, выполненный в форме сердца. Он появился с легкой руки работников радиостанции «Серебряный дождь», которая ежегодно 14 февраля, в День св. Валентина, приглашает в «Эрмитаж» всех влюбленных на необычное и приятное соревнование – массовый поцелуй.


Для самых маленьких оборудована современная детская площадка, на которую мамы и папы с удовольствием приводят своих чад. Малыши с интересом наблюдают за местной живностью, например, породистыми голубями, белками, ручными фазанами. А еще вместе со взрослыми любуются неповторимой природой парка, где растет много яблонь и лип, высажены зеленые кустарники, цветут клумбы. Детский смех здесь слышен отовсюду, что наполняет «Эрмитаж» особой энергетикой, и сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Прогуливаясь дорожками сада, невольно ловишь себя на мысли, что идешь по следам великих русских писателей Льва Толстого и Антона Чехова, которые наверняка останавливались у единственного фонтана, обдумывая идеи своих бессмертных произведений. Кроме того, что здесь расположены известнейшие столичные театры – «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая опера», истинных ценителей искусства притягивают и находящиеся на территории памятники. Это бюсты знаменитого французского писателя Виктора Гюго и итальянского поэта Данте Алигьери.


Побывав на интересном спектакле, прогулявшись по аллеям или посмотрев на эстраде парка концерт знаменитостей (в разное время здесь выступали Высоцкий, Зыкина, Жванецкий и другие), можно заглянуть в ресторан «Чайхана». Как вы догадались по названию, потчуют в заведении блюдами национальной узбекской кухни. Незабываемым будет и посещение «Чайного клуба», одного из крупнейших в Москве. Посетителям предложат поучаствовать в древней китайской чайной церемонии и расскажут о пользе этого напитка, а также сортах чая.

Вход в сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, 3. Работает ежедневно с 9:00 до 22:00. Официальный сайт: www.mosgorsad.ru .

Доехать можно общественным транспортом. Остановки – станции метро «Чеховская», «Тверская» или «Пушкинская». Дальше пешим ходом всего 5-7 минут.

Фотографировать и осуществлять видеосъемку в саду «Эрмитаж» можно, но только по предварительной заявке и получив соответствующее разрешение администрации.

Собственно говоря, сад «Эрмитаж» не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Даже расположен он был в другом месте: с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался он на Божедомке и был первым в Москве увеселительным садом с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Наибольшего расцвета достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М. В. Лентовскому. К. С. Станиславский так вспоминал тогдашний сад «Эрмитаж»: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».

Однако же, Лентовский разорился, и сад пришел в запустение, а в дальнейшем и вовсе был застроен домами, и ничто уже не напоминало о временах, когда на месте Самотечных переулков располагалось все это ушедшее великолепие.

Сад Эрмитаж. Век XIX. И вот начинается история сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, родившегося на месте бывшей усадьбы купца В.И. Олонцова. После нескольких попыток образования здесь театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А. Липским, инженером-механиком К. В. Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина 16 июля 1894 года. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

Всего за год скучный пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес - упорство и энтузиазм Щукина вызывали невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.

В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, был проведен водопровод, обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов.

На сцене "Эрмитажа" пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С.В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» состоялось открытие МХАТа. Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», именно здесь прошли премьеры Чеховских пьес. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр, планировалось открытие уникального зимнего театра на 4 тысячи мест, но этому замыслу суждено было состояться лишь отчасти: коробка, называемая нынче Щукинской сценой, - все, что удалось возвести. Неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению.

После революции сад был сначала национализирован, затем, в период НЭПа передан в частную аренду. В здании театра «Эрмитаж» в 1924 году располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), затем он был переименован в театр имени Моссовета, главным режиссером был назначен Ю. А. Завадский. Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей. И даже глобальные катаклизмы не могли этого изменить.

В годы войны сад был закрыт совсем недолго - с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли. Вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

Летом 1945 года сад был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова.

В 50-60 гг. в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино (в 1953 году был установлен экран для летнего кинотеатра). Во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей. Выступали здесь В. С. Высоцкий, дуэт Р. Карцев - В. Ильченко, зарубежные музыкальные и театральные коллективы. В «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?».

20 ноября 1980 года здание кинотеатра «Эрмитаж» было передано Театру миниатюр под руководством приехавшего в Москву А.И. Райкина.

В 1991 году был открыт театр «Новая опера», на сегодняшний день один из трех функционирующих на территории сада театров («Эрмитаж», «Сфера»).

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки.

Многообразие сегодняшней жизни полностью воплощается в калейдоскопе ярких событий, происходящих на территории сада «Эрмитаж». Возрождены традиции проведения весенних выставок-ярмарок «В мире цветов», проводятся фестивали - джазовый, ЭТНА, латиноамериканской музыки, «Кубок юмора», винный, пивной и другие. В 1997 году открылся Клуб Чайной культуры.

В 2004 году сад «Эрмитаж» отметил 110-ю годовщину со дня основания. И хотя сад прекрасен и просто сам по себе, каждый год вписывает новую страницу в его славную историю. Здесь хорошо. Это самое московское место отдыха.

В Юбилей от фонаря или назад в будущее.

Небольшое расследование.

Несколько дней назад в новостях появилась тема: "100-летие московского фонаря".
Само событие состоялось 18 июля. (см. видеосюжеты: Вести-Москва , Вести-Россия)
И так как мне, собственно, не безынтересно все, что происходит в саду «Эрмитаж», да и к тому же сам этот объект наружного освещения давно вызывал определенные вопросы, то сделать некоторые разъяснения становится насущной необходимостью.

Речь тут пойдет про этот самый юбилейный фонарь. И, пожалуй, самое интересное во всем этом — занимательная история этого "юбиляра".

Обычно журналисты пишут настолько поверхностно, что этот фонарь оказывается у них «самым достопримечательным и чуть ли не единственным, самым первым» и т.п. Но встречаются даже такие тексты, где каждое предложение, на самом деле, не соответствует действительности. Вот, к примеру, цитата:
«Это был первый фонарь, отлитый на Екатерининском заводе. В саду он стоит уже более 130 лет, но какое-то время не работал, а с 2004 года снова освещает сад, как и в прошлом веке.»

Забавно, не правда ли? И это при том, что сам сад только собирается отмечать своё 120-летие.

Ну что же, попробуем разобраться.

Как фонарь, попал в "историю".
Итак, что же это за такой фонарь столь внезапно, и невесть откуда появившийся? Что же достоверно известно про "юбиляра"?

Татьяна Вл. | fotki.yandex.ru

Во-первых, этот фонарь появился в саду "Эрмитаж" совсем недавно, менее 10 лет назад , в 2004 году. Подчеркну это особо: так как до этого "его там не стояло", как говорится.
Из информации опубликованной в тот период следует, что данный фонарь был обнаружен в районе, где ранее располагался старый сад "Эрмитаж", в траншее, при проведении работ по перекладке труб. (см. заметка в "МК" от 2004.07.25) Отметим, уже тогда было известно, что на фонаре стоит клеймо с датой "1913". Следовательно, старый сад "Эрмитаж" ко времени появления этого фонаря уже 20 лет как был закрыт, а его территория в то время давно застроена жилыми домами.
Таким образом — становится очевидно, что наш фонарь-юбиляр не имеет отношения ни к нынешнему саду "Эрмитаж", ни к ранее существовавшему саду в районе Божедомки. Что, собственно, не удивительно, ведь этот фонарь является рядовым представителем московского городского уличного освещения того времени. Этим он и ценен для истории, так как подобных уличных фонарей с дореволюционного времени сохранилось довольно мало (Общеизвестно, что всего в Москве 1913 года городских электрических уличных фонарей было чуть более 4000 шт.).
Изготовлен этот фонарь был на Екатерининском заводе, в крупном промышленном центре, городе Сосновицы, (нынешняя Польша). Своеобразным бонусом в истории именно этого фонаря является, то что он найден в районе, где ранее был расположен старый сад. И логичнее всего было бы установить этот фонарь на то место, где он стоял изначально, т.е. на одну из улиц где он был обнаружен.

Дело в том, что в том же 2004 году отмечалось 110-летие со дня открытия знаменитого сада "Эрмитаж" Я.В. Щукина.
И вот тут начинается нечто весьма странное...
Этот, доселе никому неизвестный, уличный фонарь, вдруг появляется на центральной клумбе в саду "Эрмитаж", в котором тогда проходило празднование 110-летие сада, дабы исполнить там "первую роль". В общем церемонии, овации, и всё такое прочее. При этом официально было объявлено, что это... немного, немало:
"Первый московский электрический фонарь, изготовленный на Екатерининском заводе в 1880 году..." - об этом же сообщала и официальная табличка . Ну а дальше больше. Тут уже и сонм журналистов отметился, дополнив своих вариаций к истории о том, как этот фонарик "освещал в 1880 году аллеи старого сада" все это явилось, как уже легко заметить, апофеозом в непростой биографии юбиляра. В результате этот фонарь, когда-то скромно освещавший одну из московских улочек стал упоминаться, едва ли как не единственно ценный объект в историческом театральном саду. В общем, наверное, даже Герберт Уэллс с его "Машиной времени" был бы удивлен такими поворотами сюжета!
В течении этих неполных десяти лет этот фонарь и табличка при нем, у сколько-нибудь склонных к логическому мышлению посетителей сада вызывали лишь иронические улыбки, либо лёгкий когнитивный диссонанс.

Время все ставит на свои места
Ну что же, время не стоит на месте. И приятно когда подобные недоразумения и несуразицы исправляются. И очень хорошо, что сейчас, благодаря недавней акции музея