Открытие америки усилием сна христофора колумба. Сальвадор Дали, «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба

Замысел написать данную картину возник у Дали внезапно.

Сальвадор Дали отправился к своему другу Хантингтону-Хартфорду, чтобы показать ему репродукцию своей картины "Святой Жак". Пока он поднимался в лифте, то вспомнил. что этажом выше над его другом остановился принц Али Хан. Решение пришло спонтанно: он передал лифтеру "Святого Жака" с наказом преподнести ее от имени Дали в подарок принцу.

Хантингтон-Хартфорд тут же спросил Дали, принес ли ему тот картину, На что то конечно ответил, что нет. Далее сюжет разворачивается так (со слов Дали):

"Тогда он спрашивает (Хантингтон-Хартфорд), нельзя ли отправиться в галарею, дабы поглядеть, что собой представляет большая картина. И как раз в тот самый момент, ни минутой раньше, ни минутой позже, я, сам не знаю почему, решаю, что "Святого Жака" надо непременно продать в Канаду.

Лцчше я напишу вам другую картину, "Открытие Христофором Колумбом Нового Света".

Это прозвучало как волшебное слово, да, в сущности, это и было волшебным словом! Ведь не случайно же будущему музею Хантингтона-Хартфорда суждено будет возникнуть именно на Colomus Cirkle, прямо напротив единственного памятника, где изображен Христофор Колумб, - совпадение, которое мы обнаружим лишь много месяцев спустя."

Материал из Википедии:
Картина была заказана художнику американским бизнесменом и филантропом Хантингтоном Хартфордом для своей галереи в Нью-Йорке.
Полотно, являвшееся на момент создания самой большой работой Дали, превращает классический сюжет прибытия Колумба в Новый Свет в эпическое сновидение (первоначально работа выставлялась под названием «Сон Колумба»). Первооткрыватель - совсем молодой человек в простой тунике делает первый шаг из воды на землю Нового Света. На берегу и в облаках его окружают многочисленные фигуры. Правой рукой герой устанавливает на только-что открытой земле стяг с изображением Девы Марии (в ряде источников - Святой Елены), которая имеет портретное сходство с Галой. Левой рукой Христофор за трос выводит свой корабль на мелководье. Себя Дали изобразил монахом (с распятием) в правом нижнем углу картины. Название, по мнению рецензентов Музея Дали, имеет аллюзию на собственное открытие художником Америки - месте, где он обрёл славу.
На переднем плане расположен панцирь гигантского морского ежа, который, по словам Дали, символизирует орбиту искусственных спутников Земли, запущенных в 1957 году СССР, а в 1958 году - США. В этом образе Дали сопоставил значимость открытия Америки с началом освоения космоса.
Дали подчёркнуто выражает свою точку зрения в давнем диспуте о национальности Колумба. Изобразив в левом нижнем углу Святого Нарцисса - покровителя Жироны, встречающего путешественника, он однозначно идентифицировал его как каталонца.

Всем известно пристрастие Дали, и вообще сюрреалистов, к сновидениям. В своё время учение Зигмунда Фрейда, «объяснившего» все человеческие проявления сквозь призму бессознательного, заворожило испанского художника. Свою жену он называет Градивой*, а сам Фрейд — наверное, единственная фигура ни разу не уколотая язвительным Дали за всю жизнь. Сны присутствуют во всех произведениях каталонца, а тут такое дело — по легенде Христофор Колумб услышал во сне слова Бога типа того, что имя Колумба прославится на всей Земле и он получит ключи от ворот океана, запертого сейчас тяжёлыми цепями. Сон героя рождает Открытие Нового Света. И мог ли Сальвадор Дали пройти мимо такого сюжета? К тому же земля, на которую впервые ступает Колумб, называется им Сан-Сальвадором. Святым Спасителем современного искусства частенько называл себя и наш эксцентрик Дали.

На дворе 1 сентября 1958 года, день рождения идеи написать Колумба. Расписание этого дня привожу со слов Сальвадора Дали из его книги «Дневник одного гения». В ночь на первое сентября во сне он увидел белоснежные экскременты и растолковал их как скорую прибыль. На сегодня у Дали назначена встреча с миллионером Хантингтоном Хартфордом с целью продать картину «Святой Жак Компостельский, покровитель Испании». Он забыл про пресс-конференцию, на которой должен представить свою дизайнерскую разработку — флакон для духов. Он и флакона-то никакого не разработал, а тут журналисты налетели и требуют явить чудо (уже оплаченное в соответствии с контрактом).

Дали поднимает с пола перегоревшую голубоватую лампочку от вспышки фотоаппарата, прижимает её к столу вверх патроном и она со слабым хрустом принимает вертикальное положение. Флакон готов. «Это просто, как Колумбово яйцо!» — кричит присутствующий парфюмер. (Редактор-переводчик книги «Дневник одного гения» поясняет таким как я, что фразеологизм Колумбово яйцо берёт начало от неожиданного простого выхода, предложенного Х. Колумбом, когда надо было поставить в вертикальное положение куриное яйцо)...

С репродукцией картины «Святой Жак Компостельский, покровитель Испании» Дали направляется к Хантингтону Хартфорду, но, надо полагать, искорка мысли о Колумбе уже тайно зажглась в мозгу у художника. В лифте он вспоминает, что этажом выше его заказчика проживает пакистанский принц Али-Хан... Дали, повинуясь порыву, поручает лифтёру преподнести репродукцию в подарок принцу и вот уже к Хартфорду он идёт с пустыми руками... Далее привожу цитату самого художника:

Хантингтон Хартфорд тут же спрашивает, принес ли я ему цветную репродукцию святого Жака. Я отвечаю, что нет. Тогда он спрашивает, нельзя ли отправиться в галерею, дабы поглядеть, что собой представляет большая картина. И как раз в тот самый момент, ни минутой раньше, ни минутой позже, я, сам не знаю почему, решаю, что святого Жака надо непременно продать в Канаду.

— Лучше я напишу вам другую картину, «Открытие Христофором Колумбом Нового Света».

Это прозвучало как волшебное слово, да, в сущности, это и было волшебным словом!

На дворе 12 января 1960, день открытия выставки, на которой Сальвадор Дали представляет «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба». Огромное полотно (округлённо три на четыре метра) наполнено кучей сюжетно-смысловых элементов. Дали-католик. Последние годы он проникнут католицизмом, и появляются знаменитые «Тайная вечеря», «Христос св. Иоанна на кресте».

Во время работы над «Открытием Америки» состоялась его встреча с Папой Римским Иоанном ХХIII. Картина торжественно-католична: Колумб в образе молодого красивого героя в белых одеяниях, позади величественно надвигается его «Санта-Мария» на всех своих парусах-крестах, а на водружаемом кастильском знамени Дали-поклонник изображает Елену Дмитриевну Дьяконову* в образе Мадонны Непорочного Зачатия, покровительницы Испании. Дали-атомист разбивает крестами плоскость картины на множество как бы кристаллических ячеек. А морской ёж, как олицетворение Нового Света, встречает всё это в глубокой тени на переднем плане картины Дали-сюрреалиста.

* Градива - персонаж книги (1903) Вильгельма Йенсена - гипсовое изображение женщины, в которое (или в которую) влюбляется молодой человек. Анализу этой влюблённости посвящена, в свою очередь, книга (1907) Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена». Начитавшись Фрейда, Дали называет свою жену Дьяконову Елену Дмитриевну Градивой.