Зачем нужно передавать жизненный опыт. Жизненный опыт для профессионального и личностного роста

Жизненный опыт, так или иначе, есть у каждого человека. Под жизненным опытом обычно понимается совокупность представлений о мире, которые позволяют составить индивидуальное мнение о том или ином предмете, человеке или явлении. Жизненный опыт, без сомнения, делает нас мудрыми и сильными.

Проблема жизненного опыта

Проблема жизненного опыта заключается в том, что это знание об окружающей действительно приобретается каждой личностью самостоятельно. Чужой жизненный опыт не играет никакой роли в становлении другого человека. Как говорят, каждый должен набить свои шишки, совершить ошибки, которые помогут сделать правильные выводы, приведут к конечной цели. Некоторые люди не спешат принимать чужой жизненный опыт, принимать на веру чьи-то убеждения. Это происходит потому, что нам трудно представить кого-то другим правым, а своим мнением пренебречь. К тому же, чужой жизненный опыт часто становится противоположным нашему собственному. Проблема жизненного опыта заключается в том, что не все люди готовы признавать его наличие. Некоторые охотно продолжают отрицать полученные знания с тем, чтобы как можно скорее постараться забыть прошлое и связанные с ним проблемы.

Особенности жизненного опыта

Что дает жизненный опыт личности? Прежде всего, возможность всегда иметь выбор. Имея определенный жизненный опыт, человек обладает завидной свободой: он сам решает, когда и как ему поступить. Это замечательное преимущество, ведь только свободную личность можно назвать вполне состоявшейся и зрелой. При отсутствии жизненного опыта личность будет теряться, искать поддержки у окружающих. Но чем старше мы становимся, тем проще принимать решения. Постепенно личность привыкает брать ответственность на себя, задумываться о последствиях своих шагов. Что входит в особенности жизненного опыта? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный опыт

Жизненный опыт одного человека – это его непреложная истина. Она не всегда соответствует представлениям и мировоззрению других людей. Если для одного самой большой ценностью является семья и дети, то для другого крайне важны карьера, рост по служебной лестнице. Было бы неправильно обвинять оппонента в том, что он не соответствует вашим ожиданиям. Проблема понимания между людьми заключается в том, что они не хотят уступать друг другу, принимать отличную от своей точку зрения.

Жизненный опыт – это величайшее благо, духовное богатство, к которому нужно относиться крайне бережно. Это сокровище требует к себе пристального внимания и уважения. Лишь небольшой процент людей умеют ценить то, чем в действительности обладают, и это поистине счастливые личности. Жизненный опыт всегда способствует формированию определенного взгляда на мир. Это мнение складывается из тех событий, которые вызывают в душе конкретный эмоциональный отклик. Индивидуализация жизненного опыта подчеркивает основные ценности человека, то, как он принимает решения, какое окружение рядом с ним находится. Из одних и тех же событий отдельные люди вынесут разные впечатления, сформируют индивидуальный жизненный опыт.

Зависимость от ярких впечатлений

В процессе познания мира мы накапливаем различные впечатления, которые впоследствии учат нас распознавать информацию, делить ее на составляющие. Этому способствует как раз наличие жизненного опыта. Привычка давать оценку происходящим событиям обусловлена определенным жизненным опытом. Если с детства человек привык принимать от близких людей доброту, душевное тепло, был окружен вниманием и лаской, у него сформируется позитивное отношение к окружающей действительности. В противном случае он будет вынужден всю жизнь сражаться с воображаемыми «монстрами», существующими только в его голове.

Жизненный опыт формирует зависимость от впечатлений. Позитивные образы сказываются на личности положительным образом: она учится доверять близким людям и миру в целом. Жизненный опыт необходим для формирования приоритетов. Отношение к окружающим людям и событиям тоже полностью зависит от жизненного опыта. Самое важное – суметь накопить в сердце достаточное количество ярких и приятных эмоций. Чем более насыщенными и позитивными они будут, тем интереснее получится и сам жизненный опыт.

Умение действовать быстро

Жизненный опыт каждого из нас представляет собой величайшее благо. Принятие решений полностью зависит от того, насколько точно человек умеет формулировать цель, ставить перед собой реальные задачи. Умение действовать быстро, без раздумий – бесценное качество. Конечно, страхи и сомнения полностью исключить из жизни нельзя, но можно их сделать неотъемлемым составляющим богатого жизненного опыта.

Жизненный опыт всегда подскажет, как правильно поступить. Вам не придется долго мучиться и сомневаться в правильности своего очередного решения. Вот почему некоторые действия человек выполняет достаточно просто, словно на автомате – ему помогает опыт. При его отсутствии начинают одолевать сомнения, паническая неуверенность в себе и страхи. Их нельзя избежать, важно приобрести необходимый жизненный опыт, прежде чем двигаться вперед.

Умейте доверять своему жизненному опыту, тогда с честью сможете выходить из самых затруднительных положений. Он необходим нам, чтобы активно действовать, полагаясь на собственную интуицию и мировоззрение.

Таким образом, жизненный опыт является неотъемлемым составляющим самопознания, пожалуй, главным его компонентом. Он помогает нам сохранить душевное равновесие в минуты тяжелых испытаний, приободряет в неудачах, заставляет вновь поверить в себя после сокрушительного падения.

Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять практические действия. К тому же опыт является одним из основных понятий теории познания. Однако стоит рассмотреть его в традиционном понимании.

Жизненный опыт

О нём необходимо рассказать в первую очередь. Что такое жизненный опыт? Так принято называть совокупность событий, происходящих в рамках биографии одного и того же человека. Это, можно сказать, его индивидуальная история или даже социальная биография.

Считается, что количество пережитых ситуаций и их глубина являются определяющими факторами жизнеёмкости каждого индивида, равно как и его духовный мир. Ведь опыт вырастает из переживаний, страданий, победы воли над желаниями и достижений. Всё это приводит к мудрости.

Принято считать, что жизнь человеку как раз и дана для того, чтобы он приобрёл этот опыт. Такова цель земного существования. Чтобы обрести опыт, человек целиком погружается в жизнь, проходя сквозь препятствия, переживая бури, которые доставляют немало неприятностей. Но именно в их решении у него, зачастую, удаётся найти ответы на многие волнующие вопросы.

Существование в обществе

Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

Об индивидуальности

Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже - взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример - ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

Профессиональный аспект

Помимо всего вышеперечисленного детям в процессе их обучения в школе рассказывают о том, что такое релевантный опыт работы. Это важно для их будущего профессионального ориентирования.

Релевантным называется тот опыт работы, который человек приобрёл по определённому профилю. Если кандидат приходит на собеседование в частную клинику, где он хочет работать хирургом, то владельца учреждения, в первую очередь, интересует то, сколько лет потенциальный сотрудник протрудился по данной специальности.

Почему знания по этой теме важны? Потому что дети должны с ранних лет усвоить, что профессиональное самоопределение важно. Безусловно, десятки тысяч людей, окончивших ВУЗ по одной специальности, работают в итоге в других сферах деятельности. Но именно это в школе и пытаются донести детям - они не должны терять 4 года впустую. Им важно ответственно подойти к вопросу выбора профессии, чтобы получить релевантное образование.

Армия

В России служба обязательна - таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

Армия - самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно - зависит от рода войск). Армия учит терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях - это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

Практика

Рассказывая о том, что такое опыт, нельзя не отметить вниманием ещё один нюанс. Он касается практики - человеческой целеполагающей деятельности, сопровождающей каждого из нас с самого рождения.

Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить кое-что интересное, но в то же время простое. Имеется в виду процесс приобретения им навыков. В один день он еле-еле удерживает в руках игрушку. А уже спустя неделю осознанно берёт ложку за ручку. Впоследствии он учится ходить. Сначала падает, ударяется. Но через некоторое время у него удаётся прочно встать на ноги.

Вот, что такое практический опыт. Мы приобретаем его всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Так и есть! Ведь многие люди, достигнув пенсии, решают чему-то научиться. Одни садятся на велосипед, другие отправляются в автошколу, кто-то записывается на курсы изучения иностранного языка. И в ходе занятий они приобретают новый опыт. Кстати, некоторые могут задаться вопросом - почему многим людям так хочется заняться чем-то, накопить знаний? Всё просто. Это - врождённый инстинкт любопытства, который нередко перерастает в любознательность.

Другие виды знаний

Итак, выше было доступно рассказано о том, что такое опыт. Определение понятно, но напоследок хотелось бы отметить вниманием ещё несколько существующих видов знаний.

Помимо перечисленного, есть физический опыт, элементами которого являются ощущения. Эмоциональный опыт подразумевает чувства и переживания. Но это довольно сложное целостное образование, которое интегрирует в себе самые разные типы психических структур.

Также имеет место ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта. А ещё есть религиозный, иначе именуемый духовным и мистическим. Его специфика заключается в максимальной субъективности переживания. Эта же особенность обуславливает невозможность передать данный опыт в неизменном виде другому человеку. Поскольку каждый испытывает свои собственные переживания.

Жизненный опыт. Что это такое и нужен ли он нам?
. Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Выходит, что умные учатся у дураков.
. Опыт - это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
. Жизненный опыт - это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся.
. Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению. (Генри Шоу)
. Опыт - это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. (Джудит Стерн)
. Успех зависит от правильно принятого решения, правильно принятое решение является следствием опыта, а опыт, в свою очередь - следствие неправильного решения.

Как часто в процессе спора с людьми я натыкалась на объяснение их собственной правоты наличием у них за плечами богатого жизненного опыта. Долгое время мною этот самый жизненный опыт воспринимался как нечто обязательное, что и мне жизненно необходимо для успешного существования в повседневной реальности. Дошло до того, что познание мира я спутала с накоплением жизненного опыта!

А ведь действительно, зачем нужен жизненный опыт? Так ли он необходим в повседневной жизни? На первый взгляд вопрос очень глупый, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что и здесь тоже кроется некий подвох. Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья! Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.

В от мы говорим: живем, получаем опыт. А что стоит опыт, в котором не сделаны выводы? Опыт не трансформированый в ситуацию, которая бы приносила радость и счастье. Опыт опыту рознь. Допустим, возьмем какие-нибудь лабораторные исследования. Если проведут один единственный опыт, не сделают выводов, не повторят опыт при определённых изменениях. То какой же это опыт? Это получается недоведенная до конца исследовательская работа, наверное… Или как? Каков смысл проведения половины опыта? Просто ошибка? Неисправленная, оставленная, брошенная на полпути?

Допустим, человек прожил какое-то время в браке и развелся в середине жизни. Можно ли это считать опытом?

В какой-то мере конечно, опыт - как совместное проживание с человеком противоположного пола. Опыт ведения совместного хозяйства - несомненно. Опыт улаживания конфликтов, нахождения точек соприкосновения. Опыт рождения детей, быть может, и даже опыт совместного воспитания их же. Но можно ли сказать, что человек приобрел опыт сохранения семьи? Опыт бракоразводного процесса, он приобрел. А вот сбережения семьи?

Или вот воспитание детей. Если ты родил ребенка, то ты приобрел опыт рождения детей. А когда ребенок вырос, приобрел ли ты опыт воспитания ребёнка? Ведь кто-то его действительно приобретает, а кто-то нет. И по каким результатом можно сделать вывод, что человек приобрел опыт воспитания детей? Ведь бывает так, что старался воспитывал, а результат не радует… Причем ни родителя, ни ребёнка. Не будем брать в расчет случаи, когда ребёнок пошел своим путем, а родитель прибывает в неоправданных ожиданиях… Или всё таки человеку только кажется, что он старался, бился, воспитывал? Или от воспитания ничего не зависит? И от примеров, которые подают родители детям, тоже?

Почему мы нутром чуем, каким людям с каким опытом можно доверять, а кто для нас никогда и ни при каких условиях не станет авторитетом?
А ведь некоторые так и жаждут им быть. Авторитетом то есть. А если их не признают экспертом в какой либо области, почему всячески пытаются навязать своё мнение, свою точку зрения, свою «правильность» и свой «опыт»?
Чтобы не признаваться самому себе, что то был не опыт, что вместо опыта вышел неоконченный эксперимент? Или просто не отличают одно от другого?

Вот так потом выходит, что «все мужики козлы», «все женщины меркантильны» и прочее «все»… А в ком причина во «всех», или в горе-экспериментаторе? Который не знает: какие вопросы перед собой поставить, как всё до ума довести, чтобы не бросить на полдороге, не сбежать из лаборатории в бессилии…. Ведь от этого и результаты и выводы будут зависеть.

Утверждение некоторых просветлённых личностей о том, что нужно жить здесь и сейчас, в текущий момент - мне не совсем понятны, как возможна такая жизнь. Вот обратите внимания на свой разум. Как он устроен? Львиную долю свободного времени наш мозг занят воспоминаниями о прошлом, остальная часть занята мечтами. Прошлое уже прошло, нет нужды вспоминать о нём, снова сожалеть, скорбеть. Именно это наше прошлое принято считать жизненным опытом. Но зачем нужен такой жизненный опыт?

Чем больше прожито лет, тем больше различных ситуаций мы проживаем. Снова попадая в ту или иную ситуацию, мы реагируем, исходя из прошлого опыта, порой даже не задумываясь - практически машинально и… упускаем свой шанс!

Таким образом, люди, дожившие до преклонного возраста, вообще не существуют в настоящем! Все их мысли направлены лишь в прошлое - к воспоминаниям. Но каждое мгновение жизни - эта развилка с множеством отворотов. Каждую секунду нас ждёт множество нереализованных возможностей, множество вариантов. Но мы всего этого не видим, так как наш жизненный опыт (а порой и не только наш, но и успешно навязанный чей-то чужой, в процессе нашего воспитания) заставляет нас реагировать исходя из прошлых ситуаций.


Но этот опыт был в прошлом! Реагировать на него подобным образом - значит топтаться по кругу, снова и снова повторять всё те же ошибки. Из мира несуществующего прошлого. Однако все мы живём в этом мире, снова и снова переживая события, когда-то имевшие место быть. Ничего удивительного, что жизнь наша сера и однообразна. А вы попробуйте погонять много раз плёнку на кассете, она вся со временем изотрётся и станет напоминать серостью своих кадров жизнь…

Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводим себя мыслями о том, что было бы, выбери мы другой вариант. Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации. В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…

Единственный жизненный опыт, который нам следует усвоить - это в каждое мгновение своей жизни жить по-максимуму. «Выжимать» из этого мгновения всё. И ни в коем случае не судить о нём, исходя из прошлого опыта. Ведь каждое мгновение - это шанс, шанс почувствовать на вкус настоящую жизнь, жизнь без прошлого и будущего, жизнь вне времени…

Я много раз слышал как люди рассказывают своим знакомым, о том как с ними приключилась какая-то странная история, происшествие, авария, позорная ситуация или несчастье, по причине того, что у них отсутствует жизненный опыт .

Всё это произошло, так как они не знали, как в ней действовать, какие меры предпринять, как быстро и правильно принять нужное решение, чтобы избежать проблему и выйти из неловкой ситуации не с опущенными глазами, а с гордо поднятой головой!

Что такое Жизненный опыт

Как у нас заведено, после рассказа, слушатели всегда дают совет: Надо было сделать так, надо было сказать иначе, надо было позвонить и т.д. Это меня и навело на мысль о том, что нужен сайт-блог, в котором люди могли бы рассказать свою историю (у меня самого их полно? ), а другие после прочтения могли бы сделать вывод, анализ, чему-то научится, смогли узнать и получить некий чужой опыт из жизни и смогли бы обезопасить себя, от таких ситуаций в дальнейшем. Ведь знание — это сильное оружие! А может быть, кто-то сейчас находится именно в той ситуации и не может найти ответ? А вдруг Вы его знаете? Так почему бы не написать ответ в комментариях под статьей, чтобы автор той или иной проблемы мог воспользоваться вашим жизненным опытом и решить эту проблему? Как говорится: зачем учится на своих ошибках, когда можно научиться на чужих. Жизнь и так мала, чтобы тратить её на свои ошибки.

Вы со мной согласны? Тогда вам сюда!

На сайте разные тематики рубрик:

  • Астрология и Психология,
  • Животные и Растения,
  • Здоровье и Спорт,
  • Интернет и Телевиденье,
  • Кулинария и Хобби,
  • Павлодар и Казахстан,
  • Политика и Финансы,
  • Ремонт и мебель,
  • Семья и Отношения,
  • Техника и Авто,
  • Юмор и Анекдоты.

для удобства, как говорится, кому что интересно. Все темы хороши, выбирай на вкус!

Сегодня своим опытом поделились Вы, а завтра поделятся с Вами! Поэтому можете присылать свои истории мне на почту, а я буду их выставлять на сайте. Так же могу сделать вас автором и вы сами сможете их писать, когда захотите. Настоящие Имена и Фамилии указывать не обязательно, наша цель не унизить кого то, а уберечь остальных от такого или научить чему ни будь. Под статьями обязательно оставляйте свои комментарии, активисты писатели и комментаторы будут по ощерятся.

Так же я открываю свой интернет магазин знаний УЗНАЙ, где можно будет приобрести полезные и умные электронные книги. Для своих подписчиков я сделаю хорошую скидку.

Кому нужен жизненный опыт , милости прошу в рубрики статей!

Основное преимущество человека – это его жизненный опыт . Опыт и знания в самых различных областях жизни. Человек с богатым жизненным опытом готов к успеху. Его неудачи были необходимой подготовкой, временем ученичества. Свои основные ошибки он уже совершил, и явных глупостей от него ждать не приходится. Он закален трудностями и невзгодами, он умеет держать удар – в отличие от тех, кто не может похвастаться большим жизненным опытом.

«Жизненный опыт - информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения ». Белкин А.С.

Собственный жизненный опыт заслуживает доверия, он подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх , сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я знаю как, и я сделаю» - так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте. Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

В своё время, основоположник оригинальной русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, говоря о профессиональном опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.Сложно не согласиться. Ведь жизненный опыт – это дело сугубо индивидуальное и поведение одного даже в сходной ситуации не может привести к тому же результату, что поведение другого. Чужой опыт, чужое мнение , чужие ошибки и находки - очень ценное приобретение, но лишь как сведения, исходный материал для формирования собственного жизненного опыта. Когда вы примеряете чужой опыт, этот исходный материал, должны понимать, что он подвергнется очень существенному изменению. Здесь интересны высказывания Андрея Арсеньевича Тарковского выдающегося советского кинорежиссёра и сценариста, которые и предлагаю вашему вниманию.