Советский скульптор монументалист автор рабочего и колхозницы. «рабочий и колхозница»

Летний домик в Нескучном саду

Вчера мы шли в Нескучный сад, чтобы увидеть Летний (Чайный) домик Орлова-Чесменского. Как хорошо, что он уцелел за прошедшие два столетия.

Сколько именитых гостей сиживало за чайным столом в его залах, сколько изящных туфелек ступало по коврам его дубовых витых лестниц.

Нет-нет, да и мелькнет алая шаль с разноцветной каймой из тончайшей шерсти на высоком балконе под коринфской капителью, а потом послышится негромкий голос стареющего графа Орлова-Чесменского: «Нинушка, иди сюда, голубушка, станцуй для гостей русскую». Или почудилось?

Увидишь паркетный пол одного из бальных залов через деревянный ромбик окошка, и вдруг снова почудится, как в залу «влетит прелестное существо в светло-голубом креповом платье, букеты маленьких роз по обеим сторонам платья, такие же в волосах, на затылке три крошечные букли, крупный жемчуг на шее». Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, его «Белая роза». Она умела скользить по паркету, «ее движенья, как лебедя пустынных вод, напоминали плавный ход», - заметил наш любвеобильный поэт.

Нескучный сад связан с именем графа Федора Григорьевича Орлова. Это он купил имение после смерти Демидова и перестроил дом-дворец на свой вкус. Когда граф скончался в 1796 году, по завещанию имение перешло к его 11-летней племяннице Анне Орловой-Чесменской и ее отцу-графу как опекуну несовершеннолетней.

Но с воцарением императора Павла I в том же, 1796, году Анна с отцом уехали за границу и прожили там пять лет, вплоть до 1801 года.

Видимо, возвратившись, граф и возвел этот Летний (чайный) домик на крутом берегу реки, а неподалеку - еще и Ванный домик с прудом перед ним, чтобы после ванн из целебных источников попить ароматного чаю в Чайном домике.

Императрица Александра Федоровна облюбовала Нескучный сад, когда побывала там в год своего венчания с императором Николаем Павловичем.

Царское семейство приобрело имение в 1832 году - 47-летняя набожная графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская решила перебраться на небольшую мызу возле Юрьевского монастыря, настоятелем которого был архимандрит Фотий, ее духовник.

После того, как Нескучное выкупила императорская семья, шумное веселье и пышные собрания здесь прекратились, но император с семьей приезжал в Нескучный сад часто.

В 1890-1905 годах Нескучный сад стал местом летней резиденции Московского генерал-губернатора, Великого Князя Сергея Александровича Романова.

И в Летнем домике воцарилась другая женщина - Великая Княгиня Елизавета Федоровна, «воплощенное женское очарование».

«У нее были великолепные драгоценности, дядя Серж, который преклонялся перед ее красотой, всегда находил поводы дарить ей подарки. К тому же у нее был дар носить одежду. Конечно, ей все подходило, ведь она была высокой, стройной, невероятно грациозной и ни одни румяна не могли сравниться с цветом ее лица. В ней было что-то от лилии, ее чистота была абсолютной, от нее невозможно было оторвать взгляд, и каждый раз прощаясь с ней, мы с нетерпением ждали, когда увидим ее снова».

Ещё 3 года назад, когда мы занимались инвентаризацией зелёных насаждений в Нескучном саду, я обратила внимание на огороженную территорию со зданием, на котором висела табличка "Российская академия наук".

Место очень атмосферное. Архитектура прошлого века, старые волги стоящие на парковке, огромные кустарники со стволом около 25 см диаметром и - ни души. Возникает ощущение, что время застыло.



Фото a_dedushkin . Александринский (Нескучный) дворец.

Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.

Усадьба, созданная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем возникла в середине XVIII в.. В 1756 г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф. И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась "челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф. И. Серикова, в 1786 г. его южная часть перешла к Ф. Г. Орлову. После смерти Демидова его владение и владение Серикова приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф. Г. Орлов. В 1796 г. после его смерти всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г. Орлова-Чесменского. Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804 г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках.
По бокам от входа сидят большие каменные собаки.

В 1832 г. А. А. Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба.

В советское время здесь разместился сперва Музей мебели, а потом Президиум АН СССР (сейчас Президиум РАН).

Фонтан (ск. И. Витали, 1834 г.). Первоначально находился на Лубянской площади. В 1930-е гг. перенесён сюда, к зданию Президиума АН СССР.


Вокруг фонтана разбит красивый, ухоженный цветник.


(Единственное растение которое так и не удалось определить. Может кто подскажет?)

По бокам от дворца за плотной стеной сирени спрятаны от взглядов два зелёных уголка.


Справа памятник павшим в ВОВ




Слева - бывший водоём, на дне которого отцветает вероника нитевидная, и запущенный, разросшийся цветник.

И на каждом растёт огромная, прекрасная Скумпия.

Шикарное и очень необычное растение. Такая "пушистая" она стоит до самой осени.


Балкон на полуколонках.

Задний двор более запущен. Там можно увидеть робинии лжеакации с их фактурной корой, кусты сирени высотой по 5-6 метров(у основания диаметр такой что можно они уже больше походят на деревья), развалившиеся шаровидные туи(видимо карликовые. они уже диаметром свыше метра)) и кусты чубушника венечного разросшиеся настолько что под ними может спокойно стоять в полный рост человек ростом 170см.(на фото куст "почищен", рядом растущий кустарник напоминает большую берлогу).

Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века