В любом производном слове выделяются минимальные значимые части - морфемы. Морфемы могут указываться при этом в их линейной последовательности; например, в глаголе наперестраиваться приставки на-, пере- , корень cmpaj (cmpoj ), суффиксы -ива- , -ть- , постфикс -ся. Морфемы могут указываться также в их семантической иерархии (морфемы с вещественным значением, затем - словообразовательным, наконец - формообразующим; в нашем случае - корень cmpaj , приставка пере- со значением действия, производимого заново, инфинитивный суффикс -ть , постфикс с возвратным значением -ся , наконец, приставка на- со значением насыщенности действием и суффикс несовершенного вида -ива- ). Может отмечаться хронологическая последовательность нанизывания в слове морфем с указанием их значения (корень cmpaj , суффикс -и (ть ), приставка пере- , суффиксы -ива- , -ся , приставка на- ). Исходя из сказанного, под "составом слова" целесообразнее понимать не простую совокупность выделяемых в нем в линейной последовательности морфем, а систему морфем в их отношении друг к другу в хронологическом и смысловом плане: cmpa (o )j , -и (ть ), пере- , -ива- , -ся , на-. Это значит, что с формальной точки зрения такие существительные, как подполковник и подвоз , имеют одинаковый морфемный состав, распадаясь на корень и приставку под- , не считая нулевой флексии. Однако эта приставка в них различается значением. В слове подполковник она используется для называния лица, которое по своему служебному положению находится на ступеньку ниже лица, называемого производящим словом. В слове же подвоз приставка под- указывает на движение в сторону какого-либо объекта. В хронологическом плане появление этой приставки в указанных словах также не совпадает. В состав существительного подполковник она вошла на первой и в данном случае единственной ступени его образования: под + полковник. В составе существительного подвоз приставка под- появилась на первой, но не последней ступени его образования: (под + возить ) подвоз.
Существительные соученик и собутыльник в формальном отношении также одинаковы по морфемному составу, оба имеют, кроме корня (и нулевой флексии), приставку со- и суффикс -ник (-еник ). И в смысловом отношении последние тождественны. Приставка со- означает совместность, а суффикс -ник (-еник ) - действующее лицо. Отличаются эти аффиксы только временем появления в составе рассматриваемых производных. В существительном собутыльник эти аффиксы появились на первом (и притом единственном) этапе его образования: со + бутыль + ник. В состав существительного соученик они вошли на разных ступенях его образования со + [(учить + ся ) + еник ].
Рассматривая состав слова, следует более подробно раскрыть понятие основа слова. Как уже упоминалось, это часть изменяемого слова без окончания. Например: реформ-a , -ы , -е , -у; активный , -ая , -ое , -ые; забываj-у , -ешь , -ет. Неизменяемые слова состоят только из основы: завтра , благодаря , бац. В основе слова заключено его лексическое значение. Основа слова может иметь твердый конечный согласный (рук -а , ручн -ой , поручительств -о ) и мягкий (поруч -у , поруч -аю , поручител ь ), а также гласный (поручивши -сь ).
Основы слова бывают простые, содержащие один корень (фирма , объединение ), и сложные, содержащие два корня и более (сельскохозяйственный , русско-англо-французский ). Основа слова может быть непроизводной (немотивированной) и производной (мотивированной). К первому виду относятся, например, основы слов стул , снег , белый , играть; их значение нельзя объяснить при помощи более простых по составу однокоренных слов. Ко второму виду относятся, например, основы в словах столик - маленький стол , подснежник - цветок, растущий под снегом , побелить - сделать белым , игрушка - вещь, служащая для игры. Значение выделенных основ можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы. Следовательно, основа слова может выступать как производящая, если при образовании производного к ней присоединяются аффиксы: кольцо - кольцевой , внук - правнук.
Основа настоящего времени глагола остается, если от его словоформы отбросить окончание (обнимаj-ут ); прошедшего времени - если отбросить окончание и суффикс -л- (обнима-л-и ). Основа прошедшего времени совпадает с основой неопределенной формы (обни-ма-ть ) и может совпадать с основой настоящего времени (нес-л-а - нес-ут ).
Морфонология
Морфонология - это часть морфемики, в которой описываются фонемы как элементы построения морфем и словоформ.
Предметом описания морфонологии являются, во-первых, фонемная структура морфем разных типов; например, установление морфемного состава слова (допустим, слово книга имеет две морфемы: корень -книг- , состоящий из четырех фонем - /к , н , и , г/ и окончание -а , состоящее из одной фонемы /а/ ). Количественный подсчет в морфемах фонем носит скорее теоретический, формальный характер, чем практический, и интересен более при сопоставлении различных языков. Можно указать на наименьшую длину морфем, не принимая во внимание нулевых, - это одна фонема: в корнях (в - предлог; и - союз; о ! - междометие; ш-ла - глагол), в приставках (с-формироватъ ; а-сексуалъностъ ), в суффиксах (фон-и-ть ; магнит-к-а - магнитная карта), в окончаниях (авиа-циj -а; агрохимикат-ы), в интерфиксах (брит-о-головые; брон-е- жилет ), в постфиксах (усмехая-сь ). Максимальная длина морфем: в корнях русских по происхождению слов обычно 5 фонем (закон , канав-а ), в заимствованных - до 10 (демпинг , аллерген , ассамблея ), в приставках - до 7 (сверх-нормативный , проти-во-ракетный ), в суффиксах - до 8 (изыска-телъниц-а , газ-ификаццj-а ), в окончаниях - 3 (аудиотекст-ами , аудиторск-ими ), в интерфиксах - 1 (высок-о-ликвидный , внешн-е-экономический ), в постфиксах - до 5 (гуманизировать-ся , что-нибудь ).
Во-вторых, объектом морфонологии является слоговое деление морфем. В этой связи следует отметить, что все типы морфем могут быть неслоговыми, т.е. не образующими слога, если в них отсутствуют гласные (со-г-нуть , вс-пененный , госдумов-ск-ий , перестраи- вая-съ , преда-шъ ). Но морфемы встречаются и однослоговые (кейс , за-биче-вать ), двуслоговые (спон-сор , пере-грузка , кто-либо ), даже трехслоговые и четырехслоговые (около-литератур-ный ).
В-третьих, морфонологию интересует чередование фонем в одних и тех же морфемах при образовании слов и их форм. Чередоваться могут согласные с согласными, гласные с гласными, гласные с нулевым звуком.
В-четвертых, предметом морфонологического анализа являются сочетания фонем на стыке морфем. Например, в слове переписчик на стыке корня и суффикса произносится [ш": ], но в морфонологии важно установить границы между данными морфемами: корень оканчивается на с , суффикс начинается с ч , что обусловливает правописание слова в целом через сч .
Таблица 11 . Чередование фонем
Чередующиеся звуки |
Примеры чередования |
г - ж - з |
подруга - дружить - друзья |
к - ч - ц |
воскликнуть - клич - восклицать |
д - ж - жд |
ходить - хожу - хождение |
т - ч - щ |
светлый - свеча - освещать |
ск - cm - щ |
блеск - блестит - блещет |
воздух - воздушный |
|
мазать - смажу |
|
носить - ношу |
|
б - бл |
любить - люблю |
п - пл |
топить - топлю |
в - вл |
ловить - ловлю |
ф - фл |
разграфить - разграфлю |
оспорить - оспаривать |
|
залезать - слазить |
|
о - 0 (нуль) |
сон - сна |
е - 0 (нуль) |
отец - отца |
В-пятых, в последнее время морфонологию особенно интересуют явления, которые возникают при словообразовании и связаны с употреблением интерфиксов - "прокладок", облегчающих соединение производящих основ и словообразовательных элементов. К таким "прокладкам" относятся, например, -й- , -ш-: кофей ник (от кофе ), кагэбэш ник (от КГБ).
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы. Морфема- это минимальная значимая часть слова. Состав слова- это сочетание его значимых частей: основы(приставка, корень, суффикс), окончание.
18. Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемный способах образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Морфемным наз. Способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ. Способы словообразования
Под словообразованием понимают образование слов от других слов с помощью определенных операций, включающих в себя семантические и формальные изменения характеристик слова. Мотивированным (производным) словом является такое слово, которое имеет мотивирующее, т.е. послужившее семантической и морфемной базой для его образования).Мотивированное слово отличается от мотивирующего или более сложной морфемной (формообразующие и словоизменительные аффиксы во внимание не принимаются) и смысловой структурой, например, слово каменный сложнее слова камень и по морфемному составу (камен-н -ый) и по смысловой структуре (сделанный из камня), или только по более сложной семантике, например, слова ботаник и ботаника имеют одинаковой сложности морфемную структуру, но слово ботаник сложнее по семантике (тот, кто занимается ботаникой) /ср. скрипка и скрипач/, или совмещением значений двух частей речи, например, в слово бегать является мотивирующим для слова бег , которое совмещает значение предметности и действия /ср. новый и новь/.
Обычно разграничивают морфологические (морфемные) и неморфологические (неморфемные) способы словообразования.
Морфологические способы :
I.Аффиксация
1)Суффиксация:
а) материально выраженная суффиксация (каменн ый, записк а, обеда ть); б) нулевая суффиксация (бег, бездарь, дичь, синь, перелет).
2) Префиксация (пере делать, пригород, некрасивый).
3) Постфиксация (где-нибудь , мыться , целовагься , запасите ).
4) Префиксация в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой (па сынок , под стаканник , про седь, без волосый).
5) Префиксация в сочетании с постфиксацией (раз бежаться , на гуляться ).
6) Суффиксация в сочетании с постфиксацией (горди ться , иужда ться ).
7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (о смели ться , пере шучива гься , про штрафи ться ).
II. Сложение
8) Чистое сложение (домохозяйка, первоисточник, слепоглухонемой).
III. Сложение с аффиксацией
9) Сложение в сочетании с а) материально выраженной суффиксацией (четверостиши[ j ] е, пятилетк а, сельскохозяйственн ый), б) нулевой суффиксацией (длиннорукий, пароход, небоскрёб).
10) Префиксально-сложный (о плодотворить, у миротворить).
11) Префиксально-суффиксально-сложный (по всеместн ый, в тридорога ).
12) Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между производным словом и словосочетанием (плащ-палатка, Иван Сергеевич Тургенев, сто двадцать пять).
Неморфологические способы
1) Морфолого-синтаксический способ (конверсия, транспозиция) - образование нового слова путём смены принадлежности к части речи. Это может быть субстантивация (столовая, больной, командировочные), адъективация (первые номера сборной), прономинализация (в данной ситуации) и т.д. В некоторых случаях здесь затруднительно провести грань между синхронным и диахроническим словообразованием. Так, например, адвербиализацию обычно рассматривают как морфологический способ (с начала , боком ).
2) Лексико-синтаксический способ (сращение, слияние) - образование главным образом адъективных дериватов на базе сочетания слов (вечнозеленый /вечно зелёный/, вышеуказанный /выше указанный/, фосфорсодержащий /фосфор содержащий/). Сращение в сочетании с суффиксацией (немогузнайк а /не могу знать, никчемн ый, сногсшибательн ый) представляет собой смешение морфологического и неморфологического способа.
3) Аббревиация - образование аббревиатур (ит. abbreviatura сокращать ← лат. brevis краткий) и сложносокращенных слов: а) инициальный тип с подтипами (БГПУ, ДТП - буквенный; ГОСТ, вуз - звуковой; ЦСКА - буквенно-звуковой);
б) слоговой тип с подтипами (спецфак, завлаб - чистослоговой; зарплата, сберкасса - слог + слово; завуч, сельпо - инициально-слоговой); в) начально-конечный тип (телескопический) - первая часть слова представляет собой инициальный или слоговой тип, а вторая конец (иногда начало + конец) второго (третьего) мотивирующего слова (мэрон - м алоэ ластичный капрон, эсминец - эс кадренный ми ноносец) 1 ; г) усечение - так называемые усеченные слова образуются путем усечения производящей основы независимо от границ морфем (универ, зам, видик, бесхозный).
4) Лексико-семантический способ - образование слов путем распада полисеманта на омонимы (боров «самец свиньи» и боров «горизонтальная часть дымохода у печи», колода, пионер). Последний способ всецело принадлежит к области диахронического словообразования, поэтому рассматривать его в рамках синхронии нецелесообразно.
Способы словообразования можно структурировать и другими способами. Например, словообразование делят на словопроизводство (используются аффиксы), словосложение (участвует две и более полнозначные единицы), транспозицию (переход слов из одной части речи в другую) и аббревиацию (сокращение исходного словосочетания).
В любом производном слове выделяются минимальные значимые части — морфемы. Морфемы могут указываться при этом в их линейной последовательности; например, в глаголе наперестраиваться приставки на-, пере- , корень cmpaj (cmpoj ), суффиксы -ива- , -ть- , постфикс -ся. Морфемы могут указываться также в их семантической иерархии (морфемы с вещественным значением, затем — словообразовательным, наконец — формообразующим; в нашем случае — корень cmpaj , приставка пере- со значением действия, производимого заново, инфинитивный суффикс -ть , постфикс с возвратным значением -ся , наконец, приставка на- со значением насыщенности действием и суффикс несовершенного вида -ива- ). Может отмечаться хронологическая последовательность нанизывания в слове морфем с указанием их значения (корень cmpaj , суффикс -и (ть ), приставка пере- , суффиксы -ива- , -ся , приставка на- ). Исходя из сказанного, под "составом слова" целесообразнее понимать не простую совокупность выделяемых в нем в линейной последовательности морфем, а систему морфем в их отношении друг к другу в хронологическом и смысловом плане: cmpa (o )j , -и (ть ), пере- , -ива- , -ся , на-. Это значит, что с формальной точки зрения такие существительные, как подполковник и подвоз , имеют одинаковый морфемный состав, распадаясь на корень и приставку под- , не считая нулевой флексии. Однако эта приставка в них различается значением. В слове подполковник она используется для называния лица, которое по своему служебному положению находится на ступеньку ниже лица, называемого производящим словом. В слове же подвоз приставка под- указывает на движение в сторону какого-либо объекта. В хронологическом плане появление этой приставки в указанных словах также не совпадает. В состав существительного подполковник она вошла на первой и в данном случае единственной ступени его образования: под + полковник. В составе существительного подвоз приставка под- появилась на первой, но не последней ступени его образования: (под + возить ) подвоз.
Существительные соученик и собутыльник в формальном отношении также одинаковы по морфемному составу, оба имеют, кроме корня (и нулевой флексии), приставку со- и суффикс -ник (-еник ). И в смысловом отношении последние тождественны. Приставка со- означает совместность, а суффикс -ник (-еник ) — действующее лицо. Отличаются эти аффиксы только временем появления в составе рассматриваемых производных. В существительном собутыльник эти аффиксы появились на первом (и притом единственном) этапе его образования: со + бутыль + ник. В состав существительного соученик они вошли на разных ступенях его образования со + [(учить + ся ) + еник ].
Рассматривая состав слова, следует более подробно раскрыть понятие основа слова. Как уже упоминалось, это часть изменяемого слова без окончания. Например: реформ-a , -ы , -е , -у; активный , -ая , -ое , -ые; забываj-у , -ешь , -ет. Неизменяемые слова состоят только из основы: завтра , благодаря , бац. В основе слова заключено его лексическое значение. Основа слова может иметь твердый конечный согласный (рук -а , ручн -ой , поручительств -о ) и мягкий (поруч -у , поруч -аю , поручител ь ), а также гласный (поручивши -сь ).
Основы слова бывают простые, содержащие один корень (фирма , объединение ), и сложные, содержащие два корня и более (сельскохозяйственный , русско-англо-французский ). Основа слова может быть непроизводной (немотивированной) и производной (мотивированной). К первому виду относятся, например, основы слов стул , снег , белый , играть; их значение нельзя объяснить при помощи более простых по составу однокоренных слов. Ко второму виду относятся, например, основы в словах столик — маленький стол , подснежник — цветок, растущий под снегом , побелить — сделать белым , игрушка — вещь, служащая для игры. Значение выделенных основ можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы. Следовательно, основа слова может выступать как производящая, если при образовании производного к ней присоединяются аффиксы: кольцо — кольцевой , внук — правнук.
Основа настоящего времени глагола остается, если от его словоформы отбросить окончание (обнимаj-ут ); прошедшего времени — если отбросить окончание и суффикс -л- (обнима-л-и ). Основа прошедшего времени совпадает с основой неопределенной формы (обни-ма-ть ) и может совпадать с основой настоящего времени (нес-л-а — нес-ут ).
Морфема
Типы морфем
Корень – обязательная, главная часть слова. Все слова, имеющие одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Значит, корень – общая часть родственных слов. Родственные слова образуют словообразовательные гнезда. Например: вода, водный, водяной, подводный,наводнение; свет, светить, светлый, осветить, освещение, свеча, подсвечник.В некоторых гнездах может насчитываться несколько десятков слов-«родственников». Обычно корень не изменяет свою форму. Гласные и согласные, независимо от произношения, пишутся одинаково во всех однокоренных словах: море – морской, ходить – походка. Однако иногда в корнях происходит изменение звуков и букв, которое называется чередованием. Так, корень -свет- имеет свои варианты -свеч-, -свещ- (свеча, освещать), которые различаются согласными звуками и буквами. В родственных словах снег, снежок, снежинка, снежный, снеговой корень выступает в двух вариантах -снег- и -снеж-, в которых чередуются согласные [г-ж]. В корнях однокоренных слов дружба, дружить, друзья, подруга наблюдается чередование согласных [г-ж-з]. В корнях могут чередоваться не только согласные, но и гласные звуки: мыть,вымоем; ношу, нёс; везли – возит, рос – растение. Однокоренными считаются только те слова, в которых корнисовпадают как по своей форме, так и по значению. Иногда в словах корни совпадают только по форме, но не по значению: рисовать – рис; вода – водить, ручка – ручей; копить – копать. В таких случаях слова не являютсяоднокоренными, или родственными. Для того чтобы выделить в слове корень, нужно: 1) подобрать однокоренныеслова, 2) сравнить однокоренные слова и найти в них общую часть, 3)выделитьеё знаком.Безударные гласные в одних и тех же корнях пишутся одинаково – как под ударением, так и в безударном положении: дом, домашний; лес, лесной, в лесу; час, часы. Для проверки написания безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: стена – стенка, стеночка;
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. В русском языке слова подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Например, слова там, далеко, много, метро, такси не изменяются. Однако большинство слов изменяют свою форму: поехал к маме, люблю маму, был у мамы. При изменении формы слова изменяется окончание. С помощью окончания слова связываются друг с другом в предложении: На землю падали белые пушистые снежинки. Окончание обладает грамматическим значением. В существительных, прилагательных оно выражает значение числа, рода, падежа, в глаголах –значение числа, лица, рода (в прошедшем времени). В некоторых изменяемых словах может быть нулевое окончание, которое не состоит из звуков и букв. Нулевое окончание выявляется при сравнении форм 6 слова: лес, в лесу, нет леса. При изменении слова лес в других формах появляются окончания, значит, в форме лес также есть окончание, но оно н у – л е в о е – не выражено звуками и буквами. Таким образом, нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками (буквами). Чтобы выделить в слове окончание, надо: 1) изменить слово, 2) сравнить
разные формы слова, найти ту часть слова, которая изменяется, 3) выделить
изменяемую часть слова знаком.
Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. В основе заключено основное значение слова. Основа слова может состоять только из корня (звезд-а, неб-о, лес) или из корня и других морфем --суффиксов, приставок (кроме формообразующих). Основы бывают производными и непроизводными. Н е п р о и з в о д н а я основа состоит только из одного корня: дом, дел-о, хорош-ая, смотр-ят. П р о и з в о д н а я основа, кроме корня, включает одну или несколько других морфем – приставку, суффикс: подводн-ый, музыкант-ы, поед-ем. Чтобы выделить в слове основу, надо: 1) изменив слово, найти в нём окончание, 2) отбросить окончание,
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: снег – снеж-н-ый, снеж-инк-а; дом – дом-ик, дом-ашн-ий; тёмный – темн-е-ть, темн-от-а. Суффиксы придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение действующего лица: перевод-чик, строи-тель, уч-еник, футбол-ист, бокс-ёр, банк-ир, испан-ец; 2) значение признака: лет-н-ий, дет-ск-ий, апельсин-ов-ый, кож-ан-ый, дожд-лив-ый; 3) уменьшительно-ласкательное значение: стол-ик, птич-к-а, ден-ёк, мам-очк-а, Наташ-еньк-а и др.
Постфикс В некоторых словах встречается морфема, стоящая после окончания: одеваюсь, учится, какой-нибудь, что-то. Такая морфема называется постфиксом. Постфикс -ся употребляется после согласных, а его вариант -сь -- после гласных: радуюсь, радуемся.
Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ехать – при- ехать, хороший – не-хороший, полезный – бес-полезный. С помощью приставок чаще всего образуются глаголы. Приставки придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение движения наружу:выходить, уходить, 2) движение внутрь: приносить, вносить; 3) отсутствия признака: некрасивый, бесшумный.Чтобы выделить в слове приставку, нужно: 1) подобрать однокоренные слова с приставками и без приставки; 2) выделить в слове корень; 3)найти ту часть слова, которая стоит перед корнем; 4) обозначить эту морфему знаком
Соединительная гласная (интерфикс) В состав некоторых слов могут входить два корня: пылесос, водопад, сухофрукты. Корни в таких словах соединяются особой морфемой, которая называется соединительной гласной, или интерфиксом. В русском языке чаще всего используются соединительные гласные о (после твердых согласных) или е (после мягких согласных): самовар, змеелов. Реже встречаются другие интерфиксы: пятилетний, двухэтажный, трёхместный.
Морфемный анализ (разбор) – это выделение в слове всех морфем.
Морфемы выделяются в словах в таком порядке: Окончание Основа Корень Приставка Суффикс
ТЕМА 2. СПОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Пополнение словаря идёт двумя путями: заимствованием из других языков и образованием новых слов на базе существующих. Основным средством обогащения словаря является словообразование. Слова в русском языке делятся на и непроизводные, или простые, исходные (дом, победа, шахматы, ехать) и производные (домик, победить, шахматист, приехать). Производные слова образовались от других слов. Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым по своему составу, первичным, другое – более сложным, вторичным, производным от первого слова. Например: дом – домик ‘маленький дом’, победить – победитель ‘тот, кто победил’, учитель –учительница ‘женщина-учитель’. Таким образом, мы видим, что значение одного слова можно объяснить через значение другого слова. Такая связь между однокоренными словами называется словообразовательной мотивацией. Образование новых слов происходит различными способами. В современном русском языке используются такие основные способы словообразования : суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение, слияние слов, аббревиация. Все способы словообразования можно разделить на морфемные (когда новое слово образуется с помощью морфем) и неморфемные (когда в образовании новогослова морфемы не участвуют).
2.1. Морфемные способы образования слов
С у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование слова путём прибавления к основе суффикса: учи-ть – учи-тель, вчера – вчера-шн-ий, обед – обед-а-ть, честн-ый – честн-ость. Суффиксация наиболее распространена при образовании существительных и прилагательных. Суффиксация может сопровождаться чередованием звуков в корне,. например: тихий – тишина, друг – дружить, книга – книжный, граница - граничить; Нередко при суффиксации наблюдается усечение основы (сокращение основы на один или несколько звуков (букв): низкий – низость, робкий – робеть, утка– утиный. В образовании нового слова участвует только один суффикс: учить –учитель – учительница. При образовании слова учительница суффиксы -тель- и -ниц- прибавлялись к основе по очереди на каждой ступени словообразования. Если новое слово образуется с помощью суффикса от глагола, то его образование всегда идёт от инфинитива, в котором суффиксы -ть, -ти отбрасываются, как и окончания, и не входят в основу: писа-ть – писатель, строи-ть – строитель. Чтобы уточнить, с помощью какого суффикса образовалось слово, надо сравнить основы двух слов (основу производную и основу того слова, от которого образовано новое слово) и установить, какой морфемой они различаются. Например, нерешительность – нерешительн-ый -- первое слово образовалось от второго с помощью суффикса -ость. При этом используется, как в математике, приём вычитания (вычитание основ). Как разновидность суффиксального способа рассматривается нулевая суффиксация.
Нулевая суффиксация – это образование нового слова с помощью нулевого суффикса. Например, от глагола бегать образовалось существительное бег(аналогично от полететь образовалось полёт, от входить – вход, от зелёный – зелень). При этом производящая основа (основа слова, от которого образуется данное слова) может содержать больше морфем, чем основа образованного слова: выходить – выход (суффикс -и- усекается, не входит в основу образованного слова).
П о с т ф и к с а л ь н ы й – образование нового слова с помощью постфикса –ся/-сь, -нибудь, -либо: мыть – мыться, какой-нибудь,кто-либо.
П р и с т а в о ч н ы й (п р е ф и к с а л ь н ы й) – это образование нового слова путём прибавления к целому слову приставки (префикса): группа – подгруппа, автор – соавтор, опасный – безопасный, прыгнуть – подпрыгнуть, гнать – выгнать, всегда – навсегда. Наиболее распространён приставочный способ при образовании глаголов: писать – подписать, выписать, переписать, списать,
П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование нового слова путём одновременного присоединения к основе или слову и приставки и суффикса: окн-о – подоконник, граница – заграничный, новый – по-новому, чистый - дочиста. Иногда трудно определить, каким способом (приставочным или приставочно-суффиксальным) образовано слово, которое имеет в своём составе и приставку, и суффикс. В этом случае надо отнять от слова приставку и проверить, употребляется ли это слово без приставки или нет. Если не употребляется, то слово образовано приставочно-суффиксальным способом, а если употребляются – то приставочным способом. Например: антивоенный – военный (слово образовано с помощью приставки анти-), одеяло –пододеяльник (приставочно-суф способ, т.к. нет слова одеяльник).
*Если вместе с приставкой в образовании нового слова принимает участие постфикс, то говорят о префиксально-постфиксальном способесловообразования: звонить – дозвониться, бежать – разбежаться.
С л о ж е н и е – это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения двух или более основ или слов: земля, трясти - землетрясение, кислый, сладкий – кисло-сладкий, выставка- продажа, лётчик-космонавт. В последних двух примерах (при сложении целых слов) образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закреплённым порядком слов. Компоненты, образующие сложные слова, могут объединяться с помощью соединительного гласного (интерфикса) о/е: хлебозавод, земледелец, пылесос. Иногда в образовании сложного слова участвует также и суффикс: железная дорога - железнодорожный, тушить огонь – огнетушитель. В таком случае можно говорить о сложно-суффиксальном способе образования, который следует рассматривать как разновидность сложения.
*От сложения необходимо отличать суффиксальный способ, когда новое слово образуется от сложного слова путём прибавления суффикса: самолёт – самолётный, водопровод – водопроводчик. В таких случаях нужно, отняв суф, проверить, употребляется ли сложное слово без него. Если употребляется – слово образовано с помощью суффикса, если нет – значит, слово образовано сложно-суф способом.
2.2. Неморфемные способы образования слов
С л и я н и е – способ словообразования, при котором главное и зависимое слова словосочетания сливаются в одно новое слово: быстро растворимый – быстрорастворимый, глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, вечно зелёный – вечнозелёный. Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом – причастием или прилагательным. В таких сложных словах имеется одно основное ударение, закреплённый порядок частей (их нельзя поменять местамибыстродействующий – действующий как? быстро, нижеподписавшиеся – подписавшиеся где? ниже.
А б б р е в и а ц и я (сложносокращенный способ) – это такой способ образования новых слов, при котором новые слова возникают путём сложения сокращённых частей слов. Слова, образованные таким способом, называются аб б р е в и а т у р а м и. Аббревиация свойственна только именам существительным. Различают два типа аббревиации, которые зависят от того, из каких частей слов образуется аббревиатура: из звуков, букв или частей слов (но не морфем).
Слоговая аббревиация – образование сложносокращённых слов путём сочетания начальных частей слов или слогов (либо целого слова и части
другого слова): универсальный магазин – универмаг, заработная плата – зарплата, медицинский пункт – медпункт, заведующий кафедрой – завкафедрой, заместитель директора –замдиректора, физическая культура – физкультура, Европейский союз -Евросоюз;
Инициальная аббревиация – образование сложносокращённых слов из начальных звуков или букв: высшее учебное заведение – вуз, запись актов гражданского состояния – загс, без определённого места жительства – бомж, Государственная автомобильная инспекция – ГАИ, научно- 26 исследовательский институт – НИИ, Министерство иностранных дел – МИД, Белорусский государственный университет - БГУ.
Как неморфемный способ словообразования рассматривается также п е р е х о д с л о в о д н о й ч а с т и р е ч и в д р у г у ю часть речи. Чаще всего наблюдается переход имён прилагательных в имена существительные – субстантивация. Например: учёный человек -- крупный учёный, мороженое мясо -- вкусное мороженое, дежурный врач -- подошёл дежурный, рабочий человек -- рабочий трудится, проездной билет -- потерял проездной. При переходе в разряд существительных имена прилагательные приобретают все грамматические характеристики существительных и начинают отвечать на вопросы кто? что?
2.3.Основные словообразовательные понятия
Словообразовательный анализ – это установление 1) от какого слова образовалось данное слово,2) с помощью какой морфемы оно образовалось 3) каким способом оно образовалось.
Производное слово – это слово, образованное от другого слова. Слово сахарница производное, т.к. образовано от слова сахар, а слово сахар –непроизводное, исходное.
Производная основа – это основа производного слова. Кроме корня, в нее входят другие морфемы. Основа слова сахарница – (сахарниц) производная, так как состоит из корня сахар- и суффикса -ниц-.
Производящая основа – это основа того слова, от которого образовалось данное слово. Производящую основу для слова сахарница надо искать в слове сахар (это основа сахар-, которая в этом слове совпадает с корнем).
Образующая морфема – это морфема, с помощью которой образовалось слово. Например: водить – водитель, апельсин – апельсиновый, петь – запеть. Чтобы найти образующую морфему, нужно из производной основы «вычесть, отнять» (как в математике) производящую основу. Та морфема, которой эти основы различаются, и будет образующей морфемой. В слове сахарница образующая морфема – это суффикс -ниц-, так как с помощью этого суффикса слово образовалось от слова сахар (сравним основы сахарниц- и сахар- и получим суффикс -ниц-).
Словообразовательное значение – это значение образующей морфемы. Например, в слове запеть приставка за- -- образующая морфема, которая имеет значение ‘начало действия’. В слове водитель образующая морфема – суффикс -тель со значением ‘действующее лицо’, в слове сахарница образующая морфема – суффикс -ниц- со значением ‘предмет’ (‘посуда’).
Словообразовательная модель – это схема, образец, по которому образовалось данное слово. Для того чтобы слова относились к одной словообразовательной модели, они должны: 1) образоваться от одной части речи (существительного, глагола и т.д.), 2) иметь одну и ту же образующую морфему с тем же словообразовательным значением. Так, слова сахарница, мыльница, хлебница образовались от существительных сахар, мыло, хлеб с помощью суффикса -ниц-, который имеет значение предмета (‘посуда, в которой что-либо хранят’). А слово школьница не относится к этой же модели, так как суффикс -ниц- здесь имеет другое значение -- ‘действующее лицо’. Глаголы запеть, закричать, засмеяться также образованы от глаголов по одной модели, поскольку приставка за- имеет значение ‘начало действия’ (начать петь, начать кричать, начать смеяться). Глагол закопать не относится к этой модели, поскольку в нём приставка обладает другим значением.
Словообразовательная цепочка – это однокоренные слова, расположенные в том порядке, в котором они образованы друг от друга. Например:
учительница – учитель – учить; доверчивость – доверчивый – доверить – верить – вера; доброта – добрый. Словообразовательные цепочки могут состоять из двух, трёх и более слов. Словообразовательные цепочки однокоренных слов входят в словообразовательное гнездо. Во главе гнезда расположено исходное слово, от которого образуются другие слова с этим же корнем. Например, в гнездо с исходным словом аптека входят такие цепочки: аптека – аптечка; аптека –аптекарь – аптекарша; аптека – аптечный. Таким образом, в этом гнезде «живут» пять однокоренных, родственных слов, которые образуют трисловообразовательные цепочки. Аптека – аптечка аптечный аптекарь – аптекарша
Словообразовательный анализ (разбор) – это определение 1) от какого слова, 2) каким способом, 3) при помощи какой морфемы образовано данное слово. Словообразовательный анализ может быть полным и неполным.При н е п о л н о м словообразовательном анализе находим слово, от которого образовано данное слово. Затем, сравнивая производную и производящую основы, находим образующую морфему и определяем способ образования слова При п о л н о м словообразовательном разборе анализируем всю словообразовательную цепочку, пока не доходим до исходного, непроизводного слова. На каждой ступени словообразовательной цепочки могут выявляться разные способы образования слов.
ТЕМА 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Глаголы с приставкой в-/во-
Основные значения приставки:
1.движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.
2.движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);
3.углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься,всмотреться.
Нормы управления:
Глагол + в + В.п.: войти в дом, вмешаться в беседу, внести мебель в комнату,
вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию; 74
Глагол + на + В.п.: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятыйэтаж.
Переносное употребление:
Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела
Вводить/ввести в заблуждение
Вносить/внести вклад
Вкладывать/вложить смысл, знания, силы, средства
Глаголы с приставкой вы-
Основные значения приставки:
1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицуиз клетки), высыпать 2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.
Нормы управления:
Глагол + из + Р.п.: выехать из Минска, выселиться из квартиры;
Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, вылететь в Москву;
Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из
карманов; 75
Глагол + на + П.п., глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании,выступить с докладом, с речью, с предложением.
Переносное употребление
Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)
Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)
Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки
Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым
Выйти/выходить замуж
Выйти/выходить из себя
Глаголы с приставкой до-
Основные значения приставки:
1.доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома),дописать (письмо);
2.достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться,договориться, дождаться, додуматься;
Нормы управления
Глагол + до + Р.п.: дожить до старости, доплыть до берега;
Глагол + В.п. + до + Р.п.: дослушать песню до середины, дочитать книгу доконца;
Глагол + В.п.: дозваться детей, добудиться сына (с трудом);
Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): дозвониться подруге, к подруге, доподруги;
Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) договориться с подругой о встрече, догадаться опричине (чего?)
Переносное употребление
Довести/доводить до сведения, до конца.
Глаголы с приставкой за-
Основные значения приставки:
1.движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку,засунуть руки в карманы;
2.попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
3.распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, засадить участок цветами;
4.чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
5.начало действия: заплакать, закричать, зацвести
6.совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
7.доведение действия до конца: заработать деньги, зажарить мясо;
Нормы управления:
Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;
Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами
Переносное употребление
Заводить/завести 1)часы, машину, мотор, 2)собаку, рыбок
Заходить/зайти (о солнце)
Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу
Глаголы с приставкой на-
Основные значения приставки
1.направление действия на поверхность: наступить на гвоздь, наехать напешехода, намазать хлеб
2.полнота, исчерпанность действия: наговориться, наесться досыта,натанцеваться, накопить денег, напечь блинов
Нормы управления:
Глагол + на + В.п.: наскочить на камень, набросить на плечи шаль
Глагол + Р.п.: нарвать цветов, накупить конфет
Переносное употребление
Наносить/нанести вред, ущерб, обиду, оскорбление
Наталкиваться/натолкнуться на препятствия, на интересную статью
Глаголы с приставкой пере-
Основные значения приставки:
1.направление действия через предмет, перемещение на другое место:перелезть через забор, переехать
3.превышение нормы в действии: переоценить свои силы, пересолить еду,ереутомиться 4. разделение предмета на две части: перерезать верёвку, перепилить дерево;
5. исчерпанность действия: перемыть всю посуду, перечитать все книги,много пережить;
6. взаимное действие (с постфиксом –ся): переговариваться по телефону,переписываться с друзьями;
7. преимущество в действии: переспорить брата, перебороть свой страх,перекрикивать друг друга
Нормы управления:
Глагол + через + В.п.: перейти через дорогу, перевести через дорогу
Глагол + с + Т.п.: перешёптываться и переглядываться с подругой
Переносное употребление;
Переносить/перенести болезнь, операцию, страдания, горе, испытания, нужду
Передавать/передать чувства, настроение, характер, обстановку
Переходить/прейти к (следующей) теме, вопросу
Перебить/перебивать собеседника, взрослых (при разговоре)
Глаголы с приставкой при-
Основные значения приставки:
1.приближение, присоединение: приклеить марку, придвинуть стол к столу,прикоснуться к руке, 2.неполнота действия: приоткрыть дверь, прилечь отдохнуть, присесть наминуту; 86
3.углубление в действие: присмотреться к студентам, прислушаться к совету;
4.приобретение каких-либо качеств: приручить зверя, приучить к порядку,привыкнуть к жаре, привить
Нормы управления
Глагол + в, на + В.п.: прилететь в Минск, прийти на концерт, в театр
Глагол + из, с + Р.п.: приехать из деревни, из Москвы, с моря, c юга
Глагол + к + Д.п.: прислушаться к звукам, приблизиться к городу, привыкнутьк шуму
Глагол +В.п. + к + Д.п.: пришить пуговицу к рубашке, привязать лошадь кдереву, приучить детей к труду, привить любовь к книге
Глагол + В.п.: привезти подарки, привести друга, приобрести умения, знания,профессию, имущество
Переносное употребление
Приносить/принести пользу, вред, радость, горе, удачу
Приступать/приступить к учёбе, к работе, к занятиям, к выполнениюобязанностей
Прививать/привить любовь, интерес к спорту, к искусству, к математике
Глаголы с приставкой про-
Основные значения приставки:
1.движение сквозь предмет или пространство: проехать через город,прорыть тоннель, проколоть шину;
2.ограничение действия во времени или в расстоянии: проработать шестьчасов, проспать всю ночь,
3.действие мимо предмета: проехать мимо памятника, пройти мимобиблиотеки;
4.ошибочное действие: нечаянно проехать свою остановку, проспать лекцию,пролить кофе на скатерть,
5.распространение действия на все объекты: прослушать курс лекций,просмотреть все конспекты,
6.действие в один приём: проговорить, прошептать, проветрить комнату
Нормы управления
Глагол + через, сквозь + В.п.: проехать через мост, пробраться сквозь заросли,
протечь сквозь крышу
Глагол + по + Д.п.: пройти по проспекту, проехать по мосту
Глагол + мимо + Р.п.: пройти мимо кассы, мимо магазина
Переносное употребление
Проходить/пройти темы, материал, программу, конкурс
Проводить/провести урок, занятие, мероприятие
Провалиться на экзаменах
Глаголы с приставкой с-/со-
Основные значения приставки:
1.удаление: срубить дерево, соврать цветок, стереть пыль со стола;
2.движение сверху вниз: сбежать с лестницы, съехать с горы;
3.соединение: соединить провода, сложить вещи в чемодан;
4.движение с разных сторон в одно место: съехаться на конгресс, скопиться;
5.сделать копию: срисовать, сфотографировать, скопировать;
6.взаимное действие (с постфиксом –ся): созвониться с подругой, сговоритьсяо встрече, сдружиться;
7.совместность: сочувствовать, сопереживать, чужому горю, соболезноватьо поводу смерти, сопровождать кого-либо, содействовать кому-либо;
8.движение туда и обратно: съездить на экскурсию, сходить в магазин
Нормы управления:
Глагол + В.п. + с + Р.п.: стряхнуть песок с одежды, снять картину со стены;
Глагол + с + Р.п.: спуститься с пятого этажа, слезть с дерева, спрыгнуть свшки;
Глагол + с + Т.п.: сдружиться с соседями, созвониться с братом;
Глагол + Д.п.: сочувствовать другу, содействовать развитию бизнеса;
Переносное употребление:
Сходиться/сойтись во мнениях, взглядах, вкусах
Сносить /снести дом, здание, строение
Не сводить глаз с чего-либо, с кого-либо
Сойти/сходить с ума
Глаголы с приставкой у-
Основные значения приставки:
1.удаление: уйти домой, улететь на юг, угнать машину, удалить зуб;
2.полнота действия: уложить вещи в сумку, уставить стол тарелками;
3.совершение действия, несмотря на трудности: уцелеть на войне, устоятьна месте, уговорить ребёнка пойти к врачу;
4.удобство действия (с постфиксом –ся): усесться в кресло, улечься на диване,
устроиться поудобнее
Нормы управления
Глагол + В.п. + от + Р.п.: уберечь ребёнка от простуды,
Глагол +В.п. + Т.п.: усыпать дорогу цветами, уставить полки книгами
Переносное употребление:
Уходить/уйти на пенсию, в отставку, от дел, от ответственности
Устраиваться/устроиться на работу
Укладываться/уложиться в срок, в регламент
Устанавливать/установить отношения
Уживаться с людьми
Тема 6. Словосложение
Сложные слова включают в себя два корня: долгожитель, однофамилец,широкоплечий, самолёт. Компоненты сложного слова могут быть свободными:они употребляются как самостоятельные слова. Например: сухофрукты – сухой+ фрукты, семичасовой – семь + час, чернокожий – чёрный + кожа, новогодний– новый + год. Первый или второй компонент сложного слова может бытьсвязанным, он не употребляется как самостоятельное слово: авиарейс,цветовод, жизнелюб.Компоненты сложного слова чаще всего соединяются с помощьюинтерфикса (соединительной гласной) о, е, и, а, ух, ёх: добродушный,нефтепровод, пятилетний, сорокалетие, двухместный, трёхэтажный. Некоторые
сложные слова, образованные без интерфикса, пишутся через дефис (черезчёрточку): ганерал-майор, лётчик-космонавт, кафе-бар, тёмно-зелёный,
ТЕМА 1. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение ‘люди, которые совместно трудятся, работают’. В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со- указывает на совместность. Морфема -ник- обладает значением ‘лицо (человек), которое выполняет действие’. Последняя часть слова -и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким обр, каждая морфема несет часть значения слова.
Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки.
1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, только в составе слова.
2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).
3. Обладает значением. Значение морфемы имеет обобщенный характер.
4. Не создается в речи, а воспроизводится. Морфемы являются готовым строительным материалом, из которого строятся, создаются слова. Морфемы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивн ые морфемы – такие, которые активно участвуют в образовании новых слов.Например, суффиксы -ник, -тель продуктивные: работник, сотрудник,проводник, помощник; учитель, строитель, издатель, покупатель Суффиксы -ун, -ач непродуктивные: бегун, шалун, циркач, ткач.
Типы морфем
По роли в составе слова морфемы делятся на корневые и служебные. К корневым относятся корни, а к служебным – приставки, суффиксы,окончания, соединительные гласные (интерфиксы).
Все морфемы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие морфемы участвуют в образовании новых слов, а формообразующие – в образовании разных форм одного и того же слова.Например, формообразующие приставки совершенного вида: делать –сделать, строить – построить. Формообразующими являются суффиксы –показатели инфинитива, прошедшего времени, причастий, деепричастий(строить, строил, строящий, строивший, строя), степеней сравнения прилагательных (красивее, красивейший) и др.
1Морфемика. Морфемный состав слова. Словообразование и словообразовательные основы.
Основные понятия и термины:
Морфемика
Основа
Корень
Окончание (флексия)
Приставка (префикс)
Суффикс (аффикс)
Интерфикс
Словообразование
Способы словообразования
Краткий план ответа на вопрос
Понятие морфемики. Определение понятий корень , основа, приставка, суффикс, интерфикс.
Словообразование. Основные способы словообразования.
Способы образования самостоятельных частей речи.
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Слово состоит из основы и окончания.
В основу входят: приставка, корень, суффикс.
Глагол
1. приставочный - от глаголов: бежать про-бежать,
2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от
Прилагательных: красный красн-е-ть, видный видн-е-ть-ся,
Существительных: партизан партизан-и-ть, толпа толп-и-ть-ся,
Числительных: двое дво-и-ть (‘разделять надвое’),
Междометий: ах ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от
Существительных: тень
за-тен-и-ть, банкрот
о-банкрот-и-ть-ся,
Прилагательных: прямой вы-прям-и-ть,
Числительных: трое у-тро-и-ть,
Глаголов: любить недо-любл-ива-ть, прыгать рас-прыгать-ся, звонить пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить труд(о)устроить ,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный - от наречий: долго не-долго, как кое-как,
2. суффиксальный
Существительных: зима зим-ой,
Прилагательных: хороший хорош-о,
Числительных: три тр-ижды,
Глаголов: лежать леж-а,
Наречий: хорошо хорош-енько, как как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от
Прилагательных: новый по-нов-ому, давний из-давн-а,
Существительных: верх в-верх-у,
Числительных: двое в-дво-ем,
Глаголов: догонять в-догон-ку, скакать в-скачь-
Наречий: долго по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить мимоход-ом.