Описание картины самсон и далила. История и этнология

Из Вологодской губернии, работавший в Петербурге в первой трети XIX века, вложил свой труд и талант в такие уникальные творения архитектуры, как Казанский собор, Фондовая биржа (Центральный военно-морской музей), Стрелка Васильевского острова, Горный институт, Исаакиевский собор, Адмиралтейство и многие другие сооружения.

Тропинин Василий Андреевич. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. 1823

Первым биографом Самсона Ксенофонтовича Суханова был один из образованнейших людей своего времени, известный путешественник, переводчик, издатель и критик и, наконец, знакомец Пушкина . В первом номере своих «Отечественных записок» он написал восторженную статью о Суханове, называя его «русским природным ваятелем». Девизом П. П. Свиньина на титульных листах издаваемого журнала были слова:

«Любить Отечество велят: Природа, Бог;
А знать его - вот честь, достоинство и долг!»

По мнению Свиньина, только одни гранитные колонны Казанского собора и колоссальное подножие монумента Минину и Пожарскому в Москве были бы достаточны для сохранения имени Суханова в памяти потомков; а его личная жизнь не менее любопытна и содержит в себе многие черты русского национального характера.

О незаурядности Суханова-мастера свидетельствует и то, что его портрет был написан художником Василием Андреевичем Тропининым (1776-1857), автором одного из лучших портретов Пушкина. Несомненно, художника привлекла личность Суханова - человека творческого и богато одаренного. На картине он изображен в простой крестьянской одежде. С портрета смотрит на нас могучий, богатырского сложения человек, с умным, волевым лицом и осанкой, полной спокойного достоинства и благородства. Обращают на себя внимание большие, крепкие, много поработавшие на своем веку руки. В то же время длинные тонкие пальцы свидетельствуют о склонности человека к творчеству.

Любопытна история этого портрета. В 1967 году московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский - будущий инициатор создания музея Тропинина и московских художников его времени тогда же приобрел для своего собрания несколько работ Тропинина и среди них портрет неизвестного старика. После тщательной и серьезной реставрации, после удаления наслоений пыли и копоти на трудно различимом изображении старика в крестьянской одежде сперва удалось различить подпись художника, а затем и дату создания портрета - 1823 год. Умное, энергичное, резко индивидуальное лицо старика с каменотесным молотком в руках на фоне базы колонны, а также дальнейшие поиски и сопоставления дат и событий, совпадение характеристик портрета и публикаций о Суханове и его возрасте в это время, связей Свиньина с художником Тропининым - все это дало основание для наиболее правдоподобного заключения о том, что на портрете изображен именно знаменитый в те годы каменщик Самсон Суханов. Это также первый в России достойный портрет мастерового человека, строителя.

Это была незаурядная личность, человек, многое видевший и испытавший на своем веку. Рожденный на севере России в бедной семье, Суханов в жизни опробовал многие занятия и ремесла, батрачил у богатых людей, бурлачил на Северной Двине и Волге, промышлял зверя на Белом море и зимовал ни Груманте (Шпицбергене), сапожничал и плотничал.

Однако свое призвание нашел в каменотесных делах, когда ррибыл в Петербург на заработки (примерно в 1800 году) к своему родственнику (брату жены) Копылову, занятому в то время на постройке Михайловского (Инженерного) замка Казанского собора и других сооружений. Следует отметить, что со 2-й половины XVIII века, в связи с развитием Петербурга как столицы и более удобного порта для торговли с заграницей значение многих городов и всего Русского Севера понизилось, а значит, изменилось и экономическое положение жителей этих районов. Им пришлось искать новое место приложения своих сил и навыков.

Одним из привлекательных мест для отхожих промыслов стала северная столица с ее многочисленными стройками. Из прибывающих издалека крестьян и ремесленников особенно ценились каменотесы, кузнецы, плотники, столяры и другие опытные в строительном деле люди. Человеку из Русского Севера было легче уйти на отхожие промыслы, так как он не был в крепостной зависимости от своего барина, а выбраться на заработки крестьянам из ближних губерний, например из Псковской или Новгородской, было достаточно затруднительно, если их специально не присылал помещик. Поэтому в Петербурге находилось наибольшее число работников из бывших крестьян Вологодской и Архангельской губерний.

К моменту заключения подряда на сооружение ванны для (1811 год) Самсон Ксенофонтович (в обиходе - Семенович) Суханов уже был широко известен в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель и подрядчик.

Всеобщее удивление и восхищение вызывали изготовленные Сухановым монолитные гранитные ванны для императорских Зимнего, Петергофского и Александровского дворцов. Артель Суханова высекала фонтаны на Царскосельской дороге из гранита, скульптуры и колоннаду Горного института из пудостского камня, гранитные набережные Петербурга, гигантские колонны для Исаакиевского собора и даже памятник Минину и Пожарскому в Москве (1817 г., скульптор Мартос). Многие произведения создавались в императорских пригородных резиденциях Царского Села () и Павловска (цоколь, четыре колонны красного гранита в Мавзолее и лестница к портику, мост из черной плиты у Пиль-башни).

В архиве имеется «Дело о выдаче купцу Суханову 6 тыс. руб. за выделку ванны из гранита и перевозку оной в Баболовскуто купальню», из которого, однако, сложно проследить историю создания ванны.

В письме от 12 февраля 1819 года генерал-лейтенант писал министру двора князю П. М. Волконскому о том, что по контракту с купцом Сухановым на сумму 16 тыс. руб. ему следует выдать остаток в 4 тыс. руб., отмечая при этом, что Суханов как изготовитель понес убытки и претендует дополнительно на 5 тыс. руб. 15 февраля 1819 года П. М. Волконский в ответ написал два письма: Бетанкуру на французском языке и на русском языке - министру финансов Д. А. Гурьеву (сейчас более известному как автор кулинарного рецепта непревзойденной «гурьевской каши») с изложением следующей истории указанной ванны.

В 1811 г. генерал-лейтенант А. А. Бетанкур заключил контракт с купцом Сухановым на выделку и перевозку гранитной ванны в Баболовскую купальню с оплатой в три срока 16 тыс. руб. В мае 1818 года ванна была изготовлена и поставлена на место, и Суханову за выдачей ему в два срока 12 тыс. руб. следует доплатить 4 тыс. руб., но так как он по сему контракту понес некоторые убытки, то «Государь Император высочайше повелительствовал выдать ему из казны б тыс. руб. ассигнациями, каковые деньги не угодно ли будет Вашему превосходительству приказать доставить прямо к г. Бетанкуру, которого я уведомил о сем высочайшем соизволении».

Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов. Самсон Суханов дважды обращался за материальной помощью: первый раз (10 апреля 1834 года) к императору Николаю I и второй (5 октября 1840 года) - к наследнику престола, будущему императору Александру II. В обоих случаях в прошениях указывалось, что эта ванна была сделана по повелению императора Александра I, а из второго прошения следовало, что, работая над ней, Суханов понес большие убытки.

Вот фрагмент из второго прошения:
«Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего… Вашего Императорского Высочества Дяди,… Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение лучших знатоков в сем деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась… оную сделал по контракту только за шестнадцать тысяч рублей».

Отметим, что в ответ на первое прошение 1834 года Суханов вскоре получил заказ на изготовление двух постаментов для грандиозных памятников полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. Тогда отбор был проведен по конкурсу на торгах (Суханов участвовал в этом конкурсе без имущественного залога на подряд - по личному разрешению императора Николая I). А на второе прошение (1840 года) ответа не последовало, и потому работы над постаментами для открытых в конце 1837 года великолепных памятников двум известным полководцам - освободителям России в Отечественной войне 1812 года - оказались лебединой песней Суханова. Особо следует отметить, что эти постаменты были им выполнены по рисункам

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.

Ян Ливенс.Самсон и далила, ок. 1630-1635
Рембрандт Самсон И Далила.1628. Государственный музей, Берлин.

ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО СЮЖЕТА

На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

«И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу."

ДРУЖБА И СОПЕРНИЧЕСТВО РЕМБРАНДТА И ЛИВЕНСА.

Константейн Хёйгенс - нидерландский поэт, учёный и композитор времен голландского «золотого века» знал Рембрандта и Ливенса.Они тогда делили одну художественную мастерскую. Хейгенс писал, что Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт, отмечая при этом, что Ливенс умеет чудесным образом передавать выражение человеческого лица. Он же посоветовал художнику не увлекаться многофигурными композициями, а сконцентрироваться на портретах (которые, замечу, оставались источником дохода всю его жизнь).

Рембрандт родился на год раньше Ливенса, на 5 лет раньше умер, их можно отнести к художникам одного поколения. Ливенс начал учиться живописи раньше Рембрандта (у того же учителя - Ластмана). Более того в 1626 году они делили мастерскую и дружили. Вроде бы в начале их дружбы Ливенс был более опытным и вел за собой Рембрандта, но вскоре роли сменились (мне вспоминаются Рейн и Бродский). Одни и те же модели, некоторое сходство в технике привело к тому, что в начале 1630-ых годов отмечались ошибки в авторстве работ!

Хейгенс был покровителем обоих художников всю жизнь, он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины «Распятие», «Воскрешение Лазаря» и «Самсон и Далила».

Все творчество Ливенса отмечено сильным влиянием Рембрандта, с которым он был долгое время связан; заимствуя у него драматическое освещение и светотень, он создал произведения, столь близкие картинам Рембрандта, что долгое время они считались работами великого мастера. Среди «рембрандтовских» произведений Ливенса можно назвать «Воскрешение Лазаря» (1631, Брайтон, Художественная гал.), «Иов» (1631, Оттава, Нац. гал.), «Омовение ног» (Чикаго, Художественный институт), «Читающая старуха» (Филадельфия, Музей искусства) и «Четыре Евангелиста» (Бамберг, Гос. гал.)

Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину, где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.

В. Тропинин. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. Масло. 1823

Музей этот запрятан в сложном сплетении старых московских переулков, расположенных между Ордынкой и Полянкой, и второпях можно пройти мимо небольшого особняка - типичного строения Замоскворечья середины прошлого века. Дом неприметный, каких вокруг достаточно, и непохож он на привычные наши представления о музее как о здании основательном, просторном, с колоннадой и людным подъездом. Здесь нет ничего этого, и тем не менее в Щетининском переулке находится один из интересных, гостеприимных и, пожалуй, необычных художественных музеев столицы - музей выдающегося русского живописца Василия Андреевича Тропинина (1780-1857) и московских художников его времени. Кстати, совсем рядом, на Полянке, стоял когда-то и дом, в котором замечательный мастер прожил последний год своей жизни.

Чем же необычен этот музей? Чем отличен от других хранилищ отечественного изобразительного искусства? Прежде всего своим рождением. Возник он в 1971 году на основе коллекции известного собирателя реликвий старины Ф. Е. Вишневского. Это его дар Советскому государству и любимой Москве. А полотна, которые выставлены в уютных и тихих залах, приходили к нему путями подчас неожиданными. Поэтому многие из этих картин нередко скрывали свои тайны.
Возьмем хотя бы вот этот, прекрасного живописного письма «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». Возле картины нельзя не остановиться в восхищении перед блистательным мастерством художника, создавшего впечатляющий образ рабочего человека. Умное, выразительное и волевое лицо, благородная осанка, сильные, натруженные руки изображены с присущим Тропинину совершенством. Цельность, выразительность и глубина образа Суханова подчеркиваются серовато-оливковым колоритом, сдержанной красочной гаммой. Локальный цвет в этом портрете, как, впрочем, во многих произведениях Тропинина, имеет вполне конкретное эмоционально-смысловое значение. Основой живописи является четкий, проработанный рисунок, композиция проста и уравновешенна.
На полотне запечатлен человек незаурядный, талантливый русский каменотес и ваятель Самсон Суханов, прославившийся тем, что мог вырубить из камня монолит любых размеров и довел способ ломания гранита до легкости необычайной. Со своей артелью он изготовил гранитный пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. В Петербурге по проекту архитектора А. Монферрана знаменитый каменщик вырубил из скалы и поставил на цоколь колоссальную Александровскую колонну высотою в 47,5 метра и весом 600 тонн. Он рубил также семнадцатиметровые колонны Исаакиевского собора, двенадцать колонн для портика Горного института, ростральные колонны у здания Биржи, за что получил в награду… кафтан. Под руководством знаменитого архитектора А. Воронихина Суханов участвовал в возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, балюстраду для Петергофского дворца… Трудная, но романтическая жизнь замечательного ваятеля-самородка овеяна легендами и по-своему увлекательна.
«Портрет Суханова» не остался эпизодом в творческой био-, графии Тропинина. Люди труда постоянно привлекали внимание художника. Ведь и сам он был родом из крепостных крестьян деревни Карповка Новгородской губернии. Прежде чем стать художником, многое пришлось ему перенести. Был мальчиком на побегушках у помещика, лакеем, поваром. И пропал бы в нужде и безвестности, как произошло это с тысячами народных дарований. Лишь мощью таланта своего, упорством и невероятной работоспособностью удалось ему стать художником, составившим славу и гордость Отечества нашего. От крепостной зависимости он был освобожден под давлением возмущенной общественности уже в возрасте 43 лет, будучи известным живописцем.
Тропинин любил писать подобных себе. В музее можно увидеть портрет В. Энева, одаренного художника-реставратора, также происходившего из крепостных; умудренного опытом нелегкого бытия «Старика- ямщика, опирающегося на кнутовище»; глубоко лиричную «Кружевницу»; красочные, живые, радостные полотна, изображающие «Девушку-украинку», «Девушку с горшком роз», «Девушку, собирающую сливы»; и, наконец, «Портрет Суханова»…
Впрочем, такое название портрет получил не сразу. Поначалу он числился… Словом, Вишневский как-то приобрел грязный, потемневший холст с изображением неизвестного старика в крестьянской одежде. На живописи едва просматривалась подпись «Тропинин». Картина тогда представляла собой сплошную загадку: когда написана? Кто изображен на ней? Какова судьба полотна? Исследователям не было известно.
Когда реставраторы убрали с красочного слоя грязь и копоть, вдруг открылось нечто новое, ранее невидимое, оказалось, что старик изображен подле кирпичного здания, в руках у него каменотесный молоток, явная принадлежность его профессии. Тропинин, к слову сказать, любил изображать людей с орудиями их труда (вспомним хотя бы его «Автопортрет», на котором художник запечатлел себя с кистями и палитрой). А еще обнаружилась на холсте база лежащей колонны, а на ней дата создания портрета - 1823 год. Она также послужила ключом к разгадке произведения.
Исследователю очень важно отыскать верный ключ, которым можно открыть заветную дверцу и обнаружить за ней сокровища подчас более значительные, чем те, что скрыты в сказочных пещерах Аладдина. Иногда на поиск такого ключа уходят десятилетия. А порою, наоборот, ученому везет сразу. Что и произошло на сей раз…
Изучением картины занялась историк искусства Т. В. Буевская. Когда она ее осмотрела и увидела атрибуты профессии «неизвестного старика», подпись Тропинина и дату, то вдруг вспомнила, что, разыскивая материалы о русском акварельном портрете, встречала в давних-давних журнальных подшивках за 1820-е годы публикации о знаменитом каменщике Суханове. Не его ли изобразил Тропинин? Отправилась снова в библиотеку: да, действительно, в журнале «Отечественные записки» в 1818- 1819 годах были напечатаны большие статьи о легендарном мастеровом. Литературное его описание сходилось с обликом старика на тропининском портрете. Притом издатель журнала Свиньин хорошо знал Тропинина и даже посвятил его живописи в 1820 году, почти тогда же, что и о Суханове, восторженный отзыв в своем журнале. Издатель, по всей вероятности, и познакомил их.Итак, Суханов! Скажете, что атрибуция его портрета - просто счастливое стечение обстоятельств, удачная случайность? Нет, конечно, нет! За определением имени неизвестного каменщика стоит большой профессиональный опыт ученого, отменное знание художественной жизни того времени, цепкая натренированная память и, наконец, умение сопоставлять факты, находить их почти неуловимую взаимосвязь.

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).