Спектакль в эрмитаже вызвал громкий скандал. Ни одно животное не пострадало: скандал вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже

Куда делись миллиарды рублей, выделенные на строительство второй очереди нового фондохранилища самого известного музея страны стоимостью 3.6 млрд рублей

Вечером 31 января стало известно, что сотрудники ФСБ изымают документацию в Государственном Эрмитаже. Следственные мероприятия могут быть связаны с желанием органов проверить, куда делись миллиарды рублей, выделенные на строительство второй очереди нового фондохранилища Эрмитажа на Школьной улице. Работы по этому объекту остановлены с лета 2016 года.

Cотрудники ФСБ во вторник посетили Эрмитаж - правда, пришли они не на экскурсию, а в связи со следственными действиями. Правоохранители изымали документы, связанные с государственным контрактом на строительство второй очереди нового фондохранилища Эрмитажа на Школьной улице. Минкультуры и пресс-служба Эрмитажа пытаются дистанцироваться от происходящего. Первые говорят, что музей сам заключал контракты, которые заинтересовали ФСБ. Вторые уверяют, что сотрудники музея не допущены к процессу выемки. Лайф разобрался, что происходит.

В помещениях Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» проводится оперативное мероприятие по обследованию одного из помещений административно-хозяйственной службы. Каких-либо документов в распоряжении Государственного Эрмитажа нет, -говорится в сообщении на сайте музея.

Стеклянный куб для библиотеки

Впервые о строительстве фондохранилища на Школьной сообщили в 2013 году. По словам гендиректора Эрмитажа Михаила Пиотровского, после покупки скульптур в существующих фондах не осталось места для книг. Именно для размещения книг было решено построить дополнительное фондохранилище. Сдача проекта планировалась осенью 2018 года.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Фото: © РИА Новости / Анатолий Медведь

«Из-за того что мы начали покупать скульптуры, книгам не хватает места. Поэтому библиотека, которая откроется, разместит книги, которые раньше нельзя было показать. Будет большое электронное собрание - конечно, не настолько большое, как в библиотеке Ельцина, но всё же» - Михаил Пиотровский

Ради нового здания пришлось снести трёхэтажный автосалон, построенный в 1973 году. В здании планировалось разместить выставочный зал, открытое фондохранилище, две библиотеки - публичную и для специалистов, кафе и игровые зоны для детей.

Проект был спроектирован бюро голландца Рема Колхаса и подразумевал строительство 13-этажного стеклянного куба, который планировалось соединить пешеходным переходом с музейными запасниками на Заусадебной улице. В переходе планировалось разместить конференц-центр и центр изучения костюма и моды.

Коллаж © L!FE Фото: © skyscrapercity.com

В октябре 2015 года Эрмитаж разыграл госконтракт на строительство фондохранилища на сумму 3,6 миллиарда рублей. В декабря был заключён контракт с московской строительной компанией «Мехстройтранс». В 2014 и 2016 годах фирма имела мало заказов - всего четыре госконтракта на сумму около 500 миллионов рублей, что для строительной компании не так уж много. «Культурных» тендеров среди них не было. В 2015 же году у фирмы оказался единственный контракт - с Эрмитажем, зато на сумму в 3,6 миллиарда рублей.

По состоянию на август прошлого года работы по строительству фондов были выполнены только на сумму около 73 миллионов рублей. Через два месяца после заключения контракта «Мехстройтранс» был включён в реестр недобросовестных поставщиков. Причиной стал невыполненный контракт на строительство психдиспансера в Калининградской области. В июле 2016 года была отозвана лицензия у банка, предоставлявшего гарантию для контракта с Эрмитажем. Однако компания на тот момент уже получила аванс от музея в размере одного миллиарда рублей.

По состоянию на сентябрь прошлого года строительная площадка будущего фондохранилища была обнесена забором, а работа на ней не велась с начала лета. На территории, где по контракту должны были трудиться 395 человек, работает всего несколько рабочих.

Вероятно, визит органов в Эрмитаж может быть связан с активным развитием так называемого «дела Минкульта», которое активно закрутилось в марте 2016 года, когда ФСБ арестовало замминистра Григория Пирумова и ещё несколько высокопоставленных чиновников Минкультуры. Их задержали по обвинению в хищении госсредств при реставрации памятников архитектуры. Под стражу попали директор Департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов, директор компании «Балтстрой» Дмитрий Сергеев и её управляющий Александр Коченов, а также советник гендиректора компании «Линнит-консалт» Никита Колесников.

Общий ущерб по делу изначально оценивался в 600 миллионов рублей: 300 миллионов похищено из бюджета при реставрации Изборской крепости в Псковской области, 100 миллионов ― при ремонте театра имени А.С. Пушкина в Пскове и 200 миллионов ― при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве. Однако позже, когда некоторые из обвиняемых пошли на сделку со следствием, стала появляться информация и о других эпизодах, в том числе о хищении денег при строительства Музея космонавтики в Калуге и при реконструкции башни Кронпринц в Калининграде.

При общении со следствием Мазо и Иванов, в частности, дали признательные показания по эпизодам, связанным с реставрацией монастырей, а Колесников заключил досудебное соглашение, в связи с чем дело в его отношении было выделено в отдельное производство. В настоящее время расследование по нему завершено, он знакомится с материалами дела.

Скандальные стройки

Крупнейший музей России уже не первый раз оказывается в центре внимания аудиторов. В июне 2016 года, когда следствие по «делу реставраторов» уже было в разгаре, Счётная палата по результатам проверки сделала заявление о том, что в Эрмитаже нашли нарушения на 140 миллионов рублей при проведении работ по реставрации объектов компанией ЗАО «Балтстрой».

Ведомство заявило, что именно на эту сумму компания раздула сметную документацию: были вписаны сложные работы, в итоге заменённые на более простые, а также указаны дорогостоящие материалы, которые на деле никто и не думал закупать.

«Балтстрой» дважды заключал с Эрмитажем очень крупные контракты. Первый - в конце 2012 года на 1,1 миллиарда рублей. За эти средства предполагалось проведение реставрационных работ и приспособление для современного использования здания Запасного дома Зимнего дворца. Там расположен Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Разгневанные пользователи интернета запустили хэштег #позорэрмитажу, чтобы высказать негативное мнение об открывшейся в конце октября в Государственном Эрмитаже выставки «Рыцарь отчаяния - воин красоты» Яна Фабра. В экспозиции представлены подвешенные на крюках животных.

"Полный трэш и деградация! Нафига все эти митинги против живодеров?! Пусть вот люди, дети идут на такие выставки и смотрят. А потом в головах у них будет откладываться, что ЭТО-нормально. Тьфу. Позор Эрмитажу", - пишет одна из очевидцев (орфография и пунктуация сохранены - прим. "360").

Трупы собак, кошек, зайцев и других животных выставлены на фоне полотен фламандских художников. При этом сам Фабра утверждает, что мероприятие направлено против потребительского отношения к животным, а их тела он подбирал на шоссе.

"Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", - написала одна из пользователей сети.

Кроме того, возмущенные владельцы аккаунтов сравнивают Фабра со скандально известными хабаровскими живодерками и требуют закрытия шокирующей выставки.

Однако, как ни странно, часть пользователей интернета высказалась в защиту бельгийца и его странного искусства.

"Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - отметила Екатерина Дорофеева.

Опубликовано 12.11.16 11:02

Министерство культуры отмежевалось от скандальной выставки мёртвых животных в Эрмитаже.

В Эрмитаже призвали смотреть на мертвых животных на крюках, как на мягкую игрушку"

Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков прокомментировал скандальную выставку современного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты", на которой посетители могли лицезреть подвешенных на крюках чючела мертвых животных.

Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти инткббээ на выставку и понять, о чём эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всём мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите "трупы", вы сразу говорите другую историю. Есть слово "чучела", есть слово "мягкая игрушка" и совершенно разные слова. Когда вы говорите "трупы", вы вносите определённый контекст. Слово "трупы" не соответствует действительности. Если вы придёте в Зимний дворец Петра, вы увидите чучело домашней собаки Петра, которое выставлено на экспозиции. Почему чучело собаки Петра никого не волнует, а бродячие собаки волнуют, — рассказал в интервью Лайфу Озерков.

По его словам, «трупы умученных животных» преподносят детям как «современность». Депутат также высказал недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются музеем «как им хочется», одннако на вопрос, нужно ли посетителям бойкотировать резонансную выставку или организаторам стоит закрыть её, четкого ответа не дал.

«Это не гаражик и не банька отдельных людей. Это государственный музей. Это значит, что выставка должна служить интересам государства», - считает Милонов.

Выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» наделала в Петербурге много шума. Экспозиция, где главными экспонатами стали трупы животных на крюках буквально раскололи Северную столицу на два лагеря. Страсти утихли в апреле, когда противоречивая экспозиция покинула Эрмитаж. Но, как оказалось, ненадолго. В соцсетях разгорается очередной скандал. На этот раз бурный протест вызвала театральная постановка Фабра «Гора Олимп ».

«ПОТРЕБУЕТСЯ ТАЗИК ДЛЯ РВОТЫ»

Провокационный пост опубликовал на своей страничке в Фейсбуке политический аналитик Руслан Осташко . В своем сообщении он настаивает – непристойный спектакль с кровью, кишками, странными танцами и облизыванием межягодичного пространства показали петербургской молодежи. И не где-нибудь на задворках Вселенной, а в главном музее страны.

Как вы относитесь к такому «искусству», которое в рамках молодежных образовательных программ показывают в Эрмитаже? - спросил Осташко у друзей в соцсети.

К записи он прикрепил откровенное фото с изображением двух обнаженных мужчин: один из них стоит нагнувшись, второй прильнул языком к его пятой точке. В то, что такие кадры могли демонстрировать в музее, честно говоря, верится с трудом.

И если бы дело было только в одной, пускай гадкой, но изолированной антикультурной диверсии. Но ведь это - система. В Молодежном центре Эрмитажа была целая «образовательная программа», направленная на приобщение молодого поколения к искусству Яна Фабра. Список тем на странице программы впечатляет потому, что включает в себя, в том числе знаменитый спектакль Фабра «Mount Olympus», который знаменит своими яркими сценами гомоэротического характера. Предупреждаю: тазик для рвоты в этом случае вам потребуется, - написал Осташко.

Скриншот записи спектакля "Гора Олимп"

«НЕ ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ»

Буквально за сутки сообщение набрало сотни комментариев возмущенных пользователей. И все они примерно одного содержания.

Молодежный центр Эрмитажа работает при музее почти двадцать лет. Главная целевая аудитория – это студенты. Для них в центре создают образовательные и культурные программы, где молодежь знакомится с историей искусства, архитектурой, живописью, скульптурой и дизайном. Занятия проводятся бесплатно сотрудниками музея.

Вы ведь понимаете, что мы живем не за железным занавесом. Искусство бывает разным, и молодежь видит это. Но понять и разобраться в этом самостоятельно они не могут. Поэтому приходят к нам за помощью. А мы готовы им в этом помочь и объяснить, - поделилась с «КП » руководитель и создатель Молодежного центра Эрмитажа София Кудрявцева .

Также она рассказала, что в Центре действительно готовились к показу экстравагантного спектакля Фабра. Правда, избегая провокационных и гадких сцен.

От команды Яна Фабра мы получили разрешение на показ нескольких отрывков его 24-часовой постановки «Гора Олимп». Он должен был стать завершающим этапом образовательной программы в рамках выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты». Только вот просмотр не состоялся, в нашей программе на это не хватило времени, - рассказала «КП» Кудрявцева.

Вместо этого Молодежный центр устроил собственный перфоманс. Студенты провели документальное исследование на тему: «Как современный человек реагирует на выставку Фабра». В этом им помогла книга отзывов Эрмитажа.


Образовательная программа к временной выставке Яна Фабра завершилась перформансом "Интермедия: круги по воде". Спектакль прошел 7 апреля. Фото:Молодежный центр Эрмитажа.

Там много как негативных, так и положительных откликов. На их основе был написан сценарий спектакля. В основе сюжета - суд над Фабром. Участвовали в нем прошедшие кастинг актеры. Они приводили разные аргументы – обвиняя и оправдывая художника. Это помогло участникам курса еще раз взглянуть на творчество Яна с разных сторон, - настаивает руководитель Центра.

КСТАТИ

Премьера перфоманса «Гора Олимп» прошла в Берлине в 2015 году. Спектакль длится 24 часа, и все это время идет без антрактов. Участие в постановке принимают 27 артистов. В основе сюжета – 15 известных античных мифов, рассказывающих об инцестах, детоубийствах и жертвоприношениях. Спектакль построен на экспериментах - актеры испытывают свои тела на выносливость, прыгают с металлическими скакалками, пачкаются в мясе и раздеваются догола.

Егор Руссак/ТАСС

Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября в зданиях на Дворцовой набережной и помещениях в Главном штабе. Противники современного искусства нашли уязвимое место выставки. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007), расположенной в Главном штабе и занимающей один из залов анфилады, художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+.

Однако эта история получила продолжение: 10 ноября ровно в 15 часов началась сетевая атака на музей — массовые перепосты с хештегом #позорэрмитажу. Как всегда в таких случаях, в этих постах преобладают высказывания агрессивные с использованием ненормативной лексики. Люди, которые не были на выставке (о чем свидетельствует приложенное к их жалобам фото с распятым котенком, которого нет в экспозиции) и не способны без ошибок написать фамилию директора музея, призывали к закрытию выставки, увольнению директора, в этой же толпе зазвучали голоса о физической расправе над художником и музейщиками.

Среди бескомпромиссных критиков современного искусства предсказуемо оказались певица Елена Ваенга и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов .

Возмущение выставкой Фабра разделяет и Лиана Рогинская , вдова художника Михаила Рогинского , известная фанатичной любовью к животным. «На мой взгляд, никакого отношения к искусству это не имеет, но это отличный пример того, до какой мерзости может дойти нарциссизм и эксгибиционизм в сочетании с отсутствием таланта. Один вопрос: а если бы трупы были не собачьи, а человечьи, вы бы тоже аплодировали этому Херсту для малоимущих?» — заявляет она.

Одиннадцатого ноября противники выставки создали на портале change.org петицию в адрес министра культуры с требованием закрыть выставку. Характерно, что в самом тексте опять упомянут «распятый кот», который «привел в шок верующих, глубоко задев их чувства», хотя такой работы, повторимся, на выставке нет. К настоящему моменту петицию подписали почти 10 тыс. человек.

В ответ Министерство культуры разместило на своем сайте комментарий, объявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея: «Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский , относящийся к творчеству Фабра весьма критично, написал : «Думаю, касательно этой конкретной петиции, вовсе не в зверюшках дело. Перед простодушными любителями живого готов извиниться — я не про вас. Вас просто призвал бы не понимать искусство буквально — иначе трудно будет найти для себя что-либо совсем уж нейтрально-отрадное. Особенно в искусстве современном. Так что берегите себя. Или постарайтесь взглянуть чуть шире. Я — про авторов петиции. И комментов в сетях — не поленился просмотреть. Они написаны удивительно злым, бескомпромиссно обличающим языком. Настолько нетерпимым тоном, что понимаешь: нелюбовь к людям превосходит любовь к зверюшкам, якобы попранную художником и его эрмитажными кураторами. Если ты заботишься о живом, так о людях не пишут. Таким тоном писались в приснопамятные времена требования применять высшую меру».

На стороне Фабра петербургская зоозащитница Анна Кондратьева , написавшая в своем аккаунте на Facebook: «А для того, чтобы показать (рассказать. — TANR) добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесенных на усыпление. Фабр как бы достает скелеты из шкафов и предъявляет их публике. Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа».

Петербургская художница и волонтер Центра помощи диким животным «Сирин» Александра Гарт точно отметила на своей странице в Facebook: «В связи с последней вспышкой зоошизоидной активности в ленте пришла такая мысль — а Хёрст молодец, умный мужик. Свинок и акул никому не жалко, хоть и убиты они специально для его произведений. А злой, нехороший человек Фабр набивает чучела из кошечек и собачек, хоть и уже дохлых — подвесить его на крюки!»

Эрмитаж 12 ноября запустил ответный хештег #кошкизафабра и получил поддержку, в частности, от музея и кафе «Республика кошек», где живут в том числе и взятые из Эрмитажа коты. «Ни одна кошка не пострадала при подготовке выставки Яна Фабра, как бы того ни хотели авторы хештега #позорэрмитажу», — написал в Facebook Дмитрий Озерков , глава отдела современного искусства Эрмитажа.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который уже десятилетия имеет в своем штате на довольстве целую команду котов и даже проводит ежегодный праздник «День кота».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» написал:

«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра . Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные — напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет „Лавка дичи“ или „Рыбная лавка“ Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.

Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа „течет кровь“. Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.

Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.

Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.

У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: „уберите Фабра из Эрмитажа“ (это, дескать, „бескультурье“). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.

В „крике“ Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.

Современное искусство — вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».