Тестовая контрольная работа по теме
«Популяционно-видовой и экосистемный уровни»
А1 .Сети питания –это
1.связи между родителями и потомством
2.генетические связи
3.обмен веществ клетке организма.
4.пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А2 . Все виды, образующие пищевую сеть, существуют за счет органического ве-ва созданного
1.только растениями
2.только растениями и животными
3.животными,бактериями грибами
4.растениями, циано -и хемосинтезирующими бактериями.
А3. основную часть биомассы суши составляют
1.растения
2.животные
3.бактерии
4.грибы
А4. Устойчивость наземных экосистем в основном определяется
1.большим разнообразием видов живых организмов
2. преобладанием числа видов животных
3.небольшим числа видов живых организмов
4.равенством числа видов животных и растений
А5. Стабильность экосистемы повышается,если в ней
2.уменьшается число видов редуцентов
3.увеличивается число видов всех живых организмов
4.исчезают все растения
А6. Наиболее устойчивая система – это
1.поле пшеницы
2. Фруктовый сад
3. Степь
4. Культурное пастбище
А7. Целенаправленно созданное человеком сообщество называют
1.биоценоз
2. Биогеоценоз
3. Агроценоз
4. Биосфера
А8. Основоположник учения о биосфере
- С.С. Четвериков
- 2. Н.И. Вавилов
- 3. В.И. Вернадский
- 4. Б.Л.Астауров
А9. Живое ве-во биосферы –это
1. Совокупность всех растений планеты
2.Совокупность всех животных планеты
3. Совокупность всех микробов планеты
4. Совокупность всех живых организмов планеты
А10. Биосфера –открытая система,т.к. она
1. получает и отдает энергию
2. только отдает энергию
3. только получает энергию
4. не получает и не отдает энергию
А11. главная особенность биосферы
- Наличие в ней живых организмов
- . Наличие в ней неживых компонентов переработанных живыми организмами
- . Круговорот в-в, управляемых живыми организмами
- . Связывание солнечной энергии
А12.Усилению парникового эффекта способствует
1.углекислый газ
2. Пропан
3. Двуокись азота
4. Озон
А13. наибольшее количество видов находится в экосистемах
- Вечнозеленых лесов умеренного пояса
- 2. Влажных тропиков
- 3. Листопадных лесов умеренного пояса
- 4. Тайги
А14.одна из главных причин сокращения разнообразия видов животных
1.все большее употребление в пищу
2. Чрезмерное размножение хищников
3. Разрушение мест обитания
4. Накопление ядохимикатов в окр. среде.
А15.основной эволюционирующей единицей в царстве животных является
- Семейство
- 2. Популяция
- 3. Класс
- 4. Особь
А16.Кому из членов пищевой цепи достанется меньше всего энергии на ед.массы тела
Растение - грызун-хищник- блоха
1.растению
2. Грызуну
3. Хищнику
4. Бактерии
А17.Пищевая цепь отражает:
- Потоки энергии и элементов питания от одних организмов к другим
- Зависимость организмов друг от друга
- Характер питания
- .растительноядность и плотоядность организмов
А18. Основным критерием вида является
- Мофологический
- . Физиологический
- . Генетический
- . Географический
А19.Органические в-ва при фотосинтезе образуются из
- Белков и углеводородов
- . Кислорода и углекислого газа
- . Углекислого газа и воды
- Кислорода и водорода.
А20. Отличием живого от неживого является:
- Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
- Различия в химических элементах из которых состоят системы
- Способность к движению
- Способность к увеличению массы.
Вопросы к зачету по медицинской биологии.
I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО
1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.
Что такое жизнь?
Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:
– иерархическая организация,
– способность к самовоспроизведению,
– обмен веществ,
– тонко регулируемый поток энергии.
Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.
Свойства жизни
Обмен веществ или метаболизм
Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система
Структурированность
Способность противостоять нарастанию энтропии
Самообновление
Хранение и использование генетической информации
Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе
Раздражимость и возбудимость
Размножение
Дискретность
Эволюция
Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу
Обмен веществили метаболизм
Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм
ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма
диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией
Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.
Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.
Структурированность -
Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)
Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.
Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии
Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики
Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем
Самообновление –
воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации
Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.
рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований
дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов
онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни
Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности
Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения
Иерархические уровни организации жизни
Молекулярно-генетический
Клеточный
Организменный или онтогенетический
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения
элементарной единицы и элементарного явления
элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни
Молекулярно-генетический уровень
Элементарная единица – ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.
Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .
Клеточный уровень
Элементарная единица – клетка
Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.
На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.
Организменный уровень
Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .
Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.
Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.
Популяционно-видовой уровень
элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему
элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор
И.М. Галицкая, учитель биологии
МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область
Тест по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»
Вариант 1
А. К. Линнея В. Ч. Дарвина
Б. Ж.Б. Ламарка Г. А. Вейсмана
2. Теорию эволюции справедливо считать теорией созданной:
А. Ч. Дарвином и Ч. Лайелем В. Ч. Дарвином и А. Уоллесом
Б. Ч. Дарвином и А. Вейсманом
3. Книга, в которой изложены основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, называется:
А. «Философия ботаники» В. «Происхождение видов»
Б. «Философия зоологии» Г. «О природе вещей»
4. Какое из утверждений наиболее правильно?
5. В результате искусственного отбора возникли:
А. Породы кроликов с чисто-белой шерстью
Б. Размножение кур яйцами
В. Копыта у лошадей
Г. Покровительственная окраска зайца-беляка
6. К внутривидовой борьбе относится (примеры гибели особей одуванчика):
А. Всходами одуванчика питаются травоядные животные
Б. Семена одуванчика погибают в пустыне и Антарктиде, на скалах
В. Растения одуванчика гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов Г. Сами одуванчики вытесняют друг друга
7. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, называются:
А. Идиоадаптациями В. Дегенерациями
Б. Регрессом Г. Ароморфозами
8. Ароморфоз у растений – это:
А. Фотосинтез В. Опыление насекомыми
Б. Распространение семян ветром
9. К древнейшим людям относится:
А.Синантроп В. Австралопитек
Б. Неандерталец Г. Кроманьонец
10. Совместная трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:
А. S -образного позвоночника В. Сводчатой стопы
Б. Общественного образа жизни Г. Прямохождения
Вариант 2
1. Развитие систематики в додарвиновский период биологии связывают с трудами:
А. Ж.Б. Ламарка В. Аристотеля
Б. Д. Рея Г. К. Линнея
2. Движущей силой эволюции по Ламарку является:
А. Бог
Б. Естественные законы природы
В. Стремление самой природы к прогрессу
3. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит:
А. В создании первого эволюционного учения
Б. В объяснении причин происхождения жизни на Земле
В. В разработке концепции естественного отбора
Г. В объяснении наследственности
4. Два культурных растения – ячмень и рожь – имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерий, которым надо руководствоваться.
А. Один вид, морфологическим критерием
Б. Два вида, морфологическим критерием
В. Один вид, генетическим критерием
Г. Два вида, генетическим критерием
5. Естественным отбором называется:
А. Борьба за существование
Б. Выживание и размножение наиболее приспособленных особей В. Выживание и размножение сильнейших особей
6. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является:
А. Гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время бурь
Б. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах
В. Выведение нового сорта в других условиях
7. Идиоадаптация – это появление у животных:
А. Теплокровности В. Разной формы клюва птиц
Б. Живорождения Г. Четырехкамерного сердца
8. Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов и популяций, называются:
А. Прогрессом В. Ароморфозами
Б. Регрессом Г. Идиоадаптациями
9. Первыми овладели членораздельной речью:
А. Неандертальцы В. Синантропы
Б. Питекантропы Г. Кроманьонцы
10. Австралопитек в отличие от питекантропа:
А. Ходил на двух ногах В. Имел меньший объем мозга
Б. Умел изготавливать орудия труда Г. Был покрыт шерстью
Ответы
Вариант 1
1 – б, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – а, 9 – а, 10 – б
Вариант 2
1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – а, 9 – г, 10 – в
А 1 Вид – это: 1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал 2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала 3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы 4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания X X
В 1 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен. П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А А) органы чувств – одна 1) морфологический Пара щупалец 2) экологический Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная АБВГД Большой прудовик
В 2 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей. А) вид Б) отряд В) класс Г) род Д) царство Е) семейство Ж) тип АГЕБВЖД
С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы. С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.
9 класс.
I вариант
1. Форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции – это…
А) экология; Б) популяция; В) вид.
2. Совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, называют…
А) видом; Б) критерием; В) популяцией.
3. Важный фактор эволюции…
А) наследственность популяций;
Б) гибридизация;
В) изменчивость популяций.
4. Английский натуралист, который первым пытался определить критерии, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду…
5. Групповые характеристики, такие, как обилие, рождаемость, смертность, возрастной состав, называются…
А) экологическим показателем;
Б) демографическим показателем;
В) мировым показателем.
6. Соотнесите критерии вида с их характеристиками:
ГенетическийЭкологический
Географический
Морфологический
Физиологический
а) Определённая область распространения;
б) Сходство процессов жизнедеятельности;
в) Внешнее строение;
г) Строение геномного материала;
д) Определённые условия обитания.
е) Факторы внешней среды
Популяционно-видовой уровень. 9 класс.
II вариант
1. Наука о взаимоотношении организмов между собой и с окружающей средой – это…
А) вид; Б) популяция; В) экология.
2 . Группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать своё существование в данном районе – это…
А) популяция; Б) критерием; В) вид.
3. Раздел биологии, который занимается описанием и классификацией организмов - как живых, так и вымерших, называется…
А) царством; Б) систематикой; В) отделом.
4. Шведский учёный, создавший научную систематику…
А) Т. Морган; Б) Карл Линней; В) Джон Рей.
5. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…
А) критериями вид; Б) критериями рода; В) систематикой.
6. Соотнесите демографические показатели популяции с их характеристиками:
РождаемостьЧисленность
Возрастной состав
Плотность
Смертность
а) Общее количество особей;
б) Скорость прибавления особей;
в) Количество особей на определённую территорию;
г) Скорость сокращения численности;
д) Соотношение старых и молодых особей
е) Соотношение самцов и самок
Популяционно-видовой уровень. 9 класс.
III вариант
А) популяциями; Б) семьями.
А) Карл Линней; Б) Джон Рей.
5. Ареал – это…
Б) географическим критерием.
А) генетический критерий;
Б) морфологический критерий.
А) систематика; Б) экология.
Популяционно-видовой уровень. 9 класс.
III вариант
1. В природе группы распространены не равномерно, а отдельно …
А) популяциями; Б) семьями.
2. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…
А) критериями рода; Б) критериями виды;
3. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому её считают…
А) единицей вида; Б) единицей эволюции.
4. Двойное название вида ввёл …
А) Карл Линней; Б) Джон Рей.
5. Ареал – это…
А) демографический показатель;
Б) область распространения вида.
6. Сходство внешнего и внутреннего строения организма является…
А) морфологическим критерием;
Б) географическим критерием.
7. Характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК – это…
А) генетический критерий;
Б) морфологический критерий.
8. Скорость сокращения численности в результате гибели особей – это…
А) рождаемость; Б) смертность.
9. Количество особей на определённую территорию – это…
А) плотность; Б) численность.
10. Наука. изучающая жизнь популяций – это…
А) систематика; Б) экология.
Ответы. Популяционно-видовой уровень. 9 класс.
I вариант
1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
II вариант
1 – б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г.
III вариант
А; 6. А;
Б; 7. А;
Б; 8. Б;
А; 9. А;
Б; 10. Б.