Популяционно видовой уровень организации жизни тест. Популяционно-видовой уровень

Тестовая контрольная работа по теме

«Популяционно-видовой и экосистемный уровни»

А1 .Сети питания –это

1.связи между родителями и потомством

2.генетические связи

3.обмен веществ клетке организма.

4.пути передачи веществ и энергии в экосистеме

А2 . Все виды, образующие пищевую сеть, существуют за счет органического ве-ва созданного

1.только растениями

2.только растениями и животными

3.животными,бактериями грибами

4.растениями, циано -и хемосинтезирующими бактериями.

А3. основную часть биомассы суши составляют

1.растения

2.животные

3.бактерии

4.грибы

А4. Устойчивость наземных экосистем в основном определяется

1.большим разнообразием видов живых организмов

2. преобладанием числа видов животных

3.небольшим числа видов живых организмов

4.равенством числа видов животных и растений

А5. Стабильность экосистемы повышается,если в ней

2.уменьшается число видов редуцентов

3.увеличивается число видов всех живых организмов

4.исчезают все растения

А6. Наиболее устойчивая система – это

1.поле пшеницы

2. Фруктовый сад

3. Степь

4. Культурное пастбище

А7. Целенаправленно созданное человеком сообщество называют

1.биоценоз

2. Биогеоценоз

3. Агроценоз

4. Биосфера

А8. Основоположник учения о биосфере

  1. С.С. Четвериков
  2. 2. Н.И. Вавилов
  3. 3. В.И. Вернадский
  4. 4. Б.Л.Астауров

А9. Живое ве-во биосферы –это

1. Совокупность всех растений планеты

2.Совокупность всех животных планеты

3. Совокупность всех микробов планеты

4. Совокупность всех живых организмов планеты

А10. Биосфера –открытая система,т.к. она

1. получает и отдает энергию

2. только отдает энергию

3. только получает энергию

4. не получает и не отдает энергию

А11. главная особенность биосферы

  1. Наличие в ней живых организмов
  2. . Наличие в ней неживых компонентов переработанных живыми организмами
  3. . Круговорот в-в, управляемых живыми организмами
  4. . Связывание солнечной энергии

А12.Усилению парникового эффекта способствует

1.углекислый газ

2. Пропан

3. Двуокись азота

4. Озон

А13. наибольшее количество видов находится в экосистемах

  1. Вечнозеленых лесов умеренного пояса
  2. 2. Влажных тропиков
  3. 3. Листопадных лесов умеренного пояса
  4. 4. Тайги

А14.одна из главных причин сокращения разнообразия видов животных

1.все большее употребление в пищу

2. Чрезмерное размножение хищников

3. Разрушение мест обитания

4. Накопление ядохимикатов в окр. среде.

А15.основной эволюционирующей единицей в царстве животных является

  1. Семейство
  2. 2. Популяция
  3. 3. Класс
  4. 4. Особь

А16.Кому из членов пищевой цепи достанется меньше всего энергии на ед.массы тела

Растение - грызун-хищник- блоха

1.растению

2. Грызуну

3. Хищнику

4. Бактерии

А17.Пищевая цепь отражает:

  1. Потоки энергии и элементов питания от одних организмов к другим
  2. Зависимость организмов друг от друга
  3. Характер питания
  4. .растительноядность и плотоядность организмов

А18. Основным критерием вида является

  1. Мофологический
  2. . Физиологический
  3. . Генетический
  4. . Географический

А19.Органические в-ва при фотосинтезе образуются из

  1. Белков и углеводородов
  2. . Кислорода и углекислого газа
  3. . Углекислого газа и воды
  4. Кислорода и водорода.

А20. Отличием живого от неживого является:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
  2. Различия в химических элементах из которых состоят системы
  3. Способность к движению
  4. Способность к увеличению массы.

Вопросы к зачету по медицинской биологии.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.

Что такое жизнь?

Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:

иерархическая организация,

способность к самовоспроизведению,

обмен веществ,

тонко регулируемый поток энергии.

Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Свойства жизни

Обмен веществ или метаболизм

Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система

Структурированность

Способность противостоять нарастанию энтропии

Самообновление

Хранение и использование генетической информации

Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе

Раздражимость и возбудимость

Размножение

Дискретность

Эволюция

Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу

Обмен веществили метаболизм

Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм

ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма

диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией

Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.

Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.

Структурированность -

Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)

Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.

Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии

Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики

Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем

Самообновление –

воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации

Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований

дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов

онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности

Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения

Иерархические уровни организации жизни

Молекулярно-генетический

Клеточный

Организменный или онтогенетический

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения

элементарной единицы и элементарного явления

элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни

Молекулярно-генетический уровень

Элементарная единица ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.

Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .

Клеточный уровень

Элементарная единица – клетка

Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.

На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.

Организменный уровень

Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .

Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.

Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.

Популяционно-видовой уровень

элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему

элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор

И.М. Галицкая, учитель биологии

МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тест по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»

Вариант 1

А. К. Линнея В. Ч. Дарвина

Б. Ж.Б. Ламарка Г. А. Вейсмана

2. Теорию эволюции справедливо считать теорией созданной:

А. Ч. Дарвином и Ч. Лайелем В. Ч. Дарвином и А. Уоллесом

Б. Ч. Дарвином и А. Вейсманом

3. Книга, в которой изложены основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, называется:

А. «Философия ботаники» В. «Происхождение видов»

Б. «Философия зоологии» Г. «О природе вещей»

4. Какое из утверждений наиболее правильно?

5. В результате искусственного отбора возникли:

А. Породы кроликов с чисто-белой шерстью

Б. Размножение кур яйцами

В. Копыта у лошадей

Г. Покровительственная окраска зайца-беляка

6. К внутривидовой борьбе относится (примеры гибели особей одуванчика):

А. Всходами одуванчика питаются травоядные животные

Б. Семена одуванчика погибают в пустыне и Антарктиде, на скалах

В. Растения одуванчика гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов Г. Сами одуванчики вытесняют друг друга

7. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, называются:

А. Идиоадаптациями В. Дегенерациями

Б. Регрессом Г. Ароморфозами

8. Ароморфоз у растений – это:

А. Фотосинтез В. Опыление насекомыми

Б. Распространение семян ветром

9. К древнейшим людям относится:

А.Синантроп В. Австралопитек

Б. Неандерталец Г. Кроманьонец

10. Совместная трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:

А. S -образного позвоночника В. Сводчатой стопы

Б. Общественного образа жизни Г. Прямохождения

Вариант 2

1. Развитие систематики в додарвиновский период биологии связывают с трудами:

А. Ж.Б. Ламарка В. Аристотеля

Б. Д. Рея Г. К. Линнея

2. Движущей силой эволюции по Ламарку является:

А. Бог

Б. Естественные законы природы

В. Стремление самой природы к прогрессу

3. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит:

А. В создании первого эволюционного учения

Б. В объяснении причин происхождения жизни на Земле

В. В разработке концепции естественного отбора

Г. В объяснении наследственности

4. Два культурных растения – ячмень и рожь – имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерий, которым надо руководствоваться.

А. Один вид, морфологическим критерием

Б. Два вида, морфологическим критерием

В. Один вид, генетическим критерием

Г. Два вида, генетическим критерием

5. Естественным отбором называется:

А. Борьба за существование

Б. Выживание и размножение наиболее приспособленных особей В. Выживание и размножение сильнейших особей

6. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является:

А. Гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время бурь

Б. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах

В. Выведение нового сорта в других условиях

7. Идиоадаптация – это появление у животных:

А. Теплокровности В. Разной формы клюва птиц

Б. Живорождения Г. Четырехкамерного сердца

8. Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов и популяций, называются:

А. Прогрессом В. Ароморфозами

Б. Регрессом Г. Идиоадаптациями

9. Первыми овладели членораздельной речью:

А. Неандертальцы В. Синантропы

Б. Питекантропы Г. Кроманьонцы

10. Австралопитек в отличие от питекантропа:

А. Ходил на двух ногах В. Имел меньший объем мозга

Б. Умел изготавливать орудия труда Г. Был покрыт шерстью

Ответы

Вариант 1

1 – б, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – а, 9 – а, 10 – б

Вариант 2

1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – а, 9 – г, 10 – в

А 1 Вид – это: 1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал 2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала 3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы 4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания X X






























В 1 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен. П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А А) органы чувств – одна 1) морфологический Пара щупалец 2) экологический Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная АБВГД Большой прудовик


В 2 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей. А) вид Б) отряд В) класс Г) род Д) царство Е) семейство Ж) тип АГЕБВЖД



С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы. С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

9 класс.

I вариант

1. Форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции – это…

А) экология; Б) популяция; В) вид.

2. Совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, называют…

А) видом; Б) критерием; В) популяцией.

3. Важный фактор эволюции…

А) наследственность популяций;

Б) гибридизация;

В) изменчивость популяций.

4. Английский натуралист, который первым пытался определить критерии, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду…

5. Групповые характеристики, такие, как обилие, рождаемость, смертность, возрастной состав, называются…

А) экологическим показателем;

Б) демографическим показателем;

В) мировым показателем.

6. Соотнесите критерии вида с их характеристиками:

Генетический

Экологический

Географический

Морфологический

Физиологический

а) Определённая область распространения;

б) Сходство процессов жизнедеятельности;

в) Внешнее строение;

г) Строение геномного материала;

д) Определённые условия обитания.

е) Факторы внешней среды

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

II вариант

1. Наука о взаимоотношении организмов между собой и с окружающей средой – это…

А) вид; Б) популяция; В) экология.

2 . Группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать своё существование в данном районе – это…

А) популяция; Б) критерием; В) вид.

3. Раздел биологии, который занимается описанием и классификацией организмов - как живых, так и вымерших, называется…

А) царством; Б) систематикой; В) отделом.

4. Шведский учёный, создавший научную систематику…

А) Т. Морган; Б) Карл Линней; В) Джон Рей.

5. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…

А) критериями вид; Б) критериями рода; В) систематикой.

6. Соотнесите демографические показатели популяции с их характеристиками:

Рождаемость

Численность

Возрастной состав

Плотность

Смертность

а) Общее количество особей;

б) Скорость прибавления особей;

в) Количество особей на определённую территорию;

г) Скорость сокращения численности;

д) Соотношение старых и молодых особей

е) Соотношение самцов и самок

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

III вариант

А) популяциями; Б) семьями.

А) Карл Линней; Б) Джон Рей.

5. Ареал – это…

Б) географическим критерием.

А) генетический критерий;

Б) морфологический критерий.

А) систематика; Б) экология.

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

III вариант

1. В природе группы распространены не равномерно, а отдельно …

А) популяциями; Б) семьями.

2. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…

А) критериями рода; Б) критериями виды;

3. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому её считают…

А) единицей вида; Б) единицей эволюции.

4. Двойное название вида ввёл …

А) Карл Линней; Б) Джон Рей.

5. Ареал – это…

А) демографический показатель;

Б) область распространения вида.

6. Сходство внешнего и внутреннего строения организма является…

А) морфологическим критерием;

Б) географическим критерием.

7. Характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК – это…

А) генетический критерий;

Б) морфологический критерий.

8. Скорость сокращения численности в результате гибели особей – это…

А) рождаемость; Б) смертность.

9. Количество особей на определённую территорию – это…

А) плотность; Б) численность.

10. Наука. изучающая жизнь популяций – это…

А) систематика; Б) экология.

Ответы. Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

I вариант

    1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

II вариант

    1 – б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г.

III вариант

    А; 6. А;

    Б; 7. А;

    Б; 8. Б;

    А; 9. А;

    Б; 10. Б.