Отзыв о сказке «Ашик-Кериб. Литературное чтение

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка Урок по литературному чтению в 4 классе

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский) Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л. Толстой) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

4 слайд

Описание слайда:

Актуализация ранее изученного Дополнение к известным биографическим фактам В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии». С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством.

5 слайд

Описание слайда:

Толковый словарь Сааз - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран. Оглан - мальчик, парень. Аян-Ага - знатный господин. Чауш - сторож, рассыльный. Ашик - балалаечник. Ана - мать. Хадерилиаз - святой Георгий.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

История создания сказки Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

8 слайд

Описание слайда:

Любовь матери - Своими речами ты изрезал сердце моё в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слёз. Скажи мне ты, который имеет его голос, когда мой сын придёт? И дважды со слезами она повторила ему просьбу.

9 слайд

Описание слайда:

Любовь сестры Когда Ашик-Кериб уходил странствовать, его сестра была ещё маленькой девочкой. За семь лет отсутствия брата, она превратилась в прекрасную девушку. Несмотря на то, что годы изменили её брата, сердце подсказывало ей, что это он. Она даже ослушалась несколько раз мать и впустила странника в дом, дала ему сааз, позволила на нём играть и первая сообщила матери о том, что её сын действительно вернулся живым.

10 слайд

Описание слайда:

Любовь Магуль-Мегери Возвышенными, кристально чистыми чувствами, верностью и благородством отличается и его возлюбленная Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Несмотря на социальное неравенство, красавица всем сердцем полюбила бедного юношу. Нарушая строгие правила поведения, предписанные женщинам Востока, она сама пришла в дом возлюбленного. Магуль-Мегери смела, сообразительна, находчива, умеет добиваться своих целей. Она ни на йоту не отступила от клятвы, не потеряла веры в любовь. Девушка нашла способ напомнить юноше о сроке возвращения и не поверила в известие о его гибели, хотя были представлены ей вещественные доказательства. Все препятствия рушатся перед влюбленными. Магуль-Мегери «поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека». Значит, выдавали ее замуж насильно... Мы видим свадебный обряд, когда невеста сидит за занавеской, в то время как жених с гостями пирует.

11 слайд

Описание слайда:

Ашик-Кериб Противоречив образ главного героя. Он беден, но обладает любящим, благородным сердцем, чудесными музыкальными способностями, лишен тщеславия и зависти. Несмотря на скромное положение, Ашик-Кериб полон чувства собственного достоинства, выше всего ценит свободу и самостоятельность. Его чувства к Магуль-Мигери притупились от богатства и славы, в результате чего он чуть не пропустил срок возвращения к своей возлюбленной.

12 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» Турецкая сказка Урок по литературному чтению в 4 классе Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова О.В.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Эпиграфы Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский) Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л. Толстой) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

Актуализация ранее изученного Дополнение к известным биографическим фактам В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии». С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством.

Толковый словарь Сааз - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран. Оглан - мальчик, парень. Аян-Ага - знатный господин. Чауш - сторож, рассыльный. Ашик - балалаечник. Ана - мать. Хадерилиаз - святой Георгий.

Обложка книги

История создания сказки Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

Любовь матери - Своими речами ты изрезал сердце моё в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слёз. Скажи мне ты, который имеет его голос, когда мой сын придёт? И дважды со слезами она повторила ему просьбу.

Любовь сестры Когда Ашик-Кериб уходил странствовать, его сестра была ещё маленькой девочкой. За семь лет отсутствия брата, она превратилась в прекрасную девушку. Несмотря на то, что годы изменили её брата, сердце подсказывало ей, что это он. Она даже ослушалась несколько раз мать и впустила странника в дом, дала ему сааз, позволила на нём играть и первая сообщила матери о том, что её сын действительно вернулся живым.

Любовь Магуль-Мегери Возвышенными, кристально чистыми чувствами, верностью и благородством отличается и его возлюбленная Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Несмотря на социальное неравенство, красавица всем сердцем полюбила бедного юношу. Нарушая строгие правила поведения, предписанные женщинам Востока, она сама пришла в дом возлюбленного. Магуль-Мегери смела, сообразительна, находчива, умеет добиваться своих целей. Она ни на йоту не отступила от клятвы, не потеряла веры в любовь. Девушка нашла способ напомнить юноше о сроке возвращения и не поверила в известие о его гибели, хотя были представлены ей вещественные доказательства. Все препятствия рушатся перед влюбленными. Магуль-Мегери «поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека». Значит, выдавали ее замуж насильно... Мы видим свадебный обряд, когда невеста сидит за занавеской, в то время как жених с гостями пирует.

Ашик-Кериб Противоречив образ главного героя. Он беден, но обладает любящим, благородным сердцем, чудесными музыкальными способностями, лишен тщеславия и зависти. Несмотря на скромное положение, Ашик-Кериб полон чувства собственного достоинства, выше всего ценит свободу и самостоятельность. Его чувства к Магуль-Мигери притупились от богатства и славы, в результате чего он чуть не пропустил срок возвращения к своей возлюбленной.

Прощение Даже соперник Ашик-Кериба коварный Куршуд-бек в конце концов смиряется с судьбой и не позволяет брату причинить зло счастливым влюбленным, ибо понимает, что чистым и влюбленным сердцам ничто не может помешать соединиться. Ашик-Кериб на радостях прощает Куршуд-бека и предлагает ему в жёны свою прекрасную сестру, обещая дать за ней богатое приданое.

Искушения На чужом несчастье счастья не построишь.

Любовь Аллаха, пославшего святого Георгия

Любовь подруги к Магуль-Мегери Подруга Магуль-Мегери переживала за свою подругу, зная о её любви. Она разбудила спящего в саду Ашик-Кериба, чтобы влюблённые смогли поговорить. Именно тогда решилась их дальнейшая судьба.

Итог Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


«Ашик-Кериб» - сказка, написанная по сюжету древней легенды Востока о любви. Существует несколько вариантов сказки. Нам наиболее известен вариант Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт написал эту сказку, будучи вдохновленным природой Кавказа и той самой мудрой восточной легендой, о которой поэт узнал во время своего изгнания на Кавказ в 1837 году.

Тема сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Основные персонажи сказки:

  • юноша Ашик-Кериб;
  • девушка Магуль-Мегери;
  • Куршуд-бек, поклонник Магуль-Мегери.

В сказке Лермонтова рассказывается о бедном турецком юноше Ашик-Керибе, играющем на саазе (турецкой балалайке), который влюбляется в прекрасную красавицу Магуль-Мегери, дочь местного богатого купца. Действие происходит в Тифлизе. Ашик-Кериб хочет взять девушку в жены, но не хочет жить за счет богатств ее отца, поэтому отправляется в странствование на срок в семь лет, чтобы заработать денег и разбогатеть. Магуль-Мегери обещает ждать юношу все семь лет, но ставит условие, что если тот не вернется в указанное время, она свяжет свою судьбу с Куршуд-беком.

Кериб отправляется в странствие. Пройдя через трудности и испытания, Керибу удается разбогатеть, в этом ему помогает его дивный голос. В богатстве юноша забывает о своей Магуль-Мегери. За три дня до истечения срока герой вспоминает о своем обещании, но понимает, что ко сроку ему уже не успеть. Ему помогает Хадерилиаз (у Лермонтова – святой Георгий), с помощью которого Ашик-Кериб моментально попадает вовремя прямо в Тифлиз и берет свою возлюбленную в жены.

Основные идеи и мысли сказки, ее смысл

Основная идея сказки – это нарушение обещаний вечной любви вследствие складывающихся жизненных обстоятельств. Только лишь чудо помогает все изменить.

Важная мысль сказки: необходимо всегда исполнять свои обещания, держать свое слово и ни при каких обстоятельствах, какие бы ни были при этом трудности, не нарушать его.

Очень интересен характер Кериба. Этот юноша гордый человек; подвергнув сам себя испытаниям, таким образом показывает, чего он стоит и может ли считаться истинно достойным человеком.

«Ашик-Кериб» - мудрое произведение. С одной стороны, сказка говорит нам о том, что настоящая любовь способна выдержать все преграды, препятствия и расстояния (пример: верность и терпение Магуль-Мегери). С другой стороны, рассказывает о том, что иногда богатство и деньги могут испортить человека, и тогда только искреннее раскаяние и, как следствие, чудо могут помочь ему искупить свою вину.

В произведении действительно происходят чудеса. Появление Хадерилиаза, мгновенное перемещение Ашик-Кериба в свой город, исцеление ослепшей матери героя землей из-под копыт лошади Хадерилиаза. Все это определяет «Ашик-Кериб» именно как сказку.

Сказка написана Лермонтовым, во времена его службы в Закавказье. Сказка о любви между богатой девушкой Магуль-Мегери и бедным музыкантом Ашик-Керибом. Он даёт клятву за семь лет стать богачём и вернуться к ней, только тогда он станет достойным женихом. А Магуль-Мегери обещает его ждать, но если он не вернётся в назначенный день, то она станет женой Куршуд-Бека. Отправляется Ашик богатство искать, и пришлось ему идти с Куршуд-Беком. Доходят до реки, раздевается Ашик и плывет, а Куршуд-Бек ворует одежду и показывает матери Ашика-Кериба, говоря, что тот утонул. Мать поверила и рассказала Магуль. Но, невеста осталась верна своей клятве, а мать Ашика-Кериба с горя ослепла. Странствует певец, пока не поступает на службу к Паше. Он богатеет и забывает об обещании, пока на базаре не увидел блюдо Магуль. Он признался к нему. До назначенного времени осталось три дня и он понимает, что не успевает, дорога займёт два месяца. Встречается ему на пути всадник Хадерилиаз на белом коне и вмиг доставляет его до Тифлиза. Ашик берёт у слепой матери сааз и идёт играть и петь на свадьбу Магуль, та его сразу узнает. В доказательство своих слов, он мажет глаза слепой матери грязью из-под копыт белого коня и она тут же начинает видеть. Все ему поверили и он с Магуль сыграл свадьбу.

Чему учит сказка

Эта сказка учит нас следующим вещам:

  1. Нужно всегда держать слово. Магуль-Мегери до последнего ждала своего Ашика-Кериба, она верила в него. И клятву свою она исполнила.
  2. Нельзя рассчитывать на чужое богатство, а нужно добиваться всего самому. Ашик мог жениться без денег и жить за счёт отца невесты, но это было против его совести и это было нечестно, по отношению к невесте и противоречило их традициям.
  3. Нельзя врать, как Куршуд-Бек, ведь можно причинить людям боль, а тайное всегда станет явным.
  4. Ради любви человек готов на любые подвиги. Ашика-Кериб вынес тяжести бродяжничества. Он заработал состояние, чтобы женится на любимой и содержать будущую семью и свою мать с сестрой. А Магуль-Мегери была готова умереть, лишь бы не стать женой нелюбимого.

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (2й урок)

Цель урока:

Продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

Создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

Совершенствование осознанного чтения;

Закрепить особенности волшебных сказок;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы в парах, группах.

Ход урока.

    Мотивация и актуализация знаний.

Слайды 1 – 3.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)

Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?

(Стихи и сказки)

Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»

К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).

Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)

    Постановка целей и задач

Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

    Вспомнить сюжет сказки.

    Охарактеризовать героев.

    Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.

    Проверка домашнего задания.

Слайд 5.

1. Работа в парах .

Для этого вы решите кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.

    Работа по теме урока.

Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

Слайды 6 – 11.

Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.

1. - Чем занимался Ашик-Кериб?

Почему люди уважали его?

Как он познакомился со своей невестой?

(чтение отрывка)

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

2. - Кто помог Ашик-Керибу?

3. – Из-за чего ослепла мать?Почему мать не разрешала сестре открывать дверь?

4. - Почему девушка держала кинжал и яд?

5. - Что спасло слепую мать Ашика?

Чем заканчивается сказка?

Слайд 13.

    Физминутка

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

    Закрепление нового материала.

- Давайте выполним с вами небольшой тест по сюжету

Слайд №15 – 18.

Работа в группах .

Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик - Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)

Кто, по вашему мнению второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид – бека и Георгий).

Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для этого вы будете работать в группах.

Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

Прочитаем пословицы стр. 113.

Может ли для тебя это быть ценным?

    Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

Словарик восточных слов.

Аян- Ага - знатный господин.

Ана - мать.

Ашик - музыкант, балалаечник.

Аллах - бог.

Газель - родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван - сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям - создатель.

Минарет - башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз - ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан - юноша.

Пророк - истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз - турецкая баладайка.

Салям- алейкум - здравствуйте.

Чауши - слуги.