Литературный квест- идем в ногу со временем. Конспект урока по русскому языку, форма проведения урока квест Сценарий квест игра по русскому языку

Урок – квест русского языка в 5 классе по теме

«Космическое путешествие на планету Лексика»

Цели урока: повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; о лексическом значении слов.

Формирование языковых и речевых навыков по теме;

Закрепление навыков самостоятельной работы в группе;

Извлечение необходимой информации из словарей и использование её в различных видах деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, речевой культуры человека;

Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Оборудование: на доске изображение планеты, звезды, ракеты; карты маршрута полета, лист оценивания прохождения этапов маршрута, фломастеры, конверты с заданиями, карточки с разноцветными звездами, столовые корзинки, толковые словари.

Группа космонавтов ракеты «Стрела-1» , «Стрела-2»

Группа жителей планеты «Лексика» - лексы

на корабле «Звезда».

Группа руководителей полета

(ЦУП – ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ)

Ход урока

Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

    ОРГМОМЕНТ.

– Здравствуйте!

Я приглашаю вас отправиться в полет,

Путь к новым знаниям и труден, и опасен.

Но дружба, смелость и желание идти вперед,

Я верю, нам удачу принесет!

РОЛИ УЧАСТНИКОВ УРОКА-КВЕСТА.

(Все ученики выбирают звезду, на которой написана их роль в игре, делятся на группы. Космонавты выполняют задания, проходя весь маршрут по порядку, работая в команде. Руководители ЦУП контролируют выполнение и качество выполнения заданий, помогают в сложных ситуациях (Лексический кроссворд, «Черная дыра»).

Внимание! Всем занять свои места! (на столах расставлены таблички: Центр Управления Полетом, ракета «Стрела-1», ракета «Стрела-2», ракета «Звезда»)

Мы отправляемся в полет к неизведанной планете, о которой столько много узнали, прочитали, а сегодня ступим на её землю. Да, ещё у нас важное дело: наших друзей, жителей планеты «Лексика», необходимо доставить домой. Получите конверты с вашими заданиями. Что удивило вас? У вас изображены только звезды!?

    МОТИВАЦИЯ К РАБОТЕ.

Всегда ли мы начинаем наш путь в науке с чистого листа, не зная ничего о предмете нашего изучения? (Ответы детей)

Вот и вы узнаете название звезд, используя знания, которые вы получили на уроках русского языка, а звезды помогут нам в пути к планете «Лексика». Мы отправляемся в далекое путешествие, нам потребуется много сил и знаний, поэтому вначале проведем проверку-разминку.

Все ли слова имеют значение? А есть ли такие слова, которые не имеют какое-либо значение? (Это выдуманные слова, не имеющие смысла)

Вам предстоит отгадать Лексический кроссворд , и если вы его отгадаете правильно, то в цветных клетках найдете буквы, которые при правильном сочетании дадут вам первую подсказку на пути к планете.

По горизонтали:

    Хранилище книг для общего пользования.

    Двенадцатая часть года.

    Игра на льду с шайбой и клюшками.

    Столица России.

    Душистая сладкая ягода начала лета.

    Командная игра в мяч ногами.

    Мера веса, равная 1000 граммам.

По вертикали:

    Водоем, специально созданный для плавания.

    Спортивная игра в мяч через сетку.

    Собрание каких-либо предметов (марок, значков)

    Овощ, обычно растущий кочаном.

Ответы (По горизонтали: библиотека, месяц, хоккей, Москва, земляника, футбол, килограмм. По вертикали: бассейн, волейбол, коллекция, капуста) .

Какое слово у вас получилось? (Маршрут) Дайте определение этому слову.

Оно важно для нас, мы тоже проложим маршрут нашего полета. Возьмите линейку и карандаш и соедините звезды линиями, начиная от первой звезды.

  

 

Теперь мы знаем наш путь, вперед к новым открытиям!

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МАРШРУТА

Найдите на карте первую звезду, что мы знаем о ней? Эта звезда светит разным светом, она сама загадочная в нашем космическом пространстве. Отгадаем загадки этой звезды, узнаем её название, и она поможет нам продолжить путь.

1 ЗАДАНИЕ

- Перед вами карточки с рисунками, если отгадали, о каких предметах идет речь, то поднимайте 2 карточки.

    Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

    В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.

    Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

    Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Любая мода не вечна, не изменюсь лишь я одна: и девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

ОТЕТЫ: очки, ключ, коса, шашки

Как называют такие слова? (ОМОНИМЫ) Правильно, так называется первая звезда.

Ура! Первая часть звездного маршрута пройдена. Наши эксперты ЦУПа оценивают ваши ответы, а вы отмечаете это в ваших маршрутных листах.

5. - Впереди новая звезда, и к ней мы направляем свои корабли. Вы узнаете её название, ответив на вопрос

Узнайте слова которые, как родные братья,

Не разорвать их крепкие объятья.

И помни, братья – разные в лицо,

Но всегда обозначают что-то одно. (СИНОНИМЫ)

Правильно, молодцы! Чтобы продолжить наш полет, необходимо выполнить задание. Пожалуйста, уважаемые эксперты, объясните план работы (Игра «Третье лишнее»).

2 ЗАДАНИЕ

- В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым , пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Ураган, дождь , буря

Е) Шалун, тихоня , озорник

Отправьте в ЦУП свои ответы с помощью кода (Хлопаем в ладоши (по очереди): первое слово «лишнее» – 1 хлопок и т.д.)

Вот и вторая звезда осталась позади, наш путь лежит к третьей. Только почему так неясны её очертания? Как мы узнаем, правильно ли мы движемся вперед? Слово специалистам ЦУПа.

Новое задание «Одно словечко на двоих» поможет вам ответить на ваш вопрос, если, конечно, вы с ним справитесь. К двум слова вы подбираете и записываете одно определение. Карточки у вас на столах, приступайте к работе, время не ждет.

3 ЗАДАНИЕ

Ноша 1 горе (тяжелый)

Кольцо 2 колос (золотой)

Человек 3 мороз (сильный)

Враг 4 ветер (злой)

Газета 5 воздух (свежий)

Если вы правильно отгадали все слова, то поняли, что третья звезда имеет сложное название …. (Метафора, или прямое и переносное значение слова) Оцените свою работу звездами в ваших маршрутных листах.

- Слышите, мне кажется, что двигатели наших кораблей глохнут, надо добавить в них топливо. Нам тоже надо немного «подзарядиться».

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – все встали, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – наклоны вправо, влево,

А четыре – полетели очень смело.

Пять – глаза прикрыли дружно:

Отдохнуть им тоже нужно.

Шесть – вздохнули глубоко,

Улыбнулись широко.

Семь – спокойно тихо сели,

В путь пора, мы полетели!

Внимание! Опасность, на пути нашего корабля Черная дыра, чтобы выйти из нее, надо всем командам быстро решить РЕБУСЫ, которые в большом количестве находятся в ней. (Ответы с обратной стороны карточек с ребусами)


Поздравляю, вы отлично справились с трудностями и выбрались из Черной дыры.

Впереди тускло светится странная звезда, она вся завалена камнями (на доске эта звезда закрыта «камнями»).

4 ЗАДАНИЕ

Нужно быстро разобрать их и разложить в разные корзины, которые у вас на столе. На одной написано «Хорошо», на другой – «Плохо». Попробуйте разобраться с технологией распределения слов. А сотрудники ЦУПа высылают экспертов, которые внимательно проверяют, чтобы «камни» попали в нужные корзины.

Друг, радость, вражда, трудолюбие, враг, зло, лень, ложь, горе, мир, правда, война, добро, дружба.

Эксперты, вам слово. Оценивают, отмечают в маршрутных листах качество выполнения задания.

Теперь на этой планете чисто, как же называется она? (Антонимы)

Посмотрите, следующая звезда отличается от других, у нее много спутников. Как вы думаете, почему?

А сколько значений имеет слово «звезда»? (Работа с толковым словарем Толковый словарь Ожегова.)

Звезда

    Небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка

    Перен. зн.: о выдающемся деятеле искусства, науки.

    Верить в свою звезду (перен. : в свое назначение, в свою счастливую судьбу).

    Фигура.

    Морская звезда - иглокожее животное.

Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные слова)

5 ЗАДАНИЕ

Специалисты ЦУПа приготовили еще одно задание, они считают, что такая планета заслуживает особого внимания.

- Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля». Заполните кластер.


После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать. (Почва, суша, планета, страна.)

Покажите свои кластеры нашим экспертам, а они покажут ваши оценки . Заполните свои маршрутные листы.

Смотрите, мы приближаемся к планете Лексика, приготовьтесь к высадке. А чем недовольны работники ЦУПа?

Прежде чем высадиться на планету, вы должны пройти специальный тест-контроль, чтобы доказать ваше право быть гостями на этой планете. Отвечаете, поднимая руку, кто вперед. Эксперты считают количество правильных ответов.

6 ЗАДАНИЕ

    Лексика – это …

А) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Б) словарный состав языка.

2. Слова «бежать, мчаться» - это…

А) синонимы

Б) антонимы

3. Слово «кисть» …

А) однозначное

Б) многозначное

4. Слова «жара - холод» - это …

А) синонимы

Б) антонимы

5. Лексическое значение слова разъясняется в …

А) толковых словарях

Б) орфографических словарях

Вы справились со всеми заданиями и прибыли на планету Лексика, доставив её жителей домой. Вы - гости на планете «Лексика», а в гости принято приходить с подарками.

7 ЗАДАНИЕ

Но подарок будет необычен: вам нужно написать благодарственное письмо жителям планеты за их работу в речи каждого человека. (Слова-помощники: мир, дружба, красота, богатство, язык, речь, и др.; время работы – 5 минут) (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

- Зачитайте свои выступления. Эксперты оценивают выполнение задания.

5. ИТОГ УРОКА.

Что же вы приобрели в конце нашего путешествия? (Ответы детей)

Кажется, что теперь вам все по плечу! Да, вы много узнали, но многое вам еще предстоит узнать. (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам») С разделом «Лексика» мы встретимся с вами еще и в 6 классе, он также будет интересен и познавателен. Каждый раздел науки о языке с каждым годом будет открывать перед вами новые тайны, которые помогут вам обогатить свою речь, сделать её яркой, выразительной, понятной и грамотной.

Спасибо всем за работу на уроке, я надеюсь, что все, что мы повторили по теме, поможет вам в дальнейшем на уроках русского языка и поможет обогатить ваш словарный запас. А работа в команде укрепит ваши хорошие отношения с одноклассниками, поможет вам работать в коллективе, слушая друг друга, помогая друг другу. Я желаю вам дальнейших успехов!

ПОДСЧЕТ звезд, самооценка.

ДОМАШНЕЕ задание по выбору учащихся:

    Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Скажи: Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И косо посмотрели вслед.

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

    Описать космическое путешествие к планете Лексика. (сочинение-репортаж)

    Составить тест по теме «Лексика» (10-12 заданий)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист

№ задания

Название задания

2 карточки

Игра «Третье лишнее»

«Одно словечко на двоих»

«Хорошо» – «Плохо»

Тест-контроль

Благодарственное письмо

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шкала оценивания:

5 правильных ответов – красная звездочка

4 ответа – зеленая звездочка

3 и менее – синяя звездочка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

дошкольного образования -2016

Литературный квест- идем в ногу со временем

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

Миасский городской округ

1.Введение………………………………………………………………… 3-4

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе 4- 9 2.1. Виды квест-технологий…………………… 4 - 6

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация. 7

2.3. Задания для квестов 7-8

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании 9

3.Заключение…………………………………………………………….. 9

4. Список литературы……………………………………………………. 10

5. Приложение……………………………………………………………. 11-19

Введение

Литературный квест – идем в ногу со временем

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения .

Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest . Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, можно использовать использовать игру, как один из методов обучения , ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе

Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка , создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала.

Термин « квест» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

Квест - компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Квест - задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения игрок получает опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место и совершить какое –либо действие.

Квест - задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей.

Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

2.1.Виды квест-технологий

Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

1) последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

2) квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

3) квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат .

Итак, структура квест-технологии следующая :

1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

4) конечная цель (приз).

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны. Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

2.3.Задания для квестов

Задания для квестов – очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению – разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

Основная классификация заданий

1.Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листах, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.

2.Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.

3.Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"

4.Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки.

5.Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для квеста для детей. Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".

6.В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.

7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.

8. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите.

9.Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.

10.Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.

11.Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

12. Записки прячут внутри печенья, конфет.

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Заключение

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? «Незнайка на Луне», «Три мушкетера», «Пеппи Длинный Чулок», а может, «Дети капитана Гранта»? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются».

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической литературе и – увы! – проигрывают бой за боем.

Так давайте сделаем так,чтобы наши уроки литературы были интересными, а внеклассные мероприятия разнообразными. Предлагаем вам окунуться в мир литературного квеста.

Литература

1.Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.

2.Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.

3.Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.

4.Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

5.Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

7.Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

8.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство

развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

Приложение

Литературный квест

для учащихся 8 классов

(по художественным произведениям, изученным в 5-7 классах)

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.

Литературный квест - это игра для учащихся 8 классов.

Цели и задачи квеста:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;

– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

– приобщить гимназистов к чтению за счет формирования нового имиджа.

Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг вообще.

Суть квеста состоит в том, что от каждого класса выбирается команда в количестве 7 -10 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (учителя, старшеклассники) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.

Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 7 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений,которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.

Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

Маршрутный лист № 1

(2 балла – И.А.Бунин « Лапти»)

(По следам от … идем к следующему заданию)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

(2 балла – « Слово о полку Игоревом»)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора.


(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – А.С.Пушкин « Дубровский»)

5.По иллюстрациям узнай произведение.




(2 балла –«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.»

(2 балла –В.П.Астафьев «Васюткино озеро)

7. Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»?

(2 балла – Николай Васильевич Гоголь)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений .

(идите к фонтану)

10. По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

А.Т. Твардовский

«Июль – макушка лета»

Александр Твардовский

Июль - макушка лета, -

Напомнила газета,

Но прежде всех газет -

Дневного убыль света;

Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, -

Ку-ку, ку-ку, - макушка, -

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, -

Июль - макушка лета.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор .

(3 балла Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

«Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька.»

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса…»

Маршрутный лист № 2.

1.Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?

(2 балла – И.А.Бунин « Цифры»)

По … иди к следующему заданию.

2.Угадай произведение по фразе из текста:

«Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.»

(2 балла – А.Грин « Алые паруса»)

(Найдете следующее задание под М.В.Ломоносовым)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора

(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

(Там, где стоит то,без чего человек не может жить)

5.По иллюстрациям узнай произведение



(2 балла –О Генри«Дары волхвов»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

« Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!»

(2 балла –В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

(Там, где ты усердно пишешь) Доска

7. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

(2 балла – Антон Павлович Чехов)

(следующее задание на выходе из кабинета)

(5 баллов -«Детство» Л.Н. Толстой, М. Горький)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

(3 балла + за дополнительные 1 балл: «Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)

(идите к фонтану)

10.По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

(2 балла) + 2 балла дополнительное чтение наизусть

…аравийской земли

…высоко росли.

…из почвы бесплодной

… водою холодной,

…зеленых листов

…сыпучих песков

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.

(3 балла Бирюк из повести «Бирюк» И.С.Тургенев)

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною.»

(следующее задание в Храме книг)

« Левша»)

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.»

Литературный квест заканчивается подведением итогов и награждением в библиотеке. Обязательным является то,что каждый выбирает себе книгу для чтения.

Тимохина Н. А. Страница 19

Урок-квест — это занятие, которое проходит в игровой форме. Если все правильно организовать — в восторге будут как ученики, так и педагог. Что нужно учесть и где посмотреть примеры готовых квестов — читайте дальше.

ФОРМАТ

— Урок на свежем воздухе. Для этого нужно выйти на улицу (парк, школьный двор или же поехать на какую-то экскурсию), где дети будут искать различные подсказки и предметы, чтобы потом, собрав их, решить головоломку, найти клад или ответить на вопросы.

— Урок в замкнутом помещении. Принцип квеста — найти выход. Дети должны выполнить ряд тех или иных действий, чтобы найти ключ и спастись.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КВЕСТА

— Цель. Это и есть основа квеста. И если вы определите ее, как «Изучение феодального строя в Западной Европе», вряд ли это «сработает». Другое дело — «Спасти франкское крестьянство и помочь им в борьбе за свои права с феодалами-кровопийцами». Квест-урок должен напоминать игру, пройдя все этапы которой вы достигнете определенной цели, выполните важную миссию.

— Роли. Класс нужно разделить на определенные группы (в зависимости от тематики квеста). Каждая из групп изучает свои обязанности, права, ситуацию, в которой находится, и цель, к которой стремится. Добавить «перца» необходимость конкурировать между собой.

— Загадки и головоломки. Подготовка этих составляющих займет больше всего времени, потому что это должны быть не просто вопросы, а креативные задачи, для решения которых необходимы знания.

— Правила. Все участники квеста должны четко знать правила и не нарушать их.

— Сюжет. Квест-урок — это не просто викторина или игра в «Брейн Ринг». Это, как мы уже писали, игра. С целью, миссией и развитием событий.

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Здесь все зависит, где именно будет происходить урок-квест. Если на улице — то можно ввести в урок элементы спортивного ориентирования. Если это урок ботаники — хорошо провести его в лесу или парке. Если это история — можно организовать экскурсию, в ходе которой привлечь детей к игре, чтобы факты воспринимались легче и интереснее.

Еще один вариант — поездка в музей , в котором дети должны внимательно слушать гида и рассматривать экспонаты, ведь потом это понадобится для нахождения подсказок.

ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КВЕСТ-УРОКОВ

— Слишком большое количество участников. Если участников много, вряд ли удастся всех привлечь к игре в полной мере. Поэтому некоторым ученикам может стать скучно. Каждый участник квеста должен принимать активное участие в заданиях. Поэтому разделение на команды – самый лучший выход.

— Перенасыщение. Когда вы, продумывая квест, хотите «запихнуть» в него как можно больше — игра в итоге может оказаться затянутой и дети утомятся. Придерживайтесь золотой серединки.

— Слишком сложные задачи. Конечно, квест предполагает преодоление трудностей и «кипение мозгов», однако если со сложностью задач переборщить, ученикам может стать просто неинтересно.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.

Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

К маршрутному листу прилагается таблица:

Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.

Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.

Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.

Загадки часовых:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

Дорогие мои друзья!

Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.

Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)

Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи ПАЗЛЫ

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

  1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
  5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
  8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
  3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
  4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
  6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
  7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
  8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
  10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
  2. Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
  3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
  4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  5. Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
  6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
  7. Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
  8. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
  9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
  10. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ.

Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

За полный правильный ответ - 2 балла

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Этап третий.

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
Проводится награждение.

Название: Квест-игра «Великое русское слово». 5-10 классы.
Номинация: Школа, Коррекционная педагогика, 5-10 классы

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Месторасположение: Иркутская область, г. Черемхово, пер. Крупской, 8

Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-10 классов (слабослышащие, глухие, вспомогательные).

Тема: Квест-игра «Великое русское слово» (для учащихся 5-10 классов)

Задачи: прививать интерес к предмету, через проведение квест-игры; закрепить изучаемый на уроках русского языка материал; способствовать умению работать в команде, принимать ответственные решения.

Оборудование : карточки с заданиями, конверты, мантии и шапочки для мудрецов, презентация.

Ход занятия

  1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята.

— Сегодня мы проведем заключительное занятие недели русского языка «Великое русское слово».

— Давайте начнем наше занятие с высказывания древнего философа о языке. (слайд – разворачивается свиток, и он оказывается пустым, раздается злобный хохот). Что случилось? Похититель слов украл надпись на свитке. Необходимо срочно отыскать запись, которая была на свитке, чтобы похититель слов не смог ничего больше украсть.

— Для этого вам нужно разделиться на четыре команды. (заранее всем участникам пришивается жетон определенного цвета, команды формируются по цветам жетонов)

— Каждой команде нужно будет попасть к четырем мудрецам.

Мудрецы: «Мысль бежит, слово догоняет»

«Что не так?»

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

«Я знаю слово».

— Мудрецы дадут вам подсказку, где искать запись свитка.

  1. Квест-игра

— Чтобы получить подсказку, где искать первого мудреца, нужно выполнить фонетический разбор слова и выбрать правильную схему. Это будет ваша первая подсказка, где найти мудреца.

(каждой команде по одному слову – уходит, морозный, принес, зимний.)

— Мудрецы будут давать вам конверты, на которых будут следующие подсказки. Когда соберете все четыре конверта, откроете и получите главную подсказку, где искать запись свитка.

Схема движения команд:

Жёлтые : I этаж – IV этаж – II этаж – III этаж

Красные : IV этаж – II этаж – III этаж – I этаж.

Зелёные : II этаж – III этаж – I этаж – IV этаж.

Голубые : III этаж – I этаж – IV этаж – II этаж.

Подсказки на конвертах :

I этаж (вахтер) – смотрит, чтобы посторонние не вошли в школу.

II этаж (компьютерный класс) – здесь учат, что такое файлы, папки, мегабайты.

III этаж – Класс напротив балкона. Она учит ребят читать, писать, считать.

Лестница справа от входа. Она учит ребят правильно говорить и внимательно слушать.

Подсказки в конвертах:

I этаж – зал, второе

II этаж – справа

III этаж – от сцены

IV этаж – актовый, окно

Задания мудрецов:

«Мысль бежит, слово догоняет»

— Составить 15 словосочетаний глагол + существительное.

Даны 30 карточек со словами: снег, телега, птица, собака, самовар, мороз, солнце, фильм, время, душа, червяк, растение, оркестр, ребенок, город, стоит, играет, выступает, тянется, летит, скрипит, идёт, ползет, печёт, кипит, трещит, снимается, тает, поет, бежит.

«Что не так?»

— Что такое антонимы?

Даны карточки-пары (картинки) с противоположным значением. Распределить карточки по парам, четко проговаривая слова-антонимы и записать их в карточку.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

— Игроки получают большую карточку и знакомятся с темой, читают и разгадывают загадку, вспоминают значение фразеологизма, запоминают окончание пословицы. Далее мудрец зачитывает текст на карточках с толкованием слов-омонимов, игроки должны точно угадать свое слово. Далее мудрец зачитывает загадки и если у игроков загадка с таким же ответом, они получают карточку. Третье задание – продолжить пословицу. Мудрец зачитывает начало пословиц, игроки должны определить начало своей пословицы. Четвертое задание – подобрать к фразеологизму на своей карточке другой, с противоположным значением.

Карточки:

Омоним 1. – красивая одежда.

— задание, поручаемое военнослужащим.

2. — заострённый стержень.

— самое значительное среди чего-то другого.

3. –взятое взаймы

— обязанность

4. – раздел книги или статьи

— купол церкви.

Загадки 1. Что растёт вверх ногами?

2. На дворе горой, а в избе водой.

3. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

4.Дедушка без топора мост мостит.

Пословицы 1. Не за свое дело не берись,…

2. Взялся за гуж – …

3. По одежке встречают, …

4. Долог день до вечера ….

Фразеологизмы 1. Раз-два и обчёлся.

2. Плясать под чужую дудку.

3. Как кошка с собакой.

4. засучив рукава.

«Я знаю слово»

Игрокам даны 4 карточки. Необходимо подобрать к словам на карточках значение этого слова, признаки, которые подходят к данному слову, и ребус.

Слова: воздух, паспорт, компот, хоровод.

Карточки:

Токовый словарь: 1. Смесь газов, из которых состоит атмосфера.

2. Южное лиановое растение со сладкими ягодами.

3. Документ, удостоверяющий личность.

4. Десертное (третье) блюдо из сваренных фруктов)

Признаки: 1. Морозный, свежий, прозрачный

2. Крупный, сушёный, ранний.

3. Потрепанный, поддельный, гражданский.

4. Сладкий, прозрачный, вчерашний.

(Собрав, все четыре конверта, команда их вскрывает и составляет последнюю подсказку. Находят свиток. Побеждает команда, которая первым нашла свиток.)

  1. Итог

— Прочитайте, что написано на свитке.

…Важно точно знать, в каком смысле разуметь каждое слово.

Публилий Сир

Как вы понимаете эти слова?

— Молодцы! Игра окончена.