Песах и пасха не совпадают никогда. Почему даты иудейского Песаха и католической и православной Пасхи не совпадают 

Пасха, Великдень, Светлое Воскресение Христово - это названия наиболее важного для каждого православного человека события, который мы отметим 16 апреля 2017 года.

Праздник Пасхи приурочен к такому великому евангельскому событию, как Воскресение Христово. Празднование этого светлого дня и период подготовки к нему являются огромной радостью для людей многих вероисповеданий.
Издревле Воскресение Христово – символ надежды на счастливую и вечную жизнь, лишенную горя, победы над злом и смертью, искренней любви ко всему сущему не только на Земле, но и во Вселенной.

Православная Пасха в 2017 году приходится на 16 апреля.

Главный христианский праздник не имеет фиксированной даты, но каждый год припадает исключительно на воскресенье. День этого светлого праздника вычисляется на основании данных солнечно-лунного календаря, а также одной из таблиц, первая из которых именуется «Александрийская пасхалия», вторая носит название «Григорианская пасхалия». В текущем году указанные таблицы совпадают, поэтому католики и православные будут отмечать Пасху в один день. Подобное совпадение – большая редкость. Согласно статистическим данным, дни Пасхи указанных религиозных конфессий совпадают лишь в 25% случаев.

Почему дата Пасхи рассчитывается именно таким образом?

Отправной точкой в расчетах даты Пасхи является весеннее равноденствие – еще один важнейший праздник, олицетворяющий обновление, торжество жизни, победу света над тьмой. Чтобы знать, когда наступит весеннее равноденствие, которое так же, как и Воскресение Христово, не имеет фиксированной даты, изучают солнечный календарь. Вторым по значимости явлением при вычислении даты Пасхи является полнолуние. Определить точно, когда оно произойдет, можно при изучении лунного календаря.
Дата Пасхи назначается, исходя из того, когда произойдет первое по счету полнолуние после Дня весеннего равноденствия. Другими словами, выбор даты Пасхи падает на ближайшее воскресенье после указанных праздников. Если первое полнолуние припадает на воскресный день, Пасха намечается на следующее воскресенье.
Если православная Пасха иногда может совпадать с католической Пасхой, то ее празднование в один день с еврейским Воскресением Христовым недопустимо. Дело в том, что солнечный календарь содержит 365 суток. В лунном же календаре присутствует лишь 354 суток, то есть по 29 суток на месяц. Следовательно, луна становится полной каждые 29 дней. Именно поэтому первое полнолуние после Дня весеннего равноденствия не всегда наступает в один и тот же день. Соответственно, и Пасха каждый год датируется по-разному.

Когда будет католическая Пасха в 2017 году?

Несмотря на то, что совпадение дат католической и православной Пасхи происходит довольно редко, именно в текущем 2017 году этот праздник в двух обозначенных направлениях христианства будет отмечаться в один день – 16 апреля.

Почему дата Католической и Православной Пасхи отличаются друг от друга?

Традиция праздновать Воскресение Иисуса из мертвых уходит глубоко в века. У католиков и православных разный подход к вычислению конкретной даты Пасхального праздника. Иногда даты совпадают, но чаще всего их разбег может составлять от недели до 1,5 месяцев. В православии дата Пасхи неразрывно связана с днем иудейского праздника Песах, и определение праздничного дня основывается на данных солнечно-лунного календаря. А у католиков дата Пасхи вычисляется благодаря Григорианскому календарю, имеющему отличия от Юлианского календаря, который православные используют при вычислении даты Пасхи.
Разница между датами в указанных календарях составляет 13 суток. Григорианские даты опережают даты Юлианского календаря, соответственно, православная Пасха практически всегда отмечается позже католического пасхального праздника.

Пасхальные традиции в католичестве:

Как и у православных христиан, у католиков суть праздника сводится к Воскресению Христову. Одним из главных атрибутов Светлого Дня, как и в православии, считается огонь, олицетворяющий победу над тьмой, перерождение, очищение, избавление, мощь добрых сил. Однако традиции католической Пасхи все равно несколько отличаются от традиций, имеющихся в православии.
Так, в католичестве празднование Пасхи начинается в субботу Страстной недели. Все католические церкви проводят ритуалы, именуемые Навечерие Пасхи. Перед вратами храмов разжигают большие костры, от которых священнослужители зажигают Пасхал (большая толстая свеча). А уже от него прихожане могут зажечь свои персональные свечи. Далее начинается пасхальный крестный ход, который заключается в круговом обходе здания храма с зажженными от Пасхала свечами. В процессе крестного хода люди должны воспевать священный гимн, текст которого был написан в древние времена. Так же, как и у православных христиан, у католиков в течение всего дня отовсюду раздается праздничный колокольный звон.

Пасхальные обычаи и символы в католичестве:

Важнейшим атрибутом Пасхи у католиков считаются куриные яйца. Чаще всего их окрашивают в красный цвет. Это связано с библейским преданием о том, как в руках у неверующего в божественные чудеса человека белое яйцо приобрело красный окрас. Не в каждой стране католики празднуют Пасху одинаково. Конечно, основные обычаи остаются неизменными, но некоторые отличия все-таки имеются.
Например, в некоторых католических государствах не принято соблюдать Великий Пост перед Светлым Днем Воскресения Христова. Представители же других католических конфессий уверены, что в праздничный день нужно обязательно посетить кладбище, помянув усопших по всем правилам. Иные католики говорят, что на Пасху, напротив, посещать погост и места, олицетворяющие конец земного бытия, нельзя, ведь в этот день отмечается праздник добра, радости, обновления и жизни.

Блюда, которые католики готовят на Пасху:

Так же, как и в православии, вечером в воскресенье католики собираются за праздничным столом. Основными блюдами, кроме традиционных куличей и крашенок, являются кролик, курятина и индюшка. Именно пасхальный кролик – наиболее известный символ Пасхи в католичестве. Он издавна олицетворяет плодородие. Еще в древности поклонялись зайцу (кролику), зная, насколько это животное является плодовитым. Считается, что в ночь с субботы на воскресенье живой кролик пробирается в каждый дом и раскладывает по укромным местам окрашенные в яркие цвета яйца. На следующий день детвора весело ищет и собирает крашенки. Отсюда и пошла католическая пасхальная традиция, когда взрослые поздно вечером в субботу прячут яйца в доме, а дети утром в воскресенье должны их отыскать.
Хозяйки пекут из сдобного теста пряники и печенье в виде фигурок кроликов. Но это традиционный вариант. Съедобных зайцев можно готовить из чего угодно – мармелада, шоколада, манки, овсянки с медом. После этого лакомство выставляется на праздничный стол, им угощают всех своих знакомых, соседей, коллег, родственников и даже незнакомых прохожих. Чем большее количество пряников сможет раздать женщина, тем счастливее и благополучнее будет ее семья.
Изюминкой выпекания лакомства в виде кроликов является упрятывание внутрь одной сладости пасхального яйца. Именно поэтому пряники и печенье в виде кроликов имеют довольно большие размеры. После того, как пряники будут готовы, каждый гость, присутствующий на вечернем разговении, берет себе по прянику. Тот, кому достанется сладость с яйцом внутри, весь год будет здоров, богат и счастлив в любви.
На Пасху католики не только готовят съедобных кроликов, но и изготавливают всевозможные сувениры в виде этого животного. Материалами для изготовления сувениров выступают глина, керамика, бумага, папье-маше, древесина, ткань, пластик. Статуэтками кроликов украшают все помещения жилища, их водружают на самые видные места – перед входной дверью, на камин, праздничный стол, подоконники и в серванты.
Что католики никогда не делают на Пасху? Ни в одной стране, кроме Британии, католические священники не соглашаются на то, чтобы в течение Страстной недели обвенчать молодоженов. В Англии же, наоборот, Воскресение Христово считается традиционным для венчания молодых днем. Также в Светлый День Пасхи никто из католиков не работает. Это считается тяжким грехом. В воскресенье нужно только радоваться тому, что Иисус победил смерть и воскрес.


Пасха (по-еврейски «Песах») – один из наиболее значимых праздников для Иудеев. В отличие от многих других народностей, евреи считают Пасху сугубо семейным торжеством. За праздничным столом практически всегда присутствуют исключительно родственники. Этот праздник отмечается евреями на протяжении 7 или 8 дней в зависимости от конкретного региона проживания семьи.
Традиционно иудейская Пасха приходится на 14-ое число месяца нисана каждого года. Еврейская Пасха В 2017 году припадает на 11 апреля. По истечении времени традиция празднования Песаха практически не изменилась, поэтому многие обычаи пронесены сквозь столетия.
В отличие от христианской Пасхи, этот праздник в еврейской культуре является символом не воскресения Иисуса, а избавления иудейского народа от египетского гнета, а также преддверия нового периода в жизни. Если переводить дословно, то «Песах» означает «проходить мимо», «уходить», «покидать».

История еврейской Пасхи:

Предками будущих иудеев были Иаков и его 12 сыновей, один из которых – Иосиф – состоял на службе у египетского фараона. Когда на иудейские земли пришел голод и засуха, Иаков с сыновьями начали спасаться бегством. После долгих скитаний они пришли к фараону, где работал их родственник. Тот встретил гостей с почетом, накормил, напоил и выделил им для проживания территорию. Все шло хорошо, еврейский род жил благополучно, соблюдал свои традиции, постепенно приумножался. Через много лет сменился фараон. Новому правителю не было известно о заслугах Иосифа перед Египтом. Фараон был уверен, что в результате плодовитости иудеев может произойти смешение рас и египетские чистокровные люди перестанут существовать. В итоге фараон решил перехитрить израильтян, издавая мудреные законы против них, а также придумывая хитроумные планы. Но все попытки истребить или хотя бы сократить численность иудеев не увенчались успехом. Тогда правитель Египта издал указ, в котором говорилось, что каждого рожденного евреем сына необходимо сбрасывать со скалы в реку, а новорожденных девочек оставлять. Таким образом, повзрослев, еврейские девушки будут выходить замуж ха египтян и иудеи как народ перестанут существовать.
Однако фараон не был в курсе, что у израильтян, в отличие от многих других народностей, родословная передается по женской линии, то есть от матери к дочери, а не наоборот. У одной еврейской женщины родился сын, она его надежно прятала от посторонних глаз. Женщина знала, что дочь правителя Египта сострадает иудеям и в душе противится жестоким отцовским указам. Женщина видела, что дочь фараона каждый день купается в определенном месте реки Нил. Когда ее сыну исполнилось 3 месяца, она соорудила из тростника люльку и, поместив в нее младенца, оставила ее на берегу реки именно в том месте, куда приходит на омовение дочь фараона. После процедуры купания дочь заметила корзину с еврейским малышом, сжалилась над ребенком и взяла его к себе. Так при дворе фараона вырос Моисей.
Однажды юноша увидел, как один из охранников жестоко избивает иудея. Он разгневался, подошел к охраннику и убил его, труп закопал в песок и пустился в бега по пустыне. В процессе скитаний Моисей познакомился со священником Иофором, который и приютил юношу. Моисей женился на дочери священника и подрабатывал пастухом. Однажды во время выпаса овец юноша увидел горящий куст, который никак не мог сгореть полностью. Он изумился, но, подойдя ближе, услышал голос Бога, который сказал: «Моисей, только ты способен избавить иудейский народ от мучений. Иди и уведи израильтян с территории Египта». Таким образом, Моисей стал спасителем всего еврейского народа. Конечно, освобождение было нелегким, но закончилось успешно.

Традиции еврейской Пасхи:

Подготовка к празднику начинается за несколько недель до обозначенной даты. Все еврейские семьи производят генеральную уборку дома и приусадебной территории. Для иудеев данная традиция символизирует начало нового жизненного периода. Дом и близлежащие территории очищаются не только от мусора, грязи и пыли, но и от не кошерных для Песаха продуктов питания, именуемых Хамцом.
Хамец – так евреи называют любую пищевую продукцию, которая подверглась процессу брожения. И неважно, что это будет – хлебобулочные изделия либо напитки. За несколько недель каждое иудейское семейство обязано убрать из дома все квасные продукты. Какие-то из них можно употребить в пищу, другие выбросить, раздать нищим людям или бродячим животным. Многие евреи, в силу своей природной предприимчивости и находчивости, некоторый хамец умудряются продать за символическую цену.

Что должно обязательно присутствовать на пасхальном Седере?

Торжественная иудейская трапеза в честь освобождения израильтян предполагает обязательное наличие на праздничном столе следующих продуктов питания:
*хазерета (мелко натертого хрена, не приправленного специями);
*карпаса (сельдерея, петрушки, редиса и вареного картофеля, который нужно обмакивать в соль перед употреблением);
*харосета (смеси, состоящей из вина, всевозможных фруктов и плодов, а также различных сортов ореха);
*марора (корня хрена и листьев салата);
*бейцы (яиц, сваренных вкрутую, после чего обжаренных на сковороде);
*зерои (курятины, приготовленной на углях, для этого чаще всего использовалась шейка или крылышко);
*мацы (пресного хлеба, который помещается по 3-4 пласта друг на друга и перекладывается специальной салфеткой);
*сладкого крепленого вина либо виноградного сока (на каждого присутствующего должно иметься 4 бокала напитка).
Помимо перечисленных продуктов, евреи к Песаху готовят и такие блюда, как пасхальные пироги и борщ, курятину, фаршированную миндалем, рыбное заливное, куриный бульон с кнейдлах. Для приготовления клецок обычно используется моца или куриная печень. Также на стол выставляется салат из мелко порубленных куриных яиц и репчатого лука.

Еврейская и христианская Пасхи: какая между ними связь?

Существуют некоторых общие аспекты между Пасхой в этих двух религиях.
Во-первых, способ вычисления даты. И в христианстве и у евреев она определяется с учетом Дня весеннего равноденствия.
Во-вторых, этот праздник в обеих культурах не имеет фиксированной даты, которая каждый год может быть совершенно разной.
В-третьих, название самого праздника. Христиане позаимствовали его у иудеев, так как Воскресение Иисуса как раз пришлось на период празднования Пасхи у православных народов.
В-четвертых, евреи, как и православные, перед Пасхой проводят генеральную уборку своего жилья.
В-пятых, у христиан вкушение освященных куличей, крашенок и других продуктов олицетворяет тайную вечерю. У евреев также существует похожая традиция, называемая седером. Это ритуальный ужин, за которым съедают жертвенного ягненка в память ухода евреев из Египта.
Кстати, еще в древности решили, что православный и иудейский праздник Пасхи ни в коем случае не должны приходиться на один день. Отсюда и существенное расхождение в датах, ведь солнечно-лунный календарь используется каждой культурой по-разному. Однако первые существовавшие в мире христиане отмечали Светлое Воскресение Христово в тот же день, что и евреи.

Народные традиции Пасхи у славянских народов.

В течение многих столетий у славян складывались различные пасхальные традиции, дожившие до наших дней. В связи с тем, что этот праздник олицетворяет обновление и жизнь, его ассоциируют с тремя главными аспектами:
*Благодатным огнем (церковные восковые свечи).
*Божественной водой (освященная вода, пасхальные ручьи).
*Жизнью (украшенные куличи и яйца).

Христос Воскрес - Пасхальное приветствие:

На протяжении всего дня каждый человек, независимо от возраста, при встрече с окружающими должен приветствовать их словами «Христос Воскрес». В ответ он слышит: «Воистину Воскрес». Далее приветствующие друг друга люди обязательно должны похристоваться – трижды поцеловаться в щеку.

Посещение церкви и вечерняя трапеза:

Еще в древности со всех сел, деревень и городов к храмам сходился народ, чтобы послушать священные песнопения, освятить воду и пасхальные корзины со снедью. Также люди, посещая церковь в Пасху, наблюдают за таким божественным явлением, как схождение благодатного огня. Считается, что этот огонь обладает могущественной исцеляющей и очищающей силой. Церковные свечи зажигают именно от него, ведь после этого они стократ усиливают свои способности излечивать не только физические недуги, но и душевные хвори.
Что касается пасхальных ручьев, они символизируют рождение жизни. А символами обновления и воскресения жизни выступают крашенки, куличи и некоторые мясные блюда, приготовленные, например, из говядины или кролика. Так как Пасха является первым днем после Великого 48-дневного Поста, славянская традиция предполагает после посещения святых мест приход домой с целью разговеться. На стол выставляют продукты, которые было запрещено употреблять на протяжении Поста. Это сметана, молоко, мясо, яйца, творог и т.п.
Перед тем, как приступить к вечерней трапезе, людям, которые выдержали Пост, необходимо отведать крашенку и кусочек освященного кулича. И только после этого небольшого ритуала можно приступать к употреблению других продуктов питания.

Битва на крашенках:

Излюбленной пасхальной традицией многих славян была и остается битва на крашенках. Каждый человек должен выбрать себе одно освященное и окрашенное яйцо. Затем он подходил к любому человеку, у которого тоже имелось выбранная крашенка, и ударял одним боком своего яйца по боку яйца, которое держит другой человек.
Таким образом, крашенки должны биться друг о друга. В результате удара скорлупа одного яйца должна неизбежно треснуть. У кого крашенка останется невредимой, тот считается победителем. Трещины и вмятины могут остаться и на обоих крашенках одновременно. В данном случае будет ничья. В древности верили, что чем большее количество ударов одно яйцо выдержало, оставаясь целым, тем удачнее сложится год для его владельца.
Благовест: Если на протяжении всей Страстной недели церковные колокола в знак скорби по мучениям Христа молчат, то в воскресенье они звонят весь день. Каждый желающий может подняться на колокольню и ударить в колокол.
Катание крашенок: Еще одна забава, которую любили на Руси. После разговения на столе раскладывались различные предметы, например, деньги, продукты и питания. Каждый присутствующий берет себе одно окрашенное яйцо и катает его по столу, придавая ускорения в сторону разложенных предметов. Затем нужно отпустить яйцо, чтобы оно покатилось самопроизвольно. Допустим, яйцо коснулось баночки с медом. Тогда новым ее владельцем становится человек, катнувший яйцо.

Когда пекут куличи?

Накануне Пасхи пекут куличи, готовя жирное сдобное тесто. Некоторые хозяйки, наряду с обычными куличами, выпекают и творожные куличи. Готовить это традиционное для праздника блюдо можно в любой день в течение всей недели перед Христовым Воскресением.
Многие уверены, что печь куличи в самый скорбный день Великого Поста – Страстную пятницу – нельзя, их нужно готовить исключительно в чистый четверг. Но нет, можно! Говорят, что в этот день никакие продукты, в том числе и куличи, не черствеют. Некоторые источники уверяют, что именно в ночь с четверга на пятницу хозяйки в старину ставили опару, чтобы на утро она полностью подошла.
Только кушать в Страстную пятницу куличи строго возбраняется. Считается, что в этот день Иисуса распяли на кресте, поэтому кушать куличи, радуя желудок, негоже. Да и вообще, начинать употреблять куличи в пищу принято за воскресной трапезой после похода в храм.
У славян Страстная пятница – не только день распятия Христа, но и день Перуна, который является Богом огня. Поэтому тесто для куличей и зола из печи, в которой они выпекаются, приобретают мощные магические свойства. Они становятся способными исцелять, даровать любовь, очищать душу, оберегать от колдовских чар и изгонять из дома нечистую силу. В связи с такими свойствами кусочек испеченного кулича всегда хранили до следующей Страстной пятницы на случай, если кто-то заболеет, будет мучиться безответной любовью и т.д.
Небольшое количество золы также хранили до следующей страстной пятницы, аккуратно сложив ее в льняной мешочек. При необходимости женщины шили миниатюрные мешочки со шнурками, куда клали по щепотке золы и вешали их на шеи своим детям, братьям, мужьям и другим родственникам. К примеру, если муж отправлялся на войну, пятничная зола обязательно берегла его во время боев. Детей такой мешочек способен уберечь от сглаза, порчи и любой болезни.

Для чего нужно печь куличи к Пасхе?

Задолго до появления христианства язычество уже существовало. И куличи пекли два раза в год (весной и осенью). А во времена правления Петра I куличи начали выпекать и зимой, к началу нового календарного года. Поэтому традиция готовить это блюдо к Пасхе возникла именно из язычества. Тогда куличи называли обрядовым хлебом. А свое нынешнее название куличи получили только после того, как произошло слияние христианства и язычества.
Смысл выпекания куличей заключался в том, чтобы отдать дань Матушке-Землице, которая кормит и поит. Считалось, что тот, кто провел специальный ритуал, весь год будет счастливым, богатым и удачливым во всех делах. Обряд предполагал выпекание обрядовых караваев, которые являются прототипом современных куличей, чтобы затем часть хлеба раскрошить на земле (в поле, лесу или огороде). После этого земля всегда давала богатый урожай и даровала людям всяческие блага.
В течение некоторого времени обрядовый хлеб выступал в качестве главного атрибута при проведении языческих обрядов, в которые уже начали постепенно проникать христианские традиции. Со временем, когда две культурные традиции сплелись воедино, языческий смысл выпекания куличей отошел на второй план, а затем и вовсе был предан забвению. Вместо него первостепенным стало христианское значение выпекания куличей, которое связано с рождением, жизнью и гибелью Иисуса Христа. Отсюда и пошла традиция печь куличи к Пасхе, правда со временем люди начали готовить это блюдо только весной.

Когда и зачем красят яйца?

Первым днем Страстной недели, в который можно начинать красить яйца, считается чистый четверг. В этот день нужно успеть сделать многое: заготовить четверговую соль; провести генеральную уборку жилища; выстирать и вычистить все, что находится в доме вплоть до ковровых дорожек и портьер; искупаться и привести себя в порядок.
К сожалению, у многих хозяек просто не остается времени и сил на заготовку крашенок в четверг. Поэтому красить яйца можно и в Страстную пятницу. Но наиболее удачным для этого занятия днем считается Великая суббота. Если же у вас имеется возможность покрасить яйца только в пятницу, начинайте делать это после 15-00, так как Иисуса распяли на кресте именно в этот время.
Четкого ответа на вопрос, для чего красят яйца к Пасхе, у церкви нет. По этому поводу существует несколько легенд, одна из которых является наиболее популярной.
Мария Магдалина, узнав о Воскресении Иисуса, сразу отправилась в Рим, чтобы донести эту информацию до императора Тиберия. Однако обычаи того времени предполагали посещение высокопоставленных особ только с наличием даров. Зажиточные люди делали императору подношения в виде серебра, золота, драгоценных камней, а бедняки могли позволить себе принести к императорскому двору лишь нехитрые продукты питания или что-то из бытовых предметов. Мария взяла с собой обычное куриное яйцу и, вручив его императору, сообщила новость: «Христос Воскрес». Император ответил, что человек не может воскреснуть, это невозможно, как и то, что белое яйцо не может приобрести красный цвет. После ухмылки императора яйцо, которое он держал в руке, приобрело красный цвет. Изумленный император сказал: «Воистину Воскрес».
Специалисты уверяют, что такие обычаи, как заготовка крашенок и произношение особого приветствия, положили начало абсолютно всем традициям светлого дня Пасхи.

Нужно ли на Пасху посещать кладбище?

Исходя из церковных канонов, Пасха – праздник в честь победы над смертью. Его нужно отмечать с живыми, ликуя и радуясь. Поэтому посещать подобные места в Светлое Воскресенье не следует. Ведь посещение погоста в любом случае навевает тоску по усопшим. Умерших людей рекомендуется навещать в Родоницу. Естественно, в периоды, когда вера преследовалась законом, а храмы разрушались, погост был единственным местом встречи для верующих. Но сегодня за веру не наказывают, поэтому и необходимость в посещении кладбища на Пасху отпала.

Народные приметы и поверья, связанные с Пасхой.

Наши предки были уверены, что любое событие, произошедшее в течение праздничного дня, наполнено сакральным Божественным смыслом. Через века до наших дней дошли некоторые народные поверья и приметы, связанные с этим светлым праздником.
В день Пасхи ни в коем случае нельзя работать, в том числе и по хозяйству. Считается, что если нарушить эту «заповедь», можно растратить все счастье, которое предназначается для семьи.
Во вторник Страстной недели нужно заготавливать лекарственные травы. Причем заниматься этим делом должны исключительно женщины. Говорят, что заготовленные в этот день растения, обладают мощной энергетикой и способны спасти даже от смертельного недуга и сильных колдовских чар.
Защитить детей от порчи и сглаза поможет крашенка. Ее необходимо трижды покатать по личику ребенка, сказав: «Будь всегда здоров».
«Родиться заново» можно в среду перед Пасхой. В 2 часа ночи следует перекреститься трижды, набрать в ковш воды из реки, колодца или бочки, стоящей на улице. Затем ковш нужно накрыть чистым полотенцем и дать ему постоять полчаса. После этого нужно раздеться и облиться водой из ковша, оставив немного воды на донышке. Не вытираясь, следует надеть на себя новое нижнее белье. Остаток воды нужно вылить под дерево или кустарник.
Успех в бизнесе и материальные блага можно привлечь с помощью освященного яйца и воды. Налейте в стакан немного святой воды, опустите в него крашенку, драгоценности, ювелирные украшения и монеты. Пусть стакан стоит весь день в укромном месте, к примеру, на подоконнике или в шкафу.
В чистый четверг до восхода солнца нужно обязательно искупаться. Все злые наговоры, порча и сглаз уйдут вмиг. Для усиления эффекта в процессе купания можно произнести: «Уходи то, что душу оскверняет и очерняет, меня чистый четверг омывает, обеляет, навсегда исцеляет».
Фортуна и неимоверное везение могут снискать того члена семьи, кто первым переступит порог своего жилища, вернувшись после церковной службы. Избавиться от балласта прошлого, давних обид и огорчений можно в понедельник Страстной недели. Необходимо выкинуть все старые и поломанные вещи.
Сегодня Пасха для православных людей представляет собой День Воскресения Иисуса Христа, который посвятил свою жизнь служению людям и принял смерть, испытывая страшные муки во имя искупления человеческих грехов.
Именно поэтому Пасха – самый светлый праздник, называемый Божественным и природным чудом, которому люди поклонялись во все времена и продолжают поклоняться до сих пор. Мне памятен день, когда в нашей стране совпало в один день все три Пасхи: иудейская, католическая и православная. Это было в начале 90-х годов прошлого столетия, когда был расцвет свободы, которая пришла к нам после 70-ти летнего атеизма. Для многих людей совпадение сразу трех праздников Пасхи было каким-то знамением. Такое календарное совпадение было тонким намеком на толстые обстоятельства.

Все знали, что католическая и православная Пасха имеет одно и то же происхождение - от иудейской Пасхи. Многие задавались вопросом, зачем такое разделение, если Сам Бог показывает, что Пасха одна? Это совпадение подчеркивалось в средствах СМИ. Даже по одному из российских телеканалов, во время беседы с одним из представителей православного Синода был задан вопрос: зачем, мол, три Пасхи, если видно, что в одно время совпало сразу три Пасхи, и к тому же происхождение католической и православной имеют иудейские корни. И вдобавок, ведущий напомнил, что христианство имеет еврейские корни, да и Сам Иисус Христос по плоти Еврей.

Я эту передачу запомнил, по-видимому, на всю жизнь: как никак, пришла свобода, по ТВ и радио свободно говорили о Боге. Это были незабываемые дни и, конечно, такое событие, как совпадение в один день трех праздников Пасхи, - было неизгладимым впечатлением, которое запечатлелось в памяти не только одного меня!

После того, как ведущий все же смело задал вопрос: может, стоит праздновать Пасху по еврейскому календарю, имея, общие корни веры: один Бог, Сам Иисус по плоти Еврей, первые христиане были евреи, да и первые общины жили по еврейской традиции, календарные еврейские праздники, даже некоторый уклад жизни? О, надо видеть реакцию православного священнослужителя, т.к. словами это трудно передать! Но я попробую. Казалось, что перед зрителями был образованный, с элементом интеллигентности священник, но после вопроса вид его лица и всего тела резко изменились: он внезапно откинулся назад, закинул голову вверх, интеллигентность на лице сменилась выражением фанатичной, с примесями гордыни, религиозности, озлобленности и отрешенности, и куда-то в пустоту этот священник выпалил: "Как мы, православные, можем праздновать нашу Пасху вместе с ними, когда они (евреи) распяли нашего Господа?".

Я не знаю, какова была бы ваша реакция, если бы все это видели и слышали. Но моя реакция была неадекватной. Надеюсь, что дорогой читатель простит меня, и не судите обо мне превратно за то, что со мной было в тот момент, и не судите меня судом человеческим, но я переживал и смех и шок. Эти слова священника были сказаны одновременно так театрально и жизненно, что, видя и слыша все это: слияние театра и жизни, сначала я начал смеяться, и смех настолько захватил меня, что я просто свалился со стула и продолжал смеяться уже на полу, и одновременно у меня были слезы на глазах. И поверьте, что это не был "торонтовский блэсинг", если кто-то или что-то мог подумать про меня. В то время мы вообще такого ничего не знали и не слышали.

Моя реакция была естественной: наконец-то, я открыто услышал то, что Русская православная церковь скрытно подчеркивала в своем служении и политике: ярко выраженный антисемитизм, со всем присущим ей религиозным фанатическим оскалом озлобленности, корни, которого уходят далеко в средневековье. Но более всего меня поразило то, что свобода, которая пришла в нашу страну послужила к угождению плоти и идолов: ТВ стало местом свободного выражения позиции горделивой надменности, бесстыдства, которое давно сопровождает большинство православных священников, как в России, так и в Беларуси. Мой смех был сквозь слезы: я уже тогда видел реваншизм православия и все последствия, которые ожидали нас тогда в будущем и которые нас еще ожидают, когда эта конфессия попытается стать государственной религией.

Прошли годы. Такого календарного совпадения больше не было, но были маленькие совпадения, когда на одной неделе с разницей всего лишь в несколько дней начиналась Пасха иудейская, потом католическая и после православная. Но вопрос ведущего программы той передачи на ТВ, которую я видел в те годы свободы, остался актуальным, и в то же время неразрешенным по сей день, как для католиков, православных, протестантов, так и для самих иудеев. Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в историю происхождения Пасхи Христовой и в историю Церкви.

Начало христианской Пасхи происходит от иудейской Пасхи, которая была дана Самим Господом еврейскому народу еще тогда, когда он был в Египте. Эту Пасху Господь повелел соблюдать "во все роды" или поколения народа, и Пасха была и есть "вечное постановление" для еврейского народа и всех тех, кто хотел праздновать вместе с народом Пасху: пришелец или прозелит. Пасха - это освобождение народа из египетского рабства, где пасхальный агнец есть не только спасение народа, когда кровью агнца были помазаны косяки дверей домов еврейского народа, но соприкоснувшись с агнцем народ вышел из Египта абсолютно исцеленным. Одновременно начинался праздник Опресноков, и два эти праздника образовывали один праздник Песах. Так народ праздновал Песах из года в год, из столетия в столетие. Но, несмотря на это, народ продолжал грешить, и все ожидали, когда придет Мессия, который изменит все: природу человека и окружающий мир. Мессия должен был стать Агнцем, который изменит существовавший порядок и положение. Жертвы только покрывали грех человека, но не делали его чистым от греха, все ожидали, когда наступит то время, когда исполнятся слова: "Блажен тот, кому Бог не вменит греха" и "Блажен тот, у которого в сердце нет лукавства". Это мог изменить только Мессия, Который должен был стать совершенной жертвой за грехи не только еврейского народа, но и всех людей.

До Иисуса Христа этого никто не мог сделать и вот наступил момент, когда последний пророк эпохи Моисеева Завета - Иоанн сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех этого мира". Слава Богу! Пришло время перемен и избавления человека от греха! Иисус Христос - Агнец Божий был заклан за нас по воле Божией и Отца. Его пролитая Кровь на Голгофе и смерть на Кресте принесли обещанную свободу и жизнь вечную, победу над грехом и смертью, над Люцифером, князем бесовским. На Кресте произошла замена: пострадавший Агнец Божий взял на себя то, что на земле приносило проклятие. Иисус наш Искупитель и Спаситель от всех последствий неисполнения Закона, который был дан на Синае. Он избавил народы от греховного рабства и влияния этого мира! Верующий в Иисуса Христа имеет на косяках своей жизни Кровь Агнца и поэтому Слово Божие говорит, что тот, Кто внутри нас, больше того, кто в этом мире.

В Священном Писании говорится, что первый день недели после Пасхи гробница, в которой три дня находился Иисус, оказалась пустой: Он воскрес из мертвых, Первенец из мертвых! По Писанию Иисус умер, пролил Свою Кровь и Воскрес. Сегодня мало кто говорит или вообще знают, что Иисус Воскрес не на Пасху, а в день следующего праздника Господня, который был дан так же еврейскому народу "Вознесение Первого Снопа". Этот праздник начинается сразу на следующий день после Пасхи! Вот она Пасха Христова: сначала избавление народа из рабства египетского, только уже этого мира - это Пасха, потом - Опресноки, как очищение, а потом Вознесение Первого Снопа - Воскрешение Первенца из мертвых! Иисус - Агнец принес Себя в жертву за грехи всего рода человеческого, Собою совершил очищение и восстал как Первый Сноп из мертвых. Слава Богу!

В Священном Писании ничего не говорится в отношении празднования первыми христианами того, что сегодня мы называем Пасхой Господней. По крайне мере на протяжении II-III столетий об этом ничего не сказано. Зато говорится не мало о том, как жила Первоапостольская церковь в этот период. Как в Иудее первые евреи-христиане, так и христиане из язычников жили во многом по-иудейски: они соблюдали праздники Господни по еврейскому календарю, даже некоторые церкви имели еврейский уклад жизни. При этом хотелось бы отметить церковь в Риме. Дело в том, что традиционно мы считаем, что верующие в Риме были преимущественно неевреи, и в соответствии с историческим романом Г. Сенкевича "Куда идешь" , на крестах горели представители христианской секты. Но многие исторические документы говорят в пользу совершенно иного факта и отношения римской власти и названия римских верующих в Иисуса. Во-первых, римская церковь была необычной: в ней было 50% евреев и неевреев. Во-вторых, образ жизни римских верующих был отличен от других церквей того периода, из-за чего власти называли их "иудейской сектой": одежды по своему стилю, как у евреев, так и у неевреев были иудейскими, еврейский образ мышления тоже был отличительной чертой верующих в Мессию в Риме. Поэтому римская власть имела проблемы с "иудейской сектой", которая верила в еврейского Мессию Иисуса. Заговор Нерона состоял против "иудейской секты" христиан.

К моменту изгнания евреев из исторической земли в 132 году после Р.Х., когда было подавлено восстание иудеев и окончательно был разрушен Иерусалим, среди еврейского общества насчитывалось, по различным источникам, от 600 тыс. до 1.5 млн. верующих в Мессию Иисуса Христа. Но это не все. Духовное руководство церквами из неевреев осуществлялось иудо- христанами на протяжении длительного времени, пока исторически и духовно не сложилась ситуация, которая изменила тот библейский порядок, который был с формирован за эти II столетия пока были живы Апостолы и ученики Апостолов. После смерти Апостолов, их ученики впоследствии начали отступать от учения Апостолов. В то же самое время все большее число неевреев начало принимать Иисуса Христа. В III-IV веках еще больше было проявление отступничества в церкви среди неевреев, которые начали приносить язычество в христианство. Эти язычники в христианстве принесли духовный переворот и разделение, которое привело к тому, что сегодня мы имеем уже на протяжении столетий: разделение с еврейским обществом и иудо- христианами с одной стороны и друг с другом на конфессии и деноминации. Что же произошло в то время?

Большинство из отступивших от учения Апостолов церквей начали принимать к причастию многих неевреев, которые чтили Иисуса Христа и языческих богов того времени. Многие из них были противниками того, чтобы духовное покровительство было со стороны иудо- христиан. Среди язычников в христианстве наметилась антисемитская тенденциозность в отношении иудо- христиан и евреев в целом, которая впоследствии отразилась на так называемых "отцов церкви", которые собой подменили Апостольское послание и духовную практику. Именно эти "отцы церкви" создали теологию "замещения", которая породила церковный антисемитизм. Они отказались от еврейских корней христианства, создав свою богословскую школу, из-за которой сегодня христиане находятся в противостоянии и неприязни как к евреям, так и иудо- христианам.

Начало и конец были положены на Никейском соборе при Константине в 325 году по Р.Х., на котором был принят не только символ веры, но были приняты решения, которые церковью не принято оглашать или комментировать. На этом соборе было принято решение запретить всем верующим евреям и неевреям праздновать еврейские праздники, жить еврейским укладом жизни, был изменен календарь: вместо еврейского календаря был взят языческий, и было положено начало своим "церковным" праздникам. Всякий верующий и община, которая хотела практиковать прежний уклад духовной практики, игнорировалась и отвергалась языческою церковью.

После разделения церкви на византийскую (константинопольскую) и римскую, каждая из этих ветвей христианства имела свой календарь, но единственное, что было общим - это отказ от еврейских корней христианства, введения язычества и антисемитизм. Поэтому сегодня Пасха Христова, которая есть исполнение еврейского праздника Вознесение Первого Снопа, католическим, протестантским и православным миром празднуется не первый день после Пасхи иудейской, а у них свои дни, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и обособленность от еврейского общества, которые "распяли нашего Господа".

Тогда возникает вопрос: знали ли все эти лидеры и основоположники христианских конфессий, что Пасха Христова имеет отношение к еврейскому празднику Вознесения Первого Снопа, что корни христианской Пасхи иудейские, а не православные и не католические, и тем более не протестантские? Конечно, знали! Но куда девать свои языческие идолы, желание подчеркнуть свое нееврейство, отделенность и отдаленность от еврейского общества, чтобы евреи-христиане не доминировали над их языческим природным характером, и тем самым показать, что мол, христианство - это "наше", а еврейство - это "ваше"? Куда девать свое "я", природный адамовский характер? И сегодня, как и тогда, знают все про праздники Господни, только хотят доказать, что мол, православие, например, - это "наше, русское". "Зачем нам эти евреи? Что нам тогда делать с иконами, которые мы, православные, называем "образами", да и с нашими "святыми", их мощами? Что нам признаться себе и всему миру, что мы идолопоклонники? Нетушки! Пасха наша, православная, русская, чтобы праздновать не с евреями, ведь они распяли нашего Господа. У нас должна быть своя пасха, по-русски и что нам до Господних праздников! У нас свои праздники, свой календарь!

А вы думаете, что католики или многие протестанты в этом отношении лучше? "Будем праздновать со всем миром, как все народы, так и мы. Да и какая разница, когда нам праздновать? Ведь никто не знает, какого числа или дня воскрес Господь. Коль так установили, не будем нарушать существующую традицию. Правда, зачем нарушать то, что уже нарушено. Мы ведь по учению "отцов церкви" - "новый Израиль", все обетования, которые принадлежат евреям, принадлежат и нам. Ведь было время, когда считали, что Бог уже навсегда отверг Свой народ, что Он имеет отношения только с церковью. Но все равно праздновать с евреями нашу Пасху, ну знаете это уж слишком!".

Павел призывает христиан праздновать Пасху Господню, будучи очищенными от закваски греха, являясь бесквасными, как чистый опреснок. Но "своя" Пасха для большинства христиан - это всего лишь символ нашего искупления. Для многих Кровь во время вечери Господней - это символ, Хлеб - символ, потом символическая вера, символическое посещение церкви по праздникам или во время вечери Господней, символический христианин, символическая "церковь". Зато свое язычество не символическое и антисемитизм церковный не символический. Вот парадокс: все Божие - символическое, а все что человеческое - это значимо! Неужели Пасху нам праздновать такими, какие мы есть? Есть ли нам чем хвалиться пред Богом, я не говорю пред людьми: этому мы научились, не правда ли? Библия говорит: "нечем нам хвалиться!"

О, если бы христиане по истине могли хвалиться Господом, как написано: "Хвалящийся хвались Господом, что знаешь Его"! Но, когда нечем хвалиться и не хочется расставаться с закваской греховной и своего "я", то таковым всегда найдется чем "хвалиться": одни православием, другие католицизмом, третьи протестантизмом, каждый будет "хвалиться" своими праздниками, традицией, чтобы и дальше отдаляться от Господа, от Апостольского учения, от еврейских корней христианства, от еврейского народа и при этом говорить о Пасхе, но с закваскою языческого привкуса.

Меня как-то спросили: "А у вас есть то, что у нас? А вы празднуете праздники, что и мы? А вы празднуете только Иудейскую Пасху или христианскую?". Казалось бы, наивные вопросы, но за ними стоит то же самое язычество, те же самые "отцы церкви", тот самый Никейский собор, та же самая отдаленность и отделенность от евреев, мол "вы видите какие мы по благодати, а какие вы". У меня был один ответ, и он будет всегда для всех язычников в христианстве, кто бы это ни был: во-первых, вы меня спрашиваете, как в одном стихотворении: "А у нас в квартире газ. А у вас?" И почему мы должны быть как вы: православные, католики, или протестанты? Где это написано в Писании, что мы, евреи-христиане, должны быть как вы? Не написано ли, что "вы стали подражателями нам и Господу и церквам, находящимся в Иудее"?

Не написано, что потомки Иафета, т.е. язычники, войдут в шатры Сима? Не написано ли, что и вы язычники возвеселитесь с народом Его? Не написано ли, что вы из язычников должны возбудить ревность по Богу среди еврейского народа, а не ненависть и неприязнь к Нему? Есть ли вам чем хвалиться перед нами, такими же верующими в Иисуса, как и вы? И до каких пор вы будете раздирать Тело Христа, отделяя себя от единства в Теле Христовом и от Его народа, почитая себя за неевреев более чем за христиан? Если вы ответите честно на все это, то задайтесь одним вопросом: после всего этого вы плотские или духовные? И когда ответите сами для себя, то задайте себе еще один вопрос: почему мы, евреи-христиане, должны быть как вы?!".

А в отношении, например, Пасхи, то я праздную четыре Пасхи: иудейскую, затем, когда празднуют православные и католики и протестанты; и четвертый день Пасхи Господней - в день праздника Вознесения Первого Снопа, т.е. в первый день недели после Пасхи иудейской по еврейскому календарю, когда действительно и воскрес из мертвых наш Господь и через 40 дней вознесся на Небеса! А в действительности Пасха для меня каждый день, ибо Христос - Агнец Божий есть Пасха наша!

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Последнее обновление: 18.04.2016 г.

Древнейший праздник иудеев Песах связан с важным событием истории еврейского народа — Исходом из Египта, избавлением от рабства.

Песах ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летосчислении дата каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2016 году Песах начинается с заходом солнца 22 апреля и заканчивается 30 апреля. Дни празднования посвящены событиям Исхода.

Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12-15) — основа иудаизма. Библейские тексты повествуют, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Ночью 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, кроме еврейских. Дома евреев, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. Этой ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли.

Именно в память о том, что ангел смерти миновал израильские семьи, и был назван праздник: «Песах» на иврите означает «миновать, обойти или пройти мимо».

Песах также называют праздником паломничества в Иерусалим наряду с двумя другими паломническими праздниками — и . Для израильтян это время массовых экскурсий и поездок по всей стране и, в особенности, в Иерусалим.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).

Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Что общего у еврейского Песаха и христианской Пасхи?

Название — прямое перенесение названия иудейского праздника. «Песах» по-русски — «Пасха». События Страстной седмицы произошли во время празднования еврейской Пасхи.

При всей разнице между библейским и Евангельским событиями богословы видят в них немало параллелей: и здесь, и там речь идёт о смерти и спасении, о свободе и рабстве, о жертвенной крови и о хлебе. Евангелие от Иоанна (1:29) и 1-е Послание к Коринфянам (5:7) говорят: Христос в своей искупительной жертве уподобился невинному агнцу (ягнёнку), которого в его времена евреи по обычаю закалывали перед началом Песаха. И как кровь невинного агнца спасла от гибели египетских сыновей-первенцев, так спасает Христова кровь человеков, созданных, чтобы стать сынами Божьими.

Люди часто упоминают образы из истории Песаха, чтобы сделать речь понятней. Апостол Павел писал: «Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Почему не должны совпадать Песах и Пасха?

Церковь определяет, что день Христова Воскресения не должен совпадать с днём еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана по еврейскому календарю: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи […] с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» (Апостольские правила. Правило 7).

Дело в том, что, в соответствии с Евангелием, само Воскресение Христово произошло после иудейской Пасхи. Именно поэтому, то есть для соблюдения хронологии евангельских событий, празднование Пасхи было установлено Первым Вселенским Собором так, а не иначе. О возможности совпадения празднования еврейской и христианской Пасхи до сих пор ведутся споры. Но, как уточняют священнослужители, было бы крайне странно явно противоречить Евангелию, определяя дату важнейшего христианского праздника.

Каждый год иудеи отмечают Песах — праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. В 2018 году он празднуется с вечера 30 марта по 7 апреля. С Песахом поздравил российских евреев президент , отметив, что праздник «обращает верующих к непреходящим духовно-нравственным ценностям иудаизма, идеалам добра и справедливости».

Согласно Торе и Библии, род Иакова-Израиля, прародителя евреев, из-за голода покинул Ханаан (ныне — территория, поделенная между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией) и переселился в Египет. Там израильтяне жили 430 лет, и за это время их численность значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь конфликтов с евреями, приказал изнурять их тяжелой работой в надежде сдержать рост их числа. Однако это не помогло. Тогда фараон велел убивать новорожденных израильских мальчиков.

В это время родился будущий еврейский пророк Моисей, и его мать, спасая младенца, положила его в просмоленную корзину и пустила по водам Нила. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Повзрослевший Моисей однажды встретил надсмотрщика, избивавшего израильтянина. В гневе Моисей убил надсмотрщика и, опасаясь наказания, сбежал из Египта. Он поселился в землях мадианитян, полукочевого народа, обитавшего на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (запада Иордании) на севере до Красного моря на юге. Там он женился на дочери местного вождя и жреца и занялся выпасом скота.

Однажды, когда Моисей пас стадо, он увидел терновый куст, который горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел к кусту, Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю — Ханаан. Когда Моисей вернулся в Египет и потребовал у фараона отпустить израильтян, тот отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней — сначала вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, затем Египет заполонили жабы, полчища мошек, «песьих мух» (вероятно, оводов). Вымер скот, тела египтян покрылись язвами и нарывами, на Египет обрушился огненный град, полчища саранчи уничтожили всю растительность, затем на Египет опустилась тьма. И, наконец, в одночасье погибли все первенцы — от сына фараона до скота.

Следует отметить, что все эти события теоретически могли иметь место в истории и имеют вполне научное обоснование — «казни» могли быть запущены цветением водорослей Physteria, которые привели к характерному покраснению воды, а испускаемые ими токсины вызвали гибель рыбы и массовое бегство жаб, популяция которых резко возросла, так как рыба перестала пожирать икру. Из-за гниения рыбы появились мухи, которые переносили инфекцию, вызвавшую гибель скота. «Огненный град» был вызван извержением вулкана, к которому в Библии есть и другие отсылки. Тьма была следствием песчаной бури или извержения вулкана. Дети и скот, очевидно, погибли из-за поразившего запасы зерна токсичного грибка, принесенного саранчой. По традиции, первыми питались старшие сыновья — им и досталась порция токсичного зерна. Среди скота к кормушке пробивались старшие, сильные животные, что привело к тому же эффекту.

Также, согласно Торе и Библии, казни не затронули евреев. Это объясняется тем, что евреи селились вдали от крупных египетских городов и, во-первых, имели независимые запасы пищи, а, во-вторых, питались преимущественно мясом и молоком.

Древние предания, впрочем, предлагают иное объяснение. Согласно им, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. Отсюда и название праздника: Песах образовано от «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».

В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках.

Хотя христианская Пасха имеет те же корни, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. В Новом Завете описана Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры, Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа.

Вскоре был распят.

В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

В иудаизме и христианстве различается подсчет даты, когда начинается Песах и Пасха. Песах начинается в четырнадцатый день месяца нисана по еврейскому календарю — примерно в марте-апреле по григорианскому. В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния, которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э. Еврейский календарь — лунно-солнечный, поэтому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Также существует шесть разных продолжительностей года, от 353 до 385 дней. Месяцы начинаются только в новолуние, Песах — всегда в полнолуние в начале весны.

Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом («Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…») и Первым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

В 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились.

Сложившаяся к тому времени традиция расчета даты Пасхи в православии была описана в «Алфавитной синтагме» византийского канониста Матфея Властаря: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».

В 1583 году в папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Таким образом, протестантские и православные церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха там празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции.

Различны у иудеев, католиков и православных христиан и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Перед Песахом все запасы «квасного» в доме ликвидируются. Утром накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о десятой казни египетской и спасении еврейских первенцев. Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. В древности в Песах приносился в жертву ягненок, мясо которого жарилось и съедалось с лепешками из пресного теста (мацой) и горькими травами. Впоследствии жертвоприношения уже не проводились, а жертву символизировало мясо, которое не употреблялось в пищу, но участвовало в ритуале.

Во время седера иудеи читают Песхальную Агаду, сборник молитв, песен и комментариев к Торе, связанных с исходом евреев из Египта. Также они выпивают четыре чаши вина или виноградного сока. Трапеза завершается «афикоманом», специальным блюдом, которым ранее было мясо принесенного в жертву ягненка, а сейчас кусочек мацы, отломленный в начале седера. Именно седером была Тайная вечеря.

У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.

Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. По легенде, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Также во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество — по легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter). Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.