Детские произведения о мудрецах и глупцах. Архив метки: Сказки о мудрецах

Навигация по записям

Сказка из «Римских деяний»

Правил Домициан, весьма мудрый и столь же справедливый император, который никого не прощал, кто сходил со стези справедливости. Однажды, когда Домициан сидел за трапезой, пришел какой-то купец и постучал в ворота. Привратник отпер и спросил, что ему угодно. Пришедший в ответ: «Я купец и хочу предложить нечто, что могло бы пригодиться императору». После этих слов привратник ввел его в зал. Купец с подобающим почтением приветствовал императора. Тот говорит: «Любезнейший, какие у тебя есть товары?». Купец в ответ: «Владыка, три мудрых правила». Император говорит: «Какова же им цена?». «Тысяча флоринов». Император говорит: «А если эти твои правила окажутся мне ни к чему, я потеряю деньги?». Купец отвечает: «Владыка, коли правила вам не подойдут, я возвращу деньги». Император ему: «Ты рассуждаешь справедливо; скажи теперь, что это за правила, которые ты собрался мне продать». Купец: «Владыка, первое таково: все, что ты делаешь, делай добросовестно и думай о последствиях. Второе: никогда не сворачивай с большака на тропинку. Третье: не останавливайся на ночлег в доме, хозяин которого в летах, а жена его еще молода. Соблюдай три эти правила, и они сослужат тебе добрую службу». Император заплатил за премудрость тысячу флоринов, а первое правило: «Все, что ты делаешь, и т. д.» – приказал начертать в зале, в спальне, всюду, где он обычно проходил, и на скатертях, на которых ел.
Вскоре после прихода купца некоторые люди, поскольку император неуклонно соблюдал строгую справедливость, сговорились его убить. Они не могли сами убить Домициана и подговорили императорского брадобрея, чтобы он за мзду перерезал императору горло, когда будет брить ему бороду. Брадобрей получил от заговорщиков деньги и обещал исполнить то, что от него требовалось. Перед тем как брить императора, он смочил ему бороду и, приступив к делу, случайно опустил глаза и увидел на полотенце, завязанном вокруг шеи императора, надпись: «Все, что ты делаешь, и т. д.». Прочитав эти слова, брадобрей подумал: «Сегодня я согласился убить императора; если же убью его, конец мой будет плачевен, ибо меня приговорят к позорнейшей казни: ведь когда что-нибудь делаешь, надо думать о последствиях, как гласит эта надпись». Тут у брадобрея так задрожали руки, что бритва упала на пол. Император заметил это и спросил его: «Что с тобой?». Брадобрей: «Государь, сжалься надо мной, ибо сегодня я взялся за мзду убить тебя. По божьей воле мне вдруг попалась на глаза надпись на полотенце: «То, что делаешь, и т. д.», и я понял, что умру самой постыдной смертью. Поэтому у меня задрожали руки». Услышав это, император подумал: «Первое правило спасло меня от смерти, в добрый час я приобрел его у купца», – и говорит брадобрею: «Я прощаю тебя, если отныне будешь мне верен».
Когда вельможи поняли, что и таким образом не смогут покончить с императором, стали советоваться между собой, как его убить, и одни говорили: «В такой-то день император отправится в такой-то город, а мы, давайте, подкараулим его на тропинке, где ему надо будет проехать, и убьем». А другие: «Отличный совет». А император действительно стал собираться в путь, и, когда доехал до той тропинки, рыцари сказали ему: «Владыка, лучше езжай здесь, чем по большаку, ибо так ближе». Император подумал: «Второе правило гласит: никогда не сворачивай с большака на тропинку. Я послушаюсь этого правила». И сказал своим рыцарям: «Я не сойду с большака, вы же, если хотите, езжайте по тропинке и все приготовьте к моему прибытию». Рыцари поскакали по тропинке, а заговорщики, заметив это, решили, что император находится с ними, выскочили из засады и всех рыцарей перебили. Когда императору стало об этом известно, он сказал себе: «Вот уже и второе правило мудрости сохранило мне жизнь».
Заговорщики, видя, что не могут убить императора при помощи такой хитрости, стали совещаться, как им это сделать иначе. И одни сказали: «В такой-то день император придет в такой-то дом, где всегда останавливаются все знатные люди, ибо другого такого в том городе нет. Подговорим хозяина и его жену за вознаграждение убить его, когда он ляжет спать». Другие говорят: «Отличный совет!».
Когда император прибыл в этот город и остановился в упомянутом доме, он велел позвать к себе хозяина и, увидев, что тот уже в летах, сказал: «А ты не женат?». Хозяин в ответ: «Женат». Император ему: «Покажи мне свою жену». Он взглянул на женщину и увидел, что она совсем молода, не более 18 лет от роду. Император сказал тогда своему постельничему: «Скорее ступай и распорядись о ночлеге в другом месте, ибо я не останусь тут». Постельничий ему: «Владыка, повинуюсь, но ведь здесь все уже приготовлено, не стоит поэтому уходить, ибо в целом городе для нас нет подходящего пристанища». Император в ответ: «Говорю тебе, что хочу ночевать в другом месте». Постельничий тотчас обо всем распорядился, и император тайно перебрался в другой дом и сказал своим рыцарям: «Если вам угодно оставаться здесь, оставайтесь, только поутру явитесь ко мне». Когда все заснули, старик вместе с женой поднялся с постели, ибо они взялись за мзду убить спящего императора, и убили всех его рыцарей.
Наутро император встал и услышал, что рыцари убиты. Тогда он сказал в своем сердце: «О, если бы я ночевал здесь, был бы убит вместе со всеми остальными. Вот и третье мудрое правило спасло мне жизнь». А старика вместе с женой и всеми домочадцами повелел распять. До конца дней своих Домициан придерживался этих трех мудрых правил и потому прожил счастливо.

Бирманская сказка

Бирманская сказка

Давным-давно в одной стране при королевском дворе был мудрец, по движению небесных светил он умел предсказывать будущее.
Однажды мудрец посмотрел на небо и по расположению звезд определил, что через семь дней должен пойти необычный дождь. Он пошел к королю и доложил:
- Государь! Через семь дней пойдет сильный дождь. Он будет идти ровно семь дней. Дождь этот будет не простой: всякий, кто напьется в это время дождевой воды - будь то монах или простой человек, - станет безумным.
- Хорошо, мой мудрец! - решил король. - Пусть все люди пьют эту воду. Мы же с тобой прикажем заранее вдоволь заготовить чистой воды и станем пить только ее.
Король повелел наполнить во дворце все большие и малые кувшины чистой водой и хранить эту воду в дворцовой кладовой.
Когда прошло семь дней, все небо затянуло темными тучами, грянул гром и полил страшный ливень. Ливень не переставал семь дней. Все жители страны пили дождевую воду, и все становились безумными. Один лишь король и его придворный мудрец ни разу не испили этой воды и сохранили разум.
На следующий день после того как прекратился ливень, король с мудрецом решили отправиться в город. Им хотелось посмотреть, как ведут себя безумные жителя города - простые люди и монахи, которые напились дождевой воды.
Когда король и звездочет вышли в город, они увидели, что его безумные жители, утративши стыд, без одежды, нагишом разгуливают по улицам. Едва эта толпа увидела короля с мудрецом, которые, единственные среди них, были одеты, да еще в праздничные одежды, все набросились на них с криками: «Это безумцы, безумцы! Гнать их отсюда!»
Поняв, что толпа, того и гляди, расправится с ними, король с мудрецом укрылись за углом и быстро вернулись во дворец.
Во дворце они стали думать, что делать. «Все жители страны обезумели, - говорили они. - Мы одни изо всех сохранили разум, и, раз мы не похожи на них, они считают нас безумными. Верно, нам с ними не сладить - не дадут они нам житья. Остается только одно: напиться дождевой воды, чтобы стать, как все!»
И король с мудрецом, которым не оставалось иного выхода, напились дождевой воды и тоже обезумели.
Вот с тех пор и говорит: «Когда все пьют дождевую воду, ее приходится пить и королю».

Албанская сказка

В маленькой деревушке жил мельник. И был он счастлив, потому что никогда никому не завидовал.
Мельница стояла на берегу небольшой реки, протекавшей вдоль деревни. Работая целыми днями, мельник всегда был весел и распевал песни. Журчала вода в реке, вертела мельничное колесо, а мельник не покладая рук таскал мешки с зерном и мукой, следил за работой мельницы, и на душе у него было спокойно. За работу окрестные крестьяне ему платили, на жизнь хватало, а больше для себя он ничего и не желал.
Все, кто знал его, завидовали ему, потому что он был счастлив. Его часто спрашивали:
- Отчего ты такой счастливый?
Мельник отвечал:
- Я не знаю, что такое зависть, оттого я и счастлив.
В деревне его так и прозвали: тот, кто никому не завидует.
Король, который правил их страной, был очень богат, но, как и у всякого короля, у него было слишком много дел. Король устал царствовать и хотел бы избавиться ото всех своих дел и забот, чтобы жить спокойно и счастливо. Но как это осуществить, он не знал. Однажды он сидел и, как обычно, размышлял об этом. На глаза ему попался кто-то из придворных. Король подозвал его и спросил:
- Послушай, не знаешь ли ты какого-нибудь счастливца, чтобы я мог поучиться у него, как стать счастливым?
Придворный ответил:
- Знаю, ваше величество, в одной деревне вашего королевства живет счастливый человек.
Король немедленно собрался и отправился в ту деревню. Подойдя к мельнице, он увидел мельника, который работал и распевал веселые песни. Постояв около мельницы и послушав, король вошел в помещение и спросил:
- Что мне сделать, чтобы стать таким же счастливым, как ты?
Мельник ответил:
- В этом я тебе помочь не могу.
Король спросил:
- Ну, тогда скажи хотя бы, отчего ты такой счастливый?
Мельник ответил:
- Я счастлив оттого, что никому не завидую, а думаю только о своей работе.
Король предложил:
- А не мог бы ты все-таки оказать мне в этом деле услугу?
- Какую услугу? - удивился мельник.
- Я король. Давай обменяемся: я отдам тебе свое королевство, а ты отдай мне свою мельницу.
- Поменять свое счастье на чужое невозможно, - ответил мельник. - Я счастлив оттого, что эта река, которая бежит мимо моей мельницы, вертит мельничное колесо, а я благодаря этому могу работать и думать о своей работе, я занят ею и пою от радости, а душа моя полна счастья оттого, что у меня много работы и собственных моих забот.
Король задумался и сказал:
- В таком случае я еще счастливее тебя.
Он решил, что мельник, конечно же, прав, и, вернувшись во дворец, занялся своими делами и зажил спокойно и счастливо.
Так и жили в том королевстве двое счастливых, мельник и король. Они были счастливы потому, что каждый из них делал свое дело, думал о нем и не терзал себе душу завистью к чужим делам и заботам.

Португальская сказка

У одного короля был министр, и его величество во всем на него полагался. Но однажды сплоховал министр, и король так разгневался, что решил с ним расправиться. Призвал его и говорит:
- Ничего не остается, как казнить тебя. И все же, помня прошлые твои заслуги, я оставлю тебе небольшую надежду на спасение. Пришли-ка ко мне во дворец свою дочь. Хочу я, чтобы явилась она, но ни днем, ни ночью, ни нагая, ни одетая, ни пешая и ни конная. Посмотрим, справится ли она с моей загадкой.
Закручинился министр, пошел домой и рассказал обо всем дочери. Но она быстро утешила отца:
- Не печалься, батюшка, я знаю, чего хочет король, и, клянусь, спасу тебя.
И вот на другой день дочь министра появилась во дворце. Появилась она в сумерки. На ней была тонкая батистовая рубашка, и девушку нес на плечах старый слуга. Тут король признал себя побежденным. Пришлось согласиться, что сумерки - это не день, не ночь, что в батистовой рубашке девушка и не одета и не раздета и что явилась она и не пешая, и не конная, ведь слуга - не лошадь. Король похвалил ее за смекалку и просил передать отцу, что прощает его и оставляет у себя на службе. Человек, у которого такая умная дочь, сам, без сомнения, семи пядей во лбу.

Бирманская сказка

В давние времена в одной стране у короля, что там правил, был советник-мудрец. Однажды, когда собрались все придворные, король спросил мудреца:
- Кого в мире больше - слепых или зрячих?
- Слепых, о благородный король! - не задумываясь, ответил советник.
- Ты ошибаешься, мудрый советник! - возразил король. - Взгляни на собравшихся здесь - среди них нет ни одного слепого. А ты говоришь, что слепых в мире больше. Как же так?
- Ваше величество, - сказал мудрец. - Позвольте вашему слуге ответить на этот вопрос в день, когда весь двор отправится купаться.
После того король отпустил придворных.
Наступил день, когда король и весь его двор отправились к реке. По дороге они увидели мудрого советника, который сидел под деревом и нарезал ножом прутья из бамбука. Все придворные, спускаясь к воде, проходили мимо советника.
- Что ты делаешь, о мудрец? - спрашивали одни.
- Зачем ты режешь бамбук, советник? - интересовались другие.
Тех, которые спрашивали, что он делает, советник заносил в список слепых, а тех, которые удивлялись, зачем он режет бамбук, - в список зрячих.
Наконец мимо него проследовал и сам король. Он тоже спросил:
- Что это ты делаешь, мой советник?
Мудрец и его записал в список слепых.
Когда после этого король вновь собрал придворных, мудрец при всех вручил ему свой список. Правитель взглянул, увидел, что и сам он попал в список слепых, - и тогда понял, в чем смысл речей советника. Король остался им доволен и при всех воздал хвалу мудрецу. - Я - совсем одна, никого у меня нет, возьми меня к себе в дочери,- попросилась девушка.
- Ладно, возьму, у меня своих детей нет, ты будешь мне дочкой,- согласился пастух.
Пришли к пастуху домой. Поужинали, легли спать. Утром девушка вынула из косы жемчужину, дала ее пастуху и говорит:
- Не ходи больше овец пасти, возьми эту жемчужину, продай ее и купи все, что нужно из одежды и еды.
Пастух сделал так, как сказала ему девушка. На другой день девушка сказала:
- Пойдем с тобой погуляем.
Отправились они гулять. Пришли к подножию горы. Место там красивое, родник из-под земли бьет.
- Пойди к падишаху,- сказала девушка, - попроси его, пусть продаст тебе этот участок земли.
Пришел пастух к падишаху.
- Продай мне кусок земли, что у подножия горы, - просит пастух.
Видит падишах: пастух к нему пришел, а где пастуху денег взять на покупку земли?
- Бери так, не нужны мне деньги, - сказал падишах.
Вернулся пастух домой.
- Падишах подарил нам этот участок земли,- сказал он.
Девушка дала пастуху вторую жемчужину.
- Пойди продай ее купцу и скажи, пусть он взамен подстроит здесь дворец в сорок этажей, - сказала девушка пастуху.
Купец согласился. Когда дворец в сорок этажей был построен, девушка сказала пастуху:
- Отец, иди на базар, купи мне только что отелившуюся корову с теленком-бычком.
Пастух пошел на базар, купил корову с теленком, привел домой. Девушка взяла теленка к себе наверх. Каждый день по три раза брала она теленка на руки и спускалась с ним вниз. Там она доила корову, поила молоком теленка и снова поднималась с ним наверх.
Пять лет носила она теленка вверх и вниз. Теленок уже превратился в огромного быка.
Однажды падишах охотился в том лесу.
- Отец, - сказала девушка пастуху, - сегодня падишах в лесу охотится. Пойди к нему и скажи: «Падишах, сегодня вечером ты - мой гость!»
Подошел пастух к падишаху и говорит:
- О милостивый падишах, сегодня вечером будь моим гостем.
Падишах согласился и вечером пришел к пастуху. Девушка приготовила угощение, а сама пошла доить корову. Снесла она на руках быка вниз, подоила корову, потом снова отнесла быка наверх. Увидел это падишах - есть перестал.
- Пастух! - воскликнул он.- Что это за чудо, расскажи мне про свою дочь!
Девушка услышала эти слова и сказала падишаху:
- О кибла всего мира! Тут нет никакого чуда, все дело в навыке.
Услышал это падишах и заплакал: вспомнил он, что дочь его точно так же когда-то ему сказала, а он без вины ее убил.
Слезы у падишаха так и полились…
- Почему ты плачешь? - спросила падишаха девушка.
Падишах рассказал ей все.
- Безвинно загубил я свою дочку,- вздохнул падишах.
- Падишах,- спросила девушка,- а жив ли тот человек, который убил твою дочь?
- Да, жив.
- Позови его сюда.
Послал падишах слугу за везиром. Пришел везир.
- Послушай, везир,- спросил его падишах,- убил ли ты тогда мою дочь?
- О падишах, подари мне мою ложку крови, я тогда скажу тебе.
- Я подарил.
- Не убивал я твоей дочери, падишах,- признался ему везир.
- Падишах,- сказала девушка,- если я сейчас приведу твою дочь, обещаешь ли не наказывать ее?
- Обещаю.
Девушка сняла с головы покрывало. Узнал ее отец, обрадовался.
- Да, ты оказалась умнее меня,- сказал он ей.
Девушку выдали замуж за везира, а пастуха падишах взял к себе во дворец.
Семь дней, семь ночей длилась свадьба. Я тоже пил и ел на той свадьбе. Три яблока принес я со свадьбы: одно - тебе, другое - мне, а третье - дядюшке Слте.

Были давным-давно две страны. По одну сторону границы большая, по другую - маленькая.

Позарился король большой страны на маленькую, только и думает, как бы ее захватить. И так рассудил:

"Чтобы покорить маленькую страну, надо войну начать. А чтобы войну начать, узнать надо: умный там король или глупый. Если глупый - дело это простое. Если же мудрый - все надо хорошенько обмозговать". Рассудил так король и отправил к соседу кобылу и жеребенка. До того похожи - не отличишь. А в письме написал:

"Разберитесь, где кобыла, где жеребенок, и мне доложите".

Собрались вельможи да министры в королевском дворце, прочли письмо, а что ответить - не знают. Никак не разберут, где кобыла, где жеребенок. Думали, думали, так ничего и не придумали.

Пришел один сановник домой, жене обо всем рассказал; услышал их разговор мальчишка-батрак, улыбнулся и говорит:

Я знаю, как отличить кобылу от жеребенка. Ведь это же очень просто!

Удивился сановник и спрашивает:

Как же это ты отличишь кобылу от жеребенка? Может, скажешь?

А вот как! - отвечает батрак. - Как придете завтра в королевский дворец, задайте лошадям корм, которая из лошадей кобыла, непременно пододвинет корм жеребенку.

Так и сделал сановник. Пришел на следующий день во дворец, задал корм лошадям. Смотрит - одна лошадь другой корм пододвигает. Так и узнал сановник, где кобыла, где жеребенок.

Прислал тогда король большой страны соседям палку, с обоих концов одинаковую, а в письме написал:

"Разберитесь, где у палки верх, а где - низ. И мне доложите".

Снова собрались сановники. И так вертят палку, и эдак, никак не поймут, где верх, а где низ. Пришел сановник домой, мальчику-батраку обо всем рассказал. Улыбнулся мальчик и говорит:

Да это же совсем просто узнать, где верх, а где низ. Бросьте палку в речку, и она поплывет. Верхний конец впереди будет, нижний - сзади.

Так и сделал сановник. Пришел на следующий день во дворец, палку в речку бросил и сразу узнал, где верх у палки, а где низ.

Прислал тогда король большой страны двух змей - никак их не отличишь, а сам думает:

"Хоть и умен король маленькой страны, но на сей раз я его перехитрю". Подумал так король, а в письме написал:

"Разберитесь, которая из змей самец, а которая самка. Не отгадаете завтра же войной на вас пойду".

Стали сановники думать да гадать, где самка, где самец. Думали, думали, ничего не придумали. Пришел сановник домой, попросил мальчика помочь. А мальчик и говорит:

А что здесь думать? Положите рядом со змеями шелковую нить. Самка непременно к ней поползет, там и уснет, а самец в сторону отползет.

Так разгадали в маленькой стране все три загадки.

Подумал тогда король большой страны: "Если пойти войной на такого мудрого короля, непременно случится несчастье", - и больше не мечтал о захвате маленькой.

Узнал король маленькой страны, что, не разгадай он три загадки, не миновать войны, вызвал к себе сановника и спрашивает:

Как же ты отгадал все три загадки? Скажи!

Поклонился низко сановник и отвечает:

Не я их разгадал - батрак мой. Я только делал то, что он мне велел.

Приказал тогда король позвать батрака, наградил щедро, а сановника первым министром страны назначил.

Перевод Вадима Пака

О сказке

Русская народная сказка «Глупый мужик»

Русские сказки глубоки и просты, как народная душа. В русских народных сказках уважают умных и находчивых и подсмеиваются, подшучивают над дурачками. Среди добрых и поучительных встречаются и сказки о человеческой глупости. Сказку о глупом мужике стоит прочитать и взрослым, и детям. Малышам надо понять, что глупому нелегко живется на свете, а чтобы не быть дураком, надо учиться. И не стоит обижать и насмешничать над человеком, у которого недостаточно ума.

Краткое содержание сказки

В одной деревне жили муж с женой. Был мужик работящим и не ленивым, но глуповатым, видимо такой родился. Школ раньше не было, учиться читать и писать негде было, где ж ему ума-то набраться?

Но пошла баба за него замуж, видно сама не больно умна, а может умных, да удалых парней красивые девки расхватали, а ей достался тот, кто остался. А может думала, что ее ума на двоих хватит.

Вот как-то закончились у них дрова, печка не топлена, щи не варены. Послала жена мужа в лес за дровами. Запряг мужик лошадь и поехал. Все-таки жену слушался, хоть и баба, но поумней его была, не перечил ей, видимо нраву был кроткого. А может ему так жилось легче, когда за него другие решения принимали. Он же дурачок, какой с него спрос?

Нашел в лесу подходящую сосну, забрался на нее, уселся и давай ветку рубить. Только полный глупец может пилить сук, на котором сам сидит. Не зря же народ придумал пословицу «заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Нет никого хуже, чем старательный, исполнительный дурак, не понимающий, что себе же хуже делает. Дров хочет мужик заготовить, да щей поесть, а ума не хватает понять, что сук под собой рубит, упадет и ударится сильно. Но ему же приказали дров нарубить и домой привести. Он так и делает, а самому думать незачем, у него жена есть, пусть она и думает.

Такие глуповатые старательные люди очень часто и раньше, и сейчас являются объектами для шуток и насмешек. Высмеять недалекого человека совершенно безнаказанно каждый рад, тем более на его фоне сам обидчик выигрышно выглядит и кажется сам себе гораздо умнее. Глуповатые люди по своей природе часто бывают добрые и неагрессивные. Принимают все за чистую монету, и не видят, что над ними потешаются, как в этой сказке.

Так и поступил сосед, послав мужика умирать под сосну. Жена-то поумней немножко была, стала отговаривать мужа от глупого поступка, да и мужик в доме нужен. Но куда там. Если глупому что-то вдолбить в голову, ничем не выбьешь. Верит чужим людям на слово, не хочет на своих ошибках и прошлом опыте учиться. Но жене мужик в доме нужен с хозяйством управляться. Женщине одной тяжело в деревне живется. Пусть и глуповатый, зато свой и не лодырь, все лучше, чем одной век куковать Все-таки нашла и вернула в дом. А мужику за доверчивость и глупость досталось и от старосты, и от похоронной процессии, за то, что предложил оживить мертвеца, да еще и прозвище на всю жизнь получил-покойник.

Если родился на свет глупцом, и не учишься ничему, что же с этим поделаешь, так и проживешь дураком свой век. Ведь чужой ум в глупую голову не вставишь.

Читайте русскую народную сказку «Глупый мужик» онлайн бесплатно и без регистрации.

Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: и работящ и не ленив, да одним обижен судьбой - мало было у него ума.

Раз посылает баба мужика в лес за дровами.

Съезди, - говорит, - наруби дров, я хоть печь истоплю да щей наварю.

Мужик запряг лошадь и поехал. Приехал в лес, взобрался на большую сосну, вынул из-за пояса топор и хочет рубить тот сук, на который сел. Случилось в эту пору проезжать мимо мужичку из соседней деревни. Взглянул он на мужика и закричал:

Что ты, бестолковый, делаешь? Ведь убьешься!

Мужик глянул на него и сказал:

А ты почем знаешь, что упаду? Ведь не святой! Поезжай-ка своей дорогой.

Крестьянин видит, что нечего толковать с дураком, и поехал дальше. Не успел отъехать и десятка сажень, как сук подломился, мужик упал и расшибся.

Полежал он немного, поохал, встал и пошел догонять того крестьянина, что сказал, что он упадет. Нагнал, повалился ему в ноги:

Батюшка родимый! Вижу, что ты святой, скажи же мне теперь, когда будет конец моей жизни!

Крестьянину вздумалось посмеяться над дураком - он сказал:

Поезжай теперь домой, простись с домашними и опять возвращайся сюда: умрешь у той сосны, которую хотел рубить на дрова.

Мужик испугался и спросил:

А что, батюшка, если я не поеду больше в лес, то, может, и не умру?

Нет, уж лучше послушайся меня, а не послушаешься - хуже будет.

Мужик вернулся к своей лошади. Ему уж было не до дров; сел на лошадь и поехал домой.

Баба давно дожидалась своего мужа, а когда увидела, что он приехал без дров, стала его ругать. Но он не слушал ее и рассказал, что встретил в лесу святого человека и что тот предсказал ему скорую смерть. Жена сказала:

Полно врать-то! Над тобой посмеялись, а ты слушаешь!

Но мужик простился со своими домашними и поехал в лес.

Приехал, слез с лошади и пошел искать ту сосну, которую хотел рубить на дрова. Долго ходил искал и вдруг запнулся, свалился. «Ну, - подумал, - теперь уж, видно, умер», - и не смел встать.

Лошадь его постояла, постояла да и пошла домой. Мужик хоть и слышал, что лошадь уходит, но не посмел открыть глаз и встать на ноги, а лежал и не шевелился.

Начинало темнеть. Выбежала стая волков, погналась за лошадью. Мужик и тут не встал: на что ему лошадь, если умер?

Баба долго дожидалась мужа, беспокоилась, а утром объявила сельскому старосте, что муж не вернулся из лесу.

Староста собрал крестьян и пошли они искать мужика. Долго бродили по лесу, наконец один наткнулся на дурака. Собрались все около него, смотрят, думают, что он и вправду умер.

А он вдруг и говорит:

Вам чего нужно?

Староста спрашивает:

А ты чего тут лежишь?

Видишь, умер; слеп, что ли?

А если ты умер, так я воскрешу тебя! - Снял староста ремень да и давай хлестать дурака.

Мужик вскочил на ноги и стал всех обнимать, благодарить, что воскресили, а потом бегом домой.

У своей деревни видит: несут покойника на погост. Мужик говорит:

Несите в лес, там его воскресят. Я сам вчера умер, да сегодня меня воскресили!

Отколотили его и прогнали. С тех пор и прозвали глупого мужика покойником.

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Мудрый старик и глупый царь (Башкирская сказка)" тебе будет интересно и увлекательно. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Сказка "Мудрый старик и глупый царь (Башкирская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В о времена давно прошедшие был в одном городе молодой царь. Невзлюбил он стариков и повелел всех их убить. Лишь один мальчик спас своего отца-старика, спрятав его в подземелье.
Вскоре молодому царю объявил войну царь соседнего государства. Молодой царь стал собирать войско. Егет, укрывший отца, перед выступлением в поход спустился к отцу в подземелье, чтобы проститься. Отец напутствовал его такими словами:
- Сын мой, вы отправляетесь в очень далекие места. Вы там будете терпеть лишения и голод. Дело дойдет до того, что вы порежете всех коней и поедите их. Даже коня военачальника, и того зарежете. После этого вы повернёте обратно. На обратном пути все воины побросают снятые с коней сёдла и уздечки. А ты не бросай, хоть и тяжело будет нести. Вам встретится невиданной красоты конь. Тому, у кого не будет седла и уздечки, он в руки не дастся, а подбежит к тебе, остановится перед тобой и наклонит голову. Ты надень на него узду и отведи его к военачальнику. За это военачальник приблизит тебя к себе и считать своим другом. Ну, прощай, иди.
Всё случилось так, как предсказал старик. В походе у войска вышел весь запас пищи, и воины стали питаться мясом своих коней. Под конец зарезали коня военачальника, съели его и двинулись обратно. Чтобы освободиться от тяжести, воины побросали снятые с зарезанных коней сёдла и уздечки. Лишь один егет, тот, который помнил слова своего отца, не бросил ни седла, ни уздечки.
На обратном пути навстречу войску выбежал невиданной красоты конь. Все бросились ловить его, но он никому в руки не давался. Наконец он сам подбежал к егету, у которого были седло и узда, остановился перед ним и склонил голову. Егет накинул на коня узду, отвёл его военачальнику и отдал ему. С тех пор егет стал другом военачальника.
Однажды царь отправился со своим войском на прогулку к берегу моря. С берега царь увидел, что на дне моря что-то сияет. Он приказал своим воинам достать со дна моря то, что сияет. Многие воины нырнули и не выплыли.
Приближалась очередь нырять молодому егету, другу военачальника.
Егет быстро вскочил на коня и поехал домой. Он вошёл к отцу в подземелье и рассказал ему о том, что происходит на берегу моря. Старик выслушал сына и сказал:
- Сын мой, на берегу моря растет высокое дерево. На вершине того дерева есть птичье гнездо, а в том гнезде лежит большой алмаз. Сияние от этого камня отражается на морской глади и освещает её. Когда очередь нырять дойдет до тебя, ты скажи царю: «Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага». Царь тебе разрешит, а ты достань из гнезда тот камень и отдай его царю.
Егет вернулся к берегу моря, и когда очередь нырять дошла до него, он сказал царю:
- Государь, мне и так и этак придётся умирать, а потому дозволь мне забраться на это дерево и посмотреть в последний раз в сторону родного очага.
Царь разрешил ему. Егет полез на дерево; как только он добрался до гнезда и схватил оттуда камень, сияние на море прекратилось, и все люди повалились с ног. Егет спустился с дерева и поднёс царю алмаз.
- Друг мой, как ты дознался до этого? Когда ходили на войну, ты подарил военачальнику коня, а теперь достал и подарил алмаз,- удивился царь.
- О государь,-ответил егет:- и скажешь - страшно, и не скажешь - тяжело. Ну уж ладно, положусь на твою милость и скажу: я укрыл своего отца, когда ты приказал убивать всех стариков, и всему, что я сделал, я научился у него. О государь мой, если бы ты не повелел убить всех стариков, много бы хороших советов они дали!
После этого царь повелел выпустить старика из подземелья, стал держать его при себе и оказывал ему большой почёт. Потом царь обратился к своим войскам и сказал:
- Воины мои, я сделал большую ошибку, когда повелел убить всех стариков. Если бы они были живы, весь наш город был бы полон мудрости.

Издательским проектом "Серебряная Нить" изданы четыре книги СКАЗКИ СУФИЕВ - серия "СКАЗКИ МУДРЕЦОВ" в ритмах

Все книги имеются и в электронном виде:

Книга первая http://online.pubhtml5.com/tqtb/ghlj
Книга вторая http://online.pubhtml5.com/tqtb/dwqe
Книга третья http://online.pubhtml5.com/tqtb/lwfb
Книга четвёртая http://online.pubhtml5.com/tqtb/lzce

Книга-почтой:
http:///cereniti.ru/feano

Книга первая:

Издательский проект, С.-Петербург, "Серебряная Нить"
Формат - 148x210 мм.
Объем - 140 стр.
ISBN: 978-5-8853-4823-2

Аннотация к первой книге

Первая книга серии «Сказки Мудрецов» включает мудрые сказки и притчи суфиев в стихах, впервые опубликованные в сети в 2002 г. на сайте «Сказки Мудрецов» и на Стихи.Ру – Сказки Суфиев. Ритмичные версии сказок появились на основе собранных по книгам Идриса Шаха притч и сказок, басен, обучающих историй суфийских мастеров.

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Что на свете самое вкусное?
Это притчи суфийские! Точно.
Если в них погрузиться, как ночью,
да извлечь изреченье изустное...
словно луч неземного познания,
словно солнце далёкой дали,
восходящее в недрах земли
пробуждённого Мироздания.

К читателю

День за днём идёт жизнь, увлекая нас в быстрый водоворот событий, важных дел, набегающих волнами проблем. И кажется, дела нет до древних сказок или мудрости суфиев. Мы спешим быть здесь и сейчас, забывая часто о главном. В этом и состоит великое заблуждение, ведь именно мудрость делает жизнь яркой и гармоничной, счастливой. Временные ценности возникают и разрушаются так быстро, что многие теряют опору, стержень духа своего. Взгляните вокруг и посмотрите на себя со стороны, каким вы увидите этот день через десять, двадцать лет? Что останется, а что исчезнет? Да, мудрость древних сохраняется тысячелетиями, и от того, куда именно направляете вы внимание, энергию мысли, зависит буквально все в вашей жизни! Поток вневременной мудрости, питающий поколения, может гармонизировать вас так, что проблемы начнут растворяться сами, как по волшебству. В этом устойчивом состоянии гармонии человек обретает самого Себя.

Чтение суфийских притч может быть не только приятным, но и полезным, если читать со вкусом, не спеша, иначе можно не заметить ядрышка в орешке, чьей скорлупкой является занимательный сюжет сказки, а значит, упустить главное - смысл, глубину подтекстов.

Великий мудрец Ибн аль-Араби из Испании сказал о трех видах Знания так:
«Существуют три вида знания. Первое - это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

Вторым идёт знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

Третье - это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и учёные сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты, эмпирики и многие поэты пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими формами вместе, либо поочерёдно, то одной, то другой.

Но люди, достигающие истину, - это те, кто знают, как воссоединяться с реальностью, простирающейся поверх этих видов знания. Таковы истинные суфии, дервиши, те, кто постигли мир».

Не суфий я, просто люблю этот мир
Подобно свече, освещающей Пир,
Где тысячи солнц и огней вековых
Сияют бессменно любовью святых
Волшебников Слова и Музыки вечной.
А пламя свечи угасает, конечно,
Оставив эфирную память на миг,
Что смог оживить ее пламенный лик...

Пусть образ горевшей на пире свечи
Останется сказкой, а сердца лучи
До солнца дотянутся, солнцу даря
Мгновение то, что сгорает не зря.

К ЧИТАТЕЛЮ 4
НАКШБАНДИ 6
ТРИ СОВЕТА 9
ЭТО ТЫ 10
ЩЕДРЫЕ И ВЫСОКОМЕРНЫЕ 11
ИСТОРИЯ МОДЖУДА 13
ЕСЛИ ПОМЕРЕЩИТСЯ 16
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 17
ЛЕВ И ЛЬВЁНОК 18
ДВОЕ НИЩИХ 20
ВЗГЛЯД СИЛЫ 21
ИДОЛ СУМАСШЕДШЕГО КОРОЛЯ 24
СВЯТОЙ И ГРЕШНИК 25
УЧЁЫЙ, СОБАКА И ОСЁЛ 26
КОГДА МЕНЯЮТСЯ ВОДЫ 27
ПЧЁЛЫ И ПУСТОТЕЛОЕ ДЕРЕВО 28
СОБЫТИЕ 30
МУШКИЛ ГУША 30
ЗАИГРЫВАЯ СО СМЕРТЬЮ 38
АНГЕЛ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 42
ВИЗИРЬ 43
ЧЕТВЕРО ИЩУЩИХ 44
ИИСУС И НЕВЕРУЮЩИЕ 45
ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 46
СУЛТАН В ИЗГНАНИИ 46
ПРОДАЖА МУДРОСТИ 51
НЕПОКОРНАЯ ПРИНЦЕССА 58
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОГНЯ 61
ЛЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРОВЬЮ 65
НЕ В ТОМ РИТМЕ 68
ТЫ СЛИШКОМ МНОГО ОГЛЯДЫВАЛСЯ 69
СТАНЬ ЮВЕЛИРОМ 69
ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ 70
ТОЛПА 72
СОВЕРШЕННЫЙ ДУРАК 72
ЛЯГУШКА 73
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК 74
ДЕСЯТЬ ГЛУПЦОВ 74
СОВЕТНИК 76
ЦАРЕВНА 76
СЛОИСТЫЙ ПЕСОК 77
КНИГА НА ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 78
ОБИТЕЛЬ ИСТИНЫ 80
КУТБ ЭТОГО ВРЕМЕНИ 81
КОРОВА И СВИНЬЯ 84
ИСПРАВЛЯТЬ ТУТ ЖЕ 84
ЧТО ТЫ ВИДЕЛ НА СЕРЕДИНЕ МОСТА 85
ЧАРОДЕЙ 86
СТАДИИ 87
БРОДЯЧИЙ ДЕРВИШ 88
НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ 88
НЕУМЕСТНОСТЬ 89
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛИСЫ 90
ДЕНЬ И НОЧЬ 91
ПОТОК 93

РАЗДЕЛ 2 95

СКАЗКИ О МУЛЛЕ НАСРЕДДИНЕ 95
ПРЕМУДРАЯ ПРИТЧА 95
КОРОЛЬ И НАСРЕДДИН 95
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ 97
ЖИВ ИЛИ МЁРТВ 97
ТЕПЕРЬ ПОХОЖ 98
КОМУ ТЫ ВЕРИШЬ БОЛЬШЕ 98
ЛЕКЦИЯ 98
ИНТУИЦИЯ 99
ПОМОЩЬ АЛЛАХА 99
НА КРЫШЕ 100
ЖЕНА НАСРЕДДИНА 101
ИЗ СТОЛИЦЫ 101
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ 102
ПО ДОРОГЕ 102
ЙОГУРТ 103
КУПИТЬ СЛОНА 103
ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЯ 104
ПРОПАЛ ОСЁЛ 104
БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ 105
ПРОДАЖА СОВЕТОВ 107
ВРЕМЯ МЕСТО И ЛЮДИ 107
ПРИТЧА О ТРЁХ ОБЛАСТЯХ 110
ПОЛЕЗНЫЙ И БЕСПОЛЕЗНЫЙ 112
НАСЛЕДСТВО 114
ПОЧЕМУ ГЛИНЯНЫЕ ПТИЦЫ ВЗЛЕТЕЛИ 115
ЩЕДРЫЙ 116
СЛУГИ И ДОМ 117
ХОЗЯИН И ГОСТИ 119
КНЯЗЬ ТЬМЫ 120
ПОСРЕДНИК 125
ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ 125
АХРАР И СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА 127
ТЮРЬМА 129
ЖЕЛАНИЕ (ХАЛКАВИ) 129
МОШЕННИК И ДЕРВИШ 129
ОДОЛЖЕНИЕ 130
НАДЕЖДА 131
Заключение 132
Хронологический список авторов и учителей, упоминаемых в книгах серии 133
ОГЛАВЛЕНИЕ 135

Тексты публикуются в темах форума и Читальном зале
Проекта Галактический Ковчег.

Публикация сказок - по названию
https://sites.google.com/site/skazkifeany/3