Самоопределение в ранней юности. Профессиональное самоопределение в ранней юности Проблемы личностного и первоначального самоопределения раннего возраста

Личностное самоопределение в ранней юности

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

осознание ценности общественно полезного труда;

общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

общая ориентировка в мире профессионального труда;

выделение дальней профессиональной цели (мечты);

согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

знание о выбираемых целях;

знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

В раннем юношеском возрасте (15-16 лет) в процессе развития самосознания формируется относительно устойчивое представление о самом себе, Я-концепция. Для ранней юности характерна устремлѐнность в будущее. К 16-17 годам возникает особое новообразование личности, которое в психологии обозначается термином ― самоопределение.

Личностное самоопределение реализуется посредством определения «Я-концепции» относительно выработанных в обществе норм и идеалов и осознанным принятием человеком критериев становления личности, а также дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. В этот возрастной период формируется профессиональное самоопределение. В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, происходит становление профессиональной идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развивал взгляды Эриксона и выделил четыре статуса идентичности: мораторий, достижение, предрешенность, диффузия идентичности. Молодые люди, которые находятся в статусе предрешенности, взяли на себя ряд обязательств, но не пошли через процесс принятия решения. Они сделали выбор профессии, идеологии, религиозных взглядов, однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее значимыми людьми – родителями, учителями, друзьями. Молодежь, которая находится в диффузном статусе, еще не определилась с выбором профессии и других жизненных ориентиров. Юноши и девушки, находящиеся в статусе моратория, продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений, заняты «поиском самих себя».На высшей стадии развития достижение идентичности является конечным статусом, достигается теми, кто прошел через кризис и принял свои обязательства. Как итог – самостоятельный выбор работы и свой собственный сформулированный моральный кодекс. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус.

25 молодость период активного профессионального развития Результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как первый этап, Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества.Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека - вот одна из главных задач. индивидуальное К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Многие работающие люди… переживают начало тридцатых годов, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно самую спокойную фазу жизни.В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности её создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития. Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге – мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С.Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи.

26 Зрелость (44-66 лет). Возрастной портрет зрелого человека. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом возрасте. Становление универсального события человека и мира. Поли-возрастная общность (внуки, дети, сверстники) и соборность человека. Родовые способности и индивидуализированный род. Незавершенность мира и ответственность человека. Воспитание учеников, забота о росте молодого поколения .Кризис зрелости (55-65 лет). Феноменология кризиса зрелости. Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. «Предметная смерть» в кризисе зрелости. Преодоление мерных и пограничных пределов индивидуальных и налично-исторических форм жизни. Приобретение интегративности в кризисе зрелости.

27 изменения в психологии старых и пожилых людей Образ жизни, реакция нервной системы на окружающую действительность оказывают огромное влияние на интенсивность развития преждевременного старения и его наиболее постоянного спутника – атеросклеротического процесса. Часто не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена жизненных стереотипов в трудовой деятельности, быту) является причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Вот почему важно обращать внимание напсихическое состояние старших возрастных групп. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Добрый совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми – факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, мышечной системы. Стрессовые ситуации на фоне длительного перенапряжения нервной системы являются наиболее частой причиной развития гипертонических кризов, обострения ишемической болезни сердца, недостаточности кровообращения.

В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Однако экспериментальным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет - условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непрочный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер.

28 подростковый и юношеский возраст – это период наиболее благоприятный (сензитивный) для развития большого комплекса самых разнообразных общих и специальных способностей.

В основе развития способностей лежат следующие положения:

1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться;

2) не позже 6–7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков;

3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы.


Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.

Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.

Становление этого феномена осуществляется поэтапно:

· сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки;

· сравнения себя и требований объективной действительности;

· самооценку;

· выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.

Как часть нормативной активности ученика и компонент его нравственного формирования, данный феномен выступает в роли фактора, регулирующего деятельность и общение старшеклассника. Психологи рассматривают личностное самоопределение как генетическую исходную категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, семейно-бытовое, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. Здесь отправным пунктом является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности.

М. Гинзбург вывел основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте:

· личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции старшеклассника относительно социально значимых ценностей;

· в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;

· особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;

· на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;

· самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;

· личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы старшеклассника.

Среди основных социально-психологических детерминант личностного самоопределения юношей и девушек можно выделить такие представления, имеющие смысловое значение для жизни:

· значимость проблем, которые обсуждаются с ровесниками;

· круг референтных лиц;

· ценностные ориентации;

· целеустремленность отношений;

· сферы самореализации;

· отношение к социуму и осмысление себя в нем;

· будущие планы, их конкретное содержание;

· выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы;

· мера уверенности в выборе линии поведения.

В зарубежной психологии процесс самоопределения называют формированием идентичности. Среди основных состояний формирования идентичности выделяютобусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности , которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств от сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений, то есть выбирают идеологию, религию, профессию и т. п., но их выбор обусловлен мнением значимого для них взрослого.

У такой категории юношества переход к взрослости проходит гладко, без конфликтов, ее действия, как правило, последовательные и стабильные, имеющиеся сильные положительные связи со значимыми другими людьми. Представители этой категории придерживаются более авторитарных ценностей, чем старшеклассники в других статусах.

У юношей и девушек, которые находятся в статусе диффузии, нечеткая направленность личности и мотивация деятельности, они просто уходят от вопросов, касающихся личностного самоопределения. Эти старшеклассники лишенные родительской заботы, многие из них в этом статусе характеризуются, асоциальным поведением, употреблением наркотиков и алкоголя и т.д.

Статус моратория предусматривает эпицентр кризиса идентичности старшеклассника или периода принятия ответственных решений. Они все еще заняты поиском своего «Я», борются с миром конфликтных ценностей и альтернатив, стремятся к независимости от родителей и одновременно боятся родительского недовольства.

Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и старается жить по определенным правилам.

В этих старшеклассников, по сравнению с другими статусами, гармоничные отношения с семьей; их поиски независимости несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем в статусе моратория; они не бояться стать изолированными, как старшеклассники в статусе диффузии. В зависимости от того аспекта жизни, который рассматривается, статус идентичности может изменяться: старшеклассник одновременно может находиться в статусе обусловленности относительно пол - ролевых предпочтений и в статусе моратория в выборе профессии.

Вообще, феномен личностного самоопределения для старшеклассников является ведущим центром социализации, возникновение этого феномена возможно только на определенном уровне развития самосознания, а именно, когда у личности появляется способность к внутреннему диалогу.

Формирование личностного самоопределения обусловливается объективными факторами социальной действительности, системой целенаправленных воспитательных воздействий, субъективной подготовленности подрастающего поколения к общению и взаимодействию в социуме.

Объективными предпосылками возникновения данного феномена являются: общее недовольство, отсутствие достаточного доверия и взаимопонимания со взрослыми; неодинаковая готовность к участию в социально необходимом взаимодействии и слабая готовность к реальной социальной жизни в целом.

К субъективным предпосылкам относятся: возникновение внутренней потребности в формировании определенной смысловой системы; развитие ценностно-ориентационной деятельности и чувство ответственности за сказанное или совершенный поступок; стабилизация мотивационной сферы.

Профессиональное самоопределение в юности

Исследование, проведенное Л.А.Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе.
У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и жизненные планы имеют большое значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность.
Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля.

Среди учащихся 9-х классов адекватный профессиональный выбор имеется у 48% школьников, в 10-м классе количество таких школьников возрастает до 62% из числа выбравших профессию. В группах студентов 1-го курса следует отметить также часто встречающуюся неадекватность профессионального типа профилю получаемой специальности.
Исследование Л.А.Головей выявило у учащихся и студентов, имеющих неадекватный профессиональный выбор, низкую учебную успешность и неудовлетворенность обучением, низкий уровень мотивации деятельности.

В юношеском возрасте наблюдается высокая индивидуальная устойчивость и четко выраженная половая специфика профессионального типа. Среди девушек преобладают социальный, артистический и конвенциональный тип. Среди юношей – предпринимательский, исследовательский и реалистический. При этом к моменту окончания школы профессиональный тип личности оказывается достаточно сформированным.

Эти данные о влиянии характера и профиля деятельности, а также адекватного профессионального самоопределения на реализацию и становление потенциалов субъекта деятельности указывают важность прогнозирования и управления этими процессами. Неотъемлемой частью такого управления является психологическое консультирование, опирающееся на психографический анализ субъекта деятельности.



Основой, с позиции которой необходимо подходит к решению проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей.

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. П. Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач. Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу.

Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции) , но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. “Узловым рубежом” в социальном развитии личности является занятие подростком позиции “Я и общество”. Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) .

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой “ценностного хаоса”. Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и “переход от романтической направленности к реальному выбору”, отмечаемый С.П.Крягжде. “Лишенные конкретности искания”, “романтический характер”, отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность - размерность “смыслового будущего” (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей) , по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

Итак, резюмируя основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе, мы пришли вводу, что:

  • 1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;
  • 2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • 3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;
  • 4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;
  • 5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

На основе всего вышеизложенного мы можем определить соотношение понятий “Я-концепция” и “личностное самоопределение”. Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения.

Социальный статус юношества неоднороден. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.

Выбор осуществляется дважды: первый раз в 9 классе в связи с выбором формы завершения среднего образования; второй раз - в 11 классе средней школы, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь, то есть дважды старшеклассник попадает в ситуацию выбора продолжения образования в одной из его конкретных форм.

Профессиональное самоопределение как центр социальной ситуации развития формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, которая связана с изменением отношения к будущему. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности.

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

· осознание ценности общественно полезного труда;

· общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

· осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

· общая ориентировка в мире профессионального труда;

· выделение дальней профессиональной цели (мечты);

· согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

· знание о выбираемых целях;

· знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

Детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);

Подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

Предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем - его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

Практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей.