Лекции паолы мост над бездной. Мост над бездной

Цикл проторенессансных фресок капеллы дель Арена (Скровеньи) не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена


Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне - матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты-ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне-вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Оплакивание

Оплакивание.деталь (ангелы)

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Пятидесятница

СТРАШНЫЙ СУД

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Сонмы святых слева

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Ангелы, ведущие души на суд

Деталь. Души разных сословий

Деталь. Души священнослужителей

Деталь. Душа донатора Энрико Скровеньи

Деталь. Крест Господень

Деталь. Ад

Деталь. Падение грешников в ад

Деталь.Грешники в аду

Деталь. Сатана

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников в аду

СЕМЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Благоразумие

СЕМЬ ПОРОКОВ. Глупость

Стойкость

Непостоянство

Воздержание

Правосудие

Несправедливость

Неверие

Милосердие

Зависть

Надежда

Отчаяние

ДЕКОРАТИВНЫЕ ОБРАМЛЕНИЯ

Моисей получает скрижали Завета

Пророк Илия возносится на небо на огненной колеснице

Приписывается Джотто. Введение Девы Марии во храм

Согласитесь, часто случается так, что мы можем жить рядом с местами, которые представляют интерес с точки зрения истории и культуры, но почему-то их не посещаем или, будучи один раз в городе, где они расположены, и не вдохновившись, решаем, что делать там нечего.
Должна признаться, у меня так было с городом Падова (по-русски “Падуя).

Я была там один раз четыре года назад. Мечтала попасть в капеллу Скровеньи и не получилось (почему? Расскажу чуть позже), вторая по величине площадь Европы после Красной в Москве — Прато делла Валле была заставлена гастрономическими стендами со всего мира, на площади Эрбе работал рынок. В общем, эта цепочка из “не” привела к тому, что городом я не впечатлилась и благополучно не ездила туда, хотя о Капелле Скровеньи мечтала. Ну как можно не увидеть это великолепие, расписанное Джотто.

Всё решил случай. Отправляя ссылку на сайт Капеллы своей подруге, я обнаружила, что 25 марта вход будет стоить всего 1€, вместо 13€. И надо же такому случиться, что как раз в этот день мы возвращались из Зальцбурга и в принципе Падова была по пути. Билеты мы быстро купили онлайн. Забегая вперёд скажу, что уже через неделю всё было раскуплено на эту дату.

И вот после 4 лет отсутствия я возвращаюсь в Падову и открываю для себя, что это красивый город, с очаровательными улочками, мощёными камнем, по краям которых расположились портики домов, под которыми можно спрятаться от непогоды или от летнего зноя. На площади Трав стоит великолепный Палаццо делла Раджоне, в соседних барах сидят посетители, наслаждаясь первыми лучами солнца и попивая знаменитый в этих краях сприц апероль. Их разговоры напоминают щебетание птиц. Солнце светит так ярко, небо голубое-голубое, город залит какими-то невероятными красками и хочется запечатлеть на фото каждый миллиметр. В этот момент я совершенно чётко поняла, как много потеряла не приезжая сюда все эти четыре года.

К сожалению, мы не успели дойти до Прато делла Валле и собора Святого Антонио, т. к. нужно было срочно бежать на экскурсию в Капеллу Скровеньи. Поэтому я планирую ещё раз съездить туда, чтобы все изучить, а уже потом напишу статью, а пока расскажу о Капелле Скровеньи и о том, как заранее купить билет.

Капелла Скровеньи
Capella degli Scrovegni

Была построена в 1303 году по велению купца и банкира Энрико Скровеньи на территории римского амфитеатра, которую он приобрёл для строительства своего роскошного палаццо. К сожалению, он не дошёл до наших дней, т.к. в 1827 году был разрушен. В те времена банкир Энрико Скровеньи считался самым богатым человеком Падуи. Строительство капеллы было связано с памятью об ушедшем папе и изначально задумывалась как поминальная. В некоторых источниках я прочитала, что в те времена профессия банкира не приветствовалось церковью и где-то пишут о том, что Энрико Скровеньи задумал строительство капеллы в знак замаливания своих и отцовских грехов. Согласно хроникам, его папа был заключён в тюрьму за ростовщичество. Данте в своём знаменитом произведении “Божественная комедия” обращается к истории Реджинальдо Скровеньи и помещает его среди проклятых в Аду.

Для росписи капеллы фресками заказчик пригласил знаменитого флорентийского художника Джотто. Предположительно он работал над своим циклом в период с 1303 по 1305 год. Его фрески в капелле Скровеньи оказали влияние на развитие всего европейского искусства!

Капелла небольшая. Прямоугольной формы со сводчатым потолком, готическим фасадом и шестью высокими узкими окнами на южной стене.


На 38 областях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Советую заранее ознакомиться с фресками. В интернете очень много фото и материалов, в этом случаем у вас будет возможность за 15 минут рассмотреть каждую. Меня такая подготовка очень выручает, поскольку я не совсем знакома с Библией.

Расположение фресок:

Очень важно помнить, что в Капеллу вы входите не через главный вход, а со стороны алтаря. Если встать к нему спиной, то:

  • на стене где вход, расположена фреска “Страшный суд”. По стилю она ближе всех остальных к византийскому. Среди персонажей можно увидеть одного из Скровеньи, который протягивает Мадонне фигурку Капеллы.
  • По стенам в самом верхнем углу слева (если встать лицом к главному входу) история жизни родителей Богородицы Святых Иокима и Анны.
  • Справа — Истории из жизни Богородицы
  • Во втором ряду сверху сцены из жизни и смерти Христа.
  • В третьем сверху ряду фигуры 7 добродетелей и 7 смертных грехов.
  • На синем небе со звёздами изображены лики Христа, Богородицы и пророков.

Посещение Капеллы:

В общей сложности составляет 30 минут. Из которых: перед входом в капеллу вас пригласят в зал ожидания, где можно посмотреть документальный фильм продолжительностью 15 минут. А уже после проводят в Капеллу, где вы также можете провести 15 минут.
В января, феврале, с 16 по 31 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря продолжительность посещения Капеллы составляет не 15, а 20 минут.

Всего в группах по 25 человек.

Время работы:

  • Понедельник — воскресенье 9:00 — 19:00
  • С апреля по июнь 2018 есть возможность посетить Капеллу в вечернее время с 19:00 до 22:00.
  • Нерабочие дни: 25, 26 декабря, 1 января.

Стоимость посещения:

  • 13€ — взрослые. Включает в себя посещение Археологического музея и Палаццо Цукерманна.
  • 8€ — в понедельник, т. к. Археологический музей закрыт.
  • 6€ — дети 6 — 17 лет
  • 1€ — дети до 5 лет, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, владельца единой карты на посещение музеев Падуи Padova card 48 или Padova card 72. В последнем случае 1€ взимается за бронирование посещения Капеллы. Карту вы можете оформить прямо на сайте в этом разделе:

Здесь же указано,что если вы уже купили карту в другом месте, то для бронирования посещения вам нужно позвонить по телефону call-центра +39 0492010020.
Моя читательница в Instagram сказала, что в июне 2017 года они без проблем смогли забронировать посещение Капеллы, купив карту в информационном туристическом центре. Это к тому, что не всегда то, что написано на сайтах, соответствует реальной ситуации, нужно проверять.

Почему важно купить билет заранее

В капеллу одновременно пускают группы по 25 человек. В высокий туристический сезон рассчитывать на то, что вы сможете прийти и купить билеты в кассах без предварительного бронирования составляют, на мой взгляд, максимум 5%. Так было у нас 4 года назад. Мы с подругой собрались спонтанно в Падую. На сайте билетов уже не было. Филиппо посоветовал подойти в кассы и уточнить, может быть кто-то отказался. Действительно, 3 человека не пришли. Перед нами была одна пара. В итоге, чтобы никому не было обидно, мы решили не идти. Ну как разделить один билет на двоих?
Чтобы не было таких ситуаций, обязательно бронируйте билеты онлайн, тем более никакая дополнительная плата за это не взимается.

Как купить билет в Капеллу Скровеньи онлайн смотрите в видео:

художник: Джотто ди Бондоне
годы жизни: 1267-1276(предположительно) – 1337
виды изобразительного искусства: живопись, фрески, резьба по дереву, проект колокольни
стиль: проторенессанс

Капелла дель Арена - одна из самых достойных достопримечательностей города Падуя, которую обязательно должен посетить каждый гость города. Роскошная внутренняя роспись, фрески руки великого мастера - Джотто - компенсируют аскетичный экстерьер капеллы дель Арена и превращают её в достояние мирового искусства.

Капеллу построили в начале 1300 годов на руинах древнеримского амфитеатра. Архитектурные составляющие строения свидетельствуют о том, что изначально создатели капеллы планировали отвести ключевую роль интерьеру - росписи и фрескам. Отсутствие перегородок, лепнины, большие плоскости должны были стать основой для религиозных сюжетов. Капелла была возведена во имя “Благовещенья”. Роспись капеллы поручили Джотто.

Самыми ранними из произведений Джотто считаются выполненные им фрески для капеллы дель Арена в Падуе. Фрески представляют собой отдельные сцены, которые заставляют сердца зрителей замирать от восхищения.

Джотто ди Бондоне. Фрески для капеллы дель Арена в Падуе

Фрески расположены в три горизонтальных ряда. Сцены из жизни Девы Марии, её родителей, святых Иоакима и Анны наполняют верхний ряд. В среднем ряду - сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье - представлены в нижнем, третьем ряду. Примечательно, что нижний ряд расположился на высоте всего 3 метра под полом, что предоставляет посетителям прекрасную возможность насладиться деталями фресок вблизи.

Во времена Джотто фреска была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Вся сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Поэтому у художника не было возможности исправить ошибку, так как штукатурка быстро высыхала. Иногда размеры росписей были огромные. Для того, чтобы справиться с работой, художнику нужны были не только твёрдая рука и острый глаз, но и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Именно поэтому Микеланджело, например, называл панельную живопись “занятием для женщин и слабаков”. Техника таких влажных фресок получила название “ буон фреско ” . Самым главным преимуществом такой техники была высокая стойкость: краска и штукатурка становились единым целым и первоначальный колорит, созданным художником, сохранялся надолго.

Джотто начал писать фрески в капелле дель Арена в 1303 году. Интересный факт - ни одна из этих фресок не была подписана Джотто. Его авторство подтверждается двумя литературными источниками 1313 года. Согласно одному источнику, Джотто работал в капелле дель Арена в 1303 - 1306 годах. В другом документе говорится, что возведение капеллы началось в 1303 году, и Джотто написал фрески к моменту окончания строительства.

Джотто ди Бондоне. “Встреча у золотых ворот”

“Встреча у золотых ворот”. Это рассказ о встрече Иоакима с Анной, родителей Девы Марии, у Золотых ворот после изгнания Иоакима. Чувственность, чистота человеческих взаимоотношений, сила добра и любви - мощный набор добродетелей, который заставляет задерживать взгляд на фреске долго и испытывать необъяснимое чувство душевного тепла.

Джотто ди Бондоне. “ Бегство в Египет

Название произведения, которое предвещает суету и тревогу не соответствует тому, что мы видим на фреске. Спокойствие, душевная тишина, таинство, неторопливость и где-то настороженность. Величественная каменистая пустыня, процессия, размеренный ход. У Джотто “бегство” менее всего похоже на бегство.

Джотто ди Бондоне. “Поцелуй Иуды”

Сила взгляда, поз, жестов - два главных героя изображены на фреске как единое целое, которое легко можно отделить от общего сюжета фрески. Встреча рая и ада, художественным венцом которой стал поцелуй Иуды. Тревога и ожидание неисчерпаемой боли - вот драматический эффект, которого смог достичь Джотто.

Верхняя часть фрески была выполнена в технике сухой фрески, которая отличалась своей непрочностью. Из-за сильной податливости к разрушениям Вазари называл такую технику “ужасным изобретением”. К сожалению, это “ужасное изобретение” лишило современников возможности лицезреть мелкие детали фрески “Поцелуй Иуды” (в частности оружие стражников), которые были подлинно созданы Джотто.

Джотто ди Бондоне. “Оплакивание Христа”

“Оплакивание Христа” - одна из центральных тем в Европейской религиозной живописи. Это настоящий шедевр Джотто и жемчужина капеллы дель Арена. Аналогов напряжения в живописи того периода нет. Центром композиции являются два сближенных лица: мёртвого Христа и его матери. Такое решение резко усиливает драматизм изображенного.

Человеческие пороки и добродетели - всего 14 образов, Джотто выразил их под главными фресками капеллы дель Арена, по мраморному цоколю. Своеобразный урок преподносит творец человечеству: зло будет повергнуто в пучину Ада, а доброта человеческая будет вознаграждена в Раю. Подчёркивают монументальность образов - серые оттенки, в которых Джотто выполнил эти работы. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику. Со временем, такая техника получала своё официальное название - “ гризайль ” .

Узкие глаза персонажей, крупные черты лица, широкие скулы, крепкое телосложение персонажей - это почерк Джотто. Каждая деталь фресок несёт смысл, каждая фигура - значение. Эмоции, чувства, жесты героев фресок Джотто наделяют капеллу Дель Арена мистической силой, которой не в силах противостоять ни один посетитель.

фото с сайтов: ibiblio . org , guardian . co . uk , freechristimages . org , photofromtheworld . com , eldibujante . com , artprojekt . ru ,

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Джотто ди Бондоне: картины, фрески, творчество, фото работ, биография - на портале 2 queens . ru !