Что такое закон неравномерности развития определение. Неравномерности развития капитализма закон

Возрастосообразность педагогического процесса

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенно­стей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание дол­жны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и после­довательно. Только тогда человеку можно естественно при­вивать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрас­те», – писал Я.А. Коменский [с. 329].

В чем заключается принцип природосообразности?

Принцип природосообразности предельно ясен: у детей раз­личные природные особенности, ими детерминируются течение и результаты педагогического процесса.

Я. А. Коменский сформулировал этот принцип просто: «Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особеннос­ти - с одними нужно обращаться так, с другими иначе, и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, - так суще­ствуют подобные же природные способности у людей. Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, ко­торые в определенных предметах удивительно непонятны и тупы... И если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничего и не будет вызывать у учеников отвращения и при­туплять силу ума; каждый будет идти вперед в том, к чему его (по ве­лению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, а затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».

Прежде всего, вернувшись к принципу природосообразности, теория достигает ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обучения.

Какими дети рождаются, ни от кого не зависит. Но, чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашел занятие по душе и свое место в жизни, стал человеком, зависит от школы. Всех детей нужно любить, ува­жать, создавать максимальные условия для развития каждого.

Учет возрастных особенностей – один из основопола­гающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавлива­ют обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и пси­хические качества [с. 21].

Возрастные осо­бенности обязывают правильно решать вопросы отбора и арасположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В современной науке приняты следующие периодизации дет­ского возраста [Вигман, с. 21-22]

Психологическая :

1) перинатальный период;

2) период новорожденности (до 6 недель жизни);

3) грудной период (до 1 года);

4) ползунковый возраст (1-3 года);

5) дошкольный возраст (3-6 лет);

6) школьный возраст (6-11 лет);

7) пубертатный период (11-15 лет);

8) юношеский период (15-20 лет).

Педагогическая:

1) младенчество (1 год жизни);

2) преддошкольный возраст (1-3 года);

3) дошкольный возраст (3-6 года):

Младший дошкольный возраст (3-4 года);

Средний дошкольный возраст (4-5 лет);

Старший дошкольный возраст (5-6 лет);

4) младший школьный возраст (6-10 лет);

5) средний школьный возраст (10-15 лет);

6) старший школьный возраст (15-18 лет).

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой. Учет возрастных особенностей - один из основопола­гающих педагогических принципов.

Педагоги должны учитывать в учебно-воспитательном процесс э такие явления, как акселерацию и децелерацию в развитии учащихся.

Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психи­ческое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией лич­ности [Вигман,c. 22].

Среди основных причин акселерации можно указать следую­щие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслу­живания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоре­нение многих тяжелых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания челове­ка, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослабле­нию генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущее рост всего орга­низма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными тепами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализации личности (рис. 1). [Столяренко, с. 330]

С середины 80-х гг. XX в. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физи­ческого развития:

1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;

2) физически ребенок развивается неравномерно: в одни пе­риоды - быстрее, в другие - медленнее;

3) каждый орган человеческого тела развивается в своем тем­пе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропор­ционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций.

Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

1) между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп ду­ховного развития замедляется;

2) духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные пе­риоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер;

3) существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;

4) по мере развития психика человека и его духовные каче­ства приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Абстракт

Хронологический аспект возрастной психологии рассматривается - в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронология изучает возрастную динамику психических функций в отдельные отрезки жизни. Здесь выделяется два основных закона - закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

Макрохронология изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.

Особую проблему составляет периодизация жизненного цикла, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

Хронологические характеристики развития личности в целом характеризуются следующими параметрами:

· темп (скорость развития данной характеристики);

· длительность (возрастных изменений данной характеристики на протяжении жизни человека);

· направленность (эволюция - развитие или инволюция - обратное развитие).

Кроме того, хронологический аспект возрастной психологии, в свою очередь, рассматривается как бы в двух планах - в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронологический подход

Микрохронология изучает возрастную динамику отдельных психических функций в отдельные отрезки жизни.

Существует 2 основных закона микрохронологических изменений - закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

.Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения.

Рассмотрим усредненную кривую изменения пороговых величин слуховой, зрительной и кинестетической чувствительности человека в период от 4 до 102 лет (). На кривой выделяются три характерные точки: А – смена знака ускорения в развитии, В – максимум, С – точка стабилизации.

Форма кривой показывает, что все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью:

· до 6-7 лет имеет место ускорение развития всех функций;

· в период 7-20 развитие идет с замедлением;

· в 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций;

· в период 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики;

· после 50 лет процесс старения сенсорных функций все более замедляется; то есть то, что человек сохранил к 70 годам, практически ужу не ухудшится до смерти.

Отдельно рассмотрим наиболее важные в социальном плане функции - зрительную и мнемическую.

Зрительная функция: для остроты зрения А= 4,3 года, для поля зрения А = 6,2 года; В статистически не выявлена; С = 79 лет.

Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, затем снижается. При этом чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.

Закон гетерохронности – разновременность прохождения основных стадий и внутреняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека).

Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.

Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.

Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета ().. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый), а также тренируемые функции (красный - у сталеваров; у пилотов вообще не падает).

Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования.

Примеры межсистемной гетерохронности:

· у ребенка эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью сформированы к моменту рождения; в то же время лобная и теменная части мозга заканчивают формирование только к 2 годам;

· достижение различных видов зрелости: физиологическая - 16 лет (половое созревание); личностная - 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности - 34-40 лет.

По поводу развития всех психических функций в детском и подростковом возрастах будем говорить отдельно и подробно. Сейчас рассмотрим периоды ранней взрослости и взрослости/старения.

В ранней взрослости (18-21 год) имеет место разнонаправленность развития психических функций: повышается поле зрения, глазомер, пространственные представления, внимание, характеристики опознавания и распознавания; понижаются острота зрения, кратковременная память; стабильна наблюдательность.

В период старения гетерохронность выполняет компенсаторную функцию, способствуя сохранности одних функций за счет других, причем более всего сохраняются жизненно важные и тренируемые функции: словесно-логическая память (по сравнению с образной); все функции руки; речеслуховая и зрительная ориентация. В частности, у водителей транспорта все зрительно-пространственные функции как главные компоненты трудоспособности почти не меняются до старости.

Онтогенетическое развитие интеллекта во взрослом периоде носит противоречивый характер: невербальные характеристики (практический интеллект) постепенно снижаются после 30-35 лет; прогрессируют после 30-35 лет и достигают максимума после 40-45 лет. Вообще вербально-логические функции, формируясь в раннем детстве, характеризуются наибольшей сохранностью и являются существенным фактором, противостоящим старению человека.

Пики максимальных достижений в развитии функций и свойств человека:

· сенсорное и сенсомоторное развитие 18-25 лет

· творческие и интеллектуальные достижения 35 и 47 лет,в том числе. в некоторых областях (наука, литература) 40 и 55 лет

· наиболее общие социальные достижения 55-65 лет

Что еще противодействует старению (затормаживает инволюцию психических функций):

· образование; в детстве и ранней взрослости эффективно моторное научение, а дальше - словесное;

· одаренность; у одаренных людей интеллектуальный прогресс имеет место более длительный период, инволюция наступает позже и протекает медленнее.

Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.

Макрохронологический подход

Изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.

Продолжительность жизни как видовая характеристика : В табл. 1 представлена средняя продолжительность жизни (СПЖ ) в различные исторические эпохи.

каменный век

античность

конец 20 века (развитые страны)

женщины – 80 лет, мужчины – 72 года

Эти данные, имеющие очевидное экономическое объяснение, вполне справедливы и с точки зрения социобиологии. Развитие популяции человечества привело к удлинению периода взросления; следовательно, требуется рост СПЖ (для воспроизводства следующего поколения и создания хотя бы минимума условий для его существования).

С точки зрения физиологии эти данные также находят объяснение. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. На 5-ый день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их 800 млрд, а в расцвете жизни, между 20 и 30 годами - около 50 трлн. Многие ученые поддерживают мнение, что число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность жизни человека (за редким исключением) не может превышать 110 лет. По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти.

Подчеркнем, что, если СПЖ за последние полвека увеличилась на 15-20 лет, это отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет длиннее. На Западе человек, достигший сегодня 60 лет, может надеяться прожить еще 17 лет, что есть всего на 1 год больше, чем это было 50 лет назад. Рост СПЖ главным образом связан со значительным падением детской смертности за счет массовых вакцинаций.

Пример: человек занимает некое среднее положение по СПЖ среди всех представителей живой природы: бактерия живет несколько минут, кипарис - до 10 000 лет, баобаб - до 5 000 лет.

Индивидуальная продолжительность жизни .

Индивидуальная продолжительность жизни (ИПЖ) зависит ряда факторов.

· Социально-экономические факторы (экономическое развитие государства, улучшение гигиенических условий, снижение детской смертности, достижения медицины). Так, в слаборазвитых странах ИПЖ составляет 32-45 лет; а в развитых странах 68-73 года.

· Экологические факторы (температура, воздушная среда и т.д.). Показано, что снижение температуры тела, то есть жизнь в холоде, замедляет интенсивность и темп обменных процессов и тем самым замедляет старение. Так, у дрозофил при t = 10° ИПЖ составляет 177,5 дня, а при t = 30° – 15,2 дня. Аналогичные данные получены по мышам и крысам.

· Уменьшение содержания кислорода в воздухе приводит к недоокислению многих веществ в организме (проблема свободных радикалов) и преждевременному старению. Вспомним, что большинство долгожителей живут в сельской местности.

· Генетические факторы. Имеет место корреляция ИПЖ детей и родителей. Так, 86% людей старше 90-100 лет имеет родителей-долгожителей; близнецы имеют примерно одинаковую ИПЖ; сердечно-сосудистые заболевания протекают легче, если родители – долгожители.

· Половой диморфизм. У женщин выше надежность систем саморегуляции, поэтому ИПЖ женщин выше, чем у мужчин.

· Гетерозис (смешение разных расовых групп). Дети от смешанных браков живут в среднем дольше.

· Образ жизни (режим питания, двигательный режим, активность человека как личности и как субъекта деятельности). Получена высокая корреляция (0,8-0,9) между общей калорийностью пищи, интенсивностью белкового обмена и видовыми сроками жизни.

Примеры: чем выше потребление белка на 1 ед. массы тела, тем ниже СПЖ. Ожирение на 25-34% от нормы приводит к росту смертности на 41%, при этом ИПЖ падает на 6-8 лет. Хроническое перенапряжение ЦНС уменьшает СПЖ. Также плохо действует и недонапряжение (это показано на крысах). Здесь очень хорошо подтверждается теория Селье о роли стресса, то есть требуется оптимальный уровень нагрузок, в том числе эмоциональных.

· Творческая активность: ИПЖ у выдающихся ученых и деятелей искусства на 3-3,5 года выше средневидовой. Лица творческих профессий меньше подвержены наиболее частой болезни старческого возраста - атеросклерозу сосудов головного мозга. Среди них крайне редки случаи старческой деменции (слабоумия), то есть нет спада творческой активности до самого преклонного возраста. Таким образом, позднее завершение деятельности - один из главных факторов долголетия, ибо только в деятельности все основные ресурсы человека не только реализуются, но и воспроизводятся.

Видовые изменения временной структуры продолжительности жизни . В основном это такие явления, как акселерация и ретардация .

Акселерация - ускорение развития (в основном физического) в раннем онтогенезе, начиная с периода новорожденности.

Примеры: удвоение веса новорожденных 100 лет назад достигалось к 6 мес., а сегодня – к 4,5 мес.; начало полового созревания – в 17 и 13 лет, соответственно. То же относится и к психическим функциям. Так, показано, что дети, независимо от форм и методов обучения, в 60-х гг. читали быстрее, чем в 20-х. Есть и отрицательные проявления акселерации. Например, у молодежи 90-х гг. 20 века выявлено возрастание интеллектуальности и снижение фантазии.

Ретардация - замедление процессов старения. В результате расширяется период акме (наиболее продуктивной жизни).

Выделим общие закономерности макрохронологического аспекта возрастной психологии:

усиление влияния социальных условий по отношению к генетическим факторам;

рост роли онтогенеза по отношению к филогенезу.

Периодизация жизненного цикла составляет особую проблему, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

В педиатрии периодизация проводится в основном по физиологическим показателям:

· внутриутробный период

· период новорожденности

· период вскармливания грудью

· период молочных зубов

· период отрочества

· период полового созревания,
то есть здесь психологические критерии практически не учтены.

В России используется периодизация ЮНЕСКО, основанная на социальных факторах, но учитывающая и психологические факторы, особенно на начальных стадиях:

· новорожденный (0-1мес.)

· младенчество (1мес.-1 год)

· преддошкольный возраст (1год -3года)

· дошкольный возраст (3-7лет)

· младший школьный возраст (7-10...11)

· подросток(10...11-13...14)

· старший школьный возраст (13...14-16...17)

· юность (16...17-19...20)

· ранняя зрелость (20-35лет)

· средняя зрелость(35-45 лет)

· поздняя зрелость (45-55...65 лет)

· пенсионный возраст (свыше 60 лет)

Как легко видеть, приведенные классификации не включают в себя содержательного истолкования тех или иных периодов жизненного цикла, хотя и приняты в качестве официального документа (как классификация ЮНЕСКО). Теперь рассмотрим периодизацию жизненного цикла по Ж. Годфруа, которая является как бы сводкой уже рассмотренных периодизаций и в то же время соотносит определенный период жизни с главным, в определенным смысле, процессом этого периода.

Годфруа делит всю жизнь на 4 этапа:

· пренатальный период (развитие плода от зачатия до момента рождения).

· детство

· отрочество

· зрелость

Детство, по Годфруа, включает в себя три стадии:

· первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит, e.$(b) и речи;

· второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

· третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Детство заканчивается с началом полового созревания.

Отрочество, по Годфруа, подразделяется на 2 периода:

· пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

· ювенильный период (с 16 до 18-20 лет) соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников;

Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость, по Ж. Годфруа, несколько произвольно разделяется на 3 стадии:

· стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

· зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;

· завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.

О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.

Еще раз напомним, что в более младшем возрасте сильнее выражены общие закономерности развития человека; чем старше человек, тем больше проявляются индивидуальные различия. Вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что психическое развитие человека в детстве и отрочестве изучено сравнительно хорошо, в то время как изучение других периодов жизни еще только начинается. В частности, до сих пор весьма поверхностно исследованы пренатальная жизнь и зрелость.

Существуют также периодизации жизненного цикла человека, основанные на становлении его личности, которые рассматриваются в теме "Жизненные кризисы человека".

Общество можно характеризовать по многим признакам. Например, по национальному (французское, русское, немецкое); государственному и культурному; территориальному и временно́му; по способу производства и т.д.

Типологизация общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков позволяет выявлять многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.

Разные социологи по–разному подходили к проблеме типологии обществ.

Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно–экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как ее первую фазу).

Другие социологи (американцы Г.Ленски и Д. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

Немецкий социолог Фердинанд Тённис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт).

Сегодня весьма широко распространено деление обществ по цивилизационному критерию (Даниел Белл, Ален Турен др.) и выделению доиндустриальных или традиционных (в современном понимании – отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальных (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальных (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно–технической и научно–технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения; этот тип общества характеризуется развитием сферы услуг, науки, образования, здравоохранения, всех отраслей экономики, создающих комфортные условия жизни; стратификацией; менеджерской революцией; большой подвижностью людей в обществе; социальным миром).

Но этим не исчерпывается многообразие типологии обществ.

По такому критерию как число уровней управления и степень социального расслоения выделяют простые и сложные общества. Простое общество (возникло ок. 50 тыс. лет назад) – это такое, в котором составные части однородны, родоплеменная организация общества строится на основе кровно–родственных связей и отношений; существует система табу; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных (т.е. отсутствует имущественное и социальное расслоение), структура и функции здесь взаимозаменяются, отсутствует государство. Сложное общество возникает примерно 10 тыс. лет назад и представляет собой общество с сильно разделенными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации. Поэтому управление обществом осуществляется через особый социальный институт – государство.

Карл Поппер (1902–1994, австр. и англ. философ и социолог) делит все общества на закрытые и открытые. Закрытое общество характеризуется ригидной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, традиционализмом, идеологией и коллективизмом. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высоким уровнем мобильности, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.

Общества также можно типологизировать по политическому основанию (демократические, авторитарные, тоталитарные) и религиозному критерию (христианские – католические, протестантские, православные; мусульманские – шиитские и суннитские; буддистские; иудейские и пр.).

Существуют и другие типологии обществ.

Закономерности развития общества

Чтобы понять феномен общества, необходимо выяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выявили ряд закономерностей:

закон ускорения истории . Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее;

закон уплотнения исторического времени . Он означает, что технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу;

закон неравномерности развития отражает то, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Разные общества разновременно проходят исторические этапы. Поэтому и в современном мире существуют общества, находящиеся на разных ступенях развития. И даже в рамках одного общества (н апример, и в Америке и в России) до сих пор coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия;

з акон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов;

закон единства антропо–, социо– и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», и с «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени;

з акон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обусловливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов;

закон возрастания роли субъективного фактора выражает причинно–следственные связи между уровнем политического сознания людей и темпами социального прогресса .

Обобщая, можно сказать следующее:

    наличие общих закономерностей не исключает своеобразие развития отдельных стран и народов, проходящих сходные этапы развития;

    закономерный характер истории означает также поступательную динамику ее развития, связанную с идеей прогресса;

    законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто , внешнее по отношению к ней;

    общественные закономерности познаваемы; их познание зависит от степени зрелости общественных отношений и открывает возможность их использования в практической деятельности людей;

    объективный характер законов общественного развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми, что они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали их люди или нет. Это – объективные связи самой системы общественных отношений, объективная логика общественного развития.

Наличие общих законов социального развития не означает, что деятельность отдельного человека и общества в целом полностью детерминирована этими законами. Ни человек, ни общество не могут изменить эти законы, но в их силах познать эти законы и использовать полученные знания или на пользу, или во вред человечеству.

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны - Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе - в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики - законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Томас Гоббс Своеобразным было отношение к революции одною из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 - 1679). Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных пертурбаций...

Всеобщий закон развития народонаселения

Первым теоретиком о всеобщем законе народонаселения был Т. Мальтус, английский экономист XVIII-XIX вв., пастор (аббат), который установил, что темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования...

Життя і діяльність О. Конта

Закон «трьох стадій» Конт покладає в основу соціальної динаміки і за його допомогою характеризує основні етапи прогрессу людського розуму: теологічну, метафізичну та позитивну стадії...

Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России

Кривая Лоренца -- это графическое изображение концентрации отдельных элементов совокупности по группам: концентрация населения по группам семей с разным уровнем душевого дохода; концентрация работающих по группам с разным уровнем оплаты...

Наследие О. Конта

Закону трех состояний Конт придает чрезвычайно важное значение. В ограниченном смысле он относится к собственно социологии, при изложении которой Конт и развивает его с достодолжной аргументацией и обстоятельностью...

Освіта та соціальна мобільність

Відомий соціолог П. Сорокін вважав, що соціальна мобільність -- це переміщення індивідів всередині соціального простору (соціального всесвіту, який складається з народонаселення Землі) П.О...

Проблема удовлетворения потребностей человека

Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях...

Развитие общества

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно...

Соціальні небезпеки: алкоголізм, тютюнокуріння, проституція

"right">ПроектВноситься народним депутатом УкраїниО.Б.Мельниковим ЗАКОН УКРАЇНИ "Про заходи протидії тютюновій епідемії в Україні" Цей Закон покликаний зменшити темпи зростання кількості людей, залежних від тютюну в Україні...

Судьба русских сирот за границей

Для начала хотелось бы рассказать историю трагичной судьбы Димы Яковлева. Дима Яковлев, 2006 года рождения, был помещён в Псковский областной Дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики...

Эволюционизм в социологии. Взгляды Огюста Конта и Герберта Спенсера

В социальной динамике Конта базисным является закон трех стадий развития ума человека, общественное сознание, стремление людей к познанию, т.е. вся история человечества неизбежно проходит три стадии последовательно в своем развитии...

Соотношение экономических сил империалистических держав изменяется с небывалой быстротой. Рост военных сил империалистических государств также происходит неравномерно. Изменившееся соотношение экономических и военных сил неизбежно приходит в столкновение со старым распределением колоний и сфер влияния. Завязывается борьба за передел уже поделённого мира. Проверка действительного могущества тех или иных империалистических групп происходит путём кровопролитных и опустошительных войн.

В 1860 г. первое место в мировом промышленном производстве занимала Англия; Франция шла за ней следом. Германия и Соединённые Штаты Америки тогда ешё только выходили на мировую арену. Прошёл десяток лет, и быстро растущая страна молодого капитализма - Соединённые Штаты Америки - обогнала Францию и поменялась с ней местами. Ещё через десятилетие Соединённые Штаты Америки обогнали Англию и прочно заняли первое место в мировом промышленном производстве, а Германия обогнала Францию и заняла

третье место после США и Англии. К началу XX века Германия оттеснила Англию, заняв второе место после США. В результате изменений в соотношении сил капиталистических стран происходит раскол капиталистического мира на два враждующих империалистических лагеря и возникают мировые войны.

В силу неравномерности развития капиталистических стран в период империализма мировой капитализм не может развиваться иначе, как через кризисы и военные катастрофы. Обострение противоречий в лагере империализма и неизбежность военных столкновений ведут к взаимному ослаблению империалистсов. мировой фронт империализма становится легко уязвимым для пролетарской революции. На этой основе может произойти прорыв фронта в том звене, где цепь империалистического фронта всего слабее, в том пункте, где складываются наиболее благоприятные условия для победы пролетариата.

Неравномерность экономического развития в эпоху империализма определяет собой и неравномерность политического развития, означающую разновременность вызревания политических предпосылок победы пролетарской революции в разных странах. К числу этих предпосылок относятся прежде всего острота классовых противоречий и степень развития классовой борьбы, уровень классовой сознательности, политической организованности и революционной решимости пролетариата, его способность повести за собой основные массы крестьянства.

Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма составляет исходный пункт ленинского учения о возможности победы социализма первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой, стране.

Маркс и Энгельс в середине XIX века, изучая домонополистический капитализм, пришли к выводу, что социалистическая революция может победить лишь одновременно во всех или в большинстве цивилизованных стран. Однако в начале XX века, особенно в период первой мировой войны, положение коренным образом изменилось. Капитализм домонополистический перерос в капитализм монополистический.

«Неравномерность экономического и политического развития,- писал Ленин,- есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»1.

Это была новая, законченная теория социалистической революции, созданная Лениным. Она обогатила марксизм и двинула его вперёд, раскрыла революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязала инициативу в деле натиска на свою буржуазию, укрепила их веру в победу пролетарской революции.

В период империализма завершается образование капиталистической системы мирового хозяйства, в связи с чем отдельные страны превратились в звенья единой цепи. Ленинизм учит, что в условиях империализма социалистическая революция сначала побеждает не обязательно в тех странах, где капитализм более всего развит и пролетариат составляет большинство населения, а прежде всего в тех странах, которые являются слабым звеном в цепи мирового империализма. Объективные условия социалистической революции созрели во всей системе мирового капиталистического хозяйства. При таких условиях наличие в составе этой системы стран, недостаточно развитых в промышленном отношении, не может служить препятствием к революции. Для победы социалистической революции необходимы наличие революционного пролетариата и пролетарского авангарда, объединённого в политическую партию, наличие в данной стране серьёзного союзника пролетариата в лице крестьянства, способного пойти за пролетариатом в решительной борьбе против империализма.

В эпоху империализма, когда революционное движение растёт во всём мире, империалистическая буржуазия вступает в союз со всеми без исключения реакционными силами и всемерно использует пережитки крепостничества для увеличения прибылей. В силу отого ликвидация феодально-крепостнических порядков невозможна без решительной борьбы с империализмом. В этих условиях пролетариат становится гегемоном буржуазно-демократической революции, сплачивая вокруг себя массы- крестьянства для борьбы против крепостничества и империалистического колониального гнёта. По мер,е решения антифеодальных и национально-освободительных задач буржуазно-демократическая революция перерастает в революцию социалистическую.

В период империализма в капиталистических странах растёт возмущение пролетариата, накапливаются элементы революционного взрыва, а в колониальных и зависимых странах развивается освободительная война против империализма. Империалистические войны за передел мира ослабляют систему империализма и усиливают тенденции к объединению пролетарских революций в капиталистических странах с национально-освободительным движением в колониях.

1 В.И. Ленин, О лозунге Соединенных Штатов Европы, Сочинения, т. 21, стр. 311.

Пролетарская революция, победившая в одной стране, является вместе с тем началом мировой социалистической революции и могучей базой её дальнейшего развёртывания. Ленин научно предвидел, что мировая революция будет развиваться путём революционного отпадения ряда новых стран от системы империализма при поддержке, оказываемой пролетариям этих стран со стороны пролетариата империалистических государств. Самый же процесс отпадения от империализма ряда новых стран будет происходить тем скорее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм в первой стране победившей пролетарской революции.

«Исход борьбы,- писал Ленин в 1923 г.,-зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т.п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена»1.

Закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в период империализма - открытый В. И. Лениным объективный закон, согласно которому экономическое и политическое развитие капиталистических стран при империализме происходит скачкообразно, что ведет к периодическим переделам уже поделенного мира, общему обострению борьбы между империалистическими странами, делает возможной победу социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

По мере развития общего кризиса капитализма неравномерность развития капитализма обостряется. В силу наличия капиталистической частной собственности, погони за прибылью и анархии производства неравномерность развития присуща капитализму на всех стадиях его существования. Однако лишь с переходом к империализму неравномерность его развития приобретает скачкообразный характер. Это обусловлено резким ускорением процесса концентрации и централизации производства и капитала, установлением господства монополистического капитала, крупными сдвигами в развитии науки и техники, позволяющими одним капиталистическим странам в короткие сроки перегнать другие. Важную роль при этом играет вывоз капитала, укрепляющий позиции монополистических группировок одних стран в ущерб другим. Скачкообразный характер экономического развития приводит к тому, что вырвавшиеся вперед империалистические страны требуют передела уже поделенного капиталистического мира в соответствии с изменившимся соотношением сил. Это ведет к росту межимпериалистических противоречий, к применению соперничающими империалистическими группировками военных методов борьбы, следствием которых были первая и вторая мировые войны.

Анализ действия закона неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма позволил В. И. Ленину сделать вывод огромного исторического значения о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране. Прорыв империалистической системы происходит в наиболее слабом ее звене. В 1917 г. таким звеном оказалась царская Россия, которая была узловым пунктом всех противоречий империализма: экономических, политических, социальных, национальных. В результате Великой Октябрьской социалистической революции возникло первое в мире социалистическое государство - СССР, наступил общий кризис капитализма. После второй мировой войны от империализма отпал ряд стран Европы и Азии, ставших на путь социализма, рухнула колониальная система империализма. Образовалась мировая социалистическая система. Возникла реальная возможность предотвращения мировых военных конфликтов силами мира и социализма. Изменились формы проявления противоречий между империалистическими державами.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Брежнев указывал: «Возросшая мощь международных монополий сделала конкурентную борьбу еще более беспощадной. Правительства капиталистических стран предпринимают одну попытку за другой, чтобы сгладить противоречия, договориться о совместных мерах по преодолению кризиса. По такова уж природа империализма, что каждый норовит получить преимущества за счет других, навязать свою волю. Разногласия обнаруживаются в новых формах, противоречия вспыхивают с новой силой» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 28). Обострились противоречия между основными центрами современного капитализма - США, Западной Европой, Японией и внутри военно-политических блоков, прежде всего в НАТО, и н интеграционных экономических группировках, в первую очередь, в «Общем рынке», между развитыми капиталистическими и развивающимися странами.

Закона неравномерности

Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психи- ческое развитие в детском и подростковом во

txt fb2 ePub html

Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по педагогике - и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа - воспользуйтесь этой формой.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связ

Сущность закона неравномерности развития

  • Педагогика — Сущность закона неравномерности развития
    Сущность закона неравномерности развития развития развитие
  • Педагогическая психология — Сущность закона неравномерности .
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше.
  • Теория обучения — Сущность закона неравномерности развития
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше.
  • Педагогика — Особенности воспитания детей младшего школьного возраста.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Педагогика — Понятие акселерации
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития
  • Педагогическая психология — Особенности воспитания детей младшего.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Теория обучения — Особенности воспитания детей младшего школьного.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Педагогическая психология — Понятие акселерации
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра. Понятие акселерации.
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра. подробнее ».

Найдено похожих страниц:10

Закон неравномерности развития общества

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса.

На рис. 3.8 изображена траектория социального прогресса, которая совпадает с кривой развития социальной структуры большинства стран мира. Здесь видно, что кривая медленно движется в сторону первобытной и средневековой эпох, а затем стремительно взлетает вверх. Именно такой развивался научно-технический и социальный прогресс. На этой кривой можно взять любую точку, опустить перпендикуляры на оси ОХ и OY , тем самым определив а) количество статусов в социальной структуре данной страны и б) реальный (в отличие от хронологического времени) уровень ее развития или реальное историческое время.

Две страны – Франция и Россия в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек (проекция на ось OY), и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII , как и в XX веке, Монголия по сравнению с Россией или Францией представляла более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть вместо 40 тыс. профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одном и том же исторической периоде – в XVIII веке. Но реально по уровню своего социального развития монгольское государство находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию социальной структуры (совокупности пустых, незаполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития, иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания. С ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX века развалился СССР. Для объяснения причин построим новый график, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени. Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежде всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического и культурного развития всей страны, то прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские – далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы представляли собой отсталые феодальные страны с первобытным кочевым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания (рис. 3.9).

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15–20 до 40–45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше (рис. 3.9).

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго существовать. Скорость социального развития в целом определяется в таком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, автор знаменитой «Тектологии», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики удержать вместе могли только политические силы. А они часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень сильные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики – законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других – медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе описаны самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, варварские и цивилизованные и т.д.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху-вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) зато, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Вождество – иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели – бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы – отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции – признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш – соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций (рис. 3.10).

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Этой исторической триаде другие ученые предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш) , доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустриалъном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией (рис. 3.11).

2.11.6. Закон неравномерности развития систем

Формулировка закона: развитие частей системы идет неравномерно — чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей. Развитие частей системы идет неравномерно, поэтому неравномерность является причиной возникновения технических и физических противоречий. Изменение в одной части ТС приводит к цепной реакции технических решений и рано или поздно происходят изменения во всех частях ТС.

Закон справедлив на всей линии развития ТС:

1. В период развертывания ТС (из-за неравномерности развития) возникающие противоречия разрешаются путем создания новых полезно-функциональных связей — система постоянно обрастает множеством подсистем и увеличивает полезные функции.

2. В период свертывания ТС, возникшие противоречия разрешаются путем исчезновения связей и систем — их функции передаются соседним системам или их заменяет идеальное («умное») вещество, запрограммированное на выполнение функции, которую выполняла до этого целая связь или система.

Механизмы возникновения неравномерности:

1. Возникает потребность в увеличении главной полезной функции.

2. Для увеличения главной функции требуется усилить (выделить) какое-то свойство элемента системы — это начало специализации элемента, дифференциации свойств в системе.

3. При усилении одних свойств элемента нарушается взаимодействие (согласованность) с другими элементами, возникает противоречие.

4. Противоречие разрешается появлением новых полей, веществ, связей, этим достигается новый уровень согласованности между элементами системы — краткий миг гармонии в «жизни» системы (точка равновесия).

Равновесие — термодинамическое понятие. Поэтому часть принципов термодинамики (и современной синергетики) вполне подходят для объяснения и процессов неравномерного развития техники. По принципу Онсагера: движущая сила любого процесса — это появление неоднородности в системе. Для термодинамических систем — это градиенты температуры, концентраций компонентов, химических потенциалов, причем возникают необратимые процессы теплопроводности, диффузии, химические реакции. Технические системы в этом смысле следует отнести к неравновесным термодинамическим системам — в процессе совершенствования ТС всегда имеются неравномерно развитые части. Совершенствование ТС — это следствие творческой деятельности человека. Смысл творчества — повышение степени организованности и управляемости окружающего мира. Из второго закона термодинамики следует, что при увеличении степени организованности материи в одном месте тут же возрастает степень дезорганизованности (энтропии) в другом месте. Любое прогрессивное изменение вызывает где-то и регрессивное. Творчество (созидание) является причиной деградации в другой части. Творческая деятельность человека также имеет крайне неравновесный процесс; за творчество необходимо «платить» падением энтропии в других областях деятельности.

2.11.7. Закон перехода с макро- на микроуровень

Формулировка закона: развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микроуровне, то есть используются вместо вещественных рабочих органов систем (колес, лопаток и т.д.), невещественные на микроуровне (молекулы, атомы, ионы, электроны и т.д.). Закон действует на всей линии развития ТС, а основной его смысл — в увеличении главной производственной функции системы.

Макроуровень — условное понятие, отражающее лишь особенности мышления человека, и связанное с предметами, соизмеримыми с человеком. Нужен определенный запас знаний, тренировка, некоторые приемы воображения, чтобы расширить видение реального мира. Это один из видов психологической инерции и с его преодоления начинается элементарная культура изобретательского творчества. Возможности экстенсивного развития ТС (то есть увеличение функций за счет изменений на макроуровне) быстро исчерпывается, а рост массы, габаритов и энергоемкости ограничивается физическими пределами. Поэтому переход на микроуровень неизбежен и это единственный путь интенсивного развития ТС.

Возможны три направления перехода с макро на микроуровень:

1. Увеличение степени дробления вещества и объединение дробных частей в новую систему. Это направление развития рабочих органов ТС можно изобразить следующей линией: вещество сплошное  слоистое  волокнистое  матричное  мелкие частицы  агрегаты молекул  молекулы  атомы  ионы  элементарные частицы. Причем, если нужны частицы вещества, а непосредственное их получение (или введение в систему) невозможно, то частицы получают разрушением вещества более высокого структурного уровня.

2. Увеличение степени дробления «смеси» вещества с пустотой (переход к капиллярно-пористым телам) осуществляется по линии: вещество сплошное  сплошное с одной полостью  перфорированное вещество  капиллярно-пористые материалы (КПМ)  КПМ с определенной структурой  КПМ, в порах которого находится другое вещество  цеолиты  гели.

3. Замена вещественной части системы на полевую. На любом из этапов дробления вещества (или «смеси вещества с пустотой) может возникнуть препятствие для совершения следующего шага развития — или нет такого вещества, или резко ухудшается другая часть (свойство) системы, или существует запрет со стороны законов природы. В этом случае увеличения главной производственной функции можно достичь путем замены части системы веществом, способным при взаимодействии с полем выполнять требуемые действия, или самим полем. Причем, источником (носителем) поля могут быть «по совместительству» вещества, уже имеющиеся в системе или во внешней среде. Если в системе нет веществ — источников полей, то необходимо использовать внешнее поле, имеющееся во внешней среде или специально введенное, например, энергию ветра, солнечной радиации, магнитного поля земли. Причем, чем мельче частицы в системе, тем легче поддаются они действию полей, то есть повышается их управляемость. Если в системе нет веществ-источников поля и нет возможности использовать внешние поля, то в систему необходимо включить вещества, которые могли бы стать источником поля. Часто поля получают при введении в систему веществ, способных к фазовым переходам первого-второго родов (сжимающиеся или расширяющиеся вещества, биметалл, нитинол). Например, множество изобретений основано на переходе вода-лед (использование для прессования и развальцовки «ледяной» технологии), вода- пар (для развальцовки). Развитие современных ТС идет в направлении увеличения степени дробления (дисперсности) рабочих органов. Например, переход в производстве зеркального листа с роликового конвейера на ванну с расплавленным оловом; или переход от цепной завесы в трубчатой печи для обжига цемента — к расплавно-термическому обжигу клинкера на ванне чугуна.

  • Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]