Яблоко под лупой. Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Даже невооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.

Что делаем. Изготовим временный микропрепарат плода помидора.

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло (1).

Что делать. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло. Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы (2).

Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой (3).

Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.

Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение (4).

Это клетки мякоти плода помидора.

Что делаем: Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки и рассмотрите при малом увеличении (10х6), а затем (5) при большом (10х30).

Что наблюдаем. Цвет клетки плода помидора изменился.

Изменила свой цвет и капля воды.

Вывод: основные части растительной клетки — это оболочка клетки, цитоплазма с пластидами, ядро, вакуоли. Наличие в клетке пластид, — характерный признак всех представителей царства растений.

напишите плиз вывод о кусочке мякоти плодов под лупой



  1. Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.

    Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора — бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
    Вывод: Живая клетка растений имеет:
    1. Живое содержимое клетки. (цитоплазма, вакуоли, ядро)
    2. Различные включения в живом содержимом клетке. (отложения запасных питательных веществ: белковые зерна, капли масла, крахмальные зерна.)
    3. Клеточная оболочка, или стенка. (Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму.)

  2. Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.

    Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора — бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
    Вывод: Живая клетка растений имеет:
    1. Живое содержимое клетки. (цитоплазма, вакуоли, ядро)
    2. Различные включения в живом содержимом клетке. (отложения запасных питательных веществ: белковые зерна, капли масла, крахмальные зерна.)
    3. Клеточная оболочка, или стенка. (Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму.)

  3. клетки очень большие
  4. Клетки видны лучше, если их рассматривать под увеличительным прибором.

1. Ответьте на вопрос.

Для чего использую увеличительные приборы.

  • Ответ: Для изучения объектов маленького размера.

Ручная лупа

2. Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия ее частей и функции, которые они выполняют.

3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата, (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы выдите?

  • Ответ: Мягкую тонкую кожуру и семечки.

4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите?

  • Ответ: Клетки мякоти.

5. Вывод

  • Ответ: Лупа на столько, что можно увидеть клетки, которые не видны невооруженным глазом.

Световой микроскоп

    1) Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.

    2) Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.

    3) Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.

    4) Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. (В 300 раз. Зависит от микроскопа)

    5) Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Клеточное строение растительных организмов ученики общеобразовательных учреждений изучают в шестом классе. В оснащенных наблюдательной техникой биологических лабораториях применяется оптическая увеличительная лупа или микроскопирование. Клетки мякоти томата под микроскопом изучаются на практических занятиях и вызывают неподдельный интерес у школьников, ведь появляется возможность не на картинках учебника, а воочию рассмотреть особенности микромира, не видимые невооруженными оптикой глазами. Раздел биологии, систематизирующий знания о совокупности флоры, называется ботаникой. Предметом описания являются и помидоры, о которых повествуется в настоящей статье.

Томат , согласно современной классификации, относится к двудольному спайнолепестному семейству пасленовых. Многолетнее травянистое культурное растение, широко используется и выращивается в сельском хозяйстве. Они обладают сочным плодом, употребляемым человеком в пищу благодаря высоким питательным и вкусовым качествам. С ботанической точки зрения это многосемянные ягоды, но в ненаучной деятельности, в обиходе, они нередко относятся людьми к овощам, что учеными считается ошибочным. Отличается развитой корневой системой, прямым ветвящимся стеблем, многогнездным генеративным органом с массой от 50 до 800 грамм и более. Достаточно калорийны и полезны, повышают эффективность иммунитета и способствуют образованию гемоглобина. Содержат белки, крахмал, минеральные вещества, глюкозу и фруктозу, жирные и органические кислоты.


Приготовление микропрепарата
для изучения под микроскопом.

Микроскопировать препарат надо методом светлого поля в проходящем свете. Фиксация спиртом или формалином не делается, наблюдаются живые клетки. Приведенным ниже способом подготавливается образец:

  • Металлическим пинцетом аккуратно снимите кожицу;
  • Положите на стол лист бумаги, а на него чистое прямоугольное предметное стекло, по центру которого пипеткой капните одну каплю воды;
  • Скальпелем отрежьте небольшой кусочек плоти, распределите ее препаровальной иглой по стеклу, накройте сверху квадратным покровным стеклышком. Из-за присутствия жидкости стеклянные поверхности склеятся.
  • В некоторых случаях для повышения контрастирования можно применять подкрашивание раствором йода или бриллиантового зеленого;
  • Просмотр начинается с самого малого увеличения - задействуются объектив 4x и окуляр 10x, т.е. получается 40 крат. Это обеспечит максимальный угол обзора, позволит правильно отцентрировать микрообразец на столике и быстро сфокусироваться;
  • Затем увеличивайте кратность до 100x и 400x. На больших приближениях используйте винт точной фокусировки с шагом 0,002 миллиметра. Это исключит дрожание изображения и повысит четкость.


Какие органоиды
можно увидеть у клеток мякоти томата под микроскопом:

  1. Зернистую цитоплазму - внутренняя полужидкая среда;
  2. Ограничивающую плазматическую мембрану;
  3. Ядро, содержащее в себе гены, и ядрышко;
  4. Тонкие соединяющие нити - тяжи;
  5. Одно-мембранный органоид вакуоль, отвечающая за функции секреции;
  6. Кристаллизованные хромопласты яркой окраски. На их цвет влияют пигменты - он варьируется от красноватого или оранжевого до желтого;

Рекомендации : для рассматривания томатов подойдут учебные модели - например, Биомед-1, Levenhuk Rainbow 2L, Микромед Р-1- LED. При этом задействуйте нижнюю светодиодную, зеркальную или галогенную подсветку.