Сочинение на тему герои шолохова. Настоящая слава и последние годы жизни

Пожертвовавший своей жизнью Петр Барбашов дал возможность однополчанам продолжить наступление

С Героем Советского Союза Петром Барбашовым, предвосхитившим подвиг Александра Матросова, связана Новосибирская область, в том числе и Бердск. Здесь живет младшая сестра бесстрашного фронтовика, отдавшего свою жизнь за светлое будущее последующих поколений.

Фронтовик из Венгеровского района Петр Барбашов 9 ноября 1942 года у села Гизель под Владикавказом закрыл амбразуру вражеского дота своим телом. Отделение, которым командовал младший сержант Барбашов, получило задание уничтожить дот. Так как огневая точка остановила наступление всей дивизии. Барбашов со своим отделением пытался разными способами уничтожить вражеский дот. Боеприпасы закончились, а из дота стреляют. Для того, чтобы выполнить задание, младший сержант Барбашов закрыл амбразуру своим телом. Он совершил этот подвиг на полгода раньше Александра Матросова.

Петр Парфенович Барбашов родился в 1918 году в деревне Большой Сюган в Венгеровском районе Новосибирской области. После школы работал в совхозе, заведовал избой-читальней. С 1937 по 1939 год жил в Игарке, трудился в порту. В 1939 году был призван в Красную Армию Игарским горвоенкоматом, служил во внутренних войсках. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Младший сержант, командир отделения автоматчиков 34-го мотострелкового полка (Орджоникидзевская дивизия войск НКВД, Северная группа, Закавказский фронт).

Одна жизнь ради 1000 других

В начале ноября 1942 года наши войска, оборонявшие Северный Кавказ, перешли в наступление. Ожесточенные бои разгорелись в районе города Орджоникидзе. Одному из батальонов 34-го мотострелкового полка было приказано взять село Гизель.

Отделение Петра Барбашева наступало на левом фланге роты. Вот что писали газеты о подвиге сибиряка («Социалистическая Осетия», № 298, 16 декабря 1942 года (автор: старший лейтенант Г. Кардаш) и в газете «Комсомольская правда», 10 августа 1942 года (

«Петр Барбашов в 19 лет пришел в Красную Армию, первое время над ним подшучивали его товарищи и сослуживцы. Но вскоре он проявил свою дисциплинированность, аккуратность и точность в выполнении приказов командира, прилежность в учебе. За короткое время он смог дослужиться до звания «младшего сержанта» и должности «командира отделения». Затем Барбашова избрали секретарем ротного комсомольского президиума. Под его руководством за три месяца организация выросла в два раза. В ряды Ленинского комсомола стали поступать лучшие бойцы — отличники учебы. За несколько дней до 25-летия Великого Октября Барбашов подал заявление в партийную организацию: «Прошу принять меня в ряды партии Ленина – Сталина, так как я хочу в предстоящих боях с немецко-фашистскими оккупантами драться коммунистом. Даю слово, что на подступах к городу Орджоникидзе буду истреблять фашистов так, как истребляют их наши славные гвардейцы. В борьбе за общее дело нашей родины, за дело большевистской партии я не пожалею своей крови, а если потребуется, то и самой жизни». Партсобрание единодушно приняло Барбашова в кандидаты партии. На крепкие рукопожатия коммунистов он ответил только улыбкой.

По лощине плыл белый утренний туман. Прикрываясь им, группа бойцов, среди которых был и младший сержант Петр Барбашов, прокладывала путь нашим наступающим подразделениям. Продвигаться вперед было очень трудно. Противник густо обстреливал станково-пулеметным и минометным огнем. Особенно яростный огонь вел вражеский ДОТ справа. Он буквально не давал возможности сделать шаг вперед. Несколько наших бойцов упали, сраженные фашистскими нулями. Прижимаясь к земле, Барбашов подполз к ДОТу метров на двадцать и бросил две гранаты. Раздался глухой треск взрывов. Но вражеский ДОТ продолжал стрелять. Барбашов видел, как в 10 метрах от него пули сразили двух комсомольцев – Давыдова и Мову. На мгновенье Барбашов ясно представил себе этих комсомольцев живыми. Какими веселыми и жизнерадостными были они еще несколько часов тому назад! Почему-то вспомнился раненый Григорий Бобин, которому в госпиталь вчера передал привет. Может быть, и Григория уже нет в живых? А ведь обещал Барбашову заехать после войны в его родное село погостить. Оба они – земляки: Венгерского района, Новосибирской области.

Жаждой мести за кровь, пролитую товарищами, наводнилось через край сердце младшего сержанта. Он вскочил и ринулся вперед. Струя огня обожгла обе ноги. Барбашов вздрогнул, закачался, но не упал – левой рукой он вовремя уперся в землю. Струя огня ударила в правую кисть, рука беспомощно повисла, выронив на землю автомат…

Подлый враг, укрывшись под колпаком ДОТа, преграждал путь наступающим. Младший сержант отчетливо видит перед собой ствол вражеского пулемета. Он бросается вперед и своим телом прикрывает амбразуру вражеского ДОТа. Ствол фашистского пулемета прижат к земле. Огонь подавлен. Наши бойцы смело врываются в окопы и беспощадно расправляются с гитлеровским зверьем.

В каждом ударе штыком и прикладом чувствовалась всесокрущающая сила ярости. Бойцы жестоко мстили за гибель своего друга, в чьей груди билось благородное большевистское сердце, кто отдал свою жизнь за славный город Серго Орджоникидзе».

Звание Героя Советского Союза младшему сержанту Петру Парфеновичу Барбашову было присвоено посмертно указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года с награждением орденом Ленина.

Похоронен Петр Парфенович Барбашов в братской могиле в районе села Гизель Северной Осетии.

«Барбашово поле» в Северной Осетии

В 1983 году на месте подвига Петра Барбашова, на шестом километре шоссе Владикавказ-Алагир, у села Гизель, ему был установлен памятник. Памятник представлял собой мемориальный комплекс из скульптуры воина-автоматчика, бросающегося в атаку, братского захоронения воинов подразделения Петра Барбашова, а также мемориального ДЗОТа и березовой аллеи.

По инициативе министерства внутренних дел республики Северная Осетия-Алания при поддержке главы региона Вячеслава Битарова, содействии министерства строительства и архитектуры республики, неравнодушных меценатов было принято решение о строительстве обновленного и более расширенного мемориального комплекса памяти погибших воинов, который должен стать одним из самых крупных музеев Северной Осетии, посвященных Великой Отечественной войне. Мемориальный комплекс «Барбашово поле» торжественно открыли в мае 2018 года.

У входа расположилась аллея Героев Советского Союза-уроженцев Северной Осетии. Почетное место в экспозиции настоящей военной техники времен Великой Отечественной войны занял легендарный танк Победы – ИС-3, участвовавший в историческом параде Победы в Берлине. Особой достопримечательностью военно-исторического мемориала стал легендарный дзот, который накрыл своим телом 23-летний сибиряк Петр Барбашов, дав возможность однополчанам занять заветную высоту. Ранее закрытое, полуразрушенное сооружение превратилось в полноценный музей.

Фильм «Барбашово поле»

С 2016 года в Бердске плодотворно работает Дом дружбы. Он является одним из подразделений бердского историко-художественного музея. Дом дружбы - это место встреч культурных автономий, сообществ разных национальностей. Частыми гостями в их литературно-музыкальной гостиной бывают ветераны Великой Отечественной войны. Сотрудники Дома дружбы узнали о том, что в Северной Осетии в этом году открылся мемориальный комплекс «Барбашово поле» и то, что сестра Петра Барбашова Зинаида Илюшечкина с 1969 года живет в Бердске. Они вышли на горадминистрацию с инициативой связаться с руководством Северной Осетии и выразить признательность за сохранение памяти Героя Советского Союза Петра Барбашова. Мэрия наладила связь с министерством МВД Северной Осетии, откуда в Бердск прислали фильм «Барбашово поле». Документальный фильм о мемориальном комплексе продемонстрировали сестре Героя.

Старший брат

Младшая сестра Петра Барбашова Зинаида Илюшечкина вспоминает:

— Семья у нас была большая. Мама Елена Терентьевна родом из Белоруссии, папа Парфен Алексеевич коренной сибиряк. В семье было пятеро детей: три брата Павел, Петр и Леонтий, сестра Софья и я, Зинаида. Жили в маленьком домике, на краю деревни. Родители работали в колхозе им. Кирова. Они были очень добрыми и гостеприимными людьми, не боялись пустить путника на ночлег, делились нехитрой едой, хотя жили мы очень бедно. Петр окончил школу и работал в совхозе, заведовал избой-читальней. Домой в Большой Сюган он приезжал нечасто. Я была маленькой девочкой, но помню его очень добрым и заботливым братом и сыном. Он очень любил книги. Много читал. И даже мне дарил книги, не детские, а те, которые пригодятся в будущем, например «Тихий Дон», «Аэлита» и так далее. Меня, как самую маленькую, он очень любил. Когда приезжал домой, беседовал со мной, говорил, что мне нужно обязательно учиться. Из Игарки, где он работал по призыву комсомола на строительстве порта, Петр привез мне очень красивую куклу. Этот подарок я запомнила на всю жизнь. Еще мне помнится, что у него был очень красивый почерк. Он не играл на музыкальных инструментах, но хорошо пел. Одна из любимых песен «Любимый город может спать спокойно». Петра всегда помогал людям, особенно самым бедным. К нему очень часто обращались за советом. Еще я помню, как мы ждали писем с фронта, читали эти долгожданные весточки вслух. Петр волновался за здоровье родителей, передавал привет нам, сестрам, и писал, чтобы я хорошо училась.

Зинаида Парфеновна рассказала об истории, произошедшей во время Великой Отечественной войны. Так случилось, что воинская часть Петра и воинская часть Леонтия оказались в Актюбинске. Когда командиры узнали, что они родные братья, то устроили для них «неожиданную» встречу. Петра поставили в кабинете за шкаф и пригласили войти Леонтия. Леонтий вошел, а Петр вышел из-за шкафа. Встреча была очень трогательной.

Леонтию, воевавшему в танковых войсках, удалось остаться в живых. После службы в армии вернулся домой и Павел. Теперь из большой семьи в живых остались только Софья и Зинаида.

Зинаида Парфеновна вместе с мужем-фронтовиком Николаем Илюшечкиным ездила на открытие памятника Петру Барбашову в 1983 году во Владикавказ в составе большой делегации из Новосибирской области, куда вошли председатели советов ветеранов, школьники, журналисты. Зинаида Парфеновна говорила, что слезам не было предела, когда она оказалась у мемориала.

Сцена из фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон"

Выставка из фондов музея-заповедника М. А. Шолохова посвящена Году российского кино. Тематически она делится на четыре больших раздела, три из которых рассказывают об экранизациях шолоховских произведений - «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», а четвертый посвящен кинотеатру в станице Вёшенской на момент премьеры фильма «Когда казаки плачут» (1963 г.).

Экспонаты самого большого зала рассказывают о четырех экранизациях романа «Тихий Дон», за который в 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Первый фильм, снятый в 1930 г. (реж. О. Преображенская, И. Правов) по двум первым книгам романа, был немым (озвучен в 1933 г.). Премьера его состоялась 14 мая 1931 г. В главных ролях: А. Абрикосов, Э. Цесарская. Съемки проходили в хуторе Диченском Каменского района Ростовской области.

Съемки второй экранизации (реж. С. Герасимов) были начаты в 1956 г. в павильонах киностудии им. Горького в Москве, а продолжились также в хуторе Диченском. В главных ролях: П. Глебов, Э. Быстрицкая. Премьера 1 и 2 серий состоялась 26 октября 1957 года, 3-й - 30 апреля 1958 года. Фильм удостоен Большой премии «Хрустальный глобус» международного кинофестиваля в Карловых Варах, нескольких премий и почетных дипломов кинофестивалей за режиссуру, актерское мастерство, операторскую работу.

Третья экранизация романа «Тихий Дон» прошла в окрестностях станицы Вёшенской (реж. С. Бондарчук). Судьба этого фильма очень сложна. Режиссер, долгие годы вынашивавший замысел более полной экранизации романа и тщательно готовившийся к съемкам, не получив государственного финансирования, был вынужден работать с итальянскими продюсерами, которые ставили свои условия, в том числе участие зарубежных звезд (главные роли исполнили Р. Эверетт, Д. Форест, Ф. М. Абрахам). Съемки завершились в 1992 г., но между киноконцернами России и Италии начались тяжбы. Режиссер умер, не дождавшись выхода фильма на экран.

В 2005 г. Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, и сын режиссера, Ф. Бондарчук, смонтировал из «рабочего материала» 8-серийный фильм, премьера которого в России состоялась 7 ноября 2006 глда.

В окрестностях станицы Вёшенской проходили съемки и четвертой экранизации (реж. С. Урсуляк). В главных ролях: Е. Ткачук, П. Чернышова. Премьера многосерийного фильма (14 серий) состоялась в ноябре-декабре 2015 года на телеканале «Россия».

Музейные предметы, представленные в экспозиции, относятся непосредственно к съемкам фильмов, часть экспонатов является типологией предметов того времени. На стилизованной «съемочной площадке» с интерактивным баннером посетители увидят рабочий момент съемок «Тихого Дона» режиссером С. Герасимовым. В витринах выставлены сценические костюмы, подаренные музею съемочной группой режиссера С. Урсуляка.

Второй зал посвящен истории фильмов по ранним произведениям писателя и экранизациям романа «Поднятая целина». В экспозиции - воспоминания драматурга и сценариста А. Я. Витоля и его письма к М. А. Шолохову. Для более эмоционального восприятия в витринах представлены предметы эпохи: буденновка, маузер, штык, другие предметы времен Гражданской войны, сельхозорудия и элементы одежды 1930-х годов - эпохи коллективизации.

Материалы об экранизациях шолоховских произведений, посвященных Великой Отечественной войне, представлены в третьем зале экспозиции. Кинолента «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) была снята в 1959 году по мотивам одноименного рассказа М. Шолохова, опубликованного в 1956 году, и стала «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран», а также отмечена целым рядом наград международных кинофестивалей.

В 1975 г. на экраны вышел фильм «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук). Его съемки проходили в окрестностях хутора Мелологовский Волгоградской области, где в Великую Отечественную войну были ожесточенные бои с фашистами. Фильм был признан «Лучшим фильмом года», номинирован на главную премию Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь», имеет целый ряд премий международных кинофестивалей.

В центральной витрине этого зала выставлен кинопроектор из Вёшенского Дворца культуры, где в 1975 году состоялась премьера фильма «Они сражались за Родину», на которой присутствовал М. А. Шолохов. Также представлены предметы времен Великой Отечественной войны: оружие, элементы формы, снаряжения, награды и др.

Завершает экспозицию зал, который погружает посетителей в атмосферу кинотеатра в станице Вёшенской, где в 1963 году. состоялась премьера фильма «Когда казаки плачут» (реж. Е.Моргунов). Среди зрителей был М. А. Шолохов, который вместе со всеми вёшенцами смеялся и сопереживал героям фильма. Афишная тумба, скамейки у дома культуры, очередь в кассу за билетами и сама касса помогут ощутить атмосферу тех лет. В стилизованном кинозале с кинопроектором и рядами зрительских кресел можно посмотреть на белом экране фильм и почувствовать настроение кинозрителей советского времени.

Всего по произведениям М. А. Шолохова сделано 18 экранизаций. Каждая из них оставила свой след в истории кино и сердцах зрителей, многие фильмы вошли в «золотой фонд» отечественного кино, их знают, смотрят и любят.

Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память. У В. Чалмаева есть образное определение литературного жанра романа: «Роман – дом из слов, в котором можно жить вместе…» Такой «дом» не создать без любви к человеку, без стремления сделать человека центром мироздания, а не средством для доказательства той или иной научной доктрины. Писателя всерьез тревожило то, что такие чрезвычайные понятия как смерть, удешевление человеческой жизни, стало обычным делом.

Шолохов не стремится непременно обратить наш взор к чему-то яркому и живописному. Однако очень скоро читатель оказывается в плотной стихии воздуха, насыщенного подробностями, деталями человеческого бытия. Плавно, без эмоциональной лихорадки автор вводит в поле зрения огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, «идеями жизни. Перед нами трагедия семьи Мелеховых и изломанная судьба Аксиньи; вороватый дружок Григория Митька Коршунов и его сестра Наталья, полная глубочайшего достоинства; десятки казаков, смешных, как Авдеич Брех или Христоня, и мудрых, уверенных в себе, как Мирон Коршунов. А рядом как будто самодвижутся, живут согласно инстинкту жизни непринужденная природа и впитавший множество традиций быт.

Несмотря на тревогу за судьбу России, одолевающую душу Шолохова, писатель видел надежду в качествах души русского человека. Показывая страдания, смерть на войне и в мирных селениях, он не утрачивал веру в лучшее. Герои Шолохова живут с твердым убеждением, что каждый новый день – это прекрасный подарок. И как не верить в это, если каждый день на небе видишь солнце, которое властно и смело смотрит и, несомненно, всегда будет смотреть на поля, на Дон, на донские станицы. Оно окрашивает в свои тона самые потаенные «жизнеощущения» людей. И «солнце» в крови у всех – от Григория до неистового и в старости деда Гришаки. Солнце – это вдохновитель на подвиги, на жизнь.

Большую роль в образной системе романа играет и образ простора, влекущей дали, безграничности мира. Он помогает героям вырваться из невыносимой «тесноты» душевных тревог, разрешить многие противоречия. Если от солнца, живущего в крови героев, придающего им внутренний свет, – огонек надежд, то лазоревая степь, даль горизонта дают энергию мечте, движению, рождают жажду немедленного действия, неукротимого стремления изменить к лучшему свою судьбу, несмотря на все жизненные испытания, которые она преподносит. С другой стороны, чувство простора – критерий нравственной силы человека. Лишь на первый взгляд ощущение открытых путей и возможностей дается легко. Взошел на крутой косогор, обрыв под Доном, оглянулся и… На самом деле мир не для всякого глаза безбрежен, загадочен. При душевной пассивности, историческом беспамятстве все может «скомкаться», исчезнуть. Например, Евгений Листницкий, казалось бы, образованный интеллигентный человек, но не дано ему видеть того, что видят Григорий, Аксинья, Дуняша. Читателя пленяет в этих героях их жажда нового, активность, столь свойственные русскому характеру. И это вознесено в «Тихом Доне» на высший пьедестал как та основа, на которой возможно возрождение.

Неотъемлемо от чувства простора, воли и любовь к своему гнезду, дому. Гибель Пантелея Прокофьевича на чужбине, вне дома, в беженском потоке – трагедия народа, нарушение основ его бытия. В этом герое талант труженика был равен характеру: новая эпоха, возможно, приняла бы его талант, но никогда – независимый, гордый, свободный характер. Автор словно предостерегает установившуюся в селе власть от изначально неправильной, ведущей к вырождению системы всеобщего обобществления. Даже свободолюбивому человеку необходимо иметь что-то только свое, сокровенное, сердечное.

Рисуя гибель целого класса тружеников, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения «погибшего человека», восстановления свободы не только для, но и в самом человеке. И уверенно убеждает: есть с чего начинать. В надсаженной душе Григория многие жизненные ценности теряли свой смысл. Но лишь одно оставалось неискаженным и неистребимым в душе исстрадавшегося человека – чувство Родины, сознание своей органической причастности к людям труда, возделывающим землю. Оторваться от родной земли, неба, воздуха и тальников – значит для Мелехова уничтожить в себе человека. Задатки сильной личности, заложенные многовековой практикой народа, не дают героям сломаться. Приход в финале романа главного героя холодным, но «сияющим» от солнца утром в родной хутор свидетельствует о победе, хотя и нелегкой. Мелехов идет к своим, к казакам, проявляя немалое мужество. Эта духовная победа над смертью стала возможна и оттого, что какой-то трепетный, негасимый огонек, словно кусочек солнца, горит, сверкает в людях. Даже в трагических характерах Шолохова потому нет безысходности. Они дают нам веру в жизнь и желание жить с этой верой.

Ранний Шолохов гиперболизировал не только внутрисемейную вражду. Некоторые его натуралистические описания ужасов, например, в «Нахаленке», «Алешкином сердце», «Лазоревой степи», едва ли не превосходят описания Бабеля, чей гиперболизм отмечался критикой как главная его черта. Этого потом, в больших произведениях, пропорционально их объему будет гораздо меньше, а в трагической «Судьбе человека» не будет совсем; впрочем, до «Судьбы человека» несколько ослабнет и тема страданий ни в чем не повинных детей. Ужасы голода, голодной смерти в «Алешкином сердце» заострены в результате умолчания и домысла. Семья прототипа Алешки Попова, А. Крамскова, погибла «не потому, что два года (на самом деле один год) подряд была засуха, а потому, что отец-кормилец в самое трудное время для семьи ушел в отступление, мать умерла от тифа...», старшую сестру А. Крамскова, по словам его первой жены, злобная соседка «Макаруха не убивала - это придумал Мишка Шолохов». «Вынести убитую Польку из своего дома светлым днем, принести ее через проулок и бросить в Алешкин колодец Макаруха тоже вряд ли могла решиться.

Всей своей жизнью и воспитанием Алешка Крамсков не был подготовлен к совершению подвига, ценой собственной жизни спасая женщину и ребенка. Крамсков комсомольцем не был, и вряд ли в обход секретаря ячейки РКСМ политком Заготзерно мог вручить на «поле боя» комсомольский билет». Подобные натяжки есть и в других рассказах. Слишком патетическая любовь маленького «нахаленка» Миньки к товарищу Ленину отмечалась даже в советское время.

Из ранних рассказов своим общечеловеческим содержанием выделяется «Чужая кровь» (1926), в какой-то мере идейно предваряющая начатый тогда же « », хотя сюжет рассказа - исключительный: потерявшие единственного сына, белого казака, дед Гаврила и его старуха выхаживают израненного продотрядника Николая, приходившего их обирать, привязываются к нему как к сыну и даже зовут его Петром по имени убитого, а он, коммунист, рабочий, не только не может остаться с ними жить, но и, как понимает дед, не откликнется на его просьбу вернуться. Образ деда Гаврилы демонстрирует неабсолютность разграничения «белых» и «красных» для Шолохова. Эпизод гибели Петра, не вовремя отпустившего подпругу на седле, будет перенесен в «Тихий Дон» как сцена гибели Алексея Шамиля; пуховые перчатки - прикрытие от ударов, присохшие к окровавленной голове пленного Данилы, сына Микишары, из «Семейного человека» (1925) также перейдут в роман-эпопею: пленный Иван Алексеевич Котляров на этапе будет прикрывать шерстяными перчатками голову от палящего солнца, мух и мошкары, и они присохнут к ране. Деталь, которая могла бы быть комической, резко повышает драматизм: черта, свойственная уже зрелому мастерству М. А. Шолохова.

В 1925 г. Шолохов создает первый набросок под названием «Тихий Дон» - действительно о корниловском мятеже и действительно без Григория Мелехова, как предполагал Л. Г. Якименко, но главного героя сохранившегося и найденного отрывка зовут Абрам Ермаков, а прототипом Григория был офицер из простых казаков Харлампий Ермаков, расстрелянный в 1927 г. за старые провинности перед красными; его участие в Верхнедонском восстании подробно показано в «Тихом Доне», где он действует наряду с Григорием Мелеховым как его товарищ и подчиненный. С 1923 г. Шолохов неоднократно встречался с ним и, очевидно, получил от него ценнейшую информацию. X. Ермаков немного не дожил до первой книги эпопеи.

В отрывке 1925 г. рядовой, но давно воюющий казак Абрам Ермаков убивает из винтовки немца, после чего вахмистр, недовольный последствиями Февральской революции и тем, что «обмужичились казаки», замечает, что Ермаков «будто с лица сошел». В тексте романа подобные переживания будут - что более убедительно - переданы новобранцу Григорию, только начавшему убивать, но в отрывке они нужны как одна из мотивировок неповиновения Ермакова и его товарищей полковому начальству. Они навоевались и не хотят идти с офицерами на Петроград. В романе показ корниловского мятежа обошелся без Григория, а его усталость от крови отразилась в ряде эпизодов, особенно в сцене его истерики после того, как он порубил (подвергнув себя огромному риску!) красных матросов, - когда он молит друзей предать его смерти.

В 1925 г. Шолохов быстро понял, что взялся за дело не по силам. Но уже осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново - с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.

Ближайший аналог «Тихого Дона» «Война и мир»

В свете всего содержания эпопеи ее заглавие звучит как бы скорбной иронией, и, наверно, Шолохов это учитывал, хотя вообще «тихий Дон» - народная речевая идиома, неоднократно встречавшаяся и в печати; так, в 1914 г. И. А. Родионов выпустил под этим названием книгу очерков по истории казачества. В романе-эпопее насчитывают более шестисот персонажей, многие описаны подробно или так, что запоминаются и благодаря одному-двум эпизодам (например, зверски изрубленный Лихачев, умирающий «с черными лепестками почек на губах»), и почти все эти персонажи гибнут - от руки подобных себе или от горя, лишений, нелепости и неустроенности жизни. Такого в столь масштабных произведениях еще не было. Ближайший аналог - «Война и мир» Л. Н. Толстого, где при всем драматизме происходящих событий картина мира все же не трагична, скорее даже «идиллична».

В «Тихом Доне» и довоенная жизнь далека от идилличности, а мировая и гражданская войны приводят к поистине катастрофическим последствиям. создавался как бы в свете фольклорной песни о Тихом Доне, которую Шолохов не смог использовать непосредственно на его страницах, «В песне Тихий Дон изображается осиротевшим, оставшимся без „ясных соколов - донских казаков“». И это уже не было гиперболой. В 1932 г. Шолохов писал Е. Г. Левицкой: «Доведется Вам быть в Вешенской - непременно съездим на один из хуторов, там есть немолодой казачок, один из немногих уцелевших за эти годы. Поет он диковинно!».

Хотя в «Тихом Доне» поначалу к гражданской войне казаки-фронтовики «относились пренебрежительно: и размах, и силы, и потери - все в сравнении с германской войной было игрушечно» (т. 3, ч. 6, гл. X), жертвы мировой войны в нашем художественном восприятии предстают как бы меньшими: там гибли те, к кому читатель еще не успел привыкнуть, или вовсе безымянные персонажи, а во время гражданской войны или из-за ее последствий уходят из жизни большинство Мелеховых, старшие Коршуновы, Наталья, Аксинья, родные Михаила Кошевого, Валет, Котляров, двое братьев Шамилей (в германскую - один), Аникушка, Христоня и многие, многие другие, даже если говорить только о татарцах. Среди тех убитых и умерших, кто не жил постоянно в одном хуторе с Мелеховыми, отец и сын Листницкие и их слуга дед Сашка, Штокман, Анна Погудко и Бунчук, Платон Рябчиков и т. д., включая персонажи реальные, исторические: Подтелкова, Кривошлыкова и членов их экспедиции, Чернецова, Фомина и т. д. - белых и красных, повстанцев и воевавших в «бандах». Степан Астахов благополучно вернулся из германского плена, хотя очень боялся попасться: казаков немцы в плен не брали; притом он недурно устроился в Германии благодаря женщине, - а из «отступа» после поражения восстания в хутор уже не возвратился. Во время германской войны Григорий потрясен коллективным изнасилованием Франи, а во время гражданской вспоминает это событие, предполагая, что, уйди он из хутора, та же учесть могла бы постигнуть его Наталью. Да и смерть приходит к женщинам и детям гораздо чаще тогда, когда воюют «классы», а не армии разных народов.

Обнаруженные журналистом Л. Е. Колодным рукописные оригиналы первых частей «Тихого Дона» делают основания для сомнений в авторстве Шолохова, возникших сразу после появления в печати первых двух книг романа-эпопеи, крайне зыбкими. Сомнения вызывала способность 22-летнего провинциала с четырехклассным образованием (что, впрочем, больше, чем у первого русского нобелевского лауреата Бунина, не говоря уже о Горьком) написать столь масштабное произведение, требовавшее, помимо всего прочего, широчайших и разносторонних познаний. Но Шолохов действительно вырос - колоссально и стремительно. В то время были доступны многие источники, включая мемуары белоэмигрантов. Во всяком случае, до коллективизации можно было выспрашивать оставшихся участников первой мировой и гражданской войн, Верхнедонского восстания. Известный курьез - наличие, согласно роману, в Восточной Пруссии «города Столыпина», - использовавшийся как аргумент против авторства Шолохова, может говорить и в пользу такового: это типичный случай народной этимологии, какой-нибудь неграмотный казак переиначил на привычный лад непонятное название и так сообщил его любознательному юноше. Что же касается быта и нравов казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо знал и понимал.

При этом писатель отдавал себе отчет в том, какую задачу он перед собой ставил, - в отличие даже от лучших критиков тех лет, как Д. А. Горбов, который оказал предпочтение «Разгрому» Фадеева перед «Тихим Доном» и усомнился в том, что Шолохов сможет реализовать свой слишком громадный замысел. Часто его слово, писал Горбов, не раскрывает положение или характер, «но живет само по себе», как и многие описания, не участвующие в движении романа; присутствие многих фигур «не совсем обязательно«, бытовой материал «своим натуралистическим полнокровием подавляет человеческую сторону замысла...» Эти особенности манеры Шолохова объясняются «его молодой жадностью к показу возможно большего, тогда как подлинное искусство стремится не вширь, а вглубь...». Наблюдения (кроме сказанного о «подавлении» человеческих отношений бытом) верные, интерпретация и оценка - нет: Горбов видит в первых двух книгах «Тихого Дона» роман и соответственно о них судит, Шолохов же, настольной книгой которого в то время была «Война и мир», с самого начала строил свое произведение как роман-эпопею, в которой «ширь» и «глубь» не исключает друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы.

Эпическое приятие мира в романе «Тихий Дон»

Эпическое приятие мира неизбирательно, субстанциональные начала жизни устойчивы и проявляются во всем - в большом и в малом. Жизнь ценна сама по себе, вне проекции на какие-то отвлеченные идеалы. Связь событий в эпосе осуществляется не сюжетом, а всем мироотношением, в котором выражается примат общего над индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь, в отличие от романа с концентрическим сюжетом, нужны не только для чего-то последующего, но и в его собственном, самодостаточном содержании.

В первой части «Тихого Дона» действие разворачивается неторопливо.

По романным меркам действительно необязательны две сцены рыбалки, поездка казаков на лагерные сборы, во всяком случае произошедшая там ссора Петра Мелехова и Степана Астахова (правда, драка братьев Мелеховых со Степаном, избивающим Аксинью, получит тем самым двойную мотивировку, но для Петра она останется в сюжете без последствий) и беда с охромевшим конем Степана, оставленным на лечение у горбатой старухи, да так и забытым автором, и эпизод со скачкой, когда Митька Коршунов обогнал Евгения Листницкого. Вторая часть (после женитьбы Григория - его уход с Аксиньей в Ягодное и призыв на службу) наиболее «романна», но и в ней эпизод принесения присяги молодыми казаками, когда сапог жмет ногу Митьке Коршунову и он возвращается в хутор из станицы в чулке, во много самоценен, как и сцена, когда «племенной бугай Мирона Григорьевича распорол рогом лучшей кобылице-матке шею». В третьей части вставка, не имеющая никакого отношения к героям (там действует какой-то другой Астахов, Митька Коршунов попутно «привязан» к предыдущему эпизоду), показывает бой нескольких казаков с немцами и официальное выдвижение в герои только одного его участника - известного Кузьмы Крючкова, любимца командира сотни (хотя перед этим показывалось столкновение Крючкова с сотенным - есаулом Поповым, произношение которого тот передразнивал: «Я кэго в прошлом гэду учил? Об чью мэрду этот нэготь сломал?..» - говорил есаул тому, кого через полтора десятка страниц Шолохов вдруг объявил его любимцем). Глава о прославлении Крючкова с участием «рыжеватого сонного императора» определенно написана в подражание разоблачительным главам «Войны и мира»: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.

Это назвали подвигом» (кн. 1, ч. 3, гл. IX).

Другая вставка - дневник Тимофея, любовника Елизаветы Моховой, убитого на войне, - дневник саморазоблачительный и разоблачающий московскую интеллигентскую молодежь. Сюжетная привязка - то, что дневник, в котором говорилось о его хуторянке, нашел, зачем-то обыскивая разлагающийся труп, Григорий Мелехов (читал ли эту книжку малограмотный казак, остается неизвестным). Дальше не только в убитом Тимофее, но и в Елизавете надобности не будет. А после измены Аксиньи Григорию с Листницким и разрыва главного героя и героини в ноябре 1914 г. до их встречи у Дона («- Здравствуй, Аксинья дорогая!») и возобновления отношений в апреле 1919-го пройдет четыре с половиной года из десяти, охваченных действием произведения, и займут они весь второй том и большую часть третьего. Настолько задержано основное романное действие событиями эпоса.

Подробное описание мирной жизни на Дону сменяется показом «германской» войны. Ей уделено главное внимание автора: в хуторе, пока молодые казаки воюют, ничего нового не происходит. Чем ближе к концу, тем больше смертей главных персонажей, и обычно говорится об этом (тоже как в «Войне и мире») лаконично, менее подробно, чем прежде говорилось о тех или иных случаях из их жизни: чувства героев переутомлены (так, Григорий в «отступе» боялся, что его детишек не уберегут от тифа, «и в то же время чувствовал, что, при всей его любви к детям, после смерти Натальи уже никакое горе не сможет потрясти его с такой силой...»), и автор словно щадит сопереживающих им читателей, хотя, например, в отсутствии реакции Григория в финале на известие о смерти маленькой Полюшки - последней смерти, о которой говорится в произведении, - трагизма, по сути, не меньше, чем в его воспоминаниях о детстве и брате Петре перед трупом убитого Петра. Всеобщие бедствия как бы умаляют горе отдельных людей, но на самом деле именно из их страданий и складываются.

Любовные и прочие страсти кипели в мирное время. На войне Петро прощает блудную Дарью, как только она приехала к нему на фронт, вернувшийся из плена Степан Астахов прощает Аксинье и Григория, и молодого пана и потом, когда она вновь сошлась с Григорием, ведет себя великодушно; прощает и Григорий измену Аксиньи: для простых казаков в этом нет трагедии жизни, в то время как Листницкий, женившийся на вдове друга по его завещанию в начале третьей книги и не появлявшийся почти до конца четвертой, вспоминается в рассказе балагура Прохора Зыкова как застрелившийся «от неудовольствия» после внезапной измены Ольги, а старый пан - как умерший от тифа. «- Ну и черт с ними, - равнодушно сказал Григорий. - Жалко добрых людей, какие пропали, а об этих горевать некому» (кн. 4, ч. 8, гл. VII). Между тем от генерала Листницкого, потерявшего жену в результате террористического акта против него, Григорий не видел ничего плохого, а Евгений, которому умирающий друг, «истекая кровью и мочой», говорил: «Ты - честный и славный» (кн. 3, ч. 6, гл. V), - в произведении не позволяет себе ничего хуже, чем соблазнение Аксиньи, откликнувшейся на ласку, и суровое обращение с нижними чинами, забывшими о дисциплине (раньше он мог отдать казакам, страдавшим без курева, весь свой запас папирос). Не раз раненный, потерявший руку, женившийся на вдове убитого Горчакова, Евгений по возвращении в Ягодное соблазнен уже Аксиньей и выглядит комично (выйдя из-за куста, «пыхая папироской, долго тер носовым платком брюки, обзелененные в коленях сочной травой»), а Аксинья, добившаяся своего «напоследок», опоэтизирована: «...закинув руки, Аксинья поправляла волосы, смотрела на огонь, улыбалась...»

Смерть Листницких даже не показана непосредственно автором. В третьей же части (конце первой книги) Шолохов с удовольствием описывает избиение молодого барина кнутом - месть Григория и за себя, и за Аксинью, хотя ей тоже досталось кнутом по лицу. Вообще история Аксиньи с Листницким дает как бы сниженную, огрубленную, с реальной изменой параллель истории Наташи Ростовой с Анатолем, но не имеет, как она, «узлового» сюжетного значения для романной линии: простой человек, по мысли Шолохова, может превозмочь обиду естественным, добрым, глубоким чувством.

Историческое и вымышленное сопряжены у Шолохова иначе, чем в «Войне и мире», где князь Андрей служит адъютантом у Кутузова и видит на аустерлицком поле Наполеона, Пьер попадает к маршалу Даву, а Николай и Петя Ростовы лицезреют обожаемого ими Александра I. В «Тихом Доне» «верхушечная» история гораздо резче отделена от истории народной. Лишь упоминается о встрече Григория и Буденного, высший генералитет белой армии действует в отдельных главах (особа императорской фамилии, посещающая глазную больницу, по имени не названа), только Подтелков, который социально, интеллектуально и психологически ближе Григорию, чем образованные офицеры, да реальные лица второго плана, сохраняющие свои подлинные имена и фамилии, выступают вместе с героями главными, вымышленными. Никакого соответствия паре «Наполеон и Кутузов» в «Тихом Доне» нет.

Если домашнее задание на тему: » Герои произведений Шолохова оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.