Почему церковный праздник называется сретение. Елизавета Киктенко: Сретение Господне (15.02.2019)

Праздник установлен в память о встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества.

Слово "сретение" с древнеславянского переводится как "встреча".

Данный праздник относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает ряд рождественских праздников.

Расскажет, что за праздник Сретение Господне, а также о традициях и приметах, связанных с ним.

Что за праздник Сретение Господне

Согласно Евангелию, Пресвятая Богородица на 40-й день после Рождества Христова, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

По ветхозаветному закону женщине, родившей младенца мужского пола, запрещалось входить в храм Божий в течение 40 дней. Затем она приходила с младенцем в храм, куда приносила очистительную и благодарственную жертву Господу.

Пресвятая Дева Мария, которая не нуждалась в очищении, подчинилась предписанию закона по глубокому смирению.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

Когда Богоматерь с младенцем на руках переступила порог храма, к ней подошел древний старик. Это был самый старый человек в Иерусалиме, которого звали Симеон, что в переводе с древнееврейского означает "слышание".

По преданию, Святой Дух привел в Иерусалимский храм Симеона, который был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, в год, когда ему исполнилось 360 лет (по другим источникам около 300 лет).

Много лет назад Симеон, когда переводил книгу пророка Исаи, усомнился, что дева сможет родить, и Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не убедится лично, что пророчество истинно.

© photo: Sputnik /

Изображение святого Семеона. Фрагмент иконы "Сретение" из села Лаилаши.

Поэтому благочестивый старец по внушению свыше пришел в храм в то время, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли туда для исполнения законного обряда Младенца Иисуса.

Взяв Богомладенца на руки, праведник благословил его и понял — исполнились пророчество и теперь он мог спокойно умереть, так как долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, это Младенец на руках Девы Марии.

Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Престарелая вдова пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме, свидетельствовала об этом. Слова, сказанные в момент встречи Симеоном, стали частью православного богослужения.

История праздника

Несмотря на то, что Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских торжеств, в первые века христианства его праздновали не так торжественно.

На христианском Востоке самые ранние свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. В Иерусалиме в то время оно не было еще самостоятельным праздником и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Икона с изображением "Сретение". XII век. Грузинская перегородчатая эмаль

В 528 году в Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565) произошло землетрясение, из-за которого погибли много людей. За ним последовало другое несчастье — моровая язва, которая в 544 году ежедневно уносила по несколько тысяч человек.

Одному из благочестивых христиан в эти дни всенародного бедствия было открыто, чтобы Сретение Господне праздновали торжественнее.

Бедствия в Византии прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. Церковь в благодарность Богу установила правило праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников в 544 году.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Православная церковь на следующий день - 16 февраля, поминает праведного Симеона, названного Богоприимцем, и Анну пророчицу — Святых, чей личный духовный подвиг был непосредственно связан с событиями Сретения.

Традиции и приметы

В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. В православную церковь этот обычай пришел в 1646 году от католиков.

Люди приходили в храм, воздавали благодарность небесам, а также забирали домой свечи, чтобы зажигать их во время чтения молитв, так как верили, что свечи, освященные в праздник Сретения Господня, могут защитить дом от молнии и пожара.

После праздника крестьяне начинали готовиться к весне — готовили семена к посеву, белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлева в загон и так далее. В деревнях помимо работ по хозяйству, конечно же, проводили гулянья.

В старину люди верили, что зима с весной встречается на Сретение Господне, о чем свидетельствуют множество поговорок — "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила", "на Сретение зима с весною встретилась".

Не мало примет на Руси было связано с праздником - по ним крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае и определяли сроки начала весенних полевых работ.

Так, например, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то холодной будет и весна, но если ожидается оттепель, то и весна будет теплой.

В любом случае, Сретение Господне — для людей всегда было радостью расставания с зимой и ожиданием нового урожайного года.

Кстати, Сретенскими в народе называли как последние зимние морозы, так и первые весенние оттепели.

Симеоново проречение

Праздник Сретения Господня равноценный как для Спасителя, так и для Девы Марии.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение", символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона, которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил Святого Иосифа и Пречистую Деву Марию: "Тебе Самой оружие пройдет душу".

Душу Богоматери поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, подобно тому как пронзят гвоздями и копьем Христа, когда Она увидит страдания Сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы, и все прибегающие с молитвою к ним чувствуют, как душевные и телесные страдания облегчаются.

Происходит икона "Умягчение злых сердец", предположительно, из Юго-Западной Руси, но исторических данных, где и когда она явилась, нет.

На иконе обычно изображается Божия Матерь, сердце которой пронзают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе связан в человеческом представлении с пролитием крови.

В Священном Писании число "семь" означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, которые Пресвятая Дева перенесла в Ее земной жизни.

Празднование иконе "Умягчение злых сердец" совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Иосиф Бродский - Сретение

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Софроний Иерусалимский - Слово на Сретение Господне

Мы, возлюбленные, зная сіе [историю Сретения Господня], пойдемъ вместе во сретеніе Христу Богу нашему, имея воздержаніе, принося чистоту и незлобіе, являя забвеніе обидъ, освобождая себя отъ мірскихъ заботъ, поставляя себя чистыми предъ Богомъ, отличаясь кротостью нрава и благожеланіемъ, имея взаимную ко всемъ любовь, а также сочувствіе и состраданіе. Поступая такъ, мы встретимъ грядущаго Христа, узримъ Его, возьмемъ на руки, исповедуемъ Его пророческимъ словомъ, восхваляя Его пришествіе къ намъ, и величественнымъ голосомъ прославимъ явленное имъ намъ милосердіе, — дабы намъ достигнуть царства небеснаго и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашемъ Боге, Ему же со безначальнымъ Богомъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ да будетъ выну слава, честь и поклоненіе, ныне и присно и во веки вековъ.

Читать Слово свт. Софрония полностью

Кирилл Иерусалимский - Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца

3. С Cиoном людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс.46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.

Читать Слово свт. Кирилла полностью

Амфилохий Иконийский - Два слова на Сретение Господне

Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою и прииди во еже спасти нас. Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же — и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно — по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Младенец родился нам — Сын дан нам. Как младенец Он рожден, как Сын — дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Первое и второе слова свт. Амфилохия

Феофан Затворник - Три слова на Сретение Господне

Будет, братие, некогда общее всему роду человеческому сретение Господа, когда у слышится глас: се жених грядет, исходите во сретение. Радостно встретят Его только те, кои приобыкли к сему сретению здесь, вкусили силу Его еще на пути жизни сей, или по крайней мере положили решительное намерение достигнуть сего и начали труды, необходимые в сем делании, именно труды очищения сердца неуклонным исполнением всех заповедей Божиих. Непривыкшие же к сему сретению будут поражены тем гласом: исходите во сретение, и от сретения Господа не радость, а страх и трепет восприимут, которые, начавшись там, где нет изменений времени, вечно пребудут в них потом, составляя для них свой ад — достояние отверженнных. Помыслите о сем, братие, и от сего примите новое, особенное побуждение к ревностному исполнению заповедей Божиих, приводящему к чистоте и бесстрастию и удостоивающему сретения Господа в духе, которое, ублажая здесь, и тамошнему блаженству полагает прочное основание и несомненное упование получения. Как обрадует Господа тот, кто ныне же положит так, а не иначе тещи путем оставшейся еще ему жизни. Господь да благословит начинание такого.

Первое , второе и третье слова свт. Феофана

Его же из «Евангельской истории»

Богослужение праздника

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Читать полностью по русски , по церковнославянси

Андрей Кураев - Чудо встречи

Сретение - это встреча человека и Бога. Старый, очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств. И вот этот день пришел. И что же - разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном? Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и Моисею, и Илие, и Иезекеиилю, пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно готовые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...". "Теперь Ты отпускаешь меня, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение мое и Твоих людей"...

Понимаете ли вы смысл этого чуда? К человеку Бога приносят не ангелы, а люди! И до сих пор ту дорогу, что ведет к Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а люди, их человеческое слово и человеческое действие. Простые люди, в чьих словах и пересказах Евангелия наше сердце вдруг опознает лучик Правды. Но когда затем мы идем по этому лучу, то оказывается, что этот способ передачи нам Небесного Евангелия через земных людей отнюдь не был случаен. Оказывается, без людей вообще нельзя прийти к Богу. И если Творец не возгнушался стать одним из нас, то, значит, так часто встречающееся желание "чистой духовности" (без людей, без Церкви, без общения с людьми в молитве и таинствах), очевидно же происходит не от Бога.

Встреча с Богом. Пытаться рассказать, как и из чего она происходит - это сложнее, чем пытаться написать инструкцию о том, как настоящая любовь прорастает в человеческом сердце.

Антоний Сурожский - Сретение Господне

Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви Его.

Но вместе с тем праздник Сретения Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби.

Читать полностью проповедь Антония Сурожского

Другая его проповедь

Георгий Чистяков - Сретение

Если смотреть на рассказ о сретении Господнем как на икону, то в центре будет Младенец на руках у Матери, справа стоят Симеон с Анной. Она подносит Его к Симеону. В лице Симеона Богоприимца как бы представлены все мудрецы Ветхого Завета, а в лице 84-летней Анны — все жёны Ветхого Завета: Сарра, Ревекка, Рахиль, Девора и т. д. Матерь Божия рядом с Иосифом. Симеон с Анной и Мария — люди, жизнь которых можно охарактеризовать одним словом: верность. Но для Симеона или Анны это верность ожидания. Анне уже 84 года, и она ни день ни ночь не отходит от храма, пребывая в молитве и посте, т. е. живёт в полной верности Богу. Симеон настолько верен ожиданию Мессии, Христа, Который должен во плоти прийти в этот мир, что даже не может умереть, пока не увидит Его. А верность Марии — это уже верность со-работы, верность пребывания со Христом и труда вместе с Ним.

И в то же время Матерь Господа слышит странные слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли, даже как бы смутились. Старец взял на руки Младенца и сказал: «Вот лежит это Дитя на падение и на восстание многих в Израиле», то есть через Него многие люди споткнутся и упадут, а многие восстанут, поднимутся, оживут: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Значит, и в сердце Матери Божией будут испытания через Ее Сына. Этим он предрек Ее страдания с первых дней. Мы думаем, что Матерь Божия не имела искушений, но если имел искушения даже Сын Ее Божественный, имела такие испытания и Она.

Приход христианства дал новую религию, а с ней – сонм разных событий, новых правил, торжественных мероприятий, среди которых сретение Господне и что это за праздник хочется выяснить всем верующим, историкам, да и просто желающим расширить кругозор. Церковь дала свои ответы на вечные вопросы о возникновении мира, дала людям понимание, многие приходят к христианству по своим причинам и принимают веру уже взрослыми, делая осознанный выбор. Тем важнее разбираться во всем, что важно для религии, для верующего. Например, разобрать значение праздников. Тогда обряды, даты и посвящения приобретут новый смысл.

Зачем отмечают Сретение Господне и что это вообще такое? В христианстве еще остались непонятные «белые пятна» или что-то было утеряно? Ведь прошли тысячелетия. Многие важные для христиан связаны с жизнью или деяниями Иисуса, главного пророка, который некогда принес им новую религию, стал вестником перемен. Он многое прошел, решив посвятить себя народу и даже ярые атеисты, изучая его жизнь признают: если такой человек действительно существовал, то он прожил нелегкую, но достойную жизнь, был великим. Что же значат слова: «сретение Господне», когда появился впервые этот праздник и с чем оказался связан?

Или 2 февраля, если смотреть на старый календарь, ежегодно, православные встречают Сретение Господне. Люди традиционно посещают церковь, где батюшки могут объяснить значение праздника и события, которым он собственно посвящен. Причем удивительно, дата Сретения не изменяется, она постоянная. События были описаны Лукой в своем Евангелии, как известно, ученики Иисуса писали свои Евангелия, где описывали те или иные происходящие события.


Благодаря этому люди сейчас могут судить о происходящем. Лука писал, что младенец Иисус встретился впервые с одним старцем Симеоном, это был сороковой день после прошедшего Рождества. Местом встречи оказался иерусалимский храм.

«Сретение» что?

Оно дословно переводится с церковно-славянского как «встреча» собственно. Это описанный Лукой день, когда Дева Мария, сопровождаемая Иосифом Обручником принесла сына Иисуса к иерусалимскому храму. Шел сороковой день уже после Рождества, то есть Иисусу было сорок дней. Известно сейчас, как младенцев до сорока дней нельзя выносить или показывать кому-то, кроме ближайших родственников. Здесь Дева Мария должна была принести законную жертву для богов за подаренного ей первенца.

Если смотреть по закону Моисея, все женщины, ставшие матерями мальчиков, должны выждать сорок дней (раньше ей нельзя переступать даже порог храма), затем прийти, взяв ребенка для очистительной жертвы. Правда необычные обстоятельства рождения (Иисус ведь родился без греха) избавил его мать от очистительной жертвы, ей осталась благодарственная. Так люди искренне благодарили Бога за счастье познать материнство.


Что же удивительного в этом? Ранее старец Симеон говорил, что получил откровение Всевышнего о явлении Спасителя и что ему, старцу, дарована долгая жизнь и возможность увидеть его воочию. Возможно, старец много странствовал, ведь он не мог знать, где именно родится Спаситель. И вот однажды, Симеон посетил храм (зная законы, старец поступал верно, ходя именно в храмы, ведь туда несли детей все матери) именно в нужный день, когда там была Дева Мария. История праздника как раз в этой судьбоносной встрече. Симеон узнал Спасителя мира и взяв на руки, провозгласил это всем. Что его очи наконец узрели дарованное Богом спасение. Вот какой смысл имеет слово «сретение».

Важность мероприятия

Ну прошла встреча старца, что тут судьбоносного? Казалось бы, в храмах всегда ходят старцы, старушки и другие люди. Велика вероятность встретить кого-то из них любой молодой матери, принесшей младенца. Однако, для любого верующего этот день действительно важен.

Ведь первым пророком, заговорившим о едином Боге был Моисей и он завещал, что придет некий Мессия как Божий Помазанник. Даже факт его рождения станет удивительным, это выделит его среди остальных людей. Люди верили, что пришедший Мессия изменит мир, их жизнь, все станет иначе. Кому не захочется воочию убедиться в исполнении пророчества? Возможно, кроме старца Симеона тысячи верующих мечтали о такой встрече, но повезло ему. И всем, кто был тогда в храме, ведь Симеон крикнул о явлении Спасителя открыто.


Симеон – кто он?

Желая узнать побольше о празднике, стоит разобрать и ключевые фигуры, кто имел огромное влияние на жизнь Иисуса, даже когда ему исполнилось всего сорок дней. Дева Мария – святая мать, женщина, давшая ему жизнь. Иосиф – принявший его как родного, ее муж и земной отец ребенка. Что касается старца, то в момент судьбоносной встречи он справил уже 360 лет(!). Так говорится в преданиях. Имя «Симеон» значит «слышание». Возможно, старец обладал богатыми знаниями, ведь его относят к 72 книжникам, которые получили указ Птолемея Второго, египетского царя переводить Священные писания, пришедшие верующим на понятный для египтян, греческий язык.

Тогда сведения Симеона о явлении пророка находят логичный источник – Священное писание. Впервые писание открыл для людей Моисей, затем он постепенно распространил учение среди народа, поэтому первые источники были естественно на древнееврейском. Потом писанием заинтересовался египетский царь, что неудивительно, стоит вспомнить бегство евреев с Египта. Христианство распространялось, вера крепла. Возможно, Симеон владел несколькими языками, имел хорошее образование и сев переводить древний текст, узнал пророчество.


Там писалось о деве, которая родил сына, будущего Спасителя для мира. Израильский пророк пытался изменить показавшееся ему не слишком удачным слово «дева» на более «пристойное» — «жена», подразумевая, что Спаситель родится, как обычно, в семье, но ангел, явившийся в коротком видении, воспрепятствовал этому.

Тогда Симеон впервые увидел небесного посланника и решив выполнить просьбу, взамен попросил возможность увидеть воочию, как сбудется пророчество. Вот 15 февраля и стал тем самым, обещанным ангелом днем.

Анна – пророчица

Как было сказано выше, кроме старца Симеона в храме присутствовали еще люди, когда Дева Мария относила туда сына. Они тоже стали невольными свидетелями происходящего и среди них был интересный персонаж, которого тоже можно отнести к «сретению Господню». Это 84 вдова, подошедшая к Марии – Анна. Она видимо тоже знала писание и часто читала слушателям мудрые речи, в которых упоминала деяния Господни, возможно, часто посещала храм.

Люди прозвали женщину Анна-пророчица, возможно, она действительно обладала даром ясновидения или развитой интуицией. Горожане уважали ее почтенный возраст, возможно часто обращались за житейскими советами, выслушивали проповеди. Вот Анна, услышав речь старца Симеона, поклонилась Спасителю на руках Девы Марии и покинув храм, разнесла новость о рождении Христа окружающим.

Что же до самого старца, то он уже со спокойным сердцем вскоре умер. Многие ученые утверждают, что раньше люди имели долгий век, что отражено и на библейских персонажах. Например, Ною, строителю Ковчега, на момент Потопа было уже за 250, мужчина был женат, причем жена тоже была за 200, имел сыновей и невесток, большую семью.

Языческое Сретение

Известно, как до распространения христианства, славяне, как и многие другие народы жили по своим законам, были язычниками. У них проводились свои праздники, имелось собственное летоисчисление. С появлением новой религии отношение к ее мероприятиям во многом остались прежними, языческими. И Сретенье по дате приходится на последние дни после , поэтому его и отмечают скорее не как отдельный праздник, а как последнее прощание с Рождественским праздничным циклом.


15 февраля еще считался пограничной датой, чем-то средним, когда зима еще толком не прошла (а многие регионы еще весь март будут в снегу), а весна не началась. Наши предки серьезно готовились к встрече потепления. Сретение выступало еще ориентиром. По нему они судили, что пора выгонят скот к загонам, впервые, ведь зимует домашняя скотина в теплых сараях. А здесь их выгоняют размяться, прогреться.

Уже на праздничный день их обильно кормят – курам добавляют сена, это нужно для увеличения яиц, остальным тоже сыплют больше корма, тогда к весне можно рассчитывать на хороший, богатый приплод. Затем идет доскональный подсчет оставшихся запасов – что из зерна есть, овса и хлеба и пр. Если остается половина, все хорошо, живем дальше, если меньше – увы, пора затягивать пояса, экономить, это касается и кормов. Ведь каждый крестьянин запасает для зимы еды себе и скоту соответственно. Также нужно готовить семена для будущих посевов – просеять, убрать лишнее. Белили деревья, весной начнется мошкара и другие вредители.

Хозяйки начинали печь все круглой формы, прославляя Солнце, несущее жизнь, свет и тепло. Пекли вкусные и на молоке, разнообразные пироги. Другие селения имели забавную традицию печь баранки, которыми угощали потом всех желающих, даже животных. Народ верил, что испеченное с любовью, заботой в особенный день станет защитой от разных болезней.


Конечно, гуляли, пели, танцевали! Более того, запрещалось скучать, для Сретения это считалось крайне негативной приметой. Ведь покровителем дня кроме самого Солнца считалась еще богиня Любви и если скучать или не отмечать сретение, она могла уйти.

На Руси любили сжигать чучело, которое изготавливали сами, называя куклой Ерзовкой. Основа делалась из соломы и веток, снаружи украшали цветами, разноцветными лентами и шили праздничную красивую одежду. Эта кукла видимо символизировала для людей Солнце с богиней Любви, ведь Солнце давало людям свое тепло, значит любило их. Для обряда ждали, пока Солнце не достигнет небесного зенита. Считалось, что, почитая его, можно призвать богатый урожай, больше теплых дней.

А влюбленные, пользуясь моментом, пока кукла еще висела на шесте, просили вместе от богини Любви взаимопонимания, гармонии, ее покровительства и счастья в будущей супружеской жизни. Могли попросить все желающие: молодожены, еще незамужние девушки, мечтающие о суженом, парни, которые надеялись в будущем году отыскать себе красивых и любящих жен и супружеские пары. Ведь любви хочется всем.

Сретенская вода по мнению предков обладала почти мистическими свойствами, и чтобы набрать ее, люди дождавшись полуночи, посещали 3 колодца. Они верили, если обрызгать ею тяжело больного, тот вскоре выздоровеет. А чтобы дети росли здоровыми, в ней купали, также пили ее.


Иногда проводили обряд так называемой «продажи ребенка». Вот посторонний, не связанный родственными узами с семьей человек (лучше старушка) подходил к дому. Затем родители передавали ему ребенка через открытое окно, а старушка платила небольшую сумму. На нее родители обычно брали свечи, которые потом зажигали. Это считалось символом начала жизни для ребенка. Долгой, полной хороших событий и открытых горизонтов. Затем старушка возвращала ребенка с хорошими, добрыми пожеланиями, чаще счастья.

Приметы, которые связывают со Сретением

Уже понятно, что церковники считают его своим мероприятием, а народ – языческим, праздновать который они умеют по-своему. Сохранилось несколько примет, непосредственно связываемых с днем Сретения:

Народ считал, что нужно обязательно наблюдать за погодой на Сретение. Вот какая выпадет, такой и получится будущая весна. Также если ночью видно много звезд, значит сама весна все же придет поздно.

Когда к празднику выдавался теплый день и наступала ранняя оттепель, люди верили: значит, пшеница богатая получится. Капель – хороший урожай, вьюга – хлеба увы не будет. Иногда Сретенье приходилось на холодный, ветреный день. Мела метель, снег кружился и люди вздыхали – урожай не выйдет.

Это касаемо погоды. Конечно, для предков главным определяющим фактором был урожай, ведь от него зависела их жизнь. Пшеница – значит мука, хлеб, овес – корм лошадям и тоже хлеб людям. Крестьяне большую часть года проводили на полях ради урожая, молились о хорошей погоде. Ведь пшеница плохо растет в сильные морозы, нужно следить, чтобы дожди проходили вовремя. Увы, наблюдать за полями можно было только со стороны, управлять погодой или налаживать оросительную систему для больших полей людям не приходило в голову. Они полагались только на волю богов.


Стоит наблюдать за поведением свечей, зажженных для Сретения. Когда они горят ровно и огонь даже мало двигается, не гаснет сам, то и проблем со здоровьем не ожидается. А если у пламени синий цвет, оно колышется, иногда само гаснет, пора морально готовится к будущей проблеме.

Приметы могут коснуться и дороги. Если человек уходит в путь 15 февраля, значит это долгая дорога, и скоро его ждать не стоит. Объяснялось это прозаически – все же Сретение, это пограничный праздник, неясно, зима еще на пороге или весна уже. Часто выпадали дни с беспросветной метелью, когда людям приходилось днями ждать на постоялых дворах или сильные дожди, размывающие дороги.

Как в церкви празднуют

Праздничный день в Сретение священники посвящают свои службы чаще Богородице, освещая ее личность и деяния. Сначала им нужно освятить свечи и всю воду внутри церкви перед обрядами. Люди собираются, потом разносят освященные предметы домой. С этим предки связывали свое поверье: если дом охраняет освященная свеча, можно не бояться молнии, а лучшее место для такой свечки – пространство перед иконой.

Стоит обязательно посетить ближайшую церковь, чтобы послушать красивые тексты, где раскрывается личность пророка Симеона, выполненное для него обещание ангелов, когда старцу дали огромную честь – увидеть первое явление Спасителя.

Если говорить о продолжительности мероприятия, то Сретение долгое – его празднуют целых 8 дней, начиная с предпразднования (14 февраля), заканчивая отданием праздника 22 февраля.


Священники тщательно готовятся для Сретения – они все будут в традиционных белых одеждах и перед самым началом торжественной мессы пройдут красиво, держа свечи. Затем будет сам обряд, с активным участием всех прихожан. Они поют за священниками песни, где пересказываются слова Симеона, произнесенные при виде младенца. Заканчивая обряд, священники обязательно окропят всех присутствующих святой водой.

Многие верующие считают Сретение важным праздником таким же как и , ведь для них это первая весточка о прибытии Спасителя, началу его долгой и наполненной событиями жизни. Мастера посвящали Сретению множество картин, расписывали иконы, чтобы запечатлеть встречу.

Интересно, что многие полагают встречу старца с маленьким ребенком символической. Это как передача эстафеты от Ветхого завета, который представлял Симеон к новому, что миссия Моисея вместе со смертью Симеона уходит спокойно в вечность, зная, что верующие в хороших руках.

Сретение обычным людям

Религия для любого народа занимает особое место и споры о ней наверняка не стихнут еще долгие годы. Одни пытаются объяснить появление мира опираясь на ученых и космическую теорию, другие свято верят в присутствие Творца, как единого Разума, наполняющего все вокруг. Третьи стараются не вникать в религиозные споры и только наблюдают, не поддерживая никого.


Праздники же занимают отдельное место. Ведь неважно, кто и во что верит, отдохнуть хочется всем. Тем более, если нужно наряжать елку или сжигать чучело – почему нет? Для предков религия была ответом на самые значимые вопросы, она давала надежду, ведь люди жили настоящим, не зная, куда все уйдет потом, что происходит сейчас в другой стране или происходило ранее. Они учили своих детей, передавая так традиции, чтобы вековые привычки не ушли следом за умершими родителями.

Если говорить о верующих, то Сретение для них важный, светлый праздник, возможность прославить Христа, окунуться на мгновение в события давно ушедшего времени. На миг представить себя в том храме, когда Дева Мария заносит маленького Иисуса, впервые увидевшего мир за стенами дома. И как улыбается старец Симеон, понимая, что вот, его долгие поиски закончились. Спаситель пришел. И все теперь будет хорошо.

Православные верующие в четверг, 15 февраля, отмечают Сретение Господне - один из 12 главных церковных праздников.

Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова - «радость». Сретение - это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.

Евангелие

Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый - по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык.

Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. 2:29-32)

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца». Она поётся в церкви дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии.

Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. (Лк. 2:34-35)

Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец». Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздник

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.

Народные верования и традиции на Сретение Господне

Существует ряд церковных и языческих традиций, связанных со Сретением. Очень часто они так тесно переплетены, что сложно найти корни обрядов и обычаев.

Чтобы упростить для славян принятие новой веры, отцы церкви использовали уже существующую аналогию - праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.

Главный из них - освящение свечей на Сретение.

По традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года.

в старину считалось, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы - от града и буйного ветра, а человека - от удара молнии, сглаза и болезней.

Первый раз громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви - «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз чтоб деревья не побил».

В течение же года свечу зажигали в таких случаях:

  • если над домом бушевала страшная непогода,
  • если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
  • если возникали сложности в родах,
  • если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
  • если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

Вторая важная традиция на Сретение - освящение воды .

Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.

Сретенскую воду использовали в таких случаях:

  • для лечения ран и внутренних болезней,
  • от сглаза и ведьмовских чар,
  • кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
  • в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
  • этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.

Что нельзя делать на Сретение

Запреты на Сретение Господне похожи на другие большие христианские праздники. Так, в этот день:

  • нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться,
  • нельзя уходить из храма без свечи - освященную сретенскую «громничную» свечку бережно несут домой и хранят целый год,
  • нельзя исполнять тяжелой физической работы, кроме той, что делается безвозмездно для блага других людей,
  • не следует отправляться в дальнюю дорогу - она может кончиться неожиданно и плохо.

Народные приметы на Сретение

Так как в славянской традиции Сретение - переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.

Вот основные приметы на Сретение:

  • Если в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов.
  • Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны.
  • Сильный ветер в этот день - плохой знак для урожая.
  • Ясная и тихая погода - радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный год.
  • Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
  • Коли небо звездное - то весна будет поздняя.
  • Если солнце перед закатом выглянет - прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы.
  • На Сретение капель - урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
  • В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
  • На Сретенье утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних.

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).