Деятельность МЦБС по продвижению чтения
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» (МЦБС) является одним из разработчиков Национальной программы поддержки и развития чтения (утверждена Федеральным агентством по печати массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г.) и Концепции программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена Правительством РФ в 2017 г.).
В период 2006 - 2017 гг. МЦБС реализовал более 80 проектов по продвижению чтения в 65 регионах России (всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары и круглые столы, тренинги, научные исследования, мониторинги, методические разработки и т. д.).
Среди реализованных МЦБС проектов:
- Организованы и проведены 10 ежегодных всероссийских научно-практических конференций «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» в Москве (в этих конференциях участвовали ведущие эксперты всех институтов поддержки чтения из всех регионов России, руководители федеральных и региональных органов власти);
- Организованы и проведены межрегиональные научно-практические семинары по продвижению чтения в гг. Астрахань, Брянск, Владимир, Вологда, Иваново, Калуга, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Москва, Московская область, Мурманск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Сочи, Севастополь, Симферополь, Ставрополь, Судак, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск.
- Организованы и проведены 3 всероссийские научно-практические конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» в Москве;
- Разработаны и реализуются образовательные программы по продвижению чтения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- Проведено 16 курсов повышения квалификации (тренингов) по технологиям продвижения чтения для специалистов из самых разных регионов России. Выпускникам этих программ выдавались дипломы государственного образца;
- Проводились конкурсы лучших идей и проектов по продвижению чтения;
- Проведены широкие мониторинги деятельности местных властей и библиотек в сфере продвижения чтения (результаты этих исследований изданы);
- Сформирована передвижная выставка плакатов по истории пропаганды чтения в СССР; эта выставка проехала по разным городам России;
- Разработаны методы оценки и самооценки социокультурной эффективности деятельности в сфере поддержки и развития чтения (впервые в мире).
Издательская деятельность
МЦБС подготовил и издал 28 книг по проблемам продвижения чтения:
1. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2007. - 56 с. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.)
2. « National Program for Reading Promotion and Development in Russia » (Национальная программа поддержки и развития чтения в России на англ. яз.)
3. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 64 с.
4. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 88 с.
5. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. / Сост. Кузьмин Е. И., Громова О. К. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 184 с.
6. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. Аскарова В. Я. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.
7. Национальная программа поддержки и развития чтения: год первый. Материалы Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: первые итоги, проблемы и перспективы» (Москва, 20 ноября 2007) / Составители и редакторы - Кузьмин Е. И. (ответственный редактор), Паршакова А. В., Бородин О. Р. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 120 с.
8. Аскарова В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» / Научные редакторы - Орлова Э. А., Кузьмин Е. И. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 48 с.
9. Орлова Э. А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов просветительских проектов и мероприятий. / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.
10. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. -72 с.
11. Куликова Е. В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 64 с.
12. Школа как территория чтения. Сборник статей / Составитель - Волков С.В., научные редакторы - Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. (Ответственный за выпуск -Бакейкин С.Д.) -М.: МЦБС, 2008. -88 с.;
13. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) -М.: МЦБС,2008. - 80 с.
14. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20-21 ноября 2008 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 280 с.
15. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 480 с.
16. Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 104 с.
17. Национальная программа поддержки и развития чтения: год третий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19 ноября 2009 г.) и III Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 20 ноября 2009 г.) / Ред.-сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 216 с.
18. Региональная политика и деятельность библиотек по поддержке и развитию чтения: аналитический доклад по результатам мониторингового исследования. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 108 с.
19. Степанова А. С., Ялышева В. В. Региональные центры книги и чтения в России / Отв. редактор Е. И. Кузьмин (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 176 с.
20. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России). Сборник статей / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с
21. Национальная программа поддержки и развития чтения: год четвертый. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 18 ноября 2010 г.) и IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 19 ноября 2010 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).-М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с.
22. Национальная программа поддержки и развития чтения: год пятый. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 18 ноября 2011 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -136 с.
23. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -144 с.
24. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год шестой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 128 с.
25. Кризис чтения: энергия преодоления. Сборник научно-практических работ./Редактор-составитель - В. Я. Аскарова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 320 с.
26. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год седьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. - 176 с.
27. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год восьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 168 с.
28. Чтение. XXI век. Коллективная монография. /Научный редактор-составитель - В. Я. Аскарова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 472 с.
Более 25 тысяч экземпляров этих профессиональных изданий безвозмездно распространено по библиотекам России и других стран СНГ.
Целевой аудиторией всех проектов МЦБС по продвижению чтения были руководители библиотек, научных и образовательных учреждений, издатели, книготорговцы, журналисты. В них всякий раз участвовали также представители федеральных министерств, региональных и муниципальных органов власти, всемирно известные деятели культуры зарубежных стран, в том числе дважды президент Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).
Все проекты МЦБС широко освещались в массовых региональных СМИ и во всероссийских специализированных изданиях библиотечной, книгоиздательской и книготорговой отрасли.
МЦБС постоянно привлекал внимание широкой общественности и местных властей к необходимости решения проблем продвижения чтения. В 11 регионах России были приняты региональные программы в поддержку чтения, изменилось отношение к библиотекам как к проводникам чтения, изменилось отношение к проблемам продвижения чтения в самих библиотеках и образовательных учреждениях.
Нет сомнения в том, что благодаря этой деятельности деструктивные процессы в сфере чтения были, по крайней мере, замедлены, и вопросы чтения, преподавания литературы и русского языка были вынесены на государственный уровень.
В результате разработана научно-методологическая и методическая база по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (в частности, рекомендации по продвижению чтения для публичных и детских библиотек, для региональных властей, образовательных учреждений, СМИ - такого нигде нет в мире!).
В целом это серьёзный задел для того, чтобы вывести деятельность по продвижению чтения в России на серьёзный политический уровень и добиться принятия государственной программы, финансируемой должным образом.
Деятельность МЦБС в сфере продвижения чтения получила самую высокую оценку в России. Свидетельством этому - многочисленные благодарности и почетные грамоты различных федеральных и региональных органов власти. Сотрудников и партнеров (экспертов) МЦБС регулярно приглашают выступать с лекциями в регионах России и в зарубежных странах. Большой резонанс вызывали доклады о нашей деятельности на международных книжных ярмарках в Италии и Болгарии.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Российский Книжный Союз
Национальная программа поддержки и развития чтения
Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения?
Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ , глобализации , бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем.
России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности.
Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.
Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды.
Чтение – это освоение письменной информации , содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной.
Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях – отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной, и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.
Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.
Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении как у детей, так и у взрослых – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено.
Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.
Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто не несёт ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.
Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда – никто лучше, быстрее и эффективнее них, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать – стыдно и нелепо.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.
Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе ».
В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.
Пресс-служба Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, что в условиях глобализации качество жизни в нашей стране должно соответствовать общепризнанным мировым стандартам, вследствие чего и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.
Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Определенное снижение интереса к чтению - это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.
Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако
поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабе вающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.
Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочислен ные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсифи кации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитан ном, для роста престижности чтения как культур ной ценности.
В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия, как переходное общество, сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества.
Реализация Программы поможет существенным образом изменить и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.
Реализация такой политики приведет к повышению интеллектуального потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны.
Наименование Программы | Национальная программа поддержки и развития чтения |
Заказчики | Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз |
Основные разработчики Программы | Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества 000 «Стратегика» |
Цели и задачи Программы | Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет: Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-методического изучения проблем чтения Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения |
Важнейшие целевые индикаторы и результаты | Повышение культурной компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами Повышение читательской компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения) Увеличение доли граждан, вовлеченных в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами обучения Увеличение доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных доступностью используемого контента |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2020 годы |
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:
Существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки,
учебные и научные учреждения, издательства, книжная
торговля, архивы);
Имеется в наличии огромный объем социально
значимой информации, который в упорядоченном виде
хранится в рамках этих структур;
В стране активно работают профессиональные литераторы - журналисты, писатели, переводчики, литературные критики, литературоведы - и их общественные объединения;
Государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
Специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;
Регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;
В стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы - профессиональной и художественной; есть также общественные
объединения книголюбов и самодеятельных литера
торов;
В стране есть необходимый потенциал средств
массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;
В стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;
В обществе не до конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему поколению.
Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.
БИБЛИОТЕКИ
Библиотека - это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значитель ную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.
В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.
Федеральные и региональные универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части - важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.
В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование .
Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.
В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с
Информационная безопасность" href="/text/category/informatcionnaya_bezopasnostmz/" rel="bookmark">информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ
Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:
Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;
Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
В России не до конца утрачены традиции популяризации чтения, которые были заложены еще в дореволюционной России, сохранены и развиты в советское время. Это и популяризаторская роль библиотеки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдельных проектов.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Основная функция книжной индустрии - обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце 80-х - начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.
По числу и разнообразию наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух
миллиардов долларов США. Привычный книжный дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Эффективное функционирование сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.
В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы - университеты культуры, печати, Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только национальные библиотеки - РГБ и РНБ, но и многие федеральные и региональные библиотеки.
За годы реформ в отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим образцам из развитых стран.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.
В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т. д.
Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтирована или не смогла выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, существуют предпосылки для сравнительно быстрого восстановления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти - Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование - объединят усилия для формирования и реализации современной государственной политики, систематическим образом связывающей основные составляющие инфраструктуры чтения.
В последние 15 лет и государство, и библиотечное сообщество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» легли в основу целого свода региональных законов в субъектах Российской Федерации, а также других правовых и нормативных актов . Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также центральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.
В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:
Были приняты поправки к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципальным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных программ . На институциональном уровне учреждения
образования были наделены правом самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;
Разрабатываемая концепция развития этнокуль-
турного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обу-
чения к интересам всех этнических групп, представ
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;
Проект Федерального закона «О внесении изме-
нений в законодательные акты Российской Федера-
ции» направлен на увеличение роли представителей
объединений работодателей в формировании переч-
ней направлений подготовки (специальностей), разра-
ботке государственных образовательных стандартов
профессионального образования и процедурах конт-
роля качества профессионального образования;
Обозначилась тенденция расширения сферы
участия родителей в управлении работой образова-
тельных учреждений.
Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые активно заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Начиная со второй половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.
В усложняющемся и быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим (в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:
Намного более затруднен информационный об
мен между разными регионами России; между разны
ми типами поселений (мегаполис, крупный город,
средний город, село), между различными слоями и
группами населения, между представителями различ-
ных профессий; недостаточен информационный обмен
между Россией и другими странами;
В информационном пространстве страны доми-
нируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы
преобладающей части населения страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и элект-
ронную) информацию не удовлетворяются;
Необходимое знание своевременно не доходит до
массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается
недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно
важных проблем;
Обмен жизненно важными сведениями между го-
сударством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально зна-
чимых проблем;
Социально необходимое знание в обществе об-
новляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.
Эти факторы тормозят развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.
В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-
shortcodes">
1
Разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, которая была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».
Правительством Санкт-Петербурга утверждена "Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы" (Постановление от 22 июля 2008 года № 876)
Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии разработаны рекомендации, направленные на содействие разработке и реализации национальноых, региональных и муниципальных программ и проектов по поддержке и развитию чтения.
(pdf, 899 KB)
В сборнике представлены материалы научно-практического характера, в которых содержатся размышления о судьбах книги и чтения в современном мире, о деятельности институтов книжно-библиотечного дела в новых реалиях и результативных технологиях поддержки и развития чтения в условиях школ, вузов, библиотек.
(pdf, 6,5 МB )
В издании представлены материалы комплексного исследования, проведенного в 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Авторы: В. П. Чудинова, С. А. Шаповал, Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко
(pdf, 1,51 МB )
В сборнике представлены статьи ведущих российских экспертов, занимающихся проблемами чтения, - социологов, руководителей и сотрудников библиотек, представителей сферы образования и книжного бизнеса. Анализируется текущая ситуация в области поддержки чтения, освещаются ключевые проблемы, обобщается пятилетний опыт активной программно-проектной и практической деятельности в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Особое внимание уделено вопросам формирования интереса к чтению у подрастающего поколения, описанию «болевых точек» в продвижении детского и молодежного чтения. Приводятся примеры удачного опыта Японии и Китая в этой области. Выпуск сборника приурочен к V юбилейной Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, «Президент-Отель», 18 ноября 2011 г.), которую организуют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности членов российского общества.
Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов программных просветительских проектов и мероприятий (pdf, 565 KB)
В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры. Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает и реализует соответствующие просветительские проекты в рамках Программы.
В Рекомендациях по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения содержатся предложения по осуществлению общего анализа проблемной ситуации в этой сфере. Предлагаются методы, способы и средства, позволяющие на региональном уровне усилить имеющийся потенциал и систематическим образом объединить слабо связанные между собой ресурсы в единое социокультурное пространство чтения, в рамках которого возможно осуществление рациональной региональной политики поддержания и развития чтения.
(pdf, 572 KB)
В Рекомендациях по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы.
C 2007 года в "Президент-Отеле" (Москва) проходят всероссийские конференции,
организуемые Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
.
Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения?
Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем.
России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности.
Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.
Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды.
Чтение - это освоение письменной информации , содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной.
Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях - отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г).. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.
Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.
Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении как у детей, так и у взрослых - всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено.
Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.
Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий - и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения не несёт, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.
Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда - никто лучше них, быстрее и эффективнее, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать - стыдно и нелепо.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.
Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».
В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.