"национальная программа поддержки и развития чтения", разработанная роспечатью и ркс, вошла в список поручений президента рф правительству - публикуется текст программы. Деятельность мцбс в поддержку чтения Реализация национальной программы поддержки и ра

Деятельность МЦБС по продвижению чтения

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» (МЦБС) является одним из разработчиков Национальной программы поддержки и развития чтения (утверждена Федеральным агентством по печати массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г.) и Концепции программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена Правительством РФ в 2017 г.).

В период 2006 - 2017 гг. МЦБС реализовал более 80 проектов по продвижению чтения в 65 регионах России (всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары и круглые столы, тренинги, научные исследования, мониторинги, методические разработки и т. д.).

Среди реализованных МЦБС проектов:

  • Организованы и проведены 10 ежегодных всероссийских научно-практических конференций «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» в Москве (в этих конференциях участвовали ведущие эксперты всех институтов поддержки чтения из всех регионов России, руководители федеральных и региональных органов власти);
  • Организованы и проведены межрегиональные научно-практические семинары по продвижению чтения в гг. Астрахань, Брянск, Владимир, Вологда, Иваново, Калуга, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Москва, Московская область, Мурманск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Сочи, Севастополь, Симферополь, Ставрополь, Судак, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск.
  • Организованы и проведены 3 всероссийские научно-практические конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» в Москве;
  • Разработаны и реализуются образовательные программы по продвижению чтения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • Проведено 16 курсов повышения квалификации (тренингов) по технологиям продвижения чтения для специалистов из самых разных регионов России. Выпускникам этих программ выдавались дипломы государственного образца;
  • Проводились конкурсы лучших идей и проектов по продвижению чтения;
  • Проведены широкие мониторинги деятельности местных властей и библиотек в сфере продвижения чтения (результаты этих исследований изданы);
  • Сформирована передвижная выставка плакатов по истории пропаганды чтения в СССР; эта выставка проехала по разным городам России;
  • Разработаны методы оценки и самооценки социокультурной эффективности деятельности в сфере поддержки и развития чтения (впервые в мире).

Издательская деятельность

МЦБС подготовил и издал 28 книг по проблемам продвижения чтения:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2007. - 56 с. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.)

2. « National Program for Reading Promotion and Development in Russia » (Национальная программа поддержки и развития чтения в России на англ. яз.)

3. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 64 с.

4. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 88 с.

5. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. / Сост. Кузьмин Е. И., Громова О. К. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 184 с.

6. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. Аскарова В. Я. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.

7. Национальная программа поддержки и развития чтения: год первый. Материалы Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: первые итоги, проблемы и перспективы» (Москва, 20 ноября 2007) / Составители и редакторы - Кузьмин Е. И. (ответственный редактор), Паршакова А. В., Бородин О. Р. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 120 с.

8. Аскарова В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» / Научные редакторы - Орлова Э. А., Кузьмин Е. И. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 48 с.

9. Орлова Э. А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов просветительских проектов и мероприятий. / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.

10. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. -72 с.

11. Куликова Е. В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 64 с.

12. Школа как территория чтения. Сборник статей / Составитель - Волков С.В., научные редакторы - Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. (Ответственный за выпуск -Бакейкин С.Д.) -М.: МЦБС, 2008. -88 с.;

13. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) -М.: МЦБС,2008. - 80 с.

14. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20-21 ноября 2008 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 280 с.

15. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 480 с.

16. Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 104 с.

17. Национальная программа поддержки и развития чтения: год третий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19 ноября 2009 г.) и III Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 20 ноября 2009 г.) / Ред.-сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 216 с.

18. Региональная политика и деятельность библиотек по поддержке и развитию чтения: аналитический доклад по результатам мониторингового исследования. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 108 с.

19. Степанова А. С., Ялышева В. В. Региональные центры книги и чтения в России / Отв. редактор Е. И. Кузьмин (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 176 с.

20. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России). Сборник статей / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с

21. Национальная программа поддержки и развития чтения: год четвертый. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 18 ноября 2010 г.) и IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 19 ноября 2010 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).-М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с.

22. Национальная программа поддержки и развития чтения: год пятый. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 18 ноября 2011 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -136 с.

23. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -144 с.

24. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год шестой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 128 с.

25. Кризис чтения: энергия преодоления. Сборник научно-практических работ./Редактор-составитель - В. Я. Аскарова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 320 с.

26. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год седьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. - 176 с.

27. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год восьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 168 с.

28. Чтение. XXI век. Коллективная монография. /Научный редактор-составитель - В. Я. Аскарова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 472 с.

Более 25 тысяч экземпляров этих профессиональных изданий безвозмездно распространено по библиотекам России и других стран СНГ.

Целевой аудиторией всех проектов МЦБС по продвижению чтения были руководители библиотек, научных и образовательных учреждений, издатели, книготорговцы, журналисты. В них всякий раз участвовали также представители федеральных министерств, региональных и муниципальных органов власти, всемирно известные деятели культуры зарубежных стран, в том числе дважды президент Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Все проекты МЦБС широко освещались в массовых региональных СМИ и во всероссийских специализированных изданиях библиотечной, книгоиздательской и книготорговой отрасли.

МЦБС постоянно привлекал внимание широкой общественности и местных властей к необходимости решения проблем продвижения чтения. В 11 регионах России были приняты региональные программы в поддержку чтения, изменилось отношение к библиотекам как к проводникам чтения, изменилось отношение к проблемам продвижения чтения в самих библиотеках и образовательных учреждениях.

Нет сомнения в том, что благодаря этой деятельности деструктивные процессы в сфере чтения были, по крайней мере, замедлены, и вопросы чтения, преподавания литературы и русского языка были вынесены на государственный уровень.

В результате разработана научно-методологическая и методическая база по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (в частности, рекомендации по продвижению чтения для публичных и детских библиотек, для региональных властей, образовательных учреждений, СМИ - такого нигде нет в мире!).

В целом это серьёзный задел для того, чтобы вывести деятельность по продвижению чтения в России на серьёзный политический уровень и добиться принятия государственной программы, финансируемой должным образом.

Деятельность МЦБС в сфере продвижения чтения получила самую высокую оценку в России. Свидетельством этому - многочисленные благодарности и почетные грамоты различных федеральных и региональных органов власти. Сотрудников и партнеров (экспертов) МЦБС регулярно приглашают выступать с лекциями в регионах России и в зарубежных странах. Большой резонанс вызывали доклады о нашей деятельности на международных книжных ярмарках в Италии и Болгарии.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Российский Книжный Союз

Национальная программа поддержки и развития чтения

Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения?

Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ , глобализации , бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем.

России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности.

Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.

Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды.

Чтение – это освоение письменной информации , содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной.

Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях – отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной, и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.

Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.

Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении как у детей, так и у взрослых – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено.

Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.

Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто не несёт ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.

Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда – никто лучше, быстрее и эффективнее них, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать – стыдно и нелепо.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.

Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе ».

В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.

Пресс-служба Федерального агентства

по печати и массовым коммуникациям


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, что в условиях глоба­лизации качество жизни в нашей стране должно соответ­ствовать общепризнанным мировым стандартам, вследствие чего и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими страна­ми и в то же время конструктивно взаимодейство­вать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и ин­формации, циркулирующей во всех слоях российс­кого общества, а сравнительно низкий уровень об­щекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщест­ва, управленческого звена) недостаточен для ус­пешного решения накопленных сложных проблем.

Возрастающий дефицит знаний и конструктив­ных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чте­нию у населения. Современная ситуация в этом от­ношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Такое положение сопряжено с большим соци­альным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно зна­чимой информации, без него немыслима интегра­ция личности в многонациональную и многослой­ную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллекту­альных и эмоциональных черт; образа жизни; ос­новных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, ха­рактеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безо­пасность и конкурентоспособность страны.

Определенное снижение интереса к чтению - это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки это­му противодействовать, исходя из понимания ро­ли чтения для развития любой страны.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако

поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабе­ вающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочислен­ ные группы сравнительно образованных работа­ющих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и кото­рые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсифи­ кации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитан­ ном, для роста престижности чтения как культур­ ной ценности.

В Национальной программе поддержки и раз­вития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия, как пе­реходное общество, сталкивается в контексте проводимых политических и экономических ре­форм, глобализации, развития информационного общества.

Реализация Программы поможет существен­ным образом изменить и в обществе, и в государ­ственных структурах отношение к книжной, чита­тельской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной на­циональной политики в области поддержки и раз­вития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.

Реализация такой политики приведет к повы­шению интеллектуального потенциала нации, ста­нет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способство­вать решению жизненно важных проблем, дости­жению стратегических целей развития страны.

Наименование Программы

Национальная программа поддержки и развития чтения

Заказчики

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз

Основные разработчики Программы

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества 000 «Стратегика»

Цели и задачи Программы

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:

Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях
Роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан - субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа

Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-методического изучения проблем чтения

Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства

Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения

Важнейшие целевые индикаторы и результаты

Повышение культурной компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами

Повышение читательской компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами

Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения)

Увеличение доли граждан, вовлеченных в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами обучения

Увеличение доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения

Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента

Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных доступностью используемого контента

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2020 годы
1 этап - гг.
2 этап - гг.
3 этап - 2016-2020 гг.


ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации Национальной программы под­держки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

Существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки,
учебные и научные учреждения, издательства, книжная
торговля, архивы);

Имеется в наличии огромный объем социально
значимой информации, который в упорядоченном виде
хранится в рамках этих структур;

В стране активно работают профессиональные литераторы - журналисты, писатели, переводчики, литературные критики, литературоведы - и их общественные объединения;

Государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;

Специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;

Регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;

В стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы - профессиональной и художественной; есть также общественные
объединения книголюбов и самодеятельных литера­
торов;

В стране есть необходимый потенциал средств
массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;

В стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;

В обществе не до конца утрачены богатые литера­турные традиции и желание передать их подрастающему поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека - это единственный социальный инс­титут, где отслеживается национальный репертуар пе­чати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предостав­лять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институ­циональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значитель­ ную долю ответственности за обеспечение доступ­ности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библио­тек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза вы­ше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

В РФ в настоящее время действуют более 130 ты­сяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессио­нального сообщества. В целом, несмотря на все слож­ности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образо­вания и науки, которая в значительной степени сохра­нила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные на­учные, публичные и вузовские библиотеки (всего око­ло 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного цент­ра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий кор­поративного формирования базы метаданных. В стра­не трудятся несколько сотен тысяч библиотечных ра­ботников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Зна­чительный объем накопленных фондов, в первую оче­редь фондов крупнейших библиотек, составляет важ­нейшую неотъемлемую часть национального культур­ного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязатель­ного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части - важнейшим инс­титутом социализации. Именно в школе закладывают­ся основы для будущих социальных достижений обуча­ющихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состо­яния школы сегодня зависит дальнейшая судьба оте­чественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока ос­тается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компе­тенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, свя­занной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чте­нию детей, в том числе с ограниченными возможнос­тями (система специальных коррекционных учрежде­ний); более 90% учителей, работающих в области обу­чения чтению, имеют высшее образование .

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим буду­щие поколения читателей.

В последние годы система образования претер­певает серьезные изменения, особенно в связи с

Информационная безопасность" href="/text/category/informatcionnaya_bezopasnostmz/" rel="bookmark">информационной безопасности государства и граждан. Признана не­обходимость опережающего (по сравнению с сегод­няшними социальными запросами) развития систе­мы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетен­ций, обеспечивающих обучающимся равные старто­вые возможности для дальнейшей интеграции в ак­тивную социокультурную жизнь и являющихся непре­менным условием непрерывного образования и саморазвития.

СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ

Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:

Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и усло­вий доступности людям полезной для жизни и соци­ально необходимой литературы;

Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

Формирование в общественном мнении предс­тавлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

Создание положительных и привлекательных об­разов читающего человека, книги, литературы, библио­тек, книжных магазинов и других социальных институ­тов, связанных с чтением;

В России не до конца утрачены традиции популя­ризации чтения, которые были заложены еще в доре­волюционной России, сохранены и развиты в советс­кое время. Это и популяризаторская роль библиоте­ки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдель­ных проектов.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии - обеспечи­вать разнообразие и высокое качество издаваемой ли­тературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включа­ющая крупные книжные издательства, полиграфичес­кую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход от­расли к рыночным отношениям в конце 80-х - начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее разви­тии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в разви­тии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издавае­мых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух

миллиардов долларов США. Привычный книжный де­фицит советских времен, когда пользующихся чита­тельским спросом книг в книготорговле не хватало, ус­тупил место широкому разнообразию книжной продук­ции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколь­ко тысяч, крупнейшие из которых одновременно явля­ются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные ма­газины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эффективное функционирование сложной инфра­структуры поддержки и развития чтения требует мощ­ной научно-методической базы. Особенно это акту­ально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.

В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, биб­лиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская акаде­мия образования, и ведущие «отраслевые» вузы - университеты культуры, печати, Литературный инсти­тут, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только националь­ные библиотеки - РГБ и РНБ, но и многие федераль­ные и региональные библиотеки.

За годы реформ в отечественной исследовательс­кой практике, в том числе связанной с чтением, прои­зошли многочисленные негативные изменения (под­робнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учрежде­ний, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой об­ласти. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образова­тельные разработки, не уступающие лучшим образ­цам из развитых стран.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструкту­ры чтения. Действует разветвленная сеть педагогичес­ких вузов и институтов повышения квалификации педа­гогов, институтов культуры (готовят в том числе библио­текарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны ин­новационные методики подготовки учителей, библиоте­карей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юно­шескому чтению, редакторов-корректоров, маркетоло­гов и т. д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значи­тельное совершенствование системы подготовки кад­ров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модер­низации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ

В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтиро­вана или не смогла выполнять свои функции в изме­нившихся социально-экономических условиях, суще­ствуют предпосылки для сравнительно быстрого вос­становления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти - Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование - объединят усилия для формирова­ния и реализации современной государственной по­литики, систематическим образом связывающей ос­новные составляющие инфраструктуры чтения.

В последние 15 лет и государство, и библиотечное со­общество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Феде­ральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязатель­ном экземпляре документов» легли в основу целого сво­да региональных законов в субъектах Российской Феде­рации, а также других правовых и нормативных актов . Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также цент­ральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.

В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:

Были приняты поправки к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципальным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных программ . На институциональном уровне учреждения
образования были наделены правом самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;

Разрабатываемая концепция развития этнокуль-­
турного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обу-­
чения к интересам всех этнических групп, представ­
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;

Проект Федерального закона «О внесении изме-­
нений в законодательные акты Российской Федера-­
ции» направлен на увеличение роли представителей
объединений работодателей в формировании переч-­
ней направлений подготовки (специальностей), разра-­
ботке государственных образовательных стандартов
профессионального образования и процедурах конт-­
роля качества профессионального образования;

Обозначилась тенденция расширения сферы
участия родителей в управлении работой образова-­
тельных учреждений.

Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые актив­но заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определен­ное развитие. Однако в целом инфраструктура подде­ржки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к кри­тическому пределу пренебрежения чтением, и на дан­ном этапе можно говорить о начале необратимых про­цессов разрушения ядра национальной культуры.

Начиная со второй половины XX века объемы ин­формации в каждой стране и в мире в целом стреми­тельно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного обще­ства развитие России все более зависит от содержа­ния, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.

В усложняющемся и быстро меняющемся российс­ком обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упоря­доченными как по сравнению с предыдущим (в совет­ское время) состоянием, так и по сравнению с разви­тыми странами:

Намного более затруднен информационный об­
мен между разными регионами России; между разны­
ми типами поселений (мегаполис, крупный город,
средний город, село), между различными слоями и
группами населения, между представителями различ-­
ных профессий; недостаточен информационный обмен
между Россией и другими странами;

В информационном пространстве страны доми-­
нируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы
преобладающей части населения страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и элект­-
ронную) информацию не удовлетворяются;

Необходимое знание своевременно не доходит до
массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается
недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно
важных проблем;

Обмен жизненно важными сведениями между го-­
сударством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально зна-­
чимых проблем;

Социально необходимое знание в обществе об-­
новляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят развитие России как инфор­мационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно впи­сывается в современные глобальные процессы и ус­пешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-

shortcodes">

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1

Разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, которая была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

Правительством Санкт-Петербурга утверждена "Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы" (Постановление от 22 июля 2008 года № 876)

Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии разработаны рекомендации, направленные на содействие разработке и реализации национальноых, региональных и муниципальных программ и проектов по поддержке и развитию чтения.

(pdf, 899 KB)

В сборнике представлены материалы научно-практического характера, в которых содержатся размышления о судьбах книги и чтения в современном мире, о деятельности институтов книжно-библиотечного дела в новых реалиях и результативных технологиях поддержки и развития чтения в условиях школ, вузов, библиотек.

(pdf, 6,5 МB )

В издании представлены материалы комплексного исследования, проведенного в 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Авторы: В. П. Чудинова, С. А. Шаповал, Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко

(pdf, 1,51 МB )

В сборнике представлены статьи ведущих российских экспертов, занимающихся проблемами чтения, - социологов, руководителей и сотрудников библиотек, представителей сферы образования и книжного бизнеса. Анализируется текущая ситуация в области поддержки чтения, освещаются ключевые проблемы, обобщается пятилетний опыт активной программно-проектной и практической деятельности в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Особое внимание уделено вопросам формирования интереса к чтению у подрастающего поколения, описанию «болевых точек» в продвижении детского и молодежного чтения. Приводятся примеры удачного опыта Японии и Китая в этой области. Выпуск сборника приурочен к V юбилейной Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, «Президент-Отель», 18 ноября 2011 г.), которую организуют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности членов российского общества.

Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов программных просветительских проектов и мероприятий (pdf, 565 KB)

В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры. Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает и реализует соответствующие просветительские проекты в рамках Программы.

В Рекомендациях по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения содержатся предложения по осуществлению общего анализа проблемной ситуации в этой сфере. Предлагаются методы, способы и средства, позволяющие на региональном уровне усилить имеющийся потенциал и систематическим образом объединить слабо связанные между собой ресурсы в единое социокультурное пространство чтения, в рамках которого возможно осуществление рациональной региональной политики поддержания и развития чтения.

(pdf, 572 KB)

В Рекомендациях по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы.

C 2007 года в "Президент-Отеле" (Москва) проходят всероссийские конференции, организуемые Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям .

Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения?

Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем.

России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности.

Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.

Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды.

Чтение - это освоение письменной информации , содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной.

Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях - отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г).. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.

Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.

Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении как у детей, так и у взрослых - всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено.

Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.

Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий - и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения не несёт, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.

Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда - никто лучше них, быстрее и эффективнее, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать - стыдно и нелепо.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.

Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.