Каких людей 18 века воплощает собой стародум. Недоросль - цитаты характеризующие героев

Стародум.

Стародум - человек просвещённый и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум - прежде всего глубокий патриот.

Честная и полезная служба отечеству - для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), - говорит Стародум, - рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф». В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.

Стародум - представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего - самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвёл ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью. Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины - перестаёт искренность»; «Невежда без души - зверь»; «Золотой болван - все болван» и пр.

Образ Стародума в комедии «Недоросль» невозможно понять без сюжета пьесы. О том, как развивались события и почему в тех или иных ситуациях герой проявлял великодушие, расскажет статья.

Предыстория основных событий

Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности - господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.

Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница - юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.

Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.

Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою. На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь. Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) - произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Загадочная фигура

Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый. Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» - это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».

Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» - комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни - оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.

Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».

Мудрый наставник

Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».

Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами - постоянно будет чего-то не хватать.

Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, - душевное.

После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость - закон для разумной Софьи.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек - тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним. Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным. Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки. Его слова умные, а содержание их - простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила». Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

Роковая встреча

Далее дядя говорит о том, что девушке нужно подобрать хорошего мужа. Ему в Москве расхваливали офицера по имени Милон. Но про себя герой говорит, что брак возможен только в том случае, если его приемная дочь будет согласна.

Через мгновение происходит знакомство этих двух людей. Как оказалось, между ними много общего. Стародум и Милон не жалели сил ради Отечества и считают, что главное в человеке - душа. Впоследствии все узнают, что молодые люди влюблены, потому дядя дает свое благословение на брак офицера и племянницы.

Один из самых любимых героев пьесы для всех поколений - Стародум («Недоросль»). Характеристика этого персонажа позволяет сделать вывод, что он имеет много общего с Милоном. Возникает впечатление, что автор знакомит читателя с образом дяди в молодости через портрет офицера.

Разоблачение злых намерений

Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.

Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.

Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.

Неутомимая доброта

Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали. Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию. А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу - шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.

Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.

Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.

Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.

Знаменитые фразы из комедии

«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.

«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.

«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.

«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.

«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Правдин

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю.

Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Стародум

Невежда без души – зверь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.

Честный человек должен быть совершенно честный человек

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Милон

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.

Я влюблен и имею счастие быть любим.

Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.

Софья

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.

Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.

Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

Митрофанушка

Не хочу учиться, хочу жениться!

Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Белены объелся.

Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.

Да отвяжись матушка, как навязалась!

По мне, куда велят!

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии "Недоросль" Стародуму. Стародум, как показывает его имя, - это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии "Недоросль" Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли...» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии "Недоросль" Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии "Недоросль" Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии "Недоросль" Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

Говорит, главным образом, устами Стародума. Из всех героев пьесы тот, видимо, особенно симпатичен автору. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком. Называя дядюшку Софьи Стародумом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку . На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.

Герои «Недоросля» Фонвизина

«Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е., – должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово «дворянин» понимается в смысле – человек благородного происхождения. Стародум считает, что настоящий дворянин – тот, у кого мысли и поступки благородны, – «дворянин, недостойный быть дворянином, – подлее его ничего на свете не знаю!» восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего – служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что «бесчестье – не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Это – понятие, внушенное дворянам Петром Великим.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Стародум, конечно, не одобрял «Указа о вольности дворянства» Петра III , тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Простакова , понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо , взгляды императрицы Екатерины II. Стародум ставит воспитание сердца, «добронравие», выше ума, умственного развития.

Несколько лет после того, как была написана комедия «Недоросль», Фонвизин хотел издать журнал под названием «Стародум, или друг честных людей». В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть «в улыбательном роде». Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.