Как подготовиться к причащению и исповеданию. Какие молитвы надо читать перед исповедью и причащением

Священнику часто приходится у аналоя с Крестом и Евангелием не принимать исповедь кающихся, а выслушивать речи самооправдания и осуждения ближних (родственников, сотрудников, соседей и т. д.) Происходит это отчасти из-за непонимания православными смысла таинства Исповеди, отчасти из-за томительного нежелания поговорить со своей совестью, извлечь скверну греха наружу и омыть её покаянием.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни. Исповедь — это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха. Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься формально, холодно, механически, не имея твердого намерения исправиться.

Вот что необходимо исполнять при подготовке к Таинствам Покаяния и Евхаристии (Причащения):

3 дня - пост (исключается пища животного происхождения, воздержание от развлечений).

Выполнять следующее молитвенное правило :

  • МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
  • МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

КАНОНЫ:

  • ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ
  • МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
  • АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

По книге ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ составить исповедь на бумаге.

В дни подготовки к исповеди надлежит посещать богослужение в храме, читать ЕВАНГЕЛИЕ.

    МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

    КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ натощак (нельзя курить).

Утром прочитываются:

    МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

    ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ, кроме канона, прочитанного накануне.

По окончании службы надо поспешить домой, прочитать БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

    Молитвослов

    “Опыт построения исповеди”. И. Крестьянкин.

    Новый Завет

Причащение — таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни — евхаристических Даров, Хлеба и Вина — истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Готовясь к причащению непременно примирись со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде — тяжкий грех.

Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к таинству Причащения.

Таинству Причащения обязательно должно предшествовать таинство Исповеди.

На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.

Ко святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься. назвать свое полное имя, данное при крещении. Осторожно принять св. Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же, если нужно, разжевать и проглотить. Затем запить Дары “теплотой” и съесть частичку просфоры.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности — “ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, как у всех, — не крал, не убивал”. А самолюбие? Неперенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Разве это все неважные грехи? Присмотримся к себе повнимательнее, вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем?

Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание: — искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот свой грех — окамененное нечувствие сердца — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства нужны молитвенные приготовления к исповеди и пост. Пост нарушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Нужно отказаться от попыток оправдать себя “смягчающими обстоятельствами”, отказаться от ссылок на других, якобы введших во грех. Исповедь должна быть полной, то есть мы должны исповедовать все наши грехи, ничего не скрывая и не откладывая “на потом”. Нераскаянные грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. Должно стыдиться совершать грех, а не каяться в нем. Не смей думать, что твои грехи так велики, что не стоит и каяться. Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? Всемогущий Бог. Всемогущий Врач! И как таковой Он и прощение делает возможным для всех самых тяжких грехов.

Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. Напротив, любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу. Зная наши недуги, он вернее сможет нам помочь, указать способ исцеления от наших греховных язв.

Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены внутренней борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной жизни, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей.

Перечень наиболее распространённых духовных болезней, грехов, злых навыков, страстей:

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать сметка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей и с чувством отвращения избавляться от них.

МАЛОВЕРИЕ. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

СУЕВЕРИЕ И ЕРЕСЬ. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам, экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. (“Белых” колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре). Участие в сеансах кодирования, снятия “порчи и сглаза”, спиритизма. Контактирование с НЛО и “высшим разумом”. Подключение к “космическим энергиям”. Изучение теософии, восточных единоборств и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, обливанием по системе Порфирия Иванова. Изучение "живой этики" Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и Др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), “церкви “Слово Жизни”, мунитов ("церковь объединения"), “свидетелей Иеговы”, “богородичного центра”, “белого братства” и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверов, униатов (греко-католиков) и прочих (“Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат”, “Свободная Православная Церковь”, “Истинная Православная Церковь” и т. п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, “церквей” и организаций. 1

КОЩУНСТВО И БОЖБА. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям. Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: “Ах, ты, Господи!”, “Бог с ним”, “Все у нас не слава Богу” и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека. Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление бранных слов.

НЕМОЛИТВЕННОСТЬ. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы. Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию. Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ. Самолюбие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Желание поучать и спасать других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Гнев, раздражительность. Вспыльчивость, грубость. Эгоизм. Зависть. Упрямство.

ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные “откровения”. Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений.

УНЫНИЕ. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов. Пустое времяпровождение, “убивание времени”. Лень. Излишний сон. Телевизионная всеядность. Чтение пустых книг.

ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты.

ЛОЖЬ. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане.

СРЕБРОЛЮБИЕ. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей — скупости. Желание богатства. Зависть. Немилосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

ВОРОВСТВО. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

ЧРЕВОУГОДИЕ. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объедение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского (Филиппова), однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

БЛУДОДЕЯНИЕ. Блуд (неосвященная таинством Брака плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины). Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

УБИЙСТВО. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (равнозначен убийству). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой. Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере. Жестокое слово, брань, издевательство, насмешка над чужим горем.

Центральное место в жизни православного христианина занимает участие в общей молитве и причастии. Оно совершается на каждой Литургии. Но приобщаться к таинству принято несколько раз в год - после серьезной подготовки. Молитвы, читаемые перед Причастием - важная часть процесса.


Что такое Причастие

Это Таинство, которое признают все традиционные церкви, а не просто благочестивый обряд. Совершается во время Евхаристии. Причастие - возможность для человека соединиться с Самим Христом. К этому стремится каждая христианская душа.

Чем же продиктована необходимость причастия для верующих?

  • Это пожелание Иисуса Христа, данное Им перед своим распятием, во время Тайной вечери.
  • Во время таинства происходит слияние человека и Бога - непостижимым образом, которое может быть познано только верой.
  • Прощаются и очищаются любые грехи, в которых принесено покаяние.
  • Детям также необходимо Причастие, но подготовка для них более щадящая.

Молитвы перед Причастием читаются во все время подготовки, которая занимает от трех дней до недели. Срок устанавливается священником, в зависимости от того, насколько он находит верующего готовым (или слабо подготовленным). Обычно, если прихожанин редко появляется на службе, не считает нужным придерживаться постов, его благословляют поститься в течение недели.

По-церковному этот период называется «говение». Это понятие включает не только телесное воздержание от некоторых видов пищи, но и духовую борьбу с грехами.


Что делать перед причастием

Надо вникнуть в свое внутреннее состояние. Взять под контроль эмоции, чтобы уста не произносили гневных и осуждающих слов. Читать Писание, разбирать его. Желательно отказаться от просмотра телевизора, пребывания на развлекательных сайтах, вообще любого праздного проведения времени.

У тех, кто постоянно живет церковной жизнью, проблемы другого порядка. Все делается по привычке - читаются молитвы перед исповедью и причастием, духовная подготовка может стать чем-то механическим, без участия души. Таким людям мудрые пастыри советуют чаще открывать Священное Писание. В первые века Церкви христиане гораздо больше времени посвящали его изучению, чем принято сейчас. Великим постом в храмах читают книгу пророка Исайи, это будет очень полезное чтение и во время говения.

На протяжении поста не надо выискивать грехи у тех, кто живет с вами под одной крышей, требовать от них исполнения церковных правил. Пост не должен становится поводом для гордости. Если человек хвалится своим воздержанием - это не то что угодно Господу. Что же сделать, чтобы получить благословение?

  • Накормить голодного.
  • Дать приют путнику.
  • Одеть того, кто в этом нуждается.

Конечно, здесь также подразумевается любая другая посильная помощь, которую христианин может оказать окружающим. Например, сегодня при разных храмах и монастырях действуют волонтерские программы, к которым можно присоединиться. Молитвы читаемые перед причастием таким человеком Господь обязательно примет, потому что он сотворит волю Божию.

Многие совершают ошибку, придавая основное значение тому, какие продукты нельзя есть. Доводят себя до состояния бессилия, срываются на домашних, коллег - это уже крайности, которых следует избегать. Такой пост не пойдет во благо, он лишь умножает грехи.


Какие молитвы читать

Какие молитвы читать перед причастием? Этот вопрос задают многие новоначальные. Чтобы не путаться, лучше купить специальную книжечку с нужными текстами. Она найдется в любой церковной лавке. Поскольку говение включает обязательное участие в церковных службах, можно носить ее с собой - читать, когда выдается время. Обычно в очереди на исповедь многие читают каноны.

Самым важным этапом является покаяние. Если священник может принять во внимание телесную немощь и «засчитать» пост, который совершался не по всем правилам, то без исповеди ни в одном храме к Чаше не допустят. Исключение составляют младенцы и люди, накануне принявшие крещение (но такое случается лишь раз).

Причастие - видимый знак невидимой духовной жизни, богообщения, в которое вступает член Церкви. Без стремления к улучшению, осознания своих грехов, такое общение является невозможным. Господь ждет от нас деятельного участия в собственном спасении. Он уже сделал все, что мог. Православные должны лишь прочитать молитвы перед Причастием, несколько дней попоститься и сходить на исповедь.

Молитвы читаемые перед причастием

Псалом 22

Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т. На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя. Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́. А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста. Угото́вал еси́ пре́до мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющим мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.

Псалом 23

Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная, и вси́ живу́щии на ней. Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть. Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? Или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою́, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́. Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́. Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля. Возми́те врата́, кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная; и вни́дет Царь Сла́вы. Кто есть сей Царь Сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни. Возми́те врата́, кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная; и вни́дет Царь Сла́вы. Кто есть сей Царь Сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь Сла́вы.

Псалом 115

Ве́ровах, те́мже возглаго́лах, аз же смири́хся зело́. Аз же рех во изступле́нии мое́м: всяк челове́к ложь. Что возда́м Го́сподеви о всех, яже воздаде́ ми? Ча́шу спасе́ния прииму́, и и́мя Госпо́дне призову́, моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его́. Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́. О, Го́споди, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабы́ни Твоея́; растерза́л еси́ у́зы моя́. Тебе́ пожру́ же́ртву хвалы́, и во и́мя Госпо́дне призову́. Моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его́, во дво́рех до́му Госпо́дня, посреде́ тебе́, Иерусали́ме.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́ия. (Трижды с тремя поклонами)

Настоящее покаяние

Перед обрядом покаяния в грехах существуют особые молитвы. Но специально читать их не нужно. Это сделает священник перед тем, как начать индивидуальную исповедь. Следует внимательно ее выслушать, когда батюшка скажет - вслух назвать свое имя. Затем каждый подходит к аналою (подставка, где лежат крест и Евангелие). Священное Писание и Распятие должны напоминать грешнику, что он находится перед лицом Самого Христа.

Многих охватывает понятное смущение, нежелание признаваться в грехах перед незнакомым человеком. Его следует преодолеть, называть свои промахи кратко, указывая не подробности, а самую суть. Священник же нужен по нескольким причинам:

  • Он является свидетелем вашего покаяния, исповедь же принимает Христос.

Люди часто склонны преуменьшать свою вину, а других очернять. Опытный священник не даст этому случиться, обличая человека, приводя к осознанию собственных, а не чужих промахов. В противном случае таинство превращается еще в один грех.

  • Духовник свидетельствует и о том, что Господь принял покаяние.

После окончания исповеди, священник накрывает склоненную голову христианина епитрахилью (часть облачения), читает разрешительную молитву. Также он имеет право не допустить до таинства, если имеются очень тяжкие грехи - это разврат, убийство (в том числе аборт), хула на Бога и родителей. Делается это для того, чтобы человек не причащался себе во вред, а не ради наказания. Епитимья дается как духовное лекарство - горькое, но необходимое для выздоровления.

Спасение души - вот цель, которой должен желать каждый верующий. Достигнуть ее непросто, но возможно. Средства спасения доступны всем - молитва, участие в богослужении, покаяние и Причастие. Спаси вас Христос!

Молитва перед исповедью (Преподобного Симеона Нового Богослова)

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Исповедь и причастие - важные религиозные обряды в христианстве. Верующие очищают душу от грехов, проходя через благословенное покаяние, и приобщаются к священнодействию, возводящему свое происхождение к Тайной Вечере. Однако необходимо правильно готовиться к этим обрядам. Известно, что если кающийся не будет полностью искренен - исповедь не возымеет действия, даже если священник прочтет все необходимые тексты. Общение с Господом через святые таинства меняет жизнь и приносит умиротворение. Молитвы перед исповедью и причастием настраивают душу на соответствующий лад.

Даже святые и праведные люди регулярно проходят через обряд покаяния. Известно расхожее мнение, что в подобных ритуалах человек нуждается, только если совершил сильные грехи. По меткому сравнению игумена Исаакия, если оставить стол в пустой закрытой комнате на неделю, то спустя время на столешнице обнаружится слой пыли. Так и .

Подготовка к ритуалам: каноны перед исповедью и причастием

Святые обряды сочетают с трехдневным постом, во время которого нельзя есть мясные и молочные продукты. Не лишним будет почитать Библию: в Ветхом Завете перечитав Десять Заповедей (Исход, 20: 2-17), а в Новом - Нагорную Проповедь (Матфея, 5-7), которая почитается многими христианами.

  • Канон Ангелу-Хранителю. Состоит из тропаря, седалена, кондака, икоса, восьми песен и завершается молитвой. Помимо обрядового значения, данные тексты читаются или поются для обращения к Ангелу-Хранителю за помощью.
  • Канон молебный к Пресвятой Богородице. Включает два тропаря, псалом, два кондака, столько же стихир, восемь песен и молитвы Божьей Матери. Написан в средневековье монахом Феоктистом Студитом, который помимо создания текстов гимнов и молитв описывал житие святых.
  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу. Часто используется священниками в качестве епитимии. Человек, повинный в тяжких грехах, подвергается духовному наказанию, и данный канон является одним из его видов. Верующие могут читать его и без указания священнослужителя накануне и после священных обрядов.

  • Какие молитвы читать перед исповедью: освобождение души от греховного груза

    Покаяние требует искренней веры и сосредоточенности. Однако подготовительным молитвам необходимо уделить не меньше времени. Лучше всего читать их в течении трех дней перед исповедью. Особо полезно для духовного тела произношение святых слов в ночь накануне назначенного священником дня.

    • Молитва «Перед исповедью» вдохновлена Господом преподобному Симеону Новому Богослову, жившему в X веке. Святой придерживался мнения, что ведущую роль в жизни христианина играет общение с Богом через молитву.
    • Молитва «О прощении забытых грехов» краткая, но ёмкая. Создатель изложил эти простые слова рукой преподобного Варсонофия Великого, святого монаха и подвижника VI века родом из грешной египетской земли.
    • «Последование ко Святому Причащению» включает в себя множество текстов молитв, канонов, кондаков, тропарей, псалмов. Для правильного чтения святых слов необходимо проконсультироваться со священником.

    Как правильно читать молитвы и каноны

    Перед обращением к Господу через святые тексты необходимо очистить помыслы от соблазнов и гордыни. Усмирите свое «эго», почувствуйте себя смиренными рабами Божьими. Уединитесь или соберите семью, если они также желают причаститься или исповедоваться. Совместные молитвы укрепляют узы брака и уберегают детские души от греховных мыслей. Выключите телефоны и другие электроприборы, чтобы они не отвлекали от праведного времяпровождения.

    Прегрешения сваливаются на человека незаметно: душа покрывается «пылью» и тяжкий груз давит на духовную оболочку, вызывая депрессии и проблемы со здоровьем. Какие , каждому христианину знать не менее важно, чем перечень канонов, используемых для подготовки к покаянию и причастию.

    В христианстве не всегда понятны не только новичкам, но и тем, кто уже давно крещен и даже регулярно посещает храм вместе со своими близкими. Однако подобный подход к служению Христу священники считают неприемлемым, ведь приняв веру, мы одновременно с вечной жизнью и благословением получаем ряд правил, которые должны исполнять. В христианстве невозможно классифицировать таинства по степени важности. Все они приносят только пользу человеческой душе, а значит каждый верующий должен принимать в них участие. Если вы зададите священнослужителю вопрос о таинствах и их последовательности, то вам, скорее всего, ответят, что первым шагом на пути к Господу является крещение, а вот вторым, несущим в себе огромную очистительную силу, можно считать причастие. Подготовка к нему занимает довольно длительный период времени и требует серьезного подхода. Верующий, желающий причаститься, должен совершить ряд манипуляций и обрядов, чтобы быть допущенным к одному из великих таинств. Наша статья полностью посвящена вопросу подготовки к причастию. Для начинающих данный текст может стать качественным руководством, который поможет сделать все в срок и соответственно церковным канонам.

    Причастие: суть церковного обряда

    Подготовка к причастию включает в себя несколько этапов, но любой служитель церкви посоветует вам не проходить их бездумно. В этом случае таинство теряет свою важность и становится бесполезным ритуалом, а такое отношению к причастию считается греховным. Поэтому тем, кто собирается совершить обряд впервые, рекомендуется перед изучением информации о подготовке к причастию узнать более подробно о самой сути таинства и его особенностях.

    Если говорить общими фразами, то причащение - это особый момент в духовной жизни верующего, когда он может соединиться с Творцом, получая таким образом заверение в своей вечной жизни. Можно сказать, что во время обряда христианин вкушает Тело и Кровь Христа, дабы приблизиться к нему. Начало этой традиции положил сам Иисус, прощаясь со своими учениками на Тайной Вечери.

    В Евангелии описывается, как он разломил хлеб и раздал его присутствующим, а затем разлил по чашам вино, назвав его своей кровью. Каждый из учеников вкусил хлеба и вина, причастившись, таким образом, впервые. Сегодня верующие, желающие иметь вечную жизнь, должны регулярно совершать это таинство. Без него невозможно спастись. Данный момент особо отмечен еще самим Иисусом Христом.

    Беглый взгляд на описываемый нами ритуал не позволит понять его сути и глубины. Со стороны кажется, что прихожане просто вкушают хлеб и пьют вино, но на самом деле под воздействием Святого Духа эти продукты трансформируются в Тело и Кровь Христовы. Это воспринимается как настоящее чудо, к которому может прикоснуться каждый истинно верующий в Бога.

    Основной смысл таинства заключается в том, что в процессе христианин получает духовную пищу, а также залог бессмертия своей души. В священных текстах написано, что быть уверенным в вечной жизни может только тот, кто сумел соединиться с Иисусом еще при жизни. Естественно, что и после смерти душа сможет сделать это.

    Подготовка к причастию в обязательном порядке включает в себя чтение Евангелия, чтобы вспомнить о самом первом в истории христианства причащении верующих.

    Святое Причастие: подготовка

    Как уже было отмечено ранее, готовиться к обряду необходимо в несколько этапов. При этом каждый из них должен проходить осознанно и оцениваться с точки зрения духовного, а не мирского. К сожалению, не все верующие таким образом подходят к таинству, поэтому даже после воцерковления не всегда могут назвать все пункты списка подготовки к такому важному христианскому ритуалу.

    Мы составили список, в который внесли все манипуляции и действия, необходимые для того, чтобы подойти к причащению в полном соответствии с предписанными церковью правилами:

    • домашняя молитва (подготовка к причастию включает в себя и церковные молебны);
    • соблюдение поста;
    • обретение и сохранение духовной чистоты;
    • исповедь;
    • посещение литургии.

    Кроме этого, существуют особенности и самой процедуры причастия, а также поведения после нее. Обо всем этом мы обязательно упомянем в дальнейшем.

    Количество причащений: сколько раз нужно участвовать в таинстве

    Подготовка к причастию и исповеданию очень важна, но обычно у тех, кто только недавно обрел веру, возникает резонный вопрос о возможной частоте участия в обряде. Многие догадываются, что совершать таинство можно не единожды, что существенно отличает его от крещения. Но все же остается непонятным, насколько регулярным должен быть ритуал, требующий такой тщательной подготовки.

    Священнослужители советуют делать это хотя бы один раз в месяц. Еще лучше, если вы станете причащаться еженедельно. Некоторым христианам подобное количество кажется излишним, но на самом деле трудно представить, как можно считать возможность соединиться с Христом и ощутить его близость тягостной обязанностью. Конечно, для начинающих подготовка к причастию и исповеданию - это нелегкий труд, требующий напряжения всех духовных сил и отчасти являющийся настоящим испытанием веры. Однако со временем ощущение благости, охватывающее человека после обряда, становится буквально необходимостью, без которой сложно существовать в миру.

    Поэтому новички могут совершать таинство четыре раза в год. Рекомендуется делать это во время больших постов, когда душе предписано трудиться и добровольно подвергаться определенным ограничениям. Особенно важна подготовка к причастию в церкви накануне Пасхи. В этот великий праздник совершить таинство должен каждый верующий. Считается, что без данного обряда христианин не может в полной мере проникнуться светом, который даровал всем людям на земле Иисус своим воскрешением из мертвых.

    Если вы только недавно пришли в храм, то знайте, что в каждом действии важна регулярность его совершения. К примеру, многие впервые причащаются после крещения, а потом надолго забывают об этой необходимости, считая, что уже выполнили все предписанное верующим. Однако подобное отношение к таинству в корне неверное, поэтому постарайтесь не терять ощущения благости, легкости и света, полученные в процессе вкушения Тела и Крови Христовых. Имейте в виду, что Господь видит не только наши поступки, но и намерения, а потому об их чистоте нельзя забывать. В современном мире очень легко запачкаться о сплетни, интриги, злость и зависть, к примеру. Снять с себя подобный груз можно только посредством участия в описываемом нами ритуале.

    Молитвенное правило

    В процессе подготовки к причастию молитвы являются очень важным элементом, который настраивает человека на нужный лад и ярко характеризует его намерения. Сразу скажем, что их негласно делят на домашние и церковные. И те и другие имеют большую силу, поэтому священники наставляют прихожан таким образом, чтобы они обязательно приходили в храм, где коллективная сила обращения к Господу возрастает в несколько раз, но параллельно уделяли время и домашней молитве.

    Дело в том, что в церкви каждый человек ощущает присутствие высших сил, а вибрации, вызванные произнесенными на службе, и мысленными обращениями обычных прихожан, являются настоящим энергетическим потоком. Он способен успокоить и залечить душевные раны, а также в буквальном смысле слова «смыть» любую негативную энергетику с человека.

    Дома молитва строится немного иначе. Она, естественно, обладает некой исцеляющей и очищающей силой, но одновременно требует большей сосредоточенности. Ведь среди мирских дел и забот обычному человеку довольно сложно отринуть все дела и полностью отдаться общению с Господом.

    Если вашей целью является подготовка к причастию, каноны должны читаться вами ежедневно. Некоторые верующие читают их только за день до совершения Таинства, но все же будет правильным начинать делать это как минимум за десять дней до обряда. Важными являются три канона:

    • к Иисусу Христу;
    • к Божьей матери;
    • к ангелу-хранителю.

    Текст перечисленных молитв можно найти в молитослове или на соответствующих информационных ресурсах. Но обычно верующие отлично знают их наизусть, хотя новичкам они довольно сложны для восприятия. К примеру, канон к ангелу-хранителю включает в себя восемь песен, три тропаря и молитву - и это еще далеко не все его составляющие. Поэтому в первое время разрешается в процессе домашней молитвы читать каноны с листа.

    Если вам сложно произносить все тексты целиком, то попробуйте взять по одной песне из каждого канона. Произносить их можно в любой последовательности, чередуя друг с другом.

    Среди молитв принято выделять Последование. Оно состоит из псалмов и непосредственно молитвенных текстов. Начало данного обращения к Господу выглядит следующим образом:

    В процессе подготовки к причастию каноны и Последование читаются каждый день в любое удобное для христианина время. Но все же лучше будет делать это в вечерние часы перед самым отходом ко сну, когда появляется возможность проанализировать прожитые сутки.

    Соблюдение поста

    На всех этапах подготовки к причастию и исповеданию молитвы, даже ежедневной, будет недостаточно. Поэтому обязательным условием допуска к Таинству является пост. Его должны соблюдать и мужчины, и женщины, а вот детишки до семи лет могут принять участие в обряде без предварительной подготовки. К тому же малыши допускаются к причастию первыми.

    Соблюдение поста - это осознанное действие, необходимое для того, чтобы проникнуться важностью предстоящего ритуала. Священники всегда порицают механическое следование правилам, причем даже пост некоторым прихожанам они рекомендуют особенный. В изначальном понимании слова «пост» заложено ограничение. Человек ради просветления и прославления Бога должен отказаться от необходимого и важного для него. В древние времена этой ценностью служила пища, поэтому постились люди, ограничивая себя в ней. Сегодня служители церкви рекомендуют отказываться от того, что вам очень дорого. К примеру, одним стоит закрыть все социальные сети на определенный промежуток времени, а другим - отказаться от интернета или покупок.

    Однако подготовка к причастию и исповеданию включает в себя классический вариант поста. За трое суток до Таинства под запрет попадают молочные и мясные продукты, а также яйца и блюда с их использованием. Для того чтобы поддерживать себя можно употреблять овощи и рыбу. Однако в вечерние часы перед причащением становятся запретными и морепродукты. С полуночи верующие должны отказаться от любой пищи и жидкости. Считается, что Тело и Кровь Христа очищают человека и освящают его только при соблюдении описанных выше условий.

    Несколько слов о духовной чистоте

    Подготовка к исповеди и причастию подразумевает воздержание от всевозможных увеселительных мероприятий. Церковь не запрещает своим прихожанам веселиться и находиться в отличном расположении духа, но, к сожалению, в процессе подготовки к таинству любые подобные мероприятия не способствуют сохранению духовной чистоты.

    Верующим стоит не только отказаться от походов в гости, театр, кино, но и существенно ограничить просмотр телевизора. Лучше, если вам удастся полностью избегать телевидения.

    Особо стоит обратить внимание на свое настроение и душевное состояние. В процессе подготовки к исповеди и причастию важно сохранить чистоту мыслей. Верующие должны контролировать такие чувства, как зависть, злоба, порицание и так далее. Избегайте осуждения своих близких и малознакомых людей, негативных высказываний и бранных слов. Из ваших уст не должно исходить ничего, что может оскорбить любого другого человека. Обычно сложнее всего контролировать свое настроение. Постарайтесь находиться в ровном и спокойном расположении духа, избегая всплесков эмоций.

    Свободное время рекомендуется проводить за молитвой и чтением церковных книг. Сколько сил тратить на данное занятие, решает сам человек. По этому вопросу не существует особого регламента или правил в церкви. Подготовка к причастию подразумевает и отказ от интимной близости между супругами накануне обряда. На временной интервал, предшествующий этому вечеру, запрет не распространяется.

    Исповедь

    Покаяние и осознание своего несовершенства - это непреложное условие совершения Таинства. В процессе подготовки к причастию грехи перед священником должен озвучить каждый, кто планирует принять участие в обряде. Примириться с Господом возможно только в процессе исповедания, который можно представить, как перечисление своих грехов перед священником. Он в свою очередь будет молиться за их искупление, что существенно отличает исповедь от обычной беседы со служителем церкви. Если у вас накопилось много вопросов к служителю церкви, то постарайтесь заранее договориться о встрече и разговоре. Обычно на исповедь собирается достаточно много народу, а потому обстоятельной беседы может не получиться. Поэтому новички, которые впервые совершают подготовку к причастию и исповеди, грехи, совершенные за годы жизни, вспоминают заранее и приходят в храм с полным осознанием своих дурных поступков.

    Любой человек, впервые задумавшийся об исповеди, понимает, что он далеко не всегда поступает правильно. В заповедях, дарованных Господом Моисею, перечислены все аспекты, которых должен придерживаться христианин. Если вы не соблюдаете хотя бы одну из них, то вам близко греховное поведение, а значит, пришла пора прийти в храм с покаянием.

    Интересно, что многие задумываются в процессе подготовки к исповеди и причастию, как составить полный список грехов. Однако служители церкви всячески осуждают подобный подход к таинствам. Дело в том, что в современном мире информационных технологий принято ко всему относиться механически. Поэтому часто используются уже готовые реестры грехов. В процессе подготовки к исповеди и причастию (как составить подобный список самостоятельно, многие даже не задумываются) такое отношение к великому таинству осуждается и не может быть характеристикой достойного христианина.

    Имейте в виду, что в процессе исповеди не нужно смущаться и придумывать правильные названия грехов. Как ни странно, но многие пытаются даже во время исповеди «держать марку» и не ударить в грязь лицом перед священником. Однако вести себя подобным образом не стоит. Из века в век список грехов практически не меняется, а служители церкви успели услышать о разных прегрешениях, поэтому их трудно чем-либо удивить или поразить.

    Даже те, кто не единожды совершает подготовку к исповеди и причастию (молитвы, пост, осознание грехов и так далее), не всегда могут воедино собрать все правила, которые помогут исповедаться перед Господом в полной мере понимания содеянного.

    В первую очередь стоит уяснить, что в буквальном смысле слова исповедь или покаяние звучит как «перемена ума». Поэтому необходимо понимать, что изменения в вашей жизни начинаются еще до прихода в храм. Если вы готовы потратить время на то, чтобы осознать неправедность жизни, значит, к моменту встречи со священником перемены уже начались.

    Не забывайте о том, что покаяние в основном касается смертных грехов, таких как прелюбодеяние, воровство, отречение от своей веры и так далее. Конечно, на исповеди необходимо перечислить и мелкие грехи, которые мы совершаем каждый день и даже не всегда осознаем, что поступаем неправильно. Будьте уверены, что подобные ошибки мы будем делать постоянно, и к этому необходимо быть готовыми. Довольно часто служители церкви советуют принимать свою греховность смиренно, ведь только Господь не имеет греха, а все остальные в той или иной мере склонны к ошибкам.

    Имейте в виду, что невозможно полностью раскаяться в грехах, если вы находитесь в ссоре с кем-либо. Конечно, священник примет у вас покаяние, и вы сможете причаститься, но на самом деле исповедь будет неполной. Постарайтесь перед походом в храм решить все конфликтные ситуации. Если это невозможно сделать из-за категорического отказа другого человека, то мысленно попросите у него прощения и сами простите его за все.

    Учитывайте, что после исповеди священник может назначить вам епитимью. Многие рассматривают ее как наказание, но она является в реальности возможностью очиститься и подготовиться к причастию. Епитимья назначается на определенный период времени и может представлять собой воздержание, чтение особых молитв или, например, совершение определенных поступков, сопряженных с благотворительностью.

    Когда мы говорим о причастии, то исповедь должна совершиться накануне таинства. В крайнем случае это можно сделать утром в день причащения. Но в данной ситуации вы должны точно знать, что священнослужитель сможет уделить вам время. В противном случае вы не примете участия в причастии.

    Божественная литургия

    После выполнения всех вышеперечисленных условий верующие должны прийти на литургию. Эта служба проводится с самого раннего утра и те, кто планируют причаститься, приходят на нее с пустым желудком. Выстоять службу нужно до конца и в заключительной ее части принять дары, которые и будут символизировать Кровь и Тело Христа.

    Правила поведения во время причастия и после него

    Отстояв литургию, верующие с почтением принимают дары. При этом не стоит креститься подле чаши, а руки удобнее и правильнее будет сложить на груди крестом. В процессе принятия даров важно произнести свое имя. Причем учитывайте, что оно должно быть таким, которым вы крещены.

    После того как вы отойдете от чаши, приблизьтесь к столу с просфорами. Возьмите одну и сразу же съешьте. Потом рекомендуется отойти от стола, чтобы не мешать остальным прихожанам довести таинство до логического завершения.

    Однако после совершения всех манипуляций церковь покидать нельзя. Не менее важным, чем принятие даров, является произношение благодарственных молитв, а также целование креста. С ним паству священник обходит в самом конце службы.

    Только после всего этого можно считать, что таинство свершилось. Служители церкви рекомендуют любыми силами попытаться сохранить ощущение, полученное в процессе причастия. Причем они утверждают, что каждое очередное причастие позволяет сделать это все легче и легче. В дальнейшем верующий сможет сохранять духовную чистоту и свет после причащения буквально ежедневно.

    Запрет на причащение: перечисляем категории христиан, кому будет отказано в участии в таинстве

    Не каждый желающий сможет принять участие в причащении. И об этих категориях лиц нужно знать всем, кто планирует начать подготовку к таинству. К примеру, допущены до принятия даров не будут верующие, пренебрегшие исповедью. Им не дана возможность прикоснуться к великому христианскому таинству.

    Отказано в обряде будет и тем, кто находится в бесчувственном состоянии. Также забыть о причастии придется и супругам, имевшим накануне интимную близость. Это препятствует сохранению духовной чистоты, а значит, не может считаться богоугодным деянием.

    Женщины с ежемесячным менструальным кровотечением должны тоже подождать с причащением. То же самое касается и людей, признанных бесноватыми. Если во время припадков они впадают в беспамятство и несут хулу, то священнослужители вынесут запрет на их участие в таинстве.

    Подготовка к причастию: памятка

    Итак, думаем, что вы уже в полной мере осознали, насколько непростым является процесс подготовки к причащению. А потому довольно легко запутаться в правилах, установленных церковью для тех, кто планирует принять участие в таинстве. Чтобы подвести закономерный итог нашей статье, мы составили небольшую памятку.

    Перед посещением храма проведите работу над осознанием своих грехов и классифицируйте их. Искренне раскайтесь в содеянном и только потом отправляйтесь на исповедь. Обязательно сохраняйте духовную чистоту перед таинством посредством молитвы и поста, а также после него благими делами.

    В церкви ни в коем случае не толкайтесь и не пытайтесь первым принять дары. Женщины должны тщательно соблюдать определенный стиль одежды: закрытые плечи, длинные юбки, покрытая платком голова. Не стоит ярко краситься и наносить губную помаду.

    Помните, что общение с Господом - это очень ценный дар, которым может воспользоваться каждый из христиан. Причастие способно полностью изменить вашу жизнь, поэтому не теряйте времени даром и сделайте этот важный шаг навстречу свету и духовному возрождению.

    Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к называется говением.

    Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

    Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

    Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

    три канона:

    • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
    • канон молебный ко Пресвятой Богородице
    • канон Ангелу Хранителю
    • Последование ко Святому Причащению

    Все это находится в Православном молитвослове.

    Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

    Пост

    Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

    Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

    Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

    Настроение и поведение

    Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

    Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля - священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

    Перед нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди - найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

    Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказать (с письменной подготовкой) ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

    Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный или праздничный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Необходимо подойти к священнику вне богослужения, побеседовать с ним и желательно отдельно специально поисповедоваться вне связи с Причастием, а потом уже по результатам этой исповеди, с благословения священника, готовиться и к Причастию.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

    Перед Святым Причащением и во время Святого Причащения

    Ещё до открытия Царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

    Если ребенок шумит и плачет, следует выйти из храма и не мешать богослужению и молитве других, можно побыть в другом помещении (церковном магазине) или на улице и зайти к началу Причастия.

    Маленьких детей до начала Причастия следует положить на правую руку. Придерживать их ручки и ножки от движений, помочь открыть их рот. После Причастия необходимо дать им выпить воды, а только после этого давать соску.

    Детей повзрослей необходимо научить крестообразно складывать руки и называть свое полное имя. Вообще, для того чтобы ребенок не боялся и не шумел в храме необходимо чаще с ним быть в храме, даже во внебогослужебное время, приучать его к церкви и молитвам. Необходимо помнить: духовное состояние ребенка зависит от духовного состояния родителей и близких, поведение ребенка вообще и в храме есть свидетельство церковности его семьи. Так что первое и «золотое» правило воспитания человека: начни с себя, и второе правило: покажи пример! На этом зиждется воспитание и светское и, конечно, в первую очередь духовное.

    После Святого Причащения

    По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего не крестясь целуется край святой Чаши и причастник отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

    До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

    В день Святого Причащения - вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.