Пинакотеке основанной в 1853 году. Пинакотека, Мюнхен: описание и отзывы

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) — самый высокий собор в МюнхенеВ 2004 году на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора и символа города - Собора св. Богородицы , или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе . На момент окончания строительства (в 1525 году) в соборе могло поместиться 20 тысяч человек, в то время как население Мюнхена составляло лишь 13 тысяч. Конечно, размеры Фрауэнкирхе поражают и сейчас, а о том, какое впечатление произвела церковь на своих современников, легко догадаться.




Фрауенкирхе - это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика - это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы - «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.

"Здесь как-то голо!", - испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует - женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.

Но еще более знаменитой церковь стала благодаря следу дьявола на полу собора. Легенда объясняет это договором между сатаной и архитектором, при котором последний должен построить храм без окон, который должен всегда быть освещен, и тогда дьявол не будет вмешиваться в его работу. Когда строительство было окончено, архитектор показал храм, в котором не было ни единого окна, и в то же время был светел, как днем. Дьявол рассердился и топнул ногой, после чего на полу собора остался след от его правой ноги.

Считается, что если наступить на этот отпечаток во время пребывания во Фрауэнкирхе, то весь последующий год будет на удивление удачным.

Вообще-то легенд было сразу две. По первой легенде, когда собор был построен, но не освящен, слонялся в этих местах сам Дьявол. За каким-то чертом, простите за тавтологию, занесло его в церковь. Зашел он в притвор - а там, если посмотреть на фотографию, есть место такое, где окна скрыты колоннами - и стал хохотать над незадачливыми строителями, которые так облажались, соорудив храм без окон. Ржал Сатана и ногой притоптывал. Так появился след черной пятки. Когда церковь освятили, стал туда валить народ. Сатана заинтересовался, снова прискакал, да увидел, что окна у церкви таки имеются, да еще какие! Рассвирепел демон, обратился ураганом и попробовал снести собор. Но силенок адовых не хватило. С тех пор все не унимается дьявол и иногда закручивается смерч возле ворот, да тщетно.

По второй легенде заключил Дьявол с архитектором церкви Гангхофером пакт. Со стороны Сатаны обещалась всяческая помощь в постройке здания, архитектор в свою очередь пообещал душу первого человека, который войдет в церковь. После завершения строительства хитроумный архитектор привел Сатану на то самое место в притворе и упрекнул "партнера", что он, дескать, натурально лоханулся и построил церковь без окон, и что хрен он получит, а не душу. Сатана распсиховался и коптыцем топ! Но поздняк метаться, контракт расторгнут!

Само кирпичное здание, построенное в стиле поздней готики, более ста метров в длину, 40 метров в ширину и почти 37 метров в высоту. По размерам почти, как дачка Шойгу, но скромнее, конечно. Интерьер церкви не создает впечатления бесконечного пространства, скрываемое 22 шестиугольными колоннами:

Интерьер очень аскетичен, но светел и легок, чего не ожидаешь от готических церквей.

Витражи показывают прихожанину различные сценки из жизни девы Марии:

Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм - это не балаган, - говорит церемониарий Антон Хеклер. - Месса во Фрауенкирхе - пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?

По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100-200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15-20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она - символ герцогской власти.

Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», - улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.

Главный орган в западной эмпоре. Построен в 1994-м году. Выглядит модерново:

Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра - любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.

Кенотаф (символическая могила без останков) Императора Баварского Людвига. Останки императора находятся здесь же в крипте церкви:

Кенотаф построен в 1622-м году по заказу герцога Альбрехта четвертого. Во главе ансамбля находится бронзовая статуя самого Альбрехта, из чего становится ясно, что Альбрехт энтот не такой уж и ровный пацан с уважухой к старшакам, а просто самовлюбленный эгоист, торгующий своей образиной на могиле авторитетного пацана в законе Людвига:

Адрес: Германия, Мюнхен
Начало строительства: 1468 год
Окончание строительства: 1525 год
Архитектор: Йорг фон Хальсбах
Высота: 100 м
Координаты: 48°08"18.9"N 11°34"24.5"E

Содержание:

Краткое описание

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург .

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Собор Фрауэнкирхе - история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году . Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Собор Фрауэнкирхе - архитектура

Не один современный архитектор не сможет сказать, что фасады собора не вызывают восхищения готическим стилем. Величественность, строгие линии и, даже можно сказать, какая-то леденящая душу красота, просматривается в каждой детали здания. Несмотря на фасад здания, внутренний интерьер храма разочаровывает многочисленных туристов. «Этот храм какой-то убогий», «Здесь не уютно и холодно», «Наверное, мы оказались не в католическом храме», - такие слова довольно часто произносят многие гости Мюнхена, которые впервые переступили порог символа столицы Баварии, собора Фрауэнкирхе.

Фасад собора

Как уже говорилось выше, даже коренные жители города не жалуют своим вниманием эту главную достопримечательность. Аскетичность внутреннего убранства, надменное отношение к верующим священнослужителей, не может привлекать паству в стены собора. Во время воскресных богослужений на скамьях, рассчитанных на 4 тысячи человек, с трудом удастся сосчитать 80 прихожан. Во время вечерних богослужений Фрауэнкирхе практически пуст: лишь 10-15 престарелых женщин слушают возносящиеся к богу молитвы. Они приходят сюда лишь потому, что живут в находящемся неподалеку от собора приюте.

Несмотря на все вышеперечисленное, именно из этого собора ведутся многочисленные трансляции богослужений, посвященных самым значимым католическим праздникам. Церемониария собора Фрауэнкирхе можно назвать бухгалтером, режиссером, сценаристом и постановщиком. Кроме этого, он надменно утверждает, что именно собор Фрауэнкирхе должен быть примером для подражания всех католических храмов . «Внутреннее убранство храма – это не цирковая площадка, где все должно быть разукрашено яркими красками. Месса, не клоунада, ее нельзя сокращать, во время нее нужно сидеть и слушать в полной тишине», - сказал, как-то в своем интервью церемониарий Антон Хеклер. Именно он стал первым служителем католической церкви, который со скрупулезностью подсчитывал на персональном компьютере сумму, необходимую для причащения прихожан. К слову, официально зарегистрированный приход Фрауэнкирхе насчитывает менее 400 человек.

Главный вход в собор

Тесная связь собора Фрауэнкирхе с властью, которая длится уже более 400 лет, отталкивает молодежь. Из всего прихода насчитывается менее 30 прихожан, не достигших возраста 18-ти лет. Иначе и быть не может в соборе, где перед главным престолом находится огромное надгробие короля Людвига Баварского, которое полностью закрывает главное место в храме. Кроме этого над надгробием был установлен флаг Баварии: стяг практически полностью скрывает от паствы престол. В свое время Максимилиан I решил в соборе Фрауэнкирхе возвести странного вида памятник, на котором были изображены черепа и готовые к битве рыцари. Этот монумент должен был символизировать собой усыпальницу Виттельсбахов. Максимилиан I был одним из тех политиков, который понимал, насколько выгодно объединить власть и церковь. Он даже не скрывал своих взглядов, и над устрашающим темным памятником возвел триумфальную арку. Эта арка в храме Фрауэнкирхе должна была показать верующим тесную и неразрывную связь между земной и небесной властью.

Прочитав все вышеизложенное, у многих людей, которых приведут в Мюнхен, может сложиться мнение, что собор Фрауэнкирхе не заслуживает внимания. Однако это совсем не так. После прогулки по Мариенплац и посещения ее многочисленных достопримечательностей и бутиков, следует обязательно зайти во Фрауэнкирхе.

Вид на южную башню собора с Либфрауэнштрассе

Во-первых, такого резкого контраста не встретишь более нигде в мире, а во-вторых, будет непростительной ошибкой не запечатлеть на фото внешний фасад собора, построенного в стиле «бескомпромиссной готики». Особый интерес вызовет у ценителей музыки и хорового пения акустика этого уникального, в своем роде, архитектурного сооружения. Увы, там не получиться послушать музыку Баха, слишком быстрый темп его произведений, огромное пространство помещения сливает в единый гул. В одном из интервью регента Фрауэнкирхе, опубликованном в мюнхенской газете, говорится о том, что «Бах в соборе сильно бьет по ушам». Оценить всю прелесть хорового пения или музыки можно только по мессе Вольфганга Моцарта или вознесенным к богу хоралам, относящимся еще к грегорианской эпохе.

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал

Наряду со всемирно известным Октоберфестом (Oktoberfest) - самым большим народным гулянием в мире и Мариенплац (Marienplatz) - центральной площадью Мюнхена в этом городе есть еще знаменитый Собор святой Богородицы. Это одна из самых популярных достопримечательностей баварской столицы. Именно о нем сегодня пойдет наш рассказ.

Строили собор Св. Богородицы, больше известный как Фрауэнкирхе, с 1468 по 1525 год. Длина этого кирпичного сооружения составляет 109 м, ширина — 40 м. А его высота без учета знаменитых бышен ровняется 37 м. В опровержение давней легенды, что башни сильно различаются по высоте, в действительности они почти одинаковые. Высота южной составляет 98,45 м, а северной — 98,57 м. Существует великое множество интересных изображений собора святой Богородицы на открытках и сувенирах. Часто в основе таких рисунков сюжет тех самых башен-близнецов, давно превратившихся в своеобразный символ баварской столицы. «Мои любимые аспарагусы» (спаржа. пр. авт.), как называл их баварский курфюрст Макс III Йозеф.

Трагическое происшествие

Говорят, решение о строительстве собора было принято после одного трагического случая. На месте Фрауэнкирхе прежде стояла куда более скромная по габаритам церквушка. По праздникам в нее набивалось столько народу, что не расчитанная на постоянно растущую толпу прихожан, она буквально трещала по швам. Однажды, когда в храм собралось особенно много верующих, послышались крики «Пожар!». Люди рванулись к единственному выходу из церкви, в результате чего произошла жуткая давка. В итоге пострадало много человек. Кому-то изрядно намяли бока, кому-то оттоптали ноги. А одну совсем еще юную девушку, будто бы первую красавицу города, задавили насмерть. Ясно, что без последствий это происшествие остаться не могло. Да и голоса о необходимости новой, более вместительной церкви становились все громче. А уже вскоре начался и сбор необходимых для строительства средств.

Интересно, что сегодня собор Святой Богородицы уже не производит впечатления того импозантного сооружения, каким оно, без сомнения, являлось раньше. А все дело в том, что его со всех сторон окружают современные здания. Кстати, в Мюнхене по-прежнему нельзя возводить здания выше Фрауэнкирхе! Так что церковь оказалась зажатой как бы в кольцо, и охватить ее полностью взглядом на сегодняшний день не представляется возможным. Впрочем, знаменитые купола-маковки видны издалека. Под одной из них на полу чердака лежит тяжелая деревянная балка, с которой связана одна занятная история.

В свое время эта балка входила в конструкцию перекрытия. Но когда башня была готова, мастер-плотник по-имени фон Штранбинг (von Stranbing) взял и вынул ее оттуда. Сделал он это с одной единственной целью — доказать всем какой он был на самом деле непревзойденный специалист. При этом он, будто бы, заявил, что теперь никто не сможет сказать, где она лежала. И будто бы до сих пор никто так и не смог этого сделать

Вокруг божьего храма практически всегда гуляет ветер. Иногда его порывы срывают с зазевавшихся туристов кепки и шляпы, и, словно, издеваясь над людьми, катают их по мостовой. Почему только у гостей баварской столицы, спросите вы? Да потому, что жители Мюнхена прекрасно осведомлены об этой скверной особенности окрестностей церкви. А посему своевременно придерживают головные уборы руками. Известна им и старинная легенда, связанная с внезапно налетающими на посетителей собора мини-вихрями...

Шторм и дьявол

Строительство Фрауэнкирхе подходило к завершению, когда весть о ней достигла ушей владыки преисподней.

Что! Еще одна церковь в Мюнхене! — взревел рогатый и в бешенстве пнул копытом, принесшего ему дурную весть чертенка. — Их там и без того хоть пруд пруди!

Когда же дьяволу стало известно, что новый храм посвящался святой Деве Марии, проклятиям его не было конца. Уж очень боялся нечистый, что приток грешников в адские чертоги после сдачи в эксплуатацию новой церкви начнет неумолимо сокращаться. Допустить такого он просто не мог. Однако, вспомнив свои прежние поражения в подобного рода «разбирательствах» с небесными силами, сатана решил заручиться поддержкой. Нужного помощника он приобрел в лице северного штормового ветра. Договорились, что черт ворвется в еще не освященную церковь и начнет крушить ее изнутри. А шторм должен будет заняться фасадом здания. Когда же дьявол влетел под своды Фрауэнкирхе, он в недоумении остановился под церковным органом. С толку его сбило то обстоятельство, что он не увидел в новом храме ни одного окна. На радостях черт так топнул ногой, что на каменном полу остался глубокий след!

Эти неумехи забыли сделать в новой церкви окна, - захохотал нечистый. — Какой же верующий станет здесь молиться?

Сказав это, дьявол провалился сквозь землю. Каково же было его удивление, когда в день открытия собора святой Богородицы народ повалил туда толпами. Тут только нечистый додумался взглянуть на новую церковь со стороны. И к своему великому гневу обнаружил, что окна у здания имелись в достатке. Однако изменить что-либо дьявол был не в силах. Ибо Фрауэнкирхе к тому времени уже была освящена. Но вот шторм, в отличии от сатаны, не может успокоиться и по сей день. Поэтому вокруг здания практически всегда ветрено.

Тойфельстритт

Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.

Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно. Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой... сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.

На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.