Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий (Тихонов Михаил Анатольевич). Блаженный феодорит, епископ киррский Осуждение и оправдание

Блаженный Феодорит Кирский (387 - ок. 458) - один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия.

Родился в Антиохии в 387 году в благородном, богатом и благочестивом семействе. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 года, когда был взят оттуда против воли и рукоположен в епископа Кирского.

Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии, заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, построил несколько портиков дли народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.

Владыка Феодорит также нередко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте и тринадцать при епископе Иоанне, с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием, он был в особенно тесных дружеских отношениях.

По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в 431 году в Ефесе составлялся уже Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не явились, за что, соборным определением, были лишены церковного общения.

Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским святителем Кириллом. Когда последний написал послание Акакию Беррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры епископ Феодорит убедился в его Православии и навсегда примирился с ним. При этом он не расторгнул однакож личного общения и с Несторием, хотя тот уже был лишен епископского престола и объявлен ересеначальником. За это, по указу царя, Феодорит лишен был права участвовать в соборном управлении Церковью и выезжать за пределы своей паствы.

Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой, возник новый спор Константинопольского архимандрита Евтихия и Дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. В 448 году Поместный Собор в Константинополе осудил Евтихия, но в следующем году состоялся новый Собор в Ефесе, оправдавший Евтихия и низложивший его противников. Феодорит, как один из главных противников евтихианства, был также низложен, а император Феодосий Младший предписал ему оставить свою паству и жить безвыходно в монастыре, где он некогда получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на царские престол Маркиана.

Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в 451 году. На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева. Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему. Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кир, он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около 458 года.

В 553 году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью счел православным.

Преосвященный Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клиросе.

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2002-2005 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.

В ноябре 2006 г. направлен на обучение во Францию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. В 2009 г., получив степень магистра, вернулся в Московскую духовную академию, где обучение экстерном совмещал с преподавательской деятельностью. Преподавал латинский и французский языки с 2009 по 2016 г.

16 марта 2010 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феодорит в честь священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского.

1 апреля 2010 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 15 февраля 2012 г. ― в сан иеромонаха. Постриг и рукоположения совершил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

преподаватель МДА (2009-2016);секретарь ректора МДА (2010-2016);помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и Высшим Церковным Советом (2010-2016);члена инспекционных комиссий духовных семинарий;координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в Скопинскую епархию Рязанской митрополии.

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

благочинный монастырей Скопинской епархии;секретарь епархиального совета;председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;секретарь епархиального суда;секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;секретарь ставленнической комиссии;заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;преподаватель Рязанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) избран Преосвященным Скопинским и Шацким.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофиемвозведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 18 августа 2017 г. в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Хиротонисан 19 августа за Божественной на Соборной площади г. Выборга Ленинградской области. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

22 августа в Скопине встречали правящего архиерея – епископа Скопинского и Шацкого Феодорита. Его хиротония состоялась тремя днями ранее – на праздник Преображения Господня.

Нового архиерея на границе Скопина встречали главы городской и районной администраций, а в Сретенском кафедральном соборе его ожидало духовенство и миряне. В соборе владыка совершил свою первую общественную молитву – возглавил молебен в сослужении благочинных, руководителей отделов и других священнослужителей епархии.

От лица духовенства нового архипастыря приветствовал протоиерей Иоанн Звонов, настоятель скопинского Георгиевского храма. Батюшка пожелал новому предстоятелю епархии Божией помощи в трудах. «В свою очередь, мы, как пастыри, священники, как Ваши помощники, будем трудиться на ниве Христовой, нести служение перед Богом под вашим святым омофором», - заключил отец Иоанн.

В ответном слове епископ Феодорит подчеркнул, что с большим трепетом приступает к тому служению, которое Господь на него возлагает.

Владыка – уроженец поселка Октябрьский Скопинского района, его детские годы проходили в тех местах, где он теперь будет нести свои архипастырские труды. Новый глава епархии поделился воспоминанием, что с самого детства, когда он стал посещать храм, в молитвах всегда просил о том, чтобы принести пользу именно на родной земле.

«Управляющий епархией – это и архиерей, и епископ. Мы привыкли, что это синонимы, но на самом деле – это два разных служения. Епископ с греческого переводится как «тот, кто смотрит, надзирает над делами». То есть это – больше административная обязанность. И здесь, конечно, у епископа много трудов. Но эти труды будут тщетны, если не будет соработников», - особо отметил епископ Феодорит и добавил, что не будет пренебрегать советами священников, многие из которых старше его по возрасту и по священнической хиротонии.

«Другое служение – это архиерейство, то есть служение « первого иерея» , – продолжил епископ Феодорит. – И здесь управляющему епархией нужно смотреть за богослужением и быть самому примером, как его нужно совершать. По долгу своего служения, по обязанности епископской я буду смотреть, как благочинно проходят богослужения в храмах нашей епархии. Буду посещать приходы, общаться с настоятелями, выслушивать и их, и всех прихожан».

В заключение епископ Феодорит рассказал о многочисленных направлениях работы, которые предстоит активно осуществлять в епархии, и попросил молитвенной поддержки от духовенства и мирян, оговорившись, что и здесь он ожидает не формального, а искреннего подхода от каждого.

После молебна в Сретенском соборе владыка в сопровождении духовенства прибыл в Скопинское епархиальное управление.

Дата рождения: 21 ноября 1980 г. Страна: Россия Биография:

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клирос

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

  • преподаватель МДА (2009-2016);
  • секретарь ректора МДА (2010-2016);
  • помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

  • ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);
  • ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и (2010-2016);
  • члена инспекционных комиссий духовных семинарий;
  • координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в .

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

  • благочинный монастырей Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального совета;
  • председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального суда;
  • секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;
  • секретарь ставленнической комиссии;
  • заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;
  • преподаватель Рязанской духовной семинарии.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве управляющим делами Московской Патриархии в сан архимандрита.