Евгений онегин они сошлись волна и камень.

2 сентября в Санкт-Петербурге состоится одно из ярких и непримиримых противостояний нашего чемпионата - матч "Зенит" - "Спартак" . Мы решили вспомнить самые яркие и знаковые матчи этого противостояния, которые прошли в Санкт-Петербурге в рамках чемпионата России.

"Зенит"- "Спартак" - 1:2 (1996)

В сезоне 1996 "пионерский отряд Георгия Ярцева" вел борьбу за "золото" чемпионата с владикавказской "Аланией". К последнему туру команды подошли с равным количеством очков. "Спартак" отправился на матч в Санкт-Петербург и уже на 3 минуте пропустил гол. Через несколько минут Денис Зубко должен был забивать второй гол, но "красно-белых" спас Александр Филимонов. Он же спустя пару минут отразил опасный выстрел Хомухи. На тридцатой минуте Тихонова сбили у угла штрафной площади, и он в своем фирменном стиле, неожиданно, пробил в ближний угол, Роман Березовский не смог отразить удар. Счет сравнялся, и гостевая трибуна взорвалась от восторга и зажгла файеры. Кстати, во время матча фанаты "Спартака" вывернули наизнанку модные тогда "бомбера" и, практически, вся трибуна была окрашена в оранжевый цвет. Во втором тайме скорости еще больше возросли, команды вообще не задерживались в центре поля. Опасные моменты возникали то у одних, то у других ворот. "Алания" в параллельном матче побеждала, и "Спартаку" нужна была только победа. На 73 минуте Егор Титов наносит обводящий дальний удар, и мяч влетает в нижний угол ворот "Зенита". Удар был не очень сильным, что позволило некоторым фанатам много лет обвинять Романа Березовского в том, что оба гола он пропустил специально. Через десять минут Головской сбивает убегающего Зубко, но получает только желтую карточку, после чего на поле выскакивает болельщик "Зенита" и кидается с кулаками к судье матча Фролову. Его уводят, а на последней минуте матча Филимонов спасает команду после дальнего удара Сергея Попова, отбивая мяч на угловой, после чего судья сразу же дает свисток. И с трибун в него сразу летят бутылки, а игроки "Зенита" пытаются оказать на него физическое воздействие. Рефери уводят под охраной милиции. "Спартак" побеждает и через несколько дней на этом же стадионе обыграет в "золотом матче" "Аланию".

"Зенит" - "Спартак" - 4:2 (2016)

Один из самых шикарных матчей данного противостояния, который в итоге стал скандальным благодаря ошибке главного рефери матча. Игра превратилась в триллер с первых минут. Ещенко играет рукой в своей штрафной площади - Кришито с пенальти открывает счет. Лодыгин неудачно отбивает мяч после удара Промеса со штрафного, и Боккетти сравнивает счет. Дзюба, по традиции, забивает очередной гол в ворота "Спартака", как в ответной атаке, после углового Зе Луиш головой отправляет второй мяч в ворота Питера. В середине второго тайма Жулиано и Витсель разыгрывают шикарную комбинацию, и бельгиец выводит "Зенит" вперед. Сразу же, после очередной ошибки Лодыгина, Глушаков с Промесом должны были сравнивать счет. А на восемьдесят шестой минуте произошла кульминация игры. Кришито сбивает убегающего от него Промеса, за что должен был бы получить вторую желтую карточку. Но свисток судьи промолчал, а вместо этого питерцы организуют контратаку, и Ещенко нарушает правила в своей штрафной площади, а судья ставит второй пенальти в ворота "Спартака". Жулиано устанавливает окончательный счет в этом матче.

Embed from Getty Images

"Зенит" - "Спартак" - 1:4 (2006)

Первый матч Владимира Быстрова против "Зенита" в родном городе. Кроме этого, это был первый матч "Спартака" после увольнения Старкова и назначения, в очередной раз, Владимира Григорьевича Федотова, который удивил всех тем, что вышел на матч с тремя центральными защитниками. А кроме этого, как гласит легенда, он перед матчем сказал своим подопечным: "Хватит пулять мяч вперед на одинокого Рому (Павлюченко -прим.ред), опустите мяч вниз и играйте в пас". На третьей минуте после подачи со штрафного Ширла, Ковальчук срезает мяч в свои ворота, "Зенит" выходит вперед. Через пару минут Кержаков едва не забивает второй гол. В центре поля происходит столкновение Радимова и Быстрова, после которого каждое касание мяча "спартаковцем" стадион встречает оглушительным свистом. На тридцать пятой минуте именно Быстров зарабатывает пенальти в ворота своей бывшей команды. Павлюченко с точки точен. Первый тайм заканчивается массированным наступлением "Зенита": Власов из штрафной бьет "по воробьям", удар Ширла отражает Ковалевски. А на первой минуте второго тайма гости проводят быструю контратаку, и Пьянович с передачи Быстрова выводит "Спартак" вперед. Ковалевски отражает удары Кержакова и Аршавина. А Быстров спасает "красно-белых", принимая на себя удар Кержакова из штрафной площади, когда Войцех Ковалевски уже не мог бы отразить мяч. Буквально сразу контратака, и счет становится 1:3. Вышедший на замену Баженов сначала сам ассистирует Пьяновичу, а через три минуты устанавливает окончательный счет в матче - 1:4.

"Зенит" - "Спартак" - 5:0 (2012)

Самая крупная победа на данный момент в рамках чемпионата России между этими командами. "Зенит" встречался с вице-чемпионом, которого только-только возглавил Унаи Эмери. Команды выиграли первые три матча и выходили на игру лидерами чемпионата, но по факту на поле властвовала и царила и доминировала только одна команда - "Зенит". Хозяева переиграли гостей не только в центре поля, но и полностью подавили фланги "красно-белых". Канунников, который в этом матче, играл на позиции центрфорварда, уже на пятнадцатой минуте продавил оборону "Спартака" и открыл счет в матче. После чего у ворот гостей пошла круговерть, и если бы не самоотверженная игра голкипера Диканя, то счет был бы неприличным еще до перерыва. В самом начале второго тайма Владимир Быстров, который вернулся в "Зенит" в 2009 году, в очередной раз переигрывал на фланге Сослана Гатагова и забил второй гол. После этого, Губочан свалил в штрафной Эменике, пенальти вызвался исполнить Динияр Билялетдинов, который не смог переиграть Вячеслава Малафеева. Тот час же Широков шикарным "парашютом" отправил третий мяч в ворота Диканя. Макгиди получил красную карточку за прыжок двумя ногами в ногу в Файзулина, и "Спартак" полностью развалился. Эмери метался на бровке и пытался заменами хоть как-то изменить игру, но в действиях "красно-белых" царил лишь сумбур. "Зенит" же, напротив, начал "добивать" соперника. Каннуников, Быстров, Широков упускали раз за разом отличные моменты, пока не настал час Виктора Файзулина, который забил четвертый и пятый мячи в ворота гостей.

Embed from Getty Images

"Зенит" - "Спартак" - 2:3 (2012)

Матч предпоследнего тура переходного чемпионата, более известного, как "Полторашка". Напомним, что весенняя часть чемпионата прошла в двух группах: в одной бились за медали, в другой - за выживание. "Зенит" за два тура до этого матча стал чемпионом, но празднование руководство санкт-петербургского клуба отложило как раз на день матча со "Спартаком". Игроки обещали болельщикам, что преподнесут им победу. "Спартак" перед матчем набрал всего одно очко в трех играх и располагался на четвертой строчке в турнирной таблице. Капитаном команды в этом матче Валерий Карпин выбрал…Артёма Дзюбу. Уже на двенадцатой минуте Широков должен был открывать счет, но попал в перекладину ворот Артёма Реброва. Но на двадцать третей минуте счет был открыт. Кришито простелил в штрафную, и Кержаков переправил мяч в сетку ворот. Этот гол стал для него сотым в чемпионатах России за "Зенит". Конец первого тайма и начало второго осталось за "Спартаком". По воротам били Дзюба, Билялетдинов, Макгиди. На семидесятой минуте Эменике берет игру на себя, проходит по правому флангу, простреливает на Дзюбу, который отпасовывает Кириллу Комбарову, а тот простреливает на Билялетдинова. Удар, и счет становится 1:1. Стадион засвистел и погнал "Зенит" на штурм ворот "Спартака". И через десять минут Файзулин падет в борьбе с Дмитрием Комбаровым, и судья, после долгих раздумий назначает пенальти. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер стоя наблюдает за исполнением пенальти будущего главного тренера "Зенита" Сергея Богдановича Семака. Ребров едва не отражает 11-метровый, после чего сцепляется на поле с Кержаковым. "Красно-белые" сразу идут в атаку, Макгиди навешивает, мяч мечется по штрафной и отскакивает к Эменике, который и отправляет его в сетку. На радостях нигерийский нападающий "Спартака" несется к трибунам и стучит себя по руке. Судья Казьменко удаляет игрока с поля, посчитав, что тот показал трибунам неприличный жест. А через пять минут, на последней минуте основного времени, случилась развязка: Дмитрий Комбаров перехватил мяч в центре поля, прорвался по левому флангу и прострелил на Дзюбу. Артём остановил мяч и выкатил его под удар Кариоки, который и отправил победный мяч в сетку "зенитовских" ворот. Таким образом "Спартак" подпортил праздник чемпионства в Санкт-Петербурге, а в следующем туре после победы над "Локомотивом" и поражения ЦСКА, занял второе место в чемпионате.

"Зенит" - "Спартак" - 5:1 (2017)

"Спартак" в ранге чемпиона приехал в Санкт-Петербург и был уничтожен командой Роберто Манчини. Хотя поначалу ничего не предвещало разгрома. "Зенит" повел в счете на тридцать пятой минуте, когда провалилась оборона "Спартака", и Кокорин убежал на рандеву с Ребровым, после этого Луис Адриано должен был сравнивать счет, но не попал в ворота, а в ответной атаке Ерохин отправил второй гол в ворота гостей. Во втором тайме игра "Спартака", как и его оборона, попросту развалилась. Кришито и Кузяев довели счет до разгромного. Промес с пенальти размочил счет, но лишь для того, чтобы все увидели забавный автогол Артёма Реброва. Смольников навесил в штрафную площадь, а голкипер "Спартака", пытаясь поймать мяч, свалился вместе с ним в ворота, став на пару недель объектом различных мемов. В самом конце матча Луис Адриано жестко сыграл против Терентьева, на помощь к которому ринулся Смольников, после чего на поле завязалась самая настоящая драка. Смольников и Адриано были удалены. Таким образом первое итальянское противостояние в рамках чемпионата России закончилось победой "Зенита". После этой победы все российские спортивные средства массовой информации и самые разнообразные футбольные эксперты отдали санкт-петербургскому клубу корону чемпиона России. А по факту, для "Зенита" это оказалась "пиррова победа", забив пять мячей в ворота московского "Спартака", в итоговой таблице чемпионата "Зенит" оказался ниже своего соперника и занял лишь пятое место.

Анатолий Горсков

1. Сходство и различие двух героев романа.
2. Ленский — романтический идеал поэта.
3. Онегин — светский человек.

Онегин и Ленский — герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — две противоположные личности: Один — юный мечтатель, а другой — разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего? Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу

...взаимной разнотой они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны...

Именно непохожесть друг на друга изначально притягивает героев. А затем выясняется, что

...Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...

И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете — одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной»

Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя. Длинные волосы в те времена носили те, кто презирал светскую моду и отказывался следовать общепринятым канонам.

Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «... ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред». Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта.

Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров»

О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне...

У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку. С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему. Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты. Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем. Все влечет их к размышлениям:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира:

Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского. Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него — это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу — милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении. Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина. Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла. Для него дуэль — это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра.

Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что

... над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться». А он должен был показать себя

Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести. Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души — Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга — продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала. Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека:

В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганный халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел...

Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни. А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности — от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.

В строках из «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» выражено не просто противопоставление. В них показаны противоборствующие стихии. Пушкин в начале завязки предупреждает читателя, что эти два человека, и - две противоположности не смогут ужиться друг с другом. Они не просто разные. Волна, разбиваясь о камень, откатывается назад, успокаивается, как бы погибает.

Но эти удары волн не проходят бесследно, они со временем подтачивают камень. Лед и пламень и вовсе «две вещи несовместные». Лед от тепла тает и заливает пламя. Так гибнут оба.

Онегин не погиб. После выстрела он жил довольно долго, пытался найти свое место в этом мире. Но что-то в его душе после убийства Ленского все равно надломилось.

Стихи и проза – это, безусловно, характеры главных героев. Возвышенный и поэтически настроенный, романтик в душе – это Владимир Ленский. Скептик, излишне приземленный и разуверившийся – Евгений Онегин.

Эти строки стали почти крылатыми. Так говорят о людях, совершенно непохожих друг на друга. Но именно так и бывает, что люди с противоположными мировоззрениями и с различным темпераментом тесно сближаются друг с другом, становятся неразлучными . Потому что даже в противоположностях находится что-то общее, что удерживает их друг возле друга.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом.

1. Сходство и различие двух героев романа. 2. Ленский - романтический идеал поэта. 3. Онегин - светский человек. Онегин и Ленский - герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - две противоположные личности: Один - юный мечтатель, а другой - разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего? Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу...взаимной разнотой они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны... Именно непохожесть друг на друга изначально притягивает героев. А затем выясняется, что...Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете - одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной» Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя. Длинные волосы в те времена носили те, кто презирал светскую моду и отказывался следовать общепринятым канонам. Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «... ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред». Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта. Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров» О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне... У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку. С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему. Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты. Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем. Все влечет их к размышлениям: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И тайны гроба роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира: Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства, Порывы девственной мечты И прелесть важной простоты. Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского. Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него - это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу - милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении. Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина. Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла. Для него дуэль - это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра. Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что... над любовью робкой, нежной Так подшутил вечор небрежно. А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться». А он должен был показать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести. Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души - Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга - продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала. Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека: В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганный халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Пил, ел, скучал, толстел, хирел... Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни. А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности - от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.