Портреты из фруктов. Лица из фруктов, овощей и цветов

Джузеппе Арчимбольдо и его творчество

Портрет монарха Рудольфа П, сложенное из овощей и фруктов

Маньеризм - всегда искусство высокой игры. И никогда не сводится к простому соответствию зримого и сущего. Это искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук.
Не кто иной, как Арчимбольдо, изобрёл цветомузыкальный клавесин, игра на котором вызывала различные цветовые эффекты. Это искусство искало синтеза, но так и не обрело его. Оно предлагало смелые решения, но порой заходило в тупик.
Родился Джузеппе в Милане в 1527г. в патрицианской семье. Получил уроки искусства в мастерской отца. С 1562г. работал при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II. В 1591г. получил графский титул.
Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий.
В то же время он - инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.
В 1570г. Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон в 1575 году после смерти Максимилиана II.
Искусство было вечной любовью сына Максимилиана - Рудольфа II, он отдал под мастерские часть дворца и способствовал тому, что в Праге сложилось тесное сообщество художников, получивших впоследствии название "рудольфинцы".
Лучшая, может быть, работа Арчимбольдо - его портрет Рудольфа.

Он кажется, на первый взгляд, не очень соответствующим представлению об императорском величии и парадном искусстве.
Вот отзыв искусствоведов о творчестве художника на выставке в Кремле "Кунсткамеры Габсбургов: магия природы и механизм Вселенной" венского Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в 2005 году:
«Портрет Рудольфа II в виде бога Вертумна кисти Джузеппе Арчимбольдо. Висит он на почетном месте, что и понятно: по степени всеобщей известности это полотно (изображающее лицо монарха, сложенное из овощей и фруктов) может тягаться хоть с Джокондой. Портрет, прозябающий в шведском замке Скоклостер, привезли в Москву едва ли не впервые, и оказалось, что в действительности эта странная арчимбольдовская живопись выглядит вовсе не такой смешной и пошловатой нелепицей, как на репродукциях. Многочисленные садово-огородные плоды, складывающиеся в портрет, выписаны без тени улыбки, с такой же аккуратностью и серьезностью, как если бы Арчимбольдо рисовал не шуточный портрет, а ученый натюрморт на тему "Vanitas" - "Суета сует". Зачем государю Священной Римской империи, главному монарху на земле, портрет из кабачков и яблок? Зачем этот портрет из кабачков и яблок делать с таким глубокомысленным тщанием? Вероятно, затем же, зачем и кунсткамера собирается. Потому что, сколько ни рефлексируй по поводу этих вещей, все их толкования - ученая игра и игрой останутся. А помимо игры есть только беспрецедентный набор уников - редкостных, красивых и бессмысленных».

***
Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».

Весна

Лето
Вблизи картина "Лето" кажется чем-то наподобие воплощения мечты зеленщика. Но если несколько отступить назад, возникают очертания человеческой головы. Она сплошь составлена из летних плодов и овощей, но известно, что Арчимбольдо использовал также изображения горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов, создавая свои загадочные образы.

Осень

Зима
***
Несколько позже (1566) появились «Элементы». Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т.е. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В обоих циклах применен один и тот же изобразительный прием: на глухом черном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из отдельных, нагроможденных друг на друга предметов. Написанные с абсолютной зрительной адекватностью, красочные, на свой лад одушевленные, они обладают почти сюрреалистической навязчивостью. Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры.

Например, «Огонь», он же Марс, т.е. победитель – одна из аллегорий на императора, - украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото.

Воздух

Земля

Вода

Флора
***
Картины-метаморфозы, которые надо смотреть в прямом и перевернутом виде:

Огородник


Садовница

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

В 1587 после многочисленных просьб Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590-1591), которые он послал в Прагу.
Умер Арчимбольдо в Милане 11 июля 1593 года.


Библиотекарь

Юрист




Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
В XX веке в связи с появлением и развитием сюрреализма этот художник вошёл в моду.
В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.
(Использованы материалы Ангелины Беляевой, Блоги.ру)

Клаус Энрике Джердес, фотограф из Нью-Йорка, который создал серию оригинальных портретов, сделанных исключительно из овощей, фруктов и цветов.

Джузеппе Арсимбольдо

Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Но есть существенные различия Арсимбольдо рисовал свои портреты, а Джерджес создает их из реальных фруктов, овощей и цветов, после чего, фотографирует их. Сложно представить, на сколько хорошо должна работать фантазия. Чтобы из группы овощей получилось лицо. В такой не простой работе нужно на перед видеть. Что куда поставить, чтобы перед зрителем появился человек.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Джерджес признается, что идея столь оригинальных портретов посетила его во время серии фотографий с листьями. Он фотографировал человеческие глаза, которые выглядывали из листьев, и придумал образ. Который состоял из листьев, и представлял собой портрет или маску.

Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица из... фруктов, овощей и цветов?

Что мы знаем о величайшем итальянском живописце, жившем в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо?

Знаете ли вы, что Сальвадор Дали называл его "предтечей сюрреализма"?

Вероятно, вы видели портреты работы Арчимбольдо.

Например, такой...

Это портрет императора Рудольфа II в образе древнеиталийского бога времен года и плодов земных Вертумна. Вертумн - бог превращений, метаморфоз, природного изобилия.

Арчимбольдо - гений, полотнами которого при жизни восхищались, а церковная власть осуждала за немыслимые идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо захотел написать портрет Христа. Конечно, не простой, не обычный портрет, а - метаморфозный. Ведь если все на земле - творение Господа, тогда вполне естественно создавать портрет Христа из всего: людей и животных, деревьев и рек, небес и гор. Все, наверное, было бы в этом портрете. Он был бы самой ЖИЗНЬЮ. Но - нет, запретили. Назвали кощунством.

А Джузеппе твердил, что он ищет новые пути в живописи. Он - никогда не кощунствовал, никого не уничижал. Он - творил, свободно и смело.

Он писал и в традиционной манере. И - прекрасно!

Автопортрет Джузеппе Арчимбольдо

После смерти у него было множество последователей. Многие пытались писать в манере Джузеппе Арчимбольдо, но они были только вторыми...

Несмотря на то, что художник был известен при жизни, его сын сумел выручить за работы отца всего несколько флоринов. Спустя четыре столетия они были оценены в миллионы.

Джузеппе Арчимбольдо был щедро одарен. О нем говорили, как об одном из самых образованных и разносторонних людей своего времени. Он был блестящим режиссером-выдумщиком, организатором всевозможных празднеств, ярмарок при дворе императора. Инженер, архитектор, проектировщик фонтанов, фантазер и выдумщик.

Чудесный человек!

И самое главное, как мне кажется, чему может научить нас Джузеппе Арчимбольдо - это смотреть на мир с изумлением.

Удивляться! Радоваться! Восхищаться!

И, конечно, творить, помня, что кругом одни чудеса!

Серия "Времена года" Весна

И еще одна серия "Времена года" Весна!


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.