Нил столобенский, новгородский чудотворец. Преподобный нил столобенский, селигерский

Зачем люди едут в Осташков? Чего ради так долго трясутся на автомобиле, а то и на автобусе? Нет там ни гор, ни моря, ни живописных песчаных барханов. Ну тогда, может быть там необыкновенный шопинг или рестораны с мишленовскими звездами? Нет и этого. Но есть удивительно сохранившаяся и непередаваемая атмосфера провинциального города XIX века, уникальные архитектурные памятники, сказочные берега Селигера и средоточие духа православия в Ниловой пустыни. Нило-Столобенская пустынь – главная достопримечательность Осташкова.

А что такое пустынь?

Про пустыни знают все – там жарко, почва - камень, щебень или песок, скудная растительность, мало воды… У такой местности нет ничего общего с благодатными селигерскими краями.

Понятие пУстыни в православной традиции не имеет ничего общего с представлением пустЫни как природной зоны в науке географии. В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.

Преподобный Нил Столобенский и его житие

О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители.

Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил.

Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться.

А однажды во сне иноку услышался глас свыше, что повелел отправиться Нилу жить на остров Столобный, или как его еще называют, Столбный. В седой древности на этом селигерском острове, что в окрестностях Осташкова, было языческое капище со столбом-идолом в центре.

В 1528 году, когда на нем поселился удивительный монах-отшельник, остров был покрыт густым лесом и совсем безлюден.


По имени острова стали называть инока Нил Столобенский. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. И опять к подвижнику стали стекаться люди.

Пребывая в трудах и молитвах, во время краткого отдыха, преподобный никогда, даже на самую маленькую минуточку, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, обессилевший праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал - таким же образом.

Прошло 27 лет его жизни на Столобном, необыкновенный монах состарился. А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках.


О чем молятся и в чем помогает святой Нил Столобенский

Церковь говорит, что чудеса преподобного Нила Столобенского продолжились у его могилы.

За пять прошедших столетий просьбы людей более оригинальными не стали. Их, как и при жизни праведника, волнуют проблемы здоровья, им не хватает душевного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Они приходят испросить благополучия своим семьям, заручиться поддержкой святого перед дальней и трудной дорогой.

Сюда к мощам преподобного, приезжают верующие люди и молят его каждый о своем - ибо он наш предстатель перед Господом. Говорят, получают помощь.

Монастырь Нилова Пустынь – достояние России

На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных.

Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе.

Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня - пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния.

Ее великолепные здания - творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых - Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане - «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины.

Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.


Что мы делали прошлым летом

Летом прошлого года нас потянуло на Селигер. Сманили друзья. Ехали мы туда впервые, поэтому по дороге к запланированной точке решили заехать сначала в маленький городок Осташков, а затем посмотреть Нилову Пустынь – незабываемую достопримечательность этого края.

Про селигерскую Венецию – город Осташков и впечатления от него, можно прочитать .


Осташков – Нилова Пустынь Как доехать?

От Осташкова до православного мужского монастыря Нилова Пустынь две дороги: одна – на теплоходе по озеру, километров десять, и вторая по суше. Через город Осташков проходит дорога, обвивающая кольцом все озеро Селигер. Однако, что она представляет собой – мне неизвестно, поскольку по ней проехали мы всего 25 километров до полуострова Светлица. Его с островом Столобным соединяет узкая дамба. Святой обители принадлежит кусочек полуострова и весь остров.

Наша доблестная тойота объезжала выбоины и рытвины. Впереди медленно ползли автобусы. Обогнать их не было никакой возможности. Скорость была просто сумасшедшая – километров пятьдесят в час. Сначала это ужасно раздражало, но неожиданно в черепашьем шаге оказались свои преимущества: взгорки, поляны сосны и прочие красивости русской природы уже не мелькали, сливаясь полосой, а позволяли обстоятельно полюбоваться собою.

А пожалуй, это и хорошо, гладкий асфальт только испортил бы все. Подскочить между делом, с головой, погруженной в суетное – это неправильно. К святому месту нужно приближаться с возвышенным настроем.

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…


Но навигатор - озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

Но была у нее еще одна важная роль - она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

Это круто!

Дорога идет в горку. Первым нас встречает скульптурное изображение святого Нила - основателя Нило-Столобенского монастыря.


В окрестных деревнях сноровистые крестьяне возвели в промысел производство деревянных скульптур преподобного. Резали фигуры большие, в рост человека, и маленькие, с ладонь. Крупные изображения святого шли на украшение церквей, а миниатюрные фигурки Нила богомольцы с благоговением увозили домой на память.


Посмотрите на фотографию - с высоты монастырь выглядит огромным замком, что появился из синих вод Селигера. Отсюда отчетливо можно различить, что постройки на его территории образуют три двора:

  1. Парадный, служащий центром композиции монастыря.
  2. Широкий Гостиный двор.
  3. Двор со служебными постройками, который называется Конюшенным.

Видите, какая большая колокольня у Богоявленского Собора? Квадратная, четыре яруса… Высота, на которую можно подняться – 36 метров!


Оттуда каждое утро в половине пятого над озером плывет басовитый и густой благовест – со звуков соборного колокола начинается монашеский день. На колокольню можно подняться и, пусть не с небес, но все-таки с немалой высоты охватить взглядом все окрестности.

Конечно, мы полезли. Вот пройдены несколько пролетов по деревянной узкой лестнице. Страшновато… Старинные ступени скрипят и подрагивают… Дерево перил отполировано тысячами рук посетителей… Шагаем еще выше – на самый верх.

И вот мы на балконе, что идет по периметру колокольни. Саня фотографирует, а я же смотрю на полуостров с чудесным названием Светлица, на окрестные деревни, синеющий в отдалении Осташков, леса, острова - бесподобные селигерские просторы.


Поворачиваюсь - вон далеко внизу лодочка с пассажирами неспешно плывет вокруг монастыря. «Нам бы тоже надо на лодочке», - говорю я Сане. Ибо что за поездка на Селигер без прогулки по плесам озера! Да и местный лодочный бизнес поддержать надо! «Хмы», - раздается мне в ответ. Саня занят, ему надо правильно снять композицию из монастырских часов, полуострова и горизонта.

Синева воды, ослепительное солнце, синее-пресинее небо, на фоне которого горят огнем купола… Фотоаппарат щелкает, снова щелкает…

Нилова Пустынь карта


На парадном дворе монастыря

Нынешнее великолепие монастыря результат перестроек XVIII-XIX веков. Более древние постройки не сохранились.

Когда-то - единственный, а теперь - для особо почетных гостей, вход в монастырь начинался от широкой лестницы с Архиерейской пристани.


Через арку Святых ворот надвратной церкви преподобного Нила (год создания 1755) посетители попадали в первый двор. Интересно, что эта и вторая надвратная церковь, освященная во имя Петра и Павла в 1765 году, очень похожи.

Двор с трех сторон окружен двухэтажными архиерейскими кельями, грандиозными братским корпусами, настоятельскими покоями и трапезной палатой. Гости, вертя головами, проходили почти через весь двор ко входу в собор.


Сердце ансамбля Нило-Столобенской пустыни – громада Богоявленского собора с белыми колоннами, портиками, шестью куполами и колокольней. Купола собора были крыты медными листами, вызолоченными с помощью нагревания нанесенной на них амальгамы. Амальгама - смесь золота и ртути. Золочение ею - способ старинный и небезопасный. Мастера-позолотчики за свою работу получали большие деньги, да только вот жили недолго – гибли от отравления ртутью.

Но от огневого золочения купола сияли особенно - светом божественным, снопами отражающим падающие лучи. Во время сумасшедших лет перестройки золоченая медь с куполов неведомо куда исчезла, только недавно на средства благотворителей купола снова засияли золотом. Однако теперь они покрыты небольшими листочками сусального золота, толщиной доли микрона. Такая технология золочения бережет здоровье мастеров.


Хотите узнать, сколько стоит золочение купола? Один квадратный метр позолоты оценивается в среднем в 80.000 рублей. Если площадь купола 5 кв. метров, то нужно готовиться отдать 400 тысяч.

В монастырском дворе я никак не могла отыскать церковь Всех святых (1701), пока не поняла, что неприметное приземистое сооружение немного правее церкви Петра и Павла и есть тот старейший храм. Похожий на кубик, закрытый лесами и закутанный пленкой, он законсервирован и ждет реставрации когда-то в будущем.


Спустились с колокольни вниз и зашли в Богоявленский собор. Посмотрели храм, раку со святыми мощами, купили иконку. Остальные здания посмотреть не удалось, в них шла реставрация.

Прогулялись по гранитной набережной и по архиерейской пристани. Пристань - небольшая терраска с уходящими в воду ступеньками, спускаюсь по ним, чтобы погладить сверкающую на жарком солнце синюю шкуру разнежившегося Селигера – сейчас он добрый и ласковый. Водичка плещется у самых ног – зовет купаться.

Нарядная и богатая обитель, ну совсем к ней не идет слово «пустынь»…

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.


На Конюшенном дворе

С Гостиного можно попасть на Конюшенный двор с его разными служебными постройками.

За пределами дворов – склады, пристань, док, плавучие рыбные садки и еще хозяйственные строения разного назначения.

Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок. За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.

На самом мысу в окружении воды стоит белая, под крышей серебряного цвета, замечательно красивая Крестовоздвиженская церковь. Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.


Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…


Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927-1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939-1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова - Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…


А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году. Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать.

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, - в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект - институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Золотая копченая рыбка

Золотая копченая рыбка, которая аппетитно блестит боками и так восхитительно пахнет, так что рот неудержимо наполняется слюной… Судаки, окуни, щуки, караси, лещи, лини, терпуг, карпы… Вот коричневеют упитанные селигерские сомы. Отдельно ото всех, гордо лежит царственный селигерский угорь – нет рыбы по вкусу равной ему. Не купить – невозможно, хоть цены кусаются.

Вся эта вкуснятина продается на каждом углу на Селигере – и в деревнях, и на дорогах. Продавцы смотрят честными глазами и уверяют потенциальных покупателей, что рыбку вот только поймали и закоптили.

Но, друзья, будьте бдительны: во-первых, велика вероятность купить рыбку второй свежести. Сколько раз уже в интернете писали, что купленная рыбка на следующий, а то уже и в этот день кишела червями.

А во-вторых, знайте, что практически вся предлагаемая рыба – привозная. Нет и не было никогда в Селигере терпуга – это морская рыба, сомов уже давно в озере не найти днем с огнем, повывелся угорь, не водятся там сазаны и карпы.


Зато на сайте монастыря Ниловой Пустыни честно пишут, что монахи сами разводят в рыбных садках радужную форель, сазанов и карпов, а для копчения специально покупают треску, окуня, скумбрию и терпуга. Вот лещей и судаков – тех действительно еще ловят в Селигере. Но суть в том, что продукция производства обители вся сертифицирована.

На выходе мы зашли в монастырскую лавку с продуктами. Чего тут только нет! Соленья, варенья, мед, хлеб, а также копченый терпуг. Эта рыбка на трассе не редкость, в районе Западной Двины, куда мы часто ездим, так и вовсе на каждом километре ее продают. Но эта была – чудо, как хороша! Вкус - бесподобный, но об этом, как вы понимаете, мы узнали только вечером, когда проглотив ее, корили себя, что не взяли хотя бы парочку рыбин.

А чего в лавке нет и никогда не будет – так это угря. И вот почему - православные по канонам церкви могут использовать в пищу только рыбу, имеющую чешую. Вот так-то.


В марте этого года

На мартовские выходные решено было прокатиться вдоль нескольких озер Тверской области, проверить лесное бездорожье, а, заодно, по дороге заехать в Нилову пустынь. Конечно, зелень деревьев и синева Селигера добавляют красоты этому месту, но зато в летнее время нет счету толпам, приехавшим на машинах, автобусах, корабликах.

Ехали долго. Ленинградское шоссе - федеральная трасса, но, мама дорогая, сколько же здесь камер, светофоров и машин! Дорога через Торжок была на ремонте. Серый день перевалил за половину, а мы все колесили по заводским районам города. Наконец, по уши нахлебавшись жидкой торжковской грязи, выбрались на объездную дорогу.

И тут город показал себя во всех красе, а мы прозрели. Решено - летом берем Катю и едем в чудесный город Торжок!


Дорога - где асфальт, где снег или лужи… Трясет на ухабах… Несколько поворотов, и мы, наконец, въехали на знакомый взгорок. Снег. Вода, пытающаяся высвободиться ото льда. Мост и купола, а между ними проглядывает сияющее солнце. Здравствуй, Нило-Столобенская Пустынь!

Вот только странно, что не видно ни одного человека… Нет лотков у моста… Подъезжаем ближе. Упс! Вот незадача! Оказывается, зимой монахи здесь не живут, монастырь закрыт до мая… Вернее, пройти по территории можно, только в здания не попасть, и вожделенной монастырской лавки с едой нет!


Постояли и, несолоно хлебавши, пошли фотографировать закат. Жаркое солнце, даже куртки не надо, достаточно жилетки. Весна идет! Покрытый льдом Селигер смотрится как обычное большое поле, по нему вовсю рассекают машины. Пока нашли нужный ракурс, начался «золотой час» - так называют фотографы время, когда тени делаются длиннее, освещение мягче, все окрашивается в насыщенные тона.

Но короток мартовский день. Нам пора прощаться с Ниловой пустынью и Селигером и поспешить к месту встречи с друзьями.

RSS, Email ​

Житие. Молитва. Тропарь. Кондак.


Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется само селение Жабна - центр погоста или волости). Кто были родители преподобного, и какое имя носил он в миру, неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием.

После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила, подвижника Синайской горы (память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+1495; память 28 августа ст.ст. / 10 сентября н.ст.). Приняв на себя ангельский образ, преподобный Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он соделался избранным сосудом Святого Духа. Постническим подвигом и послушанием он снискал благоговейное отношение братии. Но, чтобы «не принять почтение от подобных себе человек», преподобный Нил пожелал уйти в уединение. Получив благословение игумена, Нил в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Он нашел безлюдное место близ реки Черемхи Ржевского уезда. Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Там преподобный Нил прожил 13 лет, питаясь травами и желудями.

Все время он проводил в непрестанной молитве. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойники были устрашены видением множества воинов позади святого. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. С этого времени он стал усердно молить Пресвятую Богородицу указать ему иное место для пустынных подвигов.

Однажды в полусне он услышал голос, повелевавший ему идти на остров Столобное, что на озере Селигер, недалеко от города Осташкова. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Преподобный нашел указанное место. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере. Затем построил небольшую деревянную часовню и келью, в которой и подвизался 27 лет, пребывая в борениях с нечистой силой. Здесь он усилил подвиги поста и молитвы. Святой никогда не ложился для сна, но отдыхал, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену.

Враг рода человеческого пытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредитьподвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь, бушевавший по острову, приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло.

На Столобном острове, по молитвам преподобного Нила, вновь совершилось чудо от иконы Богоматери, находившейся в его келье и являвшейся для святого главным сокровищем. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что все его сокровище находится в углу келии - там стояла икона Божией Матери.

Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь. По молитвам святого они получали помощь от Бога и утешение, даже волны на Селигере укрощались, и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

Неутомимый воитель с миром страстей, преподобный Нил был очень чуток к красоте Божьего мира. Житие повествует, что, придя на остров Столобное, покрытый сосновым бором и «всяким лесом и ягодичием», святой нашел его «велми красным» и возрадовался «о обретении таковаго места и возлюби е зело». Не случайно многие чудеса, совершенные преподобным Нилом, как при жизни, так и по преставлении, связаны с «прещением» лиходеям из дровосеков, покушавшимся на заповедный лес. Многие годы резной образ подвижника стоял святым стражем истока великой русской реки Волги в деревянной часовне на краю деревни Волговерховье.

Преподобный Нил прожил на Столобном 27 лет, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Незадолго до преставления преподобный Нил вырыл в устроенной им часовне могилу, «и гроб истеса, и в землю постави, и прихождаше и плакаше над ним умильно». Промыслом Божиим, и по молитвам Преподобного перед его блаженной кончиной к нему прибыл игумен близлежащего Николо-Рожковского монастыря Сергий со Святыми Дарами. Ему преподобный Нил предсказал, что на острове будет устроена обитель. По преставлении преподобного Нила (7 декабря 1554 г.) его святые мощи были положены в гробницу игуменом одного из новгородских монастырей Антонием и иноком Николо-Рожковского монастыря Германом.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время.

Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576 - 1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. Около 1598—1600 годов инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря Филофей Пирогов составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; так 27 мая 1667 года мощи преподобного Нила были обретены нетленными и благоуханными. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672 гг., затем - Патриарх Всероссийский; +1673 г.) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме, построенном над гробницей преподобного Нила, были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 27 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее - крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам.

Почитание преподобного Нила постепенно распространилось за пределы Селигерского края по всей России.

В 1845 году пустынь его имени была основана даже в Саянских горах, в долине реки Ихе-Угун.

Ныне мощи угодника почивают в возрожденной Нило-Столобенской пустыни.

Молитва Преподобному отцу нашему Нилу, Столобенскому чудотворцу


О великий угодниче, преславный чудотворче, собраннаго зде о тебе стада Христова бодрый пастырю, и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на Небеси престолу Божию предстояй и Троичны славы наслаждаяйся, телом же на земли в божественнем храме сем почивайяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди, и просящия сильныя твоей помощи. Се бо мы в безмерных согрешении их осквернившиися, и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом, и всякия милости недостойны сотворихомся: темже и не смеюще возвести очес наших к высоте Небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика повеждаяй, и простри ко Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву о народе нашем, и спроси непреоборимую на невидимыя и видимыя враги поведу, здравие нерушимое, лет долготу, мир во днех их, Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагоим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий, и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея усердне требующим вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на Небеси нескончаемый покой, и прославим купно с тобою всех благих Дателя Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:


Яко светильник всесветел, /

явился еси во острове Селигера озера, /

преподобне отче Ниле, /

ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем, /

усердно Тому последовал еси, /

чистотою Богови привлижився, /

отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. /

Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: /

отче преподобне, /

моли Христа Бога //

спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:


Отечества, преподобне, удалився, /

в пустыню вселился еси, /

и, на остров Селигера озера возшед, /

жестоко житие показал еси, /

и, многих добродетельми удивив, /

дарования чудес от Христа приял еси. /

Поминай нас, чтущих память твою, /

да зовем ти: //

радуйся, Ниле, отче наш.

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна - центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Преподобный Нил Столбенский. Икона, середина XIX века. Святой изображен на фоне написанных с картографической точностью построек Нило-Столобенской пустыни. Сверху островной монастырь осенен келейным образом преподобного - Селигерской-Владимирской иконой Божией Матери, поддерживаемой двумя Ангелами

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи - там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины -7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник - игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

Преподобный Нил Столобенский на фоне монастыря. Икона, XVII век

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем - Патриарх Всероссийский; (1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее - крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

В 2015 году здесь отметили 530 лет со дня рождения основателя нынешнего монастыря – преподобного Нила. И 510 лет с того дня, как он стал монахом.

Будущий святой родился в Новгородской земле. С детских лет родители воспитывали сына в страхе Божием и привили ему любовь к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины он принял монашеский постриг в обители прп. Саввы Крыпецкого с именем Нил, в честь святого Нила Синайского. В монастыре Нил проявил себя как усердный монах, смиренный, кроткий и незлобивый. За десять лет, проведенных в обители, он добился немалых духовных дарований, однако, чтобы избежать мирской славы, по благословению настоятеля покинул Крыпецкий монастырь и отправился на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Пройдя много необитаемых мест, он нашел, наконец, одно около реки Серемхи в Ржевской земле. Построил в лесу келью и стал подвизаться в непрестанной молитве и воздержании.

В 2015 году исполнилось 530 лет со дня рождения преподобного Нила.

Однажды пришли к нему разбойники, надеясь найти сокровища. Святой помолился, взял в руки единственное свое сокровище – икону Божией Матери – и вышел навстречу банде. Грабители испугались, им показалось, что с Нилом идет много вооруженных людей, и стали просить прощения. Нил с любовью отпустил их.

На Селигере

Прошло тринадцать лет. Имя лесного отшельника стало известно во многих селениях, и люди начали приходить к нему. Мирская слава огорчала подвижника, ночами он молил со слезами Божию Матерь о возможности уединенных подвигов. И однажды услышал повеление идти на остров Столобный, что на Селигере.

В 1528 году Нил переселился на этот пустынный остров. Первую зиму прожил в пещере, потом построил деревянную келью и часовню. По бесовскому наущению окрестные селяне вырубили на острове лес и подожгли его в надежде, что сгорит и келья преподобного. Но по его молитве бушевавший огонь, приблизившись к келье, погас. На этом испытания не закончились. Опять к Нилу пожаловали разбойники: «Отдавай нам свои сокровища!» «Мое сокровище в углу кельи», – смиренно ответил старец, указывая на икону Богородицы. Разбойники бросились туда и ослепли. Поняв свою неправоту, раскаялись, и по молитве св. Нила прозрели.

До революции над ракой с мощами прп. Нила в Богоявленском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери – Селигерская-Владимирская. Именно перед ней молился прп. Нил, и ее хотели забрать разбойники, упоминаемые в житии святого.
После революции монастырь был полностью разграблен, не осталось ни одного крестика, икона также считалась утраченной.
Но, как сообщили редакции «Православного паломника» в Ниловой пустыни, 20 декабря 2013 года эта икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу Столобенскому. Оказывается, все эти годы она находилась в Воскресенской (Знаменской) церкви г. Осташкова.
При изучении архива почившего наместника, архимандрита Вассиана, были найдены записи 20–30-х годов XX столетия, где он описал события, связанные с изъятием церковных ценностей, и указал местоположение этой святыни.
В настоящее время для иконы готовится специальный киот, как только он будет изготовлен, чудотворный образ поместят рядом с мощами прп. Нила. Пока же икону выносят во время Богослужения из алтаря для поклонения верующим.

На острове Столобный преподобный прожил 27 лет. Особым его подвигом было то, что он никогда не позволял себе ложиться, в случае крайней усталости лишь опирался на деревянные крюки, вбитые в стену, и в таком положении немного отдыхал.

Святой удостоился от Господа духовных даров – прозрения и рассуждения.

По молитвам прп. Нила люди получали помощь от Бога, многие исправляли свою жизнь. Даже волны на Селигере укрощались, а рыбаки, застигнутые бурей, спасались от смерти.

За несколько лет до кончины Нил выкопал себе могилу в часовне, поставил в ней гроб и каждый день приходил сюда оплакивать грехи. Ему был открыт день смерти – 7 декабря 1554 года. Незадолго до этого Нила посетил духовник – отец Сергий, игумен Раковского Николаевского монастыря, который причастил свое духовное чадо. Перед кончиной прп. Нил окадил келью ладаном и, опершись на деревянные крюки, мирно отошел к Господу. Когда пришли монахи соседней обители, они почувствовали в келье благоухание и увидели, что лик умершего сияет необыкновенным светом.

Обитель

Нил Столобенский предсказывал появление на месте своих подвигов монастыря. Так и случилось. После его кончины на остров приходили иноки из разных обителей, совершавшие паломничество по святым местам. Какое-то время они жили в келье святого. Около 1590 года поселился на острове и монах Герман. Здесь он застал странника Бориса Холмогорца. Вдвоем они построили деревянный храм в честь Богоявления, и очень скоро здесь возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Нилова пустынь. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

Монастырь имел большое значение для развития всего края, на протяжении всей своей истории это был культурно-просветительский центр Верхневолжья. В описи обители за 1614 год среди прочего имущества значилось 32 книги, почти все рукописные. Постепенно в монастыре сформировалась богатейшая библиотека – первая в этом крае.

В 1665 году в монастыре случился пожар, все деревянные строения вместе с храмом сгорели. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей прп. Нила заложили новый каменный храм, когда копали ров, земля осыпалась, показался гроб – так были обретены нетленные мощи св. Нила. С тех пор это событие празднуется каждый год. С 17 мая 1756 года святые мощи стали ежегодно обносить вокруг монастыря, а позднее начали устраивать крестный ход из города Осташкова, куда на празднование приезжали до 90 тысяч человек.

Ныне мощи прп. Нила почивают в Богоявленском соборе обители. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного.

До своего закрытия в 20-х годах прошлого века Нилова пустынь была одним из самых посещаемых монастырей России. Обитель имела подворья в Осташкове, Москве, Новгороде и даже Бурятии.

После революции

Уже в 1919 году мощи прп. Нила вынесли из монастыря и выставили как музейный экспонат для антирелигиозной пропаганды. Начались аресты монахов. Их судили, пытали, высылали, расстреливали. За время советской власти на территории обители размещались и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников, одному из которых, жестоко избитому, явился сам прп. Нил, чтобы утешить.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь. Как-то в монастырь приехал один из ветеранов Великой Отечественной и рассказал, что, когда он лежал в госпитале, его исцелил прп. Нил. Сильнейшее ранение в брюшную полость не давало врачам надежды на то, что больной выживет. А ему очень хотелось жить, и солдат стал молиться. К нему пришел монах, поводил рукой по животу, погладил его, ничего не сказал и ушел. Все сочли это за бред больного, но он выздоровел!

В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971-го обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь открылась турбаза «Рассвет».

К концу 80-х монастырь стоял брошенный – здания использовать было уже невозможно. От храмов и других построек остались голые стены с пустыми глазницами окон и груды кирпича.

Церковная утварь, покровы, ризы священнослужителей — все это собиралось музеем по крупицам

Что могут 20 человек, или «Это не наше»

Как только безбожные времена стали уходить, в разные инстанции посыпались требования вернуть Нилову пустынь Православной Церкви и возродить монастырь. Такую же задачу поставил перед собой внештатный экологический отдел, созданный при редакции местной газеты «Заря коммунизма» (с 1990 года – «Селигер»). Он объединил двадцать энтузиастов защиты культурного и природного наследия края – представителей интеллигенции и рабочих местных предприятий. Ниловой пустынью к тому времени завладел «Мострансгаз». Активисты начали с писем в различные инстанции – центральные газеты, Московскую Патриархию. Были привлечены депутаты Верховного Совета страны, которые направили запросы в соответствующие органы. По просьбе экологов в защиту Ниловой пустыни выступил в центральной прессе известный писатель Владимир Солоухин. Поддержал инициативу и народный депутат, священник Алексей Злобин. Несколько членов экологического отдела были выдвинуты в депутаты местного Совета. Оказал содействие и тогдашний глава «Газпрома» Виктор Черномырдин. Посетив Нилову пустынь, он сказал: «Это не наше». И тогда «Мострансгазу» было выделено несколько гектаров земли под базу отдыха на противоположной стороне озера.

Экологи на этом не успокоились, они продолжили борьбу за сохранение прилегающих к Ниловой пустыни ландшафтов. И это им тоже удалось.

В блокнот паломнику:

Нило-Столобенская пустынь

Адрес:172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Тел. (8-48235) 5-08-04 – канцелярия

Тел. +7-909-267-24-73 – монастырская гостиница

E-mail: [email protected]

Сайт: http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/

Как добраться: Поездом с Ленинградского вокзала Москвы до Осташкова. Далее автобусом по маршруту «Город Осташков (автовокзал) – деревня Светлица (Нило-Столобенская пустынь)»

Галина Дигтяренко,

фото Михаила Игнатьева и Олега Серебрянского

И в Соборе Тверских святых

Родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В году он принял монашество в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова .

После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова , где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков - гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: "Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!" От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой. В середине озера - покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом - никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: "Все мое сокровище в углу кельи". Там стояла икона Богоматери . Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Таин. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келью и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря года.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия , Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни . Первым настоятелем ее был иеромонах