Методические рекомендации к составлению самоанализа к аттестации. Самоанализ - это что такое? Что писать в самоанализе

Самоанализ - основы самоизучения, как понять самого себя

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном. О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни. Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Для каждого счастье - это что-то глубоко интимное, личное, не поддающееся пересказу.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным. И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой.

Самоизучение и его методики

Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост - не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна конкретной личности со стороны кого бы то ни было.

Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного - это максимально снизить сопротивление.

Сопротивление — это естественная реакция вашей личности на ее изучение в силу сложившихся стереотипов, привычек, характера и так далее. Чем ниже уровень сопротивления — тем выше качество самодиагностики.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент. Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление.

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Абсолютно все твои успехи и неудачи внутри тебя. Когда в последний раз ты пытался понять себя и занимался самоанализом? Поменять жизнь в нужном русле и стать более успешным позволит скрупулезный самоанализ.

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери

Мы живем больше по наитию и по инерции. Но мы редко задумываемся о самом себе. Мы думаем об окружающих, обстоятельствах, жизни, но редко о себе. Почему мы избегаем думать и анализировать себя? Мы боимся оказаться не такими хорошими, умными и успешными? Анализ внешних и личностных качеств поможет выбрать нужный путь развития. Самоанализ позволит выявить слабые места и акцентироваться на сильных сторонах.

Для успеха в жизни нужно проводить внутреннюю настройку регулярно. Как познать свою внутреннюю сущность и использовать это во благо? Мы составили тебе список для копания внутри себя. Выполни каждый пункт и обязательно сделай пометки в записной книжке.

Как проводить самоанализ?

1. Самоанализ лица

«Чтобы стать самим собой, нужно позабыть все прежние представления о себе» Пауло Коэльо

Подойди к зеркалу и внимательно рассмотри свое лицо. Не ленись и подойди! Что ты видишь в отражении? Представь что это незнакомец, а не ты. Опиши его несколькими предложениями. Что можно сказать по его прическе, улыбке, глазам, коже и выражению лица?

Результаты самоанализа. Тебе не очень понравиться этот «незнакомец»? Это нормально. Но что бы ты изменил в его внешности и как улучшил? Может нужно больше спать, вести более здоровый образ жизни или больше ухаживать за собой?

2. Самоанализ фигуры

Разденься догола. Окинь критическим взглядом свою фигуру и тело. У тебя подтянутая и спортивная фигура? У тебя нет лишнего веса? Твое тело выглядит здоровым и красивым? Как обстоят дела с растительностью на теле? Взгляни на себя со всех сторон и сделай выводы.

Результаты самоанализа. Все слабые стороны видны не только тебе, но и окружающим. Начни больше следить за своей фигурой, займись спортом, акцентируй приоритеты на здоровом питании и образе жизни. У тебя единственное тело и тебе жить с ним до самого конца. Не позволяй быть себе некрасивым, толстым, худым, неспортивным и несексуальным.

3. Самоанализ гардероба

Открой социальную сеть и просмотри свои фотографии. Ты все время в одних и тех же джинсах, рубашке, джемпере, костюме или куртке? Твоя одежда не поменялась за последние несколько лет? Это не очень хорошо. Загляни в шкаф и перебери вещи. Большинство ты никогда не используешь? Насколько твоя одежда опрятная, стильная и новая? Как обстоят дела с нижним бельем? Оно вызывает желание у противоположного пола или жалость?

Результаты самоанализа. В большинстве случаев тебе не понравиться твой внешний вид, но это стимул для его усовершенствования. В выходные выкинь ненужные вещи и посети магазин. Выбери себе парочку новых вещей. Это привычка будет хороша не только один раз. Каждый месяц покупай себе что-нибудь. Это позволит выглядеть модно, стильно и сексуально.

4. Самоанализ личной жизни

У тебя есть кто-то или ты один? Ты доволен существующими взаимоотношениями или отсутствием их? Почему ты один или несчастлив в любви?

Результаты самоанализа. Если ты один, то самое время найти подружку. Поставь себе за правило знакомиться с 5 новыми девушками за неделю. Ты можешь знакомиться с одной девушкой в день или делать это за сутки. Подходи к понравившимся девушкам и завязывай разговор. Отказы – это нормально. Хорошо если ты достигнешь успеха в 30% случаях. Если у тебя есть подружка, то проанализируй отношения. Что тебе не нравится? Что можно улучшить? Предприми шаги для исправления ситуации.

5. Самоанализ карьеры

«Ищи свое место. Когда ты найдешь его, тебе не нужно будет бороться» Бернар Вербер

Ты учишься в нужном месте? Ты достаточно получаешь знаний? Ты не лентяй? Если ты работаешь, что можешь сказать о своей квалификации, перспективах, карьере и зарплате? Что тебя устраивает, а что вызывает крайнее беспокойство?

Результаты самоанализа. Если хочешь быть профессионалом, то учились более прилежно. Пойди на курсы повышения квалификации или изучи иностранный язык. Недоволен работой? Начни искать новую работу не пассивно, а активно! Помести резюме, начни ходить на собеседование. Глупо быть неудачником, провести всю жизни на ненавистной и малооплачиваемой работе.

6. Самоанализ внутренних качеств

«На свете полно мест куда можно сбежать. Но иногда стоит заглянуть в себя» Майк Дилан Раскин

Что ты можешь сказать о себе самом? Насколько у тебя хороший характер? Сколько у тебя настоящих друзей? Как обстоят дела с чувством юмора? Ты бы дружил сам с собой?

Результаты самоанализа. Самоанализ внутренних качеств и черт характера достаточно сложен. Но именно в нем кроется причина многих наших взлетов и падений. Попробуй немного покопаться в себе и выйти с некоторыми результатами. Что можно улучшить, исправить и изменить?

Что делать после самоанализа?

«Что делать, когда разрушается вся твоя личность и все твои представления о себе? Как жить дальше, когда вдруг выясняется, что все это время ты жил неправильно?» Чак Паланик

Теперь прочитай пометки, которые ты сделал. Не все в порядке? Это нормально и вполне ожидаемо. Лучше честно найти ошибки и исправить их, чем жить в придуманном розовом мире. Проводи самоанализ регулярно и записывай результаты в специальную записную книжку. Что ты уже улучшил, а что еще обстоит сделать?

Вскоре ты обнаружишь, что жизнь налаживается, а ты становишься более удачливым и счастливым.

Самоанализ урока,

проведенного в 11 «Г» классе 18 октября 2011 года учителем английского языка ГБОУ ЦО № 1469 ЮВОУО Петровой Инессой Александровной.

I урок II раздела Москва сквозь века - Unit 2 Moscow Through history - История Московского княжества.

В классе присутствовало 12 человек (1 ученик отсутствовал).

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими

характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными

особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной

программы по английскому языку.

На уроке были реализованы следующие принципы:

принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

принцип доступности обучения; Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению английского языка.
На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока: изучение нового материала, на уроке осуществлялась межпредметная интеграция истории России и английского языка

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения, учащиеся в полной мере проявили чувства уважения к истории родного города, был накоплен фактический материал по истории родного края, обогащены страноведческие знания, были изучены процессы становления московского государства. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.

При проверке домашнего задания были выявлены некоторые недостатки. Факты из истории Москвы, приводимые учениками, были в основном общеизвестными, не хватало более захватывающей, любопытной информации, Полагаю, что это связано с недостатком времени, потраченным на выполнение домашнего задания. Такой же недостаток был выявлен при проверке письменного задания. Высказывания получились несколько «однобокими». В основном рассказывали о достопримечательностях Москвы. Хотелось бы услышать высказывания на разные темы: транспорт, население, собственный круг общения, природа и т.д. Возможно, формулировка задания должна была быть более точной.

Учащиеся легко справились с вопросами викторины. Отвечая на них, они ссылались на знания, полученные на уроках истории, что говорит о межпредметной интеграции урока.

С большим интересом они выполняли задания из учебного пособия (работа с текстом, выполнение лексических заданий). Поиск синонимов, определений в тексте помогал в работе.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. На некоторые этапы урока (работа с текстом, выполнение письменного задания, проверка домашнего задания) стоило выделить чуть больше времени.

В целом урок прошел на хорошем уровне.

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

★★★★

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут . Я работаю учителем русского языка и литературы в СОШ №195 г. Новосибирска. Имею высшую квалификационную категорию, подтвержденную множеством наград в различных конкурсах:

  • Победитель городского конкурса «Классный руководитель года», 2004;
  • Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», 2006;
  • Дипломант I степени Всеросcийского конкурса "Современный урок", 2008;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской федерации, 2013;
  • Победитель Всероссийского конкурса "Воспитать человека", 2013;
  • Победитель конкурса эссе среди учителей, проект «Инфоурок», 2013;
  • Победитель Всероссийского конкурса «Воспитание в школе и в классе», 2015;
  • Автор книги сценариев «Выпускные праздники в школе», Москва: "Айрис", 2009.

Не так страшен черт, как его малюют...

Каждый из нас не понаслышке знает, каково находиться в тисках бумажного кошмара. Года не проходит, чтобы школа не работала под новым лозунгом! Инновационные технологии и проектная деятельность, положительная динамика достижений и обучение компетенциям, обязательный мониторинг и системно-деятельностный подход… Требования к учителю сыплются, как из рога изобилия! Ещё бы! По части имитации деятельности чиновникам от образования просто нет равных! А пресловутый ФГОС! Не успели школы «прогнуться» под подушевое финансирование, как очередная напасть - новый стандарт!

При этом, какие бы реформы ни терзали школу, одно в них не меняется точно - требование усилить ответственность простого педагога. И вот мы, бедные Марьиванны, после почти шахтерского труда на уроках, вынуждены писать сотни бумаг, доказывающих нашу «продвинутость» по всем статьям. А иначе ведь и зарплаты лишиться можно, даже если ты семи пядей во лбу и трудоголик в одном лице, даже если днюешь и ночуешь в школе! Рабочие программы, планы воспитательной работы, информационные карты урока… Мне кажется, бумаготворчество брежневской эпохи девственно невинно по сравнению с формализмом нашего времени. Причем электронные документы не освободили учителя, а лишь удвоили его нагрузку. Вершиной же этого бумажного кошмара стала аттестация. Мы ждем её с замиранием сердца: а вдруг категорию не подтвердим? Ждем с досадой: опять работать не дают, детей учить некогда! Негодуем: аттестация по сути своей очень напоминает унизительную процедуру, где инвалид на протезах должен периодически доказывать медицинской комиссии, что ноги у него за ближайшие годы не отросли. А ведь как бы было хорошо посвятить свободную минутку своему хобби, семье или начать изучать какой-либо иностранный язык, например, вот предлагают освоить чешский...

Ну нет, каждые пять лет мы вынуждены писать самоанализ своей деятельности, для чего нам приходится садиться за педагогическую литературу и осваивать её жуткий «птичий» язык и новые термины. Причем, поскольку модернизация у нас перманентная, этот нечеловеческий язык меняется гораздо быстрее, чем мы аттестуемся. Учитываем, что воевать с системой, как с ветряными мельницами биться, - дело благородное, но уж очень неблагодарное. Поэтому от аттестации избавиться невозможно, и самоанализ писать придётся. Поэтому возникает вопрос: как сделать это безболезненно и продуктивно?

Алгоритм действий учителя

Первое. Прежде чем сесть за работу, необходимо найти критерии, по которым её будет оценивать аттестационная комиссия. Документ, в котором эти критерии указаны, у каждого региона свой (хотя, конечно, в целом, они очень похожи). Обратитесь за помощью к тому человеку в школе, кто отвечает за аттестацию. Когда Вы будете знать требования, которые предъявляются учителю, будет значительно проще доказать, что Вы им соответствуете.

Второе. Необходимо подготовить свои документы . В частности, удостоверения о повышении квалификации, различные сертификаты, дипломы и др. Составьте справки о достижениях своих учеников - по результатам школьной и НЕЗАВИСИМОЙ(!) экспертизы. Сюда же могут прилагаться различные анкеты, письма родителей, общественности, диаграммы.

Третье. Посмотрите, какие новые ветры дуют в образовании. Вот сейчас, например, учитель встает и спать ложится со словом «ФГОС». Значит, нужно понять, чем же новый стандарт отличается от старого? Ваш самоанализ никак не обойдется без слов «инновационные технологии», «системно-деятельностный и компетентностный подходы», «рефлексия», «обучающиеся с ограниченными возможностями», хорошо бы ввернуть про «личностно-ориентированное обучение», «инклюзивное образование», «принцип минимакса».

Четвертое. Возможно, Вы уже писали аттестационную работу - тогда достаньте её с полки. Если Вы настоящий учитель, то, уверяю, Ваша технология уже была «деятельностной». И, стряхнув пыль и чуть переработав написанное, Вы получите основу для будущего самоанализа.

Как написать самоанализ педагогической деятельности

1. Конечно, начинаем введения . В нем надо будет познакомить со своим педагогическим кредо. Рассказать о целях Вашей деятельности и о том, какие задачи Вы решаете для достижения этих целей. Учтите: не надо писать много и ни о чем. Введение большинства работ поражает многословием, общими словами, размытостью определений. Коротко, конкретно, выделяя опорные слова.

  • качество материально-технической базы (кабинет, мебель, оборудование, технические средства - компьютер, проектор);
  • качество информационного обеспечения (учебники, пособия, методические руководства для учителя, электронные учебники);
  • качество методического обеспечения (нужно обосновывать выбор линий УМК, охарактеризовать рабочие и авторские образовательные программы, описать КИМы, тесты, раздаточный материал, собранные за годы работы);

3. Даем оценку качества своего учебно-воспитательного процесса . Здесь необходимо:

  • определить основную педагогическую идею своей работы, обосновать актуальность обозначенной Вами проблемы;
  • написать, на какие научные теории и практики Вы опираетесь, технологии каких известных педагогов используете в своей работе (учтите, что Вам вовсе не обязательно изобретать велосипед: новизна в деятельности учителя проявляется в широком диапазоне, от новых положений до эффективного применения уже известных достижений науки или рационализации отдельных сторон учебно-воспитательного процесса);
  • описать формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания , используемые Вами; привести примеры из своей практики, доказывающие эффективность их применения;
  • продемонстрировать применение Вами инновационных технологий (проектных, личностно-ориентированных и др.), аргументировать необходимость этих инноваций.

4. Показываем результативность деятельности - достижения обучающихся:

  • позитивную динамику учебных достижений обучающихся по результатам внутришкольного контроля;
  • позитивную динамику достижений обучающихся по результатам внешней экспертизы (ЕГЭ, ГИА, олимпиады, конкурсы, НПК, поступление в вузы);
  • позитивную динамику формирования социальных компетенций учеников.

5. Показываем свои достижения:

  • стремление к самообразованию и повышению квалификации ;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • обобщение и распространение своего опыта .

В заключение говорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при реализации профессионального проекта и о возможных перспективах преодоления этих трудностей.

К самоанализу прикладываем копии всех своих документов - удостоверений, сертификатов, дипломов. Все они должны быть заверены директором школы. Заполняем заявление на аттестацию. Собираем папку, в которой все бумаги должны лежать в определенном порядке, и… везем в отдел аттестации. Удачной защиты!

ПРИМЕЧАНИЕ. Возможно, последовательность изложения материала в Вашем регионе будет немного иной. Но «начинка», содержание, непременно будет включать все вышеперечисленное. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к оформлению работы: в аттестационной комиссии проконсультироваться о том, как оформляется титульный лист, делается оглавление, каков должен быть объем работы.

Для цитирования (ГОСТ): Нечипоренко, Т. И. КАК НАПИСАТЬ САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: http://www.сайт/news/ne_tak_strashen_chert_kak_ego_maljujut/2016-02-17-455 (дата обращения: ).