Как по-православному провести воскресный день? Можно ли работать православным в воскресенье Суббота в православном богослужении и аскетике.

(как надлежит проводить его?)

Как день воспоминания величайшего акта в искупительном деле Спасителя мира, воскресный день более всякого другого должен быть проводим в молитве и делах благочестия. Богослужение со всеми его особенностями, совершаемое церковью в воскр. день, приспособлено к воспоминаемому в последний центральному моменту, как нельзя более разносторонне. Стоя в храме и прислушиваясь к молитвам, произносимым священником.., к чтению, пению, мы воспоминаем о Спасителе, искупившем нас, спасшем нас, призывающем нас к жизни в духе взаимной любви и проч. Занятые в течение шести дней недели мирскими делами и хлопотами и не имея достаточного времени на удовлетворение своих духовных потребностей, теперь - в воскр. день, мы можем удовлетворить последние в достаточной степени: получив обильнейшую духовную пищу и духовное назидание в храме и чрез это настроившись известным образом, мы и дома продолжаем размышлять о том же, о чем думали в храме. А чтоб такие размышления были более плодотворны, чтоб они оставили в нас более глубокие следы, мы занимаемся чтением книг соответствующего характера и содержания, читаем их сами, читаем их и другим: членам своей семьи, а также и своим знакомым и проч., беседуем с окружающими о тех или иных нравственно-религиозных вопросах и т. д. В таких и подобных им занятиях и проходит у нас - христиан - весь воскр. день: в то время как тело наше отдыхает от тяжелого шестидневного труда, ум наш, в течение шести дней отвлекаемый в сторону мирских забот, насыщается теперь здоровою, крайне необходимою для него, духовною пищею... Отсюда по окончании воскресного дня мы бодро и энергично снова принимаемся за будничные занятия, укрепленные и телесно, и духовно. Такое провождение воскр. дня, как нельзя более желательное, в действительности, однако, является по большей части лишь идеалом, наблюдаемым только издали. Часто приходится наблюдать, что не все, именующие себя христианами, посещают в воскресные дни храм Божий, а посещающие не все держат себя и настраивают себя в нем надлежащим образом, - что вне храма не все проводят время в чтении хороших религиозно-нравственных книг или в подобного рода беседах и пр. Подобные явления, как рассеянность в храме Божием, как пустое бездельничанье дома или чтение дурных книг, дурные беседы, пьянство и пр., разумеется, нежелательны и несогласны с духом христианства. Здесь смысл воскр. дня утрачивается или извращается совершенно. Однако, нельзя впадать и в противоположную крайность, т. е., думать, что в течение воскр. дня будто бы уже совсем нельзя заниматься никакими делами, кроме выше намеченных нами; дела христианской любви, напротив, не только могут, но должны быть совершаемы нами во всякое время; могут быть исполняемы нами и наши личные - неотложные - дела, если только от этого не произойдет какого-либо ущерба для наших душ, т. е., если будем совершать их с молитвою на устах и в сердце. Впрочем, такого рода занятия могут быть допускаемы нами лишь в самых крайних случаях, потому что иначе мы недостаточно уважали бы воскр. день, установленный церковью, как мы видели, для иной цели. С особенною заботливостью празднуется воскр. день в Шотландии, в Англии и в некоторых других странах (напр., в многострадальном Трансваале). Но самое важное в праздновании воскр. дня - то, чтоб не телом только своим мы проявляли здесь свое участие, а и духом и прежде всего духом, чтоб праздновали этот день, проникнутые истинно-христианским пониманием дела. Одна же буква, одно внешнее исполнение предписаний и желаний церкви - нечто, не имеющее никакого в сущности смысла. Подражать евреям в данном случае было бы верхом нелепости. Но, с другой стороны, мы всеми силами должны стараться о том, чтоб недостаточный класс (фабричные рабочие, прикащики в лавках...), ныне работающие в течение воскр. дня, иногда всего, иногда - той или иной его части, и чрез то лишенные возможности не только посетить храм, помолиться здесь, побывать на какой-нибудь религиозно-нравственной беседе и проч., но и вообще хоть сколько-нибудь телесно отдохнуть, - был освобожден от работы в этот день: стыдно фабрикантам, купцам и проч. до такой степени проникаться грубыми материальными заботами, чтоб, в увлечении ими, совершенно игнорировать и подавлять даже высшую, духовную сторону я их рабочих. Пусть и они проведут этот день в кругу своей семьи, в религиозно-нравственных беседах, в чтении хороших, назидательных книг, а всего лучше, в общественной молитве в храме Божием или хотя бы - в физическом только отдыхе (конечно, последний, рассматриваемый сам по себе, далеко не отвечает прямому смыслу установления воскресного дня, но, в крайнем случае, нельзя отказать в большом значении и ему в виду необходимости рабочим - без оглядки трудиться день за днем и не иметь никакой возможности сколько-нибудь сознательно подумать о своей душе, разобраться в насущных духовных запросах...)! В похвалу нашего русского общества нужно сказать, что мысль о воскресном отдыхе для прикащиков и проч. в последнее время начинает проникать в его сознание все более и более и в некоторых случаях сопровождается существенными практическими результатами (особенно в нашей столице устраиваются для рабочего класса полезные чтения и беседы, театры с назидательными пьесами..., причем магазины, фабрики, типографии и пр. иногда закрываются на весь воскр. день).

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 979. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?

Хотите заработать 100 000 евро?

Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?

Божья заповедь о субботе - памятник творению Земли

Начнём мы с того, что внимательно прочитаем 4-ю из Десяти Заповедей Божьего Закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Об этом же можно прочитать на первых страницах Библии: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).

Бог создал небо и землю в шесть дней, а в седьмой день почил. То есть суббота завершала акт творения Богом Земли и её обитателей. Слово суббота - по-еврейски шаббат связано с корнем швт - «покоиться», «воздержаться» или «остановиться». Господь благословил этот день, освятил его и дал наказ Своему народу помнить субботу – день Господень. Шесть дней люди должны делать всякие свои дела, а седьмой день - субботу - посвятить Господу.

Бог не изменяет Своих заповедей

Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).

Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).

Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы

Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.

Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).

Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа

К сожалению, духовные лидеры гнали Иисуса Христа и настраивали против Него народ. Не смотря на это, ученики Иисуса Христа продолжали исполнять заповедь о субботе даже после Его смерти. Это хорошо видно по поведению женщин, часто именуемых жёнами-мироносицами. Они вместе с Иисусом пришли в Иерусалим, а значит, относились к числу близких Его учеников, всюду следовавших за Ним. Естественно, эти женщины знали учение Христа, раз посвятили Ему жизнь. Мы видим, что они, не успев закончить процедуру погребения до субботы, остановились и пребывали в покое в седьмой день по заповеди. «Женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели… как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:55;56).

Согласно Новому Завету, после вознесения Иисуса Христа апостолы продолжали соблюдать субботу – день Господень. Они, как и Иисус, имели обыкновение в этот день учить людей Слову Божьему: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом» (Деяния16:13, см. также Деяния 17:2, Деяния 18:4, Деяния 13:42,44).

Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья

Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота - седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье - первый день. - прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день - день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»

Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.

Христианский праздник установлен язычником

Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы - воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».

Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар - «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.

А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?

Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.

Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей - руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).

Валерий Татаркин

Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

Обычно свободных дней мы ждем с нетерпением, заранее придумывая, чем заняться в выходной день. Но что делать, если запланированное вдруг сорвалось в последний момент или вы ничего не успели придумать заранее? Предлагаю воспользоваться следующими идеями. Итак, как провести воскресенье, субботу или любой другой выходной день весело и с пользой?

  1. Отправьтесь пройтись по 3 улицам по соседству и найдите здесь 10 уголков, где раньше не бывали или на которые не обращали внимания
  2. Запишите названия , которые давно хотите прочитать, но никак не соберетесь.
  3. Отправьтесь в пригород . Даже в снег. Даже в дождь. Даже в жару. Съездите туда, где никогда не были
  4. Провести воскресенье можно за составлением генеалогического древа своего рода . Запишите интересные истории про ваших бабушек и прабабушек
  5. Достаньте старый альбом и посмотрите все фотографии : вы знаете всех родственников, которые изображены на них? Может, пора обратиться к бабушке или маме, чтобы точно определить, кто есть кто?
  6. Сходите в парикмахерскую и измените прическу или цвет волос. А, может, пора кардинально сменить имидж?
  7. Почистите свой электронный ящик . Отпишитесь от всех ненужных рассылок, удалите ненужные письма, подкорректируйте список контактов, создайте группы для удобства хранения важных писем
  8. Отрешитесь от всех остальных дел и позвольте себе провести воскресенье за … чтением любимой книги . О том, как и почему чтение стало превращаться из расслабляющего занятия в «преступное удовольствие» очень интересно написала Марина Тумовская на женском сайте myJаne.
  9. Сделайте календарь с днями рождения своих друзей и знакомых
  10. Отправьтесь на конную прогулку
  11. Напишите бумажное письмо человеку, с которым давно не виделись
  12. Снимите ролик о вашей семье . Кто знает, а может он станет открытием ютуба?!
  13. Представьте, что вы должны написать статью для Википедии …о себе – напишите собственную биографию
  1. Заняться в выходной день можно… познанием себя: например, пройдите интересный тест.
  2. Отправляйтесь покормить голубей или уток в парке . Если время года позволяет, захватите ролики или возьмите их в парке напрокат
  3. Сходите на массаж или «обменяйтесь» сеансом массажа с мужем или подругой
  4. Если холодно, сами сварите глинтвейн . Купите вино, фрукты, гвоздику… Не покупайте готовый!
  5. Посадите комнатное растение
  6. Посадите на подоконнике кресс-салат, лук, петрушку или другую зелень
  7. Проведите воскресенье или другой выходной день с пользой — займитесь чисткой компьютера : удалите весь хлам с рабочего стола, реформируйте папки, избавьтесь от ненужных программ или установите те, что давно необходимы
  8. Научитесь делать какой-нибудь фокус
  9. Напишите историю про себя – что с вами будет через 10 лет
  10. Сделайте какую-нибудь занятную оригами-штуку
  11. Обновите плей-лист в телефоне , полностью удалив старую музыку
  12. Переберите свой шкаф и полки и выкиньте
  1. … а то, что не нужно вам, но может пригодиться кому-то еще – сфотографируйте и разместите
  2. Научитесь жонглировать
  3. Провести воскресенье можно за исследованием своего гардероба (как я в статье о ): напишите список нужных в скором времени обновок,
  4. Составьте подборку мелодий , от которых вам хочется жить
  5. Купите непробованные раньше травяные чаи , а если лето – попробуйте самостоятельно собрать растения и засушить их на зиму
  6. Посмотрите любимый с детства мультфильм , если получится – заняться этим в выходной день можно вместе с подругой или другом детства
  7. Создайте реальную или виртуальную доску вдохновения – из коллажей, памяток из путешествий, фотографий, любимых вами фраз
  8. Сделайте мыло ручной работы
  9. Научитесь есть китайскими палочками
  10. Отправляйтесь в специализированный магазин за необычными специями
  11. Придумайте собственный рецепт и приготовьте новое блюдо
  12. Достаньте гирлянду и украсьте дом – кто сказал, что гирлянды – только для Нового года?
  13. Провести воскресенье можно за подготовкой к ближайшему путешествию : почитайте полезные статьи о том, и о
  14. Посмотрите старый-старый черно-белый фильм .
  15. Соберите компанию и поиграйте в «Мафию» — проведите выходной весело!
  16. Купите заранее деревянные рамки, вставьте в них фотографии или интересные картинки и развесьте их на стене
  17. Сделайте украшение своими руками
  18. Заняться в выходной день можно чтением любимых блогов.
  19. Развивайте свои способности: если вы правша – попробуйте один день для выполнения всех «праворучных» дел пользоваться только левой рукой , если левша – только правой
  20. В продолжение темы: вставьте в уши надежные беруши и проведите так несколько часов (в том числе на улице) или завяжите глаза и попробуйте передвигаться только наощупь (хотя бы по дому). Займётесь этим в выходные вместе с семьей – получите ценный и редкий опыт!
  21. Составьте большой кроссворд
  22. Узнайте, что такое фейсбилдинг , сделайте несколько упражнений и решите, а может стоит продолжать?
  23. Сходите в зоопарк или на выставку животных
  24. Начните вести дневник, собственный блог или сайт.
  25. Составьте свой личный топ самых лучших идей, как провести воскресенье
. Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

Воскресенье. Утро. Через несколько минут прихожане соберутся на молебен с акафистом перед Литургией. Участвовать в чтении и пении могут все желающие, всего 5 лет назад и я начинала свое воцерковление именно с таких акафистов…

…Тоненькая книжечка, с надписью «Акафист Всем Святым» дрожит в руках, Наталья Борисовна, староста храма и «старшая по акафистам», оглядывается в поисках чтецов. Книжка в руках – сигнал готовности к чтению, и я не остаюсь незамеченной. Ободряющая улыбка: «Будете читать?» Ком в горле, поначалу голос мне изменяет, но потихоньку крепнет. Когда я заканчиваю, вижу приветливые лица рядом – меня приняли…

После акафиста – Часы перед Литургией. Храм заполняется, так приятно увидеть всех снова, как и каждые выходные! Подаются записки, покупаются свечи, все расходятся на привычные места… Батюшка Алексий совершает каждение и поздравляет всех с праздником…

…Первый раз я увидела батюшку Алексия по телевизору – местная телекомпания показывала сюжет о посещении настоятелем Покровской церкви села Хомутово Щелковского детского дома. «Вот к такому батюшке я смогла бы пойти на исповедь…» — эта мысль засела во мне и послужила началом моего возвращения в храм, после того, как перестав посещать воскресную школу, я стала бояться показываться в окрестностях храма.

«Благословенно Царство…» — начинается Литургия.

Постепенно у храма собираются многочисленные родители с детьми. Дети постарше сразу идут на службу, малыши – на детскую площадку на территории храма. Мамы и папы совсем маленьких обычно посещают службу по очереди, чтобы иметь возможность спокойно помолиться. Песочница, качели, лесенки-лазилки – какая радость для малышей! А ведь все это появилось не так давно, количество детей на приходе, слава Богу, растет с каждым годом.

Через ворота на территорию робко заглядывают записавшиеся на крещение. Мамы качают младенцев, будущие крестные, румяные и веселые, спрашивают, где находится сторожка, стоя прямо перед ее дверью. Владельцы видеокамер и фотоаппаратов, в ожидании главного события, запечатлевают красоты храма и многочисленные цветочные клумбы в ограде, заботливо возделываемые прихожанками. Чаще всего храм для приходящих креститься или крестить детей – что-то далекое, таинственное и загадочное… Скоро к ним подойдет наша Лена, проводящая огласительные беседы перед крещением, все объяснит и ответит на все вопросы. Помимо этого послушания Лена занимается еще и библиотекой при храме, книги в которой может взять почитать любой желающий. А еще она, как и многие, помогает убираться в храме.

Вспоминаю, как я первый раз решилась предложить свою помощь в храме – осталась после службы. Валентина, молодая женщина за ящиком, немного удивилась, приветливо улыбнулась, и пошла учить меня гасить лампадки. Помню, как батюшка, проходя мимо, задержал на мне ненадолго взгляд – кто-то новенький появился… А потом, со слезами на глазах, я рассказывала своим подругам в училище, как хочу стать членом этой семьи – убираться, мыть полы, все, что угодно – только бы быть Там…

Помню, что первым человеком, приветствовавшим меня в храме на ночной Пасхальной службе радостным возгласом «Христос воскресе!» была Ирина, под руководством которой мы с подругой в Великую Субботу следили за свечами и мыли полы…

…Вот прошла из сторожки в храм Аннушка – старенькая алтарница. Кажется, она совсем уже плохо слышит и видит, но никогда не пройдет мимо знакомых лиц без легкого поклона и удивительно доброй и радостной улыбки. Алтарниц у нас двое – есть еще Антонина – ревнительница благоговейного отношения к храму и службе, простая и добрая, но не дающая спуску мальчишкам-алтарникам в случае нерадивости.

Пора и нам в храм. Входишь и сразу слышишь стройное клиросное пение. Сегодня, в воскресный день, хор в полном составе. Регент Люба совсем еще молодая, но очень строгая – попробуй взять не ту ноту! Но по воскресениям такого не бывает – на клиросе прихожане с самыми лучшими вокальными данными, и самые опытные. Среди них, если приглядеться, можно заметить нашу самую старшую и уважаемую певчую – Зинаиду Григорьевну. Именно она, матушка Зинаида, когда-то взяла меня за руку и привела на клирос, даже не представляя себе, как это много для меня тогда значило, да и навсегда это событие стало для меня в жизни значимым… Скромная и незаметная на праздничных службах, матушка Зинаида, всю свою жизнь посвятившая храму, просто незаменима на будничных службах, когда певчих очень мало, не редко и одной приходилось помогать батюшкам пропеть и вычитать длящуюся несколько часов службу…

За ящиком – Елизавета, Валентина, Людмила Андреевна – казначей храма. Всегда улыбнутся, ответят на неиссякаемые вопросы тех, кто только ищет дорогу к храму, кто зашел «случайно», из любопытства, посоветуют книгу, расскажут о иконах, подскажут, когда удобнее подойти с вопросом к батюшке. Ну а мамочкам с детишками всегда добавят лишнюю просфору – после Причастия никакие сладости не сравнятся со свежей просфоркой!

В Никольском приделе – исповедь. Сейчас исповедует батюшка Василий. Удивительный батюшка! Недавно всем приходом отпраздновали его юбилей – 70-летие. Несмотря на все немощи, отец Василий не оставляет службу в храме. Он исповедует, сослужит, служит панихиду – очень много значит его служение, прихожане его любят и ценят. Рядом с ним всегда его правая рука – матушка Тамара – добрая, приветливая, любимица всех малышей на приходе.

Есть у нас еще один батюшка – отец Александр. Такого веселого батюшку не часто встретишь – каждый вспомнит какую-нибудь его добрую шутку, веселое замечание, выводящее из уныния. Мимо детей о.Александр никогда не пройдет просто так – благословит, погладит по головке, расспросит как дела, не обижает ли кто? Многие замечали, что особенно неравнодушен он к мальчикам – у батюшки четыре дочери и две внучки, о которых он никогда не устает рассказывать.

Нельзя не вспомнить и матушку Евгению – супругу нашего настоятеля, маму четверых детей. Она всегда в курсе всех дел на приходе, всегда поддержит в трудную минуту, помолится, найдет кого-то, кто может помочь в затруднительной ситуации. Молодым мамам посоветует, как справляться с маленькими детьми, не забывать храм и не оставлять молитву ни при каких обстоятельствах.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — вот и Причастие. Множество молодых мамочек и папочек с младенцами на руках потянулись в сторону батюшки, держащего в руках Чашу и читающего молитву. Перед о.Алексием множество ребятишек в пестрых праздничных одежках и платочках, чуть поодаль – дети постарше, чинно сложившие руки на груди… Слава Богу, что их так много! Дай, Господи, чтобы они через всю жизнь свою прошли с верой и упованием на помощь Божию…

После Причастия малышей уносят покормить и уложить спать в коляски, многие остаются до конца службы. Взрослые прихожане подтягиваются поближе к батюшке, чтобы послушать проповедь. Но, благодаря заботам наших умельцев, Григория и Сергея, протянувших проводочки с микрофонами к алтарю, проповедь очень отчетливо слышна не только рядом с батюшкой, но и в любом уголке храма.

Подходим ко Кресту. Батюшка приветствует каждого, спрашивает, как здоровье, наладились ли дела, приглашает на трапезу.

В притворе многие задерживаются у стендов. Здесь всегда можно узнать новости прихода, прочитать объявления о предстоящих Крестных ходах, приходских праздниках, почитать статьи прихожан с нашего сайта, посмотреть фоторепортажи с уже прошедших общеприходских мероприятий и праздничных концертов, полюбоваться рисунками юных учащихся воскресной школы, и узнать многое другое. Взрослые приглашаются на беседы о православии с батюшкой, проходящие по средам в детском клубе в городке Щелково-7.

Молодежь под руководством молодого офицера Владимира договаривается об очередном пешем или велосипедном походе – ведь лето на дворе, самое время отдохнуть на природе.

Примерно раз в месяц в притворе, а в летние солнечные дни и на выходе из храма, проводится раздача одежды и обуви для нуждающихся. Наталья Николаевна, несущая здесь послушание, рассказывает, что такие раздачи помогают многим. Ну а мамы на приходе в любое время не перестают обмениваться детской одеждой и вещами, которые младенцы, как правило, не успевают изнашивать.

В дни престольных праздников на выходе из храма всех ожидает праздничная трапеза – специально вынесенные столы уставлены блюдами с печеньем и конфетами, всех угощают душистым чаем – весь воздух вокруг пронизан атмосферой праздника… Мы общаемся, радуемся, делимся новостями и впечатлениями, планируем будущие встречи.

После службы многие остаются в храме помочь, после трапезы и отдыха начинаются занятия в воскресной школе. Для старших Александр Георгиевич, бывший военный, проводит секцию рукопашного боя.

Мы с детьми идем домой – они еще маловаты для воскресной школы, да и послушание у мужа в храме скорее «домашнее» – Борис, и еще один наш прихожанин, и просто друг, Сергей, по благословению батюшки занимаются сайтом нашего храма. Они пишут новые статьи, делают фоторепортажи, регулярно обновляют расписание Богослужений, ищут интересные материалы.

Последний взгляд на храм, крестное знамение, поклон… Мы идем домой, но душой не уходим отсюда никогда. Это наш второй, а точнее – первый дом, здесь наши друзья, наша семья, которая постоянно растет и меняется, готовая всегда принять того, кому тяжело и одиноко, готовая помочь и поддержать. Наша семья – это наш приход.

Ольга Ушкевич