Храм влахернской божией матери в кузьминках. Церковь иконы божией матери влахернская в кузьминках Храм в парке кузьминки расписание богослужений

03.10.2015

Император Константин Великий, перенесший столицу Римской империи в заново отстроенный город на Босфоре, посвятил Константинополь Пресвятой Богородице. Возможно, именно поэтому в византийской столице возводилось немало богородичных церквей. Одной из них - церкви Влахернской иконы Божией Матери - суждено было войти в число самых известных в христианском мире храмов, слава которого на многие столетия пережила Византийскую империю.

Храм неподалёку от знаменитого константинопольского залива Золотой Рог был заложен благочестивой императрицей Пульхерией в середине V века. Как оказалось впоследствии, это строительство было глубоко промыслительным. Всего несколько лет спустя после создания храма в Константинополь из Палестины была принесена великая святыня - нетленная Риза Пресвятой Богородицы, которой потребовалось достойное место хранения. Церковь во Влахерне и стала тем ковчегом, в который византийцы поместили драгоценную святыню. Впоследствии вместе с Ризой положили часть Омофора и часть Пояса Пресвятой Богородицы. В храме также хранилась икона Божией Матери, по преданию, написанная апостолом Лукой. От Влахернской иконы совершались многие чудеса, а покрывало, которым она была завешена, поднималось и опускалось само собой.

Византийские императоры часто приезжали во Влахернскую церковь поклониться святыням и окунуться в бьющий здесь святой источник. Изначально храм располагался за городскими стенами, поэтому возле него возвели дворец для отдыха царственных особ. Со временем крепостные стены Константинополя были расширены, и Влахерна оказалась внутри города. В XII веке византийские императоры переехали жить во Влахернский дворец, который и стал их последней резиденцией.

Влахернский храм сыграл особую роль в истории Константинополя. В 626 году во время отсутствия в столице императора Ираклия, который отправился на войну с персами, город осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя.

К заступничеству Пресвятой Девы жители Константинополя ещё не раз обращались в критические моменты. Так было и в 860 году, когда византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил её край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот, а поражённые небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в крещении имена Николай и Илия.

Именно здесь, во Влахернском храме, произошло в начале X века чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Во время нападения на Константинополь неприятелей великий византийский святой блаженный Андрей - славянин по происхождению - увидел во время службы Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой Покров над городом.

В 1434 году в Константинополе случилось трагическое событие. Мальчишки, которые охотились на голубей в районе Влахерны, по неосторожности стали причиной страшного пожара, полностью уничтожившего Влахернский храм. Многие византийцы увидели в этом происшествии грозное предзнаменование, предвещавшее городу бедствия, и приготовились к худшему. Девятнадцать лет спустя Константинополь осадили турки, и падение города стало одновременно концом Византийской империи.

Почти весь период существования Османской империи святое место пребывало в запустении. Лишь в середине XIX века местные греки купили участок земли, на котором стояла когда-то Влахернская церковь, и получили от султана разрешение отстроить её заново на том же месте. Современное здание храма было возведено в 1867 году, и с тех пор во Влахерне вновь возносится православная молитва.

В наши дни внешний облик Влахернской церк­ви весьма скромен и ничем не напоминает величественной архитектуры византийской эпохи. Окружённая высоким забором церковь с небольшим зелёным садиком затерялась среди стамбульских домов возле Старого Галатского моста на южном берегу Золотого Рога. Но благодать и сила Божия, с давних времён осеняющая это таинственное место, по-прежнему влекут к себе паломников из различных стран, которые приезжают сюда целыми автобусами. В византийские времена существовал обычай каждую пятницу совершать особую службу перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И в настоящее время в продолжение этой благочестивой традиции каждую пятницу во Влахернском храме совершается Божественная литургия.

Полагают, что Влахернский храм получил своё название от источника святой воды, который находился рядом с ним, а при более поздней перестройке церкви оказался внутри неё. И сегодня в храме каждый желающий может взять себе маленькую бутылочку, которую служители церкви заботливо наполняют святой водой из источника.

Влахернская икона Пресвятой Богородицы здесь не похожа на распространённый в России образ. Точнее говоря, во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

И. А. Свистунова,
«Русский Дом», № 10, 2015.
Печатается в сокращении

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг.

В церкви находилась семейная реликвия - Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm



Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов.

В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.

В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63



Ризница при Влахернском храме в Кузьминках по проекту Жилярди. Под ней до переворота 1917 года располагался вход в фамильную усыпальницу Голицыных, разорённую в советский период.

За церковью Влахернской иконы Божьей Матери находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829-1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25). Здание реконструировано в 1990-е годы.



Первый храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения списка чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашний владелец усадьбы Григорий Строганов "за большие заслуги" получил в дар от царя Алексея Михаиловича. А вместе с иконой Строганову выдали и благословенную грамоту на возведение храма. Освятили церковь, разумеется, в честь драгоценной реликвии. Село также стало именоваться Влахернским. Из книги священника Н. А. Порецкого "Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына". 1913 г. мы можем узнать, что: "Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720-х годах. Г.Д. Строгановым и вдовой его Марией Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела. В 1732 году барон А.Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 году перешло к Голициным. Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме в 1759 году. Первым в 1762 году был освящён придел Александра Невского, а в 1774 году освятили и главный престол. В 1784 году покрытие храма было переделано из восьмерик в купольное... В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце. Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребённого при Влахернском храме в 1776 году". М.П. Захаров в "Путеводителе по окрестностям Москвы", который вышел в свет в 1867 году, отмечал, что "село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмой, откуда и пошло второе имя селения... В храмовый праздник 2 июля здесь большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающее гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной Роще".

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, "классической" версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине ХIХ века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы.

В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи. Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности.

В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина "Храм гибнет", опубликованный в "Вечерней Москве" 17 июня 1991 года, можно прочитать, что "зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом". Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка...

Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая "двухъярусность" наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными "всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад. Они и в проёмах яруса звона, у сквозных фонариков-"беседок" на самом храме и его звоннице, у потиков по сторонам четверика, да еще и полуколонны по всей окружности нижнего яруса колокольни! Широкое использование колонн придавало постройкам зрелого классицизма неожиданную, порой просто-таки воздушную лёгкость - искусство, напрочь утраченное с приходом ампира.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №173, 2016 г.

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.

Усадьба Кузьминки: Церковь

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви . Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери , тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.

Ныне существующая церковь и есть третья по счету . Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах.
В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия) , датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское.
Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Разрушение храма


Реконструкция церкви в КУзьминках. Фото 1938 г

В 1923 году в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви , на котором принято было решение о закрытии храмов. Монастыри и церкви передали Всероссийской Чрезвычайной комиссии под лагеря и тюрьмы для преступников и детские калонии. В кратчайшие сроки были закрыты тысячи церквей. В разоренных церквях строили склады, клубы, вытрезвители, общежития и музеи. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когдато был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 году поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. Но это еще не все. В один из дней 1929 года по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности . Узнав об этом, священник Порецкий попытался защитить святое место, призвав на помощь жителей. Народ горячо откликнулся на призыв. Результаты противоборства оказались печальными. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы.

При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузноваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря (!) устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма.Чудом уцелевшая эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

Сегодня

В 1992 году по распоряжению 717 мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Несбыточные, казалось бы мечты восстановления усадьбы начали осуществляться. Настоятель церкви отец Александр и вновь созданная община внесли жизнь в мертвый храм и надежду в серца москвичей. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом, так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии: братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Сайт http://vlahernskoe.prihod.ru/

Настоятель - иерей Александр Кашкин

Расписание работы храма: В воскресенье - утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч

Телефон: 377-87-88

Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),

Проезд: от метро Рязанский проспект, авт. 29 до конечной остановки

Первый начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения , которую тогдашние владельцы усадьбы Строгановы получили в дар от царя. Село также стало именоваться Влахернским.

Ныне существующий храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках по проекту петербургского архитектора С. И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы — князь М. М. Голицын (кстати, потомок ) в 1759 году.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:11


Современный Влахернский храм в Кузьминках строили достаточно долго. Сначала в течение трех лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана.

Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке храма в Кузьминках уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке Влахернского храма в Кузьминках в стиле зрелого классицизма.

Реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали и .

Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Влахернский храм в Кузьминках получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню.

Строительство нынешней, «классической» версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году.

Отечественная война 1812 года нанесла Влахернской церкви огромный ущерб, французские солдаты изрядно поглумились. Храм пришлось восстанавливать и заново переосвящать, что и сделали в 1813 году.

К середине XIX века в главном храме в Кузьминках и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде — башенные часы.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:18


В 1930-е годы из Влахернской церкви экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракторной промышленности. Началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости — вместо круглых сделали прямоугольные. Церковное здание надстроили еще одним этажом с балконами.

Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костер. Удалось спасти только уникальный живописный образ Влахернской Богородицы. Долгое время икона находилась в церкви в Вешняках, а потом попала в один из столичных музеев.

Бывший храм стал сначала общежитием, потом конторой НИИ, а незадолго до начала Великой Отечественной войны его снова стали переделывать, под дом отдыха.

Во второй половине 1970-х на территории бывшей старинной усадьбы в Кузьминках началась постепенная реставрация.

В 1992 году Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках, а также ризницу и дом причта безвозмездно передали православной Церкви. Всего за пару лет церковь отреставрировали.

Чтобы привести разоренный и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести ее. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:32


Архитектурно нынешнее здание Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках построено в формах зрелого классицизма. Церковь была закончена на исходе века под руководством Родиона Казакова и была совсем другого архитектурного направления.

Фонарик-«беседка», угловые скругления, лаконично оформленные и оттого еще более выразительные, это своего рода аллюзия — чисто внешняя — на эффектные и популярные в архитектуре русского классицизма церкви-ротонды. В конце XVIII — начале XIX века их строили и в Москве, и в Петербурге (например, «Кулич и Пасха»), и за Уралом (церковь Всех Святых в Тюмени).

Но посмотрим внимательно: является ли ротондой церковь в Кузьминках? Да, из-за круглой в плане колокольни, обилия цилиндров и скругленных углов основного объема создается такая иллюзия. Но именно иллюзия! Низ храма — это все-таки «доставшийся в наследство» от барокко четверик, пусть эффектно и стильно «ошлифованный».

Еще одна особенность Влахернской церкви: очень оригинальная конструкция большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:08


Неоднократно подвергался разного рода переделкам.

В течение второй половины XIX века внутренняя отделка Влахернской церкви становится все более роскошной. Деревянные иконостасы сменяются мраморными по рисункам гроссмейстера «исторического стиля» в архитектуре М.Д. Быковского. Набрасывая эскизы иконостасов, установленных затем в Кузьминской церкви, зодчий находился еще «в тренде» классицизма. Особенно поражает иконостас центрального храма — с колоннадой и аттиком! Придельные иконостасы оформлены гораздо скромнее.

Также в течение второй половины XIX века в церкви несколько раз менялись полы: изначально каменные, они в какой-то момент стали чугунными, а затем мраморными.

Полностью обновилась, согласно веяниям времени, церковная стенопись. С закрытием и перестройкой церкви в XX веке она была утрачена; ныне храм расписан вновь. В цветовой гамме интерьера доминируют белый (внизу) и голубой (в верхней части) цвета.

Из-за нестандартного решения ротонды-барабана и освещение ее организовано очень необычно и эффектно.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:21


Храм в Кузьминках Расписание богослужений

По будням служат утрени — в 8:00, по воскресным дням — ранняя и поздняя литургии в 7:00 и 9:30. Более точное расписание с указанием праздничных служб необходимо уточнять на сайте в соответствующем разделе.