Вече - что такое? Каковы его функции? Народное вече Вече определение по истории.

veche) - 1) народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. (в ряде мест до начала 16 в). Решало важнейшее вопросы (войны и мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.д.); 2) в Югославии название палат представительных органов государственной власти, а также ряда других органов власти и управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЧЕ

старослав. вет - совет) - 1) племенные собрания, являвшиеся высшим органом власти у германских и славянских народов в период догосударственных форм самоуправления. В процессе образования государств в Европе В. практически перестают функционировать (или не играют какой-л. важной политической роли), уступая место феодально-аристократической власти;

2) народные собрания в Древней и средневековой Руси X-XIV вв. Распадаясь, племенные кровнородственные связи порождают новый тип отношений, сохраняя при этом проверенный временем и опытом общения способ выработки коллективных решений.

Компетенция новгородского В. была всеобъемлющей: принятие законов; приглашение князя, заключение и расторжение договора с ним; избрание и смена посадника и тысяцкого, разбор их споров с князем; выбор кандидата на пост архиепископа новгородского; дарование государственных земель церковным учреждениям и частным лицам; определение внешней политики.

Сегодня мы поговорим о том, что значит "вече". Это народное собрание, которое было очень распространено на Руси с древних времен. Почему такое большое значение историки придают этому незначительному ростку демократии?

Вече: что такое?

Вече - это народное собрание. Оно могло состоять из городской знати или родоплеменной общности. Возникло вече в древней и средневековой Руси. Считается, что оно существует с 859 года. Узнать точную дату получилось благодаря сохранившимся письменным документам, которые рассказывали и описывали вече. Значения слова нам известны разные. Но часто под ним подразумевается собрание большого количества людей, которые объединены общей задачей.

Причиной возникновения веча стало желание простых крестьян и рабочих добиться прямого народовластия. При этом устроить самоуправление более организованным способом было практически невозможно. Поэтому простое собрание людей, которые высказывали своё мнение, стало идеальным вариантом.

Вече - каким оно было в Древней Руси? Для того чтобы понять это, следует вспомнить тот факт, что народные собрания были распространены до христианизации и образования феодальной государственной власти. После этих событий подобные сборы просуществовали ещё определённое время, но особого веса глас народа больше не имел. Это коренным образом повлияло на население, которое усвоило, что его мнение мало волнует власть имущих.

Для чего?

Мы разобрались, что такое вече. Но для чего его собирали? Неужели сбор народа был необходим для решения мелких и несущественных проблем? Конечно, нет. Наши предки встречались на площади для того, чтобы совместно принять важное решение, которое может повлиять на судьбу каждого из них. Чаще всего люди собирались для того, чтобы избрать воеводу или князя для управления городом, союзом или краем. Из этого становится понятно, что вече было распространено не только среди жителей города, но и среди кочующих племен, которые также нуждались в лидере, вожде.

Кроме выбора управляющих, на собрание также выносились важные вопросы, которые касались ведения общего хозяйства, культурной и политической жизни. Исследуя понятие "вече", можно говорить о том, что прямая демократия была присуща славянскому народу с самых древних времен. Но всё кардинально поменялось после крещения Руси.

Участники

Участниками народного собрания могли быть «мужи» - главы семей или отдельных общин. Чаще всего они были равны в своих правах. Но эволюция вече привела к тому, что голос каждого мужа ранжировался в зависимости от его авторитета или власти. Естественно, женщины не могли принимать участия в подобных собраниях, так как их роль ограничивалась рождением и воспитанием детей, ведением быта. Также участниками вече могли быть старейшины - уважаемые люди семьи или племени, к мнению которых особенно прислушивались.

Распространенность

Традиции народного собрания дольше всего сохранялись в северном регионе России: Новгороде и Пскове. Однако это длилось до разгрома территорий в 1569 году Иваном Грозным, который погубил всех старейшин города. Кроме того, он поиздевался над народными сборами, лишив вечевой колокол города Новгорода «языка». Такое варварство было воспринято очень негативно. Но против властителя никто не выступил.

На территории Украины традиции собрания не исчезли, а переродились. Это произошло благодаря тому, что широкое распространение получило казачество. Казацкая Рада стала некой модификацией веча, причём весьма успешной. Также остатки демократического строя основывались на западной модели самоуправления - Магдебургском праве.

Но и на Украине традиции веча не могли существовать вечно. Екатерина II, ликвидировав гетманщину, также поспособствовала тому, что демократическое самоуправление в виде веча было уничтожено. Есть ли у других народов аналоги народного сбора, или это уникальное изобретение славян? Функции, которое выполняло вече, похожие на функции тингов у скандинавских народов и витенагемотов у англосаксов.

На Руси

Русское вече подразумевало не только собрание городских глав, знати или старейшин - это понятие со временем становилось всё шире. Под этим словом также подразумевались частые «рыночные» собрания, которые носили анархический характер. Говоря более просто, вече стало не только встречей для принятия важных решений, но также банальным способом выражения стадного чувства народа.

«Рыночные» собрания носили разный характер в зависимости от территориальных признаков. В Киеве собрание служило для критики политики князя, в западных землях - для принятия важных решений. Вот для чего в разных местах собиралось вече. Что такое истинная народная власть, как не единогласное движение вперёд?

Известное вече в Новгороде

Вече - что такое? Почему этот вид народного сбора так прижился на Руси? Например, на Новгородской земле вече долго оставалось верховным органом власти. Он был не так прост, как на других территориях. Данный орган управления представлял собой многоступенчатую систему. Кроме общегородского вече, также были собрания улиц и концов.

По мнению большинства ученых, природа новгородского вече неясна до сих пор. Некоторые исследователи говорят, что демократические собрания в Новгороде были продолжением «кончанского» представительства, которое означало съезд представителей власти с разных концов города. Эти данные легко подтверждаются благодаря археологическим раскопкам. Именно они наталкивают множество исследователей на мысль о том, что как самостоятельная единица Новгород сформировался лишь к XI веку. До этого же город представлял собой разрозненные поселки и концы, которые взаимодействовали самыми примитивными способами.

Таким образом, городское собрание было не самостоятельным изобретением, а лишь необходимостью, которая возникала из-за территориальной отдалённости большинства регионов. Изначально Новгородское вече находилось в Детинце перед Софийским собором. Немного позже народные сборы переместились на торговые площади в центре города.

Подводя определённые итоги, хочется сделать акцент на том, что демократия была присуща славянским народам с самой древности. И главным способом ее самовыражения и стало вече. Что такое это, вы уже поняли. В первую очередь это способ самостоятельного управления.

Народное вече

Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом .

Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Известны так же анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу , прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, согласно ганзейским источникам, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268/69 г. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором , Т. е. пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось так же стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными - в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародных сборов для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещался далеко не весь город, а лишь 300-500 его представителей - по В. Л. Янину те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 «300 золотых поясов».

Вече возникло из племенных собраний славян . В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под , в Новгороде Великом - под , Киеве - под . Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина -XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» - бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега , Игоря , Святослава и т.д,) не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов - заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко в княжеских областях Руси в домонгольский период был своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая но и не полностью республиканская в отличии от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал еще И. Н. Болтин, высказавший мнение что и княжеская и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как например Церковный устав Ярослава Мудрого XI век). Известны случаи когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежала полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, которого при его жизни киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским как видно при его жизни горожанам-вечникам было не договориться и те как в свое время киевляне вынуждены были скрепя сердце ждать смерти нелюбимого князя чтобы потом тут же активно выместить свое недовольство.

Вечевой колокол в Новгороде. Иллюстрация из рукописи XVI века

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство еще было вынуждено считаться с народным мнением. Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» - тогда еще народного, веча. Однако, уже в XII-XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы - а дело как видно было на вече, охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» - небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху. а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле. Что касается новгородской землми, то там боярское господство прослеживается еще раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе 2/2 XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115-18 гг, как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. с XIII века городское вече вырождается в узкосословный совет «300 золотых поясов» - представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов - «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были так же веча в «пригородах» - подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» - общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях - гридницах, стоящих на вечевых площадях. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна - «степень» - откуда вещали ораторы. Вечевые площади были так же оборудованы скамьми. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением , укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля Залесского не пустили призваного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, пренадлежали основные судебные полномочия. Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII-XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города - веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Москвскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельстовало об откровенном приоретете княжеской власти над земской. Не мудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые еще не были присоеденены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.) до нас не дошло никаких известий. Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонофицируя все принимаемые политические рещения в этих землях в лице князя и его приблеженных. Если вечевой уклад еще формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до ) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской феодальной республике (до ), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле . Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества литовского, то там вечевой уклад сохранился до Любленской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален) однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати. Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако, вечевые акты XV-начала XVI веков где несмотря на всенародный характер городского веча упоминаются не все городские сословия вечников показывает что естественные для кастового общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время так называемого периода «Новгородской феодальной республики ». Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись так же собрания концов и улиц. До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец - представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозенных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединием их в единый город приняло статус городского собрания. В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце , на площади перед Софийским собором , в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище , перед Никольским собором . Но даже в XIII веке , в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах. Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего Новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получит уже в московский период). Однако конкретная топорграфия и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью - в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м 2, в последующих трудах −1200-1500 м2 и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре. Правда в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более как ему казалось просторном месте, к югу от Николо-дворищенского собора. Существует так же теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В. Л. Янина, которая даже попала в учебники. Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярослововом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV -XV века).Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» - бояр знаменитый «ряд» 1264 г убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий - «меньших» - уже в то время порой официально не учитывалась даже исходя из их прямого участия в предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярослали дворе» общенародных кончанских вечах. В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания . Из письменных источников, в том числе летописей , известно, что на вечевой площади стояла «степень» - трибуна для посадников и других руководителей «республики », занимавших «магистратские » посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей , вопросы войны и мира, союза с другими государствами - всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством - на нём утверждена Новгородская Судная грамота. Вечевые собрания -- одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов . Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт и Карельское княжество). Оно выдавало грамоты на владение землёй различным церковным корпорациям , а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов , посадников , тысяцких .

Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича () вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой - число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.

В Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I . За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в сместили архиепископа Арсения.

Кроме общегородского в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации , то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц. Именно они были важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боярам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.

Примечания

См. также

вече

или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг.

Площадь сборная, место сходки;

колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вече

веча, ср. (истор.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.

Место, где собирается вече.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вече

А, ср. На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовет на в. и прил. вечевой, -ая, -ое. В. колокол.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вече

    Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X- XIV вв.).

    перен. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вече

народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие - в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 - нач. 16 вв.

Большой юридический словарь

вече

(от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Вече

Ве́че - народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. Вече собирали - для избрания воевод и князя на управление городом или краем, а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. Участниками вече могли быть «мужи» - главы всех общин, - старейшин и старшин сообщества. Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса.

Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка». На Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления - Магдебургского права. Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли Кубани и Ставрополья «для порядка».

Функции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом и собранием старейшин в древней Пруссии.

Вече (партия)

Вече - политическая партия Украины, прежнее название - «Конституционно-демократическая партия». Политическая партия "Вече" была зарегистрирована Министерством юстиции 14 мая 1993 г. и внесена в Реестр политических партий под №14.

Вече (значения)

Вече :

  • Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси.
    • Новгородское вече
  • Вече - нижняя палата парламента Югославии.

Вече (газета)

«Ве́че» - русская газета националистической и монархической направленности, издававшаяся в 1905 - 1910 годах.

Первый номер вышел в Москве 11 декабря 1905 года. Её основатель и фактический редактор-издатель - В. В. Оловеников. Формально же он числился секретарём редакции, а издателем была его жена. В «Вече» № 2 (18 декабря 1905 года) редактором-издателем назван некто В. Владимирович.

В начале 1908 года Оловенников тяжело заболевает и уезжает на лечение за границу, после чего газету начинают редактировать его близкие помощники: Ф. А. Слепов, а затем несколько номеров М. Д. Плетнёв. После смерти Оловеникова (февраль 1908) газету продолжала издавать его мать, обозначенная в выходных данных как «наследники В. В. Оловеникова».

В дополнение к газете в 1908 году печатался еженедельный журнал «Вече», где помещались литературные произведения и фотографии видных монархистов.

До получения издателем разрешения на выпуск газеты (сообщение о подании прошения на издание еженедельной газеты опубликовано в № 4 от 3 января 1906 года) «Вече» выходило в форме сборников. № 1 вышел с подзаголовком «Новая московская ежедневная политическая газета», № 2 - с подзаголовком «Московская политическая газета». В этом же номере было опубликовано объявление: «Газета „Вече“ будет выходить, когда нужно, ибо денег редактор-издатель не имеет; субсидий никаких не желает».

Главный материал № 6 от 19 января - «Счастливый день русского народа», посвящённом Высочайшему приёму Николаем II 23 декабря депутации Союза русского народа.

№ 7 от 23 января вышел под названием «Московское вече» . Норме привлёк внимание публикацией «Политическая речь еврейского раввина, читанная им около 30 лет назад». № 8 от 8 февраля вышел под названием «Наше вече».

Лишь с 13 февраля газета обретает окончательный формат, и с этого времени издаётся под названием «Вече. Общественная, политическая и литературная газета, с портретами, рисунками и карикатурами». «Вече» выходило сначала по понедельникам, затем два, и потом - три раза в неделю. Тираж временами достигал 25 тысяч экземпляров. После прихода в редакцию художника Л. Т. Злотникова каждый номер выходил с злободневными карикатурами, в основном, на евреев.

Антиеврейский настрой доминировал и в публикациях «Веча». В 1907 почти в каждом номере газеты публиковался лозунг «Прочь жиды - Русь идёт». Начиная с 3 октября 1908 года в каждом номере печатался аншлаг «Жиды должны быть выселены из России обязательно». Авторами статей и сотрудниками газеты были, в том числе, такие известные монархические деятели, как П. А. Крушеван, Н. И. Еремченко, М. Д. Плетнёв.

«Вече» публиковало много стихов, большинство из которых были тоже антиеврейской направленности. К примеру, «Вече» от 7 ноября 1906 года представило сочинение Д. Павлова «Вон из России!»: «Вон из России! Вон, Иуда! Довольно с нас твоих „свобод“, Беги, предатель злой, покуда Не возмутился весь народ!».

Главным материалом номера «Веча» от 7 декабря 1906 года было «Открытое письмо А. И. Дубровина митрополиту Антонию». В номерах, последовавших за этой публикацией, издатель помещал материалы, возвращавшие читателя к теме, которую поднял в этом письме глава Союза русского народа.

Санкции, накладывавшиеся на газету, были связаны в основном с перегибами в критике представителей власти - министров правительства и чинов местной администрации. Так, за публикацию в № 60 статьи «Накануне баррикад» , в которой служащие Петербургского градоначальства - «связанные с евреями поляки» - обвинялись в убийстве В. Ф.фон-дер Лауница, газету оштрафовали на 1000 рублей. Такой же штраф был вынесен за публикацию в № 61 (июль 1907) письма С. Ф. Шарапова с обвинениями в адрес министра финансов В. Н. Коковцова.

Из-за отсутствия средств с 10 марта 1909 года газету передали Московскому СРН, после чего она стала называться «Вече. Орган Московского Союза Русского Народа», а затем «Вече. Орган русских монархистов-союзников. Издание Московского Союза Русского Народа».

Переход газеты в руки протоиерея Восторгова вызвал конфликт: ряд бывших сотрудников Оловеникова, являвшихся политическими противниками протоиерея, публично заявили об отказе участвовать в издании. И хотя на протяжении 1909 года новые владельцы постоянно сообщали читателям о намерении перейти с 1910 года в режим ежедневной газеты, необходимого числа подписчиков набрать не удалось, и Московский отдел СРН свернул планы продолжения издания «Веча».

Единственный номер за 1910 год вышел 15 февраля, накануне второй годовщины со дня смерти основателя издания, В. В. Оловеникова. Газета вышла под заглавием «Вече. Еженедельная общественно-политическая газета». Объявляя в этом номере подписку на 1910 год, редактор-издатель Ф. А. Слепов писал, что «главное место в газете отводится удивительному чудовищному росту проснувшегося русского национального самосознания и самосохранения, вылившегося в Черносотенное Освободительное движение». Однако следующего номера газеты так и не вышло.

Вече (журнал)

«Вече » - самиздатский журнал православно-патриотического содержания. Издавался в СССР в 1971-1974 годах. Журнал выходил примерно каждые 3 месяца, с тиражом 50-100 экземпляров. Объём номера составлял около 300 страниц. Всего вышло 10 номеров.

Основателем и главным редактором журнала был русский историк и диссидент Владимир Николаевич Осипов. Среди постоянных авторов журнала были московский священник Дмитрий Дудко, писатели Леонид Бородин, публицисты Геннадий Шиманов, Анатолий Иванов, Светлана Мельникова, Михаил Кудрявцев, Михаил Антонов. Большой вклад в издание журнала внесла Адель Найденович, которая тогда являлась супругой Владимира Осипова.

Материалы нескольких номеров журнала «Вече» были переизданы за границей издательством «Посев» в серии «Вольное слово».

Примеры употребления слова вече в литературе.

Е, какво пък, Лев Абалкин, Лъвльо-Ревльо, сега вече знаем някои неща за тебе.

Ернст-Юлий Хорн, наставникът на Абалкин в училището за прогресори, вече не беше между живите.

Налага се да чакам до утре, а утре тя дълго ще си спомня кой беше този Лев Абалкин и после, като си спомни, с въздишка ще каже, че нищо не е чувала за него ето вече цели двайсет и пет години.

Сплошь и рядом, даже и не враждуя, особым станом становились на вече : мельники и хлебопеки, кожевники и сапожники, плотники и краснодеревцы, серебряники и алмазники, каменные здатели и живописцы, плиточники и ваятели-гончары, корабельники, грузчики, портные и суконщики, железники и кузнецы, бронники и оружейники, рудокопы и доменщики, мыльники и салотопы, вощаники и медовары.

Затем он собрал своего рода вече , на котором присутствовали старшие братья Асархаддона, а также ассирийские чиновники и представители народа, и спросил их, согласны ли они с назначением Асархаддона наследником престола.

Интересно би било да науча какво е отговорил душичката Леонид Андреевич на този изблик на ярост и презрително възмущение, И вече като резидент в Хонти през октомври 67 г.

Той буквално разцъфнал пред очите му и след два-три часа, сякаш нищо не е било, вече приемал гости.

Гласовете вече не се чуваха, само далече долу някой блъскаше капака на сметопровода.

Вышел на вече вой помост Евпатий, рассказал про угрозу Рязани и всей земле русской, поговорил с народом так, как привык говорить в родном городе на шумном рязанском вече .

С трудом узнавал Евпатий места, где еще недавно шумело народное вече , где пестрели разноцветные купола Соборной церкви, где стояли великокняжеские хоромы с нарядными теремами и высоким резным крыльцом, откуда, бывало, князь говорил с народом.

Челото на потока вече нахлу в пресечката отдясно, а потокът блика ли, блика, но ето че няколко кучета се отделят от глутницата и рязко свиват към нас - едри проскубани животни, измършавели, с кичури скапваща козина.

Плащът бавно се свличаше от гърба му, а той вече седеше на скамейката, разкрачил крака, опрял лявата си ръка на хълбока, а със свободната си дясна ръка хванал ефеса на позлатения си меч, забит в изгнилите дъски на пода.

Прошли те времена, когда щитники, замочники и кузнецы смещали епископов и вмешивались в дела государственного управления, когда на вече предстательствовали старшины цехов, истинные представители черного народа, и на них опирались бояре в борьбе за власть.

Днес вече всички разбраха, че да раздрусаш с ритници тези своего рода съвършени цивилизации е толкова безсмислено и безперспективно занимание, както да се опитваш да ускориш растежа на дървото - да речем на някой дъб, - като го дърпаш за върха.

В нея растяха огромни дървета с твърди бели дънери, каквито не се бяха запазили никъде в империята - нито в Ируканското херцогство, нито пък в търговската република Соан, която отдавна вече беше превърнала всичките си гори в кораби.

Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вече в Новгороде

Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

Конец вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным . В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.