Синквейн ольги из обломова. Образовательный портал

Деловая игра для учащихся 8, 9 классов

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цели : помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Подготовка

Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте.

Ведущий 1. Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.

Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Ведущий 2 . Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Ведущий 1 . Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

Ведущий 2 . Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

Ведущий 1 . В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Ведущий 2. Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат).

Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали . 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

Что это за профессия?

Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий . Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Подумай - посчитай

Ведущий 1. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

Игрокам обеих команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач - ответить на семь вопросов классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников.

Время обдумывания каждого задания около трех минут.

1. Запишите цифру, являющуюся логическим продолжением ряда: 2, 7, 24, 77... (238. Каждое число умножаем на три и прибавляем к нему нечетное по возрастающей, начиная от единицы, то есть 1, 3, 5 и т. д. Отсюда: 77 х 3 + 7 = 238.)

2. В каждой группе назовите лишнее слово:

Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

3. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, ... 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата дойки: 8 х 2 — 2 = 14; 10 х 2 — 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

4. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4.)

5. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

Хозяйка, владелец, строй.

Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

(К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

Выбор сделай сам

Ведущий 2. Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

Блиц-опрос

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

5. Где работает крупье?

а) в казино;

б) на конюшне;

в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

а) посудомойка;

б) сторож;

в) учитель (шкраб - школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а) монтажер;

б) монтер;

в) монтажист.

11. Что делает визажист?

б) пластические операции;

в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

Ведущий 2. Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг.

Ведущий 1 . Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры :

сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;

группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)

ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.

удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ведущий предлагает участникам поиграть в "полную (стопроцентную) демократию":

Представьте, что демократические принципы распространились не только на политику, сферу государственного и муниципального управления, но и на вашу личную жизнь. Отныне вы и шагу не сможете сделать без того, чтобы не согласовать свое поведение с группой товарищей...

Кресла лучше составить для этого упражнения не кругом, а полукругом, так, чтобы большая часть зала представляла своего рода "арену", на которой будет действовать жертва. Выбирается один доброволец. Он поднимается со своего места. Ведущий, сидя вместе с другими в полукруге, обращается к участникам:

Вот перед нами стоит Александр (Дмитрий, Елена, Наталья...). Что-то он скучает, надо чем-то его занять. Какие будут предложения? [после короткой паузы] Может, пусть он попрыгает на одном месте? Кто за? Кто против? Предложение принято (отклоняется)...

Если предложение отклоняется, то ожидаются новые идеи, которые сразу же ставятся на голосование. Доброволец-жертва воплощает в жизнь решение "парламента".

Исполнитель наравне с другими принимает участие в голосовании. Не обязательно предварительно это сообщать. Ведущий, заметив, что доброволец сам не принимает участия в голосовании, высказывает сентенцию: "А вы почему не принимаете участие в собственной судьбе? Вы же не раб, вы полноценный гражданин!"

Рано или поздно может наступить момент, когда доброволец-жертва категорически отказывается исполнять принятое решение. Тогда его "садят в тюрьму" - отводят в один из углов тренингового зала (который предварительно можно обозначить табличкой "тюрьма").

После 5-10 заданий доброволец-жертва садится на место, его место занимает другой доброволец (если такой вообще найдется). Если добровольца нет, то "доброволец" выбирается голосованием. Игра продолжается.

В конце проводится обсуждение:

Каково быть исполнителем чужой воли?

Что было приятнее, исполнять чью-то волю или диктовать свою волю другим людям?

Какие приемы манипуляции кто заметил?

Было ли чувство обиды? благодарности? какие-то иные чувства?

Как лучше противостоять давлению на тебя со стороны большой группы людей? какие здесь возможны приемы, тактики, стратегии?

Ведущий перед тренингом готовит достаточное количество фишек (число участников x 3). Можно нарезать куски картона, использовать настоящие монеты небольшого номинала. Однако для придания солидности тренингу лучше запастись специальными игральными фишками, продающимися в магазинах ("фишки для покера"). Также желательно приготовить четыре одинаковые коробочки с крышкой.

Вызываются четверо добровольцев. Остальные участники тренинга выходят за дверь. Перед уходом каждый из них получает по три фишки. Важно дать фишки именно перед выходом, чтобы какое-то время участники походили с этими фишками, немного привыкли к ним как к почти личной собственности.

Тем временем ведущий сообщает оставшимся, что их задача - заработать как можно больше фишек. Для этого у них есть только одно средство - вызвать жалость у владельца фишек. Жалость можно вызывать только своим внешним видом, в первую очередь - выражением лица. Ведущий рассаживает "попрошаек" в ряд, выдаёт каждому по коробке, куда надо складывать фишки.

Остальные участники заходят по одному. Им сообщается, что они должны раздать фишки "как подаяние". Можно отдать все фишки одному человеку, можно две отдать одному, а третью - другому, можно раздать по одной. Можно вообще не отдавать фишки или же отдать одну или две. Получив свою фишку, "попрошайка" прячет её сразу в коробочку. Это делается для того, чтобы следующие игроки не могли видеть предпочтений предшественников.

В конце производится анализ. Поднимаются вопросы:

Что двигало игроками, когда они раздавали фишки?

Как старались вести себя "попрошайки"? Как и что они изображали?

У кого хорошо получилось вызвать жалость, у кого плохо?

Ролевая игра "Повышение и увольнение"

Данная игра особо актуальна для группы, которая на этапе заказа определила значимость переговоров в системе «начальник подчиненный».

В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными для них как руководителей, а какие работали против самого подчиненного. Для этого в режиме фронтального опроса заполняется таблица:

Удачные ходы

Ошибки аргументации

По итогам тренеру важно подчеркнуть, что аргументация «не работает», если говорящий не прояснил для себя, какие задачи хочет решить для себя партнер, в данном случае - начальник. А хочет он, в первую очередь, решить вопрос безопасности (чтобы его не подсидели), вопрос стабильности (чтобы без него – как с ним и не хуже), вопрос контроля (держать руку на пульсе).

Важно также подчеркнуть, что руководитель уже в своей вступительной речи оговаривает те критерии, которые считает важными. Если их услышать, зафиксировать и вернуть руководителю как собственный аргумент – велика вероятность «попадания в яблочко». Т.е. аргументы должны ложиться точно в цель, которую можно выделить, если внимательно слушать, понимать и фиксировать услышанное.

«Повышение и увольнение»

Данное упражнение предназначено для отработки тактик самопрезентации и убеждения.

Участники работают в нескольких раундах по четверкам

Инструкция:

В предлагаемом Вам упражнении Вы будете работать по четверкам. Один из Вас будет играть роль руководителя, трое других – роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих свои подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости ему уехать на длительный срок (например, на 3 месяца на стажировку за границу). Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически, один из подчиненных должен быть повыцен…). С другой стороны, ситуация на рынке требует сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие в раунде происходит следующим образом:

Сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута);

Затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения, почему они не должны быть уволены (по одной минуте на каждого);

Выслушав выступления подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных, и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и неповышенному подчиненным.

По итогам раунда в карточки участников ставятся баллы:

0 баллов тому подчиненному, чья аргументация руководителю была неубедительной – его уволили…

1 балл тому подчиненному, чья аргументация была недостаточна для того, чтобы его повысили в должности – ему оставили его функционал…

2 балла тому подчиненному, чья аргументация убедила руководителя повысить его…

Подчиненные (кроме повышенного) могут поставить (а могут не поставить) руководителю по одному баллу, если они остались удовлетворены теми аргументами, которые руководитель привел для обоснования своего не самого лучшего для них решения.

Таким образом, в каждом раунде каждый участник может получить от 0 до 2 баллов за собственное умение аргументировать свою позицию и презентовать себя во взаимодействии.

В игре четыре раунда. Даже если Вы встретитесь с одним и тем же человеком второй раз, каждый раз Ваши статусы будут различны. Каждый из Вас побывает в роли руководителя и трижды в роли подчиненного. По итогам упражнения мы проанализируем удачные ходы аргументации.

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."