О загадках русской души: в шутку и всерьёз. Что зреет на исходе лета

Загадки для детей с ответами

Загадки для детей
    Он кудрявый очень, очень,
    Стать шашлыком совсем не хочет,
    Среди ярок - великан,
    Как зовут его - ...

    Ответ: Баран

    Ночью он совсем не спит,
    Дом от мышек сторожит,
    Молоко из миски пьёт,
    Ну конечно это - ...

    Ответ: Кот

    Он твердит одно - га-га,
    Кто обидел? Где? Когда?
    Никого я не боюсь,
    Ну конечно это - ...

    Ответ: Гусь

    Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
    Хлопает крыльями громко-громко,
    Курочек верный пастух,
    Как зовут его?

    Ответ: Петух

    Он сидит послушный очень,
    Лаять он совсем не хочет,
    Шерстью он большой оброс,
    Ну конечно это - ...

    Ответ: Пёс

    Под дождём она гуляет,
    Щипать травку обожает,
    Кря кричит, Всё это шутка,
    Ну конечно это - ...

    Ответ: Утка

    У меня есть к вам вопрос -
    Кто испачкал рот и нос?
    Кто в луже целый день сидит?
    Хрюкая и жиром заплывая,
    Подскажите мне друзья -
    Как зовут её - ...

    Ответ: Свинья

    Каждый вечер, так легко,
    Она даёт нам молоко.
    Говорит она два слова,
    Как зовут её - ...

    Ответ: Корова

    Распускает хвост павлином,
    Ходит важным господином,
    По земле ногами - стук,
    Как зовут его - ...

    Ответ: Индюк

    В клетке целый день сидит,
    И под нос себе твердит,
    Но услышав двери скрип,
    Он кричит "Филипп-Филипп",
    Кеше пить быстрее дай,
    Кто же это - ...

    Ответ: Попугай

    Он зимой в берлоге спит,
    Потихонечку храпит,
    А проснётся, ну реветь,
    Как зовут его - ...

    Ответ: Медведь

    На Дюймовочке решил жениться,
    Девочку спасла лишь птица,
    Зерном он набивает рот,
    Ну конечно это - ...

    Ответ: Крот

    Над цветком она жужжит,
    К улью быстро так летит,
    Мёд свой в соты отдала,
    Как зовут её - ...

    Ответ: Пчела

    Верёвка по земле ползёт,
    Вот язычок, открытый рот,
    Всех укусить, готова Я,
    Потому что Я - ...

    Ответ: Змея

    Всё время по лесу он рыщет,
    Он в кустах кого-то ищет.
    Он из кустов зубами щёлк,
    Кто скажите это - ...

    Ответ: Волк

    Любит красную морковку,
    Грызёт капусту очень ловко,
    Скачет он то тут, то там,
    По лесам и по полям,
    Серый, белый и косой,
    Кто скажите он такой - ...

    Ответ: Заяц

ЗАГАДКА - любимый жанр народного творчества всех стран. Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения. Для взрослых отгадывание загадок тоже очень полезно! Так что отгадывайте загадки вместе с детьми. Предлагаем Вам подборку детских загадок про зверюшек, надеемся что Вы и Ваши малыши останетесь довольными!

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (утка ).

***********************

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка )

************************

У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её – (свинья ).

***********************

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух ).

***********************

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс ).

***********************

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова ).

***********************

Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок – великан,
Как зовут его - (баран ).

***********************

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это – (кот ).

**********************

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь ).

**********************

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его - (индюк ).

************************

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит “Филипп-Филипп”,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай ).

***********************

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его – (медведь ).

***********************

На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот ).

***********************

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её – (пчела ).

************************

Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я – (змея ).

************************

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это – (волк ).

************************

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой – (заяц ).

***********************

Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это – (кит ).

**********************

Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно это - (слон ).

**********************

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это – (белка ).

**********************
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно – (ёж ).

***********************

Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова – брысь,
Потому, что это – (рысь ).

***********************
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это – (лев ).

************************
В зоопарке выше клетки,
Чья-то голова торчит,
Бананы срывает с высокой ветки,
О длинной шее своей молчит.
Кличка у него “Пиф-Паф”,
А зовут его – (жираф ).

************************
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы – (соловья ).

**************************

В лесу на ветке она сидит,
Одно “ку-ку” она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
“Ку-ку” то там то тут,
Как птицу эту зовут? - (кукушка ).

**************************

Гнездо под крышей – ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (ласточкой ) звать.

****************************

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (Белочка )

****************************
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (Лиса )

****************************
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк )

****************************
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит “одолжить” он
У лесных пчёл мёд.(Медведь )

****************************
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это… (Ёжик )

***************************
Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди… (Кабан )

***************************
- Шур-шур-шур – в траве иголки!
- Да?! На сосенке иль ёлке?!
- На иголках тех листочки!
- На осине иль дубочке?!
- Пчих-пчих-пчих – чихнул там носик!
- Может, это паровозик?!
- Вот следы от лапок-ножек!
- Ну, конечно, это… (ёжик )

*******************************
Странный гость – стишок-загадка
Как-то вечером на дачу
Гость пришёл ко мне смешной,
Смелый, стало быть, в придачу,
И немного озорной.
Прогулялся вдоль забора,
Задержался возле пня…
Стал своим уж очень скоро.
Но заметил тут меня!
Сжался он, как только мог,
Превратившись в колобок.
На игольник стал похож.
Угадали? Это … (Ёж )

***********************

По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок,
Махонька головка.
Угадали, это что? (Божья-то коровка! )

***********************
В саду вдоль тропинки
Едет дом на спинке
(у своей хозяйки).
Дом ползёт к калитке.
Кто везёт? (Улитка! )

**************************
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Что это? (Лягушки ).

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик )

Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево )

Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает - тот слезы проливает. (Лук )

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо )

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы )

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч )


У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

Встает на заре,
поет во дворе,
на голове гребешок.
Это кто?.. (петушок)

Скачет по болоту
Зелёная квакушка,
Зелёненькие ножки,
Зовут её... (лягушка)


В этой молодице
Прячутся девицы,
Каждая сестрица —
Для меньшей темница.
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые... (матрёшки)


Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух) .

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс) .

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка) .

У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья) .

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова) .

Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его - (баран) .

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот) .

Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь) .

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк) .

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай) .

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - (медведь) .

На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот) .

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её - (пчела) .

Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея) .

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк) .

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц) .

Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - (кит) .

Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно это - (слон) .

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка) .

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж) .

Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это - (рысь) .

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - (лев) .

В зоопарке выше клетки,
Чья-то голова торчит,
Бананы срывает с высокой ветки,
О длинной шее своей молчит.
Кличка у него "Пиф-Паф",
А зовут его - (жираф) .

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья) .

В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? - (кукушка) .

Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (ласточкой) звать.

По синей скатёрке
Плывёт Егорка -
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная. (Лодка)

Недавно я провела эксперимент. Набрала в поисковой строке фразу «Почему русские такие…» Поисковик выдал удивительные, иногда взаимоисключающие результаты:

«Почему русские такие тупые»

«Почему русские такие умные»

«Почему русские мужчины такие некрасивые»

«Почему русские такие ленивые»

«Почему русские так мало улыбаются»

«Почему русские такие трусливые»

«Почему русские женщины такие красивые»

«Почему русские непобедимы»

«Почему русские такие терпилы»

«Почему русские такие бедные»

«Почему русские такие агрессивные»

«Почему русские такие добрые»

И я задумалась: а какие они — русские? И почему они именно такие? Короче, поговорим о русском национальном характере. На эту тему написано тонны книг: от Бердяева и Розанова до Жириновского и Соловьева. Я, конечно, не Бердяев и не Жириновский и не буду залезать в метафизические, философские и политические джунгли. Давайте уложим русских на воображаемую кушетку и посмотрим, что скажут психологи.
Загадка русской души

Первое, что бросается в глаза в списке поисковика — противоречивость. Русские — непобедимые, терпилы, умные, тупые, красивые, некрасивые, бедные, агрессивные и добрые. Это та самая загадочная русская душа, то самое бессмертное тютчевское «умом Россию не понять», над которой бьются философы и политики. Русская душа настолько загадочна, что в приципе непознаваема, в неё можно «только верить», как снова подсказывает мне Тютчев. Загадочная душа давно стала своеобразным трендом нашей страны , вроде vodka, perestroyka и tsar Putin. Русские об этом прекрасно знают и гордятся своей непредсказуемой загадочной душой. Образ птицы-тройки, несущейся неведомо куда и не дающей ответа, использовали на открытии Сочинской Олимпиады.

Русские думают сердцем

На одном из сайтов я нашла любопытную таблицу, где русский характер сравнивается с западноевропейским.

Русские, по мнению авторов, обладают антирациональным типом мышления. Европейцы воспринимают мир головой. В голове европейца всё разложено по полочкам, явления и объекты аккуратно классифицированы и помечены ярлычками. Между событиями проведены логические связи. Поведение регулируется рационально обоснованными правилами. Европеец действует потому, что предвидит определённый результат. Он оперирует оценками и убеждениями. Его деятельность имеет конкретную практическую цель.

Русский же воспринимает мир , как любят выражаться на женских форумах, сердцем. Вспомните ударный лозунг предвыборной кампании Ельцина 1996 года «Голосуй сердцем!» И проголосовали. Эмоционально-чувственное восприятие базируется на «нравится-не нравится», «люблю-ненавижу», подчас логически ничем не обоснованных. Это мир эмоций, переживаний и настроений. Короче, там где европеец подробно расскажет, почему так поступать правильно и выгодно, русский воскликнет: «Не знаю, почему я так поступил. Настроение такое было!»

Эмоции часто толкают русских на иррациональные, нелогичные на практичный западный взгляд поступки. На тему кажущейся иррациональности поведения русских можно долго теоретизировать. Начиная с того, что излюбленный герой русских народных сказок — Иван-дурак. Его разумные и практичные старшие братья — настоящие европейцы. Но, в конце концов, царевна и полцарства достаётся не им, а неправильному младшему братцу. И заканчивая тем, почему Путин, вместо того чтобы прикрыть кран распоясавшимся украинцам, одолжил им 15 миллиардов. И почему олимпийская сборная страны, принявшей нашумевший закон о гомопропаганде, вышла на стадион под псевдолесбохит «Нас не догонят». Первое можно объяснить тем, что это продуманный тактический ход, а второе — остроумным пиаром, демонстрирующим сердобольным европейцам, что никто никому у нас ничего не ущемляет. А можно загадкой русской души, почему бы и нет?

Терпеливые и взрывоопасные

В 1982 году в самиздате вышла книга К. Касьяновой (В.Ф. Чесноковой, Ксения Касьянова — это псевдоним) «О русском национальном характере». В качестве аршина для измерения характера автор использовала миннесотский тест (MMPI). Это один из самых популярных психодиагностических опросников, созданный в 30-40-х годах прошлого века в университет Миннесоты. Автор сравнила результаты американцев и русских и пришла к выводу, что русские имеют эпилептоидный тип личности . Сразу предупреждаю: обидных намёков на то, что мы эпилептики и истерички, в этом определении нет. Эпилептоид — не заболевание, а определение типа личности. Характер эпилептоидов — плод соединения двух противоположностей: инертности, малоподвижности, замедленности мышления и возбудимости, аффективной взрывчатости. Терпеливость сочетается с взрывоопасностью. В спокойные периоды эпилептоиды вялые, инертные, даже депрессивные. А потом, на первый взгляд беспричинно и внезапно, наступает разрядка. Эпилептоид слетает с катушек. Все контрольные механизмы вышибаются, яростно бушуют эмоции, разрушительные для окружающих и для самого индивида.

Итак, мы имеем перед собой народ, воспринимающий мир интуитивно и эмоционально, действующего под влиянием чувств, а не убеждений. Темперамент его соединяет долготерпеливость с крайней взрывчатостью. Этот народ стремится не к практической цели, а к достижению неких идеалов. Он непредсказуем, легко впадает в крайности, то депрессует, то буйствует, разрушая всё вокруг . Тут уместно вспомнить ещё одного героя русского фольклора — Илью Муромца. 33 года он спал на печи, а потом тааак проснулся, что всем заграничным Бэтменам не поздоровилось.

Если оглянуться на бурную и кровавую русскую историю, эта гипотеза подтверждается. Периоды терпения и инертности, возмущающие современных креаклов, сменяются грандиозными взрывами, во время которых всё разрушается непременно «до основанья». А затем на обломках строится нечто кардинальное новое. Очевидцы событий 1917-го года изумлялись лёгкости, с которой русские снесли казавшееся незыблемым здание Империи Российской, с её веками складывавшимися традициями, моралью, устоями и прочим:

«Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три…Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей… Там была — эпоха, «два или три века». Здесь - три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом - буквально ничего». (Розанов, «Апокалипсис нашего времени»)

Брежневский застой сменился бурными событиями 90-х, которые Путин назвал «величайшей геополитической катастрофой 20 века». Обычные граждане выражались проще и сочнее: «полный …ец». По теории Касьяновой, сейчас у нас период относительного спокойствия. Креаклы завидуют украинской революции и дружно обвиняют русских в «рабской покорности». Если бы главным двигателем истории был исключительно народный темперамент, то рано или поздно случится очередной взрыв. Но для революций одного темперамента мало, поэтому будем надеяться, что стабильность продолжится ещё долго J

В обычной жизни можно постоянно наблюдать проявления истинно русской невозмутимости перед лицом опасности. Например, суровый челябинский водитель, с олимпийским спокойствием наблюдавший падение метеорита, и только спустя минуту выразивший свои чувства опять-таки традиционным русским способом.


Русский пофигизм

Взрывчатость темперамента выражается в легендарной русской удали. Это ещё один национальный миф, визитная карточка русских. Презрение к смерти, готовность рисковать жизнью по поводу и без повода, безбашенность, безоглядность и нежелание думать о возможных печальных последствиях своих поступков . Некоторые объясняют эту черту русского характера тем, что российское государство традиционно не жалело людей, щедро тратило человеческий материал в многочисленных войнах. Говорят, удаль досталась постсоветским русским в наследство от свободолюбивых мужичков, которые бежали от крепостной кабалы за Дон, к казакам, где уже ни в чём себе не отказывали.

В экстремальных ситуациях удаль оборачивается благом. Вторую Мировую войну русские выиграли во многом благодаря массовому героизму и жертвенности. В обычной жизни удаль выражается в пофигизме. Врачи дружно сетуют на нежелание русских людей лечиться. И в этом виновато не только низкое качество бесплатной и дороговизна платной отечественной медицины. Но и наш национальный пофигизм. Американец, если, конечно, у него есть страховка, бежит к доктору с каждым прыщиком. Наш соотечественник руководствуется пословицей «у русских только две болезни — фигня и капец. Фигня сама пройдёт, а капец не лечится». А новогодние каникулы, которые СМИ сравнивают с национальным бедствием? Или наберите в YouTube тэг Crazy Russians. Увидите много интересного. И непонятно, то ли гордиться, то ли за голову хвататься.

Русские и закон

Таблица отмечает, что русские признают приоритет не юридических, а морально-этических норм. Касьянова называет это «ценностно-рациональным типом целеполагания». Проще говоря, если западный человек делает всё по закону, то русский — по совести, по справедливости или, с негативной окраской, по понятиям . Помните фразу, которую приписывают то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину: «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»? Может быть, так происходит потому, что для русских существует некая абсолютная мораль, которая главнее Конституции и УК . Западные бизнесмены жалуются, что мы не желаем вести бизнес по правилам. Устная договоренность для российского предпринимателя значит больше, чем условия контракта. В русском бизнесе часто нет деловых партнёров, а есть свои люди. Западная корпоративная этика допускает и поощряет, если работник расскажет начальству о недопустимом поведении или проколе своего коллеги. Русский, даже сидя в офисе, твёрдо знает: стучать — подло! Чисто по-человечески, это благородно. А вот для бизнеса в целом иногда вредно: часто начальство остаётся неосведомлённым о каких-то внутренних проблемах и потом исправить ситуацию очень сложно.

Ценностно-рациональный тип целеполагания подразумевает не достижение какой-то конкретной цели. Нет, у нас обязательно — миссия, стремление к светлому идеалу, во имя которого ничего не жалко. При такой постановке вопроса удаль и жертвенность русских находит лучшее применение. Во времена Ивана Грозного мы строили Третий Рим, в петровские времена — лучшую в мире европейскую державу, в советские — социалистическое государство, миссией которого было освобождение трудящихся всего мира от гидры империализма-капитализма. Многие простые граждане искренне поддерживали Кубу, проводили митинги в знак солидарности с угнетёнными неграми в США, строили нефтеперегонные заводы в Индии. Сейчас Россия столь же одержимо строит капитализм, а заодно взяла на себя миссию защитника и хранителя традиционных ценностей, как это чётко обозначил Путин в своём традиционном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года.

Русские и власть

Из отношения русских к закону вытекает отношение русских к власти. Как видно из таблицы, для человека западного государственная власть — это источник законности. Это инструмент, с помощью которого создаётся и поддерживается порядок в стране. Для русского государственная власть — источник не законности, а абсолютной истины, совести, справедливости. Мы склонны выделять отдельную личность как носителя высшей морали и сакрализировать власть . Эта личность воспринимается народом как последняя инстанция, глава, Отец. В Российской Империи таким источником был царь. Крестьяне, обиженные помещиком, писали государю челобитные. В Кровавое воскресенье 1905 года доведённые до крайности нищетой рабочие обратились за справедливостью, за защитой опять-таки к царю-батюшке. В послереволюционной России вошли в моду хождения к Ленину. Про Сталина, отца народов, и говорить нечего.

Сакрализация власти носит двойственный характер. С одной стороны, царю — батюшке даётся большая власть и право принимать решения, с другой стороны — именно на него возлагается ответственность в случае, если что-то пойдёт не так. Современные россияне ищут в интернете прямо противоположное: «Путин развалил Россию» и «Путин спас Россию от развала». Лично Путина россияне считают спасителем страны и лично Путина же — виноватым во всех бедах. И забывают о том, что ответственность за собственное благополучие лежит прежде всего на них самих.

Особый путь?

Сама идея о непохожести, особости русского народа среди других наций наталкивает на мысль о нашем особом пути . Западные, пусть и проверенные образцы, русским не подходят в силу нашей особости. Прямо по пословице «что русскому хорошо, то немцу смерть» или, как ёмко выразился Ленин, «мы пойдём другим путём». Возможно, Ленин и пословицы правы. А вот академик Юрий Пивоваров, доктор политических наук, придерживается иного мнения. Никакой загадки в русской душе нет.
«Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. После Петра Великого западные люди, придя сюда, увидели народ, на них похожий и в то же время не похожий — вроде кожа белая и христиане, но все остальное другое — и заговорили о загадочной русской душе. А потом русские это сами себе приписали. Очень уж красиво звучит! Меня всегда останавливала эта пафосность – «загадка русского характера». Я думаю, что мы – один из многих народов, не хуже и не лучше, у нас есть чем гордиться и есть чего стыдиться».

На этом основании идею об особом пути России академик тоже отвергает. По его мнению, культивирование идеи особости опасно.

«Мы являемся цивилизацией, которая близка к европейской, имеет с ней общие корни. Но есть и вещи несовпадающие. У нас разные природно-климатические, географические условия, разные социальные институты, разные системы власти… Россию многое отделяет от Европы. Но говорить о нашей абсолютной особости, культивировать эту особость, лелеять ее, я считаю, не следует…. Давайте лучше проникнемся пониманием, что мы включены в глобальный мир, в том числе и западный» .


А как вы считаете, какой у русских национальный характер? И должны ли мы идти особым, своим путём?

«И в шутку, и всерьёз»

(математические задачки и загадки-шутки)

Задание для 1 команды:

    Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? Как с помощью двух палочек образовать квадрат? (Положить их на край стола.)

    В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале.)

    Двое шли – два гвоздя нашли. Следом пятеро идут. Много ли найдут?

(Как повезёт, но вообще ни одного.)

    Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)

    Тройка лошадей пробежала 6 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (6 км)

    В корзине лежат 5 яблок. Как разделить их между пятью девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (1 девочка должна взять яблоко с корзиной.)

    Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего росло яблок? (Ни одного.)

    Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, ночь разделяет дни.)

    У двух водителей троллейбуса был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть? (Да, у Андрея были две сестры, которые работали водителями троллейбусов.)

    Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной, они не ходят.)

    Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

    Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона,

не потревожив её? (Подождать, пока сама улетит.)

Задание для 2 команды:

    Один кирпич весит 1 кг и ещё пол кирпича. Сколько весит 1 кирпич? (2 кг)

    Некоторые месяцы заканчиваются на 30-е и 31-число. А в каком месяце

есть 28 число? (В каждом)

    Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

    Кто может опускаться и подниматься не двигаясь с места? (Температура)

    Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга)

    Что можно приготовить, но никак нельзя съесть? (Уроки)

    Что будет делать ворона, прожив 3 года? (Будет жить четвёртый)

    На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? (Ты спишь?)

    Отчего петух, когда поёт, глаза закрывает? (Хочет показать, что поёт наизусть)

    Когда мальчишку называют именем девочки? (Когда долго спит – Соня)

    Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного)

    Стоит дом, в котором 4 стены. Каждая стена выходит на юг. У одного из окон гуляет медведь. Какого он цвета и где он находится? (Белый медведь на Северном полюсе)

    Створки окна в комнате открываются вовнутрь. Там на полу – куски разбитого стекла, разлита вода. Вы нашли Слоппи, лежащей на полу, она почти задыхалась и еле шевелила губами. Кто эта Слоппи? Что с ней случилось, и почему она еле дышит? (Слоппи – это рыбка. От сквозняка створка окна открылась и сбросила аквариум на пол)

    Сколько животных взял Моисей в свой ковчег? (Нисколько. Каждой твари по паре брал с собой Ной, а не Моисей)

    Археолог заявил, что нашёл монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле? (Нет. Те люди не знали, что будут жить «до нашей эры»)

Конкурс капитанов

«Мини-баскетбол»

Каждый капитан команды проявляет свою меткость и ловкость

в попадании мяча в баскетбольную корзину (3 броска)

Конкурс «Найди пары»

Каждой команде необходимо из предложенных на карточках маленьких слов составить большие слова. Какая из команд на время составит больше слов.

Из слов:

след, пар, опыт, пас, ус, пол,

порт, сено, оса, газ, вал, лад,

ель, док, марка, мышь, яр, як,

вес, от, точка, мол, мор, куль,

око, гал, пион, тура, стук, ер

можно составить слова: следопыт, парус, паспорт,

полоса, сеновал, газель, доклад,

ярмарка, мышьяк, весточка,

отвес, отвал, молоко, моряк,

культура, ярус, отель, поляк,

галстук, пионер.

Конкурс «Артистический»

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны названия сказок: «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка», «Красная Шапочка».

В течение 5-7 минут участники с помощью пионерских вожатых готовят инсценировку-пантомиму целой сказки или её самого интересного эпизода, используя при этом заранее приготовленные маски. Зрители должны отгадать названия этих сказок.

Конкурс «Музыкальный»

Задания к этому конкурсу находятся в конвертах. Чтобы их открыть, нужно правильно назвать написанные на них нотки. Командам предлагается вставить пропущенные слова в куплетах детских песен «Голубой вагон», «Облака», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Песенка Крокодила Гены», «Кузнечик», «Солнечный круг», а затем всем вместе под музыку исполнить этот куплет.

На этой весёлой ноте игра заканчивается.

Подведение итогов, награждение победителей .