Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность. Р

- 64.46 Кб

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА ЛЬЮИСА КОЗЕРА

Курсовая работа

по теоретической социологии

студентки 2 курса,

факультета Экономики и права,

кафедры Социологии и политологии, ОЗО, группы С-121

Кед Кристины Михайловны

Научный руководитель

старший преподаватель

Ставский Владимир Николаевич

Могилев

2013г

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………3

ГЛАВА 1.НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬЮИСА КОЗЕРА…………….5

    1. Льюис Козер как социолог…………………………………..……….….. 5

ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.……...13

ГЛАВА 3.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА………………….16

3.1Функции социального конфликта по Л.Козеру….………………… …....16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……….….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…22

ВВЕДЕНИЕ

Конфликт – главный источник изменений социальных систем.

Теория социального конфликта – это направление социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем. Теория социального конфликта - это так же теоретическое обоснование конфликта. Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные его работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус». Л. Козер считал, что конфликт является важнейшим элементом социального взаимодействия, разделяя в своих работах функции конфликтов на позитивные, а так же переменные («реалистические», «нереалистические»), определяющие его динамику. В своих работах Л. Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов, чаще возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.Он полагал, что конфликт необходим в сложных плюралистических обществах. Предотвращая тем самым нестабильность в сложном обществе, где изначально сочетаются множество интересов и конфликтов, представляющие собой некий уравновешивающий механизм. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом”из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенноеравновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Основное внимание в работах Льюиса Козера направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

Актуальность темы. В современных условиях каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов. Конфликт необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Общества, избегающие конфликтов, как правило, терпят неудачи в осуществлении необходимых перемен, так как всегда находятся защитники status quo, каким бы неблагоприятным для большинства граждан это положение вещей не было.

Процесс общественного развития состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Усложнение социальной структуры, дифференциация общества, появление свободы, плюрализма, несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей создают источники для потенциальных конфликтов. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов.

Цель данной курсовой работы: исследование теории социального конфликта Льюиса Козера.

  1. Изучить научную деятельность Льюиса Козера;
  2. Рассмотреть становление Льюиса Козера как социолога;
  3. Проанализировать вклад Льюиса Козера в развитие конфликтологии;
  4. Выявить причины и виды социальных конфликтов;
  5. Рассмотреть причины социальных конфликтов;
  6. Рассмотреть виды социальных конфликтов;
  7. Выявление функций социального конфликта Л. Козера.

Объектом исследования является социологический взгляд Льюиса Козера.

Предметом исследования является теория социального конфликта Льюиса Козера.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  2. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

Структура и оббьем курсовой работы:

Работа выполнена в объеме 22 страниц.

Включает в себя введение, 3 главы, 5 параграфов, заключение. В работе 11 литературных источника.

ГЛАВА 1.НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬЮИСА КОЗЕРА

1.1 Льюис Козер как социолог

«Социально контролируемый конфликт
«очищает воздух» для его участников
и позволяет продолжение их отношений».
Л. Козер

Льюис Альфред Козер (1913-2003) - американский социолог.

Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса. Однако, несмотря на все попытки ученого расширить сферу своей деятельности и не ограничиваться изучением какой-либо одной области, в истории социологии он в основном известен как один из основоположников конфликтологии. Социология 1940–1950 ориентировалась на концепции структурного функционализма, в которых главенствующее место занимали принципы порядка и стабильности. оциальный конфликт в этой системе рассматривался как патологический, разрушительный процесс. Козер взглянул на конфликт совершенно под другим углом зрения. Для него конфликт – это вовсе не социальная аномалия, а естественная и даже необходимая форма существования и развития социальной системы, которая нередко имеет негативные последствия, но может давать и заметный позитивный результат. Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом “борьбу ценностей и претензий”,

усматривал в нём некую социальную напряжённость между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определённых социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряжённую обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал.

Стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера 1960 - 1970г. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – Георг Зиммель (1965), Мастера социологической мысли (1971) Ученые беженцы в Америке (1984). Козер возглавлял Восточное социологическое общество в 1964–1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975–1976.После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев.

Л. Козер разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Теория конфликтов Козера представлена в его трудах «Функции социального конфликта»(1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); « Этапы изучения социального конфликта» (1967); «Конфликты: социальные аспекты» (1968).

Так же Козер не только являлся последователем К.Маркса, но и его критиком одновременно. Так, Л. Козер пишет: «Карл Маркс является классическим теоретиком конфликта». К. Маркс внес существенный вклад в общую теорию конфликта, разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения. В формировании тезисов Козер, несомненно, опирался на основные тезисы К. Маркса, такие как:

1. Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы.

2. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятное, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.

3. Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятное, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.

4. Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.

5. Чем более насильственным является конфликта, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов. (Ключевые тезисы Маркса в интерпретации Тернера).[ 9]

Теория конфликта Козера наиболее обширна, он рассматривает комплекс вопросов. Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может «функционировать» чтобы сохранить «социальный организм». Козер считал, что среди огромного многообразия социальных процессов самым заметным и существенным является социальный конфликт. Последний он определял как "борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" .Сам же по себе конфликт, в определении, начинается с того момента, как одна сторона решает, что притязания второй несовместимы с её собственными. Эта воспринимаемая несовместимость зависит от того, в какой степени имеющиеся альтернативы могли бы удовлетворить притязаниям как первой, так и второй стороны. Если имеющиеся альтернативы совместимы с притязаниями обеих сторон, конфликт не разовьётся. Чем меньше имеющиеся альтернативы оответствуют притязаниям сторон, тем серьёзнее будет конфликт.

Один из основных подходов к изучению конфликта Козера: многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы. Социология 1940–1950 ориентировалась на концепции структурного функционализма, в которых главенствующее место занимали принципы порядка и стабильности.

Главные вопросы, рассматриваемые Льюисом Козером: причины конфликта, виды конфликта, функции конфликта, типы общества, острота конфликта, последствия конфликта.

Несмотря на то, что Козер не стремился оставаться только лишь в одной сфере деятельности, стремился ее расширить и не ограничиваться изучением какой-либо одной области, в истории социологии, в основном, упоминается как один из основоположников конфликтологии, а так же ученым, который разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии.

1.2 Вклад Льюиса Козера в развитие конфликтологии

За основу основной работы Козера « Функции социального конфликта (1956)» было взято положение, содержащиеся в классической работе Георга Зиммеля «Конфликт». Важно то, что, то самое эссе Зиммеля о конфликте, основанное на его представлениях об обществе как процессе взаимодействия, представляет собой один из самых плодотворных анализов социального конфликта в целом. Однако Козер вносил поправки, говоря о том, что, если рассматривается теория Зиммеля, это еще совсем не значит то, что она и является тем самым основным главным и конечным пунктом, а так же точкой отсчета, от которой и нужно двигаться.

ЗИММЕЛЬ, ГЕОРГ (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии. Ученый почти не принимал участие в дебатах по текущим социальным и политическим проблемам, зато написал около 200 статей и более 30 книг по теоретической проблематике. Первой его известной работой стала книга Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890). В 1892–1893 выходят Проблемы философии истории и двухтомное Введение в этику. В 1900 была опубликована Философия денег, написанная на стыке философии и социологии. Наконец, в 1908 появился его главный труд Социология. Исследование форм обобществления. В последние годы жизни его целиком поглотила работа над проблемами культуры (Философия культуры, 1911, Гете, 1913, Рембрандт, 1916). Одним из последних его трудов стали Фундаментальные вопросы социологии, вышедшие в 1917.

Ученый подразделял социологию на три части – общая социология, чистая (или формальная) социология и философская социология.

Краткое описание

Теория социального конфликта – это направление социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем. Теория социального конфликта - это так же теоретическое обоснование конфликта. Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные его работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

ГЛАВА 1.НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬЮИСА КОЗЕРА…………….5

Льюис Козер как социолог…………………………………..……….…..5

Вклад Льюиса Козера в развитие конфликтологии……………………..8
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.……...13

2.1 Виды социальных конфликтов……..……………………………………13

2.2 Причины социальных конфликтов……………………………………....15

ГЛАВА 3.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА………………….16

3.1Функции социального конфликта по Л.Козеру….……………………....16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Льюис Альфред Козер (Coser, Lewis Alfred)(1913–2003), американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов.

Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Отец, еврей по национальности был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 – он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением – только потому, что кроме немецкого знал еще французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.

В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьезным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.

В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера Функции социального конфликта .

Конец 1940-х – начало 1950-х ознаменовалось в США расцветом маккартизма – гонений на приверженцев мало-мальски левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident – «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.

Проработав в Брендисе 15 лет, он перешел в Нью-Йоркский Государственный Университет, где работал вплоть до своей отставки.

1960–1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – Георг Зиммель (1965),Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).

Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964–1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975–1976.

После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев. Умер 8 июля 2003 в Кембридже.

Льюис Козер
Lewis Coser
Дата рождения 27 ноября (1913-11-27 )
Место рождения Берлин ,
Дата смерти 8 июля (2003-07-08 ) (89 лет)
Место смерти Кембридж , США
Страна
Научная сфера социология
Место работы
  • Брандейский университет
  • Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук
Альма-матер Сорбонна , Колумбийский университет
Награды и премии

Лью́ис Альфре́д Ко́зер (англ. Lewis Alfred Coser , собственно Людвиг Коэн ; 27 ноября 1913, Берлин , - 8 июля , Кембридж , США) - немецкий и американский социолог . Один из основоположников социологии конфликта.

Биография

Родился 27 ноября 1913 года в Берлине. Отец, еврей по национальности, был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 году к власти в Германии не пришли нацисты . Как раз незадолго до этого юноша окончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 году - он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением - только потому, что кроме немецкого знал ещё французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.

В 1941 году он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьёзным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.

В 1948 году, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет . Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Брандейском университете , где основал факультет социологии. В 1954 году закончил свою докторскую диссертацию и защитил её в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона . На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта».

Конец 1940-х - начало 1950-х годов ознаменовались в США расцветом маккартизма - гонений на приверженцев левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident - «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.

Проработав в Брандейсе 15 лет, он перешёл в Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук , где работал вплоть до своей отставки.

1960-1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: «Люди идей» (1965) и «Всепоглощающие институты» (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике - «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии - «Георг Зиммель» (1965), «Мастера социологической мысли» (1971) и «Ученые беженцы в Америке» (1984).

После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев.

Научная деятельность

Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля , которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта . Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.

В 50 - 60-е гг. прошлого века парадигму конфликта, наряду с Дарендорфом, особенно активно разрабатывал Льис Козер (1913 - 2003), американский социолог и конфликтолог. Его основные работы, посвященные данной теме, следующие: «Функции социального конфликта» (1956), «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1958), «Этапы изучения социального конфликта» (1967).

Как и его немецкий коллега, Козер противопоставляет собственную теорию социального конфликта функционализму, делавшему упор в своих исследованиях на стабильности и равновесии социальных систем. Более того, он полемизирует с теми, кто рассматривает конфликт как сугубо дисфункциональное явление. Исходя из тезиса о неустранимости конфликтов из социальной жизни, а также из утверждения о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующую и стабилизирующую роль, американский социолог заявляет, что «в различных социальных условиях социальные конфликты выполняют позитивные функции». «Конечно, - добавляет Козер, - не любой и не все социальные конфликты выполняют позитивные функции, но социолог должен выявить те социальные контексты и те условия, в которых социальный конфликт помогает скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих».

Таким образом, для американского социолога конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные и естественные формы существования общественной жизни. Дело в том, что почти в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Причем конфликт, в трактовке Козера, предстает как противоборство социальных субъектов (каковыми могут быть как индивиды, так и группы), возникающее из-за дефицита власти, ресурсов, средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (будь оно символическое, идеологическое или практическое) противника. Поэтому конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до уровня конфликтных ситуаций являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными в силу нарушения принципов социальной справедливости. И чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные или насильственные формы.

Но американского социолога интересует в большей степени не эта негативная и дезинтегрирующая сторона социальных конфликтов, а их позитивные функции, к которым он относит группосозидающие и группосохраняющие. Ведь благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между противоборствующими сторонами. Кроме того, важными оказываются коммуникативно-информационная и связующая функции конфликта, поскольку на основе получения необходимой информации и установления коммуникативных связей, вслед за которыми становится реальным партнерское взаимодействие, враждебные отношения могут быть заменены дружественными. И, наконец, конфликты, по Козеру (и здесь от солидарен с Дарендорфом), выполняют такую важную функцию, как стимулирование социальных изменений.



Американский социолог заканчивает свое исследование о функциях конфликта очень существенным выводом. По его мнению, дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры, или социальной системы. Поэтому конфликт, как правило, оказывается дисфункциональным для тех социальных систем, которые характеризуются жесткостью своих структур, способствующей аккумуляции враждебных чувств и настроений.

В этой связи Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые, или жесткие, системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественноправовым критериям цивилизованности. А реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий или даже репрессивный характер. Внутри подобного рода социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения в условиях конфликтов, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. В социальных системах второго типа, называемых американским социологом гибкими, существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства регулирования конфликтов. Это позволяет социальному мышлению совершенствовать навыки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы.

Расхождения социальных систем во взглядах на конфликты непременно сказывается и на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объективной логике неизбежного существования конфликтов, постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных эффективных и уже апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно также сказывается негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек в соответствии с изменившимися социальными условиями.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что парадигма структурного функционализма и парадигма конфликта являются диаметрально противоположными. Если первая утверждает, что социальная жизнь основывается на взаимодействии и сотрудничестве, что социальные системы стремятся к устойчивости, что они строятся на согласии; то вторая, напротив, подчеркивает, что социальная жизнь порождает конфликты, что социальные системы оказываются разбираемыми противоречиями и что эти противоречия, в конечном счете, ведут существенным изменениям данных систем.

Литература

Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. СПб., 2002. С. 263-265.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. М. - Ростов-на-Дону, 1999. С. 479-484; 623-633.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 189-196.

Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. № 5. С. 31-35.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № . 5. С. 142-147.

Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002.

Зборовский Г. Е. История социологии. М., 2004. С. 452-458.

История социологии / Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. Мн., 1997. C. 209-215.

История теоретической социологии: В 4-х т. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М., 2002. Т. 3. С. 407-424.

Капитонов Э. А. Социология ХХ века. Ростов на Дону, 1996. С.

Козер Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 542-546.

Козер Л. Завершение конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 546-555.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М., 2006.

Коллинз Р. Мой путь // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 125-131.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М. - СПб., 2002. С. 145-160.

Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 141-142.

Танчер В. В. Льюис Козер: функциональность конфликта и польза несогласия в науке // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 265-273.

Турен A. Новые социальные конфликты // Социология: Хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003. С. 370-385.

Льюис Козер (1913-2003)

Льюис Козер - американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов родился 27 ноября 1913 года в Берлине.

В 1948 году, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 году закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 году была опубликована первая книга Козера "Функции социального конфликта".

1960-1970 года стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: "Люди идей" (1965) и "Жадные институты" (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике - "Дальнейшие исследования социального конфликта" (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии - "Георг Зиммель" (1965), "Мастера социологической мысли" (1971) и "Ученые беженцы в Америке" (1984).

Козер - представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

· причины конфликтов;

· виды конфликтов;

· функции конфликтов;

· типы общества;

· острота конфликта;

· последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.

Концепции теории социального конфликта Л. Козера:

· обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

· социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

· социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.