Русское художественное стекло. Русское стекло

Художественное стекло является значительной и достойной частью национально-культурного наследия России. Это один из самых древних и распространенных видов отечественного декоративно-прикладного искусства, а также одна из первых и ведущих отраслей русской художественной промышленности на протяжении вот уже почти четырех столетий. Стекло на территории Восточной Европы известно с античных времен. Сюда, к северным берегам Черного моря (понта Эвксинского - моря Гостеприимного), привозили разнообразные стеклянные изделия, созданные мастерами Александрии, Восточного Средиземноморья и северной Италии. Археологические раскопки, проведенные российскими учеными в дореволюционное и советское время в причерноморских древнегреческих городах-колониях - Пантикапее (Керчь), Нимфее, Херсонесе, Ольвии, Феодосии, Горкиппии (Анапа) и других городах, дали науке огромное количество вещественных памятников: бальзамариев, блюд, чаш, кувшинов и других стеклянных сосудов, датируемых периодом VI-V вв. до н. э. - I—II вв. н. э. Местное производство стекла здесь появляется чуть позже середины II века, что подтверждается наличием стекольных мастерских в городище Алма Кермен под Бахчисараем, хотя, видимо, здесь работали римские мастера(Щапова, 1983. С. 135, 140).С Х века из Византии в древнерусское государство в большом количестве поступают разноцветные смальты, а уже в конце X века в Киеве в связи с постройкой там Десятинной церкви, украшавшейся мозаиками, появляются местные стеклоделательные мастерские. Причем интересно, что древнерусские стекла по химическому составу и технике изготовления, несмотря на родство с византийскими, все же отличаются от них. То есть в начале XI века, когда «сохранение тайны стекла было главной чертой в политике византийцев по отношению к их киевским коллегам», в Киевской Руси уже существовало местное производство стекла с собственной рецептурой и технологией варки. Таким образом, сложение на Руси самостоятельной школы стеклоделия, и именно в Киевском регионе, было обусловлено, во-первых, наличием здесь богатой сырьевой базы, во-вторых, существованием местных рецептур стекла и, наконец, взаимовлиянием собственного практического опыта и опыта византийских мастеров.
В XII веке древнерусское стеклоделие, центром которого оставался Киев, активно распространилось и в другие восточнославянские регионы, где заняло видное место. Первоначально это было изготовление смальт чрезвычайно богатой цветовой палитры, в том числе «золотой», для украшения мозаиками возводившихся монументальных христианских храмов в Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове и других городах. Было налажено и производство «окончинного» стекла, постепенно заменявшего в богатых домах слюдяные окна. Хотя даже позднее, в XVII веке, в московских царских дворцах в Коломенском и Измайлове наряду со стеклянными «окончинами» продолжали сохраняться и слюдяные.
Другой важной частью древнерусского стекольного производства было изготовление мастерами Киева выдувной посуды, что свидетельствует о высоком уровне стеклоделия того времени. Кроме того, в XI—XIII веках во многих древнерусских городах - Киеве, Новгороде, Смоленске, Старой Рязани, Полоцке, Чернигове и других местах - широкое распространение получило изготовление различных женских украшений - разноцветных бус, браслетов, височных колец и перстней, которые с успехом соперничали с привозными бусами и бисером, бытовавшими здесь еще с VIII—IX веков. В связи с этим интересно свидетельство арабского путешественника конца X века о том, что привозной бисер был чрезвычайно дорог и за него отдавали состояния. Покупая эти ожерелья для своих жен, «мужья разорялись, платя от 15 до 20 копеек серебром за каждую бисеринку».
Исследования российских ученых доказывают, что еще за столетие до нашествия Батыя развитие русских ремесел, в том числе и стеклоделия, достигло высокого уровня. Как известно, Киевская Русь к этому времени представляла собой могущественное государство, князья которого были в родстве со многими королевскими дворами Европы. Иностранцы называли ее «страной городов, ремесел и искусств». Однако тяжелое иго Золотой Орды, жестокое разорение городов, угон в плен мастеров на несколько столетий прервало столь успешное экономическое развитие древнерусского государства. Лишь в XV веке постепенно начинают возрождаться забытые ремесла, и в том числе стеклоделие. В прежних местах - в лесистых районах Черниговщины - возобновляется деятельность стекольных мастерских, в которых, как и в Европе, выделывается разнообразная выдувная хозяйственная утварь. Отсюда, из «черкасских» земель, из мелких ремесленных мастерских на протяжении XV - начала XVII века вывозится широкий ассортимент обыкновенного, ординарного стекла «простой материи», как его называли, «зеленой» и «голубой ВОДЫ». Везут его в новый центр Руси - в Московское государство, а также в Великий Новгород, Смоленск и другие русские города.
Со временем деятельность мелких черкасских ремесленных гут, хотя и многочисленных, не могла удовлетворить возрастающий спрос на стеклянные изделия Московского государства, активно расширяющего торговые связи с Западной Европой. В начале XVII века через Ганзейский торговый союз в Архангельский порт и Великий Новгород стало поступать баснословно дорогое «виницейское» стекло с цветной филигранью, уже покорившее всю Европу; торговцы привозили диковинные зеркала, которые женихи охотно дарили невестам в качестве свадебного подарка. В большом количестве поступали стеклянные бусы, изготовленные не без влияния венецианских стеклоделов. Раскопки, проведенные в последние годы на территории Москвы, свидетельствуют о широком бытовании стеклянных предметов роскоши. Стеклянная посуда в начале XVII века употреблялась при царском дворе, в царских аптеках и в казенных питейных заведениях — «кружечных дворах» («кружалах») для «помещения пробного и образцового вина».
В XVII веке, с укреплением Московского государства, стеклоделие вступает в новую производственную стадию. Все возрастающие потребности в разнообразном стекле - бытовом и предметах роскоши - приводят к необходимости создания собственного стекольного производства. В результате уже в первой половине XVII века под Москвой появляется собственное производство стекла — «заводятся первые стекольные заводы. В 1634 году с разрешения царя Михаила Федоровича под Москвой, в селе Духанино Дмитровского уезда, швед Е. Койет начал строительство первого русского стекольного завода. Завод был открыт в 1639 году и выпускал аптекарскую посуду и оконное стекло. Позднее, в 1668 году, в подмосковном селе царя Алексея Михайловича - Измайлове - по его указу заводится» теперь уже казенный завод, также мануфактурного типа, но более крупный и приближенный к столице, выпускавший продукцию «про обиход великого государя». И действительно, завод оправдывал свое предназначение, выпуская для царя и его окружения огромный ассортимент бытовой посуды. Украшались эти изделия богато, в соответствии с новыми европейскими влияниями - позолотой, шлифовкой и гравировкой.
Венецианское стеклоделие, создавшее в Европе XVII столетия целое направление - facon de Venise , нашло свое отражение и в изделиях «фигурного дела Измайловского завода. Первые два десятилетия в Измайлове работали иноземные «скляничные» мастера, называвшиеся «виницейцами», бывшие выходцами из Чехии, Германии, Голландии и балтийских стран. Они-то и перенесли на русскую почву свой опыт и умение, сложившиеся под влиянием венецианского стеклоделия. Так, известно имя фигурного мастера» голландца Индрика Лерина, проработавшего на Измайловском заводе практически от его основания и до перевода в Аптекарское ведомство и с деятельностью которого связывают целый ряд кубков-«шутих».
Изделия «фигурного дела» - «рюмки долгие», в сажень» и «кубки потешные» - среди огромного разнообразия продукции Измайловского завода выделялись особо. К таким изделиям относятся редчайшие кубки с «секретами» - системой потайных трубок, позволявших неожиданно облить фонтаном пьющего в этот момент человека. Украшались такие кубки богатым пластическим декором: лепными и выдувными фигурами птиц, коней, оленей, баранов, разнообразными цветами и листьями, что сближает их с изделиями венецианских мастеров. Подобные изделия с «секретами», распространенные в Европе еще в XVII веке под влиянием Венеции, в России также пришлись ко двору царя Алексея Михайловича, где всякого рода «шутейные» забавы были чрезвычайно любимы и распространены.
Говоря о фигурном стекле Измайловского завода, следует констатировать, что венецианское стеклоделие, давшее толчок для развития в Европе целого направления в «венецианском стиле», так называемого facon de Venise с его развитой пластической системой формообразования, было чрезвычайно созвучно традициям русской народной пластики XVI-XVII веков.
Измайловский завод сыграл огромную роль в становлении русского художественного стеклоделия XVII века и оказал направляющее влияние на последующий ход его развития. Мастера Измайловского и казенного Воробьевского заводов, работавшие затем в Ямбурге и Киеве (на основанном там в 1720 году по указу Петра I стекольном заводе), перенесли на новые места секреты стекольного мастерства, наработанные ими на «государевом» заводе за 30-40 лет.
В начале XVIII века центром стекольного производства становится Петербургский регион, где новая отстраивающаяся столица потребляет огромное количество стекла. Но перевод стекольного производства на новое место стал не просто географическим перемещением. В общем процессе программной «европеизации» России петровского времени можно говорить также и о развитии нового этапа в русском художественном стеклоделии: о переориентации от венецианского стеклоделия к центрально-европейскому. В первую очередь это выразилось в сложении отечественной школы гравировки, родственной европейской, в частности богемской. Начало этому процессу было положено еще в Измайлове, затем на ямбургских заводах А. Меншикова, а в середине XVIII столетия достигло наивысшего расцвета на Петербургском заводе.
В последующие полтора столетия - вплоть до начала XX века - изделия Императорского Стеклянного завода, исполнявшиеся по проектам крупнейших зодчих и руками лучших русских мастеров, украшали интерьеры многочисленных столичных дворцов и загородных резиденций членов императорской фамилии и высшей аристократии, поражая своим великолепием и совершенством. Императорский Стеклянный завод, ставший передовым предприятием и являвшийся своеобразной художественной лабораторией для частных предприятий, стоял в одном ряду с крупнейшими заводами Европы, принося славу российскому стеклоделию.
Неоценимый вклад в развитие русского художественного стеклоделия внес великий Михайло Ломоносов. В 40-х годах XVIII столетия в результате многочисленных опытов в лабораториях Академии наук им была разработана обширная рецептура цветного стекла. По разрешению Сената М. Ломоносов получил беспроцентную ссуду в 4000 рублей на пять лет и в 1754 году построил в Усть-Рудице стеклянную фабрику, где «к пользе и славе Российской империи» наладил производство изобретенного им цветного стекла - одного из самых сложных видов стекольной продукции. На заводе выпускались разнообразные цветные изделия, смальты, а также был разработан метод изготовления «галантереи» - бисера и стекляруса, модного товара, ранее в России не выпускавшегося и поступавшего из-за границы «ценою на многие тысячи».
Что касается частного стекольного производства, то с XVIII столетия благодаря протекционистской политике Петра I и его преемников, предоставлявших льготы частным производителям и ограждавших их от заграничной конкуренции повышениями таможенных ввозных пошлин и даже запретами ввоза импортного стеклянного товара (с 1800 г.) и т. д., число новых заводов быстро возрастало. При этом для сохранения лесов, в которых «крайняя нужда состоит», правительственными указами 1744, 1759, 1762 годов строительство стекольных (а также железных и винных) заводов в радиусе 200 верст от Москвы и не ближе Ямбургского уезда от Санкт-Петербурга запрещалось, а указом Сената 1754 года ранее построенные заводы и вовсе подлежали уничтожению. Тем не менее, несмотря на подобные противоречивые меры, к началу XIX века насчитывалось более пятидесяти стекольных заводов, а в первой четверти столетия, согласно ведомости 1814 года, стекольных заводов было уже 146. Из них наибольшее число приходилось на Владимирскую губернию - 22 завода, Петербургскую - 14, Волынскую и Черниговскую - по 11, Смоленскую - 9, Киевскую, Орловскую и Рязанскую - по 8, Калужскую - 3 и т. д. Это были преимущественно заводы, построенные представителями дворянских классов и купечества в своих поместьях. Среди владельцев заводов известны купцы Мальцевы. Немчиновы и Болотины, дворяне Бахметевы и Орловы Олсуфьевы и Полторацкие, Голицыны и Юсуповы Паншины, Меншиковы, Небольсины и другие.
К середине XIX века с развитием капиталистических отношений частное предпринимательство по производству стекла активизируется, расширяя географию своего распространения не только в европейской части империи (хотя и преимущественно) но и в отдаленных сибирских и азиатских регионах, составляя по статистическим данным 1838 года - 185 заводов, 1874 года - более 200. К началу Первой мировой войны количество стекольных предприятий уже приближается к четырем сотням. Таким образом, уже со второй половины XIX столетия Россия становится крупной страной по производству стекла, обеспечивая стеклянной продукцией не только внутренний рынок, но и имея сбыт за рубежом.
И хотя из многочисленных русских стеклозаводов XVIII - начала XX века бытовое и декоративное стекло выпускали далеко не все, тем не менее продукция этих предприятий сыграла существенную роль в формировании художественного уровня отечественного стеклоделия в целом. Императорский Стеклянный завод и ведущие частные предприятия являлись постоянными участниками всероссийских и международных художественно-промышленных выставок XIX - начала XX века, где неизменно удостаивались самых высоких наград.

Особого внимания заслуживают изделия из стекла, изготовленные Императорским стекольным заводом, заводом Мальцова, а также частными мастерскими. Иногда стекло представляет собой историческую ценность, и многие коллекционеры делают выбор в пользу такого приобретения. В нашей коллекции представлен огромный выбор русского стекла, в том числе изделия музейного значения. Отметим особенности русских стеклянных предметов старины:

  • ручная работа;
  • оригинальная роспись;
  • сложные формы изделий из стекла;
  • богатый орнамент.

Стекло, выпущенное в XIX - начале XX в., является частью культурного наследия. Мы представляем вашему вниманию истинные шедевры стекольного производства, превосходящие по художественной ценности аналогичные работы европейских мастеров того периода. Этим обусловлен высокий интерес иностранцев к антикварной посуде – нам часто поступают заявки на стекло от коллекционеров из Европы.

Как приобрести русское стекло?

Если вас интересует антикварное стекло, вы хотели бы приобрести необычный предмет старины для себя или в качестве подарка, специалисты нашего салона готовы вас проконсультировать и предложить соответствующие вашим предпочтениям изделия из стекла. Вы можете отправить свой запрос по электронной почте на адрес [email protected] или [email protected], а также ответить на ваши вопросы готовы наши эксперты по телефону и при личной встрече. Будем рады видеть вас в нашем салоне на Кутузовском проспекте.

Русское стекло

Р анней весной 1630 г., в царствование Михаила Федоровича, в Москву приехал швед Юлий Койет. Он должен был научить русских мастеров отливать пушки. Пушечного мастера приняли хорошо. Царь сразу же пожаловал серебряный ковш весом два фунта, «бархату рытого», «тафты доброй», сорок соболей да лошадь с седлом и уздою. Такой прием Койету понравился, и он решил совсем остаться в России. Оказалось, что он хорошо знает и стекольное ремесло. Койет взялся построить стекольный завод в России.

В те времена у нас почти не знали стекла. Даже в царском дворце окна были слюдяные. Ели из медной или оловянной посуды. Беднота обходилась деревянными плошками. Предложение Койета оказалось кстати.

Подходящее место нашли в Московском уезде, недалеко от Воскресенска. Здесь и построили завод – несколько сосновых изб с плавильными печами и трубами. В 1635 г. на заводе стали делать аптекарскую посуду: колбы, банки, реторты, бутылки. Стоила такая посуда очень дорого. За цену, какую платили за большую стеклянную банку, можно было купить теленка.

При Алексее Михайловиче построили второй завод – в селе Измайлове, близ Москвы. Это был уже государственный, казенный завод. Выделывал он не аптекарскую посуду, а сулеи (бутылки и графины), оловейники (кувшины), ставцы (ковши), кружки, братины (ковши для вина), рюмки, стаканы, лампадки и мухоловки. Гордостью Измайловского завода стала отлитая им саженная (двухметровая) рюмка. Чудо-рюмка была хитро украшена стеклянными нитями; она могла вместить два ведра вина.

При Петре I и Елизавете построили еще несколько стекольных заводов. Появились уже русские мастера-стеклодувы. Иностранцы неохотно делились с ними своим опытом, старались не открывать им своих секретов. К счастью, среди русских нашлись изобретатели, которые не только самостоятельно открыли старинные секреты стеклоделия, но и улучшили их.

Первым из этих изобретателей был М.В.Ломоносов. Всем известно, что Ломоносов писал стихи о стекле (отрывки из стихотворения «Письмо о пользе стекла»):

…Пою перед тобой в восторге похвалу,
Не камням дорогим, не злату, но стеклу…
Любезное дитя, прекрасное стекло.
Увидев смертные, о как ему дивились!
Подобное тому сыскать искусством тщились.
И было в деле сем удачно мастерство:
Превысило своим раченьем естество.
Тем стало житие на свете нам счастливо:
Из чистого стекла мы пьем вино и пиво…
Лекарства, что в стекле хранят и составляют;
В стекле одном они безвредны пребывают…
Во зрительских трубах стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много Солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясно ночь являет…
Далече до конца стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал…

Однако не все знают, что Ломоносов сам варил стекло. Он был не только великим физиком, химиком, геологом, минералогом, астрономом, философом, историком, но еще и замечательным стеклоделом. В первой российской химической лаборатории Ломоносов изготовил более 4000 опытных стекол. Эти работы легли в основу заводских методов получения цветных стекол.

О днажды у графа Шувалова Ломоносов увидел привезенный из Италии мозаичный портрет. Его восхитила чудесная, составленная из разноцветных стеклянных кубиков картина. Неужели нельзя делать такие же прекрасные вещи у нас в России? Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.

Ему пришлось начать все сызнова, как будто никто до него мозаики не делал. Рецепты окраски стекла хранились тогда в секрете, их за границей знали немногие мастера, а в России не знал никто. В книгах можно было прочесть только о самых простых и известных вещах. А о том, как варить разноцветное стекло, как делать кубики, как их закреплять, – обо всем этом в книгах не было сказано. Почти три года потратил Ломоносов на раскрытие этих тайн. Терпеливо проделывал он опыты, записывая их в лабораторном журнале. За это время ему довелось больше двух тысяч раз варить стекло. Наконец все секреты были открыты. Можно было приниматься за мозаику.

Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная из 4000 стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Елизаветы и Екатерины II. После этого он взялся за огромную – 42 квадратных метра – мозаичную картину «Полтавская баталия», которой хотели украсить стену Петропавловского собора.

Такая большая мозаика требовала огромного набора стеклянных кубиков всех цветов. Ведь чем больше оттенков в распоряжении художника, тем лучшую картину он может создать. Достаточно сказать, что, например, в ватиканской мозаичной мастерской папы римского хранятся кубики двадцати восьми тысяч различных оттенков. Один только зеленый цвет имеет четыре тысячи тонов – от салатного до густо-зеленого, почти черного. Нужен очень зоркий глаз, чтобы из всех этих оттенков выбрать самый подходящий. Непривычный к такой работе человек даже не заметит разницы между соседними оттенками: настолько она неуловима. А мастер заметит. И из множества стоящих перед ним тарелочек со стеклянными кубиками выберет нужный. Мозаичные картины делают по нескольку лет. Они требуют от художника необычайной тщательности, бесконечного терпения.

Почти пять лет работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил ее незадолго до своей смерти. А затем картину постигла печальная участь. В собор ее не повезли. Огромная картина пропала без вести.

Минуло более 150 лет. Произошла Октябрьская революция. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжелые ящики. Их было много. Открыли один из них – в нем оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В другом ящике нашли другой кусок мозаики – штандарт Петра I. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски «Полтавская баталия».

Потомки по достоинству оценили изумительный труд Ломоносова. Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни.

Т алантливых людей в России всегда было много, а вот машин, различных приспособлений, облегчающих и ускоряющих труд, – мало. И совсем не было машин в русской стекольной промышленности. В России до ХХ в. умели делать только посуду, бутылки и оконное стекло. Много зеркального стекла выписывали из-за границы. Об оптическом стекле нечего и говорить: его совсем не умели варить. Пришлось много потрудиться для того, чтобы наверстать упущенное. Сейчас на всех российских стекольных заводах работают машины.

Стеклоделие еще недавно было ремеслом. Теперь оно стало настоящей наукой. Но это вовсе не значит, что теперь стекольщику уже не нужно мастерство, не нужен талант. Наоборот, талант, искусство в этом деле теперь еще нужнее, чем прежде.

Всего труднее, конечно, сделать стекла для большого телескопа. Это как бы высший, самый строгий экзамен для стекольщиков. Мастеров, умевших полировать такие стекла, было так мало, что их можно перечислить по именам. Таким был, например, Шорт. Он жил более 200 лет назад. Это был замечательный мастер, настоящий художник своего дела. Никто не мог сравниться с ним. Перед смертью он разбил все отполированные линзы и зеркала. Изумительным мастером был и Альвино Кларк, живший в XIX в. Он делал стекла для обсерваторий всего мира.

Почти все такие мастера были самоучками, почти все они попадали в кабалу к крупным оптическим фирмам и жили очень бедно. Но они не бросали своего дела, потому что любили его.

Эти мастера не образуют одной династии: секрет легко передать по наследству, а талант завещать нельзя. Их можно сравнить, пожалуй, с великими шахматистами. Как одни, так и другие достигали успеха своим невероятным упорством, напряжением всех сил. Но шахматный чемпион сыграет тысячи партий, а стекольщик отполирует за всю свою жизнь всего несколько больших стекол, которые долго после смерти мастера будут безупречно работать в телескопах разных стран, служить молчаливым стеклянным памятником огромного труда...

Одному из таких знаменитых мастеров – англичанину Греббу – были заказаны в 1912 г. стекла для нового телескопа Пулковской обсерватории. Прошло 10, 15 лет, а стекла все не были готовы. В 1930 г. старый мастер умер нищим, деньги на его похороны собрали по общественной подписке. И встал вопрос: кому же теперь передать заказ?

Обсерватория обратилась к знаменитой германской оптической фирме Цейса. К.Ф.Цейс готов был взяться за дело: он уже припас подходящий кусок стекла. За шлифовку и полировку Цейс потребовал 100 000 марок золотом. И поставил еще одно непременное условие: срок выполнения заказа не указывается. Он постарается сделать работу за два с половиной года. Но если не выйдет, то не выйдет. Может быть, придется ждать пять лет, может быть – и десять. Что было делать? Согласиться?

Тогда-то наш Оптический институт и предложил: прежде чем дать ответ Цейсу, посмотреть, не найдется ли в своей стране таких людей, которые могли бы отполировать стекла для телескопа. И такой человек действительно нашелся – один из сотрудников института, ученый-физик Д.Д.Максутов, человек, который 30 лет своей жизни отдал постройке телескопов. Еще мальчиком смастерил он себе телескоп. Потом начал делать маленькие телескопы для школ, а затем – зеркала и линзы для самых точных оптических приборов.

Специальная комиссия устроила строгое испытание максутовским стеклам: их сравнили с подобными же стеклами, какие делают у Цейса. И каково же было удивление, когда они оказались ничуть не хуже, а даже лучше цейсовских стекол. После этого не было, конечно, смысла давать заказ Цейсу. Мы сами, своими силами стали строить новый телескоп. И сделан он был безукоризненно.

Так, почти случайно, выяснилось, что мы были слишком скромны, напрасно не доверяли своим силам. В России нашлись люди, способные браться за любую задачу в стеклоделии, создавать не только отличные микроскопы, но и лучшие, самые большие телескопы.

Материал подготовил П.А.КОШЕЛЬ
(По книге: Свешников М.П. Тайны стекла. Л.: Детгиз, 1955, 190 с.)

В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная произведением русских мастеров из хрупкого материала - стекла, под названием «Русское стекло конца XVIII - начала XX века» . Эта выставка состоялась благодаря множеству счастливых обстоятельств. В пространстве выставочного зала музея разместилась коллекция Г.Н. Ойстрах, которую она собирала более 30 лет. Сейчас коллекция выкуплена Министерством Культуры РФ и передана в фонды Исторического музея. Высокая планка, которая была поставлена при создании коллекции, позволила собрать предметы в идеальном состоянии, без сколов, трещин, потёртостей золота.
Весь зал экспозиции наполнен световыми бликами, которые пробегают по стеклянным граням сервизов и ваз. Разные цвета, разные технологии обработки превращают этот материал в разнообразные завораживающие предметы. И даже не верится, что некоторые из них были в использовании, а не сразу уходили в коллекции.

Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне. Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век. Стекло «золотой рубин» и бесцветное; гранение, роспись золотом.


Фрагмент. Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне.
Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век.


В 1777 год Петербургский Казенный завод Екатерина II подарила Потемкину в вечное потомственное пользование. После смерти Григория Александровича завод в 1792 году отошел в казну и был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом. С этого времени стекольный завод стал также именоваться Императорским.

Кружка с портретом императора Александра I и надписью «Освободитель Европы». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись гризайль, золочение.


Цветное стекло на Императорском стеклянном заводе стали варить благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он обучил по заданию Канцелярии от строений новой стекольной технологии мастера Петербургского стеклянного завода Ивана Конерева и «архитектурного ученика» Петра Дружинина. В 1753 году Ломоносов получил разрешение на устроение собственной стекольной фабрики, где продолжил эксперименты. Их результатом стало создание палитры цветных и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и более 1000 оттенков.
В начале XIX веке на заводе освоили производство хрусталя. Хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24% окиси свинца. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»).

Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века. Бесцветный хрусталь; алмазная грань, шлифовка, полировка; бронза; литье, золочение.

Фрагмент. Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века.


Хрустальные изделия завода в это время достигли такой вершины мастерства, что его произведения становились дипломатическими подарками и подношениями правящим особам. В книге «Стекло» Качалов сообщает, что персидскому шаху были преподнесены бассейн и кровать из хрусталя. А почитать подробнее эту книгу можно .
В экспозиции представлены изделия из таких крупных сервизов, как «Пригородный Гранный», «Бахметьевский», «Готический» и некоторые другие. Зеленое стекло «Готического» сервиза завораживает и взгляд пропадет в мистическом пространстве стекла. А мы обратим ваше внимание на сервиз «Коттедж». Это предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Предметы сервиза украшены гербом дачи, разработанным поэтом В.А. Жуковским. В синем щитке помещена эмблема: венок из белых роз, через который продета шпага острием вверх. Эмблема сопровождается девизом:» за веру, Царя и Отечество».

Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью. По рисунку И.А. Иванова.


Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Стаканы и рюмки.
Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью.
По рисунку И.А. Иванова.


В 1815 - 1848 годах А.И. Иванов занимал должность инвентора на Императорском стеклянном заводе. Должность инвентора - это аналог главного художника, который отвечает за облик всей продукции завода.
Но в коллекции представлены не только произведения искусства, выполненные на Императорском стеклянном заводе. В России с 1634 года существовали частные стекольные заводы. Известнейшими стекольными заводчиками были Бахметьевы (завод известный как «Бахметьевский» в советское время назывался «Красный гигант»). Стекольная империя Мальцевых начала свое существование еще в 1730 году, в XIX веке им уже принадлежало 26 заводов. В коллекции вы сможете посмотреть практически все стилистические направления, которые присутствовали в это время в производстве, а так же много новшеств, которые освоили стекольных дел мастера.

Стакан с изображением женщины, вручающей Амуру лук и колчаны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло фиолетовое (марганцевое); гранение, печать, роспись золотом.


6 мая 1840 г. «Художники Губернский Секретарь Теребенев и 14-го класса Семячкин» получили привилегию «на способ литографирования на фаянсе, фарфоре и стекле сверх глазури» сроком на 10 лет. Мастерская выпускала предметы, украшенные литографированными рисунками. Сюжеты рисунков были разнообразны, но особенной популярностью пользовались портреты члено царствующего дома.

Стакан с портретом цесаревны великой княжны Марии Александровны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; печать, роспись серебром по пасте, золочение.


Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария, 1824 - 1880), принцесса Гессен-Дармштадская с 1855 года императрица всероссийская, с 1841 года супруга императора Александра II. Источником печатного портрета послужила литография, выполненная в 1841 г. Р.Ф. Драгуновым в честь бракосочетания великого князя Александра и принцессы Гессен-Дармшдатской.

Стаканы и бокалы с сюжетными изображениями. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; гранение, печать, роспись золотом.


За время существования стекла было придумано множество вариантов обработки, были созданы и различные его виды, в том числе с помощью примесей, которые создают разные цвета. Например красное стекло получается с помощью добавления золота, фиолетовое - оксида марганца. Со всеми этими премудростями и хитростями вы сможете познакомиться в зале выставки.

Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.

Фрагмент. Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
1830-е - 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Экспонаты, представленные в зале, раскроют перед вами многие тайны обработки стеклянных изделий и хрусталя. Вы узнаете что «алмазная грань» такая популярна в начале XIX века появилась в Англии в 1780-х годах. Наибольшее распространение получили грани, заточенные под углом 45 градусов колесом, производящим клиновидные надрезы. В начале XX века количество вариантов «алмазной грани» стало так велико, что в прейскурантах стали появляться не только названия, но и номера. Главной отличительной особенность этой «номерной грани» было то, что орнамент состоял из нескольких простых элементов.

Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
Середина XIX века. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Фрагмент. Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Середина XIX века.


Кувшин в форме аска. Санкт-Петербург. Имперский стеклянный завод. 1830-е гг. (емкость).
Санкт-Петербург. Мастер К.Г. Экквист. 1830 гг. (оправа).


Данный кувшин выполнен в форме аска - античного керамического сосуда, широко распространенного в VI - IV вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров и использовались для благовоний. Эта форма была популярна в 1830-х годах, как отклик на «этрусское» направление, но в более позднее время в вышла из моды.

Икорница (?) с крышкой. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг. (емкость) Москва. 1847 г. (крышка).
Стекло урановое; гранение (икорница); серебро; чеканка, литье (крышка).


На серебре присутствуют клейма с изображением Георгия Победоносца, в прямоугольных рамках инициалы и цифры «84»(проба серебра), «ИС» (именник мастера), «АК 1847» (знак пробирного мастера А.А. Ковальского).

Огромное количество предметов различных эпох, стилей и техник предстает перед гостем музея. Вы окунетесь в величественный ампир, сказочный русский стиль, воздушный и загадочный модерн. А вы сможете увидеть белое золото королей - фарфор и сравнить его со стеклом. А посетить эти выставки стоит обязательно, хотя бы потому что оба эти предприятия в XIX веке были объединены под названием Императорский фарфоровый и стеклянный завод и просуществовали так до 1917 года.

К выставке музей подготовил каталог коллекции, к сожалению, стоит он дороговато 3500 рублей, и купить его за безналичный расчет так же не получится.

Выставка продлится до 28 августа 2015 года.

Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета : 200 руб. Есть льготы.