Основы композиции в пейзаже презентация урока. Композиции пейзажа

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детская школа искусств «Аккорд» ЮЗАО Композиция. Композиционный центр. Поиск композиции на листе. Деревья и домик у пруда. Возраст учащихся: 7-8 лет. подготовила педагог дополнительного образования Дмитриева Татьяна Евгеньевна Москва 2012

Слайд 2

Цели занятия: познакомить с основами композиции, с понятием «композиционный центр». Усвоить алгоритм гармоничного, уравновешенного построения композиции, ее влияние на восприятие художественного произведения, а также применять это умение на практике. Формирование навыков работы в технике гуаши. Задачи: Образовательные: познакомить с понятием «композиционный центр», обучать компоновке основных элементов на листе (Организации пространства листа). Наращивание знаний основанных на логике, понимании алгоритма действия. Научить основными приемами работы с гуашью. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, терпение, внимательность, уважение к труду и времени. Развивающие: развивать способности анализировать, сравнивать, мыслительный подход к творчеству, логику мышления, целеустремленность. Развитие фантазии, образного мышления.

Слайд 3

Что такое «композиция»? «Композиция» (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Композиция произведения - это когда все элементы картины находятся в их взаимосвязи, подчиняясь идее автора. Любая картина начинается с композиции. А это – искусство сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного. Композиция упорядочивает изображение и организует внимание учителя. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.

Слайд 4

Композиционные схемы Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом». Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник,

Слайд 5

Поиск композиции с помощью ладоней и рамки-видоискателя

Слайд 6

Построение композиции по центру. Работа с шаблонами – элементами композиции. Якоб ван Рейсдал. «Зимний пейзаж»

Слайд 7

Построение композиции по центру. Образование разных геометрических фигур. Расположите шаблоны так, чтобы зрительно их можно было вписать в геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.),

Слайд 8

Работа над картиной. Поэтапное рисование.

Слайд 9

работы В своих работах ребята постарались найти не только «композиционный центр», но и передать настроение дня, природы средствами живописи. КоваленкоАрина7л Бабаянц Настя 7 лет Щекотихина Камила 7л.

Слайд 10

Работы педагога Истра.. акварель 2011г. Турецкие бани. Царское село. Екатерининский парк. акварель 2011г. Река Киржач. Акварель 2008г Мраморный мост. Пушкин. Царское село. Акварель 2011г

Слайд 11

Список использованной 1.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977. 2. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007. литературы: 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 3. Обнинск: Титул, 1998 4. Е.В.Шорохов, Композиция. М.: Просвещение,1986. 5. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» 5-е издание, Д.Аронов, Москва 2008 г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы: 1. Журнал «Юный художник»№1, 1993г. (Репродукция В. Сурикова"Боярыня Морозова) 2.Г.Л. Васильева-Шляпина. «В. Суриков» Издательство «Красная площадь», 1996г. 3.«Великие художники. Альбом 59. Сислей», «Директ-Медиа», 2011 г. – (репродукции картин Альфреда Сислея: «Мост в Морэ при утреннем солнце», «Поля на холмах близ Аржантея») 4.Репродукции: Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» http://www.forsfortuna.com/people/page/5/, 5.Якоб Ван Рейсдал «Зимний пейзаж» http://artnow.ru/ru/gallery/206/9004/picture/0/224005.html?comments, 6.Якоб Ван Рейсдал «Лесной пейзаж». http://www.artholland.ru/foto.php?art=r/reisdala/img/16&n= %D0%E5%E9%F1%E4%E0%EB,. 7.Жюль Дюпре «Дубы у пруда» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Jules_Dupr%C3%A9_001.jpg 8.Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/Levitan_Sokolniki_Autumn_1879.jpg 9.Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» http://www.museumonline.ru/Renaissance/Raffael_Santi/Canvas/14 10.Рембрандт"Возвращение блудного сына" http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg 11.А.Н.Поплавный «Геометрия картины». http://xn--80aevfmcgb6i.xn-- p1ai/o_kompozitsionnom_tcentre_kartiny.html 12.Энциклопедия живописи. Хрестоматия. http://painting.artyx.ru 13.Использование принципов и приемов художественной композиции http://sci.informika.ru/text/inftech/edu/the/13.html 14.http://festival.1september.ru/articles/538602/ динамическая пауза 15. Фото автора 16. Ши Тао Пожилой человек в лодке http://www.xabusiness.com/china-resources/qing-dynasty-paintings-2.htm Подборка музыкального ряда: 1.Вивальди «Времена года. Зима» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4518&y=7292957&z=147c4f92b0c2&q=A.Vivaldi_-_Vremena_goda._Zima._CHast_1._(Alegro)_Dekabr, 2. Вивальди «Времена года. Весна» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4433&y=34935773&z=4c832ac02892&q=Londonskiy_Filarmonicheskiy_Orkestr_-_A._Vivaldi:_"Vremena_goda"_-__"Vesna"__1ch._Allegro 3.П.И. Чайковский “Времена года. Осенняя песня” http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3

Учимся у мастеров.

Композиция в пейзаже.


ВСПОМИНАЕМ…

Композиция- это составление, соединение частей в единое целое.

Композиция в изобразительном искусстве - это построение художественного произведения.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.


А Венецианов

«На жатве. Лето.»

Художник изобразил сцену отдыха матери,

которая присела после тяжелой жатвы

покормить ребенка.

Для композиции художник выбрал

вертикальный формат.

Линия горизонта находится

примерно посередине полотна.

Женщина изображена крупно,

расположена на переднем плане.

Картина передает состояние покоя.


А. Венецианов «На пашне. Весна.» Художник изобразил линию горизонта чуть ниже середины полотна,

благодаря этому женщина в русском сарафане выглядит величественно.


М. Клод «На пашне.» Чтобы показать бескрайние просторы полей, художник выбрал для своей картины низкую линию горизонта и горизонтальный формат. Фигуры женщины и лошади расположены почти в центре композиции, они небольшого размера и органично вписаны в природу.


А. Венецианов «На пашне. Весна.»

А Венецианов «На жатве. Лето.»

Рассмотри картины. Что общее? Чем

отличаются?

Все они выполнены на одну тему, но композиция у них разная.

Расскажи по плану.

  • Формат полотна ( горизонтальный или вертикальный ).

2. Расположение линии горизонта.

3. Размер и расположение главных героев

М. Клод «На пашне.»


Самостоятельная

Правила композиции в пейзаже

Учитель ИЗО,

педагог дополнительного образования

Ворламова О.А.


Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.


I. Основные советы.

1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:

Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок. Выделятся некоторым контрастом света. Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно). Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса.


Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3. Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения. Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.


2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.


3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.

Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.



Этот поток не очень удачной формы движения.

Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...

Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.


По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник:-)


Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.


Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.


  • 8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости.

Вот несколько советов для создания иллюзии глубины: Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга. Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.



Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

Туман – отличное средство для создания глубины.


Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.


Стилизованный пейзаж декоративная композиция методическая разработка преподавателя Сиразиевой С.Ф. МАУ ДО «Детская художественная школа №1»


О пейзаже В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.


Пейзаж, занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю. Пейзаж, занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж 19 - века


Хокусай Кацусика


ХиросигэАндо


СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ПЕЙЗАЖЕ Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности, как, например в пейзажах П. Клее или А. Модильяни.


Пауль Клее



Амадео Модильяни



Иранская миниатюра В иранской миниатюре активная стилизация сочетается с декоративностью, изображаемые объекты заполняются орнаментом, также упрощённо - стилизованным.



Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.


Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задачи.


Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б. Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник,имеющий свой стиль- творец.


Учебные задачи: Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации. Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива. Овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств. Овладение умениями органического введения декора в композицию пейзажа и стилизации панорамных природных мотивов с элементами архитектуры.


Зрительный ряд аналогичных ученических работ Работы учеников Детской художественной школы №1 преподаватель Сиразиева С.Ф


СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ПЕЙЗАЖЕ