Как рисовать сухой пастелью для начинающих поэтапно. Уроки рисования: учимся рисовать пастелью

Пастель нечто среднее между цветными карандашами и цветными мелками. Состоит она из цветных пигментов с мелом и связующими элементами. Техника рисования пастелью зародилась из рисунка мягкими материалами, типа угольных карандашей, угля, сепии. Пастельные карандаши имеют множество оттенков, в большей степени они нежные, словно молочные, придающие особое изящество рисункам.

Если Вы хотите научиться технике рисования пастелью, стоит знать, что такая техника больше подходит для рисунков, где атмосфера, цветовое настроение, фон играют основную роль, так как рисовать пастелью мелкие детали неудобно, эти карандаши и не предназначены для прорисовки деталей.

Рисование пастелью: подготовка

Прежде чем рассказать, как рисовать пастелью (для начинающий особенно важно), мы рассмотрим, что вообще необходимо для рисования, ведь пастель - не самый обычный материал.

Выбор пастели

Можно выделить три типа пастели: сухая, восковая, масляная.

Сухая в свою очередь делится на твердую и мягкую.

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью (ниже).

Бумага для рисования пастелью

Да, это должна быть специальная бумага с фактурной поверхностью, ведь необходимо, чтобы пигмент удерживался. Чаще всего пастелью рисуют на цветной бумаги, она позволяет передать насыщенность цветов в полной мере. Выбор цвета индивидуален, зависит от характера рисунка.

Типы бумаги для пастели:

  1. наждачная бумага (обычно большого формата; для художественных целей);
  2. бархатная бумага;
  3. пастельная доска (из крохотных частиц пробки).

Другое

Кроме того могут пригодиться: лезвие, щетинистые кисти, тряпочки, ластик, ватный диск - для коррекции рисунка; лак для волос или специальное средство для фиксации.

Как рисовать сухой пастелью

  1. Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легонечко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки (см. выше), если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо.
  2. Далее фон. Основные тона наносим, расположив мелок плашмя. Если длина мелка большая, не бойтесь, отломите нужный размер (удобно, 2-3 см). Если бумага цветная, наносите основные тона, только там, где необходимо. На белой бумаге не должно быть пробелов (используйте белый мелок, где необходимо).
  3. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте.
  4. Что еще надо знать о том, как рисовать пастелью. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.
  5. Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). Растушуйте.
  6. Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области.
  7. Закрепление рисуна. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.

Масляная пастель

И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью.

  1. Использовать лучше светлую бумагу.
  2. В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен).
  3. Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи.
  4. Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок.
  5. Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.

Сегодня мы хотим показать Вам, как нарисовать магнолию при помощи сухой пастели. Эта работа будет посильна даже самым начинающим художникам. Эта картина может стать прекрасным украшением Вашего интерьера или же самым дорогим и ценным подарком для Ваших близких и родных! Итак, Вы готовы к работе, как рисовать сухой пастелью для начинающих?

ДЛЯ РАБОТЫ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  • Пастель сухая
  • Пастельные карандаши. Ими мы прорисуем более мелкие элементы
  • Карандаш пастельный белый для наброска
  • Пастельная бумага тонированная 60 на 50 см
  • Ластик
  • Ватные палочки

Приступим к работе. Для начала нам необходимо нарисовать вазу белым пастельным карандашом. Следите за тем, чтобы ось симметрии находилась по середине нашего полотна. Теперь приступим к нанесению разных оттенков. Начнем с лепестков. Сначала покрываем его белым цветом, добавляем розового и после фиолетовым прорисуем тени и немного контура.









ПОШАГОВОЕ РИСОВАНИЕ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ

Теперь берем желтый и салатовый цвет и прорисовываем сердцевину магнолии. Контуры и некоторые элементы обозначим фиолетовым пастельным карандашом. По такому же принципу мы наносим цвет и на остальные цветки. Местами можно добавить немного голубого цвета. Нераскрытый бутом мы также покрываем белым, а затем коричневым и песочным цветом.











РИСУЕМ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ ПОШАГОВО

После того, как все цветки будут готовы, приступим к нанесению цветов на вазу. Поступаем по такому же принципу. Покрываем ее белым цветом. Затем берем темно-синий цвет и покрываем им левый край вазы. Берем светло-фиолетовый цвет, покрываем им вазу в некоторых местах, добавляем немного синего и голубого цвета.







РИСУЕМ МАГНОЛИЮ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ

Картина все еще кажется немного пустой. Поэтому добавим еще несколько цветков и нераскрывшихся бутонов.



ПРОРИСОВКА МЕЛКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ

Теперь приступим к прорисовке и нанесению цвета на веточки и более мелкие детали.





ПРИСТУПАЕМ К ФОНУ

Здесь нам потребуются цвета от светло-фиолетового до темно-синего. Голубым или светло-фиолетовым цветом мы покрываем основную часть бумаги. После этого добавляем более насыщенного голубого цвета и растушевываем. По краям работы нанесем слой ярко-синего цвета. Углы правого края полотна мы покроем черной пастелью. После нанесения всех цветов аккуратно растушевываем работу.











РИСОВАНИЕ СУХОЙ ПАСТЕЛЬЮ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Теперь дорисуем столешницу при помощи черного и коричневого цвета. Картина готова! Также Вы можете посмотреть,





ЖЕЛАЕМ ВАМ ОГРОМНЫХ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.

Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)

Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.

Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.

Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.

Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.

Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.

Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.

Четыре вида пастели для рисования

Современные специалисты разработали четыре вида мелков:

  1. Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
  2. Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
  3. Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
  4. Акварельные.

В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.

Бережное обращение с работами из пастели

Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.

Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.

Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:

  1. Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
  2. Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
  3. Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.

Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.

Приобретите планшет или мольберт

Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.

Правильное использование мелков

Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.

Специальная рифленая бумага

Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.

Растушевка работ

Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.

В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.

Вскрытие лаком

Требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.

Поэтапная работа для начинающих

Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.

Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"

Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.

Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:

  • Выбор цвета.
  • Тонкости композиции и перспективы.
  • Рисунки с натуры.
  • Беглые зарисовки и использование фото.
  • Изображение растений в горшках.
  • Рисуем сад.
  • Изображение букетов.

Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.

Особенности работы с масляными пастельными карандашами

Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.

Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.

Можно выделить четыре основных этапа в работе с масляной пастелью:

  1. Сначала делается подмалевка, выделяется свободная зона и зона локальных тонов.
  2. Для создания глубины и яркости наносятся многоуровневые слои.
  3. Медленно добавляются итоговые мазки.
  4. Очищаются края фона, изображаемых предметов, заднего плана.

Масляная пастель не осыпается, а со временем затвердевает.

Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.

Большинство начинающих художников склоняются к выбору масляных или акварельных красок. Но среди художественных материалов существует и другой вариант – пастельные краски, они довольно мягкие и ими удобно рисовать.

Пастель – это мелки , которые поэтапно наносятся на лист бумаги, далее все штрихи растушевываются при помощи пальцев с сильным нажатием на , таким образом можно получить определенную фактуру и оттенки изображения.

Вконтакте

Джеймс Уистлер немного позднее начал использовать пастельное рисование популярных атмосферных пейзажей. На период 19-20 столетия такой материал был знаменит среди мастеров-художников группы «Наби». Также пастельные краски использовали художники: Эдуард Мане, Пьер Боннар, Эдгар Дега, Жан Эдуард Вюйар и Альфред Сислей.

Существует один парижский переулок во Франции, который не изменился с начала 19-го столетия, там находится знаменитый магазин под названием La Maison du Pastel . Анри Роша придумал эту технологию, а его наследники по сей день занимаются производством. В этой небольшой пастельной фабрике для ручного изготовления материала применяют старинные принадлежности. По цене мелок стоит в среднем 15 евро, а полная палитра имеет 567 цветов. Популярное произведение балерин Дега и некоторая серия Сислея была написана именно этим материалом, который выпускается в магазине.

Существует 3 вида пастельного мела:

Сделанная работа, нежные и хрупкие мелки – требуют аккуратного обращения . С помощью мелков позволяется за короткое время сделать этюд или набросать рисунок. Если работу долго вымучивать, многократно и поэтапно повторяя детализацию, то можно нарисовать работу до реалистичного фотографического уровня. Такие мелки могут использовать не только новички, но и опытные художники для детализированной работы.

Пастель превосходно подходит для создания пейзажей, поэтому во время прогулки можно с собой взять компактные мелки и поэтапно нарисовать пейзаж, сидя у реки, при этом ими несложно выводить фактуру неба и угол светотени.

Пастель имеет ряд незначительных минусов , эти недостатки имеет и восковой вид пастели. Ближе к делу:

Необходимые принадлежности для рисования

Пастель

Нецелесообразно использовать бюджетные пастели. Качественных мелков хватит надолго, если их применять рационально. Также начинающим художникам не следует приобретать большой ассортимент цветов, вполне хватит 15 штук основных цветов. Чтобы проверить качество , необходимо провести пастелью по листу бумаги, он должен оставить бархатный след, а если появится мелкая крошка, то такая пастель не является качественной.

Художественная бумага

Чтобы раскрыть все возможности пастели, рекомендуется купить рельефную тонированную бумагу . Также можно приобрести пастельные альбомы, в них находится минимальный набор листов: терракотовый цвет, бледно-коричневый, серый и остальные неяркие цвета. При помощи этого материала можно создать профессиональный рисунок.

Мольберт или планшет

Вертикальное или наклонное расположение листа доставит максимальное удобство при рисовании картины, при таком расположении станет проще оценивать общий вид изображения. Эту принадлежность можно уложить на стул под углом и рисовать.

Лак для фиксации

Губка и кисть

В качестве растушевки можно воспользоваться губкой или кисточкой, но этот вариант подходит для тонкой растушевки. Изначально такое действие делается пальцами.

Уроки рисования пастелью: принцип техники

Пастель более относится к графике, но техника также применима и для живописного жанра. В рисовании важным является способность видеть цвета, этому нужно научиться. К примеру, рисуя с натуры, нужно не просто наложить однотонный цвет, а различать рефлексы светотени, начиная разбирать общий теневой участок на детали, и находить в них оттенки.