Ханов рода гиреев последовательно раскрываются. Крымская династия

С середины XV по конец XVIII века Крым был самостоятельным государством. Правили им ханы из династии Гиреев. Крымское ханство включало в себя не только полуостров, но и земли, прилегающие к северному побережью Чёрного и Азовского морей.

Кто основал династию

Первым крымским ханом и основателем династии Гиреев был Хаджи I. В 1428 году, в ходе междоусобной борьбы татарских мурз, он в первый раз захватил полуостров и стал там единоличным, фактически независимым правителем. Золотая Орда не смирилась с этим сепаратизмом, и в 1434 году Хаджи Гирей был изгнан из Крыма. Вторично и уже навсегда он вступил на полуостров в 1441 году.

Согласно официальной генеалогии династии, Гиреи – потомки Чингисхана. По мужской линии они происходят от Тука-Тимура, который был тринадцатым сыном Джучи, старшего сына Чингисхана. Впрочем, ещё в средние века была высказана версия, что Джучи – не единокровный, а приёмный сын Чингисхана. Учёные тоже сомневаются в происхождении Гиреев от Чингисхана. Наиболее вероятной считается принадлежность Гиреев к тюркскому роду Кереев, известному с V века. По некоторым данным, Кереи ушли на запад Золотой Орды и могли оказаться в Крыму.

Борьба за независимость

Золотая Орда ещё не раз делала попытки вернуть отпавший Крым к покорности, но Хаджи Гирей наносил поражения её ханам. Большую роль в упрочении независимости Крыма сыграл союз Гиреев с поднимающимся Московским великим княжеством. Этот союз оказался взаимовыгодным – он также помог Москве освободиться от ордынского господства.

В 1465 году Хаджи Гирей напал где-то на Дону на войска золотоордынского хана Махмуда, выступившего в поход на Русь, и разгромил их. Один из его сыновей, Менгли I Гирей, в 1480 году помог России скинуть ордынское господство. Во время знаменитого «стояния на Угре» Менгли, заблаговременно получивший от Ивана III немало золота и серебра, опустошил Украину, чем заставил великого литовского князя Казимира отказаться от совместных действий с ханом Большой Орды Ахматом. В это же время Нур-Девлет, старший брат Менгли Гирея, ранее потерпевший поражение в борьбе за крымский трон и проживавший на Москве, напал на родные улусы Ахмата в низовьях Волги. Не вступив в сражение с московской ратью, тот бежал на защиту своих владений, но погиб в 1481 году от рук вторгшихся в Орду сибирских татар и ногайцев.

Таким образом, Крым и Москва одновременно и в союзе между собой завоевали независимость от Золотой Орды.

Международные отношения Крыма

Крым в XV веке не представлял собой политически единого целого. В Крымских горах уже больше тысячи лет сохраняло фактическую независимость остготское королевство Феодоро, а на южном берегу располагались автономные фактории генуэзских купцов. Власть крымских ханов на полуострове распространялась только на его северную степную часть.

В 1475 году Османская империя предприняла крупную экспедицию в Крым и подчинила своей власти готов. Генуэзцы поспешили признать протекторат султана. То же сделал и Нур-Девлет Гирей, бывший тогда крымским ханом. Несмотря на последовавшие династические перевороты в Крыму, все прочие крымские ханы также неизменно признавали себя вассалами турецкого султана. С конца XVI века каждый новый хан Крыма должен был получать в Стамбуле фирман на власть.

Крымское ханство считалось государством под защитой халифа правоверных, то есть османского султана. Итальянские портовые фактории находились под непосредственной властью султанов, суверенитет крымского хана на них не распространялся.

Источники существования

Союз с Крымским ханством обернулся для Москвы, в конечном итоге, едва ли не хуже, чем подчинение Золотой Орде. Субсидии, уплачиваемые московскими великими князьями крымским ханам за этот союз, были не намного меньше дани, платимой ранее в Орду. Как в том, так и в другом случае, богатые дары не предотвращали татарских вторжений.

При жизни великого князя Ивана III отношения между Москвой и Крымом оставались дружественными. Свою потребность в рабах и скоте крымцы удовлетворяли за счёт набегов на Украину, находившуюся тогда под властью литовских великих князей (с 1569 года – польских королей). Но затем крымские ханы смекнули, что могут без большого напряжения получать дань с обоих государств, грозя своими нападениями попеременно то одному, то другому. С начала XVI века Московское государство часто подвергается опустошительным нашествиям крымцев. Во время одного из них, в 1571 году, хан Девлет Гирей сжёг Москву.

Крымцы подтверждали свои угрозы действием. По свидетельству литовского писателя XVI века Михалона, еврей у ворот Перекопа глядя на толпы невольников, захваченных крымцами, спрашивал, остались ли ещё люди в тех странах. Русские и украинские рабы продавались крымцами генуэзцам, а те перепродавали их в Турцию.

Россия и Речь Посполитая были вынуждены усиливать свою оборону на степных границах, в чём огромную роль сыграли донские и днепровские казаки. Кроме того, Турция достигла пика завоеваний, стала вести меньше войн, и снизилась её потребность в славянских мальчиках-рабах для воспитания янычар. Крымско-генуэзский бизнес на крови в течение XVII века приходит в упадок, начинается ослабление Крымского ханства.

Ветви и современные потомки Гиреев

Гиреи правили не только в Крыму. Представители династии в 1521-1551 гг. царствовали в Казани, в 1522-1532 гг. – в Астрахани. Нур-Девлет получил от Ивана III в удел Касимов, и касимовскими царями были также два его сына.

Потомки Гиреев в настоящее время образуют несколько ветвей, представители которых живут в России, Турции и западных странах. Официальным главой Дома Гиреев является живущий в Лондоне выпускник Оксфорда Джеззар Раджи Памир Гирей, называющий себя также внуком великой княжны Ксении, сестры Николая II. Однако его точная генеалогия не устанавливается.

В США проживают потомки полковника царской и Белой армий Султан Кадыр Гирея. Его внуки Кадыр Девлет Гирей и Адиль Садат Гирей являются профессиональными музыкантами. Старший сын Султан Кадыр Гирея – Чингиз Гирей – во время Второй мировой войны служил в армии США, был шефом русской секции отдела связи между войсками США и СССР в Австрии.

Ещё один офицер царской армии – Хан Гирей (после революции – Александр Тамарин-Мерецкий) перешёл на сторону Красной армии, был полярником и селекционером, в 1938 году его расстреляли. Вероятно, в России остались его потомки.

Многие представители кавказской ветви Гиреев служили в царской и Белой армиях. Султан Гирей-Клыч командовал горской частью в Казачьем корпусе, созданном нацистами во Второй мировой войне. Его родственники проживают в Адыгее. Ещё один Гирей – Эрмек Девлет Гирей, живущий в Ростове-на-Дону, – возможно является внуком басмача Джуматай Гирея.

Согласно трем документам XIX - начала XX в. родоначальником рода Хан-Гирея был Султан Ислам-Гирей. Хан-Гирей в рукописи “Сераскир Мугаммед Гирей” писал, что его дальний предок Ислам-Гирей переселился на Кавказ и стал основателем их рода Султанов Ислам-Гиреевых (выделено автором, то есть Хан-Гиреем). Там же Хан-Гирей указал, что его отец, Мугаммед Гирей, “был пятый потомок Ислам-Гирея”.

На могильной плите племянника Хан-Гирея поручика Султана Азамат-Гирея, похороненного в ауле Хатукай в 1896 году, также указано, что их первым предком, поселившимся на Кавказе, был Ислам-Гирей. О том, что первым в роду Хан-Гирея был Ислам-Гирей, избравший местом для жительства Туапсе, в 1915 году писал деятель культуры Султан Довлет-Гирей. Согласно записи Довлет-Гирея, внук Ислам-Гирея - Аслан-Гирей - был первым из их рода, кто переселился из Туапсе на Левобережье Кубани. Так потомки Ислам-Гирея обосновались на территории современного крупного аула Тлюстенхабля у плотины Краснодарского водохранилища.

Как по Довлет-Гирею, так и согласно записи на вышеуказанном могильном камне, отец Хан-Гирея был четвертым в поколении их рода. Но Хан-Гирей в рукописи указал, что его отец был пятым потомком Ислам-Гирея. Автор настоящей статьи принимает за более верное положение рукописи Хан-Гирея.

В основу настоящей статьи положена работа автора “Туапсино-Тлюстенхабльская ветвь крымских Гиреев”, вошедшая в сборник “Из истории дворянских родов Кубани”, (Краснодар, 2000; тир. 300). Поскольку она не получила распространения за пределами Краснодарского края, автор в отдельных случаях будет ссылаться на материалы архивов и другие работы.

В годы своего расцвета Крымское ханство имело большое влияние на Западный Кавказ. Ко времени появления русских в нижнем течении реки Кубани в конце XVIII в., среди адыгов проживало немало выходцев из крымской династии Гиреев. Они полностью ассимилировались с местным населением, сохранив память о своем происхождении и особенности написания фамилий и имен. Русские их называли горскими султанами.

Причины поселения Гиреев среди черкесов различны. Хан-Гирей писал, что крымские ханы отдавали черкесам детей на воспитание с целью сильнее привязать их “к исламизму и своему владычеству”. Просветитель М. К. Абаев в 1911 году указывал, что крымский хан посылал к адыгам наместников из своих родственников, дети которых “очеркесились”, стали носить фамилию Султан, а адыги их назвали Хан (Хануко). В подтверждение этому служит и статья в “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона, т. 75. Там указано, что султаны, то есть дети ханов разных поколений, нередко посылали своих детей на воспитание к беслинеям, (одна из этнических групп западных адыгов).

Более вероятно, что Гирей бежали на Западный Кавказ от преследований удачливых соперников в борьбе за ханский престол. Так, согласно надписи на могильном камне племянника Хан-Гирея, поручика Азамат-Гирея, их дальний предок Ислам-Гирей оставил Крым из-за ссоры с его правительницей (здесь и далее выделено автором). Т. Хаджимуков в 1910 году писал, что несколько султанов, побочных родственников крымского хана, спасаясь от его гнева, нашли приют у бжедугов еще в XVI в.

О положении Гиреев в адыгском обществе писал Ф. А. Щербина. Он отметил, что в черкесском обществе были князья-султаны и просто князья. К султанам причислялись потомки бывшей владетельной династии крымских ханов - Гирей. Тот, к имени которого добавлялись эпитеты султан и гирей, и был представителем этого сословного ранга князей. Но князья из черкесов называли их “хануками” как людей чуждых черкесской народности, пришлый элемент, хотя и слившийся с черкесами нераздельно. По этой причине собственно черкесскими князьями они равными в правах не признавались. О Гиреях они с примесью высокомерия заявляли: “У нас хануков много”.

Хан-Гирей и Довлет-Гирей указывали, что они происходят из крымских ханов. По указанию генерала И. Ф. Паскевича в марте 1830 года наказной атаман Черноморского войска генерал А. Д. Бескровный выяснял обстоятельства направления царю через поручика Хан-Гирея прошения хамышеевских владельцев о принятии их в подданство России и признании самого Хан-Гирея начальствующим над ними лицом. На беседу были приглашены восемь хамышеевских владельцев, чьи подписи значились в документе. Однако А. Д. Бескровный беседовал только с хамышеевскими князьями Алкасом и Мугаммедом Хаджимуковыми. Князья объяснили, что они действительно желают быть принятыми в российское подданство, но не согласны состоять под начальством Хан-Гирея. Уловив в вопросах негативное отношение к Хан-Гирею, заявили, что Хан-Гирей происходит из второстепенной ветви Гиреев, хотя не смогли пояснить, когда и откуда прибыли к ним его предки.

“Генеалогия Северного Кавказа” (Материалы I научно-практической конференции “Генеалогия СевероКавказских Просветителей” выпуск 2/2002)

Влияние Запада для некоторых восточных правителей имело самые губительные последствия. Пример тому - последний шах Ирана Реза Пехлеви, про которого я уже писала ранее.
Еще один пример, Шагин-Гирей - последний крымский хан, в 1784 году отбывавший ссылку в воронежской Архиерейской роще.
Тут нужно добавить, что это, конечно же, не та ссылка, которую отбывают простые смертные. Шах прибыл в Воронеж 31.04.1784 года в сопровождении гарема, свиты из 2000 человек и со всем своим имуществом. Помимо того, Екатерина II назначила ему ежегодное пособие в 200 тысяч рублей. Через два года Шагин-Гирея перевезли в Калугу, где он жил в загородном доме, уединенно и уже не с такой большой свитой. После обнаружения его переписки с родственниками были приняты строгие меры предосторожности, что и заставило шаха проситься в Турцию. Императрица согласилась на это и в 1787 Шагин-Гирей отбыл на остров Родос, где его и убили за предательство.


Шагин-Гирей родился около 1745 года (по другим источникам около 1755) в Адрианополе. Рано потерял отца и его воспитанием занимался дядя - Керим-Гирей, крымский султан. Рос весьма любознательным молодым человеком, получил хорошее образование и при случае не упустил шанса проехать в Европу, чтобы изучить другую культуру. В Венеции изучал итальянский язык, а в Фессалониках - греческий. Европейская атмосфера пленяет разум молодого человека. Он считал себя последователем Петра I и мечтал о грандиозных переменах для своего народа, который, впрочем, был от этих идей не в восторге. Но кто и когда спрашивает у народа? Шагин перенял европейский стиль: манеры, одежда, стрижка. Он изучал историю, географию, точные и естественные науки, знакомился с памятниками старины и с предметами высокого искусства — горизонты его познаний постоянно расширялись.

Около 1770 года Шагин был вызван Керим-Гиреем в Ногайскую орду, чтобы занять место сераскера (сераскеры — это князья трех ханских орд, кочевавших вне полуострова). Шагин, воодушевленный полученными знаниями, строящий далеко идущие вперед планы вернулся в Орду. Однако на этой высокопоставленной должности Шагину долго находиться не пришлось. Начались военные действия между Турцией и Россией, причем Россия явно шла к цели создания в Крыму независимого государства, «дабы лишить тем Турцию ея правой руки» .
Смерть дяди и назначение на ханский престол Селим-Гирея заставили Шагина переселиться в Бахчисарай. Послов Екатерины II едва не казнили (спасло вмешательство Шагина), а предложение императрицы Селим-Гирей категорически отверг, что вызвало решительные действия со стороны России: все города полуострова были заняты войсками, пала Керчь, турки отбиты были и от Кафы (Феодосии). В итоге Турция все же вступила в предложенный союз с Россией, а Салим бежал. Шагин-Гирей, назначенный пашой, прибыл в Санкт-Петербург осенью 1771 года с дружеским визитом. Образованный и ведущий себя по-европейски молодой татарин был сразу же замечен в свете. Екатерина II в письме Вольтеру писала: «У нас здесь в настоящее время паша султан, брат независимого хана крымского; это молодой человек 25 лет, умный и желающий себя образовать... Это самый любезный татарин: он хорош собою, умен, образован не по-татарски, пишет стихи, хочет все видеть и все знать. Все полюбили его...»

Шагин, окрыленный таким приемом, уже грезил о Великой Крымской черноморской империи Гиреев. Однако пока молодой человек посещал питерские спектакли и наносил визиты, война продолжалась, бахчисарайские стены обагрялись проливающейся кровью. О дальнейших путях развития ханства единого согласия не было. В 1776 году после ряда побед Шагин-Гирея удалось утвердить ханом на Кубани, а после и на крымском престоле.

Шагин ввел новое административное управление и провел финансовую реформу, одним из результатов которой было появление двух параллельных монетных систем: на русском и турецком стандартах. Наименования - полушка, деньга, копейка, кырмыз (= 5 копеек), чхал (= 10 копеек). Монеты чеканились в Бахчисарае и Каффе. Была введена воинская повинность, создана регулярная армия, в которой велось обучение европейскому строю, и создан был особый полк ханской гвардии. Ханский дворец был перемещен из Бахчисарая в Кафу и переоборудован на европейский манер. В Кафе же были построены и приступили к работе литейный завод, пороховой завод, модернизировали и укрепили порт, монетный двор стал чеканить собственные деньги. В народе начались волнения: «Платье, изысканная речь на нескольких языках, ездит не верхом, как все султаны прежде, а в специально выписанной карете, ест за парадным столом, сервированным по-европейски и, если не решается бриться, то по крайней мере прячет концы своей бороды под широкий галстук» .

Начались восстания, которые жестоко подавлялись кровавыми расправами. Шагин-Гирей трижды терял власть, потом снова назначался ханом. Турция тоже не хотела отказаться от Крыма. После очередных побед Суворова и Потемкина заговорили о присоединении Крыма к России, а Шагин-Гирею был обещан престол в Персии. Недовольство мусульманского народа приобретало размах, а Шагин чувствовал, что теряет управление. В конце февраля 1783 года он отрекся от престола, заявив, что «не хочет быть ханом такого коварного народа». А 8 апреля того же года манифест Екатерины II объявил Европе, что «полуостров Крымский, остров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под Российскую державу» .

Весною 1784 года Шагин-Гирей выехал в Тамань, а оттуда - в Воронеж, потом — в Калугу. Всю жизнь он мечтал о Европе, но мечтал не жить в ней, а построить свое государство. Шагин настаивает на выезде в Османскую империю - поступок, преисполненный разочарования и безысходности.

27 января 1787 года бывший крымский хан оставил Россию навсегда. Вскоре Шагин, любезно принятый турецким султаном, был вывезен для отдыха на остров Родос, где его и удавили шелковым шнуром. В Анкаре министерством культуры было издано 5 томов издания «Исламские государства и династии». О Шагин-Гирее там было сказано коротко: «Шагин Гирей хан - четвертый сын Ахмед-Гирея, 49-й правитель Крымского ханства, пораженный и изумленный Европой и Россией знаменитый щеголь. Изменник Родины, казнен на острове Родос, достоин презрения» .

Гиреи

Перед воротами Орта-капу возвышается центрические восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Погребальные сооружения такой конструкции - мавзолеи - в Крыму появились в XIV в. Их архитектура сложилась в малоазиатских княжествах, основанных турками-сельджуками на территориях, отнятых в XI-XII вв. у Византии. На крымскотатарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская надпись, словно орнамент украшающая мраморное надгробие в мавзолее, гласит: «Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш-хана».

Того самого золотоордынского хана Тохтамыша, который через два года после Куликовской битвы привел огромное войско под стены града Дмитрия Донского.

Мавзолей вызывает немало вопросов. Удивляет его хорошее состояние - ведь окружающие постройки лежат в руинах. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне Джанике-Ханым»? В одной из них Джанике-ханым - юная прекрасная девушка - жертвует собой ради спасения родного города, осажденного врагами, в другой - она гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись жестокой воле родителей.

Прекрасный знаток истории Крыма А.Л. Бертье-Делагард в статье, посвященной древностям Чуфут-кале, вышедшей в 1920 г., с большой долей скепсиса писал о героине легенд: «С ее именем (Джанике-ханым. - Авт.) связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точно исторического о ней ничего не известно»1.

Настолько ли безнадежна ситуация? Внимательное чтение сочинений мусульманских авторов XV в. убеждает в ином. Джанике-ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды.

Летописец Кадыр Али-бей под 822 годом хиджры* (1419-1420) сообщает: «У Тохтамыша была дочь по имени Джаныка, ее взял Едигей, в то время Кадыр-Берды было три только года: Джаныка выпросила у Едигея пощадить ее брата, спрятала его в царства»2. Описанные события происходили ранее указанной даты, так как в упомянутом рассказе о сражении войск, возглавляемых Кадыр-Берды и Едигеем на реке Яик (Урал), повествуется о гибели обоих полководцев3.

Косвенное свидетельство о Джанике-ханым можно обнаружить в сочинении арабского летописца Абд-Ал-Раззака Самарканди (1413-1482 гг.). Под 814 г. х. (1411-1412) он говорит об осаде войсками Джелаль-ад-дин-султана сына Тохтамыша города Хорезма, в котором укрылся Едигей, потерпевший поражение в предыдущем сражении. Командующий осаждающими послал следующий приказ одному из своих военачальников: «Если Идигу пришлет своего сына Султан-Махмуда и сестру Джелаль-ад-дина, которая имела этого сына..., то не воюйте с ним»4. Здесь прямо не указано имя сестры, но легко догадаться, что это дочь Тохтамыша и жена Едигея, не кто иная, как Джанике-ханым.

Встречается упоминание о ней и в сочинениях Эльмакризи (1364-1442 гг.) «Книга путей для познания династий, царских»: «В шевалле 819 года (22.11-21.12. 1416 г.) прибыла хатун, жена эмира Идики, государя Дештского**. Она хотела из Дамаска совершить хадж***. В свите ее находилось 300 всадников»5.

Другой летописец Ибнхаджара Эласкалаиц (1372-1449 гг.), автор сочинения «Извещение неразумных о датах века» отмечает прибытие знатной путешественницы в богатейший город мусульманского Востока - Дамаск: «В 819 г. х. (1416-1417) прибыла в Дамаск хатунь, жена Идику, владетеля Дештского, с просьбой совершить хадж. Вместе с ней прибыло 300 всадников, и они совершили хадж в обществе сирийского каравана»6.

В 1437 г. Джанике-ханым скончалась и была погребена на плато Кырк-ора с титулом «великой государыни».

Для того, чтобы из этих отрывочных сведений, относящихся к жизни «великой государыни», извлечь нужную информацию, надо разобраться в сложных переплетениях родовых и свойских связей Тохтамышевичей. Какая ниточка этого клубка выведет нас к мавзолею на главной площади Кырк-ора?

Многочисленная родня знаменитого хана Тохтамыша, имевшего трех жен (заметим, что Коран позволяет иметь четырех законных жен), описана в прибавлении к сборнику летописей персидского летописца Рашид-ад-Дина. Чтобы не утомить читателя перечислением имен бесчисленных родственников, обратимся к таблице, составленной на основе источников****.

Она поможет разобраться в родственных симпатиях и антипатиях Джанике-ханым. Особое внимание привлекает потомство от жены Тохтамыша, дочери Хаджи-бека, а также некоей «наложницы из племени черкес».

Ничего не известно о детстве Джанике-ханым. Первое упоминание связано с браком ее с Едигеем, могущественным эмиром ногайской орды, до 1397 г. находившегося не только в подчинении, но и в дружеских отношениях с Тохтамышем.

По словам историка Ибнарабшаха, «эмир Идику был у Тохтамыша одним из главных эмиров левой стороны (крыла войска. - Авт.), одним из вельмож, избиравшихся во время бедствий для устранения их, и из людей здравомыслия и совета; племя его называлось Кунграт»7. А в летописи Эдзехеби в сообщении о смерти Едигея в 822 г. х. (1419-1420) говорится: «Умер великий эмир в Деште, Идики, распоряжавшийся управлением Сарая и Дешт-Кипчака; султаны при нем носили только имена, но не имели никакого значения. Вот почему некоторые летописцы полагали, что он назывался государем Дешта»8.

В 1397 г. Едигей переметнулся к самаркандскому правителю Тимуру, причиной этому стало изменившееся отношение к нему со стороны Тохтамыша. Как отмечал Ибнарабшах, хан «был свирепого нрава». На золотоордынский престол Тохтамыш сел в 773 г. х. (1371-1372). Его правление прошло под знаком жестокой борьбы с Тимуром. Военные действия развернулись на огромных пространствах Дешт-и-Кипчак от Тюмени до Крыма, от Сарая до Хорезма. Не последнюю роль в обострении этой борьбы сыграла фигура Едигея, ставшего союзником Тимура и подстрекавшего его к активным действиям против Тохтамыша.

Злобу Тохтамыш вымещает на своей жене Тогайбек (Тавлин-бек в русских летописях), матери Джанике-ханым. Он убивает ее9.

Мы вправе предположить, что брак между Джанике-ханым и Едигеем состоялся до разрыва с Тохтамышем (1397 г.). Вероятно, невестой она стала, как это обычно бывало на мусульманском Востоке, в возрасте 14-15 лет. В источниках имя Едигея начинает часто встречаться не ранее 1395 г. Возможно, именно в течение двух лет после поражения Тохтамыша от Тимура в 1395 г. произошло возвышение Едигея, подкрепленное браком с дочерью Тохтамыша.

Хан стремился привязать к себе эмиров, сделать их послушными не только силой административной власти, но и с помощью родственных уз, выдавая за предводителей орд своих дочерей. Сестра Джанике-ханым (имя ее неизвестно) была замужем за эмиром Базаном, сражавшимся в войске Джелаль-ад-дина против Едигея, засевшего в Хорезме.

Вероятно, в момент разрыва между Едигеем и Тохтамышем Джанике находилась вдали от ханской ставки. Вряд ли у нее были нежные отношения со свирепым родителем, убившим ее мать.

Едигей, несомненно, был незаурядной личностью, способной претендовать на высокое положение в золотоордынской иерархии, но не на высшее, ибо Чингисханом был установлен порядок престолонаследия, в соответствии с которым только его потомки могли становиться великими ханами.

Завет этот исполнялся свято, превратившись в юридический институт, - тюре, имевший фундаментальное значение для всей правовой системы Золотой Орды. Многие представители феодально-родовой знати, сосредоточившие в своих руках военную и политическую власть, вполне достаточную для реализации претензий на высший престол, так и не смогли преодолеть последний барьер - слово Чингисхана, обретшее силу священного закона. Поэтому бывало так, что всесильный временщик вынужден был терпеть на официальном престоле безвольную фигуру из потомства Чингисова, с которой в сознании подданных олицетворялась законная власть. Так было и с всесильным Ногаем, и не менее могущественным Едигеем.

Брак с чингизидкой Джанике-ханым позволял последнему стать свояком в роду носителей высшей власти, и это давало надежду если не ему, то его потомству, при удачном стечении обстоятельств, претендовать на трон.

Однако смерть прервала путь Едигея к заветной мечте. Джанике-ханым, несомненно, имела высокие привилегии и была единственной надеждой на реализацию его честолюбивых замыслов. Это понимал не только Едигей, но и его противники. Недаром одним из первых требований Джелаль-ад-дина к осажденному Хорезму была выдача его родной сестры с племянником.

Джанике не довольствовалась затворническим уделом женщины-мусульманки. Она стремилась приобрести политическое влияние, а путь к этому лежал через религиозную деятельность. Именно поэтому в 1416 г. она с пышной свитой совершила паломничество в Мекку, о чем заговорил весь мусульманский мир. Джанике стала заметной политической фигурой. О влиянии ее на Едигея свидетельствует упомянутый случай с Кадыр-Берды. Видимо, она имела возможность не только спасти жизнь брата, вырвав его из рук Едигея, но и спрятать так надежно и далеко, что он оказался недосягаемым для всесильного эмира, который несомненно был заинтересован в устранении маленького царевича, последнего сына Тохтамыша. И мы знаем, что опасения Едигея подтвердились. В 1420 г. «Кадыр-Берды-хан во главе с крымским войском перешел через Волгу и вступил в сражение с Едигеем у реки Яик» (Урал. - Лет.)10. Эта битва стала последней для обоих полководцев.

Спасая Кадыр-Берды, Джанике, вероятно, руководствовалась не только родственными чувствами, но и дальновидным политическим расчетом, ведь Едигей имел от нее сына и стремился сделать его единственным законным претендентом на престол, устранив всех остальных тохтамышевичей, не исключая и саму Джанике.

Однако до сих пор речь шла о деятельности Джанике-ханым, связанной с Золотой Ордой. Но в ней нет ответов на такие важные для нас вопросы: почему Джанике погребена в Кырк-оре и почему в эпитафии она названа «великой царицей». Чтобы ответить на эти вопросы, надо углубиться в генеалогию ее рода.

Из предыдущей главы читатель знает, что татары захватили Кырк-ор в середине XIV в. Его правители, наместники золотоордынских ханов, принимали участие в военных походах, об одном из которых сообщает ряд независимых источников. В 1363 г. великий князь литовский Ольгерд разгромил на Синих Водах (ныне река Сишоха, левый приток Южного Буга) татарское войско, возглавляемое тремя князьями - Бек-Ходжи, Кутлу-бугом и Димитрием. Историческая интерпретация и хронология этого события вызвала споры среди исследователей11. Однако в отношении личностей князей и их уделов мнение едино. Первые два - наместники, правившие от имени золотоордынского хана, а третий, судя по имени, христианин, был союзником, правителем княжества Феодоро, столицей которого являлся город на мангупском плато, известный под таким же названием - Феодоро. Кутлу-буг был ханом крымским, или солхатским, то есть правил в Восточном Крыму, центром которого был город Крым (современный Старый Крым), а Бек-Хаджи, или Хаджи-бек, сидел в Кырк-оре. Таким образом, лишь перечень князей позволяет уяснить политическую структуру, сложившуюся на полуострове после его включения в состав Золотой Орды. К этому можно добавить, что южное и юго-восточное побережье находилось под контролем генуэзцев, укрепившихся здесь в 60-е гг. XIII в. и находившихся в напряженных отношениях и с Золотой Ордой и с Феодоро. Отсюда политическое сближение последних, выразившееся в участии мангупских князей в сражении на Синих Водах. Имя Хаджи-бека в дальнейшем не раз мелькает в источниках. Его дочь Тогайбек становится женой Тохтамыша и матерью Джанике. Дальнейшее читателю известно: Тогайбек стала жертвой свирепости хана.

Итак, родственные корни Джанике восходят к Кырк-ору. Не здесь ли укрывала Джанике своего брата Кадыр-Берды, ведь это была родина его матери, бывшей не из знатного татарского рода, а «наложницей из племени черкес»? Как известно, татары нередко именовали черкесами алан-асов12, древних жителей Кырк-ора. Становится ясным, почему в последнее сражение с Едигеем Кадыр-Берды вел войска из Крыма.

Уяснив генеалогию, перейдем ко второй части вопроса. После гибели Кадыр-Берды в 1420 г. Джанике осталась старшей в роду Тохтамыша и могла претендовать на высшую власть, но не во всей Дешт-и-Кипчак, где шла ожесточенная борьба за трон между многочисленными ветвями Чингисова дерева, а у себя на родине в Кырк-оре, вдали от кровавых усобиц, сотрясавших евразийские степи. В этих условиях усиливалась тенденция к обособлению Крыма в силу его географического положения и развития торгово-экономических отношений, приближенности к византийской и западноевропейской цивилизациям.

Вполне вероятно, что Джанике была правительницей или регентшей кырк-орского бейлика вплоть до своей кончины, и вряд ли это правление было безоблачным, так как междоусобные столкновения докатывались и до Крымских гор.

В 20-30-х гг. XV в. источники в большей степени освещают жизнь соседнего с Кырк-ором Мангупского княжества, где в это время правил энергичный князь Алексей, который в союзе с правителем Солхата вел напряженную войну с генуэзцами, основал порт в Каламите, строил крепости на южном побережье, контролируемом его врагами. В 1433 г. князю удалось захватить крепость Чембало (Балаклаву), которую генуэзцы вернули себе лишь в результате большой военно-морской экспедиции. На помощь союзнику поспешил Хаджи-Гирей, правивший в Крыму (Солхате), но Чембало уже была в руках генуэзцев. Вскоре ему пришлось наносить контрудар по отряду Карло Ломеллино, двигавшемуся после победы над Феодоро от Кафы на Солхат. На полпути, в урочище Карагозы, пятитысячный отряд генуэзцев был наголову разбит трехтысячным войском Хаджи-Гирея, и тем не менее внутренние распри в Золотой Орде вынудили хана бежать в Польшу. В 1437 г. он был поставлен на крымский престол королем Сигизмундом. Но правление его было недолгим, в том же году он вновь отправляется в изгнание, найдя приют при дворе польского короля.

Очередное изгнание Хаджи-Гирея совпало с датой смерти Джанике-ханым. Случайно ли это? Вероятно, правительница бейлика, и ранее благоволившая к Хаджи-Гирею, видела в нем опору в борьбе с Тохтамышевичами Кичи-Мухаммедом и Сеид-Ахметом, претендовавшими на полновластие в Крыму. Смерть Джанике была сильнейшим ударом для Хаджи-Гирея, он лишился поддержки и вынужден был эмигрировать. В Крым Хаджи-Гирей вернулся в 1443 г., но только в 1449 г. окончательно обосновался в Кырк-оре, ставшем более чем на полвека главной ханской ставкой, фактической столицей молодого Крымского ханства.

В начале XVI в. в устье ущелья Марьям-дере близ Успенского монастыря был построен мавзолей, в котором были погребены Хаджи-Гирей, скончавшийся в 1466 г., а в 1515 г. и строитель мавзолея Менгли-Гирей. Возникает вопрос, где находилось место первоначального захоронения основателя династии Гиреев? Не исключено, что это был Кырк-ор, поскольку там хоронили и других правителей. Вот свидетельство французского путешественника Жильбера Ромма, посетившего Чуфут-кале в 1789 г.: «В центре города посреди домов видны остатки гробницы, воздвигнутой над прахом Гайдар-хана, умершего лет 300 назад»13. Автор ошибся, речь, конечно, шла о гробнице Джанике-ханым, но, видимо, память о погребении в Кырк-оре Гейдар-хана, сына Хаджи-Гирея, сместившего с трона отца и правившего несколько месяцев в 1456 г., сохранялась14. Это может быть объяснено существованием гробницы с соответствующей надписью, не дошедшей до нашего времени. На рисунках мавзолея Джанике-ханым, относящихся к середине XIX в., хорошо видны мусульманские надгробия, расположенные рядом с ним.

При раскопках в 1988 г. позднесредневековой усадьбы у северной оконечности Восточной оборонительной стены Чуфут-кале в глубокой скальной выемке было найдено надгробие с датой 1416 г., подтверждающее существование на плато татарского некрополя.

Был ли воздвигнут мавзолей Джанике-ханым сразу после ее смерти или некоторое время спустя? Вероятно, все-таки последнее. Близость его архитектурных деталей с мавзолеем в Салачике и с так называемым Эски-дюрбе близ ханского дворца в Бахчисарае позволяют предположить, что наиболее вероятная дата строительства гробницы «великой государыни» - начало XVI в. Это было время окончательного упрочения на крымском престоле династии Гиреев в лице Менгли-Гирея. Разгромив орду Ших-Ахмата, последнего золотоордынского правителя, Менгли-Гирей окончательно разрубил чингисов узел для Восточной Евроны. Золотая Орда перестала существовать кик единое государство. По словам русского историка С.М. Соловьева, «Крым избавил Москву окончательно от потомков Батыевых»15.

Именно это время отмечено возведением мавзолеев, ставших, по сути дела, историческими памятниками Крымского ханства, иллюстрирующими историю его формирования и завоевания суверенитета. В XVI-XVIII вв. прочно укрепилась традиция, согласно которой происхождение самостоятельного крымского татарского государства возводилось к Тохтамышу, и Джанике-ханым была ключевой фигурой этой версии.

В заключение наших размышлений у гробницы «великой государыни» следует упомянуть об археологических исследованиях памятника. В 1940 г. археолог В.П. Бабенчиков проник в склеп под мавзолеем. Стены и свод его были выложены хорошо отесанными и пригнанными друг к другу блоками. Среди земли и камней, накопившихся на полу усыпальницы, были обнаружены разрозненные кости нескольких человеческих скелетов. Первоначальное захоронение не сохранилось.

В дневниковых записях русского поэта В.А. Жуковского, посетившего Чуфут-кале в 1837 г., есть такие заметки, относящиеся к мавзолею: «Гробница с прекрасно сделанной надписью. Свод под ней. Прах встревожен»16.

Но вернемся ко времени, когда Джанике была еще жива и принимала участие в событиях, приведших к появлению самостоятельного Крымского ханства.

Смерть Едигея в 1420 г. стала переломным моментом в борьбе татарских беев, осевших в Крыму, за отделение от Золотой Орды. Нужно учитывать, что претенденты на власть в Орде рассматривали Крым, в силу его изолированного географического положения, как надежное убежище, в котором можно отсидеться в случае поражения в междоусобной борьбе17. Поэтому они с большим подозрением относились к центробежным устремлениям крымской феодальной знати. Ситуация эта хорошо воспроизведена в сообщении арабского летописца Эль-Айни, относящемся к марту 1427 г.: «В землях Дештских (была) большая неурядица, ханы оспаривают царство друг у друга, из них по имени Девлет-Берды, овладел Крымом и прилегающим к нему краем; другой Мухаммед хан завладел Сараем и принадлежащими к нему землями; а третий, по имени Борак, занял земли, граничащие с землями Тимур-Ленка»18.

Девлет-Берды был родным братом Гиас-ад-дина, отца Хаджи-Гирея. Правление его было недолгим. В 832 г. х. (11.10.1427-1.10.1428 г.) тот же Эль-Айни называет «государем Крыма и прилегающих к нему земель» Мухаммед-хана, то есть Улуг-Мухаммеда, известного как основателя Казанского ханства.

История Крыма 30-х гг. XV в., как отмечает историк М.Г. Сафаргалиев, плохо отражена в источниках, поэтому события ее приходится реконструировать на основании отрывочных сведений. Известно, что Гиас-ад-дин, потерпев поражение в борьбе за ордынский престол, нашел убежище в Литве при дворе князя Витовта. Великий князь литовский вел сложную дипломатическую игру, лавируя между государствами Запада и Востока. Ему было выгодно держать при себе возможных претендентов на высшую власть в Дешт-и-Кипчак, разжигая тем самым между соперниками вражду и взаимные подозрения. Поддерживая союз с Улуг-Мухаммедом, он в то же время дает приют его злейшему врагу Гиас-ад-дину, который в Литве и скончался. Вероятно, не случайно то, что и его сын Хаджи-Гирей со своими приближенными не раз находил убежище в резиденции литовских князей. Так начала формироваться этнографическая группа литовских татар и, возможно, караимов, появление которых в Литве по традиции связывается с именем Витовта.

В начале 30-х гг. XV в. преемник Витовта великий князь Сигизмунд, продолжая политику своего предшественника, направил Хаджи-Гирея на крымский престол и тем самым нанес сильнейший удар и без того лишь видимому единству Золотой Орды. В связи с событиями 1433-1434 гг., связанными с военным конфликтом между генуэзцами, с одной стороны, и Мангупским княжеством и Крымским ханством, с другой, мы встречаем впервые имя Хаджи-Гирея. После поражения генуэзцы, вероятно, вынуждены были признать его полноправным крымским ханом. Однако вскоре Хаджи-Гирей терпит поражение от Сеид-Ахмета, в очередной раз пытавшегося возродить Золотую Орду. Не исключено, что к падению Хаджи-Гирея были причастны генуэзские дипломаты, которым выгоднее было иметь дело с ханом Золотой Орды, находившимся далеко от их владений, чем терпеть близкое соседство крымского хана. В 1434 г. Хаджи-Гирей вновь был вынужден искать убежище у великого князя Сигизмунда и пробыл там до 1443 г., лишь на короткое время объявившись в Крыму в 1437 г., о чем читатель уже знает.

К этому времени местные беи-карачи, укрепившиеся на полуострове с XIII в. (аргыны, барыны, ширины, сиджеуты), недовольные непрекращаюшимися смутами в Дешт-и-Кипчак, угрожавшими их владениям, содействуют возвращению Хаджи-Гирея на крымский престол. Ведь нередко их земли раздавались приближенным одержавшего верх правителя степи. По сведению русской летописи, литовский князь Казимир «по их просьбе (беев. - Авт.)... тоего царя Ази-Гирея з люди чествовавша и одаровавша, и во великой его почести до орды Перекопские на царство посла, и послал з нем садеча его на царство, маршалка земского Радивила и Радивил отправил в почетности аз до стояла его до Перекопа, и там его Радивил именем великого князя Казимира посадил на царство Перекопском»19. По другим данным Хаджи-Гирей был объявлен ханом еще в Литве20.

Теперь у Хаджи-Гирея в руках была не только реальная власть, но и военная сила. Объединенное войско крымских беев под его командованием разгромило Сеид-Ахмета и захватило хана в плен. Став полноправным правителем в степях и предгорьях полуострова, Хаджи-Гирей своей резиденцией избрал однажды уже поддержавший его Кырк-ор. Почему его не устраивал Солхат, традиционная резиденция золотоордынского наместника? Да потому, что Солхат отождествлялся с зависимостью от Золотой Орды. Кроме того, по своему географическому положению, сделавшему его важным пунктом на международном торговом пути, город был открыт со стороны степи, а значит, уязвим для карательных экспедиций из Дешт-и-Кипчак. Да и близость к Кафе, с тревогой воспринявшей появление хана, с которым было связано унизительное для генуэзцев поражение в 1434 г., была опасной. Поэтому они всячески поддерживали хана Кичи-Мухаммеда, находившегося в отдалении от Крыма. Политика генуэзцев усугубляла и без того обостренные отношения с крымскими татарами, и в конечном итоге, борьба с колониями толкнула Хаджи-Гирея к союзу с Османской империей. Союз был заключен в 1454 г. В мае 1475 г. турки высадились под Кафой, открыв новую эпоху в истории Крыма - эпоху османского владычества на территориях, захваченных у генуэзцев и княжества Феодоро, эпоху вассальной зависимости крымских ханов от стамбульских султанов.

Кырк-ор удовлетворял Хаджи-Гирея по целому ряду обстоятельств. Кроме того, что он представлял собой естественное укрепление, здесь имелись и надежные фортификационные сооружения. Привыкшая к степному приволью конница ордынских ханов чувствовала себя в лабиринте скал и ущелий неуютно. Далеко отсюда находились и враждебные крепости генуэзцев. К тому же здесь Хаджи-Гирей находился поблизости от своего союзника - мангупского князя.

И как уже отмечалось, население Кырк-ора было настроено доброжелательно к Хаджи-Гирею. Сыграли роль поддержка Джанике-ханым, а также традиция преемственности власти, о чем свидетельствует ярлык, выданный жителям города в 1459 г.

«Всему-всему народу как есть, знайте. Этот ярлык получившие Кырк-ерские народные старшины, а во главе их старики Сейид Ахмед Хаджике, Ходжи Махмуд, Хаджи Мухаммед, Хызр Шейх ходатайствовали, говоря «Хан, Дядя Ваш, смилостивился над народом кырк-ерским, дал тарханый ярлык» и предъявивши ярлык, испрашивали (такой же). Мы же соизволили на их просьбу рекли: «и по нашему благоволению пусть тем де обычаем будут тарханцами. И впредь с этого дня пусть все находящиеся в крепости Кырк-ерской мусульмане, христиане, иудеи - будут тарханцами. «Кто бы справа, слева, извне, изнутри, откуда бы ни было, из ясычных, из неясычных, ни пришел и ни осел в крепости он от ясака, от калыма, пусть будет тарханец рекли мы. Затем кто бы таки ни были эти тарханцы, знаете, чтобы ни скота ни волов их для подвод арканами не ловили: ни алуфи, ни сюсюни не взимали бы, ни в доме их насильно постоя не оставили бы, ни подымной подати, ни налога так не взимали бы никому таки из них утеснения и прижима не причиняли бы. Пусть они со спокойною душою тихо проживая, проводя смирено жизнь свою, вечером и утром в спокойствии да воздаст молитвы и славословие за нас и за наш род-родов. Так мы рекли»21.

Из этого документа ясно, что дядя Хаджи-Гирея - Девлет-Берды, кратковременно правивший Крымом в 1426-1427 гг., дал жителям крепости ряд льгот, объявив их тарханами. Хаджи-Гирей полностью подтвердил эти обязательства, подчеркнув тем самым свое феодальное право на Кырк-ор. В дальнейшем его преемники, становясь ханами, возобновляли этот важный документ, который можно считать признанием со стороны Гиреев роли кырк-орского бейлика в поддержке их стремления к независимости от Орды и упрочения положения в Крыму. Не исключено, что Кырк-ор был для Девлет-Берды опорой в объединении вокруг него сепаратистски настроенных крымско-татарских феодалов. Как уже говорилось, этому немало способствовала и важная политическая фигура из рода Тохтамыша - Джанике-ханым, дальновидно сделавшая ставку на сторонников крымской самостоятельности.

Итак, Хаджи-Гирей выбрал Кырк-ор как единственно возможную резиденцию, и она стала фактически первой столицей Крымского ханства. В 1466 г. Хаджи-Гирея не стало. Вновь начинается смута. Власть оспаривали шесть сыновей умершего хана. В соответствии с шариатом право было на стороне старшего Нур-Девлета. Поддерживаемый Польшей, он правил два года, а в 1468 г. в условиях непрекращающейся усобицы был изгнан Менгли-Гиреем, за которым стояли влиятельные беи и генуэзцы. Ситуация осложнилась вступлением в борьбу за престол представителя могущественного бейского рода Ширинов Эминека, вынудившего Менгли-Гирея искать убежище в генуэзской Кафе, для администрации которой он был и почетным заложником, и политическим орудием как претендент на крымский престол. После захвата Кафы турками в июне 1475 г. он был доставлен в Стамбул и провел там три года в почетном плену.

Надеждам Ширинов на лидерство в политической жизни Крыма не дано было осуществиться. К тому же они не были чингизидами и это позволяло ордынским ханам вмешиваться в крымские дела. Эминек не сумел укрепить своего положения, феодальные же смуты вызывали все большее общественное недовольство. В конце концов в 1478 г. Ширины, не без «подсказки» с османской стороны, вынуждены были обратиться к султану Мехмеду II с униженной просьбой вернуть Менгли-Гирея. Стоит привести выдержку из этого послания: «Слышали мы, что властитель наш находится у вас; умоляем ваше величество прислать его к нам не мешкая, так как за неимением царя все ниши дела пришли в расстройство. Пусть весь край будет собственностью султана, а Менгли-хан пусть будет его наместником»22. С этого времени и до 1774 г. Крымское ханство оказалось втянутым в политическую орбиту Османской империи. Это во многом определило его историческую судьбу.

С возвращением высшей власти Менгли-Гирею положение в Крыму стабилизировалось. Все крымские феодалы признали эту власть, но внешняя опасность со стороны Золотой Орды, все еще достаточно сильной, сохранялась. Орда в равной степени представляла угрозу и для Московского государства, и для Крыма. И в конце XV - начале XVI в. они не раз объединялись в борьбе с ней.

Возвращение Менгли-Гирея в Кырк-ор было далеко не триумфальным. Крепость пришлось брать штурмом, так как Эминек не желал сдаваться на милость соперника. Захваченный в плен отпрыск беев Ширинских был убит. О том как непросто далось Менгли-Гирею возвращение Кырк-ора свидетельствует любопытный документ - ярлык, выданный им жителям Кырк-ора, датируемый как раз 1478 г. Ряд странных, на первый взгляд, положений ярлыка привели тюрколога М.А. Усманова к выводу о поддельности этой жалованной грамоты. Вот что он пишет по этому поводу: «Подозрение вызывает общий тон документа, в котором «сын Хаджи-Гирея» дает унизительные для монарха клятвы (за нарушение договора с его стороны в качестве наказания перечисляются отвержение от веры, от корана, от милосердия всех святых, потеря прав на законную жену), хотя старейшины Кырк-ора фактически клятву не дают, кроме непризнания другого в качестве «сына Хаджи-Гирея». М.А. Усманов считает невозможным столь униженный тон со стороны Менгли-Гирея и думает, что в последние копии были внесены существенные изменения, в результате чего нарушилось равновесие «клятв и обязательств договаривающихся сторон»23.

Однако если учесть политическую обстановку в Крыму в то время, ярлык не покажется столь странным. Ведь, во-первых, не ясен был еще исход борьбы с Эминек-беем, а во-вторых, не исключалась угроза со стороны братьев. Если Солхат достался Менгли-Гирею довольно легко, то для похода на Кырк-ор ему пришлось собрать значительные силы24 и принять меры для привлечения на свою сторону жителей самой мощной в то время на территории Крымского ханства крепости. Учитывая свое непрочное положение, Менгли-Гирей мог пойти на унижение. Что ж, такие ситуации в истории бывали, и не раз. Король Генрих IV Наваррский в 1594 г., для того чтобы овладеть французской столицей и троном, согласился сменить протестантскую веру на католическую. «Париж стоит мессы», - заявил он при этом. Можно с уверенностью сказать, что для Менгли-Гирея Кырк-ор в 1478 г. значил не меньше, а унизительные заверения можно было и забыть, укрепившись на престоле. Именно поэтому данный ярлык никогда больше не возобновлялся, о нем предпочитали не вспоминать обе стороны.

Обосновавшись в Кырк-оре, Менгли-Гирей правит отсюда подвластным ему государством. Здесь еще со времен Хаджи-Гирея чеканили монету, принимали послов, подписывали договоры с соседними странами, выдавали ярлыки своим подданным. Например, в 1480 г. Менгли-Гирей подписал в Кырк-оре договор с польским королем Казимиром.

Для неугодных существовала тюрьма - обязательный атрибут административно-феодального центра. В 1493 г. в нее был брошен литовский посол Лез, и в дальнейшем недобрая слава шла о кырк-орской темнице, предназначавшейся для важных узников крымских ханов.

Есть все основания считать, что Кырк-ор при первых крымских ханах был не только их политической резиденцией, как считали многие исследователи, но и развивающимся торгово-ремесленным центром. Подтверждением этому является сложный этнический состав его населения, о чем свидетельствуют ярлыки Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея. Причем если в первом, уже знакомом читателю, упоминаются «находящиеся в крепости Кырк-орской мусульмане, христиане, иудеи», то во втором (1468 г.) содержится конкретное указание на состав христианской общины. Это были армяне, главой которых назван Ованес Танекэ. Татарскую общину возглавлял Хафиз Бахшаша, иудейскую - учитель Ягуда25. Такая национально-религиозная пестрота быта характерна для торгово-ремесленных городов Востока. Обычно каждая община имела в городе свою территорию, квартал. Подобная структура была и в золотоордынском Сарае на Волге, в котором, по сведениям арабского путешественника Ибн-Батута, проживали монголы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы26.

И все же для первых Гиреев Кырк-ор был прежде всего надежной крепостью. А это значит, что оборонительные сооружения должны были поддерживаться в надлежащем состоянии. И археологические данные подтверждают, что в это время перестраиваются и реконструируются основные звенья крепостного ансамбля. В расселинах на западной и южной окраинах плато оборонительные стены подвергаются полной переделке. Можно утверждать, что дошедшие до нашего времени кладки относятся к XV-XVI вв. Предшествующие сооружения были полностью разобраны, и материал из них использовался при обновлении стен. Примером могут быть укрепления Пенджаре-исар, Биюк-исар и Кучук-исар. В первом хорошо видны крупные известняковые блоки раннего периода, включенные в верхний ярус кладки. Сохранившаяся кладка Биюк-исар, как показали исследования 1988 г., была практически полностью возведена в XV-XVI вв. Об этом свидетельствует мощный слой строительного мусора, перекрывающий слой с раннесредневековыми материалами. В земле, вместе с кусками затвердевшего раствора и щебенки, образовавшихся при подтеске камней, встречались обломки глиняных поливных полихромных тарелок и мисок. Это остатки утвари, которой пользовались мастера, перестраивавшие стены кырк-орской крепости. Особенно была усилена главная оборонительная позиция - Средняя стена. Раскопки Е.В. Веймарна 1956-1959 гг. показали, что на втором этапе она была существенно реконструирована. Ее тыльный панцирь и верхние ряды забутовки были разобраны. К сохранившимся рядам были присыпаны необработанные камни. Образовавшуюся отлогую насыпь покрыли слоем утрамбованной глины, на которую уложили сланцевые плиты. Таким образом, за квадровым панцирем образовалась терраса с ровной поверхностью. С тыльной стороны она была ограничена крепидой. Общая толщина оборонительного сооружения после этих изменений достигла 10 м. По предположению Е.В. Веймарна, возможной причиной появлению такого валганга (в фортификационной литературе этим термином обозначается насыпной вал за бруствером, предназначавшийся для усиления крепостной стены и установки за ней орудий) была необходимость установки крупных метательных орудий. Однако с этим трудно согласиться, так как участок древнего лицевого панциря возвышался над поверхностью валганга на 3,3 м, не позволяя вести прицельный огонь. Что касается возможности перекидной стрельбы с закрытой позиции, то даже в огнестрельной артиллерии она была освоена не ранее XIX в. Это, кстати, не позволяет называть кладку лицевого панциря бруствером. Ведь сам термин бруствер переводится как «погрудная защита». Бруствер предназначался для прикрытия воинов, стоявших на боевой площадке, от обстрела неприятеля. Однако он же должен был давать возможность для ведения ответного отня. Поэтому обычно высота бруствера была не более 1,5-1,7 м. Другое дело, что на нем могли устанавливаться более высокие мерлоны (зубцы), между которыми через промежутки (амбразуры) можно было защитникам и укрываться при интенсивном обстреле.

До сих пор следы мерлонов на Средней стене не обнаружены, хотя можно предположить их существование на раннем этапе жизни сооружения. Обычно эти архитектурные детали в крепостях сохраняются хуже других. Однако с уверенностью можно утверждать, что бруствер должен был существовать на всех этапах функционирования оборонительной стены.

По аналогии с крепостными сооружениями Мангупа, также реконструировавшимися в XIV-XV вв., можно предположить, что бруствером служил гребень панциря стены, а боевая площадка, с которой действовали защитники, представляла дощатый помост, установленный на столбах вдоль кладки панциря. В то же время на Мангупе известны примеры усиления оборонительной стены подсыпкой камня с тыльной стороны. Такая подсыпка была проведена в XV в. накануне турецкого нашествия. Это делалось с учетом распространявшегося в то время в Причерноморье огнестрельного оружия. Возможно, это было причиной усиления напольной оборонительной стены Кырк-ора. Можно предположить, что каменная насыпь в XV в. была выше сохранившегося уровня и, соответственно, бруствер был ниже. Об этом можно судить по нераскопанному участку южной куртины до ворот Орта-капу. Здесь каменный навал подходит под сохранившийся гребень стены. Пристройка жилых усадеб к тыльной ее части в XVII-XVIII вв. привела к тому, что у южной куртины валганг был разобран почти полностью, за исключением участка у ворот, а на северной - частично, близ оконечности стены. Это объясняет существование здесь камина, ниша которого врезана в панцирь стены, а также вымостки водостока на ней. Они принадлежали усадьбе XVI-XVII вв. Таким образом, поверхность террасы за стеной, открытая раскопками 1956-1959 гг., предназначалась не для военных целей, а для хозяйственно-бытовых нужд обитателей усадьбы, прилепившейся к оборонительному сооружению, утратившему к тому времени свое назначение. Создание же валганга можно отнести ко второй половине XV в., когда, как сообщает Эвлия Челеби, при первых ханах здесь «имело квартиры отборное войско».

В это же время перед воротами Орта-капу окончательно сформировался архитектурный ансамбль главной площади города. Его основными сооружениями стали мавзолей Джанике-ханым и мечеть, расположенная на стыке Кенасской и Средней улиц. Перед человеком, входившим в город через открытые ворота, прежде всего открывались величественное купольное здание мечети, и лишь подойдя к нему, можно было справа на пригорке увидеть кырк-орский «Тадж-махал» - дюрбе «великой государыни». Несомненно, что мечеть была гордостью мусульманской общины города, главным храмом Крымского ханства. Эвлия Челеби застал мечеть уже закрытой, так как татары-мусульмане к этому времени покинули крепость, оставив ее караимам. Над входом турецкий путешественник прочел и записал надпись-хронограмму, высеченную шрифтом джели: «Эту благословенную мечеть построил в 859 году (1455 г.) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи-Гирей-хан, сын Гияз-ад-дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием».

В 1928 г. руины мечети были раскопаны археологами. Одной из важнейших находок года стал фрагмент плиты с арабской надписью, прочитанной ученым-эпиграфистом О. Акчокраклы. Сохранившийся отрывок текста гласил: «Хаджи-Гирей, сын Гияз-ад-дина». Описание Эвлии Челеби исследователям тогда еще не было известно. Фрагмент надписи с датой 1346 г. (см. гл. II) считался доказательством того, что мечеть построена в это время, а Хаджи-Гирей предполагался строителем медресе при ней. Однако сейчас уже очевидно, что первый крымский хан всерьез занялся именно мечетью, придав ей соответствующее столичному городу великолепие. Реконструкция древнего здания была столь существенной, а лесть вельмож столь беспредельной, что в парадной надписи над входом в храм Хаджи-Гирей был назван ее строителем. Примеры такого рода «неточностей» в строительных надписях не редкость. Так, надпись над входом в мечеть Биюк-Хан-джами в Бахчисарайском дворце называет строителем ее Селямет-Гирея (1740 г.), хотя очевидно, что здание воздвигнуто ранее первой половины XVIII в.

Здание мечети - в плане четырехугольное (13,8×10,65 м по наружному обводу, 12,0×8,85 - по внутреннему). Толщина стен - 0,65 м. Кладка бутовая с использованием тесаного камня. Вход с западной стороны. Слева от входа находился минарет, от которого еще в 20-е гг. сохранялись следы винтовой лестницы и фрагмента балкончика - шафоре, а в южной степе - основание михраба, перекрывавшегося сталактитовым сводом. Внутренний объем здания делился на три части рядами колонн со сталактитовыми капителями.

О других сооружениях Старого города, относящихся к «столичному периоду», определенных сведений нет. Как уже отмечалось, высказывалось мнение, что рядом с мечетью находилось медресе (духовное мусульманское училище). О его строительстве в правление Хаджи-Гирея сообщает историк крымских ханов Халим-Гирей. Подтвердить или опровергнуть это могли бы раскопки примыкающих к мечети строений.

Можно предположить, что правители ханства должны были иметь в городе дворец. Косвенно на это указывают сведения письменных источников о Кырк-оре как месте постоянного пребывания первых ханов. Здесь выдано большинство ярлыков, оформлены многие дипломатические акты. Где могла находиться резиденция, сказать трудно. Указанием на ее местоположение могут служить устные предания о существовании «дворца» в районе Южных ворот (Кичик-капу). Здесь действительно густыми зарослями скрыты руины монументальных построек, возможно некогда составлявших комплекс обширной усадьбы. В упоминавшемся уже раскопе на территории Куллюка, заложенном близ «дворца», слой XV в. был самым мощным, и в нем среди разнообразных находок бытовой утвари встречались осколки изразцов. Такими глазурованными керамическими плитками выкладывались стены парадных помещений в богатых домах. Вот и все, что можно сказать о «дворце» первых Гиреев в Кырк-оре. Прочие развалины многочисленных строений принадлежат времени более позднему.

Разумеется, возникает вопрос, где размещались в городе упоминаемые в ярлыках три общины. Татары-мусульмане несомненно занимали Старый город. Нахождение здесь ханской резиденции и войска исключало возможность проживания иноверцев, но здесь могли находиться их храмы, которые, как правило, старались спрятать за оборонительными стенами. Так было и в Кафе. Иоганн Шильтбергер, описывая этот город в первой половине XV в., сообщает, что в нем «есть два рода евреев, которые имеют две синагоги в городе и четыре тысячи домов в предместье». Здесь подразумеваются общины, представляющие ортодоксальное раббинистское и караимское течение в иудаизме. Вполне вероятно, что такая же картина наблюдалась и в Кырк-оре, то есть перед крепостной стеной должно было раскинуться предместье, торгово-ремесленный посад - неотъемлемая часть каждого восточного средневекового города. Не случайно первые сведения в нарративных источниках об иудейской и армянской общинах появляются в середине XV в., то есть одновременно с формированием города. В XVI в., когда ханская ставка была перенесена в Бахчисарай и в Старом городе еще оставался татарский гарнизон, с напольной стороны предместья была возведена оборонительная стена, именуемая сейчас «Восточной».

Поселение в Кырк-оре не случайно стало полиэтничным. Татары нуждались в каменщиках, кузнецах, ювелирах, кожевниках, торговцах. Прекрасными строителями считались армяне. Армянские артели возводили храмы, мавзолеи, дворцы на всей территории Византии, сельджукских княжеств, работали они в Северном Причерноморье. Мавзолей Джанике-ханым и мечеть имеют хорошо выраженные черты сельджукской архитектуры, носителями традиций которой многие исследователи считают зодчих-армян. Что касается иудеев, то в средневековых городах Европы и Азии их общины занимались исключительно ремеслами и торговлей. Именно таковой описывают позднесредневековые источники караимскую общину Чуфут-кале.

С XV в. источники не упоминают об аланах-христианах, но, очевидно, они по-прежнему жили в окрестных долинах, занимаясь земледелием и скотоводством. Их религиозным центром стал Успенский монастырь, да и не только их, а всех христиан. В условиях господства ислама в Крымском ханстве этнические различия в среде православного населения стирались, уступая место этно-культурной общности, известной как крымские греки.

Примечания

*. В дальнейшем - г. х.

**. Дешт, Дешт-и-Кипчак - так называли мусульманские авторы Золотую Орду.

***. Паломничество в Мекку.

****. Главный источник - «Летопись Рашид-ад-Дина»27.

1. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов... - С. 112.

2. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1960. - С. 193-194.

3. Тизенгаузен В.Г. Материалы... - С. 532.

4. Там же. - С. 194.

5. Там же. - С. 442.

6. Там же. - С. 454.

7. Тизенгаузен В.Г. Материалы... - Т. 1. - С. 457.

8. Там же. - С. 553.

9. Карамзин Н.Л. История государства Российского. - Спб., 1897. - Т. 5. - С. 53.; Сафаргалиев М.Г. Распад... - С. 151.

10. Сафаргалиев М.Г. Распад... - С. 193.

11. Малицкий Н.В. Заметки по эпиграфике Мангупа // ИГАИМК. - 1933. - Вып. 71. - С. 11-14.

12. Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. - Киев, 1899.

13. Ромм Ж. Путешествие в Крым в 1786 г. - Л., - 1941. - С. 70.

14. Колли Л.П. Хаджи-Гирей и его политика // ИТУАК. - 1913. - № 50. - С. 135.

15. Соловьев С.М. Сочинения. - М.: Мысль, 1989. - Кн. IV. - Т. 5. - С. 84.

16. Маркевич А.И. Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский в Крыму // ИТУАК. - 1902. - № 34. - С. 32.

Крымские Гирей-ханы , правители Крымского ханства, образовавшегося в 1449 г. в ходе распада Золотой Орды. С конца XIII в. Крым был местом змних кочевок монголо-татарской знати. На рубеже XIII-XIV вв. дажен было образовано особое наместничество. После междоусобной борьбы в 1433 г. в Крыму с помощью феодальной знати утвердился Даулат-Бирди-Гирей (Хаджжи-Гирей) и создал независимое от золотоордынских ханов Крымское ханство. При хане Менгли-Гирей в Крым в 1475 г. вторглись турецкие войска, что вынудило крымского хана признать себя вассалом Османской Турции. В XVI-XVII вв. крымские татары нападали на русские, украинские и польские земли; торговля пленными стала наиболее выгодной статьей доходов государства. В 1507 и 1571 гг. крымские ханы совершали успешные для них походы на Москву. Для защиты южных рубежей от набегов русское правительство создало систему пограничных укрепленных линий. В ходе русско-турецких войн крымские ханы выступали прочным союзником Османской империи. Лишь по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Крымское ханство было объявлено независимым государством под протекторатом России, а в 1783 г., в годы правления императрицы Екатерины II Великой (1762-1796), окончательно присоединено к Российской империи.

Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению — хиджре (в скобках)

«Крымские Гирей-ханы, потомки Джочи. 1449-1792 (853-1208). Крым и Южная Украина

1. Крымские ханы. начало XV в. (начало IX в.) Даулат-Бирди-Гирей (Керей) б. Таш-Темюр; после 1427 (830) — Хаджжи-Гирей б. Гийас ад-Дин б. Таш-Темюр — правили Крымом под сюзеренитетом ханов Золотой Орды

1449-1456 (853-860) Хаджжи-Гирей I б. Гийас ад-Дин б. Таш-Темюр, независимый правитель

1456-1456 (860) Хайдар-Гирей б. Хаджжи I

1456-1466 (860-870) Хаджжи-Гирей I (вторично)

1466-1467 (870-871) Нур-Даулат-Гирей б. Хаджжи I

1467-1474 (871-879) Менгли-Гирей б. Хаджжи I

1474-1475 (879-880) Нур-Даулат (вторично)

1475-1476 (880-881) Менгли-Гирей (вторично)

1476-1478 (881-883) Нур-Даулат-Гирей (третье правление)

1478-1514 (883-920) Менгли-Гирей (третье правление)

1514-1523 (920-931) Мухамад-Гирей I б. Менгли

1523-1524 (931-932) Гази-Гирей I б. Мухаммад I

1524-1532 (932-939) Са’адат-Гирей I б. Менгли

1532-1532 (939) Ислам-Гирей I б. Мухаммад I

1532-1551 (939-958) Сахиб-Гирей I б. Менгли

1551-1577 (958-985) Даулат-Гирей I б. Мубарак б. Менгли

1577-1584 (985-992) Мухаммад-Гирей II б. Даулат I

1584-1588 (992-998) Ислам-Гирей II б. Даулат I

1588-1596 (998-1005) Гази-Гирей II б. Даулат I

1596-1596 (1005-1006) Фатх-Гирей I б. Даулат I

1596-1608 (1006-1016) Гази-Гирей II (вторично)

1608-1610 (1017-1019) Саламат-Гирей I б. Даулат I

1610-1610 (1019) Мухаммад-Гирей III б. Са’адат б. Мухаммад II

1610-1623 (1019-1032) Джанибег-Гирей б. Мубарак б. Даулат I

1623-1624 (1032-1033) Мухаммад-Гирей III (вторично)

1624-1624 (1033) Джанибег-Гирей (вторично)

1624-1627 (1033-1036) Мухаммад-Гирей III (третье правление)

1627-1635 (1036-1044) Джанибег-Гирей (третье правление)

1635-1637 (1044-1046) ’Инайат-Гирей б. Гази II

1637-1641 (1046-1051) Бахадур-Гирей I б. Саламат I

1641-1644 (1051-1054) Мухаммад-Гирей IV б. Саламат I, Софу

1644-1654 (1054-1064) Ислам-Гирей III б. Саламат I

1654-1666 (1064-1076) Мухаммад-Гирей IV (вторично)

1666-1671 (1076-1082) ’Адил-Гирей б. Даулат б. Фатх I

1671-1678 (1082-1089) Салим-Гирей I б. Бахадур

1678-1683 (1089-1094) Мурад-Гирей б. Мубарак б. Саламат I

1683-1684 (1094-1095) Хаджжи-Гирей II б. Кирим б. Саламат I

1684-1691 (1095-1103) Салим-Гирей I (вторично)

1691-1691 (1103) Са’адат-Гирей II б. Кирим б. Саламат I

1691-1692 (1103-1104) Сафа’-Гирей б. Сафа’ б. Саламат I

1692-1699 (1104-1110) Салим-Гирей I (третье правление)

1699-1702 (1110-1114) Даулат-Гирей II б. Салим I

1702-1704 (1114-1116) Салим-Гирей I (четвертое правление)

1704-1707 (1116-1119) Гази-Гирей III б. Салим I

1707-1708 (1119-1120 Каплан-Гирей I б. Салим I

1708-1713 (1120-1125) Даулат-Гирей II (вторично)

1713-1716 (1125-1128) Каплан-Гирей I (вторично)

1716-1717 (1128-1129 Даулат-Гирей III б. ’Адил б. Саламат I

1717-1724 (1129-1137) Са’адат-Гирей III б. Салим I

1724-1730 (1137-1143) Менгли-Гирей II б. Салим I

1730-1736 (1143-1149) Каплан-Кирей I (третье правление)

1736-1737 (1149-1150) Фатх-Гирей II б. Даулат II

1737-1740 (1150-1152) Менгли-Гирей II (вторично)

1740-1743 (1152-1156) Саламат-Гирей II б. Салим I

1743-1748 (1156-1161) Салим-Гирей II б. Каплан I

1748-1756 (1161-1169) Арслан-Гирей б. Даулат II

1756-1758 (1169-1172) Халим-Гирей б. Са’адат III

1758-1764 (1172-1178) Кирим-Гирей б. Даулат II

1764-1767 (1178-1180) Салим-Гирей III б. Фатх II

1767-1767 (1180-1181) Арслан-Гирей (вторично)

1767-1768 (1181-1182) Максуд-Гирей б. Саламат II

1768-1769 (1182) Кирим-Гирей (вторично)

1769-1769 (1182-1183) Даулат-Гирей IV б. Арслан

1769-1770 (1183-1184) Каплан-Гирей II б. Салим II

1770-1771 (1184-1185) Салим-Гирей III (вторично)

1771-1772 (1185-1186) Максуд-Гирей (вторично)

1772-1775 (1186-1189) Сахиб-Гирей II б. Салим III

1775-1777 (1189-1191) Даулат-Гирей IV (вторично)

1777-1782 (1191-1196) Шахин-Гирей б. Ахмад б. Даулат II

1782-1783 (1196-1197) Бахадур II-Гирей б. Ахмад б. Даулат II

1783 (1197) присоединение Крыма к Российской империи

1783-1787 (1197-1201) Шахин-Гирей (вторично), в качестве вассала России

2. Ханы буджакских или бессарабских татар, ставленники османов

1787-1789 (1201-1203) Шахбаз-Гирей б. Арслан

1789-1792 (1203-1206) Бахт-Гирей»

// Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 209-211; Bosworth C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 255-256.

«С. Дом Тука-Тимура: удел — Великая Болгария, впоследствии Крым и Каффа; иногда ханы Золотой Орды; наконец, ханы казанские, касимовские и крымские

Тука-Тимур был младшим[i] сыном Джучи и принадлежал к левому крылу Золотой Орды, во главе которого стоял Орда; собственные кочевья Тука-Тимура, вероятно, находились по верхнему течению Волги и заключали в себе по крайней мере часть Великой Болгарии. Мы не знаем почти ничего о судьбах этой ветви на ее первоначальной родине. Менгу-Тимур, из дома Батыя, отдал Уренг-Тимуру, сыну Тука-Тимура, Крым и Каффу; таким образом, владения этого дома на севере и на юге граничили с ханством Батыя, и скоро потомки Тука-Тимура начали принимать участие в спорах за престолонаследие. Как мы видели, из ханов первого смутного периода к потомству Тука-Тимура, вероятно, принадлежали трое, из ханов второго периода — один. Но главное значение эта ветвь получает в период упадка Золотой Орды после нашествий Тимура. Один из представителей этой ветви, Улуг-Мухаммед, сделав попытку овладеть престолом после смерти Борака, в 1438 г. удалился в свое родовое владение, в Великую Болгарию, и там восстановил ханство своих предков, которое с тех пор стало называться казанским. Не затмеваемое более великим южным ханством, оно сделалось самостоятельной политической силой, с которой приходилось считаться возраставшему могуществу России. Но со смертью Мухаммед-Эмина в 1519 г. пресеклось мусульманское потомство основателя Казани, и правоверных ханов приходилось приглашать из Касимова, Крыма, Астрахани и других мест, под верховным контролем России, которая в 1552 г. положила конец существованию ханства и отправила в Казань русского наместника.

Когда Улуг-Мухаммед в 1446 г. был убит своим сыном Махмудеком, два других сына его бежали в Россию; один из них, Касим, прослужив некоторое время в московском войске, получил в награду Городец на Оке с его округом, составлявшим часть Рязанского княжества. Он дал городу свое имя. Династией касимовских ханов русское правительство пользовалось в качестве орудия против их более могущественных казанских соседей; ей позволили дать Казани нескольких ханов после пресечения прямого мусульманского потомства Улуг-Мухаммеда. Фактической самостоятельностью это ханство никогда не пользовалось; оно было поглощено Россией в 1678 г.

Самым значительным из трех ханств, находившихся под властью дома Тука-Тимура, было крымское. У Улуг-Мухаммеда был брат Таш-Тимур, некогда бывший полководцем Тохтамыша; он был фактическим основателем могущественной династии крымских ханов, хотя первым ханом обыкновенно считают его сына Хаджи-Гирея. Вопрос о Крыме составлял существенную часть восточного вопроса; в качестве передового поста Турции или в качестве союзника России крымская династия представляла силу, с которой приходилось считаться обеим сторонам. Наконец, Россия и Турция пришли к соглашению относительно неудобства таких беспокойных соседей, и договором 1783 г. крымское ханство было уничтожено. Прямой потомок этих могущественных ханов, некто Султан-Крым-Гирей Катты-Гирей, поселился в Эдинбурге и женился на шотландской даме»

// Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и доп. В. В. Бартольда. М., «Восточная литература», «Муравей», 2004. С. 167-168.

[i] По Рашид-ад-дину, предпоследним (из четырнадцати). — Переводчик.

Ср. выше, с. 159.

(1) Происхождение Хаджи-Гирея сомнительно. — Переводчик.

The Athenaeum. A Journal of politics, literatures, science and the arts. L, 1871, № 2762.