Когда ребенка ставить на лыжи. С какого возраста начинать учить детей горным лыжам









Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау.

С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь: сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы.

Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера.

Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам.

Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них «вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www..ski.ru. Используйте лыжи современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму.

Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью). Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет: перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным. Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума.

Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально.

Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить (но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает.

Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на пологих ребёнок рулил самостоятельно.
И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.
Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю, что пятилетнего киндера вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу.

Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал.

И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.
Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр.

Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка, а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых.

Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется, повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах.

Отзывы и комментарии

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Большое спасибо за статью! Я в этом году буду проходить через это с сыном и уже начал изучать всякие материалы на эту тему. Мне очень понравилась Ваша идея одеть ребенка в лыжные ботинки, надеть лыжи, и поиграть в лыжи дома на полу чтобы подготовить ребенка. Также, Ваши замечания про детскую психологию очень полезны. Я думаю что я начну с того что сдам ребенка в детскую школу при горе где дети ездят в специальном детском лягушатнике на транспортере вверх и потом по почти плоскому склону вниз под налюдением инструкторов. Через пару таких занятий начнем кататься сами и будем использовать поводки как Вы советуете.

Большое спасибо за статью.

Несколько вопросов: насколько я себе представляю, поводки обычно состоят из двух лямок метров по пять длиной которые крепятся к бокам жилетки которая одевается на малыша. Говорят этими лямками, потягивая или левую или правую, можно управлять поворотами малыша. Вы не пробовали? Насколько это эффективно?

Другой вопрос - эти поводки часто продаются вместе с приспособлением которое скрепляет вместе носки лыж чтобы они не разъезжались. Вы не пробовали, насколько оно полезно и насколько долго имеет смысл его использовать?

Посадка с ребенком на кресельный подъемник вроде бы понятна, а вот сойти с подъемника может быть труднее так как там обычно бывает небольшая горка и малыш может испугаться или растеряться. Какие у Вас были наблюдения по этому поводу? Что Вы делаете чтобы избежать неожиданностей?

"Двух веревочные" поводки не пробовал. Возможно они и дадут эффект, т.е. ребенок будет быстрее прогрессировать. Но я считаю так, что на покупку спец поводков вы потратите 3-4 часа личного времени... может лучше это время поковыряться с ребенком на горе? :)

Проблема наезда лыжи на лыжу есть, но потребности в специальном устройстве для детей я не вижу. Посмотрите внимательно самое начало фильма про Волен (ссылка вверху статьи), там Алевтине 2, 5 годика, лыжики стоят параллельно и даже тенденции нет разъезжаться или наезжать друг на друга. Скреплять мыски ИМХО полезнее для начинающих взрослых.

Слезать с кресла с ребенком проще простого, там все естественно получается. Взял ребенка в охапку и скатился кубарем с горочки:). С малышом, который пугается таких маленьких горочек лучше на кресло не садиться, значит, ему еще рано лезть в горы. Тренируйте его внизу.

Кстати, оригинал статьи на моем сайте уже год висит, там фоток побольше, а тут была статейка 15-летней давности... надо было бы ее для истории оставить. Прикольно сравнить как развивается методология обучения в моем представлении:)

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Выбор склона соответствующего способностям и умениям ученика (ребёнка, взрослого - неважно) одна из основных задач инструктора. Вместо того чтобы отпускать его "до падения" выберите склон с контруклоном.

Приспособления для какой-либо фиксации лыж заменяют игры. Так же как и попытки вдолбить дитю отличие "право-лево" прекрасно замещаются цветными ленточками на ногах.

Чем "дальше в лес" тем веселее - дети любят скорость. И, как правильно замечено - не очень стремятся поворачивать. Траектория движения ребёнка по склону довольно близка к линии падения. Об этом нельзя забывать когда вы идёте друг за другом.

З.Ы. написано на личном опыте, а также по оставшимся в голове следам инструкторских курсов в австрии.

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий.

Это основа обучения.

Но родителям часто хочется кататься вместе с ребенком, показать всякие интересные и красивые места. Тут и приходят на помощь всякие страховки. В таком случае можно говорить не об обучении, а просто о катании с ребенком, типа экскурсии. Приблизительно, как альпинисты в связке идут в гору. Если это разовые спуски, то ничего плохого здесь нет.

Я согласен со Ski_Baby: единственный склон с которого невозможно далеко уехать - это склон в лягушатнике. Конечно хорошо отдавать малыша на попечение инструкторов в лягушатнике, но это кусается с финансовой стороны да и хочется самому попыть с ребенком на снегу а не только смотреть на него со стороны. А как только начнешь ездить с ребенком сам за пределами загона для малышей- пусть это будет даже самый пологий зеленый склон - все равно склон длинный и возможность уехать не туда потенциально существует. И разогнаться тоже можно если ехать по зеленому склону по прямой. Так что лучше держать ребенка на поводке чем пытаться ловить за шкирятник в процессе движения

Меня интересует еще один вопрос - обычная система обучения включает обучение плугом а потом отучивание от плуга и переучивание на параллельное ведение лыж. Я знаю что взрослые нередко осваивают плуг за два дня и потом затрачивают несколько лет чтобы полностью от него отучиться. Так что плуг выглядит как очень вредная привычка. Существуют системы обучения сразу параллельному катанию, нампример PMTS direct parallel. Я вот только не знаю насколько эта система применима для детей - может быть им слишком сложно следовать последовательности упражнений требующихся в этой системе. Было бы очень интересно узнать пробовал ли кто нибудь обойти плуг и научить ребенка сразу кататься в параллельной стойке? И если учить ребенка через плуг, сколько времени занимает его потом переучить на параллельный поворот?

Кстати, я посмотрел видео на которых дана ссылка в статье, и был впечатлен тем как красиво, интересно, и качественно они сделаны! Смотрели вместе с малышом, после чего он опять побежал одел шлем, лыжи, и мы стали снова практиковаться на ковре

У меня сын с двух лет, без плуга. Еще куча детей из нашего клуба, 10-12 лет, без плуга начинали.

Если есть возможность не туда уехать, то это пока еще не его склон.

Стандартная австрийская система: прямая->плуг->карв. Между этими этапами нет чёткой границы, переход осуществляется постепенным добавлением элементов следующей ступени к предыдущей. Т.е. нет "переучивания". Есть чёткий план работы с начинающими с кучей упражнений. Тот же плуг, правильно выполненный, очень динамичная (и с непривычки довольно непростая для правильной демонстрации) вещь. Кстати, из двухнедельного курса примерно 50% времени ушло на отработку этого самого плуга, несмотря на то что в группе были весьма неплохие лыжники и спортсмены.

С детьми с одной стороны проще - они плуг, пусть даже и частично, используют очень долго. Нам показывали раскадровки с соревнований 10-12 летних детей и тыкали пальцем в элементы плуга в слаломе. И анатомия у детей совсем не наша, и мир видят они из другой перспективы.

Поэтому не надо избегать плуг, ему нужно правильно учить!

В любом случае, плуг ли, карв, неважно - это работа корпусом не меньше чем ногами, и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее.

И... игры, игры, игры. К сожалению у нас был всего 1 день посвящённый занятиям с детьми. Да, конечно, возможности школы по части разноообразия неисчерпаемы, но и простыми способами можно "продвигать" чадо к правильному катанию. Одна из любимых игр моего старшего это "сорвать с дерева банан (при перекантовке тянемся вперёд и вверх) и запихать его в ботинок не врезавшись в дерево (завершаем перекантовку, наклоняем корпус вниз по линии падения склона). Объяснять это обычными словами... Ну лично у меня нервов не хватает:)

vitos,

В школах для этой цели строят канавы, бугры и прочие штуки которые просто и незатейливо загоняют ребёнка в змейку. Ну есть ещё масса способов заставить детей переносить вес на одну лыжу. Вне школы эти возможности разумеется ограничены.

Я со своим поступил следующим образом:

2 ленточки разного цвета повязаны на коленки. Он у меня прётся от мультика "Тачки" соответственно ленточки были:красная (МакКуин) и зелёная (Чико). Ну и в кармане на всякий случай ещё синяя (Кинг) и жёлтая (Мэтр). Начинаем движение по прямой. Далее следует "Кажется МакКуин отстаёт, давай-ка поможем ему!" при этом давим обеими руками на колено с красной ленточкой. Потом то же самое с другой ногой. Что происходит с траекторией движения при попытке достать и надавить обеими (именно обеими) руками на колено, думаю, объяснять не надо:)

Советы насчёт спец.площадок и лягушатников замечательны, но в реальности не осуществимы. Потому что у нас ни на какой учебный склон ребёнка с родителем без инструктора курорта не пустят.

А вожжи (именно двойные возжи, а не поводок) позволяют контролировать скорость, направление движения, и в какой то мере (вместе с игровыми моментами) стойку ребёнка. И, кстати, позволяет сразу поставить поворот без плуга.

Австрийская система хороша при наличии австрийской инфраструктуры - приехал в горы, ребёнка на неделю в горнолыжные ясли, на выходе получил партнёра по катанию. ;-)

У нас, к сожалению, хороших детских инструкторов можно пересчитать по пальцам, с трёхлетками, по моему, вообще никто не работает, ценник негуманный, организация отсутствует.

А предлагаемая методика позволяет работать с ребёнком в наших реальных условиях. Можно добавить всяких игровых моментов (как добиться вертикальной работы ногами, правильного положения рук, поворотов), но как база - очень хорошо.

Спасибо большое за статью!

Я с семьей живу в Японии и ставлю в этом году на лыжи дочку 3,5 года. У нас горнолыжные курорты в 2х часах езды от дома, поэтому можно себе позволить ездить в радиалки хоть каждые выходные. Школы здесь в изобилии, но все, естественно, на японском или на плохом английском - и то, и другое не выход. Дочка очень ждала поездки в горы из-за снега - там, где мы живем, он выпадает один-два раза за зиму. Поэтому и лыж ожидала с нетерпением, а особенно поездки наверх на подъемнике. Я сама сшила по образцу вожжи и жилетку из ремней, купили оборудование, шлем. Подъем пошел на ура, первый спуск из-за ощущения скорости тоже с энтузиазмом, а потом как раз пошло нытье, что лыжи разъезжаются, ногам в ботинках больно и в таком духе. И оказалось, что я как мама и нструктор в одном лице плоховато подкована теоретической базой, как в какой последовательности учить. Вроде, все ясно, а у самой уверенности в правильности того, что делаешь с ребенком на горе нет. А теперь будет! С завтрашнего дня будем бороздить ковер:) У нас итак дочка с характером, поэтому многое приходится делать через игру. Но на обучение лыжам, то ли от собственной собранности на горе, чтобы не упасть с ребенком, ее не упустить, я эту практику не перенесла. Спасибо еще раз !

Беговые лыжи – одно из самых замечательных приспособлений для укрепления здоровья и детей, и взрослых. Этот спорт по силам каждому и не требует каких-то особенных условий. Чем же полезны лыжи для детей?

Во-первых, катание на лыжах закаляет организм и укрепляет иммунитет. Это поможет малышу легче справляться с простудами. Во-вторых, лыжи укрепляют сердечно-сосудистую систему. У ребенка тренируется сердечная мышца, улучшается кровообращение, что особенно актуально для деток с низким уровнем гемоглобина. В-третьих, у маленького лыжника укрепляется дыхательная система: лыжные прогулки обеспечивают хорошую вентиляцию легких. И, конечно, активное движение на свежем воздухе – это возможность выплеснуть энергию. Потом и спаться будет лучше, и аппетит уж точно не подведет. А еще лыжи – это прекрасный семейный досуг.

Когда ставить ребенка на лыжи?

Если вашему малышу уже исполнилось 4 года, можно смело знакомить его с беговыми лыжами. Раньше этого возраста ортопеды не рекомендуют ставить ребенка на лыжи, поскольку его связки еще недостаточно окрепли. Хотя встречается немало мам и пап, которые успешно обучают скользить на лыжах своих двух-трехлетних ребятишек. Так что можно попробовать и раньше. Только помните: те упражнения, которые подросший ребенок научится выполнять очень быстро, для трехлетнего карапуза могут быть довольно сложными. И вам нужно будет затратить гораздо больше времени и сил на его обучение.

Будьте готовы к тому, что первое время малыш будет без конца просить вас то снять лыжи, то снова надеть. Это вполне нормально, потому что дети не способны долгое время заниматься одним и тем же делом. Но постепенно, по мере освоения техники катания, ребенок войдет во вкус и будет без перерыва кататься 20–30 минут. Вот тогда можно будет брать его в настоящий лыжный поход.

Ребенок на лыжах: экипируемся правильно

Для начала совершенно не обязательно покупать малышу супердорогие лыжи с ботинками. Ведь неизвестно, станут ли для малыша лыжи любимой зимней забавой. К тому же ребятишки имеют обыкновение быстро расти. И к следующей зиме, вероятно, малышу будут малы и ботинки, и лыжи. Отдавайте предпочтение недорогим пластиковым моделям с полужесткими креплениями. Пусть ребенок катается в своей обычной зимней обуви. Главное, чтобы она была теплая, не громоздкая и удобная. А вот когда малыш чуть подрастет и научится уверенно скользить, можно будет задуматься о хороших лыжах с ботинками.

Длина лыж для детей подбирается исходя из роста будущего лыжника. Она должна быть немного больше роста ребенка (примерно на 10 см). Если же рост уже достиг 120 см, можно использовать «взрослое» правило: длина лыжи равна расстоянию от пола до ладошки поднятой вверх руки. А палки, наоборот, нужны меньше роста примерно на 10 см. Палки должны быть легкими, иметь петли для рук и кольца упора внизу. Впрочем, для первых тренировок палки вам особо не понадобятся. Они только мешают ребенку и путаются между лыж.

Для первых тренировок важна подходящая погода. Оптимальная температура для катания на лыжах от –1 до –10 °С. Если показатели термометра будут ниже, малыш быстро замерзнет, если выше нуля – мокрый снег станет налипать на лыжи, и они будут плохо скользить. Для первого знакомства ребенка с лыжами найдите недалеко от дома ровную площадку, защищенную от ветра.

Ребенок на лыжах: первая тренировка

Пусть малыш впервые наденет лыжи дома, постоит в них, попробует поднимать поочередно ноги, чуть-чуть потопает вперед и назад. Это поможет ему привыкнуть к весу и габаритам лыж.

А потом отправляемся с ребенком и лыжами на улицу. Первые упражнения направлены на то, чтобы помочь начинающему спортсмену освоиться с лыжами. Не забывайте облекать их в игровую форму.

Прыг-скок. Пусть малыш попробует приседать, стоя на двух лыжах. Потом предложите ему показать, как бы прыгал зайчик-лыжник. Прыгать можно на месте с ноги на ногу, а потом на двух лыжах одновременно.

Аист. Ребенок поднимает согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально. Затем ставит ее на землю и точно так же поднимает другую. Это упражнение полезно для тренировки равновесия. Первое время придерживайте малыша, чтобы он не упал.

Рисуем забор. Учим малыша двигаться на лыжах боком. Скажите примерно так: «Сейчас мы будем с тобой рисовать на снегу забор. Только дощечки в заборе должны быть ровными-ровными!» Важно, чтобы двигаясь в сторону приставным шагом, ребенок не скрещивал лыжи, а ставил их строго параллельно. Тогда и «забор» выйдет ровным. Это очень важное упражнение, приучающее будущего лыжника держать лыжи параллельно.

Солнышко. Это упражнение учит ребенка поворачиваться на лыжах. Предложите малышу нарисовать на снегу солнышко (снежинку). «Рисуем» его с помощью лыж, переступая на месте небольшими шажками, веером, и потихоньку поворачиваясь в нужную сторону. При этом пятки остаются на месте, а лыжи постепенно описывают полный круг (при повороте на 360°). В результате на снегу, там, где топтался малыш, должен получиться рисунок, похожий на солнышко с лучиками или на снежинку. Затем рисуем снежинку или солнышко, переступая пятками, а носки оставляем на месте.

Лесенка. Для того чтобы освоить шаг «лесенкой», вам понадобится небольшая пологая горка. Малыш стоит к склону боком и поднимается вверх, как бы по ступенькам, приставным шагом, ставя лыжу бочком. Упражнение помогает почувствовать крутизну склона и учит ставить лыжи аккуратнее. Умение подниматься на горку – важный навык. Ведь лыжня не всегда проходит по идеально ровной местности.

Ребенок на лыжах: учимся скользить

В привычных движениях ребенка при ходьбе и беге нет скользящего шага. Поэтому поначалу малышу может быть трудно понять, как же правильно скользить. Нужно научиться сперва не скользить, а ходить на лыжах, ставя их параллельно и удерживая равновесие. Пусть сначала кроха ходит по протоптанной лыжне точно так же, как он ходил бы без лыж. Палки не нужны, просто первое время придерживайте ребенка за руку. Полезно топать и по неглубокой целине: предложите малышу протоптать в снегу свою собственную лыжню. А потом пробуем ходить зигзагом, обходя препятствия: кусты, деревья, пеньки, скамейки и т. п. Когда малыш на лыжах научится ходить уверенно, не теряя равновесия и не скрещивая лыжи, можно переключаться на освоение скользящего шага.

Лучше всего учиться скользить по хорошо накатанной лыжне, которая идет чуть под уклон. Вам пригодится буксир – палочка длиной около 30 см с привязанной к ней посередине прочной длинной веревкой. Малыш берется руками за палочку-буксир, чуть сгибает ноги в коленях и немного наклоняется вперед. А мама или папа везут его по прямой, то ускоряясь, то замедляясь. Можно и с поворотами. А потом найдите небольшую горочку, и пусть малыш попробует с нее скатиться. Когда он ощутит, что такое скольжение, ему будет проще понять, как же это делать самому.

Дальше учим ребенка скользить не только на двух лыжах сразу, а и на каждой в отдельности. Пусть малыш просто идет по лыжне, попеременно двигая лыжи, но при этом не отрывает их от снега. Специалисты рекомендуют положить перед ребенком небольшие мячики (например, теннисные), и пусть он старается толкать их носками лыж. Впрочем, можно использовать и другие подручные предметы: небольшие пластиковые бутылки, шишки, снежки. При этом лыжи не должны отрываться от лыжни.

Первое время при скольжении на лыжах малышу бывает сложно удерживать равновесие: он то слишком наклоняется вперед, то заваливается назад. Подбодрите ребенка, скажите, что так бывает у всех и он обязательно научится. А первое время можно придерживать его за руку.

Когда малыш освоится со скольжением и у него будет получаться, предложите ему несколько упражнений, которые позволят дополнительно попрактиковаться в скольжении. Пусть попробует:

  • разбежаться и скользить на одной лыже до полной остановки;
  • скользить на одной лыже, отталкиваясь другой;
  • скользить, заложив руки за спину.

Когда малыш научится скользить без палок, можно учиться кататься с палками. Немного тренировки, и ребенок 4–6 лет будет способен самостоятельно проходить на лыжах полкилометра. Постепенно доведите это расстояние до 1,5–2 км.

И вот уже ваш малыш готов отправиться с мамой и папой на настоящую лыжную прогулку в парк или лес. Конечно, пока не слишком длительную. Но ведь долгое путешествие начинается с первого шага, не так ли?

  • Хорошо, если вам удастся привлечь на ваши тренировки и других ребятишек. Детвора всегда охотнее занимается в компании: и веселее, и соревновательный элемент присутствует. Для первых занятий вполне достаточно 15–20 минут.
  • Когда ребенок станет постарше и если его интерес к беговым лыжам не ослабнет, можно отдать его в спортивную секцию, к профессиональному тренеру.
  • Все лыжные обучающие упражнения необходимо превращать в веселую игру. Иначе кроха быстро потеряет к обучению интерес.
  • Не «грузите» малыша всем и сразу. Если он поначалу просто с удовольствием топает на лыжах – пусть себе топает, осваивается с новой игрушкой и непривычными ощущениями, а все упражнения будем вводить ненавязчиво и постепенно.

Стараясь сделать все возможное, чтобы ребенок рос здоровым, родители пытаются воспитать у него любовь к спорту. Нередко выбор падает на лыжное катание. Но тут возникает ряд вопросов. Когда ребенка ставить на лыжи? Какой возраст самый подходящий?

С какого возраста можно учить ребенка кататься на лыжах?

Мнения специалистов в этом вопросе расходятся. Ортопеды, например, считают, что до достижения четырехлетнего возраста детям не стоит заниматься данным видом спорта. В раннем возрасте происходит активное формирование скелета и костной системы. Поэтому серьезные занятия стоит немного отложить.

Тренеры, в свою очередь, набирают в секцию малышей с двух лет, считая это самым подходящим возрастом.

Если вы не планируете делать из своего ребенка чемпиона мира, стоит придерживаться золотой середины и начинать занятия с возраста трех-четырех лет.

Выбираем лыжи

Не покупайте лыжи «с запасом». Конечно, дети растут быстро, но такая покупка будет нецелесообразной. Для пробных уроков лучше использовать лыжи длиной до 70 см, которые можно взять напрокат. Так ребенку будет проще осваивать новую науку.

Если малышу вид спорта пришелся по душе, стоит приобрести новые лыжи с учетом некоторых требований.

  • Лыжи должны соответствовать максимально допустимая длина - на 5 см. выше.
  • Если рост малыша достигает 120 см, покупать лыжи необходимо по «взрослым» правилам. То есть длина должна соответствовать расстоянию от пола и до ладошки руки, поднятой вверх.
  • Лыжная палка должна быть такой длины, чтобы достигала подмышек ребенка.
  • До 5 лет не понадобится, лучше использовать буксир.

Научить детей кататься на лыжах будет проще, если выполнить эти рекомендации.

Одеваемся на лыжную прогулку правильно

Для этого - не самый подходящий вариант, в нем будет жарко, да и просто не очень удобно. Поэтому стоит приобрести с начесом. Под него можно надеть теплый свитер, а на голову - вязаную шапочку.

Обувь так же должна быть удобной, лучше всего подойдут ботиночки с тупым носком. Крепиться обувь должна хорошо обтягивающим ремешком.

Как научить детей кататься на лыжах

Для начала необходимо освоить скольжение. Для этого нужно принять стойку лыжника: ноги надо немного согнуть и наклониться вперед. Далее делается легкое движение одной ногой, тяжесть тела переносится на нее. После этого повторяем то же самое второй ногой. Длительность скольжения зависит от силы толчка.

Научившись делать такие движения, можно продолжить с использованием палок.

Поворот и подъемы

Как научить детей кататься на лыжах и делать повороты? Для этого подходит способ переступания. Чтобы повернуть вправо, нужно переступать правой ногой без отрыва конца лыжи от снега. Точно так же переставляется левая лыжа. При правильном чередовании на снегу должны остаться следы, напоминающие расходящиеся лучи.

Для подъема можно использовать несколько способов.

  • «Полуелочка». Такой прием пригодится для подъема на склон средней крутизны. Одна лыжа ставится всей плоскостью, а вторая ребром.
  • «Лесенка». Нужно встать левым боком к горке. Лыжи располагаются параллельно. Первый шаг делается левой ногой, второй правой. При помощи палок легко подняться на крутой склон.
  • Для пологого склона нужно использовать ступающие шаги , прихлопывая лыжами по снегу.

Если вы не знаете, как научить детей кататься на лыжах, чтобы процедура прошла без травм и разочарований, обратитесь к инструктору. Он обучит основным приемам и поможет избежать ошибок.

Спуск и торможение

Спуск - это самый захватывающий момент в катании на лыжах. Но выполнять его следует правильно. Нужно принять стойку лыжника, хорошо оттолкнуться и спускаться, выполняя пружинистые движения ногами. При спуске с крутой горки ноги должны находиться в максимально согнутом положении.

Прежде чем взбираться на склон, нужно научиться тормозить. При скольжении одной из лыж перенесите на нее тяжесть тела. В это время носок второй лыжи немного направьте в сторону первой, упираясь на внутреннее ребро.

В принципе, это все основные ответы на вопрос о том, Самое главное - проявите максимум выдержки. Не ругайте малыша, если что-то не получается. Но в то же время важно приучить его к дисциплине на лыжах. В противном случае баловство может закончиться падением и даже травмой.

Обучение детей ходьбе на лыжах лучше проводить в малолюдном месте. Это позволит не только избежать столкновений, но и сосредоточиться на занятии.

Научив ребенка кататься, вы сможете всей семьей отправляться на лыжные прогулки. Это великолепный досуг, который не только полезен для здоровья, но и поможет сделать отношения в семье теплыми и дружескими. Поверьте, ребенок оценит такой отдых по достоинству и еще долго будет рассказывать друзьям, как он съезжал с самой крутой горки.

Наверное, один из самых часто задаваемых вопросов инструктору: с какого возраста можно учить ребенка горным лыжам?

Ответить на этот вопрос однозначно довольно сложно. Во многом, это зависит и от Вас, и от ребенка.

Для начала определитесь, что Вы хотите получить от этих занятий.

Если Вы хотите, чтобы ребенок занялся горнолыжным спортом (именно СПОРТОМ, а не активностью на свежем воздухе), имеет смысл начинать занятия с 5-6 лет. В занятиях спортом важна регулярность, при этом имеет смысл сразу отдать ребенка в спортивную школу к хорошему детскому тренеру. В настоящей спортивной школе занятия рассчитаны на несколько лет вперед, существует годичный цикл тренировок: обязательно занятия продолжаются и летом — на роликах, горнолыжных тренажерах, тренировки по общей физической подготовке, занятия по другим видам спорта. Вам может показаться, что прогресс идет довольно медленно, но в спортшколе не нужны сиюминутные результаты, поэтому много времени уделяется закреплению правильной стойки, упражнениям на координацию и т.д. Зато впоследствии все это принесет свои плоды. Отдавая ребенка в спортшколу, сразу настройтесь водить его туда регулярно не менее 2-3 лет. Это тот минимум, который даст ему пользу и для здоровья, и для горнолыжной техники. Ну а если «пойдет», и занятия будут приносить удовольствие и спортивные результаты, то вопрос о том, сколько водить сына или дочь в секцию отпадет сам собой. Вдруг Вы вырастите нового Боде Миллера или Яницу Костелич?!

Но часто родителей сподвигает на обучение детей горным лыжам то, что их не с кем оставить, когда Вы хотите покататься. Будь то подмосковная горка или неделя в Альпах, все равно немного обидно, когда один из родителей катается, в то время как другой лепит снеговиков. К тому же совместный досуг объединяет семью, а игры на свежем зимнем воздухе укрепляют здоровье, развивают ловкость, смелость и упорность.

В этом случае начинать занятия с ребенком можно и с 3 лет. Только эти занятия менее всего будут походить на тренировки спортивной школы: просто игры на пологом склоне с лыжами на ногах. Чем ребенок меньше, тем склон положе, а игры больше! Главное, заинтересовать малыша и не отбить охоту к дальнейшим занятиям.

Если Вы собираетесь учить ребенка самостоятельно, настройтесь на терпение и долгое обучение. Всякий ребенок устает, замерзает, теряет интерес. Не настаивайте на продолжении занятия, лучше сходите в кафе и перекусить. После отдыха можно будет позаниматься еще.

Некоторые родители думают: «Вот поучу сына немножко и отдам инструктору». Не надо! Неправильные движения закрепляются, а переучивать всегда сложнее и дольше, чем учить сначала. Идеальная схема обучения ребенка горным лыжам, по нашему мнению, такая: первые несколько занятий проводит инструктор, затем он рекомендует, чем Вы можете заняться с ребенком сами, примерно 1 раз в месяц показывайте ребенка инструктору, чтобы контролировать процесс обучения, исправлять ошибки и добавлять новые технические элементы. Схема проверенная и работает на 100%!

И последнее. Помните, что без ваших активных действий ребенок не добьется успеха в горных лыжах, будь то спорт или занятия для здоровья. Но все, что Вы дадите ему, впоследствии окупится сторицей.

К слову о минимальном возрасте занятий, небольшое видео о годовалой сноубордистке. Вот к чему приводят усилия родителей и интерес самого малыша 🙂

В каком возрасте детей можно ставить на горные лыжи?

У многих родителей очень часто возникает вопрос — когда можно ребёнка ставить на горные лыжи? Те родители, которые сами увлекаются катанием на горных лыжах, пытаются поставить своих чад чуть ли не с пелёнок, ну, а те, кто далёк от этого, часто выжидают до последнего, боясь, что ребёнок упадёт и что-нибудь себе сломает. И первые, и вторые по-своему правы. Ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься тем, чем им не хочется, но и препятствовать желанию тоже не стоит.

Софья Поважная

Малышей можно, конечно, буквально с двухлетнего возраста «выкатывать» на пологих горках — это укрепит здоровье, разовьет ловкость, чувство равновесия, выносливость и прочие полезные качества. Однако каких-то самостоятельных спортивных проявлений от ребёнка не стоит ждать раньше шести лет.

Тони Зайлер

Вот исторический пример: знаменитый Олимпийский чемпион прошлого века, австрийский горнолыжник Тони Зайлер получил в подарок горные лыжи, когда ему стукнуло два года, а отец его, опытный лыжник, в течение четырех лет старательно «натаскивал» малыша на трассах, которые начинались буквально от порога их дома. И... в конце концов отступился, заявив: — Более бездарного ученика я не видел! Предоставленный сам себе Тони продолжал кататься и... стал великим Зайлером, первым в истории Австрии трёхкратным олимпийским чемпионом, одним из трёх абсолютных чемпионов мира в истории горнолыжного спорта, единственным 7-кратным чемпионом мира среди мужчин.

Недавно мы столкнулись с подобным примером «отечественного производства». На одном из горнолыжных курортов появился маленький «комочек» по имени Соня. Как мы позже узнали у её папы, Соне недавно исполнилось 2 годика. И уже в таком возрасте, при росте примерно до папиного колена Соню было догнать практически нереально, уже не говоря о её прыжках с трамплинов. Было непонятно, откуда у маленького гномика столько сил на катание по 4−5 часов в день, да ещё и на прыжки. Когда с неё снимали комбинезон, под ним оказывался маленький «червячок». Естественно, очень трудно было удержаться и не расспросить папу о таком уникальном ребёнке.

— Как и почему решили Соню поставить на лыжи?

— В январе 2013 отдыхали в Финляндском Княжестве, Соне был годик и 1 месяц. Собственно на горку приехали один раз за весь отдых просто так. Пришла мысль сфотографировать ее на лыжах. Финны дали просто так амуницию, одели Соню, я ее перетащил на детский склон. Ну и просто отпустил... А она не упала, а проехала свои первые 20 метров. Судя по фотографии, ей понравилось. Конечно, сразу все сняли и больше не пробовали в прошлом году. Но надо сказать, что несколько раз я ездил с Соней в Охта парк, катал ее на снегоходе, да и воздухом подышать. Один раз она забралась к девушке на сноуборд и тоже не упала.

Александр Поважный

— Насколько спортивные мама с папой, и увлекается ли ваша семья горными лыжами?

— Мама — чемпионка мира по танцам (модерн). Папа занимался разными видами спорта: плавание, парусный спорт, ралли, и т. д.), КМС по волейболу. Горные лыжи больше как хобби. Раньше, до Сониных занятий, регулярно не катались.

— Как быстро Соня поехала сама, без посторонней поддержки (через сколько занятий)?

— Поехала сразу. Никакой поддержки, за исключением первого раза в год и месяц. На первом занятии этого сезона в Охта парке, я считаю, что нам повезло. Соня случайно встретила инструктора, зовут ее Маша. Считаю, что надо отметить ее вклад, так как после занятия с ней, Сонины глаза загорелись ещё ярче. Уговорить Соню снять шлем перед сном сначала было невозможно без скандала, Засыпала в шлеме. После этого мы сразу заказали в интернете самые маленькие ботинки и лыжи. Мы ездили каждую субботу полтора месяца, отзанимались 6 уроков по 45 минут. Комментарии Маши были интересны. Большое ей спасибо. Ездить нам в Охту — 100 км в одну сторону, поэтому мы начали ездить просто кататься в Туутари. Уроков не брали. Соня не идет к чужим людям (по команде), все-таки 2 года всего, я не настаивал, просто катался с ней.

Постепенно мы переместились на большую горку, и  Соня стала проявлять интерес  к общению с другими детьми. Соню было тяжело не заметить среди детишек, и директор комплекса — Александр Вайткус подарил Соне "карточку Инструктора« на 1000 проходок на подъёмник. За это ему отдельное человеческое спасибо. Это очень облегчило наши сложности приезжать на 15−30 минут каждый день. Приехали, оделись, и сразу на горку, без проволочек.  После окончания олимпиады в Сочи в Санкт-Петербург вернулась наша хорошая знакомая Наталья Данилочкина.

Наталья Данилочкина

Она старший тренер сборной Белоруссии по горнолыжному спорту. В одну из наших встреч, она любезно согласилась позаниматься с Соней. К её изумлению Соня укатала Наталью за три часа и в минуты отдыха терпеливо ждала, пока тренер попьёт кофе. По словам Натальи Юрьевны она тоже не встречала раньше таких упорных и усидчивых деток. Многие рано начинают показывать достойное катание, но не настолько рано и хорошо, как Соня. В апреле, когда снег на курортах около города уже растаял, мы решили продлить сезон в Коробицыно. Приехали на курорт «Снежный». Там мы познакомили с главным инструктором — Любой.

Соня и Любовь Квартина (главный инструктор ГК "Снежный")

Они с Соней сразу друг другу понравились. Затем, приезжая туда два — три раза в неделю мы брали у Любы занятие, но потом Соня ещё докатывала сама свои 3−4 часа, отрабатывая упражнения с хлопками и самолётиками, делая иногда перерыв на любимые макароны.

— Есть ли какие-нибудь горнолыжные планы на Сонино будущее?

— Нет планов. Планы она пусть сама строит. Мы будем только помогать. А уж как получится —не знаем.  Столько всего должно совпасть, чтобы получилось счастье. А еще знаю, что есть очень зыбкий баланс между детской радостью и жесткой дисциплиной спорта. Но это тема для отдельной истории. Пока мы играем в лыжи. И чем дольше, тем лучше. Дорогие родители, делайте выводы сами, но нам кажется, что самое главное в ребёнке — это желание. Если «глаза горят», то стоит попробовать. Удачи всем, хорошей погоды и отличного настроения. Мы будем следить за судьбой Сони и, кто знает, может быть, у нас растёт маленькая Анна Фенингер или Микаэла Шиффрин? :)