Экипаж судна (16 фото). Факты и мифы

«Титаник» - самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…

Столкновение «Титаника» с айсбергом

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота - глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог - он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин - все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной - больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс - человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов - ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.

Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» - всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.

Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках...

Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека - это женщины и дети, 129 человек - мужчины, ещё 189 человек - члены корабельного экипажа.

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% - из кают второго класса, 25% - из тех, кто купил билеты третьего класса.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина - около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный - до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков - на один больше допустимого.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного - всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным - от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле - так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос -- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» - поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года - он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Но самый известный фильм о гибели лайнера - это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом

А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника

Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

9 июля 2011 | Категории: История , Другое , Технологии

Рейтинг:+38 Автор статьи: Bergman Просмотров:288027

Недавно владельцы двухэтажного особняка ХIХ столетия в британском графстве Стаффордшир объявили о том, что выставляют его на продажу. Дело в том, что в доме, как утверждают супруги Нил и Луиза Боннеры, происходят загадочные события. В частности, там якобы неоднократно появлялось привидение Эдварда Джона Смита, капитана погибшего "Титаника".

Согласно источникам, некогда особняк принадлежал семье Смита. Сам Эдвард Джон Смит погиб после столкновения знаменитого лайнера с айсбергом 14 апреля 1912 года. У капитана еще был шанс спастись, но он принял мужественное решение до последней минуты не покидать капитанской рубки. По крайней мере, так гласит официальная версия событий.

После Смитов дом перешел к другим владельцам. Боннеры приобрели его в 2002 году за 32 тысячи фунтов стерлингов. Но пожилая чета не смогла найти покоя в своем новом жилище. Супруги постоянно ощущали непонятный страх и тревогу. Дважды за эти годы по непонятным причинам у них затапливало кухню. Но самое главное - время от времени оба наблюдали призрак, бродящий по дому! Боннеры не сомневаются, что это был несчастный капитан "Титаника"!

"Смит не был одет в морскую форму или что-либо подобное, однако это точно был он", - убеждены хозяева особняка.

Жить дальше в "нехороших" апартаментах Боннеры не желают. Кстати, цена, по которой особняк выставляется на продажу, составляет целых 80 тысяч фунтов. И можете не сомневаться, желающие найдутся, так как на призраках можно неплохо заработать, устраивая в здании экскурсии для туристов. Боннеров же такой бизнес, видимо, не устраивает…

Кстати, это не единственное мистическое событие, связанное с "Титаником" в настоящем. Так, на рубеже столетий внезапно возникли слухи о чудесном спасении людей с затонувшего судна, считавшихся погибшими. Говорят, они перенеслись… в будущее!

Спустя годы после гибели "Титаника" суда, курсирующие в зоне крушения корабля, будто бы неоднократно пеленговали призывы о помощи с затонувшего в начале ХХ столетия лайнера…

Рассказывают, что 14 декабря 1992 года на глазах у норвежских рыбаков, занимавшихся ловлей сельди в Северном Атлантическом океане, из пучины всплыл огромный корабль, в котором моряки узнали знаменитый "Титаник"! По палубам лайнера в панике метались пассажиры. Они звали на помощь, некоторые бросались с кормы в ледяную воду… Несколько минут спустя корабль вновь скрылся под водой. Норвежцы отбили радиограмму в штаб ВМС США. Вскоре на место происшествия прибыл американский военный корабль. Из воды подняли 13 человек в спасательных жилетах с надписью "Титаник". У всех спасенных наблюдалась потеря памяти. У них имелись при себе документы, выданные не позднее 1912 года. Внешность этих людей соответствовала возрасту, указанному в документах…

Власти Норвегии и США договорились держать эту историю в секрете. В газетах сообщили только, что спасены пассажиры с потерпевшего крушение судна, не указав даже названия корабля. Что сталось дальше со спасенными - неизвестно. Скорее всего, их поместили под наблюдение врачей и они до сих пор находятся в каком-нибудь закрытом медицинском заведении.

А в 1994 году в Северной Атлантике якобы выловили из воды еще троих живых жертв катастрофы - самого капитана Смита и двух пассажиров - человека по имени Уинни Кутс и совершенно здоровенькую 10-месячную девочку, привязанную к спасательному кругу "Титаника". Все они числились в списках погибших 82 года назад…

Но, скорее всего, это просто предания. Ведь, пока есть надежда, люди живы… Другое дело, что те, кто погиб преждевременной и насильственной смертью, действительно нередко "возвращаются" в виде призраков к своим близким или в родные места…

Вот одна из подобных историй. Утром 7 декабря 1918 года летчик Британского Королевского воздушного корпуса Дэвид Мак-Коннел отправился в очередной рейс в Тедкастер. Его друг, лейтенант авиации Джеймс Ларкин, остался на базе в Скемптоне. Мак-Коннел на прощание сказал ему, что вернется к 17.00.

В 15 часов 25 минут Мак-Коннел появился на пороге комнаты Ларкина на авиабазе. Тот удивился, отчего Дэвид вернулся так рано. "Все в порядке, полет прошел удачно", - ответил Мак-Коннел. Они несколько минут поговорили о каких-то обыденных вещах, затем Дэвид пожелал Джеймсу всего доброго и вышел.

Ночью Ларкина разбудили его сослуживцы. Они сообщили, что самолет Мак-Коннела разбился по пути в Скемптон. Джеймс не поверил: "Как! Ведь я разговаривал с ним после полета, он сказал, что все нормально!" Этого ему никто не смог объяснить. Позже Ларкин узнал, что самолет его друга попал в полосу тумана и потерял управление. Произошло это примерно в 15.25 - в тот самый миг, когда Джеймс Ларкин увидел Дэвида в своей комнате. Парапсихологи объясняют подобные феномены тем, что в момент смерти или серьезной опасности мозг человека выбрасывает в пространство огромное количество энергии, которая долго не рассеивается в пространстве и может существовать какое-то время в виде фантомов…


Когда в 1912 году на воду был спущен самый большой корабль своего времени – пассажирский лайнер «Титаник», судостроитель назвал его «практически непотопляемым». Именно слово «практически» и сыграло с этим судном злую шутку. На пятый день пути во время своего первого путешествия отправившийся из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк корабль столкнулся с айсбергом и через 3 часа затонул. Из 2229 членов экипажа и пассажиров спаслось всего 713 человек. С того времени корабль окружён различного рода историями, которые так или иначе связаны с его гибелью.

Неудачным было уже начало плавания

Свидетели спуска «Титаника» на воду утверждают, что была нарушена традиция – о борт судна не разбили бутылку шампанского. То ли хозяева лайнера были людьми не суеверными, то ли хотели поддержать имидж непотопляемости судна, сказать теперь сложно, но факт остаётся фактом.



Когда «Титаник» отошёл от причала Саутгемптонского порта, он чуть не столкнулся с американским лайнером «Ньй-Йорк». Избежать столкновения удалось буквально в последнюю минуту, и лайнер продолжил плавание.

Интерьеры лайнера поражали великолепием, а сервис - роскошью

Билет на лайнер в каюту первого класса стоил в пересчёте на современные деньги несколько десятков тысяч долларов. Особо подчёркивалось, что в первом рейсе «Титаника» на нём будут 10 миллионеров, а драгоценностей и золота в сейфах будет храниться на сотни миллионов долларов. По роскоши, комфорту и сервису лайнер был сопоставим с самыми дорогими отелями. Интерьеры «специальных кают» выполнены были в одиннадцати различных стилях эпох итальянского и французского Возрождения, голландского стиля, стиля Адама и проч. На «Титанике» было 7 км прогулочных палуб и коридоров.



Продукты для ресторанов лайнера заказывали во всех уголках мира: устрицы из Балтимора, фрукты из Калифорнии, кофе из Бразилии, мороженое из Нью Йорка, сыры из Европы, чаи из Индии. На борту «Титаника», когда он отправлялся в свой первый и последний рейс, было 44 тонны птицы и мяса, 27 тыс. бутылок минеральной воды и пива, 35 тыс. яиц, 5 тонн сахара и 40 тонн картошки.

Чем выше стоимость билета, тем больше шансов на спасение

По статистике основная часть пассажиров, которые спаслись, путешествовала вторым и первым классом. В частности из 143 женщин, которые плыли первым классом, погибли только 4 и только потому, что отказались спуститься в шлюпку. В третьем классе погибло более 50% пассажиров (не последнюю роль в этом сыграл и языковой барьер), а из членов экипажа – около 25%.



Социальное расслоение наблюдалось и после смерти. Корабль, отправленный на поиски тел погибших, поднимал тела лишь тех, кто плыл первым классом.

Эдвард Смит – «капитан миллионеров» и другие герои «Титаника»

Капитаном «Титаника» был Эдвард Джон Смит. Для английского морского офицера, который имел 30-летний капитанский стаж, это было первое и последнее трансатлантическое плавание из старушки Европы в Новый Свет. 15 апреля 1912 года Эдвард Джон Смит вместе со своим судном, даже не сделав попытки спастись. Тело его так и не нашли.


Были герои и среди пассажиров. Джек Тэйер, 17-летний юноша, помогал людям рассаживаться в шлюпки, а сам садиться не торопился. Когда корабль ушёл под воду, юноша нырнул в холодную воду и смог уцелеть, взобравшись на перевернутую шлюпку. Он возвратился домой героем, о нём говорила вся страна. Но Джек Тэйер стал одним из выживших пассажиров «Титаника», которые покончили с собой.

Директор-распорядитель пожалел денег на шлюпки

Джозеф Брюс Исмей, директор-распорядитель компании «Уайт Стар Лайн», - человек, который принял решение для экономии средств не размещать на борту лайнера дополнительные шлюпки. Если бы он не пожалел денег, то можно было бы спасти всех, кто погиб. Обстоятельство это усугублялось ещё и тем, что, невзирая на приказ капитана «дети и женщины прежде всего», он занял место в шлюпке и выжил в катастрофе. А уже на «Карпатии», на борт которой подняли 706 спасённых, Исмей разместился в отдельной каюте, тогда как все остальные ютились на столах и на полу.

Скрипку с «Титаника» продали с молотка за $1,5 млн.

По утверждению свидетелей, музыканты оркестра в ресторане Титаника играли до последних минут жизни лайнера, и ушли под воду вместе с ним. Выживших среди музыкантов не было.



Тело руководителя оркестра 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли нашли через 10 дней после гибели судна. К его груди была привязана скрипка, надпись на которой свидетельствовала о том, что инструмент ему подарила Мария Робинсон, его невеста. Инструмент передали девушке. А она пожертвовала его британской «Армии спасения». Долгое время скрипка считалась утерянной, и снова о ней заговорили только в 2006 году. На протяжении 7 лет проводились исследования, и только после этого было объявлено, что инструмент является подлинником. В 2013 году скрипка Уолласа Хартли была Henry Aldridge & Son за $1,5 млн. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Непридуманная история любви Иды и Исидора Штраус

Ида Штраус была единственной пассажиркой «Титаника», которая не села в лодку, потому что не захотела разлучиться со своим мужем, совладельцем крупнейшей сети супермаркетов Macy"s. «Мы много прожили вместе. Куда ты, туда и я», - заявила женщина.



Своё место в лодке №8, предназначенной для пассажиров первого класса, Ида Штраус уступила своей горничной. Ей же она отдала и своё меховое манто, сказав: «больше оно мне не нужно». Супруги Штраусы сидели на палубе в креслах держа дуг друга за руки, а свободной рукой махали уплывающим. «Они были спокойны», - рассказывали очевидцы. Горничная смогла выжить, пережила «Титаник» и своих хозяев на 40 лет.

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром


Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом


Уильям Стид - человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит


Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту


Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»


Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории


Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес


Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»


Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии


Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.