Что значит быть русским. Мнение: что значит, быть русским Что кто может быть русским

Б ольше 20 лет назад, когда российская «миролюбивая» политика добралась до моего родного Таджикистана и столкнула людей, вооружила их, и наблюдала за пятилетней гражданской войной, я всерьез стал думать над тем, что такое «русский». Война в Таджикистане была жестокой – за пять лет погибло около 150 тысяч человек, более миллиона оказались беженцами, десятки тысяч детей осиротели. Теперь Таджикистан – близкий друг России, посылающий гастарбайтеров и взамен получающий по 700-800 гробов ежегодно – убитых, умерших, отверженных. Как дань дружбе, которую и в Москве, и в Душанбе называют «вечной» и «нерушимой».

В те годы я задумал написать книгу и даже придумал название – «Соотечественик», с посвящением Рогозину, Затулину и Дугину. Тем самым людям, которые все последние 20 лет стравливают русских с нерусскими, убеждают в величавости России и в необходимости восстановления если не СССР, то подобия Российской империи. Или хотя бы какого-нибудь территориального образования, что дало бы им укрепиться в их вечном стоне о «русском духе», «русской мечте», «русском миссионерстве». Они так много и часто об этом говорили и говорят, что начинаешь озираться вокруг в поиске хотя бы кого-нибудь, кто не был бы русским.

Я всегда был русским, с русской мамой и русским папой, но с малолетства говорю по-таджикски, много лет изучал историю Центральной Азии, писал научные статьи, книги и не совсем понимал, почему другие русские все время пытались мне напоминать о моей национальности. Зачем? Я и так знал. Повзрослев – понял, они не знали таджикский язык и не желали знать, а чтобы оправдать свою никчемность, подчеркивали свою особенность или как они еще говорили – самобытность. Выглядело глупо.

Мне было уютно в Таджикистане, а им – нет. Когда я их называл колонизаторами, они обижались и в ответ называли меня русофобом. Самое странное, что так меня продолжили называть и в России, где я пытался понять «историческую родину». Я хотел увидеть то самое пропагандируемое добродушие, а видел совсем другое. Самое распространенное – «чурка», «хачик», «узкоглазый» и конечно же самое любимое – «чернож...й». Я намеренно ходил по Москве в афганской шапочке –пакуле, а встречные милиционеры настроженно разглядывали, подозревая во мне террориста. Мне было удобно и тепло, а милиционер боялся всего лишь шапочку.

Национализм современной России – не современная болезнь, она очень старая – имперская. Начиная с 15 века Россия захватывала земли и ассимилировала оккупированное население. Завоеванных называли туземцами, как официальное обозначение жителей «приобретенных» территорий, потом пыталась изгнать из них свое, родное, снисходительно открывая русско-туземные школы, запрещая родные языки, но продолжая их искусственно отделять от собственно русских. Даже в политике был глубокий водораздел – это для русских, это для нерусских, туземцев. В Государственной думе Российской империи была мусульманская фракция, а с 1764 года Правительствующим Сенатом было даровано право нерусским народам сохранять свое дворянское происхождение.

В Российской империи была своеобразная форма отношения к завоеванных народам, которую сейчас принято называть фашизмом. Достаточно почитать отчеты и мемуары генералов, «собиравших русские земли» Центральной Азии и на Кавказе, в которых часто встречаются определения – «полудикое население окраин», «кавказские туземцы», «дикари». Это было в порядке вещей, как само собой разумеющееся. На окраины империи переселялись казаки и русские – выстраивались «линии», надежные защитники новых территорий. Поэтому, если искать истоки русского фашизма, то он там – во времена оккупаций.

Русский публицист Иван Солоневич тогда так объяснил суть политики: «Русская империя со времен «начальной летописи» строилась по национальному признаку. Однако, в отличие от национальных государств остального мира, русская национальная идея всегда перерастала племенные рамки и становилась сверхнациональной идеей, как русская государственность всегда была сверхнациональной государственностью, – однако, при том условии, что именно русская идея государственности, нации и культуры являлась, является и сейчас, определяющей идеей всего национального государственного строительства России». События показывают, что ничего в понимании «русской государственности» не изменилось.

Спустя столетия государственной идеей заболел Путин. До него был долгий период советской власти, привнесшей свои «прелести» в национальную политику. Официально провозглашался советский интернационализм, дружба народов. А на самом деле была четкая градация, которая делила людей на титульные и нетитульные нации. Особым политическим изобретением было слово «нацмен» – национальное меньшинство. Были квоты для нацменов, поступавших в университеты и институты, при приеме в комсомол и партию, КПСС тщательно следила, чтобы талант определялся не знаниями или умением, а национальной принадлежностью.

Среди моих знакомых и соседей были потомки переселенцев в 19-м веке, были и те, кто приехал в Таджикистан уже при коммунистах. Никакой разницы я не видел – может быть имперские старожилы знали на 20-30 таджикских слов больше. Но русская великодержавность – та же, с той же степенью величавости и презрения к туземцам, которые на самом деле жили на своей земле, а туземцами были русские. В качестве своей исключительности русские говорили, что научили таджиков пИсать стоя, а в пору перестройки стали ощущать себя на самом деле чужими, но в качестве аргумента твердили о своей исключительности, мол, «без нас они загнутся».

Бытовой национализм расцветал параллельно коммунистической пропаганде о «братской семье народов», абсолютно не подчиняясь, а скорее всего, находя поддержку у КГБ. Национализмом страдала и сама КПСС, направляя в союзные республики вторыми секретарями исключительно русских.

Все эти годы я продолжал собирать материал для задуманной книги, пытаясь найти объяснение русскому национализму. Например, почему существительное «рус», «росс», «русич», «русак» превратилось в прилагательное «русский». Само слово стало этнонимом только с 18 века, с того самого времени, когда «обретение земель русских» стало широкомасштабной оккупацией соседних стран. В 1827 году генерал Паскевич отвоевав у Персии часть территории, назвал ее не задумываясь – Русской Арменией. Как потом центральноазиатские территории – Русским Туркестаном. Кстати, как теперь – Русский Донбасс. В библиотеках можно найти книги с заголовками «Русский Китай», «Грузия – горная Русия» и прочие произведения, вписывающиеся в понимание безграничности современного русского геополитического сумасшествия.

В поисках причин всемирной любви к своей всемирной значимости, я попытался собрать данные о о числе русских, известные по историческим источникам. Более менее, историками собрана статистика, начиная с 15 века. В Московском княжестве 15 века население составляло 2 миллиона человек, в 16 веке - 5,8 – 6,5 миллионов, в 17 веке – 10,5-11 миллионов, в начало 18 века – 13-15 миллионов. В 18-19 веках численность населения Российской империи вырастает невероятно быстро: прирост в 1719 году составляет 57%, в 1795 – 82%, в 1843 – 80%, в 1896 – около 55%. Количество русских вырастает с «приобретением русских земель», что означает и приобретение населения, названного русским. Именно тогда и появляется новый этнос – русские, что совсем не обязательно русичи, русаки или россы. Предков части из них завоевали в 16 веке, других в 17-м или позже. Сформировалась общность людей, говорящих на одном языке. О настоящем происхождении говорят фамилии – Аксаков, Юсупов. Карамзин, Фонвизин, Даль, Лермонтов, Кутузов, Салтыков, Пржевальский, Бортнянский, Разумовский, Кантемир, Багратион. Но они ведь все русские, не правда ли?

Не в этом ли отгадка странности поведения многих «русских», которые с презрением относятся к другим национальностям, с ненавистью, которая присуща многим неофитам? В интернете можно найти академическое описание антропологии русского человека, в котором среди терминов «субстрат» и «аутосомные маркёры» на самом деле скрывается тайна прироста населения в 80-82 процента. Так могло произойти только в двух случаях – или русские изобрели, а затем утеряли препарат во много раз эффективнее виагры, или завоеванные народы стали вынужденно называть себя русскими. Точнее, тем самым прилагательным «русский», которым раньше и теперь любят пользоваться полководцы и политики, и которое наконец превратилось в странное существительное, ломающее правила русской грамматики.

Мои поиски объяснения нужны больше мне, чем большинству из тех, кто называет себя русскими. Я хочу понять, с кем себя идентифицировать и как быть дальше – обижаться на обвинения в русофобии или не обращать внимания. У каждого народа есть историческая память и качества, являющиеся частью ментальности, и среди них черты, присущие современным народам, вне зависимости от расы или вероисповедания, ответственность за прошлое и предвидение будущего. Раньше в Таджикистане, а теперь и в Грузии мне нравится слушать рассказы друзей о своих предках до пятого и даже седьмого колена. Это – историческая память, которая помогает потомкам оценивать себя, свои поступки и проступки, предвидеть свое будущее. Многие ли русские могут рассказать о своих прадедах?

Несмотря на некоторые открытия, помогающие разобраться в поведении «русских», остается главный давно волнующий меня вопрос – почему у «русских» такое странное отношение к свободе? Не о свободе дать в морду или обматерить, а о той свободе, которая человеку помогает регулировать свою жизнь и желать свободы ближнему. Откуда появилось неприятие к чужой свободе, страсть к любому подавлению свободолюбия? Откуда неприязнь к людям, говорящим на других языках, и нежелание воспринимать носителей другой культуры? Откуда эта плохо скрываемая зависть к чужим успехам? Почему такая агрессия?

У меня, русского, есть еще много вопросов, на которые я пытаюсь ответить большую часть своей жизни. Особенно сейчас, когда российские политики опять прикрываются прилагательным «русский» и совершают преступления.

Мне, русскому, стыдно и обидно. Мне в голову не приходит ссорится со своими друзьями украинцами, только потому что они хотят быть свободными, а больше 80 процентов русских не хотят. Как-то сравнил тексты гимнов – России и Грузии: в грузинском несколько раз упоминается слово тависуплеба – свобода, а в российском – только один раз и опять как прилагательное.

Мне совсем не хотелось писать патетический текст и вопрошать пустоту. В конце концов, каждый должен отвечать за свои поступки, вне национальности и политических взглядов. Мне повезло, я жил в разных странах, с разными культурами и языками, чувствовал себя комфортно, потому что было интересно. За эти годы я понял, что не хочу быть безликим прилагательным, мне больше нравится быть существительным.

Олег Панфилов , профессор Государственного университета Илии (Грузия)

Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru

Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product

На моём сайте можно скачать журнал «Оксюморон», выпуск №13 http://zadornov.net/?product=журнал-оксюморон-выпуск-№13

Продолжается сбор средств на документальный фильм о Вещем Олеге: https://boomstarter.ru/projects/zadornovmn/dokumentalnyy_film_o_veschem_olege

Сегодня слово «русский» в отношении человека общепризнанно употребляется как этноним, указывающий на принадлежность к русской нации, а в визуальном плане под ним обобщенно понимается любой житель России славянской внешности. Однако каждый, в достаточной мере владеющий русским языком, человек может видеть, что слово «русский» - прилагательное и указывает лишь на некую принадлежность к Руси, но не конкретную нацию. При этом давно и не единожды замечено, что в мире более нет ни единого этноса, имя которого было бы прилагательным.

До 1920-х годов в отношении славянских народов Российской Империи употребимы были имена: белорусы, малорусы и великорусы, словом - Русы. Это исконно историческое имя нашего народа.

Прилагательным же «русские» в одних случаях обобщались все три коренных народа Руси, по аналогии с сегодняшним «россияне». В других - подразумевались все говорившие по-русски, обращенные в православие и растворившиеся в русской цивилизации инородцы: русские татары, русские башкиры, русские чуваши и пр. но на заре новой коммунистической идеологии и строительства страны Советов необходимо было создать и новый народ, и под эту идею окончательно растворили границы между многими братскими народами России, объединив их под одним именем - «русские».

Что же значит сегодня быть «русским»?

Русский - это человек, принадлежащий к Русской общности, Русской мысли, Русской душе и Русской земле, являющийся частью Русской цивилизации. Русский - это не национальность, а принадлежность к соответствующей идеологии и мировоззрению, а вот Рус - это принадлежность к соответствующей крови и нации. Русским может быть и немец, и татарин, и узбек, родившийся в России и впитавший в себя культуру и душу Руси, но Русом - можно быть только по крови.

Однако, как это ни странно, русом и русским можно быть и взаимоисключающе. Сегодня, в России взрос целый слой «русов по крови», отравленных идеями либерализма и западных ценностей, которые откровенно отреклись от своих корней и зачастую питают к родному отечеству ненависть и отвращение; для которых само осознание себя русскими, порой противно. Уместно ли называть таких людей русскими?.. По всему праву - нет.

И в противовес этому мы видим сегодня «русских» татар, таджиков, евреев, считающих себя русскими патриотами. Им остаётся выразить лишь почтение. Но становятся ли они в полной мере «русскими» от своих убеждений? Так же нет. При всем уважении к последним, они остаются татарами, таджиками и евреями, только русскими по духу, но не более того.

Так каковы же критерии «русскости» в исчерпывающем смысле? Очевидно, что быть русским в полном сознании образа - это совмещать в себе и национальный и мировоззренческий факторы. Именно такие люди в русском народе сегодня нужны Отечеству.

Вспоминаю слова классика: «Мало родиться русским, русским еще нужно стать!».

Мы искренне верим, что страницы этой книги раскроют для кого-то новые горизонты в родной культуре и истории и преумножат интерес к корням и судьбе русского народа, имя которого носит на себе самая большая страна мира - Россия.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Тарас Шевченко).

Материал из журнала «Оксюморон», скачать журнал полностью можно здесь:

«…И сломит гнёт,.. как гнёт ломала
Уже не раз повстанцев рать…
Родиться Русским – слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!»

Игорь Северянин

С чего зарождается национальность в человеке?

Прежде всего, с языка, на котором он говорит, родного и неповторимого. В унисон этим словам мыслит писатель Андрей Битов, говоря о русских людях следующие слова: «Ничего более русского, чем язык, у нас нет». Но быть носителем русского языка еще не означает быть русским до конца.

Что же еще нужно для того чтобы быть, есть и оставаться русским человеком?

Многое. Всего и не перечислить, но попробовать стоит. Русский человек без духовности, веры, религиозности это все равно, что дом без семьи, земля без семени или ребенок, выросший без материнского тепла, потому что это основа, на которой зиждиться его естество, душа и тело.

Русский человек не может спокойно жить, осознавая, что его Отчизна в том или ином аспекте своего бытия срывается в пропасть и потому, пусть и не сразу, но он снова и снова возвращается к пониманию того, что его попустительское отношение к своей душе способно привести к падению Отчизны. И есть способ этого не допустить: начать с самого себя и стараться взращивать полезные плоды в своей жизни, тем самым помогая своей Родине не упасть на ровном месте. Об этом сообщал еще Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), говоря следующие слова о России: «Из истории России видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей Родины с внутренним состоянием народного духа. Поэтому необходимо понять, что как грех привел к катастрофе, так и покаяние способно привести к восстановлению России».

Русский народ, как и все прочие народы небезгрешен, но он способен найти в себе силы признать свои грехи и покаявшись в них, всеми силами воздерживаться от греховной жизни. А через это стать сильнее духом и быть готовым встать на защиту своей Земли, если это будет необходимо.

Русский народ не мыслит своей жизни без трудностей. Если их нет, то он сам себе их создаст, чтобы затем разрешить. Так он себя подстегивает, проверяет и не дает возможности усыпить собственное сознание. А все это происходит, по мнению великого полководца Александра Васильевича Суворова в частности и от того, что легкие победы не льстят сердцу русского человека. Возможно, именно поэтому русские не сдаются никогда. Им легче умереть, ранив своего врага, но, не проиграв, чем умереть, сдавшись ему.

Русские люди отличаются прямотой, честностью, стремлением к правде. При этом они способны не только говорить правду другим людям, но и самим себе говорить настоящую правду о себе же. Даже если она отрицательная. Поэтому они порой удивительно самокритичны. А для этого нужно немалое количество мужества, без которого русский человек так же не был бы таким, какой он есть. При этом находчивость русского народа умело граничит с хитростью в том или ином вопросе.

У русского человека особое понимание любви. Оно неповторимое, своеобразное, каждый раз разное, не имеющее четких границ, понимания и определения даже для того, кто ее испытывает. Сегодня бьет, а завтра руки целует вместе со ступнями до макушки. Никогда не знаешь чего ждать как от русской женщины, так и от русского мужчины, любящих друг друга. Любовь такая же разнородная, искрометная, как и характер русского человека.

Интересен тот факт, что по заверению Ивана Сергеевича Тургенева именно природа пробуждает в человеке потребность чувства любви. Значит, и здесь на каком-то бессознательном уровне русская земля, ее воздух и красота помогает русскому человеку, направляет его, уберегает от одиночества и подводит к мысли о создании семьи. А Федор Михайлович Достоевский полагал, что Бога можно найти, разглядеть и познать в человеческой любви. Николай Александрович Бердяев вообще полагал, что нет никакой другой любви, кроме вечной. Так как без вечности нет ничего. Оттого-то русский человек ко всему прочему такой терпеливый, еще и в любви.

Аналогичным образом дело обстоит и с чувством юмора русского человека. Это чувство переполняет его душу даже в такие моменты, когда другой быстрее заплачет, чем засмеется. Наверное, поэтому смех русского человека частенько бывает сквозь слезинки. Ведь веру в лучшее у русских людей ничем изжить нельзя. Чем сложнее ситуация, тем каверзнее и интереснее шутки и крупнее слезы на щеках.

Благодаря своему терпению русские умеют даже ненавидеть любя, потому что даже в несимпатичном им человеке они стараются найти, что-то милое сердцу, то есть разглядеть в нем признаки человечности, сокрытые в том или ином его положительном качестве. Поэтому они не умеют только любить, или только ненавидеть. Русский человек эмоционален, поэтому одно его чувство любви или ненависти имеет под собой целую гамму разнообразных «подчувств» и эмоций.

Выходит, что удивительным образом природа и вера сопровождают русского человека по ступеням лестницы от влюбленности до любви, которая без его религиозности была бы менее нравственной и полной.

Русский человек мыслит особым образом, меряет особыми мерками, имеет особые ценности, любит свою Отчизну, но нередко не верит своему государству, в него не верит, а через это полагается не на собственное государство, а на Господа Бога, а также собственные силы.

Верит в лучшее до последнего, но порой не знает абсолютно своего будущего, поэтому часто живет сегодняшним днем, а мыслями нередко возвращается в прошлое. Часто хорошее уже потому только, что все его трудности удалось пережить.

Русские люди привыкли быть частью общности, а не жить отдельно от нее во имя услаждения собственных эгоистичных мотивов, желаний и стремлений. Возможно, все это идет от того, что русские люди являются представителями славянских народов, от них идут корни. Помимо этого русскому народу, как никакому другому хорошо известно, и понятно слово «соборность», скрывающее под собой совместность, общность чувств и устремлений людей, собранных в единое целое на молитве. Сила всеобщей молитвы неоднократно спасала русский народ от порабощения и угнетения.

Кроме того, русский народ долгое время был в составе СССР, общем и неделимом союзе и с молоком матери впитал и эту разновидность общности с другими народами. Многие и сегодня мечтают вернуть те времена. Поэтому не будет лишним сказать, что стремление к общности в том или ином ее виде есть в генах русских людей.

При всем том, что русский человек порою и по заслугам требует, а не просит от других народов уважения к себе, сам себя он почему-то часто недооценивает, подвергая сомнению свои достоинства, занижая планку их значимости, их ценность. Часто он убивает еще в зародыше свои стремления и проявления, потому что боится непонимания и неодобрения со стороны других людей. Но при этом часто говорит, что его совершенно не волнует общественное мнение. Что подтверждается следующим высказыванием Федора Михайловича Достоевского: «У русского глубоко засело в сознании, что проявление – это нарушение чего-то. Проявлять себя значит навязываться, быть неделикатным. Так и остается Россия страной великих, но не проявленных и поныне возможностей».

Кроме этого русские, как и прежде, недооценивают не только себя и свои возможности, но почему-то и достижения своей нации в лице известных людей, которые им поспособствовали. Но если кто-то сторонний занижает планку достижений национальных героев, то его ждет шквал доказательств его неправоты.

Выходит, что без своего менталитета и его неповторимых черт и особенностей русский человек не будет собой до конца. Вот еще одна особенность русского человека, которую в свое время заметил писатель Иван Сергеевич Тургенев, она состоит в том, что русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно: дается оно не скоро и не всякому.

Не зря говорят, что со стороны всегда виднее и потому о русском человеке можно поговорить словами иностранцев. Вот ряд прилагательных, которыми в разные времена они нас одаривали: учтивые и приветливые, религиозные и талантливые, милосердные, терпеливые и человечные, щедрые и гостеприимные, впечатлительные, веселые и энергичные, свободолюбивые и миролюбивые. А также здоровые, сильные, красивые, долговечные, трудолюбивые и чистоплотные.

Наряду с положительными качествами у русских людей есть и негативные, но нет смысла перечислять все, кроме одной: лени. Но русская лень – это лень особая. Если русскому человеку нужно выполнить какое-то важное дело, но он знает, что его можно и отложить на время, то он растянет это время на максимально долгий срок. И в последние часы возьмется за дело с непередаваемым рвением и отдачей. Чтобы понять о чем речь, то любому русскому человеку достаточно вспомнить бессонные ночи в годы студенчества в период сессии.

Многие иностранцы также отмечают присутствие в русских людях загадочного и неповторимого духа. Среди них был и Габриель Моно, французский историк, сравнивающий русских людей с вулканами, имеющими различный уровень активности: «Русские - вулканы: или потухшие, спокойные, или в состоянии извержения. Под поверхностью и самых спокойных и глупых таится жила энергии расы, ведущая к внутреннему огню и тайне человеческого духа».

Возможно ли, являясь иностранцем по рождению, стать русским по духу? Владимир Иванович Даль полагал, что это возможно. И с ним совсем не хочется спорить. Вот его мнение по этому вопросу: «…ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Без чего же еще русский человек не был бы таким неповторимым и особенным? Разумеется без ощущения своей земли под собственными ступнями. Она вместе со своим народом претерпевала и продолжает претерпевать различные лишения, невзгоды, хоронит в себе боль и страдания тех, кого уже нет в живых: своих сыновей и дочерей, свой народ. И в тот же миг Русская земля плодоносит, порождает и украшает собой добрую половину планеты Земля, но она еще и народ свой на себе носит и дает сил жить, русскому человеку, оставаясь собой до победного конца. Приятно осознавать, что эти мысли созвучны с размышлениями о России Бориса Пастернака, который говорил о ней слова, которыми хочется подвести к завершению данную статью: «Россия – несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть».

Так что же значит быть Русским?

Быть Русским значит быть собой, настоящим, живым, активным, добросердечным, открытым, сильным духом и телом. Это значит, быть готовым прийти на помощь ближнему своему, даже если он оступился не дать ему полностью погрузиться в мрачную пучину зла.

Быть Русским – это значит уважать и любить, верить в свой народ, свою Родину, чтить своих предков, знать историю своего рода и государства. И при этом с почтением относиться к другим народам. Выходит, что быть Русским – это значит быть патриотом.

Очевидно, что стать Русским полностью, в день своего рождения также нереально, как сразу стать взрослым. Нужно расти и морально и физически, чтобы почувствовать себя частью своего народа. В частности, опираясь на наследие великих предков (писателей, полководцев, врачей, научных деятелей) и прочих известных личностей. При этом нужно помнить о том, что немалая часть знаменитостей изначально появились на свет в семьях небогатых, простых людей. Это может обозначать, как минимум то, что не стоит спустя рукава смотреть на обычного человека. Потому что он может и не добиться известности, но дать своим детям такие знания, привить такую любовь к Родине, что именно они уже завтра прославят собственный род и Отчизну на весь мир, поразив его своей безграничной любовью к своей земле.

Быть Русским – это почетно и значимо для многих представителей русского народа. Очень важно не растерять этой самобытной «русскости», которая продолжает удивлять многих иностранцев и сегодня. Мало ее не потерять, не менее важно еще и передать особые черты русских людей прочим поколениям!

Сегодня обсудим, что значит быть русским. Выскажу мнение. Другие народы — французы, англичане — хитрые, коварные и все время умничают. Мы же, русские, очень простые. Мы без изысков. Когда я думаю о русских, сразу представляю себе картину Ильи Репина «Запорожцы». Тот сидит в своем дворце, в шелках да в золоте, пыжится там, хорохорится, а мы его — раз и к такой-то матери. Просто посмотрите на открытые лица казаков, вслушайтесь в их заливистый смех — это наши лица. Открытые русские лица. Запах пота. Запах мужского товарищества: «Давай, умник, пиши!» По усам течет, но и в рот тоже попадает. И ведь еще Гоголь говорил, что любит русский народ вот это удалое, молодецкое острое словцо, как припечатает — во век не отлипнет. А раздобревшая Наташа Ростова с зассанными пеленками? Кто будет восхищаться такой эволюцией? Была дюймовочка, стала бегемотиха. Из Монеточки — в Гречку. А для нас это — норма. Лев Толстой даже термин специальный придумал — опрощение. Иностранец нам какую-нибудь зловредную электронную фиговину, а мы: «Ух, размахнись рука, раззудись плечо!» И туды ее в качель! У русских все идет не от головы, а от сердца, от утробы. Русский — значит, настоящий.

Все иностранцы по природе аристократы, бизнесмены, ну или профессора какие-нибудь. А мы по природе крестьяне, общинники, богатыри, ямщики. Иностранец про себя говорит: «Я джентльмен, шевалье, деловой человек», а мы, русские, говорим так: «Я мужик! Я простая русская баба!» Для нас самое высокое — это народ, простые люди. В статьях, текстах, постах мы так и пишем: «А как же простые люди? А кто подумает о простых людях?». Не дай бог тебя во дворе непростым назовут. У тебя потом будет такая кличка. А хуже этого ничего нет. Англичане, французы — все сплошь богачи. Такова их национальная черточка. А русский — значит, бедный, русский — значит, работяга, крестьянин, чингачгук. Так и при царе было, и при коммунизме, и сейчас тоже.

Иностранцы едят фин де клеры, камамберы, шампиньоны, консоме с профитролями. А у нас по-простому, по-нашенски, по-русски. Щи да каша — вот пища наша. У западников тесемочки, кружева, бюстгальтеры. А у нас портки да рубаха. У иностранцев менуэты, польки, а у нас, русских нормальные танцы: хоровод, лезгинка. У иностранцев костелы, небоскребы, Версаль, баухаус проклятущий, а у нас — русская изба: печь, полати, закут, красный угол. За печкой дед с бабой шебуршатся, на полатях молодые милуются. Именно изба задает ключевые координаты духовного пространства русской Евразии.

У этих какие-то ужимки, гримасы, тень на плетень, а у нас — гречка с тушенкой, запах сосен, запах травы. Эх, русский луг, русская излучина! Вот кто из иностранцев так говорит: «Эх!», «Ух!» Может, торгаши-американцы? Французы в колготочках? Нет, они там все тихо-тихо, шу-шу по стеночке. Взгляд бегающий, интонация манерная. Что внутри — не поймешь. Ты ему уже всю душу излил, а он все о погоде.

Ну и последнее. Иностранцы жутко любят все иностранное. Совокупляются между собой: англичане с немцами, немцы с французами, французы с итальянцами. «У, какая хорошая японская машина, — говорит американец, — и стоит дешевле кадиллака. Куплю-ка я лучше ее!» «Или датчане думают: «Надо же какие итальянцы прикольные. Объединимся-ка мы с ними в Евросоюз». И делают они всякие миксы, коллабы и прочие групповые форматы. Взаимодействие — такая у них религия. А русские любят русских. Смесовое отторгают. Не наше оно.

Мы с вами сегодня много говорим о национальном строительстве, о формировании русской идентичности. Говорят, нет позитивного образца. Говорят, нет ничего общего. А некоторые говорят, мол, и не надо. Украдут, мол, еще нашу национальную идею эфиопы, и будут под русских подделываться. А я скажу так: есть у нас общее. И это такое общее, которым можно гордиться. Простота, искренность, бедность, принадлежность к низшим слоям общества, страстная горячечная любовь к своим (не зря же сказано «За други своя!») — это ровно то, к чему каждый из нас стремится.

1. Почему вы считаете себя русским? По чистоте крови, по языку, что-то еще?

Наши либералы, как только заходит вопрос о том, кто такие русские, сразу же начинают считать лейкоциты и примеси в крови с таким мастерством и ловкостью, что их бы в Германии образца 1938-го года взяли бы в комиссию по расовой гигиене, даже без предварительного собеседования.

Причем, на руководящие должности. Любопытно, что при определении еврейской, татарской или шведской национальности, либералы верят собеседнику на слово, не опускаясь до выяснений – кто он, мишлинген или квартеронец? Так что и мне поверьте на слово, если вы не нацисты, конечно. Я – русский.

2. Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы русский?

Нет, не испытываю. Осознание – константа, эмоции вызывать не может.

3. Что хорошего в русских? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?

Возьмите глобус или географическую карту. Посмотрите на расположение и размеры России и получите ответы на все вопросы.

4. Как выглядит русский пейзаж? Станете ли вы в патриотическом восторге целовать камчатский песок. А мокрую таймырскую тундру? Где границы родного? Кунашир, Шикотан – родная земля?

Я, с порванным мениском и с великим восторгом прошел по таймырской тундре около сотни километров – просто гулял и не мог остановиться. Место это назвалось заливом Миддендорфа, который был, несомненно, русским человеком, раз его именем и в честь него назвали русские земли.

Более того, за эту честь – расширить границы русского мира, великий путешественник отдал свою жизнь. Причем, в страшных мучениях, растянутых на много месяцев. Может быть, Миддендорф и не хотел быть русским – в те годы людям, служащим России, редко задавали такие дурацкие вопросы.

Но, русский мир заразен своей центростремительностью. Можно всю жизнь быть грузинским князем, и остаться в веках великим русским полководцем. Этот парадокс приводит в бешенство недружелюбных России представителей замкнутых на себя этносов и наций.

Поэтому «границы родного» зависят только от конкретного исторического периода. Не случайно, буквально на днях, Япония решила переформатировать свои полицейские силы самообороны в полноценную армию. К чему бы это?

5. Какова наша историческая трагедия?

Нашу историческую трагедию мы уже пережили – это отказ от национальной идентичности в угоду лживым и лукавым истинам привнесенным извне. История старая, с закономерным финалом – русские все переделают под себя, так, как им удобно. Можно вспомнить византийское христианство. vk.com/anti_maydan Тоже самое, ждет и западный либерализм, как безнационально-богоборческую агрессивную концепцию защищающую индивидуализм и пороки. Он останется в нашей избе, только вы его не узнаете.

6. Когда был наш Золотой век?

Золотого века у России никогда не было. Золотой век, это этнос находящийся в фазе обскурации, после чего наступает распад, гибель, растворение. России еще далеко до пенсии.

7. Кто наш главный герой? Ослябя? Пожарский? Суворов? Жуков?

Наш главный герой – Неизвестный солдат, который лежит у Кремлевской стены. Аватар или символ всех, кто отдал жизнь за нашу страну.

8. Кто наш главный пророк?

Тютчев: «Умом Россию не понять». Причем, славянофил Тютчев имел в виду рациональный западный ум, который не работает в нашей цивилизации.

9. Какая наша национальная колыбельная песня?

- «Спят усталые игрушки», и попробуйте доказать, что это не так.

10. Какой у нас национальный танец? Ирландцы пляшут джигу, кавказцы – лезгинку, евреи – фрейлехс, а мы что?

А нам не надо самоутверждаться с помощью определенного комплекса ритмичных телодвижений. Что хотим, то и пляшем. Не запариваемся по этому поводу абсолютно. У нас, понимаете, уже немного другая, не архаичная система ценностей.

Не родо-племенная община с комплексами ритуалов. У нас для ритуалов и обрядов есть Церковь, но там танцевать запрещено, а кто этого не понял – тому объяснили доходчиво.

11. Какая у нас национальная игра?

Прятки, «казаки-разбойники», «войнушка». Тут мы лидируем и во взрослом зачете. Шахматы, шашки, домино. Недавно еще одной национальной игрой стали нарды.

12. Какая у нас национальная одежда? Как бы вы оделись на вечеринку в «русском стиле»?

Ватник, георгиевская ленточка в петлице, кирзачи и автомат Калашникова.

13. Какое у нас национальное блюдо?

Какое одно национальное блюдо может быть у страны, лежащей на одной шестой части суши континента? И везде живут русские. Уточните часовой пояс, регион, климатическую зону.

14. Какая смерть считается достойной?

За други своя, за землю, за веру.

15. Какие народы нам братские?

Те гуманоидные расы нашей Солнечной системы, которые готовы принять нашу любовь и в ответ взять на себя братские обязательства. Русские легко принимают новых братьев, но очень жестко выписывают обратно. Что мы и наблюдаем сейчас на обломках некогда братской республики.