Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции. Праздник успения богородицы по православному календарю Вознесение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы - одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. В 2020 году он отмечается 28 августа. Полное церковное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

Содержание статьи

История праздника

После вознесения Иисуса Христа на Небеса Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе. Там она ежедневно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. В один день к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.

Дева Мария перед кончиной пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство по разным городам. Ее желание исполнилось. Апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть. Гроб с телом Божией Матери был захоронен в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал к погребению. Ему разрешили отворить вход в гроб и поклониться святым останкам. В пещере тела не оказалось. Апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери на небо.

Традиции и обряды праздника

Успение Пресвятой Богородицы отмечается в Православной Церкви с особой торжественностью. Праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Священнослужители облачаются в одежду голубого цвета.

В канун праздника в центр храма выносится Плащаница, на которой изображен лик Богоматери. Затем совершается всенощное бдение, во время которого поются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери. Во время утрени на великом славословии священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее. Затем они обносят ее вокруг храма. После этого священнослужители помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. 28 августа прихожане разговляются. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

По народной традиции, 28 августа люди собирают урожай овощей и фруктов и делают заготовки на зиму. На Руси в этот день парни сватались.

Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы

В Успение Пресвятой Богородицы не стоит надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

Нельзя ругаться матом, обижать ближних, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и быть в плохом настроении.

На Руси люди сопоставляли Божью Матерь с Матерью-Землей. В этот праздник запрещалось ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Эти действия обижали землю и влекли неурожай.

Приметы и поверья на Успение Пресвятой Богородицы

  • Дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.
  • Если праздник совпадет с «бабьим летом», то зима будет морозной и малоснежной.
  • Девушка, которая до Успения не найдет парня, до весны будет незамужней.
  • Завершить начатые ранее дела или помочь другу в этот праздник - хорошая примета.
  • Если на Успение Пресвятой Богородицы натереть или ранить ногу, то впереди ожидаются жизненные трудности и неудачи.
.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова , а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвешавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внсзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов.За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.


Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).

Чудотворная икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во многих храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «... мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1 Кор. 1. 23–24, 30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр. 1. 13–15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ней в 1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией» имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую иконы. Празднование киевской иконе происходит 8 сентября, а новгородской – 15 августа.


Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская
(1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI).
Моздокской
(XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Успения Божией Матери.
Прп. Макария Римлянина, игумена, и прп. Харитона.
Новосщмч. пресв. Андрея (Волянского).
Св. Христоса из Янины
(Греч.).
Св. Стефана, старца Вяткинского
(1890).
Новомчч. иерея Павла Сжайко и пресвит. Иоанна Грабовицких в Польше
(1943)
.



Великий церковный праздник - Успение Пресвятой Богородицы, отмечается всеми католиками, христианами и верующими людьми. Когда Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году? Успение, как и в те года, перепадает на 28 августа. В этот знаменательный день, все люди почитают память великой женщины - Пресвятой Богородицы или как ее еще называют - Дева Мария. Несмотря на то, что слово "успение" означает "смерть", праздновать принято с улыбкой на лице и с хорошим настроением. Ведь по старым поверьям, Пресвятая Богородица не умерла, а воссоединилась с Господом на небесах.

О церковном празднике

Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году ничем не отличается от празднования тех годов. Он считается двенадцатым, особо важным, церковным праздником. Это последний большой праздник, после Пасхи. В этот день заканчивается большой пост, и люди отмечают его с многочисленными вкусными блюдами на столах, тем самым почитая и благодаря за все Пресвятую Богородицу.




Обязательно следует с утра сходить в церковь либо в храм и приклониться пред иконой Богоматери. Поблагодарить за все, поставить свечу за упокоение ее души, а после можно попросить ее о помощи. Кто-то просит о выздоровление детей, кто-то о плодоносном урожае, либо счастье в семейной жизни. Многие верят, что Пресвятая Богородица, несомненно, услышит все молитвы и обязательно поможет каждому, кто покаялся в своих совершенных грехах и впустил в душу светлые умыслы.

Большой церковный праздник имеет определенное значение. Он повествует людям о том, что людям не стоит бояться смерти, а встретить ее спокойно и достойно. Ведь умирая, душа человека воссоединяется с Господом и переходит в чудесное место, где нет лжи и вражды. Бог покровительствует всех и дарит душам умерших вторую жизнь на небесах.

В канун празднования Успения Пресвятой Богородицы все священнослужители одеваются в светло-голубые одеяния, показывая этим свое воссоединение с небесами. Преклоняются перед Царицей небесной и Господом, показывая свою веру и послушание. В это день считается, что Дева Мария покрывает всех невидимым покрывалом, давая свое благословение.

История происхождения Девы Марии

Ее жизнь на Земле была удивительной с самого раннего возраста. Она стала избранницей Бога для рождения на свет великого Спасителя - Иисуса Христа. Господь увидел в ней чистую, не оскверненную корыстью и злым умыслом душу, посчитав, что именно она должна подарить Иисусу жизнь.




Будучи маленькой девочкой, с благословением Господним она вошла в Иерусалимский храм. Ее с почестями приняли, и она стала вхожа во многие потайные комнаты храма, где хранились старинные реликвии. В такие комнаты мог входить лишь один человек - священник. Разрешалось входить в комнаты только после обряда очищения и помолившись за весь народ.

В своем юном возрасте Дева Мария была приучена к тяжелому труду, занималась рукоделием и с радостью обучала молитвы. Храм она считала лучшим местом на Земле, где можно было объединиться с Богом и поделится своими мыслями. Она росла неизбалованным ребенком с чистой и светлой душой. Всегда была добра и милосердна перед людьми. Училась не нарушать законов Божьих и восхваляла его.
По законам тех времен - ее выдали замуж, еще будучи молодой девушкой, за вдовца Иосифа, у которого от первого брака остались двое детей. Иосиф с уважением относился к своей новой жене, поэтому выполнил ее желание - жить в безбрачии. Для нее он стал хранителем и покровителем ее невинности и чистоты. Пресвятая Богородица вошла в семью небогатого плотника.

Рождение сына Иисуса

Самый радостный и знаменательный момент в жизни Марии - было рождение Иисуса Христа. Она стала матерью, воплотившегося на свет Спасителя.

Пресвятая Богородица всегда поддерживала Иисуса во всех его делах. Помогала ему, сопровождала его, куда бы он не отправился, оберегала и любила. Первое чудо Иисус сотворил на пиру у бедняков, превратив воду во вкуснейшее вино. Дева Мария тщательно скрывала возможности сына и хранила обет молчания. Но однажды, она взмолилась перед сыном, прося помочь нищим людям. Христос даровал людям свое милосердие.




Доброй и чистой душой женщине предстояло пройти еще множество испытаний. Земные владыки стали преследовать мать и дитя, чтобы отстоять свое правление. Они боялись, что Иисус заберет у них власть. Деве Марии с сыном ничего не оставалось, кроме как бежать. Они отправились в Египет, скитаясь в нищете и голоде.

Но нет сравнения этих бед хуже, по сравнению с той болью, которую ей предстояло еще перенести - день казни Иисуса Христа. Его распяли на кресте посреди толпы, которые со всей злостью и ненавистью требовали казни. Мария с болью в сердце поклялась, что всю свою оставшуюся жизнь - посвятит Господу, молитвам и помощи людям.

После казни Христа она становиться для апостолов Божьей Матерью и вместе с ними проповедует в разных местах. Разделяет с ними опасности, подстерегающие их, делит трапезу, отправляется в тяжелые походы. Церкви всего мира знали о ней и с восхищением благословляли на все ее добрые дела. Дева Мария была скромна и излучала любовь и милосердие ко всем людям.

Смерть Пресвятой Богородицы

Богородицу в последние годы ее жизни оберегал апостол Иоанн. Она часто просила Господа забрать ее на небеса, чтобы воссоединиться с сыном. В один прекрасный день Господь услышал ее молитвы и отправил к ней на землю Архангела Гавриила. Он известил ее, что ее страдания закончатся через три дня и она перейдет на небеса. Мария была счастлива от того, что вскоре встретиться со своими родными. Она поняла, что смерти не стоит бояться, ведь она отправиться в Царствие Небесное, где будет вечная жизнь. Ожидая своего ухода, она просила собрать всех 12 апостолов, дабы попрощаться с ними.




Перед смертью Пресвятая Богородица обещала не оставлять никого, слышать молитвы людей и помогать всем, кто в этом нуждается. Просила перенести ее тело в Гефсиманию, где последние часы жизни провел Иисус. Через три дня после похорон, апостолы заглянули в пещеру и обомлели от увиденного. Тела Девы Марии не было, остались лишь ткани, в которых ее похоронили. На вечерней трапезе случилось чудо, явилась Дева Мария в окружении ангелов, сказав, что всегда будет рядом с каждым.
С тех самых пор и отмечается успение с радостью и с грустью, ведь с одной стороны Дева Мария умерла, а с другой стороны - она обрела жизнь в Царствие небесном.

Когда Успенский пост начинается?

Чтобы очистить душу и сердце перед праздником Успение Пресвятой Богородицы 2017, следует обратить особое внимание на . С какого числа он начинается? В 2017 году пост выпадает на 14 августа и заканчивается 27 августа. В эти дни не стоит употреблять живность, а отдать предпочтение овощам, фруктам, зерновым. Придерживаясь поста, человек очищает свою душу от злых умыслов и гнева.




Какого числа следует идти в церковь? Служба в церкви проходит в ночь на 27 августа и заканчивается утром 28 августа. В это время читаются молитвы, отпускаются грехи, поклоняются иконам. После службы просят Богородицу о помощи и вымаливают прощение за содеянные грехи.

Успение Божьей Матери имеет огромное значение в жизни каждого человека. Не стоит устраивать ссоры в этот день, заниматься уборкой, либо быть в плохом расположении духа. Нужно впустить в сердце добро, улыбаться и радоваться. Ведь Дева Мария - всегда была доброй женщиной и, ни смотря ни на что, ушла на небеса с улыбкой на лице и добротой в сердце к каждому человеку.

28 августа православные верующие отмечают праздник – Успение Пресвятой Богородицы 2017. В это день заканчивается Успенский пост в честь перехода Богородицы из одной жизни в другую. рассказывает про историю и главные традиции праздника.

Успение Пресвятой Богородицы 2017: традиции праздника

По церковной легенде, Богородица точно знала время своей смерти и готовилась к этому дню молитвой и постом. Впоследствие пост назвали Успенским, и все верующие каждый год придерживаются его, отдавая дань Деве Марии.

По преданию, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме для совершения обряда погребения Девы Марии.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

В этот день обязательно нужно посетить литургическую службу в церкви, а также поставить свечку.

На Успение заканчивалась жатва. В честь праздника принято было печь пироги и собирать гостей в доме.

Существует примета, что в этот день молодым девушкам легко найти суженого, с которым она проведет всю жизнь. Традиционно, на Успение парни ходили свататься к тем, кого они хотели бы взять в жены.

На Успение Богородицы люди ходили в церковь святить колосья и семена, а после пекли хлеб, которые раздавали бедным и нуждающимся.

Также в этот день хозяйки начинали делать заготовки на зиму.

Что означает праздник

Дева Мария, родившая после непорочного зачатия Сына Божьего, славилась в годы жизни своей необыкновенным трудолюбием и кротостью - ни разу не обратилась она с упреком к Всевышнему по поводу судьбы, ей предназначенной. Выйдя замуж за бедного плотника, потому что так повелел Бог, девушка сохранила себя для высшей цели, несмотря на многочисленные соблазны. Также спокойно перенесла женщина упреки супруга в неверности, когда беременность стала заметна всем окружающим.

После рождения сына семья подвергалась всяким гонениям, так как пророки указали властителям об опасности младенца для правителей того времени. Мария приложила немало усилий, чтобы спасти Иисуса и вырастить его до взросления, до того времени, когда Сын Божий открыл миру свои возможности и явил в подтверждение своей божественной сущности большое количество чудес.

Для каждой матери смерть ее ребенка - горе, ни с чем не сравнимое. Святая женщина вынесла с достоинством все страдания, выпавшие на ее долю. После гибели единственного своего ребенка на кресте, она отправилась вместе с апостолами, продолжая дело, начатое Сыном Божьим.

О своей смерти Дева Мария знала заранее, поэтому завещала всем не печалиться, а радоваться в день ее кончины. Согласно библейским сказаниям, накануне Успения она пребывала в особо приподнятом настроении, предчувствуя скорую встречу с любимыми и дорогими ее сердцу людьми.

Священное Писание рассказывает, что после смерти Марии все паломники, пришедшие проводить святую женщину в последний путь, получали исцеление от всех болезней. И даже злые люди, при жизни преследовавшие Матерь Божью, после раскаяния моментально выздоравливали. Ночью Тело исчезло, а наутро апостолам Женщина явилась, будто сотканная из солнечного света в сопровождении ангелов и велела радоваться ее счастью - наконец-то она воссоединилась с Иисусом Христом.

Народная мудрость

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы собирались на протяжении многих столетий, олицетворяя собой связь между природными явлениями и деятельностью человека:

После праздника начинается «бабье лето». Если на Успение погода установилась ясная и теплая, до 11 сентября будет прохладно;

Если в этот день наблюдается радуга на небосклоне - осень будет теплой, затяжной;

Когда заморозок появляется в ночь на Успение, следует ожидать раннюю и холодную зиму;

Если паутины много именно в этот день - будут морозы сильные при бесснежной зиме;

Когда в праздник с утра сильный туман, который рассеивается только к обеду - следует ожидать сильный урожай.

В царские времена до Успения следовало свататься - после праздника начинался Мясоед, который использовался для проведения свадеб. Считалось, что молодой человек, не получивший согласия любимой на брак до этого времени, в настоящем году не женится.

По всем канонам - и церковным, и мирским необходимо было собрать основной урожай к Успению. Именно поэтому традиционно 28 августа отмечалось в деревнях, как праздник урожая. Даже советская власть, чтобы народ не взбунтовался, разрешала устраивать по этому поводу «Обжинки» в колхозах и совхозах.

Правила поведения в этот день

Естественно, следует встретить утро в посте и молитве, сходить в церковь и поставить свечку. Нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы все то, что сопряжено с большой физической нагрузкой:

Выполнять столярные и слесарные работы;

Заниматься земледелием;

Прибивать что-то или резать и пилить;

Нельзя разводить огонь и готовить еду, также запрещено резать хлеб - считается, что ломать его нужно руками, чтобы не привлечь к дому всевозможные несчастья;

Незамужним женщинам и девушкам религиозные традиции в этот день запрещают посещение парикмахерского салона - стрижка волос в Успение вызывает слезы Девы Марии;

Обувать в Успение можно только новую, удобную обувь - по всем приметам, мозоль, натертая именно во время похода к заутрене в успение, привлечет трудности и проблемы в жизнь верующего человека.

Особо тяжким грехом считается ругань, бранные слова, произнесенные 28 августа. По этому поводу все православное духовенство читает проповеди в храмах, предостерегая прихожан и наставляя их на путь истинный.

Язык дан человеку для произнесения молитвы и прославления Бога, а не для гневливых фраз и оскорблений ближнего своего. Поэтому Успение Пресвятой Богородицы следует проводить в кротком веселье, не имеющем ничего общего со светскими тусовками и вечеринками.

Поддержите проект, сделав репост данного материала! Давайте становиться лучше вместе!