Тестовые задания для детей 4 лет. Тест с соленой и сладкой кашей

Возраст 4-5 лет уже можно смело считать старшим дошкольным, ведь одни малыши начинают посещать школу в 6 лет, а другие в 7. Развитию ребенка в этом возрасте необходимо уделять особое внимание, ведь в процессе познания всего, что окружает, наш(а) сын / дочь еще и готовится к школе. Безусловно, каждый родитель заботится о развитии своего маленького человечка и относится к этому процессу с большой ответственностью, но недостаточно просто играть с ним, понятно отвечать на детские вопросы, и т.д. Необходимо еще понимать, правильно ли все делается, правильно ли развивается ребенок. Если где-то, что-то упущено, то в школе ему будет очень тяжело. В статье приведены основные показатели развития ребенка 4-5 лет, а в её конце вы найдете ссылку, по которой сможете скачать (бесплатно) тесты для проверки знаний и умений своего человечка.

Показатели развитие знание и умений ребенка в 4-5 лет

Примеры страниц тестов на развитие ребенка 4-5 лет (ссылка на загрузку в конце статьи):





  1. Показатели развитие мышления, внимания и памяти :
    • уметь находить несоответствия и сходства двух картинок между собою, а также ошибки в них;
    • расставлять несколько картинок (5-7) в правильной последовательности;
    • запоминать за раз 5-6 различных предметов, а также содержание конкретного, сюжетного рисунка;
    • правильно подбирать пару к каждому предметы, объяснять связь между ними;
    • понимать и объяснить предназначение: больницы, магазина, парикмахерской и т.д., а также правильно выбирать обувь для прогулки, в зависимости от погоды;
    • видеть, находить закономерности в расположении нескольких предметов;
    • решать простые задачки, к примеру, логически выбирать лишний или нужный предмет из трех и более;
    • уже знать все цвета и их названия, а также их оттенки;
    • в правильной последовательности называть времена года, все дни недели и составляющие суток;
    • знать свою страну (проживания), её столицу, а также профессии родителей;
    • знать основные правила поведения на улице: дорогу переходить только в специально для этого оборудованных местах, стороною обходить люки, весь мусор бросать в урны и т.д.;
    • понимать, что плохо, а что хорошо;
  2. Показатели развития математических навыков / способностей :
    • в правильной последовательности называть числа от 1 до 10 и в обратном порядке;
    • понимать, какое число пропущено;
    • узнавать цифры, которые видит, и правильно их писать;
    • знать, из чего состоит число и уметь его раскладывать / составлять;
    • правильно понимать отличие цифры от числа и количества;
    • уметь сравнивать разные количества и понимать значение знаков «больше», «меньше», «равно», а также сравнивать несколько предметов по толщине, высоте, длине и ширине;
    • уравнивать группы между собою по количеству предметов в них;
    • правильно произносить порядковые числительные;
    • решать простенькие задачки на вычитание / сложение;
    • правильно ориентироваться и понимать «влево», «вправо», «вниз», «вверх» и т.д.;
    • знать основные фигуры, узнавать их и знать правильные названия;
  3. Показатели развития речи :
    • говорить с выражением, не торопясь, а также правильно выговаривать все буквы;
    • знать предметы, его окружающие, а также основные действия животных и людей;
    • знать обобщающие слова предметов, относящихся к одной группе: мебель, фрукты, транспорт и т.д.;
    • правильно произносить существительные, исходя из их числа (единственное или множественное);
    • самостоятельно описывать предмет, а также уметь его найти по конкретным признакам: овальный, желтый, съедобный и т.д.;
    • понимать близкое значение слов и противоположное, а также уметь подбирать соответствующие;
    • понимать значения предлогов: в, под, на, около и т.д.;
    • знать профессии людей и что они делают;
    • уметь вести беседу, задавая вопросы и отвечая на них;
    • наизусть рассказывать несколько стихотворений, песенок и т.п.;
    • уметь по картинке составить коротенький рассказ;
    • согласовывать слова по роду, падежу и числу;
    • уметь самостоятельно придумать окончание сказки / истории;
    • выделять звуки в словах (первый и последний), а также понимать, чем отличается звук от буквы;
    • уже читать короткие слова по слогам, а также уметь поделить слово на слоги.
  4. Показатели развития графических навыков :
    • уметь рисовать разными инструментами: мелками, карандашами, красками и т.д.;
    • рисовать простые фигуры, линии разной длины и направленности;
    • уметь обводить, штриховать и копировать рисунок.

Вот, собственно, основные показатели развития ребенка в 4-5 лет. Проверить, все ли знает и умеет ваше сокровище, вы можете при помощи специальных тестов, скачать которые бесплатно в формате PDF можно по приведенной ссылке. С их помощью можно получить повод для радости, а также понимание, каким моментам уделить особое, большее внимание.

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями - 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези - 1 балл.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения - 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения - 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3-4 картинки - 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок - 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри - девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») - 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание - 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). ...А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания - 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.


Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго - овощ (морковь), третьего - фрукт (апельсин), четвертого - предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова - 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень - 14-18 баллов.
Средний уровень - 9-13 баллов.
Низкий уровень - 0-8 баллов.

Предложите ребенку пройти простые тесты. Для него это будет новым видом игры. А пока он будет «играть», вы займетесь исследовательской работой и расшифровкой внутреннего мира своего малыша. Какой он, этот мир? Что радует ребенка? Что огорчает? Есть ли у него страхи и неуверенность? Любит ли он фантазировать? Не испытывает ли он одиночества в семье?

Тест «моя семья»

У детей свои представления о семье, своя теория о «ячейке общества». Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с ближайшими родственниками? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши, достаточно времени и попросите: «Нарисуй нашу семью».

◈ Желательно, чтобы вас не было рядом, когда малыш выполняет задание. Он должен быть свободен и раскрепощен, у него не должно быть установок: нарисовать как можно лучше, чтобы понравилось.

◈ Пусть это будет развлечение для малыша, а для вас — материал для исследования.

◈ Если у ребенка плохое настроение, он был свидетелем семейного конфликта накануне, отложите тест для более подходящего момента.

◈ Если ребенок задает вопросы типа: «А как рисовать?», «А что рисовать?» или «С чего начать?», это говорит о том, что, по сути, он не знает, что же это такое — «семья». Это камушек в ваш огород. Нужно выяснять и устранять причины такого неведения. Конечно, это работа для всей семьи.

◈ Обязательно обсудите готовый рисунок с малышом, даже если вам «все и так понятно». Важно проговорить вслух, уточнить некоторые моменты, малыш вам поможет в этом и охотно поделится своими размышлениями. Задавайте вопросы: «А кто это? А рядом кто? А сколько у него пальцев на руках?»

РАСШИФРОВКА ТЕСТА

1. Все ли на месте? Прежде чем приступить к толкованию теста, вы должны знать, что ничего лишнего и случайного в детском рисунке не бывает. Все важно, все несет свой смысл и имеет эмоциональную окраску (нажим карандаша и цвет в том числе). Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, он не просто «забыл». Он вытесняет этого человека на уровне подсознания. Насколько это глубоко и каковы причины? Возможно, эти отношения можно скорректировать самостоятельно, а, возможно, понадобится помощь специалиста. Если ребенок забыл изобразить себя на рисунке, на это указывают, как минимум, две причины: «я никому здесь не нужен» или «мне и без этой компании неплохо живется».

2. Размер изображения . Здесь работает простой закон: чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка. Если братик или сестричка получились великанами, а мама с папой — лилипутами, признайте, что родители для малыша в данный момент играют второстепенную роль.

3. Чужаки среди своих . Случается, что дети дорисовывают вымышленных персонажей или даже технику. В их представлении они являются полноправными членами семьи. Это могут быть приятели, соседи, животные (реальные и несуществующие), сказочные персонажи, машины. Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения, понимания, эмоциональной близости в семье, и он ищет это вне дома.

4. Выше-ниже . Обратите внимание, как расположены персонажи на рисунке. Чем выше изображение, тем больше власти. Соответственно, чем ниже на листе образ, тем меньше у него прав и полномочий. У вас есть возможность узнать, кто же правит балом в вашей семье (если вы еще об этом не знаете).

5. Расстояние между персонажами . Это важная деталь в детском рисунке, которая указывает на психологическую дистанцию между ребенком и разными членами семьи. Близкое расположение персонажей друг к другу или их прикосновения говорят о взаимопонимании между родственниками.

6. Какой я? Если малыш рисует себя маленьким, в углу рисунка, это говорит о его низкой самооценке. Если же он нарисовал себя гигантом, занимающим большую часть пространства, у него хорошее мнение о себе, любимом. В принципе, у детей дошкольного возраста самооценка нередко завышена: они ведь «принцы и принцессы». Со временем, когда детский эгоцентризм растворится, этот налет «избранности» у большинства детей сотрется.

7. Домашние животные. Если ваш ребенок нарисовал вашего четвероногого члена семьи рядом с собой, не обижайтесь: это самый родной «человек» и самый близкий друг. Ведь он ничего не требует, не заставляет мыть руки перед обедом, складывать игрушки, не ругает за грязные штаны и т. д. Ему ничего не надо, он просто машет хвостом от радости и дарит свою животную, но такую бескорыстную любовь. Слишком большая эмоциональная привязанность к домашним животным может говорить о том, что ребенок не получает достаточно внимания со стороны людей.

8. Кнопка тревоги. Тот персонаж, который нарисован с большим нажимом, обведен несколько раз, заштрихован, вызывает у «художника» наибольшую тревогу. Тревожность может спровоцировать кто угодно в семье. Нередко взрослые (особенно старшего поколения) неосознанно устанавливают свои программы и табу, а для ребенка они могут нести негативную информацию и страх. Тревожность также может выражаться несмелыми движениями карандаша, слабыми линиями и штрихами.

9. Голова и глаза . Самый большеголовый член вашего семейства — самый умный. Особое внимание обратите на зеркало души человека — глаза. В психологии эта часть лица отражает наше эмоциональное состояние, это источник слез, печалей или радости. Если глаза огромны, — это крик о помогци, высокая тревожность, необходимость в ласке и поддержке. Если же они наоборот маленькие (в виде точек или щелочек), здесь можно прочитать запрет на выражение эмоций, сдержанность, страх проявить себя, слабость, неуверенность, подавленность.

10. Уши . Огромные уши говорят о желании прислушиваться к чужому мнению. Тот, у кого самые большие уши, самый покладистый и покорный. Для него важно «общественное мнение», критика окружающих, похвала или порицание. Если ребенок нарисовал себя с большими ушами, это может отражать качества аудиала: он воспринимает мир с помощью слуха, и это является его ведущим информационным каналом. Кроме того, большие уши могут говорить о настороженности, тревожности: малыш, как радар, все время улавливает подозрительные сведения о себе и мире.

11. Рот . Обратите внимание на размер рта. Если он большой, открыт, заштрихован, — это источник крика, обид, неудовлетворенности, агрессии, причем выраженной. По большому счету, это даже хорошо: лучше выражать и выплескивать свои чувства, чем копить и сдерживать их. Если рот нарисован в виде маленькой черточки, точки или вообще отсутствует, значит, у персонажа есть табу на выражение своих эмоций, в первую очередь, негативных. Такой человек боится высказывать собственное мнение, полагается на волю других, ему лучше выполнить приказ, чем взять инициативу в свои руки. Наличие зубов говорит о том, что персонаж защищается путем нападения.

12. Шея . Эта часть тела является связующим звеном между разумом и чувствами. В японской духовной традиции, например, есть понятие «кокоро» — место, где встречаются ум и сердце, их гармоничное слияние. Возможно, шея и является этим местом. Если она нарисована, значит, у персонажа есть здравый смысл, рациональный ум, воля над чувствами. Отсутствие шеи — знак бесконтрольных эмоциональных проявлений.

13. Руки . Это наши проводники в мире отношений, свершений, целей, устремлений. Ими мы «прощупываем» наши возможности, с их помощью мы реализуем наши способности и таланты. Обратите внимание на наличие и количество пальцев на руках. Если они есть, это говорит об уверенности в своих силах, возможности максимально проявлять себя в мире. Пальцы левой руки отражают связи в кругу семьи, пальцы правой — за ее пределами. Большие руки говорят о широте взглядов, смелости и могуществе.

14. Ноги . Это наша опора, уверенность, сила, твердость. Крепкие ноги с большими стопами говорят о том, что персонаж хорошо заземлен и чувствует мощную поддержку своего рода. Тонкие, повисшие в воздухе ноги указывают на оторванность от мира, страх перед неизвестностью, неуверенность в себе. Кроме того, ноги символизируют открытие новых просторов, возможность передвижения в жизни, перемены и трансформации в психическом пространстве человека.

Глаза человека, если в них смотреть по-настоящему, а не вскользь, несут много информации. Заглядывайте как можно чаще в глаза вашему ребенку. Делайте это не с целью — «а ну-ка скажи правду», — ас любовью. Когда вы беседуете с малышом, присядьте, опуститесь на его уровень. Это поможет вам установить отношения типа «ребенок-ребенок», а не «родитель-ребенок». Чем чаще ваш «внутренний ребенок» будет выходить на связь с вашим малышом, тем больше у вас будет шансов понять природу детского сознания и принять ее такой, какая она есть.

Грустный факт

Результаты многочисленных тестирований психологов говорят о том, что современные дети все чаще ленятся изобретать, мыслить творчески, фантазировать и мечтать. Если попросить ребенка нарисовать что-нибудь просто так, он, чаще всего, изображает примитивные вещи: точки, палочки, кружочки. Этому есть объяснение. Дети сильно ориентированы на оценивание со стороны взрослых, на результат и похвалу, а не на процесс ради удовольствия.

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. В 4 года старайтесь задавать вопросы играючи. Помните, что результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

ТЕСТ

  1. Назови свои данные:
    • Какое у тебя имя?
    • Какая у тебя фамилия?
    • Ты мальчик или девочка?
    • Сколько тебе лет?

  1. Каким, одним словом можно назвать все эти предметы:


Ставим « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы.

  1. Сосчитай предметы (должно быть именно 4 предмета ):

Ставим « + », если ребенок сосчитал верно, и без подсказки.

  1. Какой формы эти предметы (только круг и квадрат ):

Ставим « + », если ребенок ответил правильно на 2 вопроса.

  1. Произносите ребенку фразу : « Послушай внимательно 9 , 3 , 7 , повтори».

Ставим « + », если ребенок правильно повторил все три числа.

Результат:

У вас все « + » – развитие ребенка соответствует возрасту.

Если есть один « - » – протестируйте ребенка по тесту для 3-х лет. Если нет ни одного минуса в тесте для детей 3-х лет - развитие ребенка соответствует возрасту. Если есть хоть один « - » – вам стоит показать малыша детскому психологу.

Если два и более « - » - ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего малыша.

Замечательные развивающие игры есть на нашем сайте!

Вопрос № 1 – проверяют общую осведомленность ребенка.

Вопрос № 2 – проверяет способность понимать, происходящее вокруг.

Вопрос № 3 – проверяет уровень математического мышления.

Вопрос № 4 – проверяет уровень восприятия ребенка.

Вопрос № 5 – отвечает за проверку концентрации внимания вашего малыша.

Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выберите пункт, соответствующий четырем годам. В опроснике проставьте плюсы напротив тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 - повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление . Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

5 ЛЕТ

Общая осведомленность . Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление . Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); (сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление . Назвать назначение предметов обихода (для чего нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?). Показывайте красный, синий, желтый; положительная оценка – при безошибочном ответе.

Интерпретация результатов

Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.

Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

В случае, если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.

Дополнительное обследование

Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.

Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме. Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.

Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока не научился, скажем, считать до четырех - не стоит не паниковать. Ведь для освоения этого навыка у малыша есть еще целый год!