Открытое занятие Тема: «Такие разные грибы. Конспект по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Чудо елочка Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Организация: Саратовская область, г. Балаково

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы :

Непосредственная образовательная деятельность

Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок

«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»

Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"

«Банка варенья для Карлсона»

Беседы

«Грибное царство, ягодное государство»

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

«Зачем грибы и ягоды в лесу»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»

Экскурсии

в детскую библиотеку.

Просмотр мультфильмов

«Лунтик. Белый гриб»;

«Маша и медведь» - «День варенья»

Презентация

  • Вечер загадок и отгадок

Исследовательская деятельность «Игры с губкой»

Дидактические игры :

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний»,

«Отыщи и назови гриб»»,

«Скажи по-другому»,

«Угадай, где гриб растёт»,

«Лесные дары»,

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы и ягоды»,

«Чей гриб?»

Сюжетно-ролевые :

Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»

Подвижные:

«Грибники»,

«Ягодка – малинка»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

В. Сутеева «Под грибом»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),

Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,

Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Обсуждение пословиц и поговорок.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,

Разучивание песни-игры с грибами.

Просмотр презентаций

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Мини-выставка рисунков

Работа с родителями .

Консультации

Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему.

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».

Выставка поделок «Дары леса»

Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кадры и социальные партнеры :

  • Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
  • социум – детская библиотека.

2 . Материальные база:

  • оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
  • программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
  • дидактическиеигры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта:

Выставка детских работ

Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные :

Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

Будет созданы новыепечатные продукты;

Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные :

Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;

Выставка поделок;

Посещение игры-викторины;

Чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

Новые пособия дидактических игр;

Альбом «Царство ягод и грибов»;

Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г

Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Интернет-ресурсы:

«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/

«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html

«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/

Открытый класс» http://www.openclass.ru

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема: «Грибы. Ягоды»

Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Программные задачи: Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Оборудование : фланелеграф, картинки с грибами и ягодами, картинки по правилам сбора грибов и ягод. магнитофон.

Ход:

Орг.момент:

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что наша земля, на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.

Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди «отхлопывают» названия времен года, соблюдая последовательность.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

На полянке стоит лукошко с грибами и ягодами.

Воспитатель. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно, у гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Воспитатель. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой?

Дети. Подосиновик.

Воспитатель. Какой под березкой?

Дети. Подберезовик.

Воспитатель. А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

Воспитатель. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

Пальчиковая гимнастика «За грибами».

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

«Загадки-отгадки».

На фланелеграф воспитатель расставляет картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

***

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

***

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

***

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

***

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

***

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

***

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

Физминутка «По малину».

Воспитатель. А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни).

Воспитатель. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод).

Воспитатель. Что есть у ягод? (Ответ детей)

Воспитатель. Правильно у ягод есть корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.

«Загадки-отгадки».

На фланелеграф воспитатель расставляет картинки ягод.

Воспитатель. Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.

Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

***

Мы нагнёмся до земли,

Чтоб наполнить кузовки.

Стебельки раздвигаем -

Огоньки собираем. (Земляника)

***

Я красна и кисла,

На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

***

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

Итог. Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Мы на следующий год снова в гости в лес пойдем. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.

Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

Не вырывать кустики ягод.

Собирать только знакомые ягоды и грибы.

ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о различных предметах, из которых сделаны окружающие предметы.
ЗАДАЧИ:
-Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения различать, сравнивать губки по форме, цвету, величине. Называть свойства предмета;
-Развивать творчество, навыки в конструировании (постройки из губок); умения сопровождать речью игровые действия;координационные движения мелкой моторики;
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, через предметы, которые используют в домашнем обиходе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильма «Федорино горе», создание проблемной ситуации «Чем же можно было помыть посуду у Федоры». Разучивание физминутки, коротких стихотворений: Бабочка…, Плывет, плывет кораблик…, Мы строителями станем… (приложение 1) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: чемодан, поролоновая губка, шероховатая, мягкая, колючая, опыт.
МАТЕРИАЛ: чемодан, губки для мытья посуды на каждого ребенка, аудиозапись, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, фото домика из губок, мелкие игрушки.

Ход деятельности

Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята я сейчас в раздевалке увидела чемодан и решила показать вам. Вам интересно, что же там?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте я посмотрю, что там лежит, а вы отгадайте.

Загадка про губку.

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Дети: Это губки для мытья посуды.
Аудиозапись из чемодана (голос).
Воспитатель: Слышите чей-то голос.Звучит аудиозапись «Надоело нам лежать, хотим с вами поиграть».
Воспитатель: Посмотрите, сколько губок в чемодане?
Дети: Много.

Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»

Воспитатель: Берем все по губке. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Закрываем глаза. Три раза повернемся. Открываем глаза, вот мы и волшебники. Приложите губки к груди.Что у нас получилось?
Дети: Бриллиант, брошь…
Воспитатель: Покажите друг, другу.
Положите губки на голову. Что получилось?
Дети: Корона, шляпа…
Воспитатель: А сейчас пройдемся как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы.
Воспитатель: Поиграли. Начинаем изучать наши губки.
Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель: По весу какие?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель: Понюхаем губки? Чем-то пахнут?

Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».

Воспитатель: А теперь снова превратимся в волшебников и превратим нашу губку в гармошку.

Берем за короткие стороны и играем. А еще споем песенку:

«Я играю на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью день рожденья,
Только раз в году.

Воспитатель: Давайте споем громко, а теперь тихо.

«Бабочка»

Воспитатель: А теперь наша губка превращается в бабочек. Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.

«Бантик»

Воспитатель: Сожмите губку посередине двумя пальцами, получился бантик.
Воспитатель: Сложите губки на стол.На что они похожи? (на кирпичики)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.

Конструирование «Дом из губок»

Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.

(Показ картинки дом из губок),(приложение 2)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Воспитатель: Подгоните самосвалы
Загружайте кирпичи
Ими губки побудут
Начинайте силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Воспитатель: На что похож наш дом.
Дети: На теремок из сказки.
Воспитатель: А какие герои живут в теремке?
Обыгрывание сказки. (детям раздаются мелкие игрушки зверей)
Воспитатель: Прибежала мышка-норушка стала в нем жить.
Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бок, и медведь всем места хватило. Все рады. Благодарят вас за красивый дом-теремок.

Эксперименты с губками.

Опыт «Кораблики»

Воспитатель: Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть?
Воспитатель: Она плывет. На что похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель: Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Воспитатель: Может ли кораблик уплыть в дальние страны?

Опыт «Пузырьки»

Воспитатель: Кораблик может утонуть?
Воспитатель: Предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель: Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.

Опыт «выжми губку»

Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде.Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу.
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель: Попробуем перенести воду в пустой таз.

Игра «Соберем водичку»

Воспитатель: Соберем водичку со стола в таз при помощи губки.
Итог. В группу входит помощник воспитателя.
Пом. Воспитателя: Ребята вы не видели чемодан с губками для мытья посуды, мне их выдали чтоб посуда из которой вы кушаете была чистой.
Дети: Видели мы с ними играли, опыты проводили.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем и покажем Л.Н. что можно сделать с губками. (рассматривание иллюстраций) (приложение3)
Пом. Воспитателя: Молодцы ребята, много интересного мне рассказали.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку, возьмем с собой губку. Проведем еще один опыт. Проверим будут нет губка впитывать снег.

Цели: Расширение представлений детей о грибах. Систематизация знаний детей по теме «Грибы».

Задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
  • Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Грибы».
  • Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Виды совместной деятельности: Познавательно-речевое развитие. Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Коммуникация

  • беседа с использованием личного опыта детей.
  • рассказы родителей, обирающих грибы.

Свободное общение:

  • «Что такое грибы»
  • «Какая польза от грибов»

Совместное обновления рубрики/стенда для родителей:

  • «Осторожно, ядовитые грибы!»
  • «Съедобные грибы»

Познание

Рассказ воспитателя

  • «Что посеешь, то и пожнёшь»
  • «Нет трудов нет и плодов»

Заучивание загадок, стихов.

Рассматривание:

  • фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных грибов, рисунки других детей

Исследовательская, деятельность:

  • рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине, вкусу).

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

  • Кто скорее соберет
  • Большой-маленький
  • Подскажи словечко
  • Съедобные и ядовитые
  • Пальчиковые игры «Раз грибок, два грибок»
  • ФЭМП (по той методике, по которой работаете).

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)

Социально-личностное развитие

Социализация

Экскурсии: В лес.

Участие в приготовлении грибного салата, др. блюд из грибов.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»
  • «Кафе»

Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.(последовательность приготовления грибного салата, икры)

Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей

Труд

Ручной труд:

  • участие в приготовлении блюд из грибов.
  • изготовление муляжей грибов.

Безопасность

Беседа с детьми

  • «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»
  • «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»

Беседа со старшей мед. сестрой «Если хочешь быть здоров!»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Продуктивная деятельность.

  • Рисование «Грибочки»
  • Лепка «Угощение для ежа»
  • Аппликация «Боровички»
  • Оригами «Грибочки»

Музыка

По плану музыкального руководителя. М/и «А мы по лесу шли»

Физическое развитие

Физкультура

Подвижные игры

  • «Кто быстрее под грибок»
  • Здоровье

Свободное общение «О пользе съедобных грибов» , «О вреде ядовитых грибов».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Грибы»

В.Сутеев «Под грибком»

Стихотворения: «Грибы» Т.Днепровская

Разные книжки-малышки

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи грибов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...

«Повар»: плита игрушечная,игр. кухня, посуда, муляжи грибов, спец. одежда.

Алгоритмы приготовления простейших блюд (грибной суп, салат, грибная икра,

Центр продуктивной деятельности: Картинки для сказки «Под грибком», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Под грибком». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй

  • Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
  • Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
  • Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени»: поделки с детьми из грибов и природного материала.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет

Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы»

Автор : Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: учебный год.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность создания проекта. Активность побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; она делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Познавательно-исследовательская деятельность помогает расширить и углубить знания, повысить качество учебной деятельности у детей, она способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей является природа, и книга занимает свое место в этих процессах.
Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.
Задачи проекта:
1. Определить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности пространственно-предметной развивающей среды, способствующей развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему мероприятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на материале природоведческой литературы.
4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Предполагаемый результат:
активизация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов,
формирование пониманий связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них;
вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный.
- создание предметно-пространственной среды. «Полочка умных книг» - подборка художественной литературы природоведческого характера таких авторов как: В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, И. Соколов-Микитова, И. Сладкова и др.. Сборники стихотворений, познавательных сказок и рассказов природоведческого характера, подбор материала о растениях и животных на тему «Мы их знаем», иллюстраций о животном и растительном мире, создание альбома «Времена года», где каждый месяц дети в совместной деятельности с педагогом создают «портрет месяца» (создание символа месяца), демонстрационный материал, используемый непосредственно в образовательном процессе.
- оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- создание проблемной ситуации с целью формирования интереса к данной теме.
2. Основной.
Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность:
- Земля – наш общий дом (по стихотворению Т.А. Шорыгиной «Земля – наш общий дом»);
- Кто живет в лесу? (по произведению Е. Чарушина «Моя первая зоология»);
- Лес – это дом для многих жильцов (по произведению В. Бианки «Снежная книга»);
- Для чего животным хвосты? (по произведению В. Бианки «Хвосты»);
- Что за зверь? (по произведению Е. Чарушина «Что за зверь?»);
- Почему у бурундука на спине полоски (по мотивам Нивхской сказки «Медведь и бурундук»);
- О связи живой и неживой природы (по произведению Т.А. Шорыгиной «Великан и голубое озеро»);
- Живые цепочки (по произведению Т.А. Шорыгиной «Рябина»);
- Дождевой червяк (по произведению Т.А. Шорыгиной «Дождевой червяк»).
Беседы:
- «Все нужны на земле», «Правила безопасного поведения в лесу», «Золотая осень», «Зимушка - Зима», «Весна – красна», «Лето красное», «Кто от зимы не улетает», «По грибы, по ягоды», «Как звери готовятся к зиме», «Хищники или кто охотится в лесу», «Знакомьтесь: грибы».
- Познавательные сообщения «Знаете ли вы…».
Наблюдения:
- «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса».
- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.
-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.
-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».
Рассматривание:
- картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», И.И. Шишкин «Рожь», «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», Н.А. Комаров «Зайцы», «Волки», «Лоси»; В.Ф. Федотов «Заяц в осеннем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки строят гнёзда», «Медведи в осеннем лесу».
- иллюстраций художников-иллюстраторов (Е. И Чарушин: «Медвежата», «Медведь - обжора», «Медведица с медвежатами», «Зайчата», «Волк-волчище», «Волчата», «Лисёнок»).
- альбомов с фотографиями «Травы и ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Грибы», «Животные нашего леса», «Пернатые жители».
-плакатов: «Деревья: лиственные и хвойные»; «Перелетные и зимующие птицы».
-познавательных энциклопедий: «Обо всем на свете», серии «Моя первая энциклопедия о животных».
Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы».
- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?»
- Тренинг с детьми «Правила поведения в природе», «Правила личной безопасности при общении с животным миром».
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке»;
Диалоги – драматизации:
- «Как животные готовятся к зиме», «Лесной разговор».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Сентябрь», «Мышонок Пик», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Мастера без топора»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Беляк»;
И. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Суд над декабрём»;
К. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»;
Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Поляной ночью», «Разговоры во льдах»;
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»;
Е. Чарушин «Что за зверь?»;
Т.А. Шорыгина «Великан и Голубое озеро», «Дождевой червяк», «Рябина»;
М. Михайлов «Лесные хоромы»;
Г. Ладонщииков «Медведь проснулся»;
И.И. Акимушкин «Жил-был медведь»;
М. Пришвин «Золотой луг»;
К. Ушинский «Осень» (отрывок); «Лиса Патрикеевна»;
А. Кокачев «Война грибов»;
Ю. Дмитриев «Тайна берёзок», «Ёлкины иголки».
Чтение и разучивание стихотворений: Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад», Е. Трутнева «Улетает осень», Е. Ильин «Синица», «Снегирь», С. Есенин «Береза», Ю. Мориц «Весна», Г. Ладонщиков «Весна», Б. Заходер «Серая звездочка», Р. Погодин «Жаба», К. Паустовский «Квакшва» и др.; Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Пушкин «Зимнее утро», В. Фетисов «Зимний вечер», А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Никулина «Русский лес», С. Михалков «Елочка», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», «Осень на пороге».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Рисование по памяти «Осенний лес», «Полярный медведь», «Рисуем животных» – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина, «Красивое развесистое дерево зимой», «Белая берёза под моим окном», рисование по представлению «Деревья в инее», «Лесные ягоды», «Цветы на лугу», «Животные нашего леса», «Снегирь», «С чего начинается лес» - рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).
Аппликация.
«Осенний ковёр», «Деревья», «Птицы нашего леса», коллективная аппликация «Зимний лес», коллаж «Жизнь на Земле», «Бабочка», «Мухомор».
Лепка.
«Кисть рябины», «Грибы», «Наш уголок природы» (животные): «Лось», «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Птички прилетели и клюют зернышки».
Из природного материала.
«Осенний ковер», «Бабочка» (из осенних листьев), «Мышонок», «Котонек», «Пушистая верба», «Птица».
Конструирование.
- из бумаги «Лисенок», «Заяц», «Лягушка», «Пингвины и другие обитатели Антарктиды».
Музыкальное творчество.
Слушание: П.И. Чайковского «Времена года», «Жаворонок» (муз. М.И. Глинки), «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Песни зверей», сл. и муз. О. Ю. Мифтаховой; «Кукушка», коми нар. песня, «Совушка», русская народная, «Песня Зайчика», «Песня Лисы», «Песня Мишутки» сл. и муз. Е.Е. Соколовой, «Белка», муз. Н. Римского - Корсакова (из оперы «Сказка о Царе Салтане»).
Пение: «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Зайка», муз. В. Карасёвой; «Берёзка», муз. Е.Тиличеевой.
Музыкальные игры с пением: «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева, «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова, «Ёжик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
Дидактические игры:
- Парочки: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные»;
- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»;
- Домино: «Птицы», «Дикие животные»;
- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова».
Подвижные игры : «Сорока», «Паук и лиса», «Хитрая лиса», «Назови детеныша», «Медведь и пчелы», «Птицы и снег», «Зайцы и Жучка», «Сорока», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Совушка», «Птицы и дождь», «Птицы в гнездах», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Зайцы и медведи», «Лесной дом», «Воробей».
Сюжетно-ролевые игры:
«Исследователи». «В мире животных», «В зоопарке».
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов;
-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?»
Труд:
«Сбор гербария», «Сгребание опавших листьев к корням деревьев», «Уборка опавшей листвы», «Уборка опавших веток на участке», «Развешивание кормушек на территории детского сада», «Кормление птиц».
3. Заключительный этап
КВН для детей «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление полученных знаний детей о природоведческой литературе,
о взаимосвязях и взаимодействии всех объектов данной экосистемы.

Список использованной литературы
1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
2. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду //Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2. – С.16-20.
3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
4. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.