Николай томский скульптор работы. Биография


ІІ тур
9 класс

Задания выполняют ученики, которые перешли в 9 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-8 классов).

Работы учеников, которые перешли в 10-ый, 11-ый классы, не принимаются.

Русский язык


  1. Ударение в русском языке может выполнять разные функции. Определите функцию ударения в следующих словах.
/ / / /

Заниматься бегом – бегом домой; пахнуть духами – пахнуть ветром;

с правой стороны – в разные стороны; территориальные воды – стакан


  1. ^ Подберите образные выражения (из греческой мифологии) к следующим словосочетаниям (например, трудная задача – гордиев узел).
Нечто великолепное, коварные дары, источник бедствий, суд невежды, человек в ситуации трудного выбора.
^ 3.Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами (не менее 2-х).

Польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.
^ 4.Обоснуйте выбор частиц не или ни.

Казак на север держит путь, казак (ни, не) хочет отдохнуть (ни, не) в чистом поле, (не, ни) в дубраве, (ни, не) при опасной переправе.

В лесу я был (ни, не) один. (Ни, не) один из экскурсантов (ни, не) опоздал к поезду).
^
Золотые ворота, построенные Ярославом Мудрым после разгрома печенегов, были названы так потому, что тяжёлые дубовые створы ворот, находившихся в высоком валу, были окованы позолоченной медью, а на своде ворот находилась небольшая церковь с золочёным куполом.

Литература


  1. Какие города и реки упоминаются в «Слове о полку Игореве…»? Назовите не менее десяти, по возможности приведите современные названия этих городов и рек.

  1. Этот музыкально-поэтический жанр зародился в Италии в ХIV в. В разное время он означал и пастушескую песню любовного содержания, и эпиграмму, и стихотворный комплимент прекрасной даме. К этому жанру обращались Петрарка и Ронсар. Что это за жанр? Кто из русских поэтов прибегал к этому жанру в своем творчестве?

  1. Напишите статью для литературоведческого словаря о ЮМОРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

  1. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин изображает Пугачева благородным и, безусловно, привлекательным. В «Истории пугачевского бунта», написанной до «Капитанской дочки», поэт описывает зверские пытки, применяемые Пугачевым и его сторонниками к пленным дворянам, включая женщин и детей, и отвратительные, подлые поступки Пугачева. Марина Цветаева, завороженная этим парадоксом, попыталась его объяснить. Попробуйте объяснить и вы.

^

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе
1 тур

10 класс

^

Задания выполняют ученики, которые перешли в 10 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-9 классов).

Работы учеников, которые перешли в 11-ый класс, не принимаются.

^ Русский язык


  1. Что обозначают эти слова, имеющие в именительном падеже множественного числа различные окончания и ударения?
/ / / / / /

Меха и мехи , ордена и ордены , соболя и соболи .


  1. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам и дайте определение их значениям.
Как псу муха (польск.).

Жить как петух на откормке (франц.).

Когда свинья в желтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.).

Это пока ещё написано на звёздах (немец.).


  1. ^ Отредактируйте предложения, в которых присутствует нарушение лексических норм русского языка.
Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.

Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян.

Павка впервые познакомился с Тоней случайно.
^ 4. В употреблении форм прилагательных в речи часто допускаются ошибки. Найдите предложение, в котором допущена подобная ошибка, исправьте её.

Виктор инициативен и добросовестный лишь в тех делах, которые ему интересны.

Самые яркие впечатления у меня остались после путешествия по заповедным местам Украины.

Рокот водопада громче шума ветра.


  1. ^ Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Она бывает хороша только в иные летние вечера, когда, возвышаясь отдельно среди низкого кустарника, приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца и блестит и дрожит, с корней до верхушки облитая одинаковым жёлтым багрянцем, - или когда она вся шумно струится и лепечет на синем небе, и каждый лист ее, подхваченный стремленьем, как будто хочет сорваться, слететь и умчаться вдаль (И.С. Тургенев).
Литература
1. В 1834 году в Петербурге была выставлена картина, которая произвела сильное впечатление на А.С. Пушкина. Это впечатление он выразил в стихах.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Что это за картина? Кто ее автор? И какая существует связь между ее автором и поэтом?
2. Какие правила классицистической комедии соблюдает, а какие нарушает А.С. Грибоедов в «Горе от ума»? Каким стихотворным размером написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Где и кем еще применялся этот размер?

3.Напишите статью для литературоведческого словаря о САТИРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

4. А.П. Чехов писал: «Если и есть в жизни цель и смысл, то эти цель и смысл вовсе не в нашем счастии, а в чем-то более значительном и великом». Сравните эти слова с утверждением Л.Н. Толстого: «Кто счастлив, тот и прав». Чья позиция вам ближе и почему?

^

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе

1 тур

11 класс
^

Задания выполняют ученики, которые перешли в 11 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-10 классов).

Русский язык


  1. Докажите, что в отрывках из стихотворений К. Бальмонта используется звукопись. С какой целью автор обращается к этому приёму?
а) Полуночной порой в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

б) Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

^ 2.Сравните значения выделенных слов и укажите, к какому явлению они относятся: многозначности или омонимии.

Затопить печь – затопить корабль. Серебряный подстаканник – серебряный иней. Противотанковая мина – грустная мина. Седые волосы – седые века.
^ 3. Прокомментируйте способы языковой игры в газетных заголовках. Объясните приём, на основе которого строится обыгрывание языковых единиц.

Олигарх от олигарха далеко не падает.

Одна голова – хорошо, а с мозгами – лучше.

Рубль снова не в курсе.
^ 4. Подумайте, какое двусмысленное толкование имеет каждое из следующих предложений. Исправьте эти предложения так, чтобы каждое из них имело лишь одно толкование.

Мой товарищ встречал брата с сестрой.

Я встречаю его чаще вас.

Вам нельзя говорить этого.

^ 5. Сделайте полный синтаксический разбор предложения

Ранней весной, когда скалывали по улицам и площадям кору заледенелого снега, когда между этими пластами по открывшейся мостовой неслись откуда-то взявшиеся блиставшие на солнце ручьи, когда синие тени с резкой отчётливостью вылепляли кубы домов и круглоту колонн, когда лед на Неве набухал, становился серым и, наконец, вздымался, ломался и сдвигался с места, чтобы поплыть к взморью, - петербургская весна была уже изумительна в стихийной выразительности своего пробуждения (А. Бенуа).

Литература


  1. Кто и о ком написал это стихотворение? В какой форме написано стихотворение и как называется цикл, в который оно входит?
^ В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

Песнь солнышку. И вешних вод капель.

Прозрачен стих, как северный апрель,

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою.

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.


  1. Восстановите названия, пользуясь словами, данными после задания (в словах можно менять падеж и число). Что объединяет названия каждого ряда? Прокомментируйте, расположите названия по хронологии.

  1. «Арфы», «земли», «Страшный»;

  2. «Путь», «Чужое», «Фарфоровый»;

  3. «Семь цветов», «Русские», «Зеркало».
Конкистадоры, символист, пузыри, павильон, тень, радуга, скрипка, небо, мир

3. Напишите статью для литературоведческого словаря о РЕАЛИЗМЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

4.Рассказ А.П. Чехова «Душечка» был по-разному воспринят Л.Н. Толстым и А.М. Горьким. Толстой считал, что главная героиня - это воплощение «того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к богу дела – дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины». По мнению Толстого, смешны все герои рассказа, «но не смешна, а свята удивительная душа Душечки» со своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит». По-другому к героине отнесся Горький: «Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба». Чье мнение вы разделяете?


Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия - Гришин; 1900-1984) - советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979).
Родился в селе Рамушево Новгородской губернии в семье кузнеца. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде - победила работа скульптора Н. В. Томского. Открыт памятник 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. - Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР - первая для Н. В. Томского государственная награда).
В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города.
После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны.
Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Н. В. Томский - создатель многих памятников Ленину, Сталину, Кирову.
Из других работ скульптора можно отметить:
*Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954).
*Портрет художника Диего Риверы (1956-1957, бронза; ГТГ).
*Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959).
*Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958).
*Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964).
*Памятник-бюст Лизе Чайкиной в пос. Пено Тверской обл. (1944).
*Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973) - изображён на марке (фрагмент пьедестала на карточке).
*Скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975).
*Памятник Н. В. Гоголю на (1952 г.; стоявший ранее, с 1909 года, на этом месте памятник скульптора Н. А. Андреева был перенесён в Донской монастырь; сейчас - во дворе дома 7 по Никитскому бульвару, у мемориального центра Гоголя) - на фото.

Томский Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области - 1984], скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970).

Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Томский изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры.

Большое место в ранний период его творчества заняла работа над образом С. М. Кирова. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)).

Эти черты творчества Томского проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники.

За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Томский получил Государственную премию СССР в 1950.

В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит).

Как и в 1930-х гг., Томский много работает над образом В. И. Ленина.

Со 2-й половины 1950-х гг. он обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея).

Лучшие дня

Превращаясь в Барби
Посетило:3825

Посетило:719
Врожденная аристократичная внешность