ІІ тур
9 класс
Задания выполняют ученики, которые перешли в 9 класс
(также данное задание могут выполнять ученики 5-8 классов).
Работы учеников, которые перешли в 10-ый, 11-ый классы, не принимаются.
Русский язык
Ударение в русском языке может выполнять разные функции. Определите функцию ударения в следующих словах.
Заниматься бегом – бегом домой; пахнуть духами – пахнуть ветром;
с правой стороны – в разные стороны; территориальные воды – стакан
^ Подберите образные выражения (из греческой мифологии) к следующим словосочетаниям (например, трудная задача – гордиев узел).
^ 3.Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами (не менее 2-х).
Польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.
^
4.Обоснуйте выбор частиц не или ни.
Казак на север держит путь, казак (ни, не) хочет отдохнуть (ни, не) в чистом поле, (не, ни) в дубраве, (ни, не) при опасной переправе.
В лесу я был (ни, не) один. (Ни, не) один из экскурсантов (ни, не) опоздал к поезду).
^
Золотые ворота, построенные Ярославом Мудрым после разгрома печенегов, были названы так потому, что тяжёлые дубовые створы ворот, находившихся в высоком валу, были окованы позолоченной медью, а на своде ворот находилась небольшая церковь с золочёным куполом.
Литература
Какие города и реки упоминаются в «Слове о полку Игореве…»? Назовите не менее десяти, по возможности приведите современные названия этих городов и рек.
Этот музыкально-поэтический жанр зародился в Италии в ХIV в. В разное время он означал и пастушескую песню любовного содержания, и эпиграмму, и стихотворный комплимент прекрасной даме. К этому жанру обращались Петрарка и Ронсар. Что это за жанр? Кто из русских поэтов прибегал к этому жанру в своем творчестве?
Напишите статью для литературоведческого словаря о ЮМОРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин изображает Пугачева благородным и, безусловно, привлекательным. В «Истории пугачевского бунта», написанной до «Капитанской дочки», поэт описывает зверские пытки, применяемые Пугачевым и его сторонниками к пленным дворянам, включая женщин и детей, и отвратительные, подлые поступки Пугачева. Марина Цветаева, завороженная этим парадоксом, попыталась его объяснить. Попробуйте объяснить и вы.
^
Управление образования и науки
Одесской областной государственной администрации
Одесский областной институт усовершенствования учителей
Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе
1 тур
10 класс
^
Задания выполняют ученики, которые перешли в 10 класс
(также данное задание могут выполнять ученики 5-9 классов).
Работы учеников, которые перешли в 11-ый класс, не принимаются.
^ Русский язык
Что обозначают эти слова, имеющие в именительном падеже множественного числа различные окончания и ударения?
Меха и мехи , ордена и ордены , соболя и соболи .
Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам и дайте определение их значениям.
Жить как петух на откормке (франц.).
Когда свинья в желтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.).
Это пока ещё написано на звёздах (немец.).
^ Отредактируйте предложения, в которых присутствует нарушение лексических норм русского языка.
Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян.
Павка впервые познакомился с Тоней случайно.
^
4. В употреблении форм прилагательных в речи часто допускаются ошибки. Найдите предложение, в котором допущена подобная ошибка, исправьте её.
Виктор инициативен и добросовестный лишь в тех делах, которые ему интересны.
Самые яркие впечатления у меня остались после путешествия по заповедным местам Украины.
Рокот водопада громче шума ветра.
^ Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Литература
1. В 1834 году в Петербурге была выставлена картина, которая произвела сильное впечатление на А.С. Пушкина. Это впечатление он выразил в стихах.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Что это за картина? Кто ее автор? И какая существует связь между ее автором и поэтом?
2. Какие правила классицистической комедии соблюдает, а какие нарушает А.С. Грибоедов в «Горе от ума»? Каким стихотворным размером написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Где и кем еще применялся этот размер?
3.Напишите статью для литературоведческого словаря о САТИРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.
4. А.П. Чехов писал: «Если и есть в жизни цель и смысл, то эти цель и смысл вовсе не в нашем счастии, а в чем-то более значительном и великом». Сравните эти слова с утверждением Л.Н. Толстого: «Кто счастлив, тот и прав». Чья позиция вам ближе и почему?
^
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Управление образования и науки
Одесской областной государственной администрации
Одесский областной институт усовершенствования учителей
Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе
1 тур
11 класс
^
Задания выполняют ученики, которые перешли в 11 класс
(также данное задание могут выполнять ученики 5-10 классов).
Русский язык
Докажите, что в отрывках из стихотворений К. Бальмонта используется звукопись. С какой целью автор обращается к этому приёму?
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
б) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
^ 2.Сравните значения выделенных слов и укажите, к какому явлению они относятся: многозначности или омонимии.
Затопить
печь – затопить
корабль. Серебряный
подстаканник – серебряный
иней. Противотанковая мина –
грустная мина. Седые
волосы – седые
века.
^
3. Прокомментируйте способы языковой игры в газетных заголовках. Объясните приём, на основе которого строится обыгрывание языковых единиц.
Олигарх от олигарха далеко не падает.
Одна голова – хорошо, а с мозгами – лучше.
Рубль снова не в курсе.
^
4. Подумайте, какое двусмысленное толкование имеет каждое из следующих предложений. Исправьте эти предложения так, чтобы каждое из них имело лишь одно толкование.
Мой товарищ встречал брата с сестрой.
Я встречаю его чаще вас.
Вам нельзя говорить этого.
^ 5. Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Ранней весной, когда скалывали по улицам и площадям кору заледенелого снега, когда между этими пластами по открывшейся мостовой неслись откуда-то взявшиеся блиставшие на солнце ручьи, когда синие тени с резкой отчётливостью вылепляли кубы домов и круглоту колонн, когда лед на Неве набухал, становился серым и, наконец, вздымался, ломался и сдвигался с места, чтобы поплыть к взморью, - петербургская весна была уже изумительна в стихийной выразительности своего пробуждения (А. Бенуа).
Литература
Кто и о ком написал это стихотворение? В какой форме написано стихотворение и как называется цикл, в который оно входит?
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод капель.
Прозрачен стих, как северный апрель,
То он бежит проточною водою,
То теплится студеною звездою.
В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружье. Собака. Серая Ока.
Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска.
Восстановите названия, пользуясь словами, данными после задания (в словах можно менять падеж и число). Что объединяет названия каждого ряда? Прокомментируйте, расположите названия по хронологии.
«Арфы», «земли», «Страшный»;
«Путь», «Чужое», «Фарфоровый»;
«Семь цветов», «Русские», «Зеркало».
3. Напишите статью для литературоведческого словаря о РЕАЛИЗМЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.
4.Рассказ А.П. Чехова «Душечка» был по-разному воспринят Л.Н. Толстым и А.М. Горьким. Толстой считал, что главная героиня - это воплощение «того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к богу дела – дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины». По мнению Толстого, смешны все герои рассказа, «но не смешна, а свята удивительная душа Душечки» со своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит». По-другому к героине отнесся Горький: «Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба». Чье мнение вы разделяете?
Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия - Гришин; 1900-1984) - советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979).
Родился в селе Рамушево Новгородской губернии в семье кузнеца. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде - победила работа скульптора Н. В. Томского. Открыт памятник 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. - Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР - первая для Н. В. Томского государственная награда).
В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города.
После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны.
Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Н. В. Томский - создатель многих памятников Ленину, Сталину, Кирову.
Из других работ скульптора можно отметить:
*Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954).
*Портрет художника Диего Риверы (1956-1957, бронза; ГТГ).
*Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959).
*Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958).
*Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964).
*Памятник-бюст Лизе Чайкиной в пос. Пено Тверской обл. (1944).
*Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973) - изображён на марке (фрагмент пьедестала на карточке).
*Скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975).
*Памятник Н. В. Гоголю на (1952 г.; стоявший ранее, с 1909 года, на этом месте памятник скульптора Н. А. Андреева был перенесён в Донской монастырь; сейчас - во дворе дома 7 по Никитскому бульвару, у мемориального центра Гоголя) - на фото.
Томский Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области - 1984], скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970).
Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Томский изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры.
Большое место в ранний период его творчества заняла работа над образом С. М. Кирова. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)).
Эти черты творчества Томского проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники.
За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Томский получил Государственную премию СССР в 1950.
В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит).
Как и в 1930-х гг., Томский много работает над образом В. И. Ленина.
Со 2-й половины 1950-х гг. он обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея).
Лучшие дня
Превращаясь в Барби Посетило:3825 |
Посетило:719 |
Врожденная аристократичная внешность |